Научная статья на тему 'Феномен диалога: возможности общения и диалоговых отношений в работе студентов с концептом'

Феномен диалога: возможности общения и диалоговых отношений в работе студентов с концептом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2191
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ОБЩЕНИЕ / ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна

Автор рассматривает содержание понятий общение, диалог, дает разнообразные подходы к диалогу, показывает реализацию диалога через занятие концепт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DIALOGUE: OPPORTUNITIES OF DIALOGUE IN STUDENTS' WORK WITH CONCEPTS

The author insists, that the dialogue has not only practical, material, informational, but also certain spiritual and moral value. In dialogue the information circulates between the partners. They are equally active, that is why the information expends and deepens in the course of communication. Dialogue is a joint search of common position, a process of generating new information. Dialogue inspires the feeling of unanimity and community. The structure of human communication is dialogical, its contents informative.

Текст научной работы на тему «Феномен диалога: возможности общения и диалоговых отношений в работе студентов с концептом»

Раздел IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 378

ФЕНОМЕН ДИАЛОГА: ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАБОТЕ СТУДЕНТОВ С КОНЦЕПТОМ

М.Н. Ахметова

В середине XX века идея межкультурного взаимодействия и сотрудничества отношений вошла в проблемное поле философии как проблема диалога культур (К. Ясперс, М. Бубер, М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.). Так, М. Бубер считал, что диалог не ограничивается общением людей друг с другом. Это еще и отношения, которые выражаются в общении. Даже если можно обойтись без слов, без сообщения, одно необходимо должно присутствовать в диалоге - взаимная направленность внутреннего действия. Границы возможности диалога «Я»—это границы проникновения. Предметом «проникновения» как восприятия может быть человек, живопись, растение, камень, то есть любое явление, событие, предмет, в котором «что-то говорится». Природа для человека должна стать «словом, воспринятым созерцающими или ощущающими чувствами». М. Бубер называет три вида диалога: подлинный, который может быть выражен как в словах, так и в молчании (устанавливается живое взаимоотношение); замаскированный под диалог монолог, когда два человека или несколько говорят с самими собой, полагая, что они «пребывают» в диалоге; дискуссия, беседа, дружеский разговор [3, с. 99-101].

Общение, по К. Ясперсу, - это отношения, возникающие между двумя индивидами, которые связаны друг с другом, но должны сохранять свои различия, которые идут друг другу навстречу из уединенности, зная о ней лишь постольку, поскольку они вступают в общение. М.М. Бахтин считал человека «уникальным миром». Этот мир культуры человека взаимодействует с другими «личностями-культурами, творящими себя в процессе этого взаимодействия». Общение личностей в диалоге происходит благодаря «некоторому атому общения - тексту». Любой продукт человеческого творчества - своего рода «послание»: он говорит, вопрошает, отвечает, несет в себе «весть», которую нужно уметь услышать.

Сделан этот мир из деталей, Он из частностей состоит. Ест бы мы точней обобщали, Было б меньше тяжких обид.

Лучше стану научной сноской,

Чем гиперболой болтунов,

Создающих мир по наброскам Из неточных случайных слов.

Роман Сеф.

Обобщение частностей, сотворение «Мира из деталей» - задача, решаемая в диалоговом общении, позволяющем создавать мир целостно, видеть его единство в содержательном образе. Итак, необходимы «диалог», «коммуникация», «взаимодействие», «общение».

И.В. Добряк в своем исследовании разграничивает эти понятия [6]. Общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практико-духовный характер. В общении информация циркулирует между партнерами. Они равно активны, а потому информация обогащается и расширяется. Общение есть совместный поиск общей позиции и процесс выработки новой информации, рождающий чувство общности, единения. Структура общения диалогична, содержание - информативно. Информационный процесс передачи тех или иных сообщений определяется как коммуникация. Это процесс однонаправленный, информация течет в одну сторону и ее количество уменьшается в ходе ее движения «от отправителя к получателю». Структура сообщений монологична.

Взаиморасположенность субъектов, вступивших в коммуникацию и общение, может быть определена понятием отношение. Система отношений характеризует переживания личности, особенности ее восприятия действительности, реакции на те или иные явления, ситуации, взаимодействие. Взаимодействие - это организация совместных действий индивидов, групп и корпораций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.

Взаимодействие может возникать при общении двух или нескольких различных субъектов. Это диалог (диалоговое общение), где «исходным является принцип самоценности, в случае нарушения которого никакого диалога нет и быть не может» (И.В. Добряк). Точки зрения на понимание диалога расходятся. В словаре русского языка С.И. Ожегова (под редакцией Н.Ю. Шведовой. М., 1986.) диалог определяется как разговор между двумя или несколькими лицами. Под беседой понимается тоже разговор, обмен мнениями. В педагогической литературе имеет место понятие «учебного диалога». По В.И. Загвязинскому, это устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом. По Г.Ю. Ксензовой. это взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее рождению общей мысли. О.В. Рутковская и Ю.Г. Резникова расширяют толкование учебного диалога, считая, что это не только акт коммуникации, но и атмосфера, предполагающая взаимодействие и полное сотрудничество преподавателя и студента, студентов друг с другом в учебной ситуации взаиморазвития и саморазвития, общения с книгой, компьютером и т.д. [4, с. 205-214]. Типология учебных диалогов представлена в работе С. Беловой [2, с. 109-113]: мотивационный диалог (его особенность - интерес участников к теме разговора); критический (глав-

ная его черта - критическое осмысление содержания, гипотетичность решений); рефлексивный (предполагает размышление, самонаблюдение, самопознание, в нем происходит осмысление собственных позиций и действий); конфликтный (его специфика - в противоречивом отношении личности к себе и своим позициям); автономный (в диалоге у каждого должна быть «своя ниша»: «молчун» может и промолчать, размышляя не вслух, а «про себя», молчаливо участвуя в диалоге); самореализующий (личность утверждается в диалоге, раскрывая свои потенциальные возможности); смыслотворческий (связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей); духовный диалог (устремлен в поиск смысла жизни), В ((чистом» виде, как считает С. Белова, такие диалоги практически не встречаются. Диалог многофункционален, но, как правило, один из названных типов превалирует.

Своеобразную позицию по отношению к понятию диалога как формы общения индивида с окружающими людьми высказывает A.B. Мудрик. Он считает, что это понятие охватывает практически все случаи речевой деятельности, так как является средством выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений [ 13, с. 105-106]. Ученый приводит типологию диалогов в подобном толковании: фатичес-кий диалог (это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога. Тип диалога выделен этнографом Б. Малиновским. Такой диалог может быть внешним и внутренним. В последнем случае в качестве партнера выступает, как правило, реальное лицо, общение с которым поче-му-либо невозможно, но факт внутреннего общения создает ощущение эмоционального благополучия или дает надежду на реальное общение в будущем); информационный диалог (обмен информацией самого различного свойства. Внутренний диалог - это информация для самого себя, «другого Я», воображаемого или реального партнера); дискуссионный тип диалога (возникает при столкновении различных точек зрения. Такой диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности. Во внутреннем общении дискуссионный диалог возникает как обсуждение вопросов с «другим Я» или с воображаемыми и реальными лицами. Особую значимость внутренний диалог этого типа приобретает в условиях конфликтных ситуаций); исповедный диалог (доверительное общение. Внутренний исповедный диалог имеет место тогда, когда в уединении проигрываются многочисленные роли, недоступные в реальной жизни).

Итак, в центре внимания педагога, работающего с микрогруппами и труппами студентов, должно быть «искусство взаимного понимания» (В.М. Шепель). Ученый считает это поиском новой парадигмы воспитания [16, с. 58]. Этот поиск порождает разнообразные подходы и точки зрения:

• Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог невозможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. «Запускает» рефлексивный процесс преподаватель (О.В. Рутковская, Ю.Г. Резникова).

• Главное в диалоге, его важнейшая предпосылка - это наличие авторских позиций его участников. Если такие позиции есть, если они четко отдемаркированы друг от друга, - они неизбежно будут взаимно интересны и вызывать у участников диалога желание вслушиваться друг в друга. Но если позиции участников той или иной внутрикультурной коммуника-

ции сливаются друг с другом, если между ними нельзя провести четких линий демаркации, если каждый его участник не несет в себе суверенный культурный мир, никакой диалог между ними принципиально невозможен. Чтобы диалог между позициями был возможен, эти позиции прежде всего должны быть (А.М. Лобок) [10, с. 650].

• Участники диалога (если это подлинный диалог, а не „выморочный“ учебный диалог) ни в коем случае не «обучают» друг друга, а взаимно разворачивают свои позиции и за счет этого происходит ВЗАИМОобра-зование и ВЗАИМОразвитие этих позиций. Ведь эти взаимные позиции требуют взаимного вслушивания друг в друга, но никак не обучающей коррекции. Если участник диалога переходит в позицию «учителя», диалог разрушается. Коррекция позиции в диалоге - это только аутокоррекция, само коррекция. Специфика диалога в том и состоит, что его результат принципиально нельзя предсказать, ведь в нем участвуют два (или более) РАВНОПРАВНЫХ участника, каждый из которых ведет свою субъективно-прихотливую линию. А в результате диалога двух участников всегда рождается ТРЕТЬЕ, не принадлежащее ни первому, ни второму (А.М. Лобок) [12, с. 38-39].

• Человеческое мышление всегда диалогично (вспомним хотя бы нормальную двойственность сознания и ожесточенные споры между нашим первым и вторым «Я»), и в этом смысле оно не принадлежит только субъекту мышления. Так же и мышление, рождающееся в общении с окружающими, в совместной коллективной деятельности, опосредуется знаками и символами, отрывает человека от его индивидуальности и приближает его к всеобщему и абсолютному» (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов) [8, с. 216]. «Диалогические рубежи пересекают все поле живого человеческого мышления» (М.М. Бахтин) [1, с. 491].

: • Нельзя понимать диалогические отношения упрощенно и одно-

сторонне, сводя их к противоречию, борьбе, спору, несогласию. Согласие ~ одна из важнейших форм диалогических отношений. Согласие очень бога-; то разновидностями и оттенками. Два высказывания, тождественные во всех ; отношениях <.. .>, если это действительно два высказывания, принадлежащие разным голосам, а не одно, связаны диалогическими отношениями I согласия <. ..> Услышанность как таковая является уже диалогическим от-! ношением <.. > Понимающий неизбежно становится третьим в диалоге ...

■ (М.М. Бахтин) [1, с. 496-498].

( • Диалог культур, по B.C. Библеру и С.Ю. Курганову, - своеообраз-

; ная технологическая система, в основе которой лежат концептуальные идеи

■ (диалог, диалогичность - неотъемлемый компонент внутреннего содержа-

• ния личности; многоголосье мира как «карнавал мироощущения», по М.М.

; Бахтину, существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего ди-! алога; диалог есть позитивное содержание свободы личности, сосущество-; вание и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний; ' современное мышление вступает в диалогическое общение с предыдущи-

• ми формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). Си-; стема строится вертикально. Но это «не твердокаменная пирамида. Надо

как бы пройти через множественность культур <.. .> Не создавать единую I общую теорию для всех веков и народов. Каждая историческая эпоха по-своему права, хотя каждая последующая пытается отрицать предыдущую»

[14, с. 41—47]. Обучающийся вступает в диалог с другим «Я», отделенным от него порою тысячелетиями. Он поднимается над собственным ограниченным бытием, чувствуя себя пребывающим в потоке культуры. Суть его «разговора» со своим Героем - развертка смыслов, в которые время завернуло ценность. Главное - найти нужный вопрос и расслышать (через текст) нужный ответ. Основание диалога - авторское видение и осмысливание мира с позиций другого времени и другой культуры [15, с. 101].

• Эзотерической (гр. esoterikos - внутренний) - тайной, сокровенной, понятной лишь избранным, предназначенной только для посвященных, назвали технологию диалога культур, по B.C. Библеру и С.Ю. Курганову, сторонники «вероятностного образования». Это образование построено как цепь не запланированных заранее образовательных событий на принципе творческой неопределенности. Образовательное событие является подлинным, неожиданным и для учителя, и для ученика, имеющее значимые интеллектуальные и духовные последствия. Вероятностное образование ориентировано на пространство самой культуры и открывается индивиду как мир творчества с индивидуальной траекторией движения, мир творческой непредсказуемости. Это - ориентированность на встречу с реальной жизнью, на личностный диалог. Задача состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить в субъекте индивидуальный стиль и индивидуальную, незаемную поэтику; сформировать авторскую позицию в культуре, авторскую индивидуальность, способности вести самостоятельный, индивидуально-авторский диалог с культурой. Ведущая идея технологической системы - авторство в культуре, индивидуально-авторский диалог с культурой. Автор данной парадигмы и его сторонники считают, что необходима особая мера бытия в культуре, куца каждый должен войти как творец. Только тогда по-настоящему развернется «пружина познавательного интереса». Задача же педагога - «удерживать» широкое культурное пространство диалога с различными мнениями, позициями, «драматическими переживаниями», творческими находками и ситуациями авторского самовыражения [11, с. 30-34].

Итак, можно констатировать: диалог - это феномен, который хорошо известен и который все-таки во многом остается загадкой. В определении этого феномена имеют место разные аспекты, которые иногда совпадают (Г.С. Померанц). Это - форма речи, разговор, в котором дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. В учебном диалоге, как можно заметить, истина оказывается известной до разговора, разыскивается способ ее разъяснения. Общение в групповом обсуждении проблемы на занятии предполагает не только понимание смысла. Будучи диалогичным по способу осуществления, оно позволяет понять смысл и «в выражении лица, в оговорках, обмолвках <.. .> Оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов: используются тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При всем этом богатстве далеко не всегда есть уверенность в правильном понимании» [8, с. 35]. И все-таки практика обучения подтверждает нужность учебного диалога. Кроме того, диалог может быть формой философского исследования. Способом связи обучаемого и обучающего могут быть нелинейные ситуации открытого диалога проблемно-поискового характера. Диалог культур мо-

жет предполагать контакт локальных культур. Как замечает М Л. Волови-кова, «в настоящее время в условиях научно-технической революции в сфере информатики и коммуникативных средств общения область пересечения культур возрастает за счет появления общего для всех культур коммуникационного смыслового поля. <...> Диалог между культурами начинает осуществляться в иных условиях <.. > Пересечение отдельных культур осуществляется уже внутри этого нового коммуникативного поля, на его базе <...> Феномену коммуникации придается первостепенное значение» [5]. Эти особенности следует учитывать при освоении технологий диалога культур в условиях коммуникативного смыслового поля концепта.

Будущий учитель, осмысливая проектную культуру, погружается в коммуникативное смысловое поле педагогики как культуры и ее составляющих (общекультурный контекст общества, информационная, нравственная, национальная, религиозная, эстетическая, эвристическая культуры), что расширяет возможности обогащения профессиональной компетентности будущего учителя в проективной деятельности. В работе микрогрупп на занятиях студенты устанавливают взаимосвязи («границы», «побочные линии»), феномен коммуникативного смыслового поля педагогики как культуры. Происходят определенные изменения в понимании структуры и содержания знания, самой методологии. Используются опорные конспекты, графы, составляются технологические карты, которые затем обсуждаются в условиях межгруппового диалога. Совместная деятельность в микрогруппах развивающая, сотрудническая, В педагогической литературе называются ее признаки: наличие единой цели и общей мотивации; разделение функциональных обязанностей и деятельности; согласованное выполнение заданий; наличие самоуправления, единого образовательного пространства и зон индивидуального действия. Деятельность студентов, исследовательская или близкая к ней, по мысли В.В. Никитаева, включает усвоение информации и освоение материала. Элементом организующего плана служит «позиция», «опорный пункт» деятельности, что способствует освоению материала на проблемно-поисковом уровне. Стуценты не просто отвечают на вопросы, а ставят их сами. Так возникает подлинный контакт диалоговых отношений, механизм которого, по словам И.А. Зимней, обусловлен содействием, сомышлением, включенностью в общую деятельность.

Занятие-концепт - это групповая форма организации обучения, предполагающая совместную работу по доказательному раскрытию содержательного образа темы исследования, ее ведущих идей и принципов с последующей защитой группой собственных предположений по диагностико-про-гностическим характеристикам проблемы и ее технологическим решениям.

В словаре Метат^еЬз1ег концепт определяется как нечто, находящееся в сознании: мысль, идея, образ. Речь идет об исходном концепте темы, которую предстоит освоить, ее содержательном образе. Работа над технологией составления концепта выразилась в личностно ориентированной деятельности, которая предусматривала приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным, ситуативное проектирование, знаково-символические решения. «Смысловое поле» носило гипотетический и прогностический характер. Принципиально важно представить, что в развитии проектной культуры будущего учителя необходимо не только

изучение методов, форм и средств деятельности, но и, как утверждают В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, построение реального или воображаемого образа изучаемой или изученной формы деятельности. Такой образ обладает свойствами открытости, способностью к обогащению. Будущий учитель должен обладать способностями проектирования, построения различных образов, схем, моделей деятельности.

Под концептом мы понимаем содержательный образ темы исследования, общую идею как обобщение частных случаев образовательных объектов: образ, представленный в знаково-символической форме (схематичной, рисуночной, тезисной) и имеющий гипотетический и прогностический характер «смыслового поля» (рис.)

Схема концепта

Тема, ее актуальность, значимость.

Философские основы (собственный выбор)

Что известно о проблеме? Что еще надо изучить?

Из чего слагается образ темы? (Рисунок, тезисы, символы).

На каких принципах выстраивается технология?

Проблема.

Иден и основные понятия, составляющие «смысловое поле» проблемы.

Высказывания ученых, педагогов-новаторов, учктелей-практиков.

Какими

представляются гипотетические и прогностические положения?

Какими могут быть технологические решения?

К какому результату стремиться?

«Вообще понятно то, что может бьггь иначе выражено» [9, с. 142].

A.A. Брудный полагает, что понимание текста - это последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому. В результате образуется некоторая картина общего смысла понимания - концепта текста.

Текст педагогический (научный учебный) обучающийся использует в качестве «ориентировочной основы для иной деятельности, которая качественно отлична от восприятия текста и включает в себя это восприятие в качестве структурного компонента», - пишет A.A. Леонтьев. Несомненно, что каждый «вычитывает» из текста несколько разное содержание, а потому «строим один и тот же мир» по-разному. Ученый замечает: «Есть предел числу степеней свободы, и этот предел и есть объективное содержание или объективный смысл текста, или, выражаясь словами A.A. Брудного, его концепт».

Тип текста предполагает различную форму обязательности такого концепта: «Чем больше данный текст ориентирован на определенный узкий

способ понимания, тем более однозначна его интерпретация. Таков, в общем случае, научный текст и особенно учебный» [9, с. 144].

Концепт - это только модель будущего исследования, хотя и с элементами диагностического и прогностического характера. Это исследование, представленное в модели, развернется в дальнейшей работе как цепочка педагогических ситуаций, действий, микросистем и микропроцессов.

На вопрос „Что, на Ваш взгляд, дала Вам групповая работа по составлению концепта?4 студенты второго года обучения отвечали: «Глубже поняла себя. Работа развивает гибкий ум»]«Яснее вижу смысловое поле учебной темы»; «Научила видеть главное, основные идеи и проблемы. Буду использовать этот метод в школе»',«Такая работа научила соединять частности в единое целое. Мыслить проблемно. Дала перспективу «переноса»: так буду организовывать работу с художественным текстом. Понимаю, как это сделать»; «.Работа с концептом была интересной и новой»; «Эта работа научила нас мыслить, воображать на ассоциативном уровне. Научила искать ассоциации из жизни, которые по своим функциям условно похожи на проективный процесс рисуночного концепта»;«Работа активизировала мои творческие возможности. Научила мыслить и абстрактно, и образно. В школе проектирование концепта важно при использовании исследовательского подхода в обучении. А образность в изображении стимулирует интерес».

Таким образом, человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, как замечает С.Д. Смирнов. И эта область диалогических отношений в условиях сотрудничества, по мысли И. А. Зимней, приносит глубокое удовлетворение субъектам взаимодействия, взаимное понимание, обоюдную заинтересованность, доверие друг к другу. При этом ученый считает неправомерным отождествление в диалоговых отношениях только инициирующего индивида с субъектом, а реагирующего - с объектом. Они оба активны в общении и деятельности, которую осуществляют, они оба - субъекты взаимодействия [7, с, 306-307].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986. - 534 с.

2. Белова С. «Жить - значит участвовать в диалоге» / С. Белова // Народное образование. - 1998. - № 9. - С. 109-113.

3. Бубер М. Два образа веры I М. Бубер. - М.: Республика, 1995.-462 с.

4. Вестник Бурятского университета. Серия 7 - Улан-Удэ, 2002. - Вып. 9 - 228 с.

5. Воловикова М.Л. Философско-культурологические и историко-педагогичес-кие основания возникновения понятия межкультурная компетентность. Web-сайт:

http://rspu.edu.ru/conferences/conference4/konf_volovikova.html

6. Добряк И.В. Диалог культур и русско-немецкие связи. - Web-сайт: http:// lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/Dobijak.html

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. -383 с.

8. Звняевко В.П., Моргунов Е.Б, Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.:Тривола, 1994. - 303 с.

9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. - М.: Смысл; СПб: Лань, 2003. - 287 с.

10. Лобок А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. - Екатеринбург, 1997. - 688 с.

11. Лобок А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. - 1996. - № 3. - С. 30-34.

12. Лобок А.М. Другая математика // Школьные технологии. - 1998. - № 6.

13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с.

14. Рак М. Сцилла и Харибда / М. Рак // Народное образование. - 1990. - № 12. -С. 41-47.

15. Селеменов С.В., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? / С .В. Селеменов, A.A. Ткаченко // Школьные технологии. - 1996. - № 3. - С. 89 - 101.

16. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания / В.М. Шепель // Советская педагогика. - 1991. -№ 7. -С. 58.

УДК 378.180.6+370.12

СТУДЕНТ ВУЗА КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В. В. Игнатова, О. А. Шушерина

Профессионально-культурное становление студента вуза как субъекта познавательно-профессиональной деятельности, активного участника и преобразователя межличностных профессионально-культурных взаимодействий и отношений - сложный и многогранный процесс. Сущность его состоит в том, что это субъективный процесс освоения студентом профессии как культурной деятельности, связанный с обретением профессиональнокультурных качеств, ценностей и смыслов деятельности и развертыванием соответствующего потенциала. Это проявляется в осознанном, ответственном, гуманистическом, профессионально-нравственном отношении к по-знавательно-профессиональной деятельности.

Системное свойство личности студента становиться субъектом культуры, познавательно-профессиональной деятельности, общения, самопознания, самореализации обозначено нами как профессионально-культурный потенциал личности студента. Данный потенциал характеризуется совокупностью свойств-признаков: наличием потребности в профессиональнокультурном самоопределении и самореализации; стремлением раскрыть свои личностно-профессиональные возможности и приобщиться к культурным ценностям; ориентированностью на гуманистические, профессиональноэтические отношения и деятельность. Профессионально-культурное становление личности студента - не пассивный, а активный процесс обретения и проявления необходимых качеств и свойств, которые характеризуют его как субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.