Научная статья на тему 'Феномен альтруизма: новые аспекты и современные аналитические тенденции: введение к тематическому разделу'

Феномен альтруизма: новые аспекты и современные аналитические тенденции: введение к тематическому разделу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Якимова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен альтруизма: новые аспекты и современные аналитические тенденции: введение к тематическому разделу»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АЛЬТРУИЗМА

ФЕНОМЕН АЛЬТРУИЗМА: НОВЫЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ:

Введение к тематическому разделу1

Альтруизм принадлежит к разряду социальных явлений, располагающих насыщенной мультидисциплинарной аналитической традицией. Введенное в словарь обществознания Огюстом Контом как антитеза термину «эгоизм», понятие альтруизма, равно как и сам факт его присутствия в общественной жизни, оставалось предметом широких социально-философских дискуссий на протяжении последующего столетия. Как элемент современного обыденного сознания, альтруизм подразумевает бескорыстное побуждение действовать во благо другого либо общества в целом, пренебрегая собственными интересами и любым видом вознаграждения. В содержание альтруизма принято включать: собственно поведенческий акт, или действие в интересах другого (других); мотивацию такого акта, или психологическую установку, а также сопутствующие ей эмоциональные состояния; ценностную ориентацию, фокусом которой выступают потребности других или сообщества в целом; морально-этическую квалификацию действия как бескорыстного.

1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Социальная солидарность как условие общественных трансформаций: Теоретические основания, российская специфика, социобиологические и социально-психологические аспекты», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 11-06-00347 а).

Перечисленные параметры альтруизма так или иначе присутствуют и в профессиональных его интерпретациях - в рамках со-циобиологии, экспериментальной социальной психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин, нередко оспаривающих друг у друга право на приоритетное толкование этого феномена, выбирает свой специфический угол зрения и выдвигает на первый план эволюционные, психологические либо сугубо социальные факторы генезиса альтруизма и его трансформации в современных условиях. В социобиологии, становление которой пришлось на 70-80-е годы ХХ в., во главу угла поставлена проблема эволюционного происхождения альтруизма как универсальной характеристики живых организмов, включая вид Homo sapiens. Бескорыстное поведение, ориентированное на нужды других, рассматривается здесь в качестве филогенетического адаптивного механизма; речь идет о наблюдаемом поведении организма, которое уменьшает его собственные шансы на выживание, увеличивая при этом способность к выживанию прочих особей данного вида. Это поведение полезно для генофонда популяции в ущерб отдельным его представителям. Одним из краеугольных положений социобиологии, сосредоточившим на себе огонь критики (преимущественно со стороны социологов), является представление о «генах альтруизма», сформулированное Р. Докинзом1.

В социальной психологии альтруизм рассматривают в качестве: а) переменной, подлежащей квантификации и измерению как характеристики поведенческого акта, нацеленного на безвозмездную помощь другому; б) когнитивно-мотивационной диспозиции аналогичного содержания. В данном случае альтруизм выступает разновидностью просоциального поведения - как механизм, который обеспечивает интеграцию группы и рост внутригрупповой сплоченности. Важным социально-психологическим измерением альтруистического опыта служат сопровождающие его эмоциональные переживания (эмпатия, симпатия, сострадание, участие и т.п.).

1 См.: Dawkins R. The selfish gene. - N.Y.: Oxford univ. press, 1976.

Социологическое понимание альтруизма неразрывно связано с идеей социальной солидарности; в данном случае доминирует толкование альтруизма как: а) социального способа генерации взаимопомощи и поддержки в рамках сообщества; б) средства укрепления социальных связей и конституирования солидарности; в) социальной нормы, диктующей определенный тип поведения в рамках сообщества, которая интериоризируется в ходе социализации.

Несмотря на очевидные различия существующих дисциплинарных подходов к изучению этого феномена, общим для них является осмысление альтруизма в категориях специфического опыта созидания, позитивного с социальной и эволюционной точек зрения, а также применительно к психическому здоровью и благополучию личности - в противовес разрушительным агрессивным и конфликтным поведенческим ориентациям. Эта тенденция нашла своеобразное преломление в повестке дня последней сессии Американской социологической ассоциации, состоявшейся в августе 2011 г. Главная тема 106-го собрания АСА была обозначена как «Социальный конфликт: Множественные измерения и арены» и подразумевала обсуждение социальных коллизий в их известных и новейших проявлениях (экономический классовый конфликт, войны, распад государств, терроризм, этнические и расовые столкновения, банды и международные преступные организации, политические скандалы, гендерное насилие, дети как субъекты и объекты конфликта и т.п.). Одновременно на этой же сессии АСА получила официальный статус ее новая секция под названием «Альтруизм, мораль и социальная солидарность», в подготовке работы которой принимали участие и российские социологи (Н.Е. Покровский, А.Б. Гофман, Д.Е. Ефременко). Комментируя временное совпадение этих событий, А.Б. Гофман (выступивший на заседании новой секции с докладом «Традиции, мораль и солидарность в теории Дюркгейма») подчеркнул, что «конфликт и солидарность составляют две неразрывно связанные стороны социального взаимодействия, а потому они не могут быть поняты изолированно друг от друга... Однако большой удельный вес исследований эгоистических аспектов социального поведения и социальных конфликтов в социологии, в сравнении с исследованиями солидарности и альтруизма, чреват серьезной аберрацией и в массовом, и в профессиональном сознании: может сформироваться представление о том,

что конфликт и эгоизм - это норма социальной жизни, тогда как солидарность и альтруизм - своего рода патология»1.

В минувшем году ряд сотрудников Отдела социологии и социальной психологии ИНИОН РАН вместе с коллегами из Сообщества профессиональных социологов приступили к информационно-аналитической работе в рамках проекта, посвященного проблемам солидарности и альтруизма, включая историю становления и трансформации этих понятий в отечественной и зарубежной социальной мысли; намечены также перспективы сотрудничества участников проекта (поддержанного грантом РФФИ) с членами новой секции АСА. Проект предполагает, в том числе, публикацию обзоров новейшей литературы, касающейся разных аспектов данной темы - социологических, социопсихологических, социобиологических, социально-политических, а также новых качественных характеристик альтруизма в условиях социальной реальности ХХ1 в. Как свидетельствует знакомство с тематическими исследованиями последнего десятилетия, затрагивающими проблему альтруизма, традиционные формы осуществления и переживания бескорыстных действий во благо других обнаруживают сегодня совершенно новые черты, что предполагает формирование новых тенденций в их теоретическом освоении. К числу «инновационных» проявлений альтруизма могут быть отнесены массовая взаимопомощь и эмпатия в группах и сообществах, участники которых оказались вместе по воле случая и не были знакомы друг с другом. В этой связи приоритетным направлением эмпирического анализа альтруизма и солидарности становятся опросы и интервью свидетелей экстремальных ситуаций, чреватых угрозой для жизни в местах массового скопления людей (пожары и давка на стадионах, в отелях, концертных залах; крушение круизных лайнеров, террористические акты в супермаркетах и т.п.). Бескорыстная взаимопомощь совершенно незнакомых людей как социально-психологическая доминанта их поведения перед лицом экзистенциальной опасности не только является основанием для теоретического переосмысления классической ситуации массовой паники, но имеет и практически-прикладное значение для конструирования

1 Гофман А.Б. Лас Вегас как центр социологической мысли: Заметки российского участника ежегодного собрания Американской социологической ассоциации 2011 г. // Социологический ежегодник. - М.: ИНИОН, 2011. - В печати.

публичных пространств в современных мегаполисах и разработки планов эвакуации людей1. Другой нетрадиционный аспект альтруизма сопровождает развитие новых медицинских технологий, прежде всего трансплантационной и репродуктивной медицины. Практика пересадки и донорства органов, тканей, стволовых клеток и т.п.; степень оправданности сохранения жизни реципиента за счет рисков для здоровья донора; правомерность квалификации в терминах альтруизма добровольного донорства, подкрепленного официальным денежным вознаграждением; суррогатное материнство -таков далеко не полный перечень тем, принадлежащих одновременно социологии альтруизма и медицинской этике, которые сегодня активно обсуждаются на страницах специализированной научной периодики2.

В ряду сравнительно новых теоретических подходов к феномену альтруизма прежде всего следует упомянуть эволюционную психологию, которую нередко и не без оснований называют современным вариантом социобиологии3. Представители этой дисциплины подчеркивают, что эволюционная психология изучает адаптивное поведение человека в разных социальных контекстах, акцентируя, подобно социобиологии, его эволюционный генезис, но, в отличие от последней, она объединяет эволюционную биологию с когнитивной наукой. Анализ поведения живых организмов, включая человека (этологический подход), дополняется здесь исследованием психической динамики, которая интерпретируется как функционирование механизмов по обработке информации, возникающих в ходе естественного отбора и подчиненных целям приспособления к среде. Среди подобных адаптивных механизмов фигурирует и альтруизм, или поведенческая предрасположенность к бескорыстной заботе о других. Очевидно, что предложенная трак-

1 См. подробнее: Психология толпы: Новые исследовательские подходы // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. -

М., 2011. - № 3. - С. 135-144.

2

См., например: Морган М., Мовиус Л., Коуди М. Быть или не быть донором? // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2011. - № 3. - С. 58-62.

3

См.: Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003; Roughgarden J. The genial gene. Deconstructing Darwinian selfishness. - Berkeley: Univ. of California press, 2010.

товка альтруизма представляет собой разновидность «генетического детерминизма» образца 1970-х; во всяком случае, она игнорирует социальные аспекты альтруистического акта, т.е. такие характеристики безвозмездных действий в интересах других, которые становятся возможными и приобретают смысл только в контексте отношений между членами сообщества.

Канадские исследователи Дж. Карлсон и М. Хорген, реферат статьи которых открывает настоящий тематический раздел, называют эволюционную психологию совокупностью позитивистских редукционистских нарративов, дополненных крайне абстрактной моральной философией. Они категорически возражают против нарастающей экспансии этой дисциплины в сугубо социальную область знания, каковой является осмысление коллективных моральных идеалов. Карлсон и Хорген считают необоснованными попытки эволюционистов новой волны превратить альтруизм в объект статистической экспертизы (в духе математического расчета соотношения «генов альтруизма» у родственных особей одного вида), что дискредитирует альтруизм как общественный идеал и лишает его собственно социального содержания. Оценки канадских исследователей отражают точку зрения радикальной социологической критики социобиологии и эволюционной психологии в качестве средств познания таких явлений, которые принадлежат социальному sui generis. Вместе с тем, среди социологов встречаются и адепты современного методологического эволюционизма, которые, подобно американцу Д. Стейнбергу, считают весьма плодотворными идеи Р. Докинза и принцип эволюционного генезиса альтруистического поведения и эмоций, возникающих как следствие взаимопомощи и сотрудничества. Среди участников упомянутого выше российского проекта по исследованию социальной солидарности сходную позицию занимает известный специалист в области этологии и зоосоциологии Л.М. Баскин. По его мнению, «примеры из зоосоциологии... легко вызывают ассоциации с тем, что мы наблюдаем в человеческом обществе». Обсуждая вероятность гомо-логий в поведении животных и человека и подчеркивая, что «к настоящему времени неопровержимо доказаны гомологические сходства лишь элементарных проявлений поведения человека и животных», Л.М. Баскин, тем не менее, считает такого рода сопоставления полезными, поскольку они «помогают понять, что многие

явления в человеческом обществе связаны с эволюционной историей поведения человека. Тогда культурологические подходы добавляются или накладываются на понимание того, что структура человеческих социумов сохраняет в своей основе структуру зоосоциумов, основываясь на многих инстинктивных или приобретаемых в результате облигатного обучения особенностях поведения челове-ка»1.

Тематическая подборка рефератов, представленных в данном номере РЖ, позволяет судить о разноплановости исследовательских перспектив применительно к феномену альтруизма. В уже упоминавшейся статье Дж. Карлсона и М. Хоргена, опубликованной в бюллетене секции «Альтруизм, мораль и социальная солидарность» и адресованной непосредственно ее участникам, речь идет о наследии Э. Дюркгейма в качестве наиболее адекватной модели современного социологического осмысления названных тем. Теоретическую и в особенности методологическую актуальность идей Дюркгейма авторы статьи связывают с его тезисом о познании социального как участии в конституирующих его практиках. Современная социальная наука, обратившаяся к проблеме альтруизма, не может быть ни сугубо эмпирическим предприятием, ни абстрактной умозрительной спекуляцией; она предполагает «пер-форманс и участие», т.е. не только идентификацию соответствующих практик, но и вовлеченность в них и их репрезентацию. Квалифицируя альтруизм в терминах Дюркгейма как коллективное представление морального порядка, авторы усматривают в нем разновидность устойчивого символического требования, которое индивид предъявляет (или не предъявляет) к себе и к другим и которое может быть понято только в рамках конкретных социальных действий. С сожалением констатируя, что сегодня функции экспертного знания в этой области принадлежат отнюдь не социологии, Карлсон и Хорген выражают озабоченность усиливающейся маргинализацией своей дисциплины в сфере публичного дискурса, касающегося моральных идеалов, и надежду, что новая секция

1 Баскин Л.М. Вожаки в группах животных и человека // Социологический ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - В печати; см. также: Баскин Л.М. Зоосо-циология млекопитающих с преимущественно групповым образом жизни // Структура популяций млекопитающих. - М.: Наука, 1991. - С. 21-64.

АСА станет плацдармом для борьбы с ортодоксией эволюционизма новой волны.

Теоретический анализ альтруизма продолжает представитель Гарвардской медицинской школы Д. Стейнберг, обратившийся к этическим аспектам альтруистического поведения в сфере медицины. Ограничивая поле своих размышлений теорией медицинского альтруизма, автор все же считает целесообразным привлечь новые категории для экспликации представлений об альтруизме как таковом. Отправной точкой медицинской этической теории и клинической практики он считает так называемый чистый альтруизм, или добровольное интенциональное действие, способствующее благополучию других без всякого вознаграждения. В свое определение альтруизма Стейнберг, по ряду причин, не включает такие его измерения, как риск, символическая выгода (рост самооценки, позитивные эмоции и т.п.) и индивидуальные психологические побуждения (социальные и семейные обязательства, духовные ценности, ожидание взаимности). Вместе с тем, он предлагает дифференцировать содержание этого феномена, выделяя, помимо чистого альтруизма, его преобладающую и возможную формы. Иллюстрируя соотношение трех форм альтруизма на примере развития репродуктивной медицины в США, Стейнберг настаивает на обсуждении этической правомерности компромисса между традиционно понятым альтруизмом и коммерческим его поощрением в контексте применения новых медицинских технологий.

Социальные психологи из университета Баффало (США) Л. Парк, Дж. Тройси и Дж. Мэнер обсуждают результаты предпринятого ими экспериментального изучения альтруизма и эгоизма как механизмов просоциального поведения. Новизну своей работы они связывают с избранной ими аналитической перспективой в трактовке классической проблемы истоков просоциального поведения. Авторы формулируют ряд гипотез, касающихся эмпирических следствий бескорыстных и своекорыстных индивидуальных поведенческих мотивов в группе и предлагают оригинальную шкалу измерения и дифференциации альтруизма и эгоизма как латентных индикаторов наблюдаемых поведенческих ориентаций. Дизайн экспериментов отражает убеждение Парк и ее коллег в том, что просоциальное поведение мотивируется не только альтруистическими побуждениями людей, как это принято считать, но и их

эгоистическими устремлениями. Суть лабораторных манипуляций заключалась в выявлении того факта (подтвердившего авторские гипотезы), что чрезмерная сосредоточенность на своем Я как стандартный аккомпанемент эгоистических установок в рамках сообщества ведет к разрушению удовлетворительного психологического самочувствия индивида и росту напряженности в его отношениях с другими.

Социолог из Швейцарии Йоль Бергер рассматривает дилемму «альтруизм / эгоизм» в терминах социальных норм, способствующих поддержанию социального порядка. Основываясь на существующих социологических, экономических и психологических концепциях взаимности, автор предполагает, что эгоистические предпочтения индивидов неизменно дополняются намерением следовать привычным (социально одобренным) нормам альтруистической взаимности. Для экспериментальной верификации своей гипотезы Бергер использует описанные в литературе игровые ситуации, где участники обмениваются полученными выигрышами. В качестве испытуемых были выбраны дети 11-ти лет - на том основании, что в этом возрасте интеллектуальное развитие и степень социализации школьников позволяют им сообразовывать свое поведение с нормами взаимности, принятыми в обществе. Автор формулирует ряд тезисов относительно ожидаемого поведения детей в варьирующихся игровых условиях, где крайними случаями поведенческих предпочтений являются предельный эгоизм (намерение не делиться выигрышем вовсе) и безусловный альтруизм (готовность отдать другому весь выигрыш целиком). Полученные результаты не только подтвердили предположение Бергера о наличии у детей этого возраста поведенческой установки на альтруистическую взаимность, но и послужили эмпирической иллюстрацией существования, помимо стратегически мотивированной взаимности, ее общепризнанной нормы, которая, как контрапункт, сопровождает эгоистические интересы, обеспечивая стабильность социальной системы.

Неожиданный, но актуальный ракурс тема альтруизма приобретает в статье П. Эрнандес-Вольфе, где прослеживается процесс альтруистической трансформации эмоциональных потрясений и опыта нравственных и физических страданий в просоциальное действие в условиях гражданского конфликта. В качестве модели по-

2012.02.001

следнего автор использует деятельность правозащитников в Колумбии, опираясь на материалы индивидуальных интервью с гражданскими активистами, проводившихся ею в этой стране в 19982009 гг. Для теоретического объяснения процессов альтруистической трансформации здесь используются понятия альтруизма, рожденного из страдания; выносливости и посттравматического развития. Посылка автора состоит в том, что у индивидов, испытавших страдания, возникает стойкая мотивация к оказанию помощи другим, исходя из собственного негативного эмоционального опыта. На основе статистической обработки данных, полученных в ходе интервью, Эрнандес-Вольфе выделяет несколько тем, которые позволяют судить о мотивации и стимулах просоциального поведения колумбийских правозащитников (самоутверждение в обстановке страха, протест, саморефлексия, духовные поиски, переустройство мира в духе социальной справедливости, солидарности, этнического, гендерного и прочих видов равноправия). Автор обращает особое внимание на выявленный в ходе опросов психотерапевтический эффект альтруизма и взаимной поддержки, сыгравших решающую роль в преодолении страданий и эмоциональных потрясений.

Е.В. Якимова

2012.02.001. КАРЛСОН Дж., ХОРГЕН М. АЛЬТРУИЗМ И ОБЩЕСТВО SUI GENERIS: С ДЮРКГЕЙМОМ - ПРОТИВ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

CARLSON J., HORGAN M. Altruism and society sui generis: Countering evolutionary psychology with Dürkheim // Altruism, morality a. social solidarity forum: A forum for scholarship a. newsletter of the AMSS of ASA. - Wash., 2011. - Vol. 3, N 1. - P. 17-24.

Канадские исследователи Дж. Карлсон (Королевский колледж университета Западного Онтарио) и М. Хорген (социологический факультет Университета Акадиа, г. Вулфвилл) убеждены, что первоочередной задачей новой секции Американской социологической ассоциации (AMSS), которая в 2011 г. обратилась к проблемам альтруизма, солидарности и морали в современном обществе, должно стать ее принципиальное противостояние новейшей эволюционной психологии и экспансии этой дисциплины в сугубо социальную область знания. AMSS может стать стартовой площад-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.