ББК 60.000.3 УДК 130.2 Ю 69
О.Н. Юречко
ФЕНОМЕН ФАНТАЗИИ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья посвящена фантазии как сущностному антропологическому свойству и универсальному феномену культуры. Фантазия, фантазирование, воображение изменяют человеческую самость, обнаруживают его бесконечность и творческие возможности. Самовыражение человека осуществляется посредством фантазии и воображения. Он выходит за границы данного, установленного, из природы переходит в сферу культуры. Великие немецкие философы Кант, Фихте, Шеллинг, Шелер рассматривали человека в этом аспекте.
Ключевые слова:
Человек, фантазия, воображение, культура, самореализация, мера, самость, самовыражение, духовное и культурное пространство.
Философская антропология XX века отмечала удивительную двойственность человеческого существа, определяемую в оппозиции «конечное-бесконечное». Это же противоречивое единство ограниченного и безграничного можно отметить и в характеристике феномена фантазии с философско-культурологической точки зрения. Ограниченность фантазии (конечность), рассмотренная в сфере сопряжения человека и культуры, обнаруживает, одновременно, ее безграничность, бесконечность и безмерность. Здесь все так же, как и с сущностными вопросами о человеке: все на поверхности, и все - в глубине. Фантазия есть игра воображения, мечта, сон, бред, выдумка, иллюзия, то есть нечто конечное, ограниченное моим сознанием, внутренним миром, душевными переживаниями. И в то же время фантазия - уникальный феномен культуры, она последовательно реализует творческие возможности человека, репрезентирует его сущностные качества и выступает средством обнаружения бесконечного в человеке, ибо сама бесконечна и ничем не ограничена. В мирах, сказках, легендах, произведениях искусства, в фантастических повествовательных комплексах («фэнтези») фантазия легко трансформирует пространственные и временные характеристики, проектирует, предвидит будущее или, оборачиваясь в прошлое, конструирует такие формы несуществующего, которые могут менять настоящее.
Мы считаем, что фантазия, наряду с духовными, нравственными, религиозными, научными исканиями человека, есть еще один способ обнаружения и раскрытия его собственной бесконечности. Будучи ограничена в психологическом плане, фантазия безгранична как феномен культуры, в силу разнообразия и бесконечной вариативности своих проявлений. Онтологическая универсальность фантазии, однако, состоит не только в конечности или бесконечности ее проявлений, в способности воображения творить из бытия небытие, которая реализуется в сфере художественного творчества, аксиологической, информационно- коммуникативной области. Она состоит в том, что фантазия наряду с разумом, влияет на становление человека как особого уникального существа, проективного, открытого, творческого.
И. Кант, изучая способности человеческой души и формируя свои антропологические вопросы, фактически обосновал возможность рассмотрения человека в практическом и метафизическом смыслах. В этом контексте человек не замкнутая в себе
«самость», он открыт миру, и он же есть место совпадения конечного с бесконечным. А сущность его обретается на путях трансценденции (Х. Ортега-и-Гассет). Как же фантазия участвует в этом становлении и поиске сущности человеческого самобытия? Отчасти на этот вопрос отвечала трансцендентально- идеалистическая философия (И.Г.Фихте), отчасти- экзистенциально-феноменологические исследования (М.Шелер). Действительно, у И.Г.Фихте воображение (фантазия), сохраняя, удерживая противоположности (конечного и бесконечного), фиксирует их в некоторый определенный момент времени, а в результате порождает то, что можно назвать реальностью. «Сила воображения есть способность, парящая между определением и неопределением, между конечным и бесконечным» [1, с. 210]. Осознавая, как бы обретая для себя границу уже в рефлексии, человеческий дух, одновременно с этим, выходит за ее пределы. Таким образом, в трансцендентальном смысле, фантазия как способность полагающего Я через синтез противоположностей обусловливает осознание границы и выход за ее пределы. Самоограничение и переход, снятие границы выступает фактором развития духа и, очевидно, культурно-историческим моментом становления человека.
В этом же контексте интерпретации уместно вспомнить античную концепцию фантазии как промежуточной сущности. Как мы уже отмечали, в качестве такой сущности фантазия рассматривалась как мера или граница, опосредствующая предел и беспредельность, конечное и бесконечное. Применяя эту идею к философско-культурологическому анализу фантазии, можно совершенно определенно утверждать следующее. Человек посредством фантазии, то есть самовыражения, осуществляет переход за границы данности, природной, естественной ситуации, таким образом, осуществляя процесс трансцендирования, а через это самоопределяя свою сущность. Фантазия, обусловливая переход («трансцендент») от небытия к бытию и обратно, создает реальные возможности трансцендирования человека в бесконечность, следовательно, выступает фактором его самосознания. Переходя границу меры, человек прорывается во вне установленного, необходимого, причинно обусловленного, следовательно, он вынужден уже сам создавать, конструировать формы своего нового сверхприродного бытия, то есть культуру. Осуществляя процесс трансцендирования, человек конституирует особое духовное и культурное пространство, которое затем пересоздает самого человека.
В сущностном аспекте, таким образом, человеческое бытие - это духовность или культура, но с известной долей условности мы также можем назвать его фантазией, но не в смысле иллюзорности, выдуманности, миражности, а в смысле проективности, открытости, трансцендентности и бесконечности, то есть в экзистенциальном смысле.
Примечания:
1.Фихте И.Г. Сочинения: в 2 т. Т. 1. СПб., 1993.