Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ИНДУСТРИИ 4.0'

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ИНДУСТРИИ 4.0 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНДУСТРИЯ 4.0

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаренко Екатерина Дмитриевна

В статье переосмыслены определения современных понятий человеческого потенциала и цифровой грамотности, которые были приведены в соответствие с изменившимся уровнем материально-технического и духовного развития человечества. Сделаны выводы о том, что оба понятия носят комплексный характер и усложняются в процессе развития человечества, требуя включения всё новых характеристик и навыков, а кроме того, подвергаются трансформации под воздействием научно-технического прогресса, в процессе которого формируется Индустрия 4.0, особенности которой также рассмотрены в статье. Также, доказывается, что повышение цифровой грамотности в современном мире приводит к накоплению и раскрытию человеческого потенциала, так как изменившаяся среда, в которой живёт современный человек, требует от него высокого уровня владения техническими навыками, понимания сложных цифровых процессов и умения обрабатывать масштабные потоки информации, непрерывно циркулирующей в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF HUMAN POTENTIAL IN AN AGE OF INDUSTRY 4.0

The article redefines modern concepts of human potential and digital literacy, which have been aligned with the changed level of material, technical and spiritual development of humanity. It is concluded that both concepts have a complex character and become more complex in the process of human development, requiring the inclusion of new characteristics and skills, and in addition are transformed by scientific and technological progress, in which the formation of Industry 4.0, which features are also considered in the article. It also proves that increasing digital literacy in today’s world leads to the accumulation and unlocking of human potential, as the changed environment in which modern man lives requires a high level of technical skills, understanding of complex digital processes and the ability to process large-scale flows of information continuously circulating in the digital space.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ИНДУСТРИИ 4.0»

Феномен человеческого потенциала в обществе эпохи индустрии 4.0

Макаренко Екатерина Дмитриевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: kate.makarenko2003@mail.ru

В статье переосмыслены определения современных понятий человеческого потенциала и цифровой грамотности, которые были приведены в соответствие с изменившимся уровнем материально-технического и духовного развития человечества. Сделаны выводы о том, что оба понятия носят комплексный характер и усложняются в процессе развития человечества, требуя включения всё новых характеристик и навыков, а кроме того, подвергаются трансформации под воздействием научно-технического прогресса, в процессе которого формируется Индустрия 4.0, особенности которой также рассмотрены в статье. Также, доказывается, что повышение цифровой грамотности в современном мире приводит к накоплению и раскрытию человеческого потенциала, так как изменившаяся среда, в которой живёт современный человек, требует от него высокого уровня владения техническими навыками, понимания сложных цифровых процессов и умения обрабатывать масштабные потоки информации, непрерывно циркулирующей в цифровом пространстве.

Ключевые слова: человеческий потенциал, цифровая грамотность, информационное общество, технический прогресс, индустрия 4.0.

Индустриальный и технический прогресс затрагивает не только сферу производства, но и обычную жизнедеятельность человека. Новейшие средства коммуникации проникают в нашу ежедневную жизнь, меняя как её привычный облик, так и самих пользователей. В процессе информатизации, технологизации и цифровизации жизни предметом всё более бурных дискуссий становится вопрос о том, как обычному человеку научиться жить в новой реальности, "угнаться" за меняющимся миром и, что не менее важно, прогрессировать вместе с ним.

Для любого государства и общества в эпоху современной цифровой экономики, которая существует благодаря квалифицированным работникам, обладающим не только техническими навыками, но и сообразительностью и креативностью, становится крайне важным вопрос развития и накопления человеческого капитала, который включает в себя как биологические, так и психологические и духовные характеристики населения. Качественный человеческий капитал формируется при повышении общего уровня здоровья, образования, переходе к более гуманным и осознанным практикам в повседневной жизни. Таким образом,при разговоре о перспективах "накопления" человеческого капитала необходимо затрагивать и тему человеческого потенциала, его сущности в современном мире и вопросов его раскрытия.

Представляется, что современный индивид подвергается сильному воздействию техники и цифровых технологий. Уже в школьном образовании дети часто сталкиваются с цифровым и информационным пространством, которое неизбежно по-новому формирует и личность, развивает определённые навыки. В этой связи по-другому накапливается и реализуется человеческий потенциал каждого отдельного инди-

170

вида. Важным направлением исследований можно считать проблему роли цифровой грамотности, которой детей начинают обучать ещё со школьной скамьи, в накоплении и раскрытии человеческого потенциала.

В данной статье будет проанализирована связь между развитием цифровой грамотности и накоплением и раскрытием человеческого потенциала, под которым понимается совокупность навыков и умений, природных склонностей и задатков индивида, которые при должных условиях могут быть развиты во всей полноте, что поможет ему достичь успеха в определённой сфере человеческой и экономической деятельности, основываясь на личных склонностях и потребностях.

Для достижения цели исследования, которая заключается в выявлении связи между развитием цифровой грамотности и раскрытием человеческого потенциала, необходимо выполнить ряд задач. Во-первых, будет уточнено определение человеческого потенциала. Во-вторых, будет уточнено определение цифровой грамотности, которая выражается не просто в знании определённых базовых положений о телекоммуникационных технологиях, но и в способности жить в цифровой экономике и постиндустриальном информационном обществе. В-третьих, будут сделаны выводы о связи между культивацией цифровой грамотности и процессом эффективного накопления и реализации человеческого потенциала.

Человеческий потенциал: определение и вызовы современности

Человеческий потенциал - сложное понятие, которое по-разному определяется философами, социологами, демографами и иными исследователями человека в том или ином аспекте его жизнедеятельности. Ещё для Аристотеля[1, с. 478, 501] было очевидно, что каждый человек обладает некоторыми природными склонностями, задатками, которые, будучи выявленными, при должном воспитании и образовании могут быть

развиты и раскрыты в полной мере. Это воззрение можно считать фундаментом современного понимания человеческого потенциала.

Сам термин "человеческий потенциал" появился совсем недавно и получил широкое распространение именно в русскоязычных исследованиях. Если под потенциалом в общем понимаются «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [8], то под человеческим потенциалом понимается совокупность таковых внутренних ресурсов, задатков и даже черт характера, которые могут быть раскрыты и использованы для достижения индивидом определённых целей[9].

В дальнейшем, социальные учёные, размышляя уже в категориях необходимости обеспечения массового развития человеческого потенциала для повышения общего уровня человеческого капитала, также начали говорить о механизмах и каналах, с помощью которых каждый индивид в равной степени сможет получить от государства необходимые инструменты для культивации и развития собственного потенциала. Такие мыслители как Джон Ролз[6, сс. 103-110] писали и продолжают писать о необходимости обеспечения со стороны государства равных возможностей для развития потенциала каждого индивида в государстве, понимая при этом, что индивидуальный человеческий потенциал подразумевает задатки различной направленности, профиля.

Важной особенностью человеческого потенциала является именно его индивидуальный характер. Его составляют все природные и приобретённые задатки и способности человека, которые при определённых условиях могут быть развиты, раскрыты, а могут лишь остаться некоторой потенцией, то есть находиться в зачаточном состоянии. На раскрытие тех или иных компонентов потенциала конкретного индивида могут повлиять как личные склонности,

171

интересы, так и внешнее принуждение. При этом, как отмечают теоретики современного плюралистического государства и общества, подлинное раскрытие природного потенциала человека возможно именно в условиях отсутствия внешнего принуждения к реализации тех или иных конкретных черт, но при наличии механизмов и возможностей развивать любые позитивные задатки и способности, чтобы у человека оставалось пространство выбора.

Таким образом, в общем смысле под человеческим потенциалом можно понимать совокупность задатков, черт характера и способностей, которые при определённых условиях могут помочь человеку в достижении тех или иных целей, постановка которых может быть обусловлена как личными склонностями, так и запросами со стороны общества и иных структур. При этом, человеческий потенциал как способность достигать цели способен накапливаться, в том случае, если обеспечиваются комфортные условия для развития задатков и физического благополучия индивида. Развитие потенциала отдельных людей приводит, в том числе, к увеличению совокупного человеческого капитала общества и государства, который, в отличие от потенциала, приложим в первую очередь в вопросах экономического развития.

Человеческий потенциал - гуманистическое понятие, в том смысле, что оно подразумевает первоначальное положение о ценности каждого конкретного индивида, уникальной совокупности его черт, способностей и задатков. В современном мире, в частности, в России, перед человеческим потенциалом стоят новые вызовы. Как отмечают исследователи из НИУ ВШЭ [7], один из главных вызовов современного информационного общества - необходимость культивации самостоятельности каждого отдельного индивида. В процессе развёртывания технологи-зации, цифровизации и роботизации привычных процессов, люди всё меньше нуждаются в помощи других людей, что означает, что они должны учиться

самостоятельно пользоваться новыми технологиями для решения тех задач, которые раньше требовали совокупных усилий нескольких человек.

Кроме того, как было описано выше, для раскрытия человеческого потенциала крайне важно именно обеспечение условий его свободной жизнедеятельности, предоставление ему возможностей пользоваться механизмами, которые помогают развивать задатки и способности. В информационную эпоху такие условия подразумевают, в том числе, безопасность личных данных и персональной информации, так как многие процессы, в том числе обучение, осуществляются в цифровом пространстве. Таким образом, кибербезо-пасность становится важным условием развития человеческого потенциала.

Другим важным фактором раскрытия и накопления человеческого потенциала является образование. В современном мире всё большую популярность набирает онлайн-образование, которое, в том числе, помогает встроиться в новую цифровую реальность лицам старшего поколения (что уже само по себе предполагает накопление человеческого потенциала, так как происходит приращение новых навыков и знаний). В России доля онлайн-образования на рынке образования составляет от 7 до 12% при средних 4-5% по миру[3]. Это значит, что уже в начале 2020-х гг. цифровые технологии становятся важным фактором развития человеческого потенциала в России, так как на базе них многие могут получить образование.

Таким образом, можно констатировать, что накопление и раскрытие человеческого потенциала сегодня тесно связано с процессом цифровизации, с телекоммуникационными, информационными и цифровыми технологиями. С одной стороны, индивиду приходится встраиваться в новую digital-реальность, а с другой - он может развивать свои способности, пользуясь теми возможностями, которые она предоставляет. Однако, чтобы грамотно пользоваться ими, необходим не про-

I ■ и!

172

сто доступ к ним, но и умение грамотно взаимодействовать с порой агрессивной информационной средой. Совокупность этих навыков сегодня называется цифровой грамотностью.

Цифровая грамотность, индустрия и человек 4.0

Понятие цифровой грамотности пережило несколько трансформаций, появившись во второй половине прошлого столетия. Первоначально под ней понималась всего лишь совокупность технических навыков пользования компьютерами и иными примитивными на тот момент техническими системами. При этом, цифровая грамотность на тот момент не считалась чем-то необходимым, была атрибутом, в первую очередь, технических специалистов, которым приходилось напрямую взаимодействовать с данными и системами.

В сегодняшнем мире наблюдается абсолютно иная картина. Как показало исследование, проведённое в России в 2020 году, до 60% граждан в возрасте 15-17 лет ежедневно активно пользуются Интернетом и смартфоном и до 50% - ноутбуком [5]. Можно предположить, что за время пандемии COVID-19 эти цифры, скорее всего, значительно возросли. Кроме того, увеличилась доля профессий, для овладения которыми стало необходимо умение пользоваться определёнными компьютерными технологиями, владение ПК как минимум на пользовательском уровне. Все эти факторы - атрибуты развития в России и мире Индустрии 4.0 [4], которая подразумевает широкую работу с данными при значительной индивидуализации занятости, расширению круга задач каждого отдельного индивида, гораздо большей роли креативности. Всё это связано как раз с процессами технологизации, роботизации и цифровизации.

Вместе с усложнением индустрии, информатизацией повседневной жизни человека, по-новому начинает пониматься и цифровая грамотность. Сегодня с потоком информации, как текстовой, так и аудио-визуальной ежеднев-

но сталкивается практически каждый человек, особенно молодое поколение. Это обусловливает необходимость приобретения новых навыков переработки и восприятия этой информации, которые в своей совокупности образуют комплексное понятие цифровой грамотности.

Современное понятие цифровой грамотности Т.А. Бороненко, А.В. Кай-сина и В.С. Федотова определяют следующим образом: "это способность человека безопасно использовать цифровые технологии для получения, обработки, хранения, передачи информации, осуществления коммуникации и сотрудничества, управления цифровой идентичностью и репутацией, создания и редактирования цифрового контента с учетом знаний об авторском праве, этических норм и ответственности, организовывать безопасность устройств и личных данных, управлять настройкой конфиденциальности информации; осуществлять техническое обслуживание цифровых устройств; обеспечивать сохранение физического и психологического здоровья, социального благополучия, решать проблемы личного, профессионального и общественного характера" [2].

Как видно из определения, современная цифровая грамотность подразумевает совокупность большого числа навыков и умений, формирование которых - непростая задача. Именно поэтому авторы называют её «педагогическим феноменом», подчёркивая комплексность понятия, предполагающую целый ряд занятий и мероприятий, направленных на овладение цифровой грамотностью.

Как становится ясно из определения, современный грамотный в цифровых вопросах человек способен не просто на механическое выполнение тех или иных задач с использованием ПК или смартфона. Он способен предпринимать индивидуальное мыслительное усилие по анализу поступающей информации, способен встраиваться в сложные цепочки взаимодействия с другими индивидами в цифро-

173

вом и информационном пространстве. Цифровая грамотность включает умение воспринимать и трактовать визуальную информацию, не просто работать, но и обслуживать технические устройства, не просто воспринимать, но и самостоятельно генерировать контент. Это значит, что для овладения цифровой грамотностью сегодня индивид должен развивать как навыки самостоятельной, так и командной работы, уметь анализировать информацию, обладать критическим мышлением для отсеивания ложных сведений, обладать гибкостью и адаптивностью мышления. Процессы в современном информационном мире ускоряются, сведения становятся всё более обрывочными, и для формирования целостного представления о каком-либо факте реальности уже недостаточно воспользоваться одним источником - человек должен обработать большие массивы данных и произвести их анализ, а затем самостоятельно сконструировать новое знание из фрагментированных сведений.

Понятие цифровой грамотности и его актуальность тесно связаны с формированием Индустрии 4.0[10] -экономики нового типа, характеризующейся определённым способом производства, управления, коммуникации. В рамках индустрии 4.0 основными продуктами производства становятся систематически сложные устройства, часто наделённые искусственным интеллектом, так как посредством обработки больших массивов данных они способны «обучаться», то есть подстраиваться под требования среды и менять свой функционал в зависимости от неё. Такие устройства, как сложные компьютеры, 3D-принтеры, развитие облачных систем и всё большая виртуализация самых разных процессов - всё это является атрибутами индустрии 4.0. В рамках данного этапа развития меняется и производство, оно становится «умным», то есть подразумевает, во-первых, активную работу с большими массивами данных, после обработки которых совершенствуются производственные процессы, во-вторых, связано

с сетями коммуникаций между устройствами и приборами, так как коммуникации способствуют передаче данных, обмену информацией, а также являются необходимыми из-за усложнения каждого этапа производства, когда на каждом уровне производится лишь малая, но очень сложная часть конечного продукта.

Индустрия 4.0 предполагает подготовку профессиональных кадров нового уровня, принципиальные изменения в образовании людей, что ведёт к формированию человека 4.0. Так как новые способы производства предполагают непрерывный процесс передачи, накопления, обработки и анализа информации, новый человек должен уметь справляться с этими непрерывными потоками. Именно поэтому с развитием Индустрии 4.0 тесно связано внедрение институтов непрерывного образования, что предполагает постоянное восприятие человеком новой информации и непрерывное совершенствование навыков. Это связано также с ускорением технического прогресса, который постоянно предъявляет к человеку всё новые требования. Человек должен быть адаптивным и гибким, обладать навыками работы с цифровыми системами, выполнять аналитические операции и справляться с постоянным информационным потоком. Как мы видим, требования, которые к человеку предъявляет индустрия 4.0, перекликаются с данным выше определением цифровой грамотности. Действительно, именно такие умения и знания нужны человеку для того, чтобы встроиться в новый способ производства. Вместе с тем, усвоение этих навыков и знаний, с одной стороны, само по себе является процессом накопления человеческого потенциала, а применение навыков, связанных с новой цифровой грамотностью, в рамках индустрии 4.0, способствует раскрытию этого потенциала.

В рамках индустрии 4.0 меняются и способы управления производством и человеком. Машины становятся умнее, человек - самостоятельнее, так как использование передовых информаци-

I ■ и!

174

онных технологий предполагает замену многих звеньев производственной цепи усилиями одного индивида, который сам становится более компетентным и целостным. В таких условиях управление должно видоизменяться: теперь оно должно быть направлено, в первую очередь, не на осуществление жёсткого контроля, а на предоставление возможности творить в определённом направлении с широкой степенью автономии каждого управляемого. Процессы становятся всё более горизонтальными, так как и социальные отношения, и производственные, превращаются из вертикали в сеть.

Цифровая грамотность как фактор накопления и раскрытия человеческого потенциала в современном мире

Остаётся сделать выводы о том, как связана цифровая грамотность и человеческий потенциал и связаны ли они вообще. Как было отмечено выше, для накопления и раскрытия человеческого потенциала нужны определённые условия и механизмы, а не только открытое свободное общество, позволяющее индивиду реализовывать свои задатки на основе личных склонностей. Факторы раскрытия потенциала менялись в различные исторические эпохи, и сегодняшняя эпоха характеризуется высокоскоростными темпами развития инфокоммуникационных технологий, цифровизацией большого количества процессов, генерацией масштабных объёмов информации и контента на постоянной основе. Человек, не владеющий навыками работы и, даже шире, жизни в такой реальности, не может в полной мере воспользоваться теми инструментами, которые предоставляет современный мир ему для самореализации. Кроме того, как сказано в предыдущем разделе, именно цифровая грамотность сегодня подразумевает обладание всеми необходимыми для жизни в информационном и цифровом мире навыками, умениями и знаниями. Эти навыки, умения и знания, во-первых, ценны сами по себе. Умение анализировать и самостоятельно

искать информацию, способность генерировать новое знание на основе анализа полученных или найденных фактов, навыки как индивидуальной, так и совместной работы, а также значительный рост самостоятельности в виду индивидуализации информационного пространства, формируемого для самого себя каждым конкретным индивидом - все эти компоненты цифровой грамотности формируют нового человека информационной эпохи, который обладает большим количеством навыков, недоступных для людей предшествующих эпох. В этом аспекте овладение цифровой грамотностью непосредственно способствует накоплению человеческого потенциала, так как таким образом грамотный человек способен достигать целей, используя абсолютно иные навыки, технологии и возможности для реализации и выполнения тех или иных задач.

Кроме того, цифровая грамотность является ещё и посредником для накопления и раскрытия человеческого потенциала. Современный информационный мир предоставляет индивиду широкий спектр возможностей для развития при использовании им инструментов цифровой среды, работе с новыми технологиями. Даже просто онлайн-обучение, в ходе которого накапливается человеческий потенциал, подразумевает наличие элементов цифровой грамотности. В связи с этим, получается, что для того, чтобы накапливать новые навыки и развивать имеющиеся способности, используя возможности, которые предоставляет современный мир, человек также должен обладать цифровой грамотностью.

В заключение необходимо сказать о том, как реализуется повышение цифровой грамотности в России. Как было отмечено выше, в стране большая доля молодого поколения значительную часть времени проводит в цифровой среде. Это неудивительно, ведь уже практически взрослым является поколение, которое ряд исследователей называют «цифровыми аборигенами» -людьми, родившимися в цифровую эпоху. Такие люди, с одной стороны,

175

постоянно взаимодействуют с цифровыми технологиями, а с другой - могут не обладать навыками анализа информации и данных, то есть, имеют навыки инструментального характера. Поэтому одним из векторов современного российского образования является развитие цифровой грамотности у детей, которое начинается уже с начальной школы. При этом, отмечается необходимость внедрения уроков критического анализа информации уже в детских садах.

Кроме того, исследователи отмечают необходимость осуществления обучения работе в цифровой среде старшего поколения. Следует отметить, что в России уровень грамотности технических специалистов весьма высок, а технологии онлайн-образования и массового переобучения, направленного на обретение навыков работы в цифровой среде, развиты лучше, чем в среднем по миру. Таким образом, Россия встраивается в общемировой тренд развития цифровой грамотности, а построение в стране Индустрии 4.0, предполагающей повышение этой грамотности, приводит не только к накоплению совокупного человеческого капитала, но и накоплению и раскрытию человеческого потенциала каждого конкретного индивида.

Литература

1. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1 / Под ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1975. - 550 С.

2. Бороненко Т. А., Кайсина А.В., Федотова В.С. // Концептуальная модель понятия цифровой грамотности. - Международный электронный научный журнал, 2020. - I SSN 2307-2334.

3. Прорывные инновации: человек 2.0: доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) П816 международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 4-8 апреля 2022 г. / С.А. Гавриш, Л.М. Гохберг, Д.Е. Грибкова и др.; под ред. Л.М. Гохберга, А.Р. Ефимова, Ю.В. Мильшиной; Нац. ис-

след. ун-т «Вышая школа экономики», ПАО Сбербанк. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 56 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-7598-2649-1.

4. Козлова Е. Д., Шестаков С.А. / Анализ подготовки кадров для цифровой экономики через развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций. // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «Stud-Net». - № 10/2020.

5. Разварина И.Н., Калачикова О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. влияние на познавательные процессы школьников. - Социальная безопасность, образование и здоровье, 2020.

6. Ролз, Джон / Теория справедливости // Дж. Ролз. - Издательство Новосибирского Университета, 1995. -536 с.

7. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / П.С. Сорокин, И.Д. Фрумин, Е.А. Терентьев, Ю.Н. Корешникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. - 51 с. - ISBN 978-5-7598-2654-5 (в обл.). -ISBN 978-5-7598-2464-0.

8. Толковый словарь русского языка // Ожегов С.И.; Шведова, Н.Ю. - М.: Аз, 1996.

9. Федотов А.А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий. - Экономика и бизнес: теория и практика, 2021. - № 7.

10. Хубулова С.А., Хубулова В.В., За-варин И.О., Москалик Софья Александровна. Индустрия 4. 0: развитие человеческого капитала // Социально-гуманитарные знания, 2018. - № 12.

11. Марта С. Нуссбаум // Создание возможностей / Издательство Белкнап Гарвардского университета, Кем-

176

бридж, Массачусетс, и Лондон, Англия, 2011. - 252 с.

THE PHENOMENON OF HUMAN POTENTIAL IN AN AGE OF INDUSTRY 4.0

Makarenko E.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article redefines modern concepts of human potential and digital literacy, which have been aligned with the changed level of material, technical and spiritual development of humanity. It is concluded that both concepts have a complex character and become more complex in the process of human development, requiring the inclusion of new characteristics and skills, and in addition are transformed by scientific and technological progress, in which the formation of Industry 4.0, which features are also considered in the article. It also proves that increasing digital literacy in today's world leads to the accumulation and unlocking of human potential, as the changed environment in which modern man lives requires a high level of technical skills, understanding of complex digital processes and the ability to process large-scale flows of information continuously circulating in the digital space.

Keywords: human capacity, digital literacy, information society, technological progress, Industry 4.0.

References

1. Aristotle. Nicomachean ethics. - M.: Eksmo, 2019. - 320 p.

2. Boronenko T. A., Kaysina A.V., Fedoto-va V.S. // Conceptual model of the concept of digital literacy. - International electronic scientific journal, 2020. - ISSN 2307-2334.

3. Breakthrough innovations: human 2.0: report to the XXIII Yasinskaya (April) P816 international scientific conference on the problems of economic and social development,

Moscow, April 4-8, 2022 / S.A. Gavrish, L.M. Gokhberg, D.E. Gribkova and others; ed. L.M. Gokhberg, A.R. Efimova, Yu.V. Mil-shina; National research University "Higher School of Economics", PJSC Sberbank. -M.: NRU HSE, 2022. - 56 p. - 100 copies. -ISBN 978-5-7598-2649-1

4. Kozlova E. D., Shestakov S.A. Analysis of staff training for the digital economy through the development of digital literacy and digital competences. - Scientific and educational magazine for students and teachers "Stud-Net". - No. 10/2020.

5. Razvarina I.N., Kalachikov O.N. Information and communication technologies. Impact on the cognitive processes of schoolchildren // Social security, education and health, 2020.

6. Rawls, John. The theory of justice. - Publishing house of Novosibirsk University, 1995. - 536 p.

7. New requirements for human potential: development of independence [Text]: report. to the XXIII Yasinsk (April) int. scientific conf. on the problems of development of the economy and society, Moscow, 2022 / P.S. So-rokin, I.D. Frumin, E.A. Terentiev, Yu.N. Ko-reshnikova; National research University "Higher School of Economics". - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2022. - 51 p. - ISBN 978-5-7598-2654-5 (reg.). - ISBN 978-5-7598-2464-0.

8. Explanatory dictionary of the Russian language // Ozhegov S.I.; Shvedova, N. Yu. -M.: Az, 1996.

9. Fedotov A.A. Human potential and human capital: the essence and difference of concepts // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 7.

10. Khubulova S.A., Khubulova V.V., Za-varin I.O., Moskalik Sofya Alexandrovna Industry 4. 0: development of human capital // Social and humanitarian knowledge. -2018. - No. 12.

11. Martha C. Nussbaum // Creating Capabilities / The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2011. - 252 p.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.