Научная статья на тему 'Феномен и категория «Творчество» в контексте филогенетического подхода'

Феномен и категория «Творчество» в контексте филогенетического подхода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
293
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ЭТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЕДИНСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛИЧЕСТВО / КАЧЕСТВО / ДИАЛЕКТИКА / CREATIVITY / ETHICS / MORALITY / TOGETHERNESS / ACTIVITY / QUANTITY / QUALITY / DIALECTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Редин Л. В.

В работе выделены и охарактеризованы четыре исторических этапа в развитии категории «творчество». Предложена авторская дефиниция категории «творчество», содержательная структура которой определяется диалектическим единством понятий «количество» и «качество», поверяемых современной научной парадигмой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Редин Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Four historical periods in the development of a category of creativity are dedicated and characterized in this paper. Author definition of a category of creativity, substantial structure of which is determined by dialectic togetherness of quantity and quality notions verified by contemporary scientific paradigm are suggested as well.

Текст научной работы на тему «Феномен и категория «Творчество» в контексте филогенетического подхода»

Л. В. Редин

ФЕНОМЕН И КАТЕГОРИЯ «ТВОРЧЕСТВО» В КОНТЕКСТЕ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: творчество, этика, нравственность, единство, деятельность,

количество, качество, диалектика.

В работе выделены и охарактеризованы четыре исторических этапа в развитии категории «творчество». Предложена авторская дефиниция категории «творчество», содержательная структура которой определяется диалектическим единством понятий «количество» и «качество», поверяемых современной научной парадигмой.

Key words: creativity, ethics, morality, togetherness, activity, quantity, quality, dialectics.

Four historical periods in the development of a category of “creativity ” are dedicated and characterized in this paper. Author definition of a category of “creativity’’, substantial structure of which is determined by dialectic togetherness of “quantity” and “quality” notions verified by contemporary scientific paradigm are suggested as well.

В истории человечества выдающиеся ученые, мыслители, представители искусства постоянно задумывались над природой, истоками и механизмами творческой (изобретательской) деятельности и созданием методов, техник и технологий, пригодных для создания принципиально новых продуктов, изобретательских, инновационных решений научных, инженерных, технических, социально-экономических, организационноуправленческих задач. Правда, многие идеи, размышления, гипотезы, принципы не были выделены (обозначены) и зафиксированы, многие факты познания сущности творческого процесса затерялись в историческом процессе, в первую очередь, из-за невнимательности современников, их узкособственнической, эгоистичной, потребительской направленности восприятия, т. к., к сожалению, современники в основном интересовались только тем, какие материальные конкретные (осязаемые, опредмеченные) результаты были достигнуты и мало интересовались тем, кто, какие условия, процессы и методы привели к данным результатам. В филогенетическом контексте исследованием феномена творчества занималась философия и долгое время входившая в ее состав психология, и, вследствие этого, динамика изменения подходов к сущности, структуре, месте, роли и значения творчества в жизнедеятельности человека тесно связана с развитием философии и психологии как наук. В соответствии с этим можно выделить следующие характерные этапы в рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки, построением категориального аппарата и творчеством.

1 этап. Охватывает период времени от античности до начала Нового времени (XVI-XVII вв.). Основное внимание уделялось изучению души как источнику творчества. При этом под душой понималась как идеальная, материальная, так и божественная субстанции в зависимости от школы. Основными свойствами души считались познавательные возможности и нравственные качества. Созданный первый понятийный аппарат включал в себя следующие термины, определяющие процесс мышления и творческую деятельность: бытие, душа, познание, разум, рассудок, мнение, память, представление, воображение, воля, характер, восприятие, ощущение.

2 этап. Связан с научной и промышленной революциями Нового времени и охватывает период времени XVII - начало XX вв. В это время основное внимание

уделялось исследованию феномена сознания, который рассматривался как мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении и самоанализе (интроспекции). При этом понятийный аппарат пополнился новыми терминами: интуиция, инстинкт, интеллект, рефлексия, ассоциация, одаренность, талант, инсайт, время реакции.

3 этап. Охватывает промежуток времени с начала по конец ХХ века, основное внимание уделялось поведенческим характеристикам человека и деятельностному подходу к творчеству, исследованию отдельных характеристик психических явлений в соответствии с развитием в это время таких направлений, как психоанализ, бихевиоризм, аналитическая психология, транзакционный анализ, гештальтпсихология, советская школа психологии. Характер исследований сближался с подходами, применяемыми в естествознании, широко применялись эксперимент и математический аппарат для обработки результатов экспериментов и моделирования психических явлений. При этом понятийный аппарат творческой деятельности включает термины, характеризующие категории: сознание, бессознательное, личность, отражение, поведение, деятельность, потребность, мотивация, цель, информация, искусственный интеллект, парадигма.

4 (современный) этап. Охватывает промежуток времени со второй половины ХХ

века по настоящее время. Он характеризуется приоритетом гуманистического и трансперсонального подходов в психологии, движением «New age», необходимостью интеграции повседневной жизни с подлинной духовностью. При этом исследуются вопросы, связанные с развитием человека, его психики, мышления, а также непосредственная связь творчества с необычными, измененными состояниями сознания, а в основе творческого процесса, считается, находится трансценденция - преодоление рамок наличного (привычного, детерминированного, окутанного традиционными схемами, механистическими парадигмами) бытия. В центре внимания понятийного аппарата категории: Универсальный Разум, Космическое Сознание, разум, сверхсознание

(надсознание), подсознание, коммуникация, взаимодействие, измененные состояния сознания, расширение сознания, переживание, личностный опыт, трансовые состояния.

Первые попытки человечества описания, объяснения, выражения явлений природы осуществлялись в форме мифотворчества, которое создавались путем прямого переноса конкретных восприятий, представлений и условий жизни людей того времени на мифологические конструкты. Согласно исторически принятому подходу, методология научного познания и тесно (неразрывно) связанная с ней методология творческой деятельности начали формироваться в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э., взяв свои истоки с семи древнегреческих мудрецов. Направленность первых научных школ была сориентирована на преодоление мифологических подходов, образно-художественной (поэтической) форм восприятия, познания и описания природы и жизни общества, а также сугубо прямого непосредственного метафорического мышления ранних мыслителей. Они перестали искать объяснение явлениям природы в мифе и через наблюдение природы и первичный анализ морфологии и синтаксиса языка делали попытки выработать первый понятийный аппарат, положивший начало научному мышлению. Общим, сближающим различные взгляды и пути развития мысли в древнегреческих школах этого периода было то, что они рассматривали науку, религию и философию как диалектически единое и целое, взаимно влияющие друг на друга, взаимно дополняющие друг друга и соответствующие друг другу [1]. Мыслители Древней Греции в центр внимания ставили вопросы зарождения и эволюции мироздания, творения, познания, бытия, места, задач, цели, ценностей, смыслосодержания и смыслопостроения, деятельности человека в нем. Поэтому, в первую очередь, их интересовали аспекты, связанные с реалиями существования и творения природы, т.е. это были натурфилософы, которые занимались вопросами не столько о том из чего состоит мир, сколько о том, как устроен мир (этот вопрос будет стоять в центре внимания и современной научной парадигмы). При этом бытие и его принципы организации открываются человеку, когда он находится не просто в

процессе познания или состоянии знания, а в особом процессе и «состоянии совести или любви» [2], т.е. отмечалась первостепенная важность нравственности.

В историческом плане первые попытки понять природу творческой деятельности связаны с восприятием креативных, созидающих процессов космогенеза (космология, космогония), с началом научного познания (гносеология, эпистемология), с восприятием таких понятий как Логос, Эрос, Холос, Экос, Нус, Глагол, Идея в качестве творческих начал, включающих соответствующее целеполагание и осмысление бытия (онтология). Таким образом, осознание проблематики творчества тесно связано с началом становления науки (научного познания) и соответствующим пониманием таких базовых категорий как «бытие», «познание», «наука», «истина», «мышление». Дальнейшее движение мысли древнегреческих мыслителей в этом направлении способствовало оформлению философских (научных) категорий: логос, нус, экос, этос, число, бытие, познание, истина, начало, субстанция, материя, содержание и форма, цель, смысл, пространство, время и движение, процесс, мышление, творение и т. д.

В средневековье творчество предстает как энергетический (волевой) акт, вызывающий бытие из небытия. В эпоху Возрождения творчество осознается, прежде всего, как творчество художественное, сущность которого заключается в творческом восприятии и созерцании мира. Целенаправленное исследование феномена творчества началось только на границе XIX - XX столетий. В первую очередь это было связано с более осознанным взглядом человечества на собственную деятельность по мере развития средств производства и производственных отношений, т.е. в связи с развитием промышленной революции. А во вторую, непосредственно исходящую из первой, с бурным развитием психологии и выделением ее, с момента начала применения экспериментальных методов в психологии, в самостоятельное научное направление.

Со второй половины Х1Х века исследование творческого процесса развивалась как область знаний, направленная на поиски закономерностей создания человеком оригинального, нового. Главной целью, например, психологии творчества было описание ситуации, в которой идея, воплощаемая в процессе мышления в определенные формы, всплывает в сферу сознания помимо воли (спонтанно) субъекта творчества. При этом первоначально областью исследования было в основном художественное творчество, деятельность людей искусства и литературы. В дальнейшем стали развиваться и направления связанные с психологией технического и научного творчества.

Сначала психологические исследования были направлены преимущественно на изучение личности изобретателя. В этот период творческая личность рассматривалась как нечто исключительное. Обсуждались вопросы о сходстве психологических заболеваний и гениальности, об особом составе крови у изобретателей и т. д. И лишь в ХХ веке на смену этим взглядам постепенно пришло убеждение, что творческие задатки есть практически у каждого человека. Психологическое исследование творческого процесса наталкивается на практически непреодолимые трудности, т. к. творческий процесс растянут во времени, начиная наблюдение, психолог не может быть уверен, что «подопытный изобретатель» решит задачу в обозримом будущем (хотя бы за 5 или 10 лет). Да и собственно процесс наблюдения нарушает чистоту эксперимента: чем подробнее и интенсивнее психолог расспрашивает изобретателя, тем больше он узнает о ходе его мыслей, но тем сильнее вопросы влияют на ход этих мыслей, меняя и искажая их. Затем появляется мысль, что, скорее всего, психологические аспекты творчества вторичны, производны. Главное в изобретении, возможно, объективная сторона творчества - закономерности перехода системы из одного состояния в другое.

Начинается поиск «большого искусства» (по современной терминологии,

«универсального способа решения задач»), т. е. метода, с помощью которого можно решить все задачи. В Х1Х веке и на рубеже ХХ века существовали разные точки зрения на сущность творчества. Например, оно рассматривалось как непрерывное рождение нового,

как суть, смысл жизни, как нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной действительности конструирования, лишь комбинирующей старое.

В науке и искусстве ХХ века известно много определений понятия «творчество», имеющие очень общие формулировки в силу многозначности и общности данного понятия. В широком смысле слова творчество - это деятельность, порождающая новое знание или продукт. Творчество - это деятельность, в которой раскрытие человека безгранично. Творчество - это активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей. Творчество является наиболее сложным выражением нашего интеллекта - своего рода кульминацией, вершиной, которая достигается в ходе взаимодействия более чем 120 отдельных качеств (Дж. Гилфорд). Причем это взаимодействие может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенная точка зрения на понятие «творчество» определяет его как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической значимостью. При этом творчество специфично для человека, т.е. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности, а творческий продукт создается в результате: творческого подхода; реализации творческих способностей; процесса творчества [3].

При этом формирование нового всегда связано с наличием у человека непосредственного внутреннего стремления (импульса) к целенаправленной деятельности, всегда связанной с социально-экономическими, научно-техническими, природными преобразованиями, т. е. с деятельностью (трудом). Это стремление обусловлено наличием у данного человека избытка энергии по отношению к энергии, необходимой для простого выживания человека (пассионарность, по терминологии Л.Н. Гумилева). Именно этот избыток энергии лежит в основе творческой деятельности, где интересы познания и созидания нового превалируют над целями выживания и заботами о собственном благополучии. В результате, творческая преобразовательная деятельность, выполняемая человеком, пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Чем выше уровень пассионарности человека, тем больше преобразований он может произвести, т. е. пассионарность представляет собой количественную характеристику деятельности. Для творческих людей часто характерно посвящение себя полностью той или иной цели и движение к ней на протяжении всей жизни [4]. Так как не может быть творчества без пассионарного напряжения, то можно считать пассионарность тем необходимым элементом творчества, который, образно говоря, можно вынести за скобки, внутри которых останутся локальные черты каждой творческой личности. Для характеристики творческого процесса, кроме понятия пассионарности (энергетичности), важно выделить направленность действия различных составляющих личности.

Таким образом, необходимо правильно выбрать общее направление движения (развития). Разбросанность устремлений приводит к распылению усилий человека и в результате к хаотичности общего характера жизнедеятельности и соответствующих преобразований. Направление развития определяется выбранной целью и способом ее достижения и представляет собой знание того, что должно быть сделано, и каким образом это должно быть сделано [5], а это является предметом этики. Следовательно, этика необходима именно сегодня, в особенности в науке, технике, образовании и социальноэкономических сферах, когда значительно возросла глубина и скорость влияния и воздействия человека на все процессы в мироздании. Итак, в дефиницию категории «творчество» должны быть включены две основополагающие категории «качество» и «количество». При этом количественная характеристика (деятельность), говоря математическим языком, является модулем совершаемых преобразований, а качественная характеристика (собственно понятие «качество») определяет направление, целесообразность производимых преобразований [6].

В рамках данного подхода при условии представления основных характеристик в явном виде, и, в то же время, не претендуя на полноту отображения, но сохраняя филогенетическую целостность и единство подходов, творчество можно охарактеризовать как определенное качество, создающее условия приобщения к высшим смыслам бытия, поиску высших реальностей и единству с ними, раскрытию и развитию сущностных характеристик человека и мира в концепции неограниченного существования, обеспечивающее диалектическое единство и целостность мировоззренческих установок, способствующее профессиональному, социокультурному, внутреннему росту, трансформации, самосовершенствованию личности и сознания, которым человек наделяет свою деятельность, основывающуюся на интегральном принципе (этике) ответственности, в процессе познания и создания нового продукта, а именно: знания, смысла, понимания, ценностных характеристик, преобразованию идеального и материального миров, отличающуюся своей уникальностью, неповторимостью, оригинальностью, целесообразностью, осознанностью, осмысленностью, историкокультурной значимостью и имеющую гуманистическую, трансперсональную и экологическую направленности, базирующиеся на эстетическом и этическом содержаниях и не ущемляющую прав и возможностей последующих и предыдущих поколений с целью получения «сильного» решения, заключающегося в создании оптимальной, гармоничной, самоорганизующейся, саморазвивающейся системы высокого уровня системности (внутренней информативности) с диалектико-синергийными и рекурсивноконтинуальными взаимоотношениями внутрисистемной целостности и внешнего единства (внешней информативности) с гиперсистемой в контексте триединства прошлого, настоящего и будущего. В этой формулировке категории «творчество» внимание акцентируется на диалектическом единстве и взаимной дополнительности категорий «качество» и «количество» (в данном случае, количество характеризуется категорией «деятельность») в сочетании с характерными параметрами современной научной парадигмы и в соответствии с концепцией устойчивого развития социума. При этом смысл, мысль и этика (аналогично, экология, в широком, мировоззренческом понимании данной категории) должны предварять, определять и направлять творческую деятельность (дедуктивный подход). В соответствии с современной научной парадигмой поиск высших реальностей - это поиск параметров высшего порядка в синергийно-многослойно-сетевом пространстве (имеющем эволюционно-голографическую природу), структурированном рекурсивными причинно-следственными связями [7].

Литература

1. Чечеткина, И.И. Философия науки. История и методология античной философии науки / И.И.Чечеткина, Л.Э.Ржечицкая. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2000. - 60с.

2. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704с.

3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала / М.М.Кашапов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 608с.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. - СПб.: ООО ИД «Кристалл», 2001. - 640с.

5. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В.Максимова. - М.:

Академический Проект, 2006. - 224с.

6. Редин, Л.В. Формирование и развитие творческой личности как основа инноваций в профессиональной деятельности / Л.В.Редин // Инновационные процессы в профессиональной деятельности. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С.36-82.

7. Аршинов, В.И. Сфирот познания / В.И.Аршинов, М.Лайтман, Я.И.Свирский. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 248с.

© Л. В. Редин - канд. техн. наук, доцент каф. ПиМ ВПО КГТУ, levvr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.