Научная статья на тему 'Феномен этического в истории философской мысли'

Феномен этического в истории философской мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
630
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малинкова Ю.А.

В статье проанализирован феномен этического в истории философии и отмечены ключевые идеи в восприятии этики от античности до Новейшего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен этического в истории философской мысли»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК1

Ю.А.Малинкова

преподаватель философии «Орский технический техникум им. А.И.Стеценко»

г. Орск, РФ

ФЕНОМЕН ЭТИЧЕСКОГО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация

В статье проанализирован феномен этического в истории философии и отмечены ключевые идеи в восприятии этики от античности до Новейшего времени.

Ключевые слова:

этика, мораль, этические концепции, моральные правила, нравственный поступок.

На протяжении всего периода своего существования общество выдвигало различные этические концепции. Само появление этики свидетельствует о духовной потребности общества осмыслить и осознать свое поведение.

Зарождение и становление этики происходит в античности, как некий ответ на понимание человеком собственной ответственности за всё происходящие в мире. Древние греки пытались размышлять над основными категориями этики: долгом, честью, совестью, моральным выбором, смыслом жизни и т.д. Начало возникновению собственно этического мышления положили софисты, отрицавшие моральный догматизм, и признававшие за каждым человеком право создавать собственные моральные правила. Сократ в отличие от софистов был сторонником этического рационализма. Он рассматривает человека как существо нравственное, но нуждающегося в знании («Познай самого себя»). Вслед за Сократом Платон обращает внимание на необходимость следования моральным принципам в повседневной жизни людей и в их служебной деятельности. У Аристотеля понятие этического расширяется по масштабам общества в целом. Так задачи этики, согласно Аристотелю, совпадают с задачами политики и заключаются в счастье отдельного человека, которое возможно при условии всеобщего благополучия в государстве.

Совсем иной характер носит представление об этическом в Средние века, центральное место в ней занимает представление о верности Богу и уподоблении себя ему. Бог всеблаг и всемогущ, он определяет нормы морали: «<...>сам дьявол не делает ничего, что не позволил бы ему делать Бог» [1, С.261]. Так в своей «Исповеди» Августин постоянно обращается к Богу с молитвой: «Вся надежда моя в беспредельном милосердии Твоем. Дай силу исполнить то, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь» [3, С.136].

Проблема нравственного поступка в период схоластики решается в работах Фомы Аквинского, который считал, что спасение приходит через совесть, заповеди (закон), божественную благодать. А.В. Разин поясняет: «Благо, согласно Фоме Аквинскому, есть созерцание Бога. Оно включает в себя элемент удовольствия, но не как собственную цель или мотив действия, а как сопутствующий богопознанию результат. <...> Такая цель, показывающая путь нравственного самосовершенствования, духовного возвышения, как раз представлена в христианской этике через идею богоподобия. С помощью аскезы, исполнения заповедей, человек свободно отказывается от плохой, греховной природы ради обретения новой - богоподобной» [Там же. С.201-202].

В противоположность средневековому христианскому аскетизму с его представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к вечной, небесной жизни, эпоха Возрождения утверждает величие и достоинство человека, его право на творческую разумную деятельность, на наслаждение и счастье в земной жизни. Так, Джованни Пико дела Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» [5, С.506-514] утверждал, что человек самим Господом помещен в центр

мироздания, чтобы ему было удобнее обозревать и познавать мир, и наделен свободной волей для самоопределения и утверждения своего достоинства. Основными этическими идеалами в период Возрождения выступают человечность, милосердие, духовность и гармония. Однако новое этическое мировоззрение оказались весьма далеким от реальной жизни простого народа. Взгляды гуманистов носили элитарный характер, что сделало их достоянием узкого круга людей.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами во всех сферах жизни человека и общества, наиболее популярными становятся идеи разумности и рациональности. Разум берет на себя всю ответственность за организацию человеческой жизнедеятельности. Этика Нового времени трансформируется в натуралистическую, продолжая движение к идее человеческой нравственности, которая кроется в самой природе человека, в его желаниях, потребностях, интересах. Этим занимаются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм и др.

Эпоха Просвещения завершает идею освобождения человека. В философских взглядах Руссо, Вольтера, Гельвеция, Дидро и Гольбаха модным становится атеизм. Новое мировоззрение изменяет преставление о сущности человеке и этическом. У новой морали новый принцип - эгоизм. Движущей силой, мотивом всех поступков человека является личная выгода, интерес и польза. В своем естественном состоянии человек ни добр, ни зол, он просто следует более сильному интересу. Государство должно сделать так, чтобы человеку выгодно было стать нравственным, чтобы преследуя свой частный интерес, человек одновременно осуществлял бы общественное благо. Основой этому должно стать законодательство, превращающее человека в разумного эгоиста. Таким образом, этические представления философов эпохи Просвещения были лишены высшей идей добродетели, самосовершенствования, самопознания, гуманизма, ответственности, совести.

Большой вклад в становление представлений об этическом привнесли мыслители периода немецкой классической философии. Основателем современной моральной философии по праву считается Иммануил Кант. Кант разработал идею автономной этики и ввел понятие «категорический императив». Согласно этой концепции, все сущее изначально имеет нравственный характер независимо от условий окружающей среды. По мнению Канта, главной ценностью является человек, наделенный чувством собственного достоинства, который совершая выбор, рассматривает его сквозь призму другого человека. Имея представления о добре и зле, человек не может выступать его мерилом, так как не существует идеального человека. Следовательно, данные представления перешли к человеку от бога, т.к. он является их единственным носителем. Следовательно, людям необходим закон, способствующий их самосовершенствованию. Этот закон и получил название категорического императива. Таким образом, Кант предложил модель построения взаимоотношений человека и общества, на основе гуманизма, разумной воли, осознания чувства долга перед собой и окружающими [6, С.274-289].

Продолжателем идей Иммануила Канта стал Иоганн Готлиб Фихте, определивший свою философию как «практическое наукоучение», призванную решать проблему активной деятельности человека. «Мир, безусловно, есть только сфера нашего действования», - утверждал Фихте, рассматривая само действие как реализацию нравственного закона, основывающегося на совести человека. В своей главной работе «Назначение человека» (1800) Фихте говорит о возможном радостном исполнении человеком своего долга, о роли каждого человека в совершенствовании общества посредством ограничения своей свободы и признания свободы других [4, С.391].

С середины XIX века, сформулированные нравственные принципы подвергаются жесткой критике и сомнению. Разум и наука оказались бессильны в устройстве человеческой жизни. Происходит становление новой этики, новых этических систем: марксизма, эволюционной этики, иррационализма, нигилизма, экзистенциализма и т.д. Марксизм дает совершенно новое понимание морали. Мораль - это форма общественного сознания, это способ духовно-практического освоения бытия, это продукт общественного производства, в основе которого лежит способ производства материальных благ. По мнению Карла Маркса, буржуазное общество убивает моральную сущность человека, порождает в нём эгоизм, индивидуализм, одиночество, отчужденность, неуверенность и несвободу. В таком обществе человек теряет своё

достоинство, так как все отношения между людьми построены на выгоде, корысти и личном интересе. Таким образом, этика марксизма основана на убеждении изменения человеческой сущности посредством преобразования общественных отношений.

Набиравший в XIX веке силу капитализм, вскрывший пороки и противоречия человеческого общества, показал несостоятельность идеи разумного устройства мира и совершенствования общества. Так происходит окончательная переоценка всех предшествующих ценностей и морали, связанная с именем Фридриха Ницше. Ф. Ницше определяет свою позицию как «эстетический имморализм». Его концепция нигилизма «Я не человек, я динамит, я опровергаю все, как никто и никогда не опровергал» явилась продолжением философии иррационализма Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьёркегора. Ницше обличает, отвергает, критикует традиционную мораль, особенно христианскую за её уничтожение истинной жизни, отрицание земных ценностей, стремление к равенству и помощь слабым и немощным, что тормозит развитие общества. Христианская мораль это мораль рабов, так как она требует от человека пожертвовать своей свободой, гордостью и достоинством. «Мы должны освободиться от морали, чтобы уметь морально жить» [2, С.356-357] ,- восклицает Ницше, призывая создать новую мораль, мораль сильных и свободных личностей, мораль «сверхчеловека». Таким образом, человек должен уничтожить традиционные, навязанные религией нравственные ценности для полного «освобождения жизни».

В XX веке появляется экзистенциализм как реакция на социальные катастрофы, происходящие в мире. Его цель - осмыслить положение человека в сложные периоды, сформулировать ценностные установки, позволяющие человеку существовать. В мире, где традиционные ценности утратили свое прежнее значение, человек вынужден рассчитывать только на себя. Теперь он сам творит свою сущность, сам определяет свое настоящее, выбирает будущее, он не завершен, подобно вещи, а сам определяет каким ему быть.

Итак, мы видим, что в разные исторические эпохи общество ставило перед этикой разные задачи, обусловленные меняющимся общественным сознанием. И каждый раз этические концепции претерпевали изменения, пытаясь дать ответ на насущные проблемы человеческого бытия. Процесс становления этики не завершился и по сегодняшний день.

Список использованной литературы:

1. Абеляр, П. Теологические трактаты [Текст] / П. Абеляр. Пер. с лат., вступ. ст., сост. Неретиной С.С.-М.: Прогресс, Гнозис, 1995. - 413 с.

2. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия [Текст] / А. В. Гулыга. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. -416 с.

3. Гусейнов, А.А. Краткая история этики [Текст] / А. А. Гусейнов, Г.Иррлитц. - М.: Мысль, 1987. - 592 с.

4. История философии [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. - 680 с.

5. Пико дела Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека [Электронный ресурс] /Дж.Пико дела Мирандола// История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. - С. 506-514. - Режим доступа: http: //psylib.org .ua/books/_pikodel .htm.

6. Разин, А.В. Этика [Текст] / А. В. Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

© Малинкова Ю.А., 2019

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК8

Газикова Л. Р.

студентка 4 курса ИнгГУ,г.Магас РИ;

Научный руководитель: Гандалоева А.З.

Доцент кафедры ингушского языка,ИнгГУ,г.Магас

ОМОНИМИЯ В ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ Аннотация

Тема данной работы является актуальной вследствие того, что такие категориальные отношения как омонимия в ингушском языке в достаточной степени не изучены. И по сегодняшний день изучение этого вопроса остается одним из актуальных задач ингушской лексикологии.

Ключевые слова: омонимия,лекикология,омонимы,оморфы,омофоны.

Омонимия является предметом исследования многих российских лексикологов (Л.А. Новиков, Э.В. Кузнецова, М.И. Фомина, Н.М. Шанский, В.В. Виноградов и др.), а также лингвистов-ингушей А.С. Куркиев, Л.У. Тариева, Р.М. Зязиков. Омонимия, как мы знаем, появилась после распада полисемии. Под омонимией понимается лексико-семантическое категориальное отношение, при котором разные предметы, явления и действия одиноково именуются, произносятся, но имеют различное лексическое значение. Омонимы и омонимия отличаюття друг от друга. Омоним - это конкретный элемент, участвующий в омонимичных отношениях, а омонимия - это лексико-семантическое категориальное отношение, в которое вступает два или более омонима.

Различают следующие виды омонимов: лексические омонимы, омоформы, омографы и омофоны. Рассмотрим каждый из видов по отдельности. В специальной литературе теоретически наиболее глубоко раскрыты свойства лексических омонимов. Рассмотрим подробно дифференциальные признаки лексической омонимии. Лексическая омонимия - «слова, совпадают в звуковом и графическом облике во всех (или почти во всех) грамматических формах, но абсолютно различные по значению» [1, с. 68]. Например: га «косынка», га «вожжа» и га «низок» - низок из бус (гизгай га).

Лексические омонимы в свою очередь делятся на полные и неполные (частичные).

Полные лексические омонимы - это слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм [1, с. 68]. В ингушском языке существует огромное количество подобных слов. Например: веза «любить, желать»: Х1ана воаг1а из шийна малий ца хов кхалсаг йолча, х1ана боахкийт цо зоахалола нах, в1аши бовзалехьа, ше йо1а веза е цунна гоама ва халехьа?- веза «нуждаться»: Йоацаче, - аьлар Махьмада, - аз-м яхац милици ингале оаркхилга чу а дехкаш, зуламхошта кхерза фуаш дуаде йиллай, бакъда наха юкъе, кхалнахаца, ха яхача нахаца, юкъарча моттигашка вайх х1ара дика масал гойташ, шийх бола наьха тешам боа ца беш хила веза; ехка «вязать, завязать, привязать, привязывать»: Д1авигийтал Федя тханцига, човнаш ехка езаш дукха ма бий, - аьлар Таняс - ехка «ложить, класть»: Паччахьа деша а дешийта, баламаш т1а дошо погонаш а ехка эпсар ваь саг ва-кх хьо!; жай «религиозное писание»: Къор1а т1ара а жайнаш т1ара а цхьацца-шишша дувцаш, юххера а вахара г1улакхаш т1а даьлар къамаьл - жай «амулет, оберег, талисман»: Жай да сога; лак «гортань, глотка, горло»: Лак лаца - лак «курок»: Уж нийсбенна д1аотташехьа, пулемета лак эзарМахьмада а цунцаМусоста а - «лак»: М1арашта лак хьакха яг1ар Самира; мотт 1) анат. «язык»: Мотт хьекхаш латтача 1атта хьалхашкара 1асилг атта хьалъайдаь марх1а а делла, Махьмад волалушшехь, Мадинас аьлар: - Сабарде, 1ооттадел из 1асилг ;

2) грамм. «язык» (речь): Д1аала мотт ховчо, фу хиннад шоана! - аьлар цо - мотт «постель»: Ше йийтта Иван селлар метта уллаш, из д1аволлаш, ший юхь б1арга мича яйтаяр цо ;

отта «поступить, устроиться»: Цхьан б1ехача, фу тайпа доккха долча нахаца, ца ховш хинна а, цатоам боала х1ама юкъе ийккхача, цу т1аг1олла довна юхьигаш яьлча, хьалха-т1ехьа отта саг мичав са

~ 90 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.