Научная статья на тему 'Феномен депривации младших школьников в учебном процессе'

Феномен депривации младших школьников в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваторопина С. В.

Исследуются негативные ситуации, приводящие к депривации младших школьников. Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента и 8 факторов школьной тревожности, выявляющих общее внутреннее эмоциональное состояние школьника и характер тревожности, связанный со школой (тест школьной тревожности Филлипса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен депривации младших школьников в учебном процессе»

УДК 372.4

С.В.Ваторопина

ФЕНОМЕН ДЕПРИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The negative situations leading to the alienation of younger schoolboys are considered. The general analysis of the ascertaining experiment results and 8 factors of school uneasiness revealing the general internal emotional condition of a schoolboy and type of uneasiness, connected with school (the Test of school uneasiness by Phillips), is carried out.

Большинство детей, поступающих в школу, имеют внутреннюю потребность успешно учиться в школе. Для успешного обучения и развития ребенку требуется хороший самоконтроль, устойчивая работоспособность, собранность и внимание, стойкий познавательный интерес, определенный уровень мотивационного развития, большая самостоятельность и ответственность, умение управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки.

Становясь школьником, осваивая новую для себя — учебную — деятельность, ребенок включается и в новые отношения с родителями, учителем, взрослыми: деловые, ролевые, функциональные. Появляются новые задачи, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Ребенок начинает жить по более строгому и напряженному режиму: увеличение статической нагрузки, повышение интенсивности и экстенсивности умственной деятельности, снижение двигательной активности и др. Но при этом важно помнить, что возможности детей не беспредельны, они ограничены возрастными психофизиологическими особенностями. Необходимо учитывать не только то, чего ребенок может достичь, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Поэтому младшему школьнику в процессе учебной деятельности необходима поддержка, взаимопонимание, активная помощь взрослых (родителей, учителя, родственников и др.) в момент, когда это особенно необходимо, проявление внимания к результатам учебной деятельности, поощрение активности детей и в поисках путей творческой самореализации [1].

По материалам I научно-практической конференции психолого-медико-социальных центров Московского комитета образования (1998) более 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, испытывают трудности с адаптацией. По данным НИИ педиатрии, 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Даже когда исходная психологическая готовность к школьному обучению является достаточно высокой, в силу некоторых личностных особенностей дети могут испытывать значительные трудности в образовательном процессе, снижение интеллектуальной активности, коммуникативные

барьеры, тревожность, ослабление волевого усилия, высокую пресыщаемость, общую усталость.

Испытывая эти трудности и чаще всего не осознавая их причин, младший школьник, не добив-

шись успешности, приобретает опыт неудач. Если такому ученику своевременно не оказать комплексную помощь в преодолении трудностей, в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, способная привести к отчуждению от образовательного процесса, к изоляции от коллектива, страху, состоянию высокой тревожности. Высокая тревожность появляется и приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, не учитывая его реальных возможностей, все больше и больше сосредоточиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Все выше перечисленные негативные ситуации, можно сказать с уверенностью, являются депри-вационными ситуациями. Длительное воздействие депривационных факторов на младших школьников приводит к стойкой депривации.

Л.Н.Бережнова дает такое определение феномену депривации в образовательном процессе: явление, возникающее в обстоятельствах жизнедеятельности обучающегося, когда внешние факторы ограничивают или лишают возможности удовлетворения ведущих потребностей в течение достаточно длительного времени, что существенным образом влияет на его образование [2].

Депривация в образовательном процессе стала острой и актуальной проблемой современности. Выявлением психолого-педагогической сущности депривации активно занимаются исследователи с конца XX в.: Л.Н.Бережнова, Е.И.Казакова, Й.Ландгеймер,

З.Матейчек, Дж.Боулби, А.М.Прихожан и др.

Л.С.Выготский подчеркивал, что среда обладает развивающим эффектом, причем реализация потенциала ребенка в ней возможна только в том случае, если эти переживания позитивны. Только полноценное переживание каждого этапа онтогенеза ребенком гарантирует полную реализацию возможностей его развития в каждом возрасте. Нарушения в развитии мешают удовлетворению потребностей ребенка, затрудняют его взаимодействие с миром людей, культуры и природы, провоцируя депривационную ситуацию и препятствуя созданию условий для формирования у него возрастных психологических новообразований.

Исследования ученых [2-5] подтверждают, что на процесс обучения учащихся действуют ряд депри-вационных факторов. Длительное воздействие таких факторов в период обучения в начальной школе приводит к депривации со специфическими изменениями в самосознании учащегося, ослаблением интереса и усилий к какой-либо познавательной и учебной деятельности, познавательной активности, уход в себя, наблюдается эмоциональная и чувственная обеднен-ность, ребенок оказывается в ситуации неуспеха, в ситуации неадекватной оценки со стороны педагога, родителей и др. Это вводит ребенка в состояние тревожности, стресса, постоянного страха при ответе, неадекватной агрессии, следствием чего становится постепенное снижение его творческих и коммуникативных возможностей, тормозящее влияние на уровень усвоения и самостоятельного оперирования информацией, активного, эмоционально-положительного настроя на образовательный процесс, потребности в самореализации и саморазвитии.

Проведенный теоретический анализ показал, что феномен депривации младших школьников в учебном процессе в настоящее время недостаточно изучен. Исходя из этого, в 2007/2008 учебном году нами проведен констатирующий эксперимент, задачей которого было выявление младших школьников 1-4-х классов, находящихся под воздействием депривационных факторов. В эксперименте приняли участие 226 учащихся 1-4-х классов средней общеобразовательной школы № 31 Великого Новгорода. В качестве основной методики использовался «Тест школьной тревожности Филлипса», предназначенный для изучения уровня и характера тревожности у детей младшего школьного возраста. Обследование по этому тесту состоит из двух частей.

1 часть. Тест включает в себя 58 вопросов, которые можно зачитать (1-2-е классы), а можно предложить в письменном виде. Была дана следующая инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да» или «+», если вы согласны с ним, «Нет» или «-», если не согласны». При обработке результатов нами были выделены вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (например, на вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет»). Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности. Если их больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 70% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

Вот что показала обработка и интерпретация результатов первой части обследования.

Общее число несовпадений по всему тесту:

— менее 20% несовпадений — низкая тревожность — у 16 учащихся, что составило 7,04% (1 кл. — 1,76%, 2 кл. — нет, 3 кл. — 3,08%, 4 кл. — 2,2%) от общего числа вопросов;

— менее 35% несовпадений — средняя тревожность — у 47 учащихся — 20,68% (1 кл. — 5,28%, 2 кл. — 1,32%, 3 кл. — 9,24%, 4 кл. — 4,84%);

— менее 50% несовпадений — умеренная тревожность — у 69 учащихся — 30,36% (1 кл. — 9,24%, 2 кл. — 7,48%, 3 кл. — 8,36%, 4 кл. — 5,28%);

— более 50% несовпадений — повышенная тревожность — у 70 учащихся — 30,8% (1 кл. — 5,72%, 2 кл. — 10,56%, 3 кл. — 5,72%, 4 кл. — 8,8%);

— более 70% несовпадений — высокая тревожность — у 24 учащихся — 10,56% (1 кл. — 4,4%, 2 кл. — 3,08%, 3 кл. — 2,64%, 4 кл. — 0,44%) от общего числа вопросов.

2 часть обследования включает в себя анализ числа совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделенных из 58 вопросов, предложенных ранее школьникам. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае (совпадение или не совпадение ответов с ключом). Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством .

Результаты анализа второй части теста — по каждому из восьми факторов тревожности — выглядят следующим образом.

1. Общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) — у 108 учащихся, что составляет 47,52% от общего числа обследованных.

2. Переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками) — у 81 учащегося — 35,64%.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата) — у 71 учащегося — 31,24%.

4. Страх самовыражения (негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей) — у 154 учащихся — 67,76%.

5. Страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей) — у 163 учащихся — 71,72%.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) — у 128 учащихся — 56,32%.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды) — у 66 учащихся — 29,04%.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отно-

шений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка) — у 115 учащихся, что составляет 50,6% от общего числа учащихся.

Анализ первой части теста позволил выявить и диагностировать у 41,59% учащихся высокую и повышенную, а у 30,53% учащихся — умеренную степень тревожности в школе.

Анализ второй части теста показал, что повышенную тревожность (более 50-70% несовпадений) по одному, двум или трем факторам испытывают учащиеся, которые в первой части теста попали в низкую и среднюю степень тревожности.

Таким образом, полученные данные подтвердили наличие депривационного фактора — высокой школьной тревожности в учебном процессе. Длительное воздействие даже одного этого фактора может привести у младшего школьника к снижению и самооценки, и учебных достижений, и самоконтроля, закреплению неуспеха в учении, неуверенности в се-

бе, пассивности, формальному усвоению знаний и способов действий, боязни проявить инициативу, бездумному следованию указаниям взрослого (по образцам и шаблонам), негативному проявлению к школьной дисциплине.

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. 4-е изд. М.: УРАО, 1998. 167 с.

2. Бережнова Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе / РГПУ им. А.И.Герцена. СПб., 2003. С.87.

3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучение в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985. 224 с.

4. Кириллова Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учеб. пособие. СПб.: Образование, 1996. 135 с.

5. Ландгеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.