Научная статья на тему 'Феномен геоинформационного управления и принципы его реализации'

Феномен геоинформационного управления и принципы его реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GEO-INFORMATION MANAGEMENT / SPACE COORDINATE / FACTOR / OBJECTS / EVENTS / DECISIONS / PRINCIPLES AND MANAGEMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин Евгений Петрович, Кирсанов Сергей Алексеевич, Соколов Александр Геннадьевич, Колбина Ольга Николаевна

В статье на основе анализа особенностей современного управления развитием сложных организационно-технических систем рассмотрен феномен геоинформационного управления как управления с привлечением пространственной информации. Пространство рассматривается в широком смысле как логически мыслимая форма, которая служит средой существования различных объектов. Выделены основные виды пространств, составляющих пространство управленческих решений: координатное (географическое), факторное, пространства событий и состояний объектов управления. Для каждого пространства определены основные параметры. Обоснованы основные принципы совершенствования систем и методы управления их развитием на основе общих законов развития: формирования систем, конкуренции (борьбы за превосходство) и оптимизации (сбалансирования). Показаны типовые стратегии управления развитием организационно-технических систем в пространственном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Истомин Евгений Петрович, Кирсанов Сергей Алексеевич, Соколов Александр Геннадьевич, Колбина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF GEO-INFORMATION MANAGEMENT AND THE PRINCIPLES OF ITS IMPLEMENTATION

The article explores the concept of geo-information management of spatially distributed organizational-technical systems. The structure of space is viewed from the perspective of geoinformation systems management. The analysis of the current principles of geo-information management and the methodical bases of a choice of strategy of development management of spatially distributed organizational-technical systems at different stages of the life cycle on the basis of general and specifi c laws governing the development of complex systems.

Текст научной работы на тему «Феномен геоинформационного управления и принципы его реализации»

УДК 332.142.2:913

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2014. Вып. 4

Е. П. Истомин1, С. А. Кирсанов2, А. Г. Соколов1, О. Н. Колбина1

ФЕНОМЕН ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

1 Российский государственный гидрометеорологический университет, Российская Федерация, 195196, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 98

2 Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Российская Федерация, 190020, Санкт-Петербург, Лифляндская, 4, Литер Ц

В статье на основе анализа особенностей современного управления развитием сложных организационно-технических систем рассмотрен феномен геоинформационного управления как управления с привлечением пространственной информации. Пространство рассматривается в широком смысле — как логически мыслимая форма, которая служит средой существования различных объектов. Выделены основные виды пространств, составляющих пространство управленческих решений: координатное (географическое), факторное, пространства событий и состояний объектов управления. Для каждого пространства определены основные параметры. Обоснованы основные принципы совершенствования систем и методы управления их развитием на основе общих законов развития: формирования систем, конкуренции (борьбы за превосходство) и оптимизации (сбалансирования). Показаны типовые стратегии управления развитием организационно-технических систем в пространственном аспекте. Библиогр. б назв.

Ключевые слова: геоинформационное управление, пространство координатное, факторное, объектов, событий, решений, принципы и стратегии управления.

THE PHENOMENON OF GEO-INFORMATION MANAGEMENT AND THE PRINCIPLES OF ITS IMPLEMENTATION

E. P. Istomin, S. A. Kirsanov, A. G. Sokolov, O. N. Kolbina

1 Russian State Hydrometeorological University, 98, Malookhtinskiy pr., St. Petersburg, 195196, Russian Federation

2 Saint-Petersburg Institute of education in the sphere of humanities and social sciences, Liter C, 4, Lifliyanskaya, St. Petersburg, 190020, Russian Federation

The article explores the concept of geo-information management of spatially distributed organizational-technical systems. "tte structure of space is viewed from the perspective of geo-information systems management. "tte analysis ofthe current principles ofgeo-information management and the methodical bases of a choice of strategy of development management of spatially distributed organizational-technical systems at different stages of the life cycle on the basis of general and specific laws governing the development of complex systems. Refs б.

Keywords: geo-information management, space coordinate, factor, objects, events, decisions, principles and management strategies.

Специфика современного управления развитием различных, в том числе и пространственно распределенных организационно-технических систем (ОТС), определяется рядом факторов [1, 2]:

во-первых, это процесс глобализации, который представляет собой движение потоков материи, энергии и информации в геопространственных масштабах, в той части Вселенной, где существует антропосфера — область деятельности людей;

во-вторых, мировая экономическая система, включающая мировой рынок капиталов, продукции, человеческих ресурсов и др.;

в-третьих, уровень развития современных технологий, которые позволяют не ограничивать пространственные масштабы управления хозяйственной деятельностью территорией отдельной страны (региона), субъекта управления;

в-четвертых, наличие и возможности информационных сетей различного масштаба: от локальных до глобальных.

Указанные факторы позволяют по-новому взглянуть на современную систему управления как сложную, распределенную в геопространстве систему взаимодействия различных субъектов и объектов управления, что и определяет возникновение феномена геоинформационного управления [1, 2, 3].

Определим геоинформационное управление как управление с привлечением пространственной информации. Пространство при этом следует рассматривать в широком смысле как логически мыслимую форму, которая служит средой существования других форм и тех или иных конструкций, объектов. Объекты как конструкции пространства представляют собой точки, характеризующиеся совокупностью свойств в соответствии с определенными для пространства отношениями.

В этом смысле геоинформационное управление организационно-техническими системами представляет собой управление, основанное на привлечении информации об объектах, существующих в геопространстве.

Феномен геоинформационного управления в современных условиях приводит к необходимости рассматривать и реализовывать систему управления деятельностью человека как многомерное пространственное явление, включающее определенным образом распределенные объективные и субъективные факторы и реализуемое в геопространстве.

С точки зрения геоинформационного управления, геопространство можно структурировать — выделить взаимосвязанные компоненты пространства решений.

Координатное (географическое) пространство предполагает размещение объектов, конструкций в принятой системе координат, например, трехмерное пространство — широта, долгота, высота (глубина) или другая принятая система координат.

Координатное пространство характеризуется:

— координатами объектов;

— расстояниями;

— геометрическими фигурами;

— границами и др.

Факторное пространство — размещение в географическом пространстве объективных и субъективных факторов, влияющих на принятие и реализацию управленческих решений, характеризуется:

— координатами размещения;

— особенностями и параметрами факторов (природные, ресурсные, предпринимательские и др.);

— доступностью и затратами их использования в целях управления.

Событие в пространстве событий представимо как ограниченное во времени

и пространстве явление, конкретный временной факт, результат деятельности системы, который, свершаясь, отменяет или дополняет прежние результаты наблюдения и исследования системы. События индивидуализируются относительно системы в своей уникальной, неповторимой и ограниченной во времени и пространстве сущности. С точки зрения геоинформационного управления, событие — это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства и времени, существенное значимое происшествие, явление или иная деятельность как факт существования системы, оказывающее влияние на управленческие решения.

Событие как элемент научного познания имеет широкий спектр толкований:

— природное явление — геологическое, физическое, биологическое, экологическое, космологическое и т. п.;

— историческое, психобиографическое событие (история жизни);

— мировое событие (катастрофы, войны, эпидемии);

— событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта).

Событие есть явление, обретшее индивидуальную выраженность, даже собственное имя. В этом смысле событийной формой наделяются все научные открытия, получающие имена ученых, впервые их открывших, получают имена различные стихийные явления и аномалии, исторические эпохи и политические события. Осуществляясь, событие вносит изменения в область собственного осуществления и тем самым оказывает влияние на апостериорный и априорный анализ процессов развития организационно-технических систем.

Событие характеризуется:

— координатами;

— временем возникновения;

— масштабами (пространственными, временными);

— последствиями (уровнем воздействия на систему управления и др.).

Пространство состояний объектов управления (фазовое или атрибутивное

пространство) относится к конкретному объекту управления. Динамика существования объектов во времени (жизненный цикл существования) и в пространстве ограничивает и изменяет условия управления и, соответственно, управленческие решения. Использование пространства состояний для управления развитием объектов позволяет:

— исследовать связи субъектов и объектов управления для различных временных срезов геоинформационного управления;

— сформировать многомерные динамические модели принятия решений на различных уровнях геоинформационного управления;

— создавать динамические (адаптивные) модели управления потоками информации (базами данных и знаний) в процессе управления.

Методы исследования и модели организационно-технических систем в пространстве состояний ориентированы на исследование процесса развития конкретного объекта, динамики изменения его состояний (атрибутов) во времени и пространстве, как под влиянием внутренней среды, так и под влиянием системы отношений с другими объектами и внешними условиями существования. Такой подход позволит использовать динамическую атрибутивную логику геоинформационного управления объектами различных масштабов.

Пространство состояний объектов управления характеризуется некоторой совокупностью переменных — атрибутов. Поэтому каждое такое состояние можно представить вектором и-мерного пространства переменных состояния, включающим:

— координаты размещения объектов в географическом пространстве;

— взаимное влияние объектов (система отношений, связей);

— свойства, атрибуты, в том числе время;

— значимость для управления (например, вес для выбора альтернатив);

— степень участия в событиях.

Если вектор представляет собой совокупность чисел, такое пространство называют фазовым пространством, а фигура, линия, которую описывает конец вектора во времени, называется траекторией движения или развития объекта в пространстве состояний. В таком представлении можно говорить об отображении множества объектов на множество векторов, а отношения между объектами пространства сводятся к отношениям на множестве векторов.

Объекты могут характеризоваться не только числами, но и другими свойствами, которые не являются числами: форма, цвет, материал и др. Совокупность таких объектов также можно рассматривать как кодированное векторное пространство. При этом свойства кодируются с помощью чисел или каких-либо символов, которые можно истолковать как составляющие векторов, объектов пространства. Подобные коды используют для передачи сообщений, обработки информации и т. п. В простейших случаях кодирование состояния исследуемого объекта может быть сведено к простой нумерации, где объект рассматривается как номер или адрес в базе данных, в которой хранится информация о присущих ему свойствах.

Можно говорить об объектах как точках пространства, не связывая эти объекты с обычным представлением о векторах как последовательностях чисел, кодов или символов. При таком подходе пространство состояний можно рассматривать как пространство объектов, формализованное с помощью некоторых принятых описаний (слова, понятия, люди, животные, механизмы, организации и т. п.). Операции на множестве таких объектов выполняются по специально устанавливаемым правилам, алгоритмам, а отношения между ними выражаются в соответствующей вербальной, математической, логической или другой форме (словесные, символические, образные и другие отношения и связи).

Пространство решений составляет основу геоинформационного управления. Управленческое решение представляет собой волевой акт выбора оптимального (в смысле принятого критерия) варианта решения из перечня заранее разработанных альтернатив. Решение объединяет все элементы геопространства и характеризуется:

— координатами границ области реализации решения (зона ответственности, время разработки и реализации решения);

— уровнем решения (юрисдикция, подотчетность объектов управления, масштаб);

— степенью формализации (нормы, стандарты, законы, обязательность исполнения);

— содержанием (исполнители, время реализации, технологии реализации, результаты и форма их представления).

В пространстве решений существенную роль играют субъективные факторы — культура, динамизм населения, лидерство, существующие и потенциальные возможности, развитость науки, экономики, технологий и др.

Существующие уровни пространства решений:

— надстрановой — глобальный, международный, макрорегиональный;

— страновой, микрорегиональный — регионы государства;

— уровень местного самоуправления, муниципальный;

— организационный;

— групповой, индивидуальный.

Особенность пространства решений: уровни принятия решений, в определенном смысле и с некоторыми ограничениями, образуют иерархическую систему (связаны между собой системой вертикальных связей).

Процессы глобализации и ускорение научно-технического прогресса привели к укрупнению организационно-технических систем, агрегированию отдельных элементов, формированию и укреплению устойчивых глобальных взаимосвязей. В современных условиях ясно, что реализовать эффективное управление развитием систем любого уровня невозможно без учета всех элементов деятельности в ретроспективном (историческом), перспективном (стратегическом), а также в пространственном аспектах. Определяющими условиями управления развитием становятся человеческий фактор, экологические аспекты деятельности, социокультурные процессы и ограничения [4, 5, 6].

Обоснование стратегии развития организационно-технической системы должно основываться на определенных закономерностях, которые имеют как общесистемный (общие законы развития), так и специфический (частные законы развития) характер.

Анализ существа причинно-следственных связей, проявляющихся в процессе жизненного цикла систем, показывает, что проявление объективной необходимости развития ОТС выражается действием общих законов развития:

— формирования систем, где каждая система создается для достижения определенных целей и удовлетворения потребностей заинтересованных групп. Для этого система должна создать ценности (блага), условия для других систем. Такое положение приводит к многообразию управленческих воздействий, которые зависят от внешних и внутренних системообразующих факторов. Определяющими на этапе создания систем являются функциональные связи, возникающие между элементами системы в процессе деятельности для получения конечного результата, т. е. результат является интегратором всех средств и связей системы;

— конкуренции (борьбы за превосходство). Многообразие управленческих воздействий свидетельствует о невозможности создания одной универсальной системы и необходимости использования некоторой совокупности организационно-технических систем, ориентированных на схожие цели, результаты, продукцию. Возникает проблема конкуренции за доступ к ограниченным ресурсам для удовлетворения растущих потребностей заинтересованных групп, лиц. Определяющими на этапе борьбы за превосходство становятся координационно-субординационные связи, которые обеспечивают взаимодополнение (противодействие) в процессе производства благ и их распределения с целью наиболее эффективного удовлетворения потребностей;

— оптимизации (сбалансирования) систем. Их развитие связано с системой внешних связей объектов, занимающих устойчивую позицию во внешней среде (на рынке). В основе сбалансирования лежат принципы синергии и супероптимальности.

Общие законы развития позволяют конкретизировать принципы совершенствования систем и методы управления их развитием. Структуру системы управления развитием можно в обобщенном виде представить как сбалансированную систему связей:

— ценностных, характеризующих предназначение системы (цели, результаты управления: продукция — цепочка ценности);

— функциональных, содержащих виды управленческой деятельности (функции управления);

— технологических.

Выработка стратегии развития предполагает, что сложная система создается для достижения определенных целей и удовлетворения конкретных потребностей заинтересованных групп людей. Данная стратегия формирует системы для решения определенных задач — создать ценности (блага), условия для других систем, сформировать конъюнктуру рынка. Каждая задача имеет сложную иерархическую структуру, как по уровням управления, так и по характеру взаимодействия элементов, и отличается масштабом и свойствами объекта управления и среды. Действие законов развития приводит к многообразию связей (управленческих воздействий), невозможности создания одной универсальной системы и необходимости использования (формирования) некоторой совокупности стратегий развития.

Закон формирования систем в наибольшей степени проявляется на начальном этапе жизненного цикла системы. Определяющими на данном этапе являются функциональные связи, формируемые между элементами системы в процессе реализации технологии получения конечного результата. Это требует сосредоточения усилий и ресурсов, в том числе интеллектуальных, реализуемых как цели научного обеспечения, для создания и развития цепочки ценности при подчиненной роли функций и технологий управления.

Типовыми стратегиями на этапе формирования систем выступают: диверсификация, дифференциация, инновации (стратегия первопроходца). Новизна (конкурентное преимущество) обеспечивается изменением известной цепочки ценности или созданием новой.

Ведущая роль в процессе управления на данном этапе принадлежит потребителю, т. е. процесс управления может быть представлен как модель маркетингового управления. Цель управления — выявить, сформировать потребности потребителя и удовлетворить их наиболее эффективным, рациональным способом. Примером реализации такой стратегии в пространственном плане является создание инновационных центров, так называемых долин.

Действие закона конкуренции (борьба за превосходство, за потребителя) связано в первую очередь с реально существующими организациями, реализующими продукцию, пользующуюся спросом на рынке. Сложно представить конкурентную борьбу с несуществующей организацией или для продукции, невостребованной потребителем. Определяющими в таких условиях являются координационно-субординационные связи, которые обеспечивают взаимодополнение (противодействие) в процессе производства благ и их распределения с целью удовлетворить потребности. Такие связи определяют организационный аспект управления, что приводит к необходимости сосредоточения усилий и ресурсов в направлении совершенствования технологий управления конкурентными преимуществами.

Типовыми стратегиями развития систем управления выступают: лидерство в издержках, инновации в управлении, развитие качества персонала, особенно в управленческом аспекте. Ключевой фактор — технологии управления как потенциальная способность управлять конкурентными преимуществами. Ведущая роль в развитии принадлежит менеджменту, управленческому звену ОТС и научному обеспечению управления. Процесс управления основывается на системе научных исследований

и разработок, комплексе и потенциале научных и технологических знаний. Примером может служить обучающаяся организация, вертикально интегрированные пространственно распределенные компании, реализующие полный цикл производства.

Действие закона оптимизации (сбалансирования) систем управления связано с системой внешних связей объектов, занимающих устойчивую позицию во внешней среде (на рынке). В рыночной экономике закон реализуется в форме деловых сетей, отраслевой структуры производства, интегрированных (целевых, продуктовых), глобальных организационных систем. В основе сбалансирования лежат принципы синергии и супероптимальности.

Принцип синергии проявляется как общесистемное свойство эмерджентно-сти (целостности) ОТС и свидетельствует о значимости усилий по организации совместной деятельности (системы внешних связей), за счет чего может быть получено новое качество, новый результат и, соответственно, конкурентное преимущество. Область применения закона связывают с необходимостью объединения усилий для достижения общей цели, которое без участия партнеров невозможно или нерационально.

Супероптимальное решение предполагает, что объединение или согласование системы целей и интересов субъектов управления невозможно в принципе или нерационально. Это создает проблемы в партнерских отношениях, политическую и экономическую конфронтацию. В таких условиях решение, которое наилучшим образом удовлетворяет заданным критериям в условиях конфликта целей и интересов, может быть реализовано как супероптимальное, которое устраивает все конфликтующие стороны, все субъекты управления получают определенный выигрыш, а результаты превосходят ожидания каждой из участвующих сторон.

Оптимизация (сбалансирование) опирается на генетические связи, что предполагает возможность распространения технологий, методов и моделей управления, решения проблем. Ключевой фактор — развитие функциональных направлений управления — углубление разделения управленческого труда, совершенствование и распространение научных знаний и опыта на новые сферы деятельности, поиск и использование сходства по релевантным факторам (генетическое подобие). Стратегические решения связаны с развитием внутренних компетенций, выявлением и использованием ситуационных факторов (обстоятельств).

Особенности геоинформационного управления приводят к необходимости наряду с классическими принципами: прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль, учитывать в процессе управления такие общие принципы, как:

— взаимосвязь управляющих воздействий различного масштаба и уровня управления, что приводит к росту значимости координации управленческих решений различных уровней;

— необратимость реализуемых решений в геопространстве, что делает наиболее значимым принцип устойчивого развития ОТС;

— многомерность управленческих решений, что требует согласования и учета при выборе альтернатив различных пространственных факторов и условий;

— сложность и высокую неопределенность или неочевидность последствий принимаемых решений, что приводит к повышению значимости и качества научного обоснования решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Геоинформационные аспекты управленческих решений при управлении развитием пространственно распределенных ОТС реализуются на основе следующих групп частных принципов эффективности управления [5, 6].

Первая группа исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности жизни населения и общественного производства с учетом минимизации затрат на производство благ и доставку их потребителю:

• принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

• принцип комплексности, в том числе рационального комплексного использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

• рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

• кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Вторая группа обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики (объективных и субъективных факторов роста):

• экологический принцип — предотвращение вредного воздействия производства и жизнедеятельности населения на окружающую среду;

• градостроительный принцип — увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий;

• принцип комплексного развития территорий и хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Так, например, экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.

Третью группу формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны:

• принцип специализации предприятий в экономически целесообразных пределах соответственно основной специализации районов их размещения;

• принцип выравнивания уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства;

• учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции — геоэкономическое и геополитическое положение России.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при управлении пространственно распределенными ОТС. Он не основан на законах экономики, но имеет стратегический приоритет в управлении [3, 4, 5].

Таким образом, феномен геоинформационного управления развитием экономических и социальных объектов как элементов территориальной организационно-технической системы представляет собой весьма сложную задачу, решение которой невозможно без совершенствования методического аппарата. Современные направления устойчивого развития предполагают переход от концепции «реагировать на угрозы и исправлять» к концепции «предвидеть и предупреждать». Реализация такого подхода к управлению требует выявления опасностей (угроз) развитию ОТС, оценку риска управленческих решений и формирование системы геоинформационного управления рисками развития систем различного масштаба и сложности.

Одним из основных элементов информационной системы, реализующей принципы геоинформационного управления, должна стать система баз данных. Рассмотренная специфика управления сложными пространственно распределенными организационно-техническими системами требует реализации гетерогенных распределенных баз данных, позволяющих обеспечить информацией процесс управления на различных пространственных уровнях применительно к проблемам субъектов управления с различными уровнями интересов.

Литература

1. Разработка основ геоинформационного управления рисками устойчивого развития экономических объектов и территорий. Отчет о НИР, РГГМУ, СПб, рег. № 5.8245.2013.

2. Истомин Е. П., Карлин Л. Н., Соколов А. Г. Экономическая география: пространственные аспекты управления организациями: учебник. СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2011. 276 с.

3. Истомин Е. П., Зоринова Е. М., Соколов А. Г., Слесарева Л. С. Геоинформационные аспекты управления рисками устойчивого развития приморской рекреационной территории // Известия ЮФУ Технические науки. 2013. № 9, сентябрь. С. 233-240.

4. Истомин Е. П., Соколов А. Г. Теория организации: системный подход: учебник, 2-е изд. СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2011. 401 с.

5. Соколов А. Г. Анализ решений при управлении бизнесом. СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2011. 189 с.

6. Истомин Е. П., Кирсанов С. А., Соколов А. Г. Управление государственными и муниципальными ресурсами: учебник. СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2014. 421 с.

Статья поступила в редакцию 11 апреля 2014 г.

Контактная информация

Истомин Евгений Петрович — доктор технических наук, профессор; biom@nm.ru Кирсанов Сергей Алексеевич — кандидат экономических наук, профессор; ksaimr@mail.ru Соколов Александр Геннадьевич — кандидат военных наук, доцент; alexandersokoloff@yandex.ru Колбина Ольга Николаевна — аспирант; olya_kolbina@mail.ru

Istomin Evgeniy P. — Doctor of Engineering Sciences, Professor; biom@nm.ru

Kirsanov Sergey A. — Candidate of Economics Sciences, Professor; ksaimr@mail.ru

Sokolov Alexandr G. — Candidate of Military Sciences, Associate Professor; alexandersokoloff@yandex.ru

Kolbina Olga N. — post graduate student; olya_kolbina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.