Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН БУДДИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФЕНОМЕН БУДДИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
732
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНАСТЫРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИЯ / БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ / НАЛАНДА / ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уланов Мерген Санджиевич, Тюмидова Марина Егоровна

Исследование посвящено феномену буддийского образования. Основные принципы буддийского образования остаются неизменными и всегда актуальными для человечества. Буддийское образование философски глубоко, но при этом богато практическими наставлениями. Руководствуясь проверенными временем аксиомами традиционного образования, оно считает нравственность основой для познания истины. Исторически сложилось так, что система буддийского образования начиналась с обучения в монастырях. Буддийское образование было тесно связано с монастырем как институциональной основой всей образовательной системы буддизма. Фактически все виды образования, религиозные и светские, в буддийских государствах находились в руках монахов. Установление системы монастырского образования и монастыря как своеобразного университета, несомненно, является одним из самых значительных вкладов буддизма в индийскую традицию образования. В знаменитых буддийских университетах Индии монахи обучались не только буддийскому учению, но и светским наукам и искусствам, благодаря чему в буддийской среде появились талантливые философы, поэты, деятели искусств. Центральная определяющая характеристика буддийского образования выражается в тройственном подходе к образованию, включающем в себя нравственность, медитацию и мудрость. Познание истины является результатом ясного и сосредоточенного ума, воспитанного длительной медитацией. Такая ясность ума и сосредоточенность, в свою очередь, естественным образом возникают из нравственности, обретаемой в результате ведения праведной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF BUDDHIST EDUCATION

The article is devoted to the study of the phenomenon of Buddhist education. The basic principles of Buddhist education remain unchanged and are always relevant for humanity. Buddhist education is philosophically deep but rich in practical teachings. Guided by the time-tested axioms of traditional education, it considers morality the basis for knowing the truth. Historically, the system of Buddhist education began with teaching in monasteries. Buddhist education was closely associated with the monastery as the institutional basis of the entire educational system of Buddhism. In fact, all forms of education, religious and secular, in the Buddhist states were in the hands of the monks. The establishment of the system of monastic education and the monastery as a kind of university is undoubtedly one of the most significant contributions of Buddhism to the Indian tradition of education. In the famous Buddhist universities in India, the monks studied not only Buddhist teachings, but also secular sciences and arts, thanks to which talented philosophers, poets, and artists appeared in the Buddhist environment. The central defining characteristic of Buddhist education is expressed in the threefold approach to education, which includes morality, meditation and wisdom. The awareness of truth is the result of a clear and concentrated mind, cultivated by prolonged meditation. Such clarity of mind and focus, in turn, naturally arise from the morality that comes from leading a righteous life.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН БУДДИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 1 DOI: 10.53315/1995-0713-2023-58-2-124-131

М.С. Уланов, М.Е. Тюмидова

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ФЕНОМЕН БУДДИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19-18-00118, https://rscf.ru/project/19-18-00118

Исследование посвящено феномену буддийского образования. Основные принципы буддийского образования остаются неизменными и всегда актуальными для человечества. Буддийское образование философски глубоко, но при этом богато практическими наставлениями. Руководствуясь проверенными временем аксиомами традиционного образования, оно считает нравственность основой для познания истины. Исторически сложилось так, что система буддийского образования начиналась с обучения в монастырях. Буддийское образование было тесно связано с монастырем как институциональной основой всей образовательной системы буддизма. Фактически все виды образования, религиозные и светские, в буддийских государствах находились в руках монахов. Установление системы монастырского образования и монастыря как своеобразного университета, несомненно, является одним из самых значительных вкладов буддизма в индийскую традицию образования. В знаменитых буддийских университетах Индии монахи обучались не только буддийскому учению, но и светским наукам и искусствам, благодаря чему в буддийской среде появились талантливые философы, поэты, деятели искусств. Центральная определяющая характеристика буддийского образования выражается в тройственном подходе к образованию, включающем в себя нравственность, медитацию и мудрость. Познание истины является результатом ясного и сосредоточенного ума, воспитанного длительной медитацией. Такая ясность ума и сосредоточенность, в свою очередь, естественным образом возникают из нравственности, обретаемой в результате ведения праведной жизни.

Ключевые слова: буддизм, образование, буддийское образование, монастырское образование, Индия, буддийские монастыри, Наланда, Четыре Благородные Истины.

M.S. Ulanov, M.E. Tuymidova

Kalmyk state university named after B.B.Gorodovikov

THE PHENOMENON OF BUDDHIST EDUCATION

The research is sponsored by Russian scientific fund № 19-18-00118, https://rscf.ru/project/19-18-00118

The article is devoted to the study of the phenomenon of Buddhist education. The basic principles of Buddhist education remain unchanged and are always relevant for humanity. Buddhist education is philosophically deep but rich in practical teachings. Guided by the time-tested axioms of traditional education, it considers morality the basis for knowing the truth. Historically, the system of Buddhist education began with teaching in monasteries. Buddhist education was closely associated with the monastery as the institutional basis of the entire educational system of Buddhism. In fact, all forms of education, religious and secular, in the Buddhist states were in the hands of the monks. The establishment of the system of monastic education and the monastery as a kind of university is undoubtedly one of the most significant contributions of Buddhism to the Indian tradition of education. In the famous Buddhist universities in India, the monks studied not only Buddhist teachings, but also secular sciences and arts, thanks to which talented philosophers, poets, and artists appeared in the Buddhist environment. The central defining characteristic of Buddhist education is expressed in the threefold approach to education, which includes morality, meditation and wisdom. The awareness of

truth is the result of a clear and concentrated mind, cultivated by prolonged meditation. Such clarity of mind and focus, in turn, naturally arise from the morality that comes from leading a righteous life.

Key words: Buddhism, education, Buddhist education, monastic education, India, Buddhist monasteries, Nalanda, Four Noble Truths.

В последние годы в нашей стране усилился интерес к теме образования и воспитания нового поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Вопрос духовно-нравственного воспитания и образования молодежи сегодня имеет особую актуальность и является предметом озабоченности не только государства, но и широкой общественности. Тема традиционного образования и воспитания не только находит свое отражение в педагогических исследованиях, но и все чаще становится предметом оживленных дискуссий в обществе.

Важность духовно-нравственного возрождения российского общества актуализирует обращение не только к светским, но и к религиозным традициям отечественного образования, в частности, к опыту буддийского образования.

Основные принципы буддийского образования остаются неизменными и всегда актуальными для человечества. Оно философски глубоко, но при этом богато практическими наставлениями. Руководствуясь проверенными временем аксиомами традиционного образования, оно считает нравственность основой для познания истины. Такое «истинное знание», согласно буддизму, дает свободу и освобождение от страданий бытия.

Зарождение буддийского образования

Исторически сложилось так, что система буддийского образования начиналась с обучения в монастырях. Буддийское образование было тесно связано с монастырем как институциональной основой всей образовательной системы буддизма. Фактически все виды образования, религиозные и светские, в буддийских государствах находились в руках монахов. Изначально статус монаха-ученого, монаха-просветителя, был достаточно высок, и поэтому монашеская община привлекала в свои ряды немало творческих и талантливых людей.

Возникнув в Древней Индии, буддизм не мог не впитать некоторые добуддийские брахманистские элементы образования. Буддийская система образования в определенном смысле построена по образцу брахманистского образования. Например, как в брахманистской, так и в буддийской системах образования существовали близкие отношения между учителем и учеником, которые предварялись специальной религиозной церемонией. Правила первого и последнего рукоположения (пабаджа и упа-сампада) применялись в буддийской системе образования по аналогии с системой брахманизма [14, р.394-397].

Однако, несмотря на отдельное сходство, между буддийским и брахманистским образованием существовали различия, касающиеся целей, курса обучения, а также организационной модели и т.д. Так, основой брахманического образования была домашняя система образования, при которой ученики жили со своим учителем в его доме. Традиция буддийской системы образования - это прежде всего традиция монастырская, хотя система домашнего образования в буддизме также существовала, но была связана главным образом с тантрической практикой. В целом же буддийская система образования функционировала в рамках режима монастырской жизни. Это привело к тому, что в рамках индийской буддийской традиции сформировалась своеобразная система образования, которая привлекала студентов из разных уголков Азии [подр.: 15]

Фактически буддийское монастырское образование началось с разрушения домашних связей как отправной точки. Итогом эволюции буддизма стало появление крупных образовательных учреждений, контролируемых коллективом учителей. В то же время необходимость домашней среды в рамках брахманистской модели образования не способствовала эволюции маленькой школы под руководством отдельного учителя в более крупные учебные заведения, как это было у буддистов. Именно в обучении монахов и послушников в монашеских организациях можно увидеть реальную систему буддийского образования. Учитывая изначально демократический характер буддизма, буддийское образование исключало дискриминацию по варно-кастовому, расовому или этническому принципу.

В то же время системы образования в монастырях и среди простого народа, естественно, имели отличия. Хотя Будда просил своих учеников проповедовать среди мирян, последних не принимали в монастырские школы. Они могли получить полное духовное образование, только приняв постриг. В то же время миряне в Древней Индии получали религиозные знания под руководством отдельных буддийских монахов. Однако эта практика не была широко распространена, что и стало одной из причин упадка буддизма в Индии. По мнению Г.Померанца, положение буддистов-мирян в Индии напоминало статус оглашенных в истории раннего христианства. Это были не столько буддисты, сколько люди, симпатизирующие или сочувствующие буддийскому учению. Их религиозная жизнь в миру получала достаточно условную, очень неполную санкцию [8, с.424].

Формирование системы монастырского образования

Крупные образовательные учреждения впервые возникли в древней Индии в тесной связи с буддийскими монастырями. Уже в раннем буддизме подчеркивалась жизненная важность систематического обучения молодых монахов, которые должны были обучаться в течение десяти лет не только духовным практикам, но и изучению священной литературы, что требовало хорошего знания языка (пали и санскрита), логики и философии.

Содержание и пожертвование буддийских монастырей как акт духовной заслуги осуществлялись королями, князьями и богатыми купцами Древней Индии. Благодаря их покровительству и щедрой поддержке многие буддийские монастыри смогли построить большие прекрасные здания, в которых можно было не только вести монашескую жизнь, но и проходить обучение.

Несомненно, очень скоро монастыри стали не только религиозными учреждениями, но и образовательными центрами. В учебной программе основное внимание уделялось двум вещам - нравственности и философии. Другими словами, в буддийском образовании преследовалась двойная цель: духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. Ожидалось, что монашеская община будет следовать высоким стандартам нравственной дисциплины и обладать глубокими знаниями буддийской религиозной философии. Последнее было важно не только для духовного самосовершенствования монахов, но и для защиты буддийской традиции от оппонентов, поскольку в Индии была распространена практика философских диспутов, в ходе которых побежденный переходил в веру победителя.

В целом учебная программа монахов и монахинь основывалась на основных разделах буддийского канона, который включал в себя три раздела: Винаю, Сутру, и Абхидхарму. Сутры представляют собой непосредственные проповеди Бу дды Они предназначались прежде всего для слушания, чтения и медитации. Виная представляет правила и предписания монашеской жизни. И, наконец, Абхидхарма являлась философско-метафизи-ческой интерпретацией буддийского учения. Абхидхарма представляла собой работы

ученых раннего индийского буддизма [5. С.32-33]. В древней Индии, вероятно, существовало несколько разных версий Абхидхармы, но со временем сохранились только две версии Абхидхармы - Сарвастивада Абхидхарма и Тхеравада Абхидхарма. Абхид-харма Сарвастивады связана с текстами буддизма Махаяны, а Абхидхарма Тхеравады -с текстами Тхеравады.

Постепенно буддийские монастыри превращались в крупные образовательные учреждения, а также в центры культуры и философии, которые соответствовали потребностям и интересам интеллектуальной элиты общества. Некоторые из них превратились в своеобразные университеты, ставшие первыми систематическими образовательными учреждениями в древней Индии. В знаменитых буддийских университетах Индии монахи обучались не только буддийскому учению, но и светским наукам и искусствам, благодаря которым в буддийской среде появились талантливые философы, поэты, деятели искусств. Кроме того, монахи должны были изучать логику, участвовать в философских дебатах, чтобы углублять свои знания и понимание буддийского учения [подр.: 7].

Установление системы монастырского образования и монастыря как своеобразного университета, несомненно, является одним из самых значительных вкладов буддизма в индийскую традицию образования. Самым известным центром обучения в эпоху раннего буддизма был город-университет Такшашила или Таксила, куда привлекались авторитетные ученые из самых разных и отдаленных частей Индии, таких как Бенарас, Раджагаха, Косала и т.д. Слава Таксилы произошла благодаря его учителям, многие из которых упоминаются в источниках как «всемирно известные». Первоначально Таксила был брахманистским учебным заведением, где обучали знанию Вед, грамматике, философии, медицине, астрологии, торговле, ведению сельского хозяйства и т.д. А в первые века н.э. Такшашила стал важнейшим центром буддийского образования, где сформировалась махаянская ветвь буддизма [подр.: 12].

Среди буддийских университетов средневековой Индии самым известным центром образования был монастырь Наланда. В университете Наланда жили и учились такие выдающиеся буддийские ученые, как Дхармапала, Дигнага, Дхармакирти, Джая-сена и др. Курсы обучения в Университете Наланды представляли собой открытую систему образования. Программа обучения в Наланде охватывала широкий спектр дисциплин, там изучались все основные буддийские и небуддийские философские течения Индии, священные и светские предметы, различные науки и искусства. Это также был величайший образовательный центр для изучения буддийской логики и философии. Многочисленные ученики и преподаватели Наланды жили академической жизнью, были людьми большой учености, которые при этом строго соблюдали нравственные предписания и правила монастыря. Можно сказать, что университет Наланды представлял собой самое известное и авторитетное высшее учебное заведение в буддизме [10, с.199-201].

Вслед за Наландой в Индии стали появляться и другие буддийские университеты, в системе образования которых было достаточно много как религиозных, так и светских предметов. Так, университет Валабхи был центром изучения традиции хинаяны, который конкурировал с Наландой, где процветала махаяна. Ведущими буддийскими учеными университета были Стхирамати и Гунамати. Как и Наланда, Валабхи также давал высшее образование и по светским предметам. Кроме Наланды и Валабхи, известным центром образования был монастырь Викрамашила [13, р. 352-353].

В последующем в результате мусульманских набегов и завоеваний буддийские монастырские университеты Индии пришли в упадок. Однако система буддийского монастырского образования, выработанная здесь, не исчезла, а распространилась в

других странах. Прежде всего, это касается Тибета, в крупных монастырях которого изучались такие предметы, как философия, медицина, астрология, языкознание и т.д. Однако основное внимание все же уделялось изучению философии. Большой славой здесь пользовались философские факультеты четырех главных монастырей традиции Гелуг: Таши Лунпо, Дрепунга, Гандена и Сэра [подр.: 1]. Образовательная система тибетской традиции Гелуг позже распространилась в монгольском, бурятском и отчасти в калмыцком буддизме, где также существовали монастырские университеты и школы.

Специфика буддийского образования

В буддийской концепции образования обучение не является целью. Оно есть процесс, ведущий к духовной самореализации. При этом большое внимание уделяется индивидуальным способностям и наклонностям ученика. В соответствии с этим корректировался и учебный процесс. В этом смысле буддийское образование было не только универсальным, но и личностно-ориентированным.

В сутрах говорится о том, что Будда ученика наставляет так, чтобы тот направил определенным образом свое сознание. Обучение состоит в том, что учитель делится обретенными постижениями или «вдохновляет» ученика. Он доносит учение личным примером и личным состоянием. Образование в буддизме понимается как осуществление прирожденной потребности в счастье, как продвижение ученика от страдательного, омраченного состояния к состоянию безупречного счастья или просветлению. Данное продвижение и просветленное состояние не могут быть получены извне, как некий дар или благословение. Просветление - это прежде всего плод собственных усилий, оно должно быть осуществлено только самим учеником, которого вдохновляет и наставляет подлинный духовный наставник.

Очень важна была роль учителя. Система буддийского образования уделяет особое внимание почитанию учителя и гармоничным отношениям между учителем и учеником. Ученики обычно сопровождали учителя повсюду, помогая и прислуживая ему в повседневной жизни. Учителя стремились привить учащимся этикет, нравственную дисциплину и мудрость. В то время как формальное западное образование сосредоточено на отношениях между учителем и их учениками в течение определенного класса или периода, буддийская система образования делает упор на установление пожизненных отношений между учениками и их учителем. «В канонических текстах и религиозно-философских трактатах сложился образ духовного учителя как ключевого звена в процессе религиозного совершенствования» [11, с.128].

Четыре Благородные Истины как фундамент буддийского образования

Основной целью образования в буддийской традиции является обретение подлинного счастья или состояния, которое характеризуется полной трансформацией личности. В традиции Тхеравады такого рода состояние называют освобождением, в традиции Махаяны - просветлением. Чтобы обрести освобождение или просветление, необходимо выполнить определенные задачи, тесно связанные с учением о Четырех Благородных Истинах.

Во-первых, человек должен осознать реальное положение вещей в мире, понять, что жизнь характеризуется страданием. Страдания, согласно буддийскому учению, можно разделить на три типа: страдание от боли, страдание перемен и сложное, всепроникающее страдание. Страдание от боли -это то, что люди обычно считают телесным или душевным терзанием. Второй тип страданий называется страданием от перемен - это то, что обычно воспринимается как наслаждение. Буддизм исходит из того, что счастливые эмоции и приятные жизненные обстоятельства не вечны.

Изменяясь, это производит боль, страдание, несчастье. Третий тип страдания называется сложным, всепроникающим страданием. Он называется так, поскольку охватывает все формы сансарического существования. Данный вид страданий заключается в наличии «загрязненных» психофизических совокупностей, т.е. в обретении тела и сознания под властью кармы и неведения. Согласно буддизму, он является основанием для первых двух типов страданий. Отмечается, что данный тип страданий наиболее трудно распознать. Указывается, что нет никакого способа избавиться от этого типа страдания, кроме как пресечь цепь перерождений [3, с.20].

Далее человек должен провести анализ причин этого положения (Вторая Благородная Истина). Согласно традиции Тхеравада, основной причиной страданий является «жажда» (пал. танха) или страстная привязанность, проявляющая себя разными путями, которая дает рост всем видам страдания живых существ и их непрестанному проявлению. При этом привязанность понимается предельно широко. В данное понятие входит и отвращение как обратная сторона привязанности [9]. В махаянской традиции главной причиной страданий называют неведение. Указывается, что на основе неведения возникают и другие причины страданий, такие как гнев, привязанность, гордыня и т.д. [2, с.13].

Третья Благородная Истина утверждает о прекращении страдания. О ней в «Сутре запуска Колеса Учения» говорится, что пресечение - это «окончательное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение, и оставление именно этого пристрастия» [4]. В соответствии с ней человек должен осознать собственную идеальную цель как прекращение страданий.

И, наконец, в соответствии с Третьей Благородной Истиной человек должен встать на Путь, ведущий к освобождению от страданий. В традиции Махаяны задача освобождения от страданий распространяется на все живые существа. Для осуществления такого махаянского Пути используются специальные практики для зарождения любви и сострадания, которые необходимы для выработки бодхичитты - устремленности к состоянию просветления на благо всех живых существ.

Образование и учение о мудрости

Буддизм стремится к полной реализации человеческого потенциала через изучение и понимание ума и всех его состояний. Слово «Будда» переводится как «пробужденный или просветленный». Следовательно, буддизм - это теория и практика пробуждения, которое, в свою очередь, подразумевает под собой понимание вещей такими, какие они есть на самом деле, понимание их подлинной пустотной природы.

Парадигма, провозглашающая, что все существа обладают врожденной способностью к мудрости и просветленному разуму, лежит в основе буддийской мысли. Таким образом, цель обучения состоит в том, чтобы пробудить этот врожденный потенциал просветленности; реализовать врожденную мудрость - мудрость, которая характеризуется свободным от омрачений и заблуждений умом. При этом в Махаяне данная мудрость обязательно соседствует с сострадательным отношением ко всему живому.

Итак, ключевая задача буддийского образования - пробудить изначальную внутреннюю мудрость в человеке. Это достигается не столько получением учениками некого набора внешних знаний, сколько предоставлением им инструментов, с помощью которых они активизируют свой собственный потенциал. Одним из таких инструментов для познания истины является медитация.

Медитация - это средство преобразования ума. За тысячелетия в буддийской традиции было разработано бесчисленное количество медитативных практик. Однако в основе всех них лежит культивирование спокойного и позитивного состояния ума [подр.: 6].

Таким образом, цель состоит не в том, чтобы диктовать и навязывать известные истины, а в том, чтобы обнаружить изначальную истину внутри себя. Такое образование не столько учит человека, сколько позволяет увидеть и устранить невежество, затемняющее благие качества ума. Короче говоря, буддийское образование должно обеспечивать средства и среду, которые способствуют самопознанию, поощряют подлинное, прямое понимание и воспитывают желание приносить пользу миру.

В буддизме отмечается, что у каждого человека есть потенциал для реализации состояния абсолютной мудрости, поскольку оно является неотъемлемой частью нашей природы, а не чем-то, что можно получить извне. Поэтому, если человек прорывается сквозь завесу неведения, он осознает абсолютную мудрость, которая является неотъемлемой частью нашей природы. Таким образом, буддизм - это образовательная система, направленная на восстановление нашей внутренней природы Будды.

Данная идея фактически утверждает абсолютное равенство всех людей и живых существ, поскольку каждое живое существо обладает потенциалом для того, чтобы познать высшую мудрость и стать Буддой. Следовательно, нет принципиальной разницы между людьми и даже всеми живыми существами.

Сострадательная забота обо всех живых существах - важная характеристика буддийского образования, потому что мудрость и сострадание в буддизме тесно взаимосвязаны. Считается, что мудрость без сострадания суха и ограниченна; а сострадание, лишенное мудрости, часто бывает слепым. Таким образом, человек, получивший подлинное буддийское образование, отличается неослабевающей приверженностью работе на благо всех живых существ. Он отличается стремлением облегчить страдания и принести мир и счастье всем живым существам. Доброта, сострадание и умиротворенность - отличительные черты людей, воспитанных буддийским путем.

Таким образом, центральная определяющая характеристика буддийского образования выражается в тройственном подходе к образованию, включающем в себя нравственность, медитацию и мудрость. Познание истины является результатом ясного и сосредоточенного ума, воспитанного длительной медитацией. Такая ясность ума и сосредоточенность, в свою очередь, естественным образом возникают из нравственности, обретаемой в результате ведения праведной жизни. Итак, нравственность, концентрация и мудрость являются основой образования в буддийской традиции Востока.

Список литературы

1. Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри // Альманах Orient. Вып. 1. Буддизм и Россия. - СПб, 1992. - С.61-120.

2. Геше Тубтен Нгаванг. Буддийское вероисповедание. СПб.: Ясный свет, 1993. 24 с.

3. Далай-лама XIV. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность. - М.: Мир через культуру, 1993. - 277 с.

4. Дхармачакра правартана сутта (Сутта запуска колеса Дхаммы). URL: http:// www.dhamma.ru/canon/sn56-11.htm

5. Лысенко В.Г. Абхидхарма // Индийская философия: энциклопедия. - М.: Восточная литература, 2009. - С.32-33.

6. Лысенко В.Г. Медитация в буддизме // Индийская философия: энциклопедия. - М.: Восточная литература, 2009. - С.529-535.

7. Нестеркин С. П. Становление буддийской образовательной традиции в Индии // Буддизм и традиционные религии народов России, Внутренней и Восточной Азии. -Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, 2018. - С.159-170.

8. Померанц Г. Выход из транса. - М.: Юрист, 1995. - 575 с.

9. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/ buddhism_02.html

10. Урбанаева И.С. Буддийская философия, образование и медитация: актуальность традиции Наланды // Философия образования. - 2015. - № 6(63). - С.199-209.

11. Эрендженова Ю.Ю. Духовный учитель как универсалия тибетской буддийской культуры // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - №2. - С.128-134.

12. Apte D.G. Universities in ancient India. Baroda: Faculty of Education and Psychology. Baroda: Maharaja Sayajirao University, 1950. 64 p.

13. Dutt S. Buddhist Monks And Monasteries Of India: Their History And Contribution To Indian Culture. - London: George Allen and Unwin Ltd, 1962. - pp.352-353.

14. Mookerji R.K. Ancient Indian Education. - Delhi: Motilal Banarsidass Publ., 1969. - 565 p.

15. Sharma S.N. Buddhist Social and Moral education. - Delhi: Parimal Publications, 2011. - 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.