Научная статья на тему 'Феномен Евромайдана в субкультурном поле Украины'

Феномен Евромайдана в субкультурном поле Украины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
752
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЕВРОМАЙДАНА / УКРАИНА / КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / PHENOMENON OF EUROMAIDAN / UKRAINE / CULTURE / SUBCULTURE / CULTUROLOGY / HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радзиевский Виталий Александрович

В статье анализируется феномен Евромайдана. Автор описывает основные аксиологические концепции, культурные коды и специфику ментальной парадигмы движущей силы Евромайдана в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of Euromaidan in the field of cubculture of Ukraine)

The phenomenon of Euromaidan is analyzed in the article. The author describes the main axiological conceptions cultural cods and specifics of mental paradigma of acting force of Euromaidan in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical dimensions of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Феномен Евромайдана в субкультурном поле Украины»

УДК 316.723:323(477)

В. А. Радзиевский Феномен Евромайдана в субкультурном поле Украины

В статье анализируется феномен Евромайдана. Автор описывает основные аксиологические концепции, культурные коды и специфику ментальной парадигмы движущей силы Евромайдана в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

Ключевые слова: феномен Евромайдана, Украина, культура, субкультура, культурология, история

Vitaliy А. Radziyevskyy The phenomenon of Euromaidan in the field of cubculture of Ukraine

The phenomenon of Euromaidan is analyzed in the article. The author describes the main axiological conceptions cultural cods and specifics of mental paradigma of acting force of Euromaidan in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical dimensions of Ukraine.

Keywords: phenomenon of Euromaidan, Ukraine, culture, subculture, culturology, history

В научном дискурсе тема майдана (в переводе на русский язык «майдан» означает «площадь») не нова, уже почти десять лет она вызывает споры политиков, политологов, юристов, социологов, философов и требует своего исторического и культурологического осмысления и анализа.

Оранжевая лента как атрибут Майдана 2004 г. была символом Украины в 2005 г., а евролента (сине-желтая со звездами) стала неотъемлемым элементом Евромайдана 2013-2014 гг. (но это только верхний слой синтезированной майданной субкультуры). Песни («Червона рута», «Разом нас багато, нас не подолати», «Думы мои», «Боже великий» и т. д.), лозунги и приветствия (самое популярное приветствие - «Слава Украине! Героям слава!»), граффити (например, в захваченной сторонниками Евромайдана Киевской мэрии)1, анекдоты, даже сказки, молитвы, стихи, пословицы и иные виды творчества Евромайдана быстро вошли в субкультурное пространство Украины, образуя новую украинскую подкультуру.

Цель статьи - описание и анализ основных аксиологических концепций, культурных кодов и специфики ментальной парадигмы движущей силы Евромайдана в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

После революции 2004 г. многие ученые писали об украинском майдане. Академики НАН Украины П. Толочко2 и Ю. Пахомов3, а также десятки других исследователей пророссий-ской направленности (Г. Крючков, В. Корнилов, О. Шилин, П. Симоненко и др.)4 подчеркивали проамериканский вектор «майданного» движения, наличие в нем несоответствий базовым

восточнославянским ценностям, его якобы русофобскую направленность, ища псевдоцерковность (совмещение молитв с «вкушением скоромного» в Рождественский пост) и некий квазипатриотизм (известно сомнительное выражение: «на голове - национальный венок, а в голове - мысли о долларах и евро»). Авторы, настроенные в поддержку майдана (Н. Томенко, В. Яворивский, В. Гонский, А. Турчинов, В. Терен, В. Уколов, Я. Федорчук и др.)5, подчеркивали национальную сознательность майдановцев, их гражданскую позицию, естественность майданов для украинской культуры, готовность имплементировать западные нормы, модели и идеалы, близость майдановцев к глубинным символам и архетипам, к матрице «народности и культуротипности».

Майданы 2004-2005, 2013-2014 гг. получили широкий политический, общественный и культурный резонанс. Многие выдающиеся певцы и великие певицы оказались на сценах различных майданов (Оранжевого, Европейского, Про-властного в Мариинском парке и других).

На Евромайдане особо отличились такие деятели эстрады, как победительница Евровидения 2004 г. Р. Лыжичко, О. Скрипка, С. Вакарчук, «Mad Heads», Н. Джигурда, талантливый актер Е. Нищук и некоторые другие. Осудили Евромайдан композитор Р. Квинта, рэпер М. Крупин и ряд деятелей культуры. Не были замечены на Евромайдане в 2013 г. такие знаковые артисты Украины, как С. Ротару, Я. Табачник, Т. Повалий, В. Сердючка, В. Шпортько, М. Поплавский и десятки известнейших мастеров сцены.

При отборе артистов иногда проявлялась революционность и своеобразная «народная цензура» текстов их выступлений. Так, напри-

мер, когда О. Скрипка со сцены призвал митингующих сменить лозунг «Слава нации», который ассоциируется с лозунгом немецких нацистов времен Гитлера, на более толерантный «Разом ми сила» (т. е. по-русски «вместе мы сила»), то в ответ получил от толпы: «Ганьба!»6 (т. е. по-русски «позор»).

На Евромайдане инакомыслящих изредка освистывали, позорили и выгоняли, что свидетельствовало и об «аксиологическом преломлении» «эффекта толпы». Негативным примером этого стало новое «двигательное» субкультурное упражнение под названием «скачки». В начале Евромайдана от приезжих поступило «предложение, что „хто не скаче - той москаль" (т. е. по-русски „кто не прыгает - тот москаль". - В. Р.). На площади (т. е. на „майдане Незалежности". -В. Р.)... все прыгают...»7.

Трудно себе представить, что в центре «Москвы толпа начнет подпрыгивать под речевку: „кто не скачет - тот хохол"»8. Конечно, площадь -не ипподром, люди - не кони, а скачки или скачкообразные движения - все-таки не искусство. Если «скоки» - не пример Евромайданной субкультуры, то уж точно средство не замерзнуть.

Евромайдан стал своеобразным проявлением трансформации культурного и субкультурного права украинцев. Он несет много этнокультурных и этнокраевых констант, пещерная русофобия - редкость. При этом априори культурные особенности майданов начала XXI в. имеют глубинные исторические константы, коды и истоки. Описывая события 1917-1920 гг., поэт П. Тычина отмечал, что на майдане происходит революция, а ранее - на площадях присягали на верность и узнавали важнейшие новости (читали княжеские грамоты, соборные решения и гетманские универсалы, сообщалась царская воля). На центральных площадях Переяслава, Киева, Чернигова, Чернобыля и других городов в 1654 г. малорусский люд массово одобрял присоединение Украины к России. На майданах столетиями происходили знаковые культурные, политические, исторические и иные важные для народа события.

Культурно-политическая борьба за евроинтеграцию конца 2013 г. охватила Киев, областные центры, отдельные города Европы и Америки. Новый 2014 г. майдановцы встречали даже в Страсбурге перед зданием Европарламента. Поэтому семантика, семиотика и политическая культура Евромайдана 2013-2014 гг. как социокультурного явления заслуживают исследований.

Рассмотрим, например, гастрономическую составляющую украинского (преимущественно киевского как основного в стране) Евромайдана.

Еще в 2004 г., на Оранжевом майдане, апельсин был признан «революционным» фруктом. Даже Л. Янукович, супруга В. Януковича, характеризуя в 2004 г. апельсины майдана, отмечала, что они могут быть «наколотыми». Гастрономия Евромайдана значительно обогатилась: в кафе появились евроменю - украинская водка (горилка) и европейский салат (цезарь), а также другие блюда в стиле Евромайдана9. Щедрые спонсоры, включая неравнодушных киевлян, обеспечили майдановцам даже шведский стол: ели финики, консервированные ананасы, мандарины, бананы, икру, пирожные, всевозможные бутерброды, гречку с тушенкой, плов, суп с тефтелями10. Особое место заняли еврокофе и европончики - «лакомство, покрытое голубой глазурью со звездочками - символикой Евросоюза»11.

С начала европротестов предприимчивые флористы взялись развивать бизнес и украинскую фитокультуру12. В продаже появились всевозможные евробукеты (например, композиции из белых и синих хризантем). Распространение большого количества сувениров и бытовых предметов с патриотической символикой Евромайдана (флажки, значки, шарики, магнитики, ложки, ленточки, елочные игрушки, всевозможная одежда и прочее)13 свидетельствовало об особой субкультуре, имеющей своих носителей, систему ценностей и приоритетов, даже определенную, весьма значительную рецепцию. О субкультурных составляющих можно говорить, во-первых, в двух плоскостях: в плоскости внутренней субкультуры Евромайдана и в плоскости его своеобразной проекции - модели его культуры в обществе. Субкультурные составляющие, во-вторых, - это идеологические, территориальные и разные социокультурные особенности и отличия структур и организаций самого Евромайдана (разные сотни, «Правый сектор», «Общее дело» и т. д.).

Коммерсанты подняли цены на флаги ЕС и Украины, началась продажа еврофутболок для Евромайдана, принтов с символами ЕС на свитера, костюмы и иную одежду, появилась мода на синие зонты со звездами, еврообложки на паспорта, еврочехлы на мобильные телефоны и интернет-планшеты, перчатки «Европа», варежки «Евромайдан», шарф и шапка «Евросоюз», еврочашки и даже еврокартины из спичек14. Появились евроскидки и евроассортимент. Визажисты и художники сначала предлагали на майдане бесплатный боди-арт и разные неомодные евроросписи, даже «всем расписать щеки: кому под флаг Украины, кому нарисовать звезды на синем фоне»15.

Потом началась коммерциализация узоров и субузоров Евромайдана: в салонах красоты

и клубах тату стали уже за деньги предлагать сине-желтые маникюры. Ведь можно ногти на одной руке покрасить в синий цвет, на другой - в желтый или «позвездить» по-европейски, сделать евротатуировки и т. д. В Киеве вновь, как в 2004 г., запестрели оранжевые цвета, сначала преимущественно на сотнях строительных касок (каска как символ Евромайдана заменила подкову - символ Майдана 2004-2005 гг.; даже появились каски-писанки и каски-крашанки). Строительные каски «евростроителей» разукрашивали лепестками и цветками, что отдаленно напоминало отдельные мотивы фитокультуры.

Особая тема - реакция деятелей культуры на Майдан и его влияние на культурную жизнь. Так, например, в начале декабря 2013 г. актер Джордж Клуни записал видеообращение к Евромайдану, а из Канады только 9 декабря 2013 г. на Евромайдан прилетели 300 канадских украинцев16.

Анализируя ментальную парадигму, необходимо акцентировать внимание и на внутренней деятельности майдана. Следует отметить исторический оттенок бытия (по образу Запорожской Сечи была создана Майданная Сечь с разными культурными «наполнителями» - сотнями, куренями, шароварами, вышиванками, венками, папахами, «казацким» настроением и бытом, табу и др.) и героический характер ев-ромайдановцев. Попытка придать баррикадам Евромайдана в 2013 г. эстетические формы (романтика и максимализм передавались молодежной субкультурой) восхищала своим искренним порывом, бескорыстностью, народностью, самоотверженностью и патриотизмом. Даже многие Деды Морозы приобрели символику Евромайдана (ленточки, флаги и т. п.), превращаясь в Евродедов и в Санта-Клаусов.

В конце 2013 г. на Евромайдане обострились внутренние противоречия (преимущественно финансовые и идеологические). Например, один евромайдановец говорил приятелю, что у «„батьки" их площадного „куреня" не хватает ни золотого запаса, ни совести... рядом хлопцам за день „борьбы" выдают по четыреста гривен и наливают по доброй чарке горилки, а им и платят, как говорится, курам на смех и самогон не дают»17. Впрочем, миллионами двигают искренний патриотизм, желание жить лучше, стремление к борьбе с коррупцией, со взяточничеством и вымогательством. Это протест против перегибов «узурпаторов» и несправедливости. Многие мирные граждане, выступая против Януковича и его семьи (как старший сын Президента из стоматолога стал скороспелым миллиардером?), справедливо и искренне хотят больше экономических свобод и расширения

культурных прав. Одновременно некоторые люди дискредитируют своими словами и действиями многие благородные идеи и чаяния.

Смущал некоторых и такой доминантный культурный атрибут Евромайдана, как лжеел-ка, точнее «евроелка» (флаги, ленты, плакаты и лозунги заменили елочные игрушки, а палки каркаса стали альтернативой зеленым ветвям). Особые прения вызвал громадный портрет (почти на одну треть «евроелки») заключенной «снегурочки» Майдана 2004 г., экс-премьера Ю. Тимошенко. По поводу портрета на конструкции «евроелки» проводили обсуждения и голосования18. Ю. Тимошенко - харизматичный символ, популярный политик и народный вождь майдана 2004-2005 гг.

В январе 2014 г. знаковый ценностный раздор вызвал и портрет С. Бандеры над центральным входом в Киевсовет - С. Бандеру заменили портретом Т. Шевченко. Некоторые туристы, посещающие Евромайдан, удивлялись его яркой субкультурной атмосфере: «Полно ряженых казаков в форме с красными беретами, некоторые ходят в папахах и даже в форме американских солдат»19. Но важен не наряд, а состояние духа и благородные качества (честность, порядочность, мужество, смелость, искренность, самоотверженность, решительность в борьбе за перемены к лучшему).

Была создана своеобразная Майданная Сечь с новоказацкой субкультурой. Внутри Евромайдана на каждой баррикаде своя ответственная военно-субкультурная (внешне слегка бутафорская, но внутри самоотверженная, искренне патриотическая и сплоченная, с готовностью идти даже под пули) единица - сотня. В каждой сотне свои подразделения (как бы копируют исторические реалии позднего средневековья). Отсюда курени, четы (по двадцать человек, по пять чет в сотне), рои (по пять человек). Принцип формирования сотен - территориальный (землячества). Как настоящие казаки, обитатели «майдан-тауна» старательно и ответственно исполняют послушания и повинности. Они, в частности, дежурят (шесть, реже двенадцать часов в сутки), поют гимн и молятся в основном по благословению Украинской грекокатолической церкви и Киевского патриархата. Для самозащиты в баррикадах есть тайники - «схроны, где прячут каски. дубинки, палки и даже цепи»20. Среди жителей Евромайдана есть казацкая охрана, самооборона, разведка и пункты рекрутов. Создается очень слаженная культура протеста, где есть своя иерархия, дисциплина, порядок и самоорганизация. В пространстве Евромайдана как в новом слое субкультуры есть свои знаки отличия, пароли, позывные, символы, во вну-

тренней майданной субкультуре существуют даже табу и ограничения (запреты на ношение холодного и травматического оружия и т. д.).

Одними из базовых констант Евромайдана являются национальная консолидация, народная любовь и истинный украинский патриотизм. Образцами являются такие, например, великие евромайдановцы, как выдающийся деятель спортивной культуры (талантливый боксер, почетный чемпион мира по версии WBC и т. д.)

В. Кличко, политик и писатель А. Турчинов, меценат и спонсор многих культурных мероприятий П. Порошенко, выделяется перспективный и талантливый А. Яценюк, а также ряд преимущественно новых и способных личностей.

Тренды и бренды Евромайдана - новое веяние в культурном поле Украины. Но определенные аксиологические метаморфозы так называемых «титушек» настораживают. Мониторинг украинских газет («Вести», «Киевский вестник», «Рабочая газета», «Комсомольская правда в Украине», «Сегодня» и др.) в конце 2013 г. позволяет констатировать, что лозунги отдельных радикалов («Бандера придет - порядок наведет») дискредитируют Евромайдан. На Евромайдане цитируется ксенофобский сборник «Голос крови», появляется отсидевшая «прогрессивная и передовая» поэтесса-ультранационалистка Д. Камлюк.

Таким образом, анализ ситуации и мониторинг украинских СМИ свидетельствуют не только о позитивах Евромайдана - стремлении к демократии, народовластию, о смелости, самоотверженности и патриотизме (пение гимна Украины перед нарезкой бутербродов или массовое исполнение Государственного гимна ночью 1 января 2014 г. с намерением войти в Книгу рекордов Гиннеса и т. д.), но и о проявлениях русофобии, антисемитизма и других антикультурных действиях отдельных лиц. Часто ученые говорят о геополитике и геостратегии, забывая о культурной стратегии, об общечеловеческих ценностях и геокультуре как глобальной культурной и цивилизационной реальности. Происходит подмена понятий, сублимация ценностей и смена акцентов (например, что мы слышим вместо европейского гимна «Оды к радости»?). Это актуально в преддверии 70-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков и в канун 70-летия окончания Второй мировой войны. Культуру Украины украшают Знамя Победы и георгиевские ленты, заветы Т. Шевченко, Л. Украинки и И. Франко, а также гуманистические идеи других выдающихся деятелей культуры Украины.

Майдан 2004-2005 гг. основал новые традиции и праздники (сначала ввели День свободы,

потом - шествия по Киеву в честь дня рождения

С. Бандеры, годовщины Конотопской битвы, Го-лодомора и др.). В личности В. Ющенко многие разочаровались, но демократические свободы и планы европейского будущего волнуют многих украинцев.

Отдельная тема - условия и финансирование евроинтеграции. Не будет ли она происходить за счет украинской культуры (массовое закрытие библиотек, музеев, театров, клубов, домов культуры и других учреждений)? Директор Института экономики и прогнозирования НАНУ академик В. Геец отметил, что «выполнение нормативов Соглашения об ассоциации с ЕС» потребует от Украины более 90 млрд евро, что сделает безработными 2-2,5 млн украинцев21. Евромайдан не может вести по пути ухудшения политических, культурных, экономических и иных условий жизни украинцев. Он не должен вбивать клин между народами, особенно между народами Украины и России. Многодневное стояние в центре Киева рождает новый тип субкультуры со многими позитивными особенностями (чувство справедливости, братства, искренности, взаимопомощи, любви и т. д.). Конечно, в любом противостоянии есть элементы агрессии, насилия и жестокости, но если стоящие на Майдане выступают за европейские ценности, то и наличие негативов (антисемитизм и т. п.) должно стать предметом порицания и осуждения.

Хорошо звучат святые слова «Слава Украине!» (это не только приветствие на Евромайдане, но и традиционный лозунг), а каждый гражданин может стремиться взрастить в себе героя (честного, доброжелательного патрио-та-интернационалиста, любящего свой народ и страну, уважающего и иные нации и государства). Великое дело и не только для сторонников Майдана - стать такими, о которых потом с почтением и уважением, а еще лучше - с любовью и восхищением скажут: «Героям слава!». Популярная же майдановская фраза «Героям слава!» не ограничена территорией Евромайдана - это культурное заимствование из западноукраинского лексикона - ответ на приветствие «Слава Украине!».

Исходя из вышесказанного, отметим, что Евромайдан 2013-2014 гг. - важное событие в культурном пространстве Украины, имеющее знаковые ценностные доминанты и рефлексии, репрезентативные культурные коды, ментальные константы и глубинные архетипы. По длительности существования, размаху, массовому резонансу, культурным и политическим последствиям и значению, агрессивности во внутреннем противостоянии и количеству

участников он значительно превзошел Майдан 2004-2005 гг. и может оказать существенное влияние не только на субкультурное поле Киева и отдельных регионов страны, но и стать определяющим фактором в культурном пространстве Украины.

Примечания

1 Браткова А., Веремий В. В мэрии едят икру и рисуют граффити // Вести. 2013. 12 дек. С. 6.

2 Толочко П. Проклинать прошлое - недостойное занятие // 2000: еженедельник. 2013. 14 дек.; Его же. Нельзя отдать на растерзание Ющенко нашу общую историю // Изв. в Украине. 2008. 12 нояб.

3 Пахомов Ю. Украина только выпендреж демонстрирует! // Комсомол. правда в Украине. 2011. 30 июня.

4 Корнилов В. Еврозвери: анатомия «проевропейско-го» беспредела // Рабочая газ. 2013. 6 дек. С. 2; Радзиевский

В. А. Избранные произведения к 1025-летию Крещения Руси. Киев: Логос, 2013. 248 с.; Щербина С. No pasaran: фашизм не пройдет // Рабочая газ. 2013. 20 дек. С. 1.

5 Гонський В. Людина і нація. Киев: Основа-принт, 2009. 144 с.; Радзієвський В. О. Нотатки з субкультури аномії: моногр. Киев: Логос, 2012. С. 19-26; Ю. Тимошенко готова пожертвовать собой ради договора об ассоциации с ЕС. URL: http: // elknews. ru (дата обращения: 09. 04. 2014); Турчинов О. Они загнали себя в тупик. URL: http: // censor. net. ua (дата обращения: 09. 04. 2014).

6 Кацун Ю., Гончарук О. Вакарчук попросил не превращать соцсети в очаг ненависти // Комсомол. правда в Украине. 2013. 13-19 дек. С. 34.

7 Коротков Е. Промежуточные итоги «впадения» в Европу // Рабочая газ. 2013. 7 дек. С. 1.

8 Там же.

9 Браткова А., Веремий В. Евробыт: шум и оборона чердаков // Вести. 2013. 25 нояб. С. 6.

10 Браткова А., Веремий В. В мэрии едят икру и рисуют граффити. С. 6.

11 Золотар И. На Майдане в моде каски-писанки // Вести. 2013. 18 дек. С. 8.

12 Радзієвський В. О. Про теорію та історію субкультур: нариси до субкультурології: моногр. Киев: Логос, 2013. 276 с.; Радзієвський В. О. Фітокультура та антианомія як елемент субкультури в ритуалах Середньовічної Русі: нотатки до фітокультурології та юридикокультурології: моногр. Киев: НАКККіМ, 2011. 228 с.

13 Евсеева Б. Появились ложки со звездами и еврошары на елку // Вести. 2013. 23 дек. С. 7.

14 Браткова А., Евсеева Б. ЕС из спичек и маникюр патриота // Вести. 2013. 05 дек. С. 6.

15 Браткова А., Веремий В. Евробыт: шум и оборона чердаков. С. 6.

16 Майдан: помощь из-за океана // Вести. 2013. 10 дек.

С. 2.

17 Крук В. Небритый Турчинов вместо Санта-Клауса // Киев. вестн. 2013. 21 дек. С. 2.

18 Балаева Т. Снимать ли портрет Юли с елки - вот вопрос // Вести. 2013. 20 дек. С. 3.

19 Браткова А., Евсеева Б. Армия Евромайдана // Вести. 2013. 19. дек. С. 6.

20 Там же.

21 Ростовцев Е. Мы потеряем миллионы рабочих мест // Рабочая газ. 2013. 4 дек. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.