Научная статья на тему 'Феномен государства-лидера в глобальных процессах'

Феномен государства-лидера в глобальных процессах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ПОРЯДОК / МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРТСВО-ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уксусников Пётр Борисович

В статье рассматриваются различные модели миропорядка в контексте будущего развития человечества и его выживания. Автор ставит перед собой задачу разобраться в вопросе, в чём заключается собственно лидерство, каким образом оно достигается и каковы отношения государства-лидера с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of a «state-leader» in global processes

In article various models of a world order in a context of future development of humanity are considered. In particular, the author raises for himself a question in what leadership consists, how leadership and what relations of the state of the leader with the world around is reached.

Текст научной работы на тему «Феномен государства-лидера в глобальных процессах»

УДК 327.8; 321.6/.8

Феномен государства-лидера в глобальных процессах

Пётр УКСУСНИКОВ

Идентификация лидерства в глобальных эволюционных процессах

Заявка США на статус глобального лидера может являться поводом для системного анализа феномена «лидерство» в глобальных эволюционных процессах.

Начнём с того, что, согласно исследователям, социокультурная эволюция, как и биологическая и планетарная эволюция в целом, носила и носит произвольный характер в том смысле, что не направлена к какой-то определённой цели. В частности, не ведёт изначально к образованию государственных институтов как единственно главных и оптимальных форм организации геосоциальных пространств. Например, к возникновению именно древ-

них Спарты и Афин, Римской и Российской империй и т. д.

Не было и прямой последовательной связи между древними первичными государственными образованиями и современными. Если эта связь и была, то носила сложный и неоднозначный характер. Она проходила через гибель одних образований и возникновению новых. Так или иначе, социальная эволюция имела и могла иметь различные исторические варианты как самих социальных образований, так и путей их развития.

В этом смысле происходящие в социальном мире изменения представляют собой произвольный по-

УКСУСНИКОВ Пётр Борисович - сотрудник Дипломатической академии МИД России. Е-тай: 5451897@mail.ru

Ключевые слова: мировой порядок, многополярный мир, национальное государство, государство-лидер.

иск форм самоорганизации пространства и только примерную перспективную траекторию развития пространства-времени, т. е. это бесконечный процесс «проб и ошибок» как ответа на вызовы и угрозы по определению агрессивной среды, или по-другому - естественный ход эволюции, не имеющий смысла, кроме выживания.

В результате со временем образуются такие институты организации пространства, как государства и региональные империи.

Как отмечает политолог и историк Я. А. Пляйс, «независимо от количества... между ними всегда шло, идёт и будет идти противоборство в самых различных формах... В этой борьбе на первые роли выходят те, которые обладают большей, чем другие, совокупной мощью, состоящей из таких слагаемых, как экономическое могущество, финансовое, военное, научное, образовательное, информационное, культурное и др. ...Тот субъект, который обладает самой значительной совокупной мощью, всегда претендует на роль мирового гегемона и диктатора. Превращаясь в сверхполюс (супердержаву № 1), этот субъект во все времена стремился продиктовать свои правила игры всему миру» [1, с. 182-183].

Причём без согласия других акторов и вопреки их интересам.

Существовала некая закономерность: «Всякий раз, когда какое-то государство набирало мощь, в нём рождались идеи, обосновывающие его пра-

во и даже долг осуществлять экспансию, добиваться гегемонии на международной арене. И не важно, каким было данное государство - религиозным или атеистическим, коммунистическим или нацистским, авторитарным или демократическим» [2].

Так увеличиваются издержки ге-гемонистского лидерства одной сверхдержавы или её претензии на лидерство.

В ответ на такой вызов международная система самоперестраивается, начинает вырабатывать противовесы - образуются союзы государств, стремясь к недопущению возникновения нового гегемона или, напротив, способствуя возникновению такового. Такая логика поведения была продиктована ещё в конце XVIII в. европейскими национальными государствами и оформлена в концепцию «политического реализма» [3, с. 100].

Например, выдающийся политический деятель Австрийской империи К. В. Л. Меттерних после разгрома, как в то время говорили, «узурпатора и тирана» Наполеона, выступал за поддержание «равновесия между государствами» [3, с. 99] и недопущение возникновения нового гегемона в Европе. Впоследствии американские политологи свели эту теорию к «равновесию сил» [4], но в пользу Соединённых Штатов Америки.

1 Пляйс Я. А. О новой конфигурации международных отношений и месте в ней России // Внешняя политика: вопросы теории и практика. М.: МГУ, 2009.

2 БажановЕ. П., БажановаН. Е. Мир и война. М.: Восток-Запад, 2011. С. 33.

3 ИнсаровX. Г. Князь Меттерних его жизнь и политическая деятельность. СПб.: Общественная польза, 1905.

4 Иванов О. П. Военная сила в глобальной стратегии США. М.: Восток-Запад, 2008.

При всём этом нельзя отрицать роль государств, которые можно было бы причислить к «лидерам» в глобальном развитии. В этой связи необходимо дать категориальное определение лидерства [5], в частности, ответить на вопросы: в чём заключается лидерство, каким образом достигается лидерство и каковы отношения государства-лидера с окружающим миром.

Американский исследователь Джордж Модельски попытался ответить на вопрос: «Почему одним государствам удаётся добиться лидерства, а другим - нет; и почему страны, столь успешно взошедшие на пьедестал мирового господства, также успешно его покидают?» [6] С этой целью он решил применить теории длинных циклов глобальной политики [7].

Одновременно Модельский оговаривается, что «подъём и упадок мировых держав - не единственный критерий структурирования мировой политики или теории длинных циклов... в данном процессе есть нечто большее, чем восход и закат могущественных государств» [5]. Речь идёт о системном анализе глобальных эволюционных процессов, в которых зарождаются и умирают государства-лидеры.

У теории Модельского есть свои оппоненты [8]. Как это обычно бывает при политологическом анализе, концепции Модельски присуща

тенденция к существенному «спрямлению» эволюции глобальной политики, причём именно по-американски, а именно: выделению «магистральной» линии, ведущей к «глобальной демократизации и либерализации».

По мнению оппонентов, «в действительности же всеобщим, универсальным процессом является не демократизация как таковая, а политическая модернизация, представляющая собой весьма сложный, многоплановый и противоречивый процесс, который на некоторых этапах может приводить к утверждению не демократических, а авторитарных и даже тоталитарных режимов» [8].

По мнению Я. А. Пляйса, алгоритм возникновения образования сверхдержав довольно прост: «При благоприятных внутренних и внешних обстоятельствах государство, обладающее необходимыми наиболее конкурентоспособными системами организации, прежде всего внутренней жизни страны и ресурсами, выдвигается в положение центра силы или одного из них и включается в конкуренцию управлений (или моделей самоорганизации) на более высоком уровне». В этой связи более интересна мысль Пляйса о том, что «на всех этапах процесс трансформации одного статуса в другой сопровождается перманентной и ожесточённой и бескомпромиссной борьбой между всеми великими державами, особенно между лидером и претендентом на эту роль» [1, с. 183].

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что объективно в процессе глобальной эволюции

5 Моделски Дж. Эволюция глобальной политики. Ч. 1 // Полис. 2005. № 3.

6 Моделски Дж. Эволюция глобальной политики. Ч. 2 // Полис. 2005. № 4.

7 Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

8 Лапкин В.В, Пантин В. И. Концепция эволюционного усложнения мировой политической системы. Взгляд из России // Полис. 2006. № 1.

происходит конкуренция государств - центров силы, борьба именно за контроль над пространством, его окружающим. В результате появляется государство, по своей мощи превосходящее другие и дик-

тующее им прямо и опосредованно соответствующие «правила игры». Возможно, это может быть лидер именно в цивилизационном контексте, а возможно, просто геополитический гегемон.

Исторический аспект понятия «государство-лидер» в процессах глобального цивилизационного развития

В истории на статус лидера мог бы

претендовать целый ряд государств регионального и мирового масштаба. Проблема в том, насколько они соответствуют системному понятию «государство-лидер». Вопрос в том, идёт ли речь о сверхдержаве, подобной империи Чингисхана или Аттилы, или империи Александра Великого и т. д., т. е. всё зависит от критериев и методологии.

По мнению американского культуролога М. Н. Эпштейна, «поскольку в однонаправленном времени нашего мира все события однократны и не могут быть повторены, точкой отсчёта могут служить сопоставления этого явления с альтернативными, которые и выявляют свой смысл лишь по отношению к их альтернативам» [9].

Это не является простым сравнением. Речь идёт о поиске альтернатив. Даже если кажется (или хочет казаться), что альтернатив в прошлом не было, их надо найти, предположить, чтобы не только понять сегодняшнюю реальность, но также разработать возможные альтерна-

тивные варианты развития ситуации в будущем.

Ссылаясь на мировую историю и историков, можно констатировать, что, например, на статус «"государства-лидера" с большой вероятностью могут претендовать Римская и Византийская империи, в Восточной Азии - Китайская империя» [10]. Эти государства отличались не только своей военной мощью и геополитическим потенциалом, но и передовым для своего времени технологическим, научным и культурным потенциалом, а также являлись системообразующим ядром региональных цивилизаций.

Историки утверждают, что по своим многим качествам названные исторические империи являлись лидерами в глобальном ци-вилизационном развитии [11]. Но главное, по их мнению, их вклад в развитие человеческой цивилизации. Пожалуй, именно с этих позиций и следует оценивать государство - центр силы в контексте понятия «лидер».

9 Эпштейн М. Н. Категория смысла и квантовая физика. Как объединить гуманитарные науки с естественными // НГ-Наука. 2016. 27 апреля. С. 14.

10 Успенский К. Очерки по истории Византии. Ч. 1. М. 1917.

11 Момзен Т. История Рима / пер. с нем. М., 1936; Бродель Ф. Время мира / пер. с фр. М., 1992.

Как отмечал известный швейцарский исследователь Андре Боннар, «цивилизации в своём развитии проходят те же этапы, как растения. Они зарождаются, развиваются и т. д. и гибнут. ...Однако... они совсем не гибнут. Они сохраняются для людей будущего. ...Даже потерпев неудачу, они являют собой надежды несбывшиеся, но не превратившись в ничто, а живые и действенные в памяти человечества» [12].

Например, Европа получила в наследство достижения античной цивилизации, как и развалины дряхлеющего античного Рима. В последнем случае опять сошлёмся на Андре Боннара, который утверждал, что «периоды упадка эти "наклонные плоскости" не всегда целиком отрицательны и бесплодны: они ещё создают новое; они ставят перед человечеством новые, иногда более сложные проблемы. ...Периоды упадка - это также и периоды открытий; цивилизации скорее изменяются, чем умирают, их существование - непрестанное возрождение» [12]. Так, греко-римская цивилизация «возродилась» в Ренессансе, деятельности Просветителей и последствиях Французской революции, приведя к системной трансформации социального и политического устройства. И не только Франции. Она имела последствие для Европы и всего мира. Как констатировал французский историк

Мишель Фуше, «революция 1879 года имела двойное значение для Европы. Она породила универсальные идеалы: права человека, политическое равенство, гражданство» [13]. В конкретном содержании революция быстро исчерпала себя, но влияние её идей сохранилось: они сохранились и сохраняются «для людей будущего». Попутно заметим, что «свободолюбивая» Америка неоднозначно приняла результаты революции [14]. Не говоря уже о европейских монархиях.

После окончания Первой мировой войны на статус мирового лидерства в глобальном идеологическом развитии заявила Советская Россия, а после Второй мировой войны уже в глобальной геополитике - СССР. Советский Союз предложил миру некую универсальную модель социальной «гармонии» и решения всех проблем человеческого сообщества [15; 16]. Как было отмечено в одном из документов КПСС, «СССР является ярким примером и самым могущественным оплотом для народов всего мира в борьбе за... социальный прогресс» [16].

Тот факт, что изначально заявленные социальные идеи, например, Великой французской революции и Великой Октябрьской революции (1917 г.), не реализовались, а попытки реформы советской моде-

12 Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / пер с фр. М., 1992. С. 16-17.

13 Цит. по: Кропоткин П. А. Великая Французская революция. 1789-1793. М.: Наука, 2003.

14 The United States and the French Revolution, 1789-1799 // URL: https://history.state.gov/ milestones/1784-1800/french-rev; Effects of the French Revolution in U.S. // URL: http://www. publicbookshelf.com/public_html/Our_Country_vol_2/effectsof_bfi.html

15 Феномен социализма: Сущность. Закономерность. Перспектива. М.: Политиздат, 1990.

16 Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., 1961. С. 46.

ли социализма потерпели неудачу, не исключает значимость этих идей как таковых. В процессе развития человека в мире возникла и существовала потребность в социальной гармонии и справедливости [17] или хотя бы в каком-то балансе социальных интересов, пусть и на перспективу как ориентир. Кроме того, существовали и существуют проблемы будущего человеческой цивилизации и планеты вообще [18].

Если же говорить о вкладе СССР в мировую историю, то бесспорным является факт его участия в разгроме фашистской Германии и ликвидации нацистского режима, а в последующем - в поддержании международной стратегической безопасности. Необходимо учесть и тот факт, что идеи социализма были приняты целым рядом стран и народов третьего мира. В определён-

ной степени некоторые достижения Советского государства являлись ориентирами и для общественности западных государств.

Можно также говорить об опыте Советского государства культурной модернизации и толерантного сосуществования народов различных культур. Методы полученных достижений, ошибки, неудачи сопоставимы с подобными у названных выше предшественников.

В период холодной войны шла не только гонка вооружений, но и конкуренция социальных идей. В этом смысле можно утверждать, что Советский Союз был одним из цивилизационных лидеров в мировой истории. Важно отметить, причём без пафоса, что СССР объективно внёс свой вклад в глобальное развитие человеческой цивилизации.

Центры силы и полюсы как формы мирового лидерства в глобализирующемся мире

После распада СССР заявки и на статус сверхдержавы и абсолютного мирового лидера заявили Соединённые Штаты Америки, впервые использовав для обозначения своего особого статуса в мировом развитии термин «лидер» именно после исчезновения СССР, тем самым введя его в активный оборот политики и политической науки. При этом, соответственно, ставя вопрос о соотношении названного термина с такими историческими по-

нятиями, как «империя» и «держава» и т. п.

Тезис о том, что «США есть мировой лидер», конечно, может оспариваться, как и могут оспариваться любые претензии на этот статус, хотя бы потому, что неопределённость развития земной цивилизации остаётся, и это основная глобальная проблема. Но на знание модели «светлого» будущего вряд ли кто сейчас может претендовать, хотя трудно отрицать большие тех-

17 Галкина Л. А. Гильдейский социализм. М., 1988.

18 Кацура А. В., Мазур И. И., Чумаков А. Н. Планетарное человечество на краю пропасти. М.: Проспект, 2016.

нологические, финансовые и военные возможности США. Тем не менее проблема роли лидера в развитии цивилизации поставлена, как и вброшенные американскими политологами и политиками другие термины типа «мягкая сила», «умная сила» и т. д. Но всё-таки сила.

Отвлекаясь от темы «США - лидер» или «СССР является ярким примером и самым могущественным оплотом для народов всего мира в борьбе за социальный прогресс» есть смыл в методологическом плане рассмотреть не столько семантический ряд термина «лидер», сколько то, что за этим термином может стоять по существу. Например «полюс» и «центр силы», «гегемон» или «сверхдержава» и др.

Распад биполярной системы международных отношений поставил вопрос о том, на каких геополитических принципах будет основываться новый мировой порядок и глобальная безопасность. Соответственно, встаёт вопрос и о роли государства, претендующего на статус лидера. Или что мир от него ждёт.

Очевидно, что в современном мире разворачивается сложный процесс становления новых приоритетов и ценностей, утверждаются новые глобальные и региональные центры силы, увеличивается состав активных членов международного сообщества, усложняется содержание взаимоотношений между ними. Каждое государство находится сейчас в том месте, которое образуется пересечением уникальной комбинации множества подсистем системы международных отношений, частью нескольких из которых оно является.

В целом же речь идёт о том, что на повестке дня международной по-

литики встаёт вопрос об изменении существующего миропорядка и новой системы глобального управления и форм самоорганизации. В эту систему включаются не только новые государственные, но и негосударственные акторы. Причём среди последних есть те, кто своими экстремистскими действиями разрушают мировой порядок.

Категории «биполярный», «многополярный» и «однополярный» мир используются в международном политическом и политологическом дискурсе для описания возможных моделей организации системы международных отношений. Суть трёх перечисленных моделей мироустройства заключается в том, что характер отношений между государствами и в целом мировой порядок связаны с политикой силовых полюсов, или центров силы.

По мнению ряда исследователей, политиков и дипломатов, «многополярная модель» является оптимальной в условиях глобализации и как альтернатива силовой модели биполярного мироустройства времён холодной войны и постбиполярной ге-гемонистской. Если говорить о многополярной модели мироустройства, то статусом полюсов могут обладать такие государства, как наиболее развитые страны Евросоюза, Китай, Россия и США. Очевидно, что при определённых оговорках можно назвать государствами-полюсами Индию, Японию, Бразилию. В то же время остаётся открытым вопрос о том, какова идеология многополярного мира, какую перспективу он может предложить человечеству. Или же многополярность будет тождественна подобным моделям в прошлом.

Следует признать факт силового доминирования США в мировой политике. В то же время по своим геополитическим и экономическим параметрам, своей совокупной мощи и темпам развития Китай можно однозначно рассматривать как полюс влияния или просто как центр силы мирового уровня, который объективно уравновешивает гегемонистские устремления США. Более того, Китай - больше, чем государство. Это, по сути, цивилизация мирового уровня, т. е. буквально мировой ци-вилизационный полюс.

По мнению профессора Е. П. Бажанова и ряда других исследователей, Китай способен предложить свою модель развития, альтернативную США [19]. Но какую модель, пока трудно сказать. Не говоря уже о том, что некоторые исторические соседи с опаской посматривают на Китай.

Особым силовым и цивилизаци-онным полюсом является Европейский союз, который пытается осуществить своё развитие за счёт расширения европейского пространства и его исторических ценностей.

В то же время, как отмечает исследователь М. В. Шишмарева, «наблюдается не просто численный рост иммигрантов в странах Евросоюза, но изменения в культурном облике Европы как цивили-зационного пространства, что вызывает внутреннюю тревогу у коренных европейцев. Другими словами, маятник мировой цивилизации начал движение теперь с Востока на Запад» [20].

Речь идёт не только о Европе. Возможно размывание и местами

вытеснение традиционной европейской культуры как следствие растущей экспансии восточных культур. В этом случае неопределённость глобального развития возрастает, что может привести к изменению мирового баланса региональных цивилизаций.

Особое место в иерархии азиатских и западных государств занимает послевоенная Япония, Несмотря на отсутствие стратегического военного потенциала, Япония обладает большой технологической мощью и особой культурой. Сохраняя свои традиции, она многое восприняла от Запада, что даёт возможность видеть в её модели некий синтез Востока и Запада.

Россия является великой евроазиатской державой - одним из геополитических полюсов мировой политики, играющей важную стабилизирующую роль в международной безопасности. Совокупная мощь Российской Федерации как исторической державы позволяет делать такие утверждения. Континентальная протяжённость России и положение между Западом и Востоком с выходами на мировые океаны заставляет другие державы учитывать в своей политике этот геополитический факт. Важное геоэкономическое значение имеет наличие у неё крупнейших в мире запасов ресурсов как в целом, так и по многим отдельным видам и т. д. Следует подчеркнуть, что в отличие от других государств Российское государство претендует на статус альтернативной цивилиза-

19 БажановЕ. П., БажановаН. Е. Многополюсный мир. М.: Аспект-Пресс, 2010.

20 Шишмарева М. В. Политизация иммиграционного процесса в Европе в условиях глобализации. Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2012 // URL: www.dissforall.com/_catalog/t25/_ science/231/9379788.html

ции и обладает концепцией глобализации, предполагающей защиту традиционной и классической культуры, а также сохранение традиционных нравственных ценностей.

Важно отметить, что Россия является лидером таких международных образований, как СНГ, Таможенный союз и ЕАЭС, Организация Договора о коллективной безопасности. В данный момент она выступает разработчиком и идеологом теории многополярного мира [21]. Наконец, Российская Федерация -это постоянный член Совета Безопасности ООН.

Сама же многополюсная модель международных отношений находится в процессе формирования. При этом между полюсами возника-

ют различного рода проблемы, и часто государства-полюса не находят консенсус по вопросам международной безопасности. Пример тому -иракская, иранская и сирийская проблемы и др. Следует констатировать, что мировые государства-полюса, центры силы имеют различные системы ценностей, которые сохраняют в себе исторический конфликт культур и цивилизаций, а также просто память о прошлых конфликтах.

Другими словами, хотя многополюсный мир лучше однополюсного или биполярного, но это не гарантирует обеспечения международной безопасности. Более того, соперничество между ними мешает решать международные проблемы.

Геополитическое мышление при формировании статуса «государство-лидер»

Следует учесть, что в статусе «лидер» присутствует субъективная составляющая. Дело в том, что лидерство того или иного государства требует признания этого статуса другими государствами, т. е. это предполагает согласие членов международного сообщества с правом этого государства применять в соответствии с международным правом свои ресурсы (например, силовые или экономические) для достижения значимых для глобального развития целей и в связи с особыми ситуациями в мире.

В любом случае оценку может дать история, и хотелось бы, чтобы

современный лидер это понимал. Но мешает геополитическое мышление и амбициям элит. Поэтому «изучение роли статуса» в международных отношениях даёт возможность «понять ранее неочевидные причины ключевых проблем межгосударственного взаимодействия. Одной из таких проблем является конфликт между государствами при отсутствии серьёзных материальных противоречий, которые могли бы оправдать соперничество» [22].

Возможно, речь здесь идёт о статусной конкуренции не буквально национальных государств, а политических элит.

21 Россия - великая держава // URL: http://ruxpert.ru

22 Троицкий М. Сила и слабость иерархии // НГ-Сценарии. 2016. 23 ноября.

Если иметь в виду смысловую сторону термина «лидер», то этот термин неизбежно интерпретируется через ценностную систему интерпретируемого и его образные стереотипы, которые в том числе заложены и в глубинных структурах языка, в его парадигмах. Поэтому каждая лингвистическая общность, объединённая языком, имеет дело со своим особым миром, с особой вселенной смыслов. Иерархия выстраивается в соответствии с ценимыми нацией или цивилизацион-ным сообществом критериями в ту или иную эпоху, такие как военная и экономическая мощь государства, технологии и наука, уровень культуры и т. д. А главное - какое всё это имеет отношение ко всему человечеству. В конце кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цов, история может дать свою оценку соответствия заявленному статусу.

Многополярность XXI в. отличается от многополярности XIX и начала ХХ в. хотя бы тем, что европейские государства - центры силы и их отношения между собой определяли мировые политические процессы. В начале XXI в. наиболее развитые государства мира «Группы семи», претендующие на статус «лидера», перестали быть единственными влиятельными действующими лицами в мировой политике. Наряду с ними существуют и другие участники мировой и региональной политики, а главное, увеличивается влияние негосударственных акторов, которые претендуют на участие в мировой политике.

Исследователи считают, что в настоящее время человеческая цивилизация переживает рост хаоса как следствие развернувшегося системного кризиса, одной из причин которого являются претензии США на абсолютное глобальное лидерство.

США берут на себя функцию упорядочивания (а точнее, подчинения себе) мирового пространства через его унификацию, вопреки национальным особенностям государств. В ответ происходит естественное сопротивление стран, которое сопровождается в различных региональных вариантах ростом национального самосознания, религиозного радикализма и экстремизма.

Библиография • References

БажановЕ. П. Бажанова Н. Е. Мир и война. М.: Восток-Запад, 2011. - 336 с.

[.Bazhanov E. P. Bazhanova N. E. Mir i vojna. M.: Vostok-Zapad, 2011. - 336 s.]

Бажанов Е. П., БажановаН. Е. Многополюсный мир. М.: Аспект-Пресс, 2010. -464 с.

[Bazhanov E. P., Bazhanova N. E. Mnogopoljusnyj mir. M.: Aspekt-Press, 2010. -464 s.]

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1 / пер с фр. М.: Искусство, 1992. - 269 с.

[Bonnar A. Grecheskaja civilizacija. T. 1 / per s fr. M.: Iskusstvo, 1992. - 269 s.]

Бродель Ф. Время мира / пер. с фр. М.: Прогресс, 1992. - 592 с.

[Brodel' F. Vremja mira / per. s fr. M.: Progress, 1992. - 592 s.]

Галкина Л. А. Гильдейский социализм. М., 1988. - 256 с.

[GalkínnL. А. Gil'dejskij socializm. M., 19ВВ. - 256 s.]

Иванов О. П. Военная сила в глобальной стратегии США. M.: Восток-Запад, 2008. - 200 c.

[Ivanov O. P. Voennaja sila v global'noj strategii SShA. M.: Vostok-Zapad, 2008. -200 s.]

ИнсаровХ. Г. Князь Mеттерних его жизнь и политическая деятельность. СПб.:

Общественная польза, 1905. - 112 c. [Insarov H. G. Knjaz' Metternih ego zhizn' i politicheskaja dejatel'nost'. SPb.:

Obshhestvennaja pol'za, 1905. - 112 s.] Кацура А. В., Мазур И. И., Чумаков А. Н. Планетарное человечество на краю пропасти. M.: Проспект, 2016. - 20В c. [Kacura А. V., Mazur 1.1., Chumakov А. N. Planetarnoe chelovechestvo na kraju

propasti. M.: Prospekt, 2016. - 208 s.] Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M.:

Экономика, 2002. - 550 с. [Kondrat'ev N. D. Bol'shie cikly kon#junktury i teorija predvidenija. M.: Jekonomika, 2002. - 550 s.]

Кропоткин П. А. Великая Французская революция.1789-1793. M.: Наука, 2003. -576 с.

[KropotkinP. A. Velikaja Francuzskaja revoljucija.1789-1793. M.: Nauka, 2003. -576 s.]

Лапкин В.В, Пантин В. И. Концепция эволюционного усложнения мировой политической системы. Взгляд из России // Полис. 2006. № 1. С. 157-174. [Lapkin V.V, Pantin V. I. Koncepcija jevoljucionnogo uslozhnenija mirovoj politicheskoj

sistemy. Vzgljad iz Rossii // Polis. 2006. № 1. S. 157-174] Моделски Дж. Эволюция глобальной политики. Ч. 1 // Полис. 2005. № 3. С. 6283.

[Modelski Dzh. Jevoljucija global'noj politiki. Ch. 1 // Polis. 2005. № 3. S. 62-83] Моделски Дж. Эволюция глобальной политики. Ч. 2 // Полис. 2005. № 4. С. 125143.

[Modelski Dzh.. Jevoljucija global'noj politiki. Ch. 2 // Polis. 2005. № 4. S. 125-143] Момзен Т. История Рима / пер. с нем. M., 1936. - 256 c. [Momzen T. Istorija Rima / per. s nem. M., 1936. - 256 s.]

Пляйс Я. А. О новой конфигурации международных отношений и месте в ней России // Внешняя политика: вопросы теории и практика. M.: MPy. 2009. -232 c.

[Pljajs Ja.A. O novoj konfiguracii mezhdunarodnyh otnoshenij i meste v nej Rossii //

Vneshnjaja politika: voprosy teorii i praktika. M.: MGU. 2009. - 232 s.] Программные документы борьбы за мир демократию и социализм. M. 1961. [Programmnye dokumenty bor'by za mir demokratiju i socializm. M. 1961] Россия - великая держава // URL: http://ruxpert.ru [Rossija - velikaja derzhava // URL: http://ruxpert.ru]

Троицкий M. Сила и слабость иерархии // НГ-Cценарии. 2016. 23 ноября. [Troickj M. Sila i slabost' ierarhii // NG-Ccenarii. 2016. 23 nojabrja.] Успенский К. Очерки по истории Византии. Ч. 1. M. 1917. - 274 c. [Uspenskj K. Ocherki po istorii Vizantii. Ch. 1. M. 1917. - 274 s.] Феномен социализма: Сущность. Закономерность. Перспектива. M.: Политиздат, 1990. - 94 с.

[Fenomen socializma: Sushhnost'. Zakonomernost'. Perspektiva. M.: Politizdat, 1990. -94 s.]

Шишмарева М. В. Политизация иммиграционного процесса в Европе в условиях глобализации. Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2012 // URL: www.dissforall. com/_catalog/t25/_science/231/9379788.html [Shishmareva M. V. Politizacija immigracionnogo processa v Evrope v uslovijah globalizacii. Diss. ... kand. polit. nauk. M., 2012 // URL: www.dissforall.com/_ catalog/t25/_science/231/9379788.html] Эпштейн М. Н. Категория смысла и квантовая физика. Как объединить гуманитарные науки с естественными // НГ-Наука. 2016. 27 апреля. [Jepshtejn M. N. Kategorija smysla i kvantovaja fizika. Kak ob#edinit' gumanitarnye

nauki s estestvennymi // NG-Nauka. 2016. 27 aprelja] Effects of the French Revolution in U.S // URL: http://www.publicbookshelf.com/

public_html/Our_Country_vol_2/effectsof_bfi.html The United States and the French Revolution, 1789-1799 // URL: https://history. state.gov/milestones/1784-1800/french-rev

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.