Научная статья на тему 'Феномен харизмы в педагогическом процессе'

Феномен харизмы в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ПСЕВДОХАРИЗМА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / CHARISMA / PSEUDOCHARISMA / SOCIAL CONSCIOUSNESS / PEDAGOGICAL SPHERE / PRAGMATIC VALUES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Наталья Анатольевна

В статье актуализируется изучение феномена харизмы в педагогической среде, разнообразные формы ее бытия. Рассматриваются инвариантные признаки проявления харизмы и псевдохаризмы в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CHARISMA IN EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the study of the phenomenon of charisma in pedagogical sphere. Different forms of its being are viewed. Invariant features of the appearance of charisma and pseudocharisma in social consciousness.

Текст научной работы на тему «Феномен харизмы в педагогическом процессе»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат философских наук Швецова Наталья Анатольевна

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье актуализируется изучение феномена харизмы в педагогической среде, разнообразные формы ее бытия. Рассматриваются инвариантные признаки проявления харизмы и псевдохаризмы в общественном сознании.

Ключевые слова: харизма, псевдохаризма, общественное сознание, педагогическая среда, прагматические ценности образования.

Annotation. The article deals with the study of the phenomenon of charisma in pedagogical sphere. Différent forms of its being are viewed. Invariant features of the appearance of charisma and pseudocharisma in social consciousness.

Keywords: charisma, pseudocharisma, social consciousness, pedagogical sphere, pragmatic values of education.

Введение. Актуальность изучения феномена харизмы в общественном сознании обусловлена ситуацией системного кризиса общества, для которого характерно возрастание активности иррациональности в общественном бытии и сознании.

Изложение основного материала статьи. Харизма - красивое и древнее слово, существующее во многих языках. Корни его - в греческом. Харизма - милость, божественный дар, необычайные способности, исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья, как особый дар человеку сверхъестественных сил.

В переломные эпохи возрастает роль харизмы в общественном сознании, так как харизма с ее иррациональностью, яркой чувственностью, загадочным обаянием личности органично встраивается в иррациональные отношения, в основе которых Вера, Надежда, Любовь, Спасение...

Особенно заметен своеобразный «харизматический взрыв» в современном религиозном сознании, в политике. Иррациональная природа харизмы обостряет чувства и эмоции верующих, активизирует их упование на духовных лидеров - священников, лидеров религиозных организаций, миссионеров, проповедников, организаторов новых религиозных движений. Безусловно, харизма, в особенности в религиозном сознании, контрастирует со здравым смыслом - основной парадигмой обыденного мышления, что усиливает напряженность духовного состояния общества.

Особенно этот духовный феномен характерен для многоконфессиональных обществ, в частности, - для российского, в котором традиционно сосуществует и по-разному относятся к друг другу разнообразные конфессии. Преобладание православия в русской духовной культуре существенно повлияло на российский менталитет и сформировало специфические ценностные ориентиры в отношении харизмы и харизматических отношений. Благодаря православию исторический путь России озарен мессианской идеей. В 90-е годы ХХ века эта идея несколько трансформировалась. Она подается церковью как державность - объединение всех народов России вокруг русского народа, как исторически сложившегося традиционного станового хребта Российского государства. Свидетельством поддержки государством укоренения этой идеи в российском менталитете стало восстановление главного и крупнейшего православного храма в России - Собора Христа Спасителя.

Возрождается идея Христа - Мессии, Спасителя, воплощается в патриотической и духовной деятельности харизматических лидеров русской православной церкви - Алексия II, патриарха Кирилла и др.

Нравственные идеи патриархов поддерживают власти России, политические лидеры, так как опыт религиозных конфессий объединяется с программами государства по формированию духовных ценностей российского общества.

В технологии общения церкви и государства учитывается идея могучей исторической роли России и российского народа в общемировом процессе, в явной или неявной форме проступает мысль о богоизбранности русского народа (а значит, наделенности его особой духовной силой, в частности, -харизмой). Народ - это богатырь, сильный своей любовью к Отечеству, к православию, к государству, основанному на Законе Божьем, а с учетом современной светской природы государства - Закона правового государства, которому должен неукоснительно следовать каждый.

Традиционно русский народ - государственник, поэтому несколько подновленная идея державности, освещаемая церковью, не противоречит российскому менталитету. Мессианская идея ремифологизируется, воспроизводится в общественном сознании и в силу традиционной укорененности в обыденном сознании она еще несет в себе взрывоопасный потенциал, который может проявиться в религиозном фанатизме, монархизме, национализме, фетишистском сознании, уличных беспорядках.

Для деятельности в условиях риска нужна вера. Вера, как знание без достаточных оснований, всегда выполняется интуицией, инстинктом, соответственно, для веры харизма - дрожжи, обеспечивающие ее кондицию. Также харизма прирастает средствами спасительно-мессианского нарратива. Нельзя не согласиться с тем, что эффективность харизмы порождает стремление создать ее искусственные аналоги -псевдохаризму - управляемую чужим разумом функцию вожака. Россия - это страна, где благодаря паттернализму, солидарной ответственности, энтузиазму ученых, несмотря на ограниченные финансовые возможности, всегда развивалась наука, реализовывалась право на медицинскую помощь, образование, социальную поддержку [2].

Исходя из этого, в гуманитарной подготовке будущих специалистов нельзя не учитывать традиционных проявлений обыденного сознания и поведения его носителей. Задача педагога и управленца - развить умения разбираться в духовной атмосфере общества, трудового коллектива, семейных отношений, делового общения, привить навыки грамотного поведения в нестандартных ситуациях, когда здравый смысл оттесняется иррациональными отношениями, когда в своей инструментальной функции харизма скрывает подменную сущность реальных событий и их участников. Харизма подлинная как личностная одаренность, свойство индивидуальности и псевдохаризма, сознательно сформированная идеологами, технологами, имиджмейкерами, пластическими хирургами, дизайнерами и т.п. Оказывают существенное влияние на

индивидуальное и общественное сознание, на поведенческие реакции, принятие решений, обостряют процесс идентификации и поиск устойчивых духовных основ, идеалов, образа жизни. В кризисных условиях харизма может стать доминантой в поиске утерянного «Я», которое укрепляется, опираясь на авторитет вождя, лидера, духовника, даже героя «светской тусовки» или эстрадной «поп-звезды». В необычайной востребованности харизмы важен критический выбор. Диалоговая форма общения преподавателя со студентами, педагогика сотрудничества, доверительные отношения в учебном процессе и во внеучебной работе важны и полезны для верного ответа на вопросы: «Кто есть кто?» и «Что это?», «Как отличить подлинное лицо от маски?». Это жизненно важные вопросы.

Харизматики необычайно популярны во все времена, а в кризисные - в особенности. Популярность -сильнейший инструмент завоеваний симпатий, доверия людей. Не случайно, политические лидеры становятся, благодаря СМИ, ТВ прямо-таки членами семьи, участниками наших домашних вечерних посиделок перед экраном.

Формы бытия харизмы необычайно разнообразны, а познание их существенно отстает, в особенности -изучение харизмы в педагогической среде. Немногие будут спорить о том, что педагог должен (или не должен) быть харизматическим лидером. На харизму педагога работает авторитет его профессии. Учитель -во всех обществах глубокоуважаемая и даже почитаемая профессия. Он не только носитель и передатчик знаний, он - жизненный пример служения самым высоким нравственным образцам. Какие бы перипетии не случились в истории общества, человека, педагог всегда - носитель и творец культуры, образец для подражания. Бесчисленное множество примеров зафиксировала культура о роли педагога как созидателя Личности.

Прагматические ценности становятся основополагающими в обществе и в образовательной сфере. Современная экономика предъявляет все больше новых требований к выпускникам вузов, включающие в себя все более углубленную профессиональную специализацию, зачастую в достаточно узкой области. Профессиональная подготовка становится приоритетным направлением в системе высшего образования, поэтому вузы уделяют особое внимание «полезному знанию», которое требует от выпускников рынок труда. По мнению многих ученых основополагающими признаками новой образовательной системы должны остаться традиции гуманитаризации, фундаментализации и новой ориентации - информатизации обучения. Информатизация является новым качеством системы образования, новой социокультурной ценностью, что способствует сближению гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга.

Так, например, научная философия несет глубокий гуманистический смысл, помогает вернуть веру человека в самого себя и в свое дело, показывает значимость каждого индивида и каждой личности.

Основным целеполаганием образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире - в противовес технократическому мышлению, узкопрагматичной ориентации, которые привели к обеднению эмоционального мира человека.

Развитие системы образования невозможно без опоры на позитивные традиции и культурные достижения, уже имеющиеся в системе отечественного образования. Необходима осознанная ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, создание культурной среды для саморазвития личности. Для реализации сознательного и свободного самоопределения человека в современном мире образование должно транслировать национальные и общечеловеческие ценности. Ментальные ценности общества (включающие такие понятия, как добро, красота, польза, справедливость, свобода, социальное равенство) играют важную роль для социализации личности. Именно эти ценности в основе аксиологического обеспечения образовательно-воспитательной системы, где главными должны быть вопросы формирования человека как гармоничной личности [1].

Необходимо отметить, что новые ценности образования на сегодняшний день находятся в стадии формирования. Их несформированность можно связать с недостаточностью материальной базы системы образования, с ориентацией рыночной экономики на узкопрагматические ценности, со стремлением субъектов деятельности к достижению быстрого экономического уровня развития.

Из вышесказанного следует, что современный очень прагматичный рынок низводит педагога до утилитарной роли осуществления образовательных услуг. Этот акцент представляется весьма опасным для общества недомыслием, чреватым усекновением нравственности, духовного творчества, личностного культурного со-творчества в образовательной среде.Так, например, педагог, замотанный «часами» в нескольких местах из-за скудности зарплаты, выбивается из культурной среды на ее обочину - в массовую культуру и, утрачивая былой авторитет, стремительно превращается в заурядного ремесленника, порой и, не зная о секретах педагогического мастерства. Какая уж тут харизма...

Однако конкурсы «Учитель года» выявляют яркие педагогические таланты молодых, необычайно харизматичных личностно, хорошо профессионально подготовленных и любящих свою профессию и людей. Это парадокс переходного времени. Парадоксальность харизмы в педагогической среде актуализирована в конфликтности отношений авторитарной и демократичной, творческой личности. Авторитарность держится на традиции тоталитаризма, патриархальности, омассовляющей урбанизации современного общества. Авторитарность существенно подрывается новизной обширной информационной среды, компьютерными технологиями, которыми значительно быстрее овладевают школьники и студенты, чем педагоги пожилого и среднего возраста, которым сложно встраиваться в новую информационную среду.

Поэтому информационный фактор как источник харизмы педагога теряет свою былую силу. В такой ситуации мастерство педагога по превращению информации в знания работает по-новому на его авторитет и харизму.

В искусстве общения с аудиторией важно ориентироваться в социально-психологических механизмах, которые описаны частично в научной литературе.

Необходимо учитывать, что массовой аудиторией начинает снижаться потенциал индивидуальности, т.е. знание преподносится в данный момент «для всех». А это как раз противоречит педагогической задаче -проявить индивидуальность личности обучаемого инструментами знания, информации, очистить аккуратно скорлупу непроницаемости, замкнутости человека в общей массе. Как это сделать? Проверен эффект грамотной риторики, культуры речи, видеоряда, логики изложения материала, диалогового общения «включением» чувственных граней харизмы - эмоциональности, умения возбудить интерес к материалу, артистичности педагога (сейчас есть курсы риторики, культуры общения, психологической культуры и др.).

Конечно, педагогу могут мешать стереотипы мышления, наработанные в прошлом, уже ушедшем. Стереотипизация мышления постепенно преодолевается творчеством, вживанием в новую реальность, то есть надо «идти в ногу со временем», не отвергая категорично непривычное новое, на чем взросло уже поколение, прожив свое детство и юные годы. В данной ситуации бытие харизмы включает фундамент разумной памяти прошлого, прорывы из обыденности за пределы повседневной рутины.

Феномен харизмы выводит повседневное сознание, не обремененное синтезированными знаниями, за пределы повседневности в разнообразные области человеческой деятельности - религиозные отношения, политику, педагогику, историю, культурное, художественное творчество.

Раскрытие феномена харизмы в педагогическом процессе позволяет обратить внимание на рост личностного фактора в процессах трансформации российского общества, на историческую роль харизматических лидеров на переломных этапах развития общества, более осознанно подходить к особенностям отношений власти и народа, политических лидеров и масс, узнавать подлинного харизматического лидера по его социальной значимости, влиянию на людей, адекватному восприятию современности, обладанию даром предвидения, в искренней вере в творческие силы народа. Общество в прошлом нуждалось и в настоящем нуждается в таких истинных лидерах. Эвристичность такого подхода несомненна и для науки, и для повседневной практики.

В практической жизни начинающего свой путь специалиста пригодятся умения отличать подлинных харизматиков от мнимых, или псевдохаризматиков, как произведений СМИ, в искаженной форме воспринятых обыденным сознанием. Уроки постижения харизмы предупредят еще не совсем ушедшую в прошлом идеализацию и культ личности, столь трагичным по последствиям в ХХ столетии. Следует отметить, что общественное сознание современного постсоветсткого общества активно ремифологизируется. Основой данного процесса выступает реально функционирующее сознание, которое никогда полностью не может быть избавлено от мифологических по происхождению образований и в состоянии предоставить им питательную почву. Так, в 1990-е годы ХХ века возродились на новой основе специфические формы общественного сознания и поведения - фантомы разного масштаба. В условиях коренных сдвигов в экономике и политике произошло рождение удивительного явления - парадоксального человека, склонного к харизматике. Обозначен феномен парадоксов обыденного сознания в его специфической форме - кентавр-проблеме. Суть данного феномена заключается в том, что в условиях рыночных экспериментов массовым стало уникальное явление (парадокс), когда один и тот же человек, одни и те же люди одновременно придерживаются взаимоисключающих социальных и политических суждений, ориентаций, одновременно исповедуют противоположные, противоречащие друг другу установки. Нет сомнения в том, что харизма неотъемлемая часть кентавр-проблемы, кентавр-образов. Кентавр - образы, исключающие нравственность из реальной жизни, несут в себе потенциально и реально духовное оскуднение [3].

Выводы. Для становления личности, ее культурной идентификации важно отделить позитивный процесс ускорения харизмы в культуре от переноса харизмы в области девиантного поведения, манипулирования псевдохаризмой массовым сознанием.

Литература:

1. Наливайко Н.В. О взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании: через развитие к социализации / Н.В. Наливайко, Т.С. Косенко // Философия образования. - 2009. - № 4. С. 254 - 265.

2. Серова И.А., Ягодина А.Ю. Иррациональное в науке // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. 2010/3 (23). С. 50 - 52.

3. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании. Автореферат на соискание ученой степени канд. филос.н., Пермь. 2007. 26 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Галина Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Рыбакова Александра Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

аспирант Кочкин Даниил Андреевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внедрения технологий виртуальной реальности в образовательный процесс. Анализируется передовой зарубежный опыт и опыт ведущих отечественных вузов, благодаря которому становится возможным минимизировать трудности при организации и проведении образовательного процесса с использованием виртуальной реальности. Особое внимание уделяется технологическим уровням виртуальной реальности, настройке оборудования, выбору программного обеспечения и методических приемов использования средств виртуальной реальности. На основании имеющихся исследований и собственного опыта применения технологий виртуальной реальности в образовательном процессе вуза делается вывод об эффективности данных технологий в повышении качества обучения.

Ключевые слова: педагогический процесс, виртуальная реальность, образование, мультимедиа технологии, программное обеспечение, очки виртуальной реальности, методические приемы, программирование, моделирование.

Annotation. The article deals with the features of virtual reality technologies introduction into the educational process. The best foreign experience and experience of leading national universities are analyzed, which makes it possible to minimize difficulties in organizing and conducting an educational process using virtual reality. Particular

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.