6/2013
передает информацию так же, как письменный или печатный текст.
В книге «Тибетское искусство резьбы на камне» («ФШЙ^^Й^Ж») Джанг Чао Ин пишет: «Любимые цвета тибетцев - белый, желтый, синий, красный, зеленый <...> этот вопрос дает возможность сравнения системы цветов в различных религиях, выявления различий и общих элементов этих систем, с помощью чего можно сравнивать ряд культурных традиций с точки зрения восприятия и использования цвета. Исследование позволит в дальнейшем углубить понимание восприятия и употребления цвета у различных этносов» [6, с. 124].
Таким образом, в буддийской иконографии существует развитая система цветообозначения. В танке мы имеем дело не с локальным цветом, а гаммой и палитрой цветов. В основе канонических цветов лежат сходные представления и ассоциации. В буддизме наблюдается большая детализация и систематизация цветовой символики. В настоящее время цвет становится символом социально-политических структур и самого человека. Исследователи говорят о появлении новой области исследования, изучающей происхождение цветового символа, его содержание, межкультурные различия в цветовой символике. Визуальные, духовные и эмоциональные прояв-
ления цвета в искусстве танки взаимосвязаны. Эффекты воздействия цвета и управление ими становится основой эстетического учения о цвете.
Литература
1. Саусе Е. On the power of color, stones, and crystals. -NY., 1989.
2. Языкова И.К. Богословие иконы. - [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.wco.ru/biblio/books/
jazykl/main.htm.
3. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. -СПб.: ЛИСС, 1993. - С. 331.
4. Landaw J., Weber A. Images of enlightenment: Tibetan art in practice. - NY.: Snow lion lublications, 1993.
5. URL: http://buddhayana.ru/. - [Электронный ресурс].
6. Slavik J. Dance of colours: basic patterns of colour symbolism in Mahayana Buddhism / Ethnological Studier. - V. 41. - Goteborg, 1994.
7. Религиоведение: энциклопедический словарь. - M.: Академический проект, 2006.
Дашиева Саяна Зэмбэевна, аспирант Педагогического университета Внутренней Монголии, старший лаборант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.
Dashieva Sayana Zembeevna, postgaduate student, Inner Mongolian Pedagogical University, senior laboratory assistant, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.
УДК 008 (571.54) О.Э. Нимаева
ФЕНОМЕН АРХЕТИПОВ И АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ
Данная статья посвящена феномену архетипов и архетипических образов в традиционной культуре бурят. В культуре любого народа существуют определенные универсалии, на которых базируется устойчивость этнической культуры. Это универсальные константы, диктующие определенные нормы, идеалы, ценностные ориентиры. В них «зашифровано» отношение человека к явлениям, событиям, нормам, ценностям и т.д.
Ключевые слова: архетип, архетипический образ, традиционная культура, миф.
О.Е. Nimaeva
THE PHENOMENON OF ARCHETYPES AND ARCHETYPICAL IMAGES IN TRADITIONAL CULTURE OF THE BURYATS
This article is devoted to the phenomenon of archetypes and archetypical images in traditional culture of the Buryats. Every culture has certain universals, the stability of ethnic culture is based on them. These are the universal constants dictating certain norms, ideals, value reference points. The relation of person to phenomena, events, norms, values, etc. «is ciphered» in them.
Key words: archetype, archetypical image, traditional culture, myth.
Исследование культурных архетипов и архе- многоаспектный смысл и выступает в роли
типических образов является одним из актуаль- культурфилософской и этнокультурной универ-
ных направлений культурологического анализа. салии, является предметом исследования раз-
В современной науке понятие «архетип» обрело личных гуманитарных наук. Культура народа
уходит своими корнями в незримый лабиринт бессознательного, ядро которого составляют архетипы. Согласно К.Г. Юнгу, «это не просто имена и даже не философские понятия. Это куски самой жизни, образы, которые через мост эмоций интегрально связаны с живым человеком. Вот почему невозможно дать произвольную (универсальную) характеристику любого архетипа. Его нужно объяснить способом, на который указывает вся жизненная ситуация индивида, которому он принадлежит» [9, с. 71].
В чистом виде архетипы не входят в сознание, не имеют психического содержания, а всегда соединяются с опытом и подвергаются сознательной обработке, проявляясь во множестве архетипических образов. Любая культура функционирует на базе присущей только ей системе архетипов.
Культурные архетипы носят устойчивый характер и передаются из поколения в поколение посредством семиотических систем, функционирующих в данной культуре. Культурный архетип состоит из первообразов человеческого сознания, определяющих онтологическую, аксиологическую и гносеологическую составляющие культуры. Субъективные переживания человека тесно связаны с архетипами и выражаются с помощью определенной символики архети-пических образов, которые являются основными элементами мифологии и фольклора.
Окружающий мир предстает перед нами в двух ипостасях: реальной и символической. Можно сказать, что образ является единицей символического мира. Архетипы несут в себе метафизические значения, смыслоформирующие коды. Формой архетипа является архетипи-ческий образ. Мифология выступает изначальным способом обработки и трансляции архети-пических образов.
Трансляция определенных типов сознания, основанной на передаче ценностей, смыслов и символов происходит через традиционную культуру. Культурные архетипы ориентированы на восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. Архетипы обнаруживают себя в образно-символической форме, проявляются в различных сферах социокультурной деятельности. В культуре любого народа существуют определенные универсалии, на которых базируется устойчивость этнической культуры. Это универсальные константы, диктующие определенные нормы, идеалы, ценностные ориентиры. В них «зашифровано» отношение человека к явлениям, событиям, нормам, ценностям и т.д. С помощью культурных архетипов через мифологические, фольклорные, религиозные
образы и мотивы можно осмыслить традиционную культуру бурят. Архетип - это достаточно устойчивая конструкция, благодаря которой этнос сохраняет этническую прочность, а ее носители осознают связь с родной культурой.
Традиционная культура бурят - основа этнического самоосознания, мировоззрения, миропонимания, мировосприятия и миросозерцания. Архетипы и архетипические образы позволяло дать более полное представление об особенностях традиционной культуры, о доминирующих константах в жизни бурят. Архетипы предельно абстрактны, и как таковые, недоступны непосредственному наблюдателю, они раскрываются, наполняясь конкретным содержанием, лишь через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в виде архетипических образов и символов. Наша жизнь буквально «соткана» из архетипов и символов.
Архетипические образы как зримые/незримые символы придают окончательное оформление бурятской культуре в ее неповторимом и уникальном облике. Изучение наличия архетипов в материальной и духовной культуре бурят и их влияния на психологию, мировоззрение, культуру бурятского народа дает возможность вскрыть сущностные и ценностные особенности исторической динамики бурятского этноса. Это позволит не только понять прошлое, культуру бурятского этноса, но и заложить некоторые основы для будущего этнокультурного развития. Архетипические образы как в материальной культуре, так и в традиционном мировоззрении и картине мира бурят, несомненно, участвуют в процессе трансляции этнических традиций и являются важными маркерами этнокультурной идентификации бурятского этноса. Возможно, способность традиционной культуры к самосохранению обусловлена наличием в ней малоизменяющихся культурных архетипов и архетипических образов.
Традиционная культура бурят представляет собой комплекс устойчивых традиций, что и обеспечивает социальную связь и взаимодействие человека, общества, природы и культуры. В традиционной культуре бурят существуют свои архетипические образы, определяющие уникальность и самобытность бурятского этноса. Традиционная культура понимается нами как совокупность материальных и духовных ценностей; система отношений, включающих в себя нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его слоев. Традиционная культура оперирует архетипами, первообразами.
6/2013
Любой традиционной культуре присуще множество архетипов. Архетип напрямую связан с мифом. Ведь мифология - изначально присущий человечеству способ обработки и трансляции архетипов. Содержание мифологии - это «смысл всего», а сам миф - «воссоздание первобытной реальности в форме повествования» [10, с. 17]. Следовательно, архетипы - источник мифов, а мифы - выражение архетипов.
Мифотворчество, по существу, есть трансформация архетипа в образ. А. Руткевич пишет, что «в коллективном бессознательном осели праформы, которые находят свое выражение именно в мифах. Даже если бы все религиозномифологические традиции были одним ударом уничтожены, то вся мифология возродилась бы уже в следующем поколении, поскольку символы религии и мифологии укоренены в психике каждого индивида, они унаследованы нами от тысяч поколений» [3, с. 22].
Поскольку миф - это изначальная форма познания человеком окружающего мира, естественно, что первой моделью мира у человечества была мифологическая картина мира. Говоря о мифе, нельзя не подразумевать архетипы. Коллективное бессознательное состоит из множества архетипов, которые являются мифообразующими компонентами. По мнению Э. Тейлора, «каждый из нас воплощает архетипы <...> коллективного бессознательного <...> собственным уникальным образом, в то же время повторяя основную модель, разделяемую всеми человеческими существами» [5, с. 144].
«Вообще мифы, - отмечает М. Элиаде, - показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и сверхъестественную историю и что эта история значима, обладает большой ценностью и является образцом для подражания» [7, с. 25].
«Феноменальность мифа, - утверждает А.С. Храпов, - интегрирует в себе бессознательную и ментальную сущность духовной жизни общества, ибо он содержит архетипический и более осознанный ментальный уровни. Уникальность любого мифа состоит в том, что в его основе лежит интеграционная структура - архетип, укорененный в коллективном бессознательном. Следовательно, его полное исчезновение невозможно; в зависимости от культурно -исторических обстоятельств он принимает новую форму» [6, с. 40].
В мифах, по нашему мнению, объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Мифы как бы систематизировали коллективный
опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе [8].
Важнейшей составляющей культурного архетипа, на наш взгляд, является архетипический образ, который представляет собой символическое выражение установок и ориентиров, обусловливающих жизнедеятельность человека.
О.А. Свирепо подчеркивает, что «образы (по К.Г. Юнгу) имеют естественное происхождение и удовлетворяют потребности человека в самовыражении. Данная ступень души существует в каждом из нас наряду с сознанием и личным бессознательным. Как показали исследования, коллективное бессознательное состоит из мифологических образов, и мифология является отражением тех общих структур, которые обнаруживаются в любом из нас. Внешние психологические условия так же, как и физические, оставляют мифологические следы в психике. Опасные ситуации, повседневность достаточно типично отражены в сознании. Эти отражения формируют то, что Юнг назвал архетипами. Осадок всего того, что связано с образами опыта предков, представляет собой не только форму проявления инстинктов, но и систему адаптации, определяющую человеческую жизнь. В целом коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, вживленным в структуру мозга. Оно содержит источник сил, приводящих душу в движение, а регулятивными формами его являются архетипы» [4, с. 29-30].
Психолог М. Хобсон, определяя основные критерии архетипического образа, подчеркивает, что «архетипические образы должны быть выдержаны временем, чтобы можно было определять образ как архетипический; их материал должен быть особым, проявляться регулярно у разных людей, также и у одного человека; образная система должна проявляться в различных культурах и в разные эпохи; должно присутствовать сходное значение, когда бы и где бы ни возникал этот образ; не должно быть никакой возможности приобрести образную систему через аккультурацию» [2, с. 44].
В свою очередь, под архетипическим образом мы подразумеваем фундаментальный и глубокий образ, формирующий систему ценностей этноса, чрезвычайно сильно влияющий на человека и наиболее активно проявляющийся в фольклоре, в мифах, представлениях и т.д. Ар-хетипические образы формирует символы, с помощью которых мы воспринимаем архетипы.
Архетипические образы традиционной культуры бурят (образ тоонто, Матери-Земли, Вечного Синего Неба и т.д.) складывались под влиянием географических, хозяйственных, социальных, религиозных, культурных условий. Основополагающие архетипы бурят, образ мировосприятия, ценностные ориентации сформировались в процессе адаптации образа жизни к окружающему ландшафту. Л.Л. Абаева выделяет шесть главных характеристик любой этнической общности: территория (ландшафт, климат и пр.), хозяйственно-культурный тип (оседлая, кочевая цивилизация), язык (коммуникативный, язык жестов, язык культуры), культура, этническое самосознание и особенности психологическою склада - все то, что создает уникальный, неповторимый и очень характерный, свойственный только конкретному этносу стереотип мышления, мировосприятия и мироощущения [1, с. 252].
Л.Н. Гумилев выделял особенную роль географического фактора в происхождении этноса. Действительно, характерные особенности географической среды оказывают определенное влияние на некоторые стороны духовной культуры и психического склада этноса. Адаптация к ландшафту, к природно-климатическим условиям позволяет этносу осуществлять непосредственную жизнь в первичной природной среде. Ведь особенности ландшафта, сезонные ритмы, кочевая жизнь, своеобразие флоры и фауны -все это предопределило становление важнейших архетипов в традиционной культуре бурят.
Таким образом, архетипы родной культуры позволяют носителям бурятской культуры осознавать его нравственные стороны, формировать в себе чувство принадлежности к традиции, причастности к своему этносу, ориентироваться этносу в пространстве и времени.
Архетипичность каждого из нас проявляется в повторении образцов поведения и жизни наших предков, которые обрели в памяти статус идеальных образцов жизни. Архетипы бурят определяют образ жизни и мировоззрения. Вышеперечисленные архетипы являются «визитной карточкой» традиционной культуры бурят.
Архетипические образы сохранены в генетической памяти современных бурят, исторически
некоторые образы модернизировались, но тем не менее продолжают жить в памяти носителей традиционной бурятской культуры.
Таким образом, понимание всего богатства, самобытности, уникальности традиционной культуры бурят невозможно без учета компонентов бессознательного - архетипов, архетипических образов. Ведь за каждым архетипиче-ским образом стоит опыт предыдущих поколений - история, культура, традиция. Каждый ар-хетипический образ вносит свой уникальный, неповторимый вклад в лик традиционной бурятской культуры.
Литература
1. Л.Л.Абаева. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийских традиций и современной науки // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - №6. - С. 249-254.
2. Колчанова Е.А. «Архетип» как категория философии культуры: дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 2006. -160 с.
3. Руткевич А. Жизнь и воззрения К.Г. Юнга / К.Г. Юнг. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
4. Свирепо О.А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии / О.А. Свирепо, О.С. Туманова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 270 с.
5. Тейлор Дж. Работа по сновидениям. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 334 с.
6. Храпов С.А. Концептуализация понятий «социальное бессознательное» и «менталитет» (культурноисторический и философский анализ) // Власть. - 2010. -№10. - С. 39-41.
7. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический проект, Парадигма, 2005. - 224 с.
8. [Электронный ресурс]. - URL:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-310688.html?page=3.
9. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуа-ции. - М., 1996. - 269 с.
10. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г. Юнг и др. / сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1997. - 320 с.
Нимаева Ольга Эдуардовна, преподаватель кафедры английского языка в профессиональной коммуникации Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: galse09230@mail.ru.
Nimaeva Olga Eduardovna, a teacher, department of English language in professional communication, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: galse09230@mail.ru.