Научная статья на тему 'Феномен этничности в восприятии туляков'

Феномен этничности в восприятии туляков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЭТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ТУЛА / ETHNOLOGY / ETHNOGRAPHY / ETHICS / ETHNIC VARIETIES / TULA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Елена Петровна

В статье рассматриваются региональная специфика этнических предпочтений жителей Тульского региона. Она является подведением итогов этносоциологического исследования, в результате которого установлено, что в Туле этнический фактор менее значим по сравнению с социально-экономическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNICITY PHENOMENON IN PERCEPTION OF INHABITANTS OF TULA

In article are considered regional specifics of ethnic preferences of inhabitants of the Tula region. It is summing up ethnosociological researches в which result is established that in Tula the ethnic factor is less significant in comparison with the social and economic.

Текст научной работы на тему «Феномен этничности в восприятии туляков»

УДК 316.3/4

Мартынова Е.П. (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 33-16-93, e-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ТУЛЯКОВ

В статье рассматриваются региональная специфика этнических предпочтений жителей Тульского региона. Она является подведением итогов этносоциологического исследования, в результате которого установлено, что в Туле этнический фактор менее значим по сравнению с социально-экономическим.

Ключевые слова: этнология, этнография, этичность, этническое многообразие,

Тула.

Российская Федерация - полиэтническое государство, в котором проживают более ста пятидесяти народов. Многие научные и социологические центры в нашей стране проводят исследования, направленные на выявление основных тенденций в сфере развития межэтнических отношений в РФ, влияния на них миграционных процессов и т.д. В апреле -сентябре 2008 г. группа исследователей под руководством Института этнологии и антропологии РАН проводила исследование по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации», цель которого заключалась в выявлении отношения россиян к гражданской и этнической идентичности на основе анализа этнокультурной ситуации в регионах страны. Материалы и итоги исследования нашли отражение в монографии «Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие» [1].

Настоящая статья подготовлена по данным этносоциологического опроса, проведенного в г. Тула в рамках названного проекта. В 2008 г., численность населения города составляла 504 тыс. человек, было опрошено 515 респондентов. В выборку вошли 44% мужчин и 56% женщин. Возрастной состав опрошенных: 18-24 года - 13%; 25-39 лет -25; 40- 59 лет - 38; старше 60 лет - 24%. Среди респондентов преобладали люди с высшим образованием - 55%; 72% заняты интеллектуальным трудом. Опрашивались представители разных сфер деятельности: образование, наука, культура, здравоохранение (23%), промышленность (21%), управление и финансы (14%), торговля (12%), сфера услуг (12%), транспорт и связь (8%). Из представителей старших возрастов значительная часть пенсионеров работали. Большинство опрошенных проявляли интерес к политике, более двух

третей регулярно участвовали в выборах, пятая часть - иногда. Этнический состав респондентов оказался однородным - 97% русские.

Вопрос о том, насколько этническая принадлежность человека значима в повседневной жизни туляков, вовсе не праздный. Хотя в Туле абсолютно доминирует русское население (по данным всероссийской переписи 2002 г., русские составили 95% жителей области), горожане хорошо осведомлены о неоднородности этнического состава населения страны. В Туле наплыв иноэтничного населения вызван активным приездом мигрантов из стран ближнего зарубежья, занятых в сфере ЖКХ, на транспорте, строительстве, торговле.

В ходе опроса респондентам задавался вопрос: «Как часто вы задумываетесь о своей национальности и национальности других людей?» Результаты ответа отражены на Рис. 1.

Рисунок 1

Распределение ответов на вопрос: «Как часто вы задумываетесь о своей национальности и национальности других людей»

10%

□ часто □ редко □ никогда

Как видим, часто о своей национальности задумывается только 10% опрошенных, подавляющее большинство жителей областного центра не задумываются об этом (58% -редко и 32% - никогда). Судя по анкетам, чаще задумывается о национальности молодежь -по 12% опрошенных в возрастных категориях 18-24 и 25-39 лет; менее «озабоченными» этим вопросам оказались люди в возрасте 40-59 лет (8%) (Рис. 2). Т.е. пожилые люди легче, по сравнению с молодежью, относятся к теме «национальность». Вероятно, здесь сказывается интернациональное воспитание советской эпохи.

Ответы на этот вопрос показали, что для общественного сознания туляков тема «национальности» социально значима, т.к. более двух третей респондентов (68%) задумываются об этнической принадлежности окружающих («часто» и «редко»). Можно утверждать, что жители города продемонстрировали вполне рациональное поведение в отношении этнического фактора, т.е. «думают редко» или «никогда» в совокупности 90% опрошенных, ибо для них гораздо значимее другие жизненные вопросы и проблемы. Более четверти опрошенных туляков (26,5%) не считают необходимым учитывать национальность и религию граждан во время переписи населения.

Рисунок 2.

Распределение ответов на вопрос: «Как часто вы задумываетесь о своей национальности и национальности других людей» по возрастным группам

80

18-24 25-39 40-59 60 лет и лет лет лет старше

В анкету был включен вопрос: «По каким группа у нас в стране более всего различаются люди?» (возможны несколько вариантов ответов). В Таблице 1 представлено распределение ответов на него.

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «По каким группам у нас в стране более всего различаются люди?» (возможны несколько вариантов ответов)

Всего Женщины Мужчины

Вариант ответа

% % %

Приезжие и местные 28,0 28,0 28,0

Дети, молодежь, зрелый возраст, пожилые 60,0 63,0 56,0

Бедные, богатые, среднеобеспеченные 74,4 76,5 71,6

Группы по интересам - спортивные болельщики, музыкальные и т.д. 8,9 9,7 8,0

Разные религии 13,6 13,8 13,3

Разные народы, национальности, этнические группы 30,9 27,3 35,1

Разные языки 10,1 7,3 13,8

Иные 1,0 1,0 0,9

Затрудняюсь ответить 1,4 0,4 2,7

Ответы показали, что туляки признают разнообразие и непохожесть жителей России. При этом почти три четверти респондентов (74%) считают, что в нашей стране люди больше всего различаются по уровню благосостояния (бедные - богатые - среднеобеспеченные), 60% опрошенных указали на возрастную дифференциацию. Значимость различий по этническому признаку отметили только 31% опрошенных, на критерий «местный/приезжий» указали 28%; еще меньше считают существенными религиозные и языковые различия - 14% и 10% соответственно. На этнические, языковые и религиозные критерии отличий между людьми в совокупности указали 55% опрошенных. Следует обратить внимание на то, что в сознании туляков нет жесткой увязки между национальностью, языком и религией. Это значит, что общественное сознание способно преодолеть стереотипы о разделении людей на народы-этносы, каждый из которых со «своим языком», «своей культурой», «своей религией». Это обстоятельство является важной предпосылкой для утверждения ценностей гражданского общества.

Распределение ответов по половому признаку свидетельствует, что более чувствительны к этническим отличиям мужчины - на различия по принадлежности к народам, национальностям и этническим группам указало 35% мужчин и 27% женщин; на

различия по языкам - 14% мужчин и 7% женщин. Возрастные различия оказались более значимыми для женщин, чем для мужчин (63% и 56%). В целом наиболее существенными для туляков оказались социально-экономические и половозрастные критерии различий между людьми.

Распределение ответов на вопрос по возрастным группам отражено в Таблице 2. Ее данные показывает, что пожилые люди более чувствительны к различиям по материальному положению (77% опрошенных против 73% у остальных возрастных групп). Значимость этнических различий меняется с возрастом: на разделение людей по народам, национальностям, этническим группам указывают 37% молодежи от 18 до 24 лет, 36% в возрасте 25-39 лет, 28% в возрасте от 40 до 59 лет и 25% - старше 60 лет. Как видно из этих данных, у пожилой части опрошенных этнический фактор в критериях разделений людей менее выражен, чем у молодежи. Молодежь оказалась более восприимчивой и к разделению на «местных/приезжих» - 45% опрошенных; в группе 25-39 лет на него указали 32%, в группе 40-59 лет - 28, а старше 60 лет - только 16%. Предубеждения против приезжих могут выступать барьером на пути гражданской консолидации российского общества. В этом плане настораживает значимость разделения людей по этому критерию у молодежи

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «По каким группам у нас в стране более всего различаются люди?» (возможны несколько вариантов ответов) по возрастным группам

Вариант ответа 18-24 года % 25-39 лет % 40-59 лет % Старше 60лет %

Приезжие и местные 44,8 31,1 27,8 15,6

Дети, молодежь, зрелый возраст, пожилые 64,2 61,4 56,7 61,5

Бедные, богатые, среднеобеспеченные 73,1 73,5 73,7 77,1

Группы по интересам - спортивные болельщики, музыкальные и т.д. 10,5 9,1 7,7 9,8

Разные религии 16,4 15,9 10,8 13,9

Разные народы, национальности, этнические группы 37,3 36,4 28,4 25,4

Разные языки 10,5 12,1 6,2 13,9

Иные 1,5 0,8 1,0 0,8

Затрудняюсь ответить 1,5 0,8 1,6 1,6

Для большинства туляков национальность не является главным фактором, определяющим восприятие окружающих. Об этом свидетельствуют результаты ответа на вопрос «Чем окружающие вас люди не похожи друг на друга?» (Таблица 3). Подавляющее большинство респондентов (88%) считает, что люди не похожи друг на друга, прежде всего, личными особенностями, а не принадлежностью к разным народам и группам. Тех, кто указал, что люди характеризуются принадлежностью к различным социальным группам, общинам, народам оказалось всего 12%. При этом мужчины в два раза чаще женщин (16,9% против 8,3%) отмечали, что люди не похожи друг на друга принадлежностью к разным группам и народам

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: « Чем окружающие вас люди не похожи друг на

друга?»

Вариант ответа Всего % Муж. % Жен. % 8-24 года 25-39 лет 40-59 лет Старше 60 лет

Личными особенностями 87,9 91,7 82,7 85,1 89,4 89,2 85,3

Тем, что принадлежат к различным группам, общинам, народам 12,1 1,3 16,9 14,9 10,6 10,8 13,9

Нужно отметить, что данный вопрос относится к так называемым «проективным», которые используются при социологических вопросах и позволяют выявить установки респондентов в гипотетических ситуациях. Таким же был и вопрос анкеты «Назовите качества (не более трех), которые ярче всего описывают человека». Опрашиваемые давали произвольные ответы, суммирование которых позволило составить своеобразный рейтинг, включавший около 40 позиций. Анализ рейтинга показал, что туляки более всего ценят в людях честность (40,5%), ум (28,5%), порядочность (21,2%), характер (18,5%), внешность (18,5%), поступки (12,0%), дружелюбие и доброжелательность (9,1%) и т.д. Указанные качества касаются индивидуальных характеристик. О групповых отличиях респонденты упоминали очень редко. Так, на признак «культура» указали только 3,5% опрошенных, «национальность» - 3,3%, «религия» - 1,5%. Ничтожно малая часть респондентов среди качеств назвали язык (0,4%), несколько больше - цвет кожи (1%).

В анкете содержался прямой вопрос об оценке респондентами окружающих людей -«Что более всего важно в человеке?». Респондентам предлагалось выбрать пять наиболее важных качеств из ограниченного списка характеристик. Распределение ответов на него представлено в Таблицах 4 и 5.

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос «Что более всего важно в человеке?

Вариант ответа Всего % Женщины % Мужчины %

1 Честность, порядочность 93,8 96,9 89,8

2 Ум 68,5 74,1 61,3

3 Профессиональные качества 49,7 46,4 54,2

4 Уважение традиций 42,3 45,7 38,2

5 Легкость в общении 42,1 49,8 32,4

6 Образование 33,4 34,3 32,0

7 Смелость 31,5 26,6 37,8

8 Обеспеченность 10,5 10,0 11,1

9 Гражданин России 10,3 8,3 12,9

10 Религия 6,0 4,8 7,6

11 Язык 4,3 2,1 7,1

12 Национальность 3,9 0,7 8,0

13 Местный / не местный 0,4 0,7 0,3

14 Другое 1,2 1,0 1,3

Анкетирование показало, что выше всего респонденты ставят общечеловеческие ценности: честность, порядочность (93,8%), ум (68,5%), легкость в общении (42,1%). Высокий рейтинг имеют профессиональные качества (49,7%) и образование (33,4%). На порядок ниже оценено чувство гражданина России (10,3%), еще ниже - религия (6%), язык (4,3%) и национальность (3,9%). При ответе на этот вопрос обнаружилась диспропорция между полами: 8% мужчин сочли наиболее важным в человеке национальность, а среди женщин - только 0,7%. Более акцентировано внимание мужчин на языковых и религиозных отличиях людей: 7,1% из них отметили важность языка, 7,6% - религии; среди женщин на это указали 2,1% и 4,8% соответственно.

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос «Что более всего важно в человеке?» по

возрастным группам

18-24 25-39 40-59 Старше

Вариант ответа года лет лет 60 лет

% % % %

1 Честность, порядочность 94,0 94,7 91,8 95,9

2 Ум 71,6 65,2 74,7 60,7

3 Легкость в общении 58,2 50,0 39,7 28,7

4 Смелость 47,8 37,1 26,8 23,8

5 Профессиональные качества 37,3 51,5 48,5 56,6

6 Уважение традиций 37,3 39,4 44,3 45,1

7 Образование 29,9 36,4 34,0 31,2

8 Обеспеченность 11,9 12,1 10,3 8,2

9 Национальность 9,0 7,6 1,6 0,8

10 Гражданин России 7,5 9,9 9,3 13,9

11 Религия 7,5 4,6 5,7 7,4

12 Язык 4,5 5,3 3,6 4,1

13 Местный / не местный - - 1,0 -

14 Другое 1,5 0,8 1,6 0,8

Результаты опроса по возрастным группам показали, что на важность национальности в человеке указали 9% молодежи 18-24 лет, 8% людей в возрасте 25-39 лет; у старших возрастных групп этот показатель существенно меньше - 2% (40-59 лет) и 1% (старше 60 лет). Как видим, респонденты из молодежи более чувствительны к теме национальности. Гражданская принадлежность по своей значимости у молодежи оказалась ниже, чем у пожилых людей: 7,5% против 13,9%.

В целом, говоря об этнических, языковых и религиозных аспектах субъективного восприятия у туляков, не следует переоценивать их значимость, т.к. респонденты оценивают окружающих людей, прежде, всего, по базовым характеристикам - честность, порядочность, ум, профессионализм, коммуникабельность. Эти данные еще раз подтверждают, что этнические различия для жителей Тулы не актуальны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты анкетирования показали, что в Туле, крупном городе центральной России с преобладающим русским населением, люди не придают существенного значения этническим особенностям, для них более значима социальная дифференциация. Это можно объяснить тем, что в городе (и области) средний уровень доходов населения значительно ниже, чем в соседней Москве, существует большая разница в уровне доходов людей, есть проблема безработицы. При существующих социально-экономических проблемах этнический фактор отступает на второй план.

Это подтверждается и ответами на вопрос о темах, которые больше всего волнуют людей (Таблица 6). Первое место в рейтинге проблем заняло «материальное благополучие» (30,3%). Результаты анкетирования показали, что туляки по-разному формулировали

проблемы, связанные с их экономическим положением: материальное благополучие, трудоустройство, безработица, бедность населения, рост цен, экономика, инфляция, расслоение общества и т.д.). В целом обнаружилось явное доминирование озабоченности респондентов экономическим фактором (более 80% ответов). На втором месте среди проблемных тем оказалась экология (20,8%), на третьем - здравоохранение (18,1%). Этническая тематика суммарно набрала лишь 9,7 % (межнациональная рознь, засилье кавказцев, ущемление прав русских, национальные вопросы, неонацизм, засилье китайцев, вьетнамцев, сохранение русской культуры, мир и дружба народов, межнациональные браки, религиозные проблемы).

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «Назовите темы (не более 3-х), которые более всего беспокоят вас и окружающих вас людей»

Вариант ответа %

1 Материально благополучие 30,3

2 Проблемы здравоохранения 18,1

3 Экология 20,8

4 Жилищный вопрос 4,8

5 Вопросы образования 9,9

6 Преступные группировки, бандитизм 11,4

7 Трудоустройство 8,8

8 Политика региона 3,4

9 Бедность населения России 4,8

10 Семья, семейные проблемы 3,8

11 Нестабильность, непредсказуемость будущего 4,2

12 Рост цен 15,6

13 Отношение власти к малоимущим 1,1

14 Наркомания 3,6

15 Правопорядок в стране 2,3

16 Коррупция 5,7

17 Алкоголизм 1,7

18 Экономика 3,8

19 Безработица 2,7

20 Социальное обеспечение 5,9

21 Безкультурие 2,9

22 Дети 2,3

23 Инфляция 4,4

24 Миграция 1,9

25 Беззаконие 0,4

26 Воспитание и культура молодежи 3,6

27 Взаимоотношения между людьми 1,3

28 Безразличие 0,2

29 Платное обучение -

30 Беспризорники 0,6

31 Большой разрыв между бедными и богатыми 4,6

32 Межнациональная рознь 1,1

33 Духовность, добро и зло 1,1

34 Отношения власти и народа 1,5

35 Культура 1,7

При опросе было важно выяснить, насколько этническая принадлежность значима в повседневной жизни туляков. При абсолютном доминировании русского населения и русской (российской) культуры, Тула - город полиэтничный. Фактор этничности особенно выражен в таких точках социальной активности, как сфера торговли, бытового сервиса, транспорт, строительство. Если в своем окружении респонденты замечают этнические различия, это означает, что такие различия для них актуальны и в общественных отношениях. В анкету был включен прямой вопрос «Среди ваших друзей и близких есть люди разных национальностей?» По итогам анкетирования оказалось, что у 23% респондентов в кругу близких люди одной национальности. Тех, кто ответил, что среди их друзей и близких есть люди разных национальностей в два раза больше - 66%. Остальные 11% ответили «не знаю, какой они национальности» (Рис. 3). Можно предположить, что в этой группе были и те, кто уклонился от ответа на вопрос. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что в повседневной жизни люди придают значение этнической принадлежности окружающих. Туляков, для которых этнические различия не имеют значения, мало - каждый десятый. Такое распределение ответов показывает, что этнические барьеры являются частью менталитета туляков.

Рисунок 3.

Распределение ответов на вопрос: «Среди ваших близких есть люди разных

национальностей ? »

70 и

60-- -

50-----

□ всего

■ женщины

□ мужчины

20-- - -

10-- - ---

0 И—————I——-——I—————I-I-I-

ес ть люди разных люди одной не знаю их

национальностей национальности национальности

Результаты соцопроса показали, что туляки (как и все россияне) признают наличие этнических различий, хотя и не актуализируют их. О степени «укорененности» этнических стереотипов туляков можно судить по ответам на вопрос об отношении к межэтническим бракам: «Каково ваше отношение к тому, что люди разных национальностей заключают браки, образуют семьи?».

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: ««Каково ваше отношение к тому, что люди разных национальностей заключают браки, образуют семьи?»

Вариант ответа Всего % Муж Жен. 8-24 года 25-39 лет 40-59 лет Старше 60 лет

Я - за 4,6 15,6 3,3 3,4 8,9 13,4 12,3

Ничего не имею против, 1,4 43,3 8,7 8,8 8,6 44,3 40,2

национальность не имеет значения

Допускаю 8,6 17,3 0,0 0,9 8,2 18,0 8,0

Это меня не касается 9,4 8,7 9,8 7,5 6,1 10,3 2,3

Смотря какие национальности 7,4 7,6 7,1 3,0 7,6 7,2 9,8

Такие отношения нежелательны 4,5 4,2 4,9 7,5 5,3 3,6 3,3

Я - против 4,1 3,1 5,3 9,0 4,6 2,1 4,1

Анализ итогов опроса показал, у туляков живучи этнические стереотипы - тех, кто счел, что национальность к браку отношения не имеет, оказалось 41,4%; более половины опрошенных придают (в большей или меньшей степени) значение национальности при заключении браков. В целом же респонденты проявляют терпимость к межэтническим бракам: 14,6% опрошенных высказываются за, 18,6% допускают возможность и еще 41,4% отмечают, что при выборе брачного партнера национальность не имеет значения. Отрицательное отношение к межнациональным бракам выявлено у 8,6% респондентов (4,5% считают их нежелательными и 4,1% высказались против). Женщины оказались более терпимыми, по сравнению с мужчинами, к заключению межэтнических браков: положительное восприятие высказали 76,2% женщин и 70% мужчин. Среди молодежи 18-24 лет оказалось больше всего тех, кто высказался отрицательно по отношению к межэтническим бракам - 9% или считает их нежелательными (7,5%). Среди старших возрастных групп показатель негативного отношения составил 5,7% (40-59 лет) и 7,4% (старше 60 лет).

Устойчивость этнических стереотипов проверялась при ответе на вопрос «В вашем регионе живут люди, происходящие из разных регионов России и других государств. Можете ли назвать тех, кого раньше здесь было мало или не было совсем?». Вопрос был сформулирован таким образом, что напрямую не назывались какие-либо национальности, что предполагало группировку окружающих людей самим респондентами. Анализ ответов показал, что никто не назвал среди приезжих «уборщиков улиц», «торговцев на рынке», «строителей». Никто из опрошенных не вспомнил словосочетание «трудовые мигранты», которое активно используется в СМИ, только 0,7% упомянули гастарбайтеров. Респонденты указали либо на этническую принадлежность приезжих, либо на принадлежность к стране исхода. Чаще всего назывались таджики (25%), китайцы (18%), кавказцы (18%), узбеки

(17%), азербайджанцы (13%), армяне (12%), выходцы из Средней Азии (12%). Нужно иметь в виду, что указанные названия условны, т.к. вряд ли туляки действительно знают, из каких мест и кто приехал в город. Ответы на этот вопрос показали, что общественное сознание туляков воспринимает приехавших не по социальным, возрастным или профессиональным параметрам, а, прежде всего, по этнической принадлежности. Наиболее «заметными» среди приезжих оказались такие, которые больше всего выделяются в расовом и этнокультурном отношении. Итоги ответов на этот вопрос показали, что общественное сознание туляков воспринимает «пришлую» часть населения не по социальным, возрастным или профессиональным параметрам, а исключительно по этническим признакам.

В связи с тем, что в Туле в последние годы существенно возрастает число гастарбайтеров из среднеазиатских и закавказских государств, важны результаты опроса, позволяющие определить уровень этнической толерантности туляков. Вопрос был сформулирован как «Ваше отношение к этой части населения», ответы представлены в Таблице 8.

Таблица 8.

Распределение ответов на вопрос «Ваше отношение к этой части населения»

Вариант ответа Всего Муж. Жен. 18-24 года 25-39 лет 40-59 лет Старше 60 лет

Положительное 10,3 9,7 10,2 3,0 10,6 6,2 18,9

Нейтральное 65,5 68,9 56,0 67,2 62,1 58,8 68,9

Отрицательное 24,2 8,3 29,3 26,9 23,5 30,9 9,0

Жители города оказались терпимыми по отношению к выходцам из Средней Азии, Кавказа, Китая, других стран и регионов: 65,5% респондентов сказали о своем нейтральном отношении, еще 10,3% заявили о положительном отношении к ним. Отрицательное отношение к этим народам проявило 24,2% опрошенных. Уровень этнической толерантности оказался выше у представителей старшего поколения (от 60 лет). Так, среди них большее число, чем в других группах, заявили о положительном отношении к иноэтничным приезжим с Кавказа и Средней Азии - 18,9%. У молодежи этот показатель всего лишь 3%. На отрицательное отношение к иноэтничным чужакам указали 26,9% молодежи 18-24 лет и только 9% лиц старше 60. В целом о положительном отношении к таким приезжим высказался только каждый десятый туляк, а каждый четвертый заявил о своем

отрицательном отношении. Такая ситуация не выглядит благоприятной, поскольку, как уже отмечалось, приезжие определяются обществом именно по этническим признакам. Население города, видимо, негативно воспринимает перемены в привычном составе и связанные с этим перемены в образе жизни. Сказывается отсутствие опыта налаживания контактов в общении между мигрантами и «коренными туляками».

В связи с этим актуальными представляются результаты опроса, позволяющие определить уровень толерантности туляков. Судить об этом можно по ответу на вопрос «Могли бы вы назвать группы людей, которые вызывают у вас отрицательные чувства?». Этническая нетерпимость жителей города нашла проявление в отрицательных эмоциях, которые опрошенные питают к кавказцам (17,9%), среднеазиатам (5,7%). О плохом отношении к этническим общинам заявили 5,2% респондентов, а 6,8% - ко всем, кроме русских. В целом, по отрицательному отношению к группам людей этнический фактор проявился у 35,6% опрошенных. Почти столько же оказалось респондентов (34,4%), которые питают отрицательные эмоции к асоциальным группам: пьяные (11,1%), бомжи и бродяги (9%), наркоманы (7,3%), преступники (4, 6%), хулиганы (2,4%); 10,1% анкетируемых заявили о своем отрицательном отношении к скинхедам, 3,5% к националистам и 3% к фашистам. Существенный уровень социального расслоения среди жителей областного центра проявился в том, что у 8,7% опрошенных отрицательные эмоции вызывают бизнесмены, у 3% -чиновники и бюрократы. Эти данные позволяют говорить о том, что на бытовом уровне туляки испытывают неприязнь к людям с отличной от русской этничностью.

В анкете содержался вопрос «Назовите группы людей, которые вызывают у вас положительные чувства». Оказалось, что таковые чаще проявляются по отношению к возрастным группам, об этом заявили 22% респондентов. При этом 17% назвали детей, 4% -стариков, 1% - молодежь. Положительные чувства у респондентов вызывают также группы людей с высоким уровнем образования и культуры (17%), в том числе интеллигенция (10%), творческие люди, артисты, музыканты (7%). Никто из анкетируемых не указал на положительные чувства по отношению к русским, хотя 11% отметили симпатии к славянам. Опрос показал, что у жителей Тулы эмоции в плане разделения на «хорошее - плохое» проявляются в большей степени по социально-культурным и возрастным критериям, а не по этническим.

Ответ на вопрос «Можно ли назвать местным человека, который приехал в регион более 10 лет назад?» позволяет судить о том, кого респонденты причисляют к разряду туляков. По результатам опроса получилось, что после 10-летнего проживания «местными» 88% опрошенных считают выходцев из Центральных областей РФ, 82% - выходцев из Сибири, 74% - приезжих с Дальнего Востока. У выходцев из российских республик

Северного Кавказа шансы стать туляком снижены до 33%, из Закавказских республик - до 28%, еще ниже они у переселенцев из бывших среднеазиатских республик - 26%. Более двух третей (71%) опрошенных относят приезжих с Кавказа и из Средней Азии к категории «чужие». Отношения между «своими» и «чужими», с точки зрения опрашиваемых, складываются по-разному, это признают 53% респондентов. Треть анкетируемых считают эти отношения в целом хорошими (33,9%), 3,9% признают плохими.

Устойчивость этнического самосознания россиян в определенной степени является наследием советской доктрины, согласно которой у каждого человека его этническая принадлежность фиксировалась в паспорте и индивидуальность его личности была связана с национальностью. Подавляющее большинство респондентов (86,5%) об этом помнят. Особенно прочно зафиксировано это в сознании представителей среднего (40-59 лет) и старшего (более 60 лет) поколений - 96% и 90% соответственно. Самая большая доля «забывчивых» о такой паспортной записи в самой молодой возрастной группе (18-24 года) -37% и средней (25-39 лет) - 20,5%. Молодое поколение более восприимчиво к общемировой практике отказа от фиксации государством этнической принадлежности граждан в индивидуальных официальных документах.

Поскольку основная масса туляков хорошо помнит, что не так давно различие по национальности было обязательной частью персональных сведений о человеке, интересно знать, чем люди руководствуются, определяя свою или чужую этническую принадлежность. Судить об этом можно по ответам на вопрос «Как вы понимаете слово «национальность?» (Рис. 4). Подавляющее большинство респондентов считает, что национальность передается от предков (69%), причем такое мнение доминирует у всех возрастных групп. Это свидетельствует о том, что для большинства опрошенных этнические различия воспринимаются как обязательные и неизменные. Поскольку на этот вопрос можно было дать несколько ответов, многие указали на такие важные «признаки» национальности, как язык и культура (41%), место рождения (21%). На то, что «национальность» - это то, что в советские времена обозначалось в паспорте, указали только 8% анкетируемых (в 10 раз меньше тех, кто «помнит» об отметке в советском паспорте). Среди молодежи вообще никто не связал понятие «национальность» с паспортной записью, в возрастной группе 25-39 лет -только 2%, а старше 60 лет - 16%. Таким образом, у туляков широко распространены представления о том, что национальность - это свойство, передаваемое от родителей и через язык и культуру.

Рисунок 4.

Распределение ответов на вопрос: «Как вы понимаете слово «национальность?»

7. Затрудняюсь ответить

6. Другое ] 5. Место рождения

4. Язык, культура ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 3. Происхождение по родителям и предкам ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

2. Гражданство |

1. То, что в сов етские времена обозначалось в паспорте |

--------

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

Ответ на вопрос «Следует ли государству учитывать во время переписи населения национальность и религию граждан» показал, что половина туляков считает, что государство должно вести учет национальностей. О том, что необходимо вести переписной учет верующих, заявили только 5% опрошенных, 26% полагает, что можно не учитывать ни то, ни другое. Такие результаты говорят о том, что, с точки зрения большинства опрошенных, национальная принадлежность гораздо значимее религиозной. Видимо, в сознании туляков все еще сказывается советская традиция официального учета национальности людей.

В целом анализ результатов этносоциологического опроса показал, что в Туле этнический фактор менее значим по сравнению с социально-экономическим. Это объясняется однородностью этнического состава населения города и области в целом, на фоне которой на первый план выдвигаются социальные и экономические проблемы. Отсутствие видимых конфликтов на этнической почве свидетельствует о толерантности туляков.

Литература

1. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; под ред. В.А. Тишкова. М.: Наука, 2011. 462 с.

ryMaHurapHbie BegoMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4 (8), geKa6pb 2013 r.

Martynova E.P.

ETHNICITY PHENOMENON IN PERCEPTION OF INHABITANTS OF TULA In article are considered regional specifics of ethnic preferences of inhabitants of the Tula region. It is summing up ethnosociological researches e which result is established that in Tula the ethnic factor is less significant in comparison with the social and economic. Keywords: ethnology, ethnography, ethics, ethnic varieties, Tula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.