Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН АЛЕКСИТИМИИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА'

ФЕНОМЕН АЛЕКСИТИМИИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСИТИМИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНТРОВЕРСИЯ/ЭКСТРАВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / ПСИХОТИЗМ / ALEXITHYMIA / TEMPERAMENT / INTROVERSION/EXTRAVERSION / NEUROTICISM / PSYCHOTICISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова И.Д.

Данное исследование, основанное на анализе результатов психометрических стандартизированных тестов, позволило выявить взаимосвязь алекситимии как с диагностикой, так и с самоидентификацией темперамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXITHUMIA PHENOMENON IN TEMPERAMENT OF SELF-IDENTIFICATION

The research, based on an analysis of the results of psychometric standardized tests, revealed the interconnection of alexithymia with both diagnostics and self-identification of temperament.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН АЛЕКСИТИМИИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА»

УДК 61:15(001.8)

i ФЕНОМЕН АЛЕКСИТИМИИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Филиппова И.Д.

Научный руководитель - к.м.н., доцент Осипова Н.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, 28. victoria.vinter@mail.ru - Филиппова Ирина Дмитриевна

Резюме. Данное исследование, основанное на анализе результатов психометрических стандартизированных тестов, позволило выявить взаимосвязь алекситимии как с диагностикой, так и с самоидентификацией темперамента.

Ключевые слова: алекситимия, темперамент, интроверсия/экстраверсия, нейротизм, психотизм

i ALEXITHUMIAPHENOMENON IN TEMPERAMENT OF SELF-IDENTIFICATION Filippova I.D.

Scientific adviser - associate professor Osipova N.N., Candidate of Medicine

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia.

Summary. The research, based on an analysis of the results of psychometric standardized tests, revealed the interconnection of alexithymia with both diagnostics and self-identification of temperament.

Key words: alexithymia, temperament, introversion/extraversion, neuroticism, psychoticism

Введение. Феномен алекситимия, впервые описанный психоаналитиками J. Nemiah и P. Sifneos в 1972 году [6], привлекает внимание исследователей уже несколько десятков лет. Первые исследования были направлены на поиск связи между алекситимией и различными заболеваниями. Так, алекситимические характеристики были обнаружены у лиц, страдающих наркоманией, алкоголизмом, тревожными, депрессивными, соматоформными расстройствами, а также некоторыми соматическими заболеваниями (например, ишемической болезнью сердца или сахарным диабетом). При сохранении важности исследования роли алекситимии в возникновении и течении разных заболеваний в последнее время фокус исследований сместился в сторону изучения алекситимии в контексте психологических теорий эмоций, личности и интерперсональных взаимодействий. [1]

Алекситимия значительно затрудняет как распознавание собственных эмоциональных состояний, так и способность к интерпретации переживаний окружающих, что зачастую провоцирует огромные сложности в коммуникативном взаимодействии и приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях [2], чем существенно снижает качество жизни человека.

С алекситимией связаны специфические межличностные проблемы, в особенности проблема холодного, дистанцированного или агрессивного поведения в социуме [10], неспособность выстраивать отношения с близкими людьми, неспособность заводить знакомства [7], неспособность к сопереживанию, эмоциональной близости [11].

В значительной части исследований алекситимия рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию неудовлетворенности своей жизнью (и соответственно, способный вызывать тревогу и депрессию) [7]. Неудовлетворенность может проявляться в различных сферах: дружеские, близкие отношения [8], сексуальная жизнь [9]. Последняя сфера изучается довольно детально в связи с тем, что сексуальные проблемы могут сказываться на репродуктивном здоровье в целом. [5]

Алекситимия — сложный психологический феномен. Несмотря на многолетнюю историю его изучения представителями различных научных дисциплин, до настоящего времени нет единой научной концепции, позволяющей объяснить причины и механизмы развития алекситимии. Широкая распространенность данного психологического нарушения не только среди больных, но и среди здоровых людей, его отрицательное влияние на становление личности и на здоровье человека, оставляет этот вопрос актуальным и сегодня [4].

Целью настоящей работы является изучение алекситимии и её связи с субъективной оценкой темперамента. Методика. В исследование приняли участие 53 респондента, включая 23 мужчин (43,4%) и 30 женщин (56,6%). От респондентов получено информированное согласие на участие в исследование. Использование стандартизированных опросников самооценки позволило обеспечить максимальную степень не вовлеченности исследователя в процесс сбора информации. Выбор подходов, соответствующих требованиям, предъявляемым к психометрическим исследованиям и анализу их результатов, позволил обеспечить максимально объективную информацию. Все процедуры, связанные с проведением опроса респондентов, кодированием информации, формированием банка данных, хранением первичного материала и результатов его обработки, проведены с соблюдением этических норм.

В работе использованы следующие психометрические стандартизированные тесты:

1. Eysenck Personality Questionnaire (EPQ), предназначенный для изучения личностных характеристик, включающий шкалы для определения ряда параметров: экстраверсия/интроверсия (Э), нейропсихическая лабильность (Н), психотизм (П), искренность/скрытность (Л), темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик;

2. Toronto Alexithymia Scale (TAS), для выявления неалекситимического, невыраженного и алекситимического типов личности;

3. Для идентификации анкета на самоопределение темперамента.

Обработка и стандартизированная интерпретация результатов тестирования осуществлялась с помощью компьютерной программы. Для статистического анализа полученных данных и для построения графиков для наглядного представления обработанной информации использовали программу: Microsoft Office Excel 2007. [3]

Результаты исследования и их обсуждение. При проведении психометрических исследований критерием включения респондентов являлась специфическая шкала, предназначенная для оценки искренности испытуемого. Установлено, что в общей выборке тест на искренность преодолели 60% респондентов (52% мужчин, 67% женщин).

На основании проведенного тестирования респонденты, не проявившие в данном исследовании искренности (21 человек, (40%)), были исключены из выборки и не подверглись дальнейшему обследованию. Таким образом, в работе представлены данные психометрических исследований, выполненных на 32 респондентах (12 мужчин, 20 женщин).

Согласно результатам исследований, полученным при использование Toronto Alexithymia Scale (TAS) в общей выборке алекситимический тип личности выявлен в 31% случаев (8% - у мужчин, 45% - у женщин).

Получив данные результаты, мы разделили респондентов на две группы: группа А - с алекситимией, группа Б -без алекситимии.

Таблица 1. Результаты изучения алекситимии мужчин и женщин, полученные при использовании методики Toronto Alexithymia Scale (TAS). __

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

64,43 ± 12,33 61,66 ± 11,61 67,83 ± 13,81 63,94 ± 13,20 75 ± 0 58,42 ± 8,37

Показатели алекситимии в большей степени выражены у мужчин, нежели у женщин.

С целью изучения взаимосвязи алекситимии с особенностями темперамента респондентов, в исследуемых группах изучали распределение лиц с такими характеристиками как интроверсия/экстраверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, психотизм (конфликтность) и тип темперамента, используя Eysenck Personality Questionnaire (EpQ).

Таблица 2. Результаты изучения уровня интроверсии/экстраверсии, полученные при использовании методики Eysenck Personality Questionnaire (EPQ).

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

15,53 ± 4,40 15,76 ± 4,16 15 ± 4,39 15,59 ± 4,20 17 ± 0 16 ± 4,29

19 17 19 19 17 20

Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие -интровертированному Средний показатель - 7-15 баллов.

У мужчин с алекситимией оценка уровня экстраверсии, выше, чем у остальных групп, в которых, в свою очередь, наблюдается средний показатель по данной шкале. В каждой из групп наблюдается тенденция к повышенному уровню экстраверсии.

Таблица 3. Результаты изучения уровня нейротизма, полученные при использовании методики Eysenck Personality Questionnaire (EPQ).

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

16,9 ± 4,09 15,90 ± 4,84 17,94 ± 3,95 17,24 ± 4,28 17 ± 0 14 ± 5,13

18 18 23 15 17 18

Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической неустойчивости. Средние показатели

- 8-16.

Женщины обеих групп и мужчины с алекситимией более невротичны, эмоционально неустойчивы, чем мужчины без алекситимии. В каждой из групп наблюдается тенденция к повышенному уровню нейротизма.

Таблица 4. Результаты изучения уровня психотизма, полученные при использовании методики Eysenck Personality Questionnaire (EPQ).

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

7,7 ± 2,78 7,55 ± 2,80 8 + 3,31 7,47 ± 2,90 8 ± 0 7,67 ± 2,77

6 6 8 10 8 6

Высокие оценки по шкале психотизма показывают на высокую конфликтность. Средние значения - 5-12. Исследование шкалы психотизма по отношению к алекситимии не выявило определенных тенденций и закономерностей, т.к. в каждой группе уровень психотизма соответствует среднему показателю.

Таблица 5. Результаты субъективной оценки темперамента, полученные при изучении данных анкеты для самоопределения темперамента.

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

М Х Х Х - С

Примечание к таблице: Х - холерик; М- меланхолик; С - сангвиник; М - меланхолик

Тест на самоопределение показал, что женщины обоих групп чаще всего относят себя к холерическому темпераменту, тогда как мужчины без алекситимии - к сангвинистическому типу, а мужчины с алекситимией -затрудняются ответить.

Таблица 6. Результаты диагностики темперамента, полученные при изучении данных анкеты для самоопределения темперамента.

Общее количество респондентов (мужчины+женщины) Женщины Мужчины

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б

Х Х Х Х Х Х

Примечание к таблице: Х - холерик; М- меланхолик; С - сангвиник; М - меланхолик

При диагностике темперамента оказалось, что респонденты всех групп привержены более к холерическому типу темперамента.

Заключение (Выводы). Изучив алекситимию как феномен, мы пришли к выводу, что показатели алекситимии в большей степени выражены у мужчин, нежели у женщин.

У мужчин с алекситимией оценка уровня экстраверсии, выше, чем у остальных групп, в которых, в свою очередь, наблюдается средний показатель по данной шкале.

Женщины обеих групп и мужчины с алекситимией более невротичны, эмоционально неустойчивы, чем мужчины без алекситимии.

В каждой из групп наблюдается тенденция к повышенному уровню экстраверсии и невротизма. Исследование шкалы психотизма по отношению к алекситимии не выявило определенных тенденций и закономерностей, т.к. в каждой группе уровень психотизма соответствует среднему показателю.

Тест на самоопределение показал, что женщины обоих групп чаще всего относят себя к холерическому темпераменту, тогда как мужчины без алекситимии - к сангвинистическому типу, а мужчины с алекситимией -затрудняются ответить.

При диагностике темперамента оказалось, что респонденты всех групп привержены более к холерическому типу темперамента.

Таким образом, женщины вне зависимости от наличия или отсутствия алекситимии способны лучше, чем мужчины самоидентифицировать темперамент. Литература

1. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4 (83). С. 98-114.

2. Брель Е.Б., Стоянова И.Я. Феномен алекситимии в клинико-психологических исследованиях // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. 2017. №4 (97). С. 74-81.

3. Секоян И.Э. Алекситимия: предиктор, признак психосоматизации или личностная характеристика? // Независимый психиатрический журнал. 2007. №4. С. 22-28.

4. Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №53. С. 59-68.

5. Esin R.G., Gorobets E.A., Galiullin K.R. Алекситимия - основные направления изучения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014. №12. С. 148-151

6. Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients // Psychotherapy and Psychosomatics. 1973. №22 P. 255—262.

7. Mattila A.K., Poutanen O., Koivisto A.-M., Salokangas R.K.R., Joukamaa M. Alexithymia and life satisfaction in primary healthcare patients // Psychosomatics. 2007; №48. P. 523—529.

8. Hesse C., Floyd K. Affection mediates the impact of alexithymia on relationships // Personality and Individual Differences. 2011; №50. P. 451—456.

9. Humphreys T.P., Wood L.M., Parker J.D.A. Alexithymia and satisfaction in intimate relationships // Personality and Individual Differences. 2009; №46 P. 43—47.

10. Vanheule S., Desmet M., Meganck R., Bogaerts S. Alexithymia and interpersonal problems // J Clin Psychol. 2007. №63. P. 109—117.

11. Moriguchi Y, Decety J., Ohnishi T., Maeda M., Mori T., Nemoto K., Matsuda H., Komaki G. Empathy and Judging Other's Pain: An fMRI Study of Alexithymia // Cerebral Cortex. 2007. №17. P. 2223—2234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.