ФЕНОМЕН ЧИТАТЕЛЬСКОЙ МОДЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
О. В. Лебедева
Мода относится к числу наиболее распространенных явлений во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, подразумевая наличие моды, исследователи практически не изучали ее как феномен, хотя значение ее велико в силу чрезвычайно широкого круга воздействия. Именно по наличию моды в первоначальном варианте избирается та или иная деятельность, будущая специальность, престижный район, предметы бьгта и обихода, коммуникативные связи и целый спектр позиций, которые определяют положение человека в обществе. Помимо воздействия моды на видовой выбор деятельности, есть целый ряд таких направлений, которые сами по себе относятся или должны относиться к разряду модных. Одним из таких направлений является читательская мода как явление в культурной жизни общества.
Термин «мода» французского происхождения, ныне трактуется как - периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием многих социальных факторов (экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных, этических). Мода -феномен социальный. Сфера ее действия не ограничивается одеждой, где права моды общепризнанны. Она дает о себе знать в области производства и политики, в искусстве и науке, в социальной психологии и идеологии.
Мода является обязательным компонентом любой успешной деятельности, в результате чего ее можно отнести к разряду ценностных культурологических позиций. Читательская мода, как и мода в целом, может отличаться определенной стабильностью на протяжении длительного времени, ее социум обеспечивает преемственность, сохранение, и она меняется в периоды социаль-
ных изменений. Читательская мода по-разному воздействует на личность, направленность которой зависит от возрастных, социальных, психологических и других особенностей. Феномен читательской моды зависит от социально-экономических, культурных и политических условий развития общества и во многом определяется степенью развития информационных потребностей индивида и общества в целом.
Для сегодняшней жизни с ее перегрузками, интенсификацией контактов, перестройкой системы ценностей, возрастающей информатизацией общества и другими фундаментальными изменениями особое значение приобретает изучение возможностей, которыми располагает человек для самореализации. Читательская мода оказывает влияние на деятельность многих общественных институтов, связанных с информацией: библиотеки, издательства, книжную торговлю и т. д. Ярко читательская мода влияет на книгоиздание. Анализируя рейтинги продаж, можно сделать выводы, что самые модные книги конца XX века в России - это книги любовного, детективного и мемуарного жанра.
Проблема изучения чтения и читательской моды очень важна и для библиотек, в частности, в комплектовании фондов. Часть изданий позднее включают в ядро фонда, другая популярна лишь короткий промежуток времени, поэтому библиотеки должны учитывать данные тенденции.
Читательская мода формирует информационную, библиотечную, издательскую, книготорговую политику в целом. В феномене читательской моды заложены причины популярности тех или иных документов, а прогнозирование данного процесса позволит более четко реализовать информационную политику государства на федеральном и региональном уровне.