Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН "ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ": ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ'

ФЕНОМЕН "ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ": ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ" / PAX ROMANA / СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ / "РЕЛИГИИ" XXI В

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иеродиакон Герман (Мурог)

Автор исследует историю возникновения такого явления, как «гражданская религия», его происхождение, развитие и анализ, показывает, что это значит с точки зрения христианского богословия и современной науки, когда «гражданская религия» выходит на первый план и заменяет собой традиционные верования, как она эволюционировала и каковы перспективы её развития в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF “CIVIL RELIGION”: GENESIS AND EVOLUTION

This article is the study of the history, origin, development of such a phenomenon as “civil religion” and its analysis. The author shows what it means from the point of view of Christian theology and modern science, when “civil religion” came to the fore and replaced traditional beliefs, how it evolved and what the prospects for its development in the future are.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН "ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ": ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ»

УДК 2.257."653"(73)

Феномен «гражданской религии»: генезис и эволюция

Иеродиакон ГЕРМАН (Мурог)

В XXI в. в отечественной и зарубежной науке термин «гражданская религия» отнюдь не новый. Он прочно вошёл в научную терминологию с середины прошлого века, когда в 1961 г. в журнале Американской академии искусства и наук вышла статья американского социолога Роберта Беллы «Гражданская религия в Америке» [1]. В своей работе он утверждал, что наряду со множеством представленных в Соединённых Штатах Америки религиозных конфессий там «существует разработанная и довольно хорошо институционализированная гражданская религия [2], с помощью которой «человек получает смысл своего существования в социуме и, что не менее важно, смысл существования самого социума» [3].

Согласно этому учёному, поскольку никакая иная конструкция, кроме религиозной, не может служить прочной основой надличностной консолидации общества для его успешного функционирования, то, собственно, религию нельзя просто отбросить или отодвинуть на второй план, а придать ей другое измерение и наделить новыми полномочиями можно [4].

ИЕРОДИАКОН Герман (Мурог) - аспирант кафедры богословия Московской духовной академии. E-mail: ipodiacon@mail.ru

Ключевые слова: «гражданская религия», Pax Romana, симфония властей, «религии» XXI в.

1 Bellah R. Civil Religion in America // Journal of the American academy of Arts and Sciences. Winter, 1967. Vol. 96. № 1.

2 Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альманах «Альфа и Омега». 2000. № 23 // URL: http://www.pravmir.ru/religioznost-v-bezreligioznuyu-epohu/

3 Легойда В. Р. Гражданская религия: pro et contra // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 2002. № 2 // URL: http:// www.religare.ru/2_1555.html#9

4 Белла Р. Социология религии // Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы / под ред. Т. Парсонса; сокр. пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. С. 274.

Но тогда её целью становится не очищение от грехов и страстей, не достижение вечного блаженства, а переориентация на этот мир, в котором всё и происходит.

Итак, благодаря Р. Белле за «гражданской религией» закрепилось следующее определение - это принятая обществом и государством система религиозных представлений, верований, символов, ценностей, святынь, нравственных принципов и ритуальных норм, связанных с национальной историей и пониманием нацией своей роли в мире [ 5].

Однако исследователь отнюдь не изобрёл этот термин, а заимствовал его из работы французского просветителя Ж.-Ж Руссо «Об общественном договоре». Религия гражданина «... соединяет в себе веру в божество и любовь к законам и тем, что, делая отечество предметом почитания для граждан, она учит их, что служить Государству - это значит служить Богу-покровителю» [6].

Руссо предложил «гражданскую религию» в качестве принципиально иной модели государственно-религиозных отношений, в которой государство поддерживает религиозность своих граждан и не вмешивается в религиозную сферу их жизни. Однако важным условием здесь выступает почитание и служение своему государству, где оно если не приравнивается к Божеству, то, по крайней мере, находится в одном с ним измерении.

В статье «Гражданская религия в Америке» Р. Белла утверждает, что она состоит из набора довольно простых принципов:

- существование Бога;

- будущая жизнь;

- вознаграждение за добродетель;

- наказание порока;

- исключение религиозной нетерпимости [ 7].

Удобство данной трактовки легко объяснить её утилитарностью по отношению к любой традиционной религии. Однако значит ли это, что до того, как концепция «гражданской религии» вошла в научный обиход, раньше она вовсе не существовала?

В настоящей статье сделана попытка ответить на этот вопрос, проведя ретроспективный анализ возможных этапов её становления и развития.

Древний мир - Pax Romana

Современные исследования дают основание утверждать, что концепция «гражданской религии» от-

носится к области национально-государственной мифологии. А появилась она достаточно давно, а именно

5 Краткий религиозно-философский словарь. М.: Искусство и образование, 2013 // URL: http://terme.ru/termin/grazhdanskaja-religija.html

6 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с франц. М.: КАНОН-Пресс, 1998. С. 316.

7 Белла Р. Гражданская религия в Америке / пер. с англ. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. М., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 168.

в дохристианскую эпоху Античности.

Система государственного устройства в тот исторический период отнюдь не была личностно ориентирована, однако уже тогда, как, впрочем, и сейчас, важна была легитимация власти, которая закреплялась надличностной сакральной идеей. В Античности такая идея реализо-вывалась в двух основных формах: «через мифологизацию собственно государства (Греция, республиканский Рим) и через установление культа императоров (императорский Рим} [ 8, с. 51]. Так, по характерному замечанию профессора С. Глаголева, «государство являлось видимым обнаружением божественного величия, а божество считалось невидимым представителем величия государства» [2].

Такого рода мировосприятие наряду с синтезом государственного и религиозного наиболее характерно для римской культуры, что вскоре обусловило веру в предназначенность Рима к доминированию над остальным миром и стало основой для возведения величественного Рах Я.отапа. А внутри государства имеющая божественное происхождение власть отражалась на своих исполнителях, что впоследствии вылилось в культ императоров.

Важно отметить, что почитание кесаря не было навязано сверху, а возникло в народе и на то были свои причины. Люди в провинциях прекрасно осознавали, что дал им Рим: судопроизводство, римское право, безопасность, развитую си-

стему дорог, свободные от пиратов моря и т. п. Рим был величайшим достижением Древнего мира, являвшим собой империю, которая занимала едва ли не половину всего земного шара (в представлении того времени), с многочисленным населением, пёстрым по своему расовому составу, говорившим на разных языках и имевшим разные культурные традиции. Перед Римом вставала задача объединить всю эту дифференцированную массу. Самая прочная сила - религия, но ни одна из представленных в Риме на тот момент не могла взять на себя эту функцию, а вот почитание обожествленного римского императора вполне могло справиться с этой задачей. Таким образом, культ императора начался не с обожествления его самого, а с возвеличивания Вечного города [ 9].

Культ императора постепенно становился всеобщей религией Римской империи. Однако он отнюдь не вытеснил полностью другие религии. Риму всегда было свойственно быть довольно терпимым в этом вопросе. Его граждане могли свободно поклоняться своему богу, однако постепенно поклонение императору становится признаком благонадёжности: теперь оно стало «признанием господства кесаря над жизнью и душой человека» [9]. Впоследствии отсутствие такой веры и вовсе становится преступлением против государства.

Если говорить о гражданском измерении, то в религии Рима ввиду различий её восприятия и неодина-

8 Легойда В. Р. Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиции и современность (феномен «гражданской религии»). Дис. ... канд. полит. наук. М.: МГИМО, 2000. С. 51.

9 Баркли У. Толкование на Откровение // URL: https://bible-teka.eom/barday/66/1/

кового к ней отношения существовало три уровня:

- баснословный (поэтов);

- естественный (философов);

- гражданский (простого народа) [ 10].

Такой классификации придерживался римский учёный I в. до н. э. Марк Теренций Варрон. Сам он, как и представители его теологической школы, в духе того времени считал религию учреждением политическим. Но делали они это не из-за признания истины последней, а скорее потому, что находили её полезной [8, с. 55].

Таким образом, римский вариант «гражданской религии»:

- является воплощением такого государственного устройства, в котором высшая власть содержит в себе нерасчленённые политический и религиозный компоненты;

- её гражданское измерение сочетается с плюрализмом частных религиозных практик;

- плюрализм форм определяет крайнюю упрощённость «гражданской религии», но с тщательным исполнением её культа;

- все перечисленные компоненты представляют государство символической политико-религиозной моделью решения всех человеческих проблем.

Не имеет смысла серьёзно обсуждать воссоздание каких-либо элементов «гражданской религии» вплоть до эпохи зрелого Средневековья. Когда в IV в. христианство получило статус государственной религии Римской империи, оно практически целиком

вытеснило «веру гражданскую». Ведь что, по сути, представляет из себя «гражданская религия», если сравнивать её с христианством? Это набор ценностей, едва поддающихся описанию, мифологема, или, другими словами, фантом. У христианства напротив - просто и чётко сформулированные заповеди, правила и догмы. Христос открыл принципиально иную перспективу и жизненную мотивацию человеческому роду, указав на то, что есть лучшая жизнь, которая ожидает всех «любящих Его» (1 Кор 2:9) [11].

Мироощущение ранних христиан, которое чётко отделяло кесарево от Божьего, не оставляло органичной античности «гражданской религии» никаких шансов, ибо настоящим отечеством христиан было призвано стать Царство Небесное, гражданами которого они устремлялись быть. Таким образом, даже почтительное отношение к мирской власти не могло дать ни малейшего повода к её обожествлению.

Появление на исторической арене церкви как института, до сих пор неизвестного, значительно обострило вопрос церковно-государствен-ных отношений, ставя его на качественно новый уровень. Государство теперь христианское. Таким образом, хотя высшая светская и церковная власти являются частью одного и того же общества, им отнюдь не всегда удаётся мирно сосуществовать. Причина тому - отсутствие чёткого разграничения их полномочий, в то время как новая христианская культура под влиянием Бла-

10 Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987. С. 8.

11 Pierard R., hinder R. Civil Religion and the Presidency. Michigan: Academic Books, 1988. P. 40-43.

женного Августина эти разделения провозглашала.

Сам он выразил своё отношение к государственной власти в труде «О Граде Божьем», считая, что в основание Вечного города заложены ложные идеалы. Он также утверждал, что «воинствующая церковь» не равна Граду Божьему, а является лишь его прообразом, равно как и государство не тождественно Граду земному - они оба должны пониматься прежде всего в духовном смысле [12].

Земное государство, по Блаженному Августину, является необходимостью, появившейся вследствие

грехопадения. Форма правления может быть любой, лишь бы способствовала соблюдению главной заповеди закона Нового Завета о любви к Богу и ближнему. Он сторонник теократии, которая непременно должна быть основана на принципах божественного права, по возможности распространяемого на всю ойкумену. Естественно, что подобный христианский мир не вполне согласуется с идеалами Pax Romana.. Так, епископ Гиппонский становится приверженцем идеи церкви-государства. Несколько иным образом обстояли дела в Византии.

Византия

В 6-й новелле Юстиниана сформирован принцип, который лежит в основе симфонии существования государства и церкви: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» [13].

Но как известно из истории, симфония в Византии далеко не всегда существовала в чистом виде и часто подвергалась различного рода нарушениям и искажениям.

Что касается императора и его культа, то в Византии эта картина

отличалась от западноевропейской. «Церковь неоднократно оказывалась объектом цезарепапист-ских притязаний со стороны государственной власти. Суть их заключалась в том, что глава государства, император, претендовал на решающее слово в устроении церковных дел. Помимо властолюбия у таких посягательств была ещё и историческая причина. Христианские императоры Византии были прямыми преемниками языческих римских принцепсов, которые среди многих своих титулов имели и такой - верховный первосвященник» [13].

Желание византийцев освятить императорскую власть религиозными обрядами было обусловлено их

12 Августин Аврелий, Блж. О Граде Божьем // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_ Avgustin/o-grade-bozhem/

13 Цит. по: Основы социальной концепции Русской православной церкви // URL: https:// azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi

культурой, которая не оставляла пространства для сугубо светских феноменов [ 14, с. 270]. История также говорит о том, что христианский император ощущает себя ответственным перед Богом, в то время как римский василевс, по сути, есть сам царь и бог.

К описанному выше, пожалуй, стоит прибавить высоту общественного положения, которую, безуслов-

но, занимал византийский император. Всё это указывает на появление элементов «гражданской религиозности» в Византийской империи, но с небольшой оговоркой, которую справедливо делает священник Георгий Флоровский, утверждавший, что император в Византии по факту никогда не являлся в церкви кем-то большим, чем просто мирянином [14, с. 270].

Средневековье

Рассматривая сквозь призму

«гражданской религии» спектр церковно-государственных отношений в Средние века, можно с уверенностью говорить о том, что сакрализация христианского государственного устройства в эту эпоху отличалась по характеру и мотивации, при этом она скорее являлась искажением христианского видения, чем воплощением последнего.

В западнохристианской мысли принцип сосуществования светской и церковной властей впервые был сформулирован папой Геласием I (492-496 гг.), на которого взгляды Блаженного Августина оказали самое непосредственное влияние. Обе ветви властей выступают как автономные, однако власть церковная всё же важнее, так как речь идёт не просто о «благоденственном и мирном житии», а о спасении душ.

Другой римский понтифик, Григорий I, идёт дальше своего пред-

шественника, не только обосновывая универсальную власть римских епископов, но, по сути, создавая предпосылки для их будущего светского правления. Так, к концу VI в. папа являлся крупнейшим сюзереном Италии. Однако было не просто стать сколько-нибудь значимым светским владыкой, вооружившись лишь словом. Понтифики прекрасно это понимали и к этому времени скопили достаточный капитал для своего будущего государства [15].

На тот момент погрязшая в коррупции империя не могла более служить консолидирующей силой общества, а власть церкви могла. Это со временем привело к тому, что епископ Рима начал претендовать не только на духовную, но и на светскую власть.

Таким образом, в отличие от первоначальной августиновской модели произошёл крен в сторону всё усиливавшейся политической и эконо-

14 Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998. С. 270.

15 Задворный В. История Римских Пап. В 2 томах. Т. 2. От св. Феликса II до св. Пелагия II (история Апостольского Престола в VI веке). М.: Колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского в Москве, 1997. С. 23.

мической власти римских понтификов. Подобное положение дел, несмотря на то что папа - епископ и глава церкви, начинает всё более напоминать культ императора языческой древнеримской империи.

С другой стороны, черты «гражданской религии» отчётливо прослеживаются в возрастающем возвышении монарха, всегда сопровождавшемся соперничеством с римскими понтификами. Так, в наступившей эпохе Средневековья авторитет короля, его «божественность» уже не подвергаются никаким сомнениям. Сначала это символически выражается в ритуале помазания на царство, а с Х в. с этим обрядом сливается коронация [16].

В эпоху крестовых походов возникает органическая теория происхождения государства, предполагавшая, что король является главой, а его подданные - членами государственного организма. В это время вопрос возможной конфронтации светской и церковных властей столь остро не стоял, поскольку защита своего Отечества теперь была тождественна защите Бога.

Резюмируя описанные выше явления динамики развития церков-но-государственных отношений в контексте «гражданской религии», можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, некоторые её элементы выражены в претензиях римского понтификата на светскую власть, а с другой - в складывающемся культе короля и его королевства.

Однако нельзя сказать, что в полном смысле слова всё это и есть «гражданская религия». Хотя и в Средние века епископы Рима занимались мирскими делами, нет никаких оснований говорить о том, что это имеет прямое отношение к «гражданской религии». Равно как и злоупотребление королями своей властью никак нельзя сравнить с культом римского василевса.

Возникший в XVI в. и распространившийся на Европейском континенте протестантизм внёс значительные коррективы в культурное развитие западного мира. Он стал строить новое христианство исходя из личностного восприятия Бога человеком. Подобная реформатская установка, а также наследие популярных в то время идей эпохи Возрождения привели к тому, что идеал христианской цивилизации приобрёл ярко выраженные антропоцентрические черты, потеряв теоцент-ризм Средних веков. «В рамках появившегося понятия "светская культура" идеи реформаторов создают парадигму равенства Церкви и общества взамен средневековых представлений о единстве общества и духовном единоначалии Церкви» [17].

Это новое осмысление гражданского устройства представляет большой интерес. Тезис М. Лютера о всеобщем священстве фактически отвергает целесообразность двух властей (духовной и светской) и двух прав (канонического и гражданского), ставя под сомнение теорию о не-

16 Успенский Б. А. Царь и Бог // Избранные труды. В 3 томах. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. С. 122.

17 Религиозная реформа и политика // Религиоведение; социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 609.

зыблемости такого христианского общества, которое ими управляется.

Ж. Кальвин идёт дальше, отмечая в своём «Наставлении в христианской вере», что «духовное царство Христа и гражданское устроение весьма далеки друг от друга» [18]. Следовательно, «искать и находить царство Христа в стихиях мира сего есть иудейское безумие» [2]. Будучи человеком эпохи Реформации, в подобного рода рассуждениях Ж. Кальвин ратует за соединение церкви и государства в одно, где церковь как бы должна поглощать последнее, а её постановления должны быть возведены в ранг государственного закона.

Итак, в идеях мыслителя прослеживается его мечта, которой в раз-

ные времена горели, которой жили лучшие умы нашей планеты,- мечта построения на земле рая. Это важно принять во внимание для более точного представления о логике дальнейших протестантских размышлений. Принципиально важным здесь является положение, связанное с актуализацией сотериоло-гической составляющей земного миропорядка. Представляется, что такой взгляд с самого начала служил одним из кирпичиков в фундаменте идеи построения Соединённых Штатов Америки как «Града на холме», а впоследствии, оторвавшись от богословских корней, обусловил возникновение иных мифологем, касающихся американской «гражданской религии».

«Гражданская религия» в США

Как известно, колонисты, высадившиеся в XVII столетии на Американский континент, были в основной массе протестантами. Помимо этого, они были весьма практичными и прагматичными людьми. Отвлечённые богословские заключения, церковные установления и догматы, от которых они только что освободились, не очень тревожили новых граждан континента и их духовных руководителей. Таким образом, ввиду невежества первых американских иммигрантов за полтора века плодородная почва новой обетованной земли не взрастила ни единого сколько-нибудь значимого богослова.

Типичная для них практичность искала чего-то весьма понятного

и легкоусвояемого, того, что потом назвали религией в так называемом «газетном духе», которому американский историк Д. Бурстин дал следующую характеристику: «Газета должна быть полезной и своевременной, она не может требовать длительного изучения и сосредоточенности, она должна быть грамотной, но не может отделять художественное и экспрессивное от коммерческого и утилитарного» [2]. Именно таковы типичные религиозные представления американцев.

В противовес традиционным формам «религий книги» новая лайт-версия, как принято говорить, была пищей вполне удобоваримой. Зачем изучать и хранить историю и блюсти традицию, когда появился впол-

18 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3. Кн. IV. М.: РГГУ, 1999. С. 466.

не понятный и, главное, приемлемый для всех вариант? «Эта религия гораздо больше предлагала, чем требовала. Она давала вам смысл жизни и работы, утверждала в сознании своей избранности и богоугодности, не требовала постоянно вести духовную брань и краснеть на исповеди. Вместе с тем она говорила о необходимости упования на Бога, о молитве и спасении» [ 19].

Подобно подвижникам древности, которые целью своей жизни ставили достижение Царства Небесного, для чего и подвергали себя самого разного рода лишениям и ограничениям, американцы тоже пытались «восхитить» рай. Различие, и весьма существенное, заключалось в средствах: первые использовали «духовный арсенал», в то время как другие строили справедливое государство на основе безупречного профессионального труда. При формировании нового государства в упомянутом «газетном духе» оформилось неведанное доныне религиозное явление - то, что и называется «гражданской религией».

Удобство данной религии легко объяснить её утилитарностью по сравнению с любой религией, что нашло отражение в размышлениях первых государственных деятелей США. Подтверждение этого видно в Декларации независимости, в которой Бог упоминается четыре раза [ 20], и в инаугурационной речи первого президента Дж. Вашингтона [6, с. 170], с подачи которого при единодушном одобрении обеих палат конгресса 26 ноября стал Днём бла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

годарения и общественной молитвы. Впоследствии эта традиция упоминания Бога была подхвачена, и все преемники Дж. Вашингтона по президентству при вступлении в должность так или иначе упоминали Бога или ссылались на Него. Однако вопрос в том, какого Бога они имели в виду и что под Ним подразумевали? Не забывая Бога, никто из президентов при этом не упоминает Христа.

Легко прослеживается аналогия Соединённых Штатов с древним Израилем. Об этом прямо говорит во второй своей инаугурационной речи Т. Джефферсон: «Мне понадобится также благосклонность Того Существа <...> Который вывел наших отцов, как в древнем Израиле, из их родной земли и поселил их в стране, полной всем необходимым для комфортной жизни» [6, с. 171].

Впоследствии подобная риторика станет излюбленной у большинства американских политиков как прошлого, так и настоящего. Разумеется, «старушка Европа» - это Египет, а Америка - земля обетованная, страна с особой миссией, призванная стать светочем для всего мира.

Вот так слова и поступки отцов-основателей Соединённых Штатов заложили прочную основу «гражданской религии» в том её виде, в каком она существует до сих пор. Явившись продуктом определённого исторического контекста и культурного фона, она не противоречила ни христианству, ни какому-либо другому мировоззрению. Взращённая

19 Пегоuда B. P. In God we trust? // URL: https://azbyka.ru/religioznost-po-amerlkanski

20 The Declaration of Independence // URL: http://www.ushistory.org/DECLARATION/ document/

в протестантской среде, приправленная идеями Просвещения, «гражданская религия» была понятна для всех и именно по этой причине оказалась весьма жизнеспособной, выражая то, что люди считали целесообразным в тех конкретных условиях.

Стоит отметить, что никто из так называемых отцов-основателей «гражданской религии» не считал её заменителем христианства, однако её ценности являются основными для американского общества.

Самой же существенной «прибавкой» к христианству явилось поклонение таким теперь естественным для США ценностям, как демократия и свобода. Так, в музее одноименной статуи, находящемся в её пьедестале, имеется бронзовая табличка, на которой выгравированы в близком к тексту в русском переводе следующие слова:

«Дайте мне усталый ваш народ, Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,

Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.

Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,

Я поднимаю факел мой у золотых ворот.!» [6, с. 171]

Любой христианин сразу поймёт, откуда берут начало эти очень знакомые строки. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28),-читаем в Евангелии от Матфея. Но смысл искажён так, что уже не Христос Господь оказывается настоящим Спасителем мира, а американская Свобода.

Ещё одной особенностью «гражданской религии» является особое покровительство «ветхозаветного Бога» над Соединёнными Штатами, с которыми он, как некогда с древним Израилем, заключил Завет. Этот Завет, или попросту соглашение, несёт в себе несколько смысло-образов. Это завет:

- благодати (который Бог заключает с теми, кто в Него уверовал, принял Его, а значит, автоматически наследует рай);

- церковный (соглашение между Богом и неким собранием верующих);

- гражданский (с государством) [ 21].

Применительно к Соединённым Штатам Америки как к государству наибольший интерес представляет последний. Очевидным является факт, что американское общество представлено множеством религиозных конфессий и национальностей, однако поразительно то, что едва ли не каждый гражданин этой страны считает себя более американцем, чем православным, протестантом или представителем иной религии или культурной традиции. Так или иначе, всем приходится действовать в рамках «религии гражданской», являющейся основой их самоидентификации. Проявлению же личных религиозных взглядов и симпатий отводится весьма скромное место. При этом абсолютистский характер американских гражданских ценностей всячески подчёркивается.

Однако протестантизм и библейский символизм вовсе не были единственными источниками, от-

21 Остром В. Смысл американского федерализма. общество / пер. с англ. М.: Арена, 1993. С. 72.

куда черпала вдохновение зарождающаяся нация. Если проанализировать древнеримскую «гражданскую религию», то можно отметить, что республиканская добродетель - тот краеугольный камень, по мнению Р. Беллы, который американцы позаимствовали из древнеримской стены.

Ещё одной несущей конструкцией в фундаменте «гражданской религии» США стало представление об избранности американского народа, в трактовке которого столкнулись две тенденции: избранность как дар Творца людям, что предполагает искание Его воли и координацию своего поведения в соответствии с Божьим замыслом о себе,

и избранность как сущностную исключительность американцев и их привилегированное положение.

Таким образом, согласно Р. Белле, различные культурные составляющие легли в основу формирования национального сознания государства США [3], т. е. «гражданская религия» в этой стране является совокупностью следующих компонентов:

- элементов древнеримской и иудео-христианской традиции, подчёркивающих достижительскую мотивацию и индивидуализм;

- ссылок на события, представляющие собой национальную драму;

- ценностей конституции;

- всевозможных светских символов и ритуалов [22].

По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, мораль как таковая, даже не будучи религиозной, уже содержит в себе сакральное начало. По его мнению, «не существует морали, которая бы не была пропитана религиозностью» [ 23].

Так, любая вещь может стать сакральной, если она выражает, символизирует определённые социальные ценности. Если следовать данному подходу, то сегодня мы обнаруживаем сакральные элементы не только в собственно традиционных религиях, но и в различных секторах светского мира. Это явление называется «сакральность секулярного» [23].

Собственно сакральное существует в каждом масштабном виде деятельности: оно есть в праве, науке и культуре и, конечно, гражданской сфере.

Гражданственность соединяет в себе светское и сакральное начала и, таким образом, создаёт консолидирующее пространство. В гражданской сфере сакральное, а оно, собственно, и есть «гражданская религия», имеет особое значение. Поэтому необходимо учитывать, что в больших обществах с многообразным и разнородным историко-культурным наследием «догматика» «гражданской религии» заведомо многозначна и, следовательно, предполагает множество интерпретаций. В связи с этим положения Руссо относительно простоты, ясности и точности её положений в такого рода обществах едва ли реализуемы.

22 Гражданская религия. Социологический словарь. М., 2004 // URL: http://sociological_ dictionary.academie.ru/144/Гражданская религия

23 Цит. по: Гофман А. Б. Теоретические заметки о гражданской религии // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 4.

Однако разнообразие и богатство символов и смыслов в «гражданской религии» не только неизбежно, но и во многом желательно, ибо такого рода черты позволяют приверженцам самых разных учений считать эту религию своей.

Однако вернёмся к «гражданской религии». Один из главных положительных выводов о ней состоит в том, что государство и его институты прочны и долговечны, пока опираются на гражданское общество, которое, в свою очередь, не может строиться исключительно на рациональных принципах при всём их громадном значении. Таким образом, создание гражданского общества и жизнь в нём без веры и соответствующей теологии, т. е. «гражданской религии», невозможно. Оно жизнеспособно лишь в том случае, когда базируется на общих традициях, чувствах и идеалах, на совместно пережитом историческом опыте, в том числе и трагическом, на памяти о выдающихся исторических событиях и их героях, на праздниках, общем языке, общих гражданских добродетелях.

Всё это и есть «гражданская религия», о которой необходимо говорить, которую необходимо разъяснять и развивать в союзе с традиционными религиозными конфессиями.

Отрицательный момент состоит в том, что главная трагедия современной оторванной от Бога секуляризированной культуры заключается в потере смысла жизненных ориентиров и, как следствие, в доведённом до абсурда слепом следовании ложным идеалам. В этом смысле никакая «гражданская религия» в провиденциальной логике истории, конечно, ничего не изменит. Однако библейская эсхатология говорит о реальных перспективах развития человеческого общества, осознание которых вместе с опорой на абсолютные нравственные ценности способно переориентировать человека на поиск подлинных целей, на поиск жизни вечной.

Библиография • References

Августин Аврелий, Блж. О Граде Божьем // URL: https://azbyka.ru/otechnik/

Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/ [Augustin Avrelij, BZh. O Grade Bozh'em // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_

Avgustin/o-grade-bozhem/] Баркли У. Толкование на Откровение // URL: https://bible-teka.com/ barclay/66/1/

[Barkli U. Tolkovanie na Otkrovenie // URL: https://bible-teka.c0m/barclay/66/l/] Белла Р. Гражданская религия в Америке / пер. с англ. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. М., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 162-182. [Bella R. Grazhdanskaya religiya v Amerike / per. s angl. // Vestnik Russkoj

hristianskoj gumanitarnoj akademii. M., 2014. T. 15. Vyp. 3. S. 162-182] Белла Р. Социология религии // Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы / под ред. Т. Парсонса; сокр. пер. с англ. М.: Прогресс, 1972.- 392 с.

[Bella R. Sociologiya religii // Amerikanskaya sociologiya. Problemy. Perspektivy. Metody / pod red. T. Parsonsa; sokr. per. s angl. M.: Progress, 1972.- 392 s.]

Гофман А. Б. Теоретические заметки о гражданской религии // Гуманитарий Юга

России. 2017. Т. 6. № 4. С. 25-36. [Gofman A. B. Teoreticheskie zametki o grazhdanskoj religii // Gumanitarij YUga

Rossii. 2017. T. 6. № 4. S. 25-36] Гражданская религия. Социологический словарь. М., 2004 // URL: http://

sociologicaLdictionary.academic.m/144/Гражданская религия [Grazhdanskaya religiya. Sociologicheskij slovar'. M., 2004 // URL: http://

sociological_dictionary.academic.ru/144/Grazhdanskaya religiya] Задворный В. История Римских Пап. В 2 томах. Т. 2. От св. Феликса II до св. Пелагия II (история Апостольского Престола в VI веке). М.: Колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского в Москве, 1997.- 198 с. [Zadvornyj V. Istoriya Rimskih Pap. V 2 tomah. T. 2. Ot sv. Feliksa II do sv. Pelagiya II (istoriya Apostol'skogo Prestola v VI veke). M.: Kolledzh katolicheskoj teologii im. Sv. Fomy Akvinskogo v Moskve, 1997.- 198 s.] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3. Кн. IV. М.: РГГУ, 1999.- 639 с. [Kal'vinZH. Nastavlenie v hristianskoj vere. T. 3. Kn. IV. M.: RGGU, 1999.- 639 s.] Краткий религиозно-философский словарь. М.: Искусство и образование, 2013 //

URL: http://terme.ru/termln/grazhdanskaja-rellgija.html [Kratkij religiozno-fllosofsklj slovar'. M.: Iskusstvo i obrazovanie, 2013 // URL: http://

terme.ru/termin/grazhdanskaja-religija.html] Легойда В. Р. In God we trust? // URL: https://azbyka.ru/religloznost-po-amerlkanskl [Legojda V. R. In God we trust? // URL: https://azbyka.ru/religioznost-po-amerikanski]

Легойда В. Р. Гражданская религия: pro et contra // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 2002. № 2 // URL: http://www.religare.ru/2_1555.html#9 [Legojda V. R. Grazhdanskaya religiya: pro et contra // Gosudarstvo. Religiya. Cerkov' v Rossii i za rubezhom. Informacionno-analitichesklj byulleten' RAGS. 2002. № 2 // URL: http://www.religare.ru/2_1555.html#9] Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альманах «Альфа и Омега». 2000. № 23 // URL: http://www.pravmir.ru/religioznost-v-bezreligioznuyu-epohu/

[Legojda V. R. Religioznost' v bezreligioznuyu epohu // Al'manah «Al'fa i Omega». 2000.

№ 23 // URL: http://www.pravmir.ru/rellgioznost-v-bezrellgioznuyu-epohu/] Легойда В. Р. Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиции и современность (феномен «гражданской религии»). Дис. ... канд. полит. наук. М.: МГИМО, 2000.- 242 с. [Legojda V. R. Simvoly i ritualy v politicheskih processah v SSHA: tradicii i sovremennost' (fenomen «grazhdanskoj religii»). Dis. ... kand. polit. nauk. M.: MGIMO, 2000.- 242 s.] Основы социальной концепции Русской православной церкви // URL: https://

azbyka.m/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi [Osnovy social'noj koncepcii Russkoj pravoslavnoj cerkvi // URL: https://azbyka.ru/

osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi] Остром В. Смысл американского федерализма. общество / пер. с англ. М.: Арена, 1993.- 320 с.

[Ostrom V. Smysl amerikanskogo federalizma. obshchestvo / per. s angl. M.: Arena, 1993.- 320 s.]

Религиозная реформа и политика // Религиоведение; социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672 с.

[Religioznaya reforma i politika // Religiovedenie; sociologiya i psihologiya religii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.- 672 s.]

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с франц. М.: КАНОН-Пресс, 1998.- 416 с.

[Russo ZH.-ZH. Ob obshchestvennom dogovore. Traktaty / per. s franc. M.: KANONPress, 1998.- 416 s.]

Успенский Б. А. Царь и Бог // Избранные труды. В 3 томах. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994.- 608 с.

[Uspenskij B.A. Car' i Bog // Izbrannye trudy. V 3 tomah. T. 1. Semiotika istorii. Semiotika kul'tury. M.: Gnozis, 1994.- 608 s.]

Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998.- 467 с.

[Florovskij Georgiij, prot. Dogmat i istoriya. M.: Izd-vo Svyato-Vladimirskogo bratstva, 1998.- 467 s.]

Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987.324 с.

[SHtaermanE.M. Social'nye osnovy religii Drevnego Rima. M.: Nauka, 1987.- 324 s.]

Bellah R. Civil Religion in America // Journal of the American academy of Arts and Sciences. Winter, 1967. Vol. 96. № 1. P. 1-21.

Pierard R, hinder R. Civil Religion and the Presidency. Michigan: Academic Books, 1988.- 359 р.

The Declaration of Independence // URL: http://www.ushistory.org/DECLARATION/ document/

Статья поступила в редакцию 17 ноября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.