Научная статья на тему 'Феномен духовного лидерства юродивого'

Феномен духовного лидерства юродивого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ДУХОВНОЕ ЛИДЕРСТВО / ЮРОДСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НЕЛИНЕЙНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / LEADERSHIP / SPIRITUAL LEADERSHIP / HOLY FOOLERY / PUBLIC LIFE / MEANING OF SOCIAL INTERACTION / NONLINEAR RATIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин Алексей Николаевич

В статье рассматриваются феномен присутствия духовного лидерства в общественном бытии и его влияние на жизнедеятельность современного человека. Актуальность исследования заключается в необходимости конструктивного решения накопившихся проблем современного социума, вносящих серьезные деструктивные элементы в повседневную жизнь и нарушающих адекватное взаимодействие людей в различных общностях. Проанализированы вопросы, касающиеся форм проявления духовного лидерства в исторической ретроспективе. На примере бытия юродивых показано особое значение их духовной практики аскетизма и самоотрешения в формировании осознанного духовного отношения к жизни огромных масс людей. Духовное лидерство определяется автором как сложное явление общественной жизни, способное консолидировать социум для решения смыслозначимых социальных задач и достижения относительной гармонии в разных общностях и в целом. Сделан вывод, что духовное лидерство представляет собой главный элемент развития общества в рамках нелинейной рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of spiritual leadership of a holy fool

The research considers the phenomenon of spiritual leadership in public life and its impact on modern person activities. The relevance of the study is determined by the need to find a constructive solution to past problems of modern society bringing serious destructive elements to everyday life and breaking proper interaction of people in various communities. The forms of spiritual leadership are analyzed in a historical retrospective. A study on the life of holy fools demonstrates the significance of their ascetic and self-renunciation practices for the development of conscious spiritual attitude to the life of heaps of people. Spiritual leadership is defined by the author as a complex phenomenon of public life capable of consolidating society to address meaningful social challenges and achieve relative harmony in various communities and in society in general. It is concluded that spiritual leadership is a key element of society’s development within nonlinear rationality.

Текст научной работы на тему «Феномен духовного лидерства юродивого»

УДК 130.123:316.46.058:616.89-008

https://doi.org/10.24158/fik.2019.3.6

Ильин Алексей Николаевич

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарного образования и социологии Альметьевского государственного нефтяного института

ФЕНОМЕН ДУХОВНОГО ЛИДЕРСТВА ЮРОДИВОГО

Ilyin Aleksey Nikolaevich

PhD, Associate Professor, Humanities and Sociology Department, Almetyevsk State Oil Institute

THE PHENOMENON OF SPIRITUAL LEADERSHIP OF A HOLY FOOL

Аннотация:

В статье рассматриваются феномен присутствия духовного лидерства в общественном бытии и его влияние на жизнедеятельность современного человека. Актуальность исследования заключается в необходимости конструктивного решения накопившихся проблем современного социума, вносящих серьезные деструктивные элементы в повседневную жизнь и нарушающих адекватное взаимодействие людей в различных общностях. Проанализированы вопросы, касающиеся форм проявления духовного лидерства в исторической ретроспективе. На примере бытия юродивых показано особое значение их духовной практики аскетизма и самоотрешения в формировании осознанного духовного отношения к жизни огромных масс людей. Духовное лидерство определяется автором как сложное явление общественной жизни, способное консолидировать социум для решения смыслозна-чимых социальных задач и достижения относительной гармонии в разных общностях и в целом. Сделан вывод, что духовное лидерство представляет собой главный элемент развития общества в рамках нелинейной рациональности.

Ключевые слова:

лидерство, духовное лидерство, юродство, общественная жизнь, смысл социального взаимодействия, нелинейная рациональность.

Summary:

The research considers the phenomenon of spiritual leadership in public life and its impact on modern person activities. The relevance of the study is determined by the need to find a constructive solution to past problems of modern society bringing serious destructive elements to everyday life and breaking proper interaction of people in various communities. The forms of spiritual leadership are analyzed in a historical retrospective. A study on the life of holy fools demonstrates the significance of their ascetic and self-renunciation practices for the development of conscious spiritual attitude to the life of heaps of people. Spiritual leadership is defined by the author as a complex phenomenon of public life capable of consolidating society to address meaningful social challenges and achieve relative harmony in various communities and in society in general. It is concluded that spiritual leadership is a key element of society's development within nonlinear rationality.

Keywords:

leadership, spiritual leadership, holy foolery, public life, meaning of social interaction, nonlinear rationality.

Духовное лидерство представляет собой особое качество человека и специфический способ воздействия на людей с помощью некой духовной силы, могущей существенно влиять на сознание и поведение огромных общественных масс. Актуальность анализа духовного лидерства юродивого заключается в необходимости решения накопившихся проблем современной социальной жизни и недопущения социальных разногласий и непонимания между людьми. Конфликты в общественной практике несут серьезные деструктивные последствия в повседневной жизни и нарушают гармоничное взаимодействие членов различных общностей. Объектом исследования является духовное лидерство юродивых, предметом - определение характера присутствия духовного лидерства в общественном бытии и раскрытие особенностей его применимости для гармонизации современной общественной жизни.

В научной и научно-популярной литературе и разных учениях термин «духовное лидерство» используется как строго относящийся к религиозному миру, как признак, отличающий отдельного человека, достигшего высшего уровня просветления (возвысившегося до уровня сверхчеловека или даже Господа Бога), способного вразумлять и учить последователей. Это некие гуру, которые завладевают умами людей стопроцентно, превращая их в марионеток и религиозных фанатиков. В современном мире таких «псевдопросветленных учителей» становится все больше и больше. В данном смысле категория «духовное лидерство» приобретает сугубо негативный смысл, связанный с деструктивным воздействием на сознание индивида, полной ломкой его сознания, превращением его в совершенно аморфного, не способного самостоятельно мыслить человека. Духовное лидерство в этом контексте имеет ярко выраженный антисоциальный характер. С подобными проявлениями необходимо всячески бороться и не допускать их в общественную жизнь.

С конструктивных позиций духовное лидерство представляет собой широкое понятие, выражающее высшую творческую силу, способную ориентировать сознание значительной части людей в сторону созидательной жизнедеятельности по отношению к миру и координировать их поведение

в русле доброты и благочестия. В истории человечества примером такого выражения духовного лидерства является юродство. Данный феномен труден в изучении рациональными способами и до недавнего времени не становился предметом философского анализа. Отдельные аспекты юродства исследовались в рамках теологии, литературоведения, истории культуры, агиографии. В современном социальном и гуманитарном знании присутствует достаточное количество хроник о жизнедеятельности юродивых. Сегодня создаются работы, связанные с выявлением характерных черт юродивых [1], их образов в искусстве [2], способности выходить на уровень самотрансценденции.

Признаками святой праведной жизни, которая служит причиной ярко выраженного духовного лидерства, выступают сострадание ко всем, смиренность, бесстрашие, скромность, отсутствие стремления к почестям, мягкость (доброта), простота, чистота, изучение Священного Писания, целеустремленность, чистота сознания, благотворительность, развитие духовного знания, самообладание, спокойствие (умиротворенность), аскетизм (аскетический образ жизни - совершение аскез), ненасилие, отсутствие зависти, правдивость, всепрощение, отсутствие гнева, самоотречение, отсутствие стремления искать недостатки в других, бескорыстие, отсутствие алчности, решимость, стойкость. В юродивом все эти характеристики совокупно проявляются, а также дополняются другими, свойственными только юродству: полным нарушением восприятия тепла и холода (зимой человек ходит обнаженным, а летом - в шубе и валенках), нечувствительностью к физической боли, ношением вериг. Еще одним отличительным свойством юродивого является особое видение негативной внутренней природы человека, его пороков и грехов. Юродивый своим поведением указывает на них, публично обличая и призывая окружающих в свидетели. Он воспринимает нечистый дух грешников и определяет их как людей, одержимых нечистой силой, бесами, дьяволом, чертями. В обществе такое качество юродивого, конечно, замечается и запоминается. Считается, что юродивый обладает спонтанно возникающим у него даром предвидения и пророчества. Данное качество представляет собой основной элемент, позволяющий юродивому становиться духовным лидером. Его почитают именно за это. Несмотря на явную пользу, такой дар пугает людей. Юродивого боятся и стараются с ним не конфликтовать. При этом юродивый выходит на особый уровень почитания, повышающий его социальный статус и делающий из него духовного лидера.

Следовательно, духовное лидерство юродивого выражает ту созидательную силу, которая способна гармонизировать жизнь людей. Юродство выступает парадоксальным проявлением человеческой индивидуальности. В этом смысле анализ онтологических основ юродства, его феноменологическое понимание, осмысление и истолкование представляются особо актуальными. В зарубежной научной литературе вопросами изучения данного феномена занимались Дж. Са-вард [3], Л. Райден [4], И. Горяйнофф [5], В. Рошко [6]. Несомненным интересом в рамках исследуемой проблемы пользуются вопросы непредсказуемости и нелинейности общественного бытия. Нелинейность, нестабильность и неустойчивость социума мы рассматриваем как фундаментальные онтологические характеристики бытия. Они позволяют оценить категорию духовного лидерства с новых детерминационных позиций нелинейной рациональности.

Юродивый обладает ярко выраженным нелинейным мышлением, которое направляет его в русло постоянного протеста против житейской определенности, конкретности и повседневной однозначности социальной жизни. В трактовке общественной организации бытия юродивый практически доказывает, что качество взаимодействия людей зависит от многих феноменов мироздания, тайна существования которых открыта ему высшим разумом. Социальное устройство, характер социальных взаимоотношений, сущность человеческих связей измеряются юродивым через совершенную систему ценностей. В этом состоят особые аксиологическая цель и миссия духовного лидерства юродивого. От него далека завершенная прямая определенность в понимании нелинейного, неравновесного смысла общественного бытия.

Исследуя основу духовного лидерства, необходимо сделать вывод, что изменение общественного бытия юродивым является не строго обозначенной целью, а выражением его особой созидательной, консолидирующей деятельность людей силы, креативной творческой мощи. С позиций онтологического дискурса духовное лидерство юродивого представляет собой фундаментальную причину его бытийного проявления, определяющую характер присутствия юродства в общественном бытии. Духовная сила и духовное лидерство юродивого выступают духовно-нравственным и вещественно-материальным комплексом, в рамках которого совершаются самотрансформация юродивого, выход его на сверхчеловеческий уровень. В связи с этим наблюдаются мощная гармонизация социальных отношений и активизация действий духовной направленности в обществе, в котором присутствует единение природных и духовных сил человека, способное осмысленно возвысить человеческий дух над первоначальными природными инстинктами, преодолеть животные и низменные человеческие качества.

Примеров социальной гармонизации, которая была следствием самовыражения и поведения юродивых, как проявления их духовного лидерства можно привести огромное количество. Российская история изобилует свидетельствами такого рода. Подвиги юродивых содержат и история Русской православной церкви, и светские хроники. Так, Прокопий Устюжский обратился к

жителям своего города с просьбой в следующее воскресное утро усердно молиться, чтобы Господь Бог не покарал город. Конечно, все над ним только насмехались и издевались. Он обратился к жителям через два дня и снова попросил их покаяться и помолиться Богу, но вновь его грубо обсмеяли и признали сумасшедшим. Однако их мнение изменилось, когда пророчество Прокопия сбылось: на Устюг обрушился ураган огромной силы. Люди в ужасе прибежали в церковь, и около иконы Божьей Матери увидели страстно молящегося святого юродивого. Горожане присоединились к Прокопию и стали усердно молиться. Ураган отступил, а поселение избежало разрушения и уничтожения. Многие жители обратили взор к Господу Богу, чем спасли свои души. Прокопий и в жару, и в мороз каждую ночь проводил время за непрерывной молитвой на церковной паперти (а под утро засыпал в куче навоза!).

Жизнедеятельность духовных лидеров - юродивых определена комплексом индивидуальных поступков, касающихся аскетического образа жизни. Также их бытие носит актуальный общественный характер. Социальная жизнь юродивого включает в себя неопределенность и нелинейную рациональность особого рода. Они предвосхищают трагические и драматические события. Подвиг аскетической жизни ярко выражается в духовном лидерстве - оно призывает святого на действия, которые способны вскрыть тайные пороки окружающих и общества в целом. Василий Блаженный, идя по рыночной площади в Москве, нарочито опрокинул большой лоток с хлебом и очень от этого пострадал - его сильно избили рассвирепевшие лавочники. Однако через некоторое время торговец, калачи которого были разбросаны, признался людям, что подмешивал в муку мел для увеличения массы товара в целях существенной экономии на обмане, на что и пытался таким экстремальным образом (впрочем, единственно возможным в этой ситуации) указать подвижник. Василий Блаженный часто посещал кабаки и притоны для успокоения тамошнего контингента. В питейные заведения, конечно, никак не мог явиться монах или священнослужитель (если его там заметят, то обвинят в распутстве, пьянстве и грехе). Святой Василий это осознавал, приходя по зову сердца туда, где требовались утешение и покаяние. Юродивый выслушивал и давал совет и надежду многим опустившимся грешникам. По свидетельствам очевидцев, Василий Блаженный видел, словно Господь Бог, в их душах добропорядочность и чистоту.

Народ всегда нуждался в существовании человека, способного обличать грешников и неправедных людей (от нищего бродяги до царской особы). По утверждениям религиозных философов, такой человек является уникальным «мотором социальной динамики», который играет в обществе роль катализатора социальной жизни.

Исследовав отдельные аспекты духовного лидерства, необходимо сделать следующие выводы. 1. Подобное лидерство возможно анализировать в рамках определения отличительных черт социальной самоорганизации и изучения факторов неопределенности, влияющих на современное общественное развитие. 2. Духовное лидерство эффективно оценивать на примерах юродивых, жизнедеятельность которых раскрывает пределы проявления их свободы и независимости в контексте гармонизации социальной жизни. 3. Особенности духовного лидерства ярко выражаются в бытии юродивого как высшие проявления его духовной мощи с обнаружением пределов гармонизации социальной жизни, предопределенных не только способностями его познания и общественной практики, но и неустановленными гранями сущности юродивого. 4. Для духовного лидера значим принцип самотрансценденции, обозначающий его умение осмысленно преступать, нарушать и изменять границы между природным, социальным, опытным и внепри-родным, естественным и сверхъестественным; выходить за границы любого возможного социального опыта. 5. Духовное лидерство представляет собой один из ключевых элементов развития социума в русле нелинейной рациональности.

Ссылки:

1. Ростова Н.Н. Человек обратной перспективы: опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради / под ред. Ф.И. Гиренка. М., 2010. 140 с.

2. Туминская О.А. Образ юродивого во Христе в русском искусстве конца XV - начала XX в. : дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2014. 648 с.

3. Saward J. Dieu à la folie. Histoire des saints fous pour le Christ. Paris, 19S3. 300 p.

4. Ryden L. The Holy Fool II The Byzantine Saint I ed. by S. Hackel. L., 19S1. P. 10б-113.

5. Goraïnoff I. Les Fols en Christ dans la tradition orthodoxe. Paris, 19S3. 200 p.

6. Rochcau V. Que savons-nous des Fous-pour-le-Christ II Irenikon. 19S0. No. 53. P. 341-353.

References:

Goraïnoff, I 19S3, Les Fols en Christ dans la tradition orthodoxe, Paris, 200 p., (in French). Rochcau, V 1980, 'Que savons-nous des Fous-pour-le-Christ', Irenikon, no. 53, pp. 341-353, (in French). Rostova, NN 2010, A Man of Reverse Perspective: the Experience of Philosophical Understanding of the Phenomenon of the Foolishness of Christ's Sake, Moscow, 140 p., (in Russian).

Ryden, L 1981, 'The Holy Fool', in S Hackel (ed.), The Byzantine Saint, London, pp. 10б-113. Saward, J 19S3, Dieu a la folie. Histoire des saints fous pour le Christ, Paris, 300 p., (in French).

Tuminskaya, OA 2014, The Image of the Holy Fool in Christ in Russian Art of the End of the 15th - Beginning of the 20th Century, D.Phil. thesis, St. Petersburg, 64s p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.