Научная статья на тему 'Феномен гражданства в векторах измерения прав и свобод личности'

Феномен гражданства в векторах измерения прав и свобод личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СТАТУСНАЯ КАТЕГОРИЯ / CITIZENSHIP / INDIVIDUAL / SOCIAL STATUS / STATUS CATEGORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ягудин Ильдар Рушанович

Анализируются основные аспекты в понимании феномена гражданства. Гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Феномен гражданства представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизационных и иных социально значимых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Citizenship in Vectors Measuring Individual Rights and Freedoms

Key aspects in understanding the phenomenon of citizenship are analyzed. The citizenship is considered as a stable legal connection between an individual and the state, consisting in the aggregate of mutual rights and obligations. The phenomenon of citizenship is a complex of ethical, social and philosophical norms and principles, such as patriotism, obedience to the law, the ability to be a subject of civilization and other socially significant processes.

Текст научной работы на тему «Феномен гражданства в векторах измерения прав и свобод личности»

13. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3246.

14. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 2 дек. 2013 г. № 336-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 49 (ч. I). Ст. 6337.

15. Бошко В.И. Очерки советского семейного права / Переработка и дополнение В.А. Рясен-цева. Киев. 1952.

16. Королев Ю.А. Семья, государство, общество. М., 1971.

17. Масевич М.Г. Основания возникновения алиментных обязательств // Правовые вопросы семьи и воспитания детей / отв. ред. В.С. Тадевосян. М., 1968.

18. U.S. Department of Health and Human Services, Administration on Children, Youth and Families. URL: http:// www.acf.hhs.gov/programs/html

I.R. Yagudin

The Phenomenon of Citizenship in Vectors Measuring Individual Rights and Freedoms

Key aspects in understanding the phenomenon of citizenship are analyzed. The citizenship is considered as a stable legal connection between an individual and the state, consisting in the aggregate of mutual rights and obligations. The phenomenon of citizenship is a complex of ethical, social and philosophical norms and principles, such as patriotism, obedience to the law, the ability to be a subject of civilization and other socially significant processes.

Key words and word-combinations: citizenship, individual, social status, status category.

Анализируются основные аспекты в понимании феномена гражданства. Гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Феномен гражданства представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизацион-ных и иных социально значимых процессов.

Ключевые слова и словосочетания: гражданство, личность, социальный статус, статусная категория.

УДК 342.7 ББК 67.400.3

И.Р. Ягудин

ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСТВА В ВЕКТОРАХ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

I азвитие и утверждение основ правового государства, отвечающие актуальным высоким социально-экономическим и политическим стандартам, невозможны без установления принципов гражданского общества, базирующегося, на реальном соблюдении прав и свобод личности, а также теории гражданства, включающей в себя целый комплекс политических, социальных и гражданских прав, присущих современному индивиду.

В настоящее время в мировом философском и научном сообществе ведутся интенсивные дискуссии по поводу основных проблем концепции гражданства [1]. Существенно возросший в ХХ-ХХ1 вв. интерес к данному феномену связан с пониманием человека, его естественных прав и свобод как основополагающей ценности передового общества. Однако дальнейшее укрепление приоритетной позиции принципа гражданства невозможно без понимания его сущности,

2014

ВЕСТНИК ПАГС

5 1

концептуальной основы, выявления механизмов его возникновения и развития. В связи с этим становится актуальным осмысление гражданства как понятия и исторически обусловленного феномена. Социально-философский анализ гражданства позволяет выявить закономерный характер его появления и развития, различные аспекты в его понимании, а также некоторые факторы, обусловившие его генезис. Для осуществления подобного анализа прежде всего необходимо определить основные характеристики, присущие феномену гражданства в аспекте понятийных смыслов и в отношении соответствующей проблематики, сформулированные в философии и различных смежных отраслях социально-гуманитарного знания: философии права и политики, социологии. Конструктивным также представляется определение понятийно-категориального ряда, сопутствующего термину «гражданство» [2, с. 256].

Анализ проблематики гражданства приводит к закономерному выводу о поливариантности используемых определений и трактовок, а также об отсутствии четко выраженного общего теоретико-методологического подхода к изучению данного феномена. До возникновения идеи гражданства взаимодействие личности и государства понималось как исполнение ряда обязанностей и зависимостей. Значение идеи гражданства состоит в том, что она привнесла новые контексты соотношения личности и власти, личности и общества.

На разных этапах культурно-исторического развития понятие «гражданство» приобретало различные смысловые оттенки, в зависимости от уровня самосознания людей и степени осознания ими собственных прав и обязанностей по отношению к обществу или государству. При этом гражданство является не только и не просто правовым феноменом, но и социальным, поскольку сочетает в себе как политико-правовые, так и социально-философские, нравственные смыслы. Весьма распространенная ранее упрощенная трактовка феномена гражданства, в собирательном значении понимаемого как простая совокупность граждан, в настоящее время утратила свою актуальность. Ограниченность политико-правовой точки зрения, в которой гражданство - устойчивая правовая связь индивида с государством, заключающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей, принадлежность данного индивида к определенному организованному в единство социуму и подчинение власти соответствующего государства независимо от местонахождения индивида, состоит в односторонности такого понимания. Это связано с тем, что в данном определении не показаны возможности реализации свобод и прав человека. Политико-правовое понимание гражданства, по сути, не может устроить самого гражданина, поскольку человек проявляется в обществе не только как правовой или политический субъект, но в большей мере в качестве субъекта межличностных отношений, творца социокультурной реальности, экономического деятеля [3, с. 13]. Более того, само по себе юридическое толкование гражданства является ограниченным даже в контексте политико-правовых отношений. Например, когда гражданин находится в качестве иностранца на территории другой страны, то в этот момент он подчинен ее юрисдикции, несмотря на то, что согласно обозначенному определению, он в то же время подчинен суверенной власти государства собственной гражданской принадлежностью независимо от своего факти-

5 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

ческого местонахождения. К государственно организованному обществу относятся не только граждане данной страны, но и иные категории лиц, например, апатриды и иностранцы, проживающие в определенное время на ее территории и составляющие население. Подобные недостатки в определении сущности феномена гражданства свидетельствуют не только о юридических неточностях или разночтениях, сколько о недостаточном теоретико-методологическом обосновании концепции гражданства, что позволяет утверждать необходимость его философского анализа.

Понимаемое в социально-философском и моральном смысле, гражданство целесообразно трактовать в качестве и совокупности политических и экономических прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к обществу и государству, и комплекса морально-этических и психологических принципов: ответственности, патриотизма, добровольного содействия в общем деле, общественной активности, добропорядочности и законопослушности. В данном случае акцент смещается не на взаимные права и обязанности человека и государства, а на права, свободы и обязательства гражданина по отношению к обществу и государству. В свою очередь, за государством закрепляются обязанности наделения гражданина правами, его защита и покровительство как в пределах данной страны, так и заграницей. Иногда в литературе в переносном смысле употребляется словосочетание «получение права гражданства»; при этом имеется в виду получение человеком определенной устойчивости в идентификации. В данном случае подмечается одна из основных социальных характеристик гражданства, понимаемого как форма приобретения определенной устойчивости, надежности, значимости, стабильности и защищенности.

Социально-философский анализ гражданства предполагает также трактовку данного феномена как в определенной степени привилегированного статуса личности. Гражданство, понимаемое как статусная категория, предполагает конкретные условия наделения личности статусными характеристиками, в которых закрепляются особые права, свободы и обязанности данного лица и которые находятся в тесной связи с целями того или иного социально-политического сообщества [4, с. 512]. Указанные характеристики определяют, для кого нужна реализация данных прав и свобод как целей развития личности и общества, а также с помощью чего и кого они могут быть достигнуты. Кроме того, что статус гражданства определен законом, люди, являясь представителями социально-политического сообщества или государства, уже обладают определенными правами, участвуют в жизнедеятельности своего сообщества, выполняют моральные обязательства по отношению друг другу, связаны экономическими, политическими, культурными и иными отношениями.

В связи с этим наблюдается неточность в отношении разграничения понятий «гражданство в государстве» и «представительство в обществе» или «членство в общине», которые ценны сами по себе, их можно трактовать в качестве и предоставленного статуса, и практически занимаемого положения в обществе. Представительство в обществе может рассматриваться как условие для

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3

приобретения гражданства. Феномен «членства в общине» - исторически более ранняя форма, чем «гражданство в государстве», а сам феномен гражданства тесно взаимосвязан с возникновением определенного типа государства и наделен более существенными, конкретными смыслами, обусловливающими неразрывную связь индивида как единичного с обществом и государством как целым. Таким государством может быть назван античный полис, объединяющий прежде всего свободных людей и дающий им статус и права гражданства [5, с. 167]. Древнеримский политик и философ Цицерон видел в законе и правовом равенстве индивидов основные принципы гражданства и гражданского общества: «...Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...» [6, с. 49]. Государство (фактически аналогичное понятию общества) философ считал единством индивидов, поддерживаемым общностью интересов и права и возникшим из извечной потребности людей к совместному существованию. Таким образом, идеи гражданства, гражданского статуса и равенства индивидов перед законом являются выдающимися достижениями античной цивилизации.

Некоторые исследователи выделяют негативный аспект гражданства, понимаемого как иерархическая специфическая особенность социального статуса, связанный с тем, что отношения гражданства выступают отношениями социального неравенства [7, с. 236]. В данном случае принцип гражданства и социальное неравенство - взаимообусловливающие, сосуществующие процессы. Появление государства и классового расслоения общества закономерно привело к осознанию его членами своих прав, свобод и обязанностей, составляющих суть принципа гражданства.

Гражданство в значении социального статуса, содержит в себе определенные философско-правовые смыслы. Сегодня степень участия человека в управлении делами организованного в государство сообщества является существенным атрибутом и смыслом социального статуса гражданина этого государства [8, с. 101]. Социально-нравственный аспект заключается в уровне осознания личностью ответственности за принятие решений, влияющих на дальнейшее развитие государства. Наличие статуса гражданина предполагает, что индивид добровольно принимает на себя определенные обязательства перед государством и является активным субъектом цивилизационных процессов, происходящих в рамках данного социума, а государство стоит на страже его прав и свобод. Следовательно, свобода как одна из сущностных характеристик человека всегда предопределена социальными и культурно-историческими условиями и выступает как свобода конкретного гражданина государства со всеми историческими возможностями и ограниченностями.

Гражданин - личность, наделенная статусом гражданства, относится к постоянному населению конкретной страны, обладает всей совокупностью признанных в государстве прав, свобод и обязанностей, находится под его защитой. В социокультурном и философском аспектах гражданин - это лицо социально активное, находящееся в нравственно-духовных отношениях с обществом и государством, имеющее устойчивые жизненные цели и ценностные

5 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

ориентиры. По сути самой идеи гражданства гражданином может считаться только тот человек, который способен в критические для своего сообщества или государства моменты стать активным субъектом исторически и социально значимых процессов, или, следуя терминологии Л.Н. Гумилева, пассионарной личностью. Только свободный человек может стать носителем пассионарности. Иными словами, государство допускает и порождает гражданина с его свободой и правами в большей степени не для него, а для самого себя, с целью усиления возможностей субъекта социального, общественно-полезного действия. Именно пассионарии расширяют территории государства, защищают его от врагов или трудятся на благо общества и власти [9, с. 45-49]. При этом пассионарии руководствуются моральными принципами долга и патриотизма, добровольно соглашаясь поступиться частью своих прав и свобод во имя общего правого дела.

Будучи субъектами цивилизационных, политических и экономических процессов, граждане принимают активное участие в выборах представителей в органы власти. Молчаливое согласие и отсутствие выраженного протеста по поводу действий того или иного органа или представителя государственной власти также может пониматься как пассивная форма участия народа в делах страны. При этом в разных странах в голосовании могут принимать участие либо только часть граждан (например, лица мужского пола, кроме военнослужащих, в местных выборах Саудовской Аравии), либо не только граждане данного государства, но и иные категории лиц, проживающих постоянно в пределах этой страны (иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут избирать или быть избранными в органы местного самоуправления). Подобные разнообразные трактовки возможности допуска граждан к участию в деятельности и управлении государством, разные уровни такого допуска для различных категорий населения, а также людей с двойным гражданством на практике приводят к конфликтам принятых в разных государствах норм о гражданстве. По сути, у граждан одного и того же государства обязанности перед государством и обществом могут быть одинаковыми, а права и свободы - находиться под охраной не только данного государства, но и другой государственной системы. Таким образом, статус гражданства является достаточно противоречивым, поскольку утверждает не только равенство, но и неравенство людей.

Помимо негативного аспекта гражданства - статусной характеристики, предполагающей социальное неравенство, существует и позитивный аспект понятий «гражданство» и «гражданин». Человек, наделенный статусом гражданина, мог стать почетным членом общины или общества, организованного в государство, что предполагало повышение статусной роли в социуме и свидетельствовало о признании индивида в качестве значимого субъекта социокультурных процессов. Исторически сложилось так, что по смыслу термин «гражданин» перекликается с понятием «горожанин», то есть житель определенного города, обладающий правом участия в его жизни, а также иными правами и свободами, принятыми в этом городе, и выполняющий конкретные обязанности. Для выражения статусных привилегий гражданина использует-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 5

ся дефиниция «именитый гражданин», или, более современное, «почетный гражданин города (страны)».

Таким образом, гражданство может пониматься как социально одобряемая и культивируемая в обществе ценность; наделение лица почетным гражданством символизирует особую связь личности с тем или иным обществом, страной или административно-государственным образованием и причисление человека к категории «непростых» граждан, имеющих привилегии, особые права и свободы [10, с. 782]. Такие привилегии - общественная награда, почетное звание, присваиваемое пассионарным гражданам в целях поощрения полезной для города или страны личной деятельности, способствующей их дальнейшему улучшению и росту благосостояния, а также закрепления признания выдающихся заслуг перед городом или государством. Особенно активно наделение подобными привилегиями для мобилизации пассионарности использовалось государством в советское время, что послужило одной из причин многих достижений того периода.

Сегодня присвоение подобного звания само по себе не гарантирует наделение какими-либо преимуществами по сравнению с другими гражданами. Однако ценностно-символический и духовно-моральный смысл возможности получения подобного статуса трудно переоценить: подобная вероятность и, собственно, присвоение звания может способствовать стремлению личности осуществлять свою деятельность, руководствуясь не только эгоистичной выгодой, но и общественным благом, соображениями коллективной безопасности и всеобщего благополучия. Таким образом, понятие «почетный гражданин города (страны)» содержит в себе не только разъединяющие смыслы (такие, как деление общества на привилегированных и непривилегированных), но и некую объединяющую константу, способствующую распространению ценностей патриотизма и духовного объединения людей.

Целесообразно выделить три основных аспекта в понимании феномена гражданства. Прежде всего гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Кроме того, гражданство может пониматься как статусная категория, обозначающая наличие защиты со стороны государства, социальных прав и свобод личности и закрепляющая сложившееся в соответствии с различным содержанием пассионарного начала социальное неравенство в обществе. Наконец, данный феномен представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизационных и иных социально значимых процессов.

Историческим прообразом феномена гражданства выступает членство в общине. Гражданство связано с генезисом государства, а также с расслоением в обществе - появлением классового неравенства. Развитию гражданства способствовали следующие аспекты социума: наличие свободы выбора, осознание личностью своих прав, свобод и обязательств по отношению к государству и обществу, формирование института частной собственности, а также ощущение себя как полноправного члена сообщества, от которого в определенной степени

5 6 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

зависит его дальнейшая судьба. Современное гражданство выступает достаточно противоречивым феноменом, в контексте которого утверждаются и защищаются права и свободы глобализирующегося общества.

Библиографический список

1. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 45-46.

2. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005.

3. Грешнова А.В. Статус гражданства в современном обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2003.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2005.

5. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество. М., 2011.

6. Малахов В.С. Гражданство как объект социальной и политической теории: критическое введение // Капустин Б.К. Гражданство и гражданское общество. М., 2010.

7. Маршалл Т.Х. Гражданство и социальный класс // Избранные очерки по социологии / под ред. Л. Гирко. М., 2006.

8. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М., 2003.

9. Салмениеми С. Теория гражданского общества и постсоциализм // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сб. ст. / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М., 2009.

10. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях: Речи. Письма / сост. Е. Ляпустина. М., 1999.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.