Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ'

ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / COMMUNICATIVE AGGRESSIVENESS / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Угренинова Мария Александровна

В статье исследуется актуальность изучения агрессивного поведения в профессиональной педагогической деятельности. Представлен анализ теоретических подходов к изучению агрессивности в психологической науке. Отмечаются факторы, способствующие появлению и развитию агрессивных сторон личности педагога, в связи со сложностью и многокомпонентностью структуры педагогической деятельности, активно использующей различные коммуникативные позиции. Выявлены особенности формирования агрессивности в педагогической среде, в том числе и коммуникативной агрессивности. Рассматривается влияние общественных изменений на структуру образовательных учреждений и последовательное изменение к профессиональной деятельности педагога как к профессии социономического типа. Исследуется взаимосвязь между социальным статусом преподавателя и возникновением конфликтов с администрацией, учениками и их родителями. Представлена градация разных типов агрессии, проявляющаяся как в активном, так и пассивном виде, и ее возможные последствия. Отмечается стремление к подавлению агрессивного состояния педагога в связи со спецификой работы и социальными нормами поведения. Рассматриваются разные точки зрения психодиагностики на агрессивность и ее подавление, а также возможные деструктивные изменения личности. Определена необходимость развития новых форм педагогического общения для осуществления профессиональной деятельности с возможностью разрешения противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Угренинова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN TEACHERS

The article examines the relevance of studying aggressive behavior in professional pedagogical activity. The analysis of theoretical approaches to the study of aggressiveness in psychological science is presented. The factors that contribute to the emergence and development of aggressive aspects of the teacher's personality are noted in connection with the complexity and multicomponent structure of pedagogical activity, which actively uses various communicative positions. The features of the formation of aggressiveness in the pedagogical environment, including communicative aggressiveness, have been revealed. The influence of social changes on the structure of educational institutions and a consistent change to the professional activity of a teacher as a profession of a socionomic type are considered. The relationship between the social status of a teacher and the occurrence of conflicts with the administration, students and their parents is investigated. The gradation of different types of aggression, manifested in both active and passive forms, and its possible consequences are presented. There is noted the desire to suppress the aggressive state of the teacher in connection with the specifics of work and social norms of behavior. Various points of view of psychodiagnostics on aggressiveness and its suppression, as well as possible destructive personality changes are considered. The need for the development of new forms of pedagogical communication for the implementation of professional activities with the possibility of resolving contradictions has been determined.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ»

Medvedeva Tatiana Yurievna, Ugreninova Maria Aleksandrovna THE PHENOMENON OF AGGRESSIVE BEHAVIOR ...

pedagogical sciences

УДК 371.15

DOI: 10.26140/knz4-2020-0904-0011

ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ

© 2020

SPIN: 4182-6483 AuthorID: 737286 ResearcherID: V-5088-2018 ORCID: 0000-0001-9117-8944 ScopusID: 57188852405

Медведева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования

SPIN: 2501-7511

ORCID: 0000-0002-2871-9100

Угренинова Мария Александровна, преподаватель, кафедра продюсерства

и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603087 Россия, Н. Новгород, ул. Богдановича, 7/1, e-mail: mezzomaria@rambler.ru) Аннотация. В статье исследуется актуальность изучения агрессивного поведения в профессиональной педагогической деятельности. Представлен анализ теоретических подходов к изучению агрессивности в психологической науке. Отмечаются факторы, способствующие появлению и развитию агрессивных сторон личности педагога, в связи со сложностью и многокомпонентностью структуры педагогической деятельности, активно использующей различные коммуникативные позиции. Выявлены особенности формирования агрессивности в педагогической среде, в том числе и коммуникативной агрессивности. Рассматривается влияние общественных изменений на структуру образовательных учреждений и последовательное изменение к профессиональной деятельности педагога как к профессии социономического типа. Исследуется взаимосвязь между социальным статусом преподавателя и возникновением конфликтов с администрацией, учениками и их родителями. Представлена градация разных типов агрессии, проявляющаяся как в активном, так и пассивном виде, и ее возможные последствия. Отмечается стремление к подавлению агрессивного состояния педагога в связи со спецификой работы и социальными нормами поведения. Рассматриваются разные точки зрения психодиагностики на агрессивность и ее подавление, а также возможные деструктивные изменения личности. Определена необходимость развития новых форм педагогического общения для осуществления профессиональной деятельности с возможностью разрешения противоречий.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коммуникативная агрессивность, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная этика.

THE PHENOMENON OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN TEACHERS

© 2020

Medvedeva Tatiana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Production and Music Education Ugreninova Maria Aleksandrovna, Lecturer, Department of Production and Music Education

Minin University

(603087Russia, N. Novgorod, Bogdanovich st., 7/1, e-mail: mezzomaria@rambler.ru) Abstract. The article examines the relevance of studying aggressive behavior in professional pedagogical activity. The analysis of theoretical approaches to the study of aggressiveness in psychological science is presented. The factors that contribute to the emergence and development of aggressive aspects of the teacher's personality are noted in connection with the complexity and multicomponent structure of pedagogical activity, which actively uses various communicative positions. The features of the formation of aggressiveness in the pedagogical environment, including communicative aggressiveness, have been revealed. The influence of social changes on the structure of educational institutions and a consistent change to the professional activity of a teacher as a profession of a socionomic type are considered. The relationship between the social status of a teacher and the occurrence of conflicts with the administration, students and their parents is investigated. The gradation of different types of aggression, manifested in both active and passive forms, and its possible consequences are presented. There is noted the desire to suppress the aggressive state of the teacher in connection with the specifics of work and social norms of behavior. Various points of view of psychodiagnostics on aggressiveness and its suppression, as well as possible destructive personality changes are considered. The need for the development of new forms of pedagogical communication for the implementation of professional activities with the possibility of resolving contradictions has been determined.

Keywords: aggression, aggressive behavior, communicative aggressiveness, pedagogical communication, pedagogical activity, professional ethics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность исследования агрессии как следствия эмоционального выгорания не подвергается сомнению. Это связано с тем, что факторы современной жизни, способствующие нарушению психофизического состояния человека, напрямую связаны со всеми сферами жизни. Высокая динамичность, обусловленная ритмом жизни и требованиями общества, увеличивает психическую напряженность личности, что способствует проявлению нестабильного психоэмоционального состояния человека, в том числе агрессивному поведению.

В настоящее время проблеме психоэмоционального состояния работников педагогической сферы посвящен ряд научных исследований: Желдоченко Л.Д. и Дьяконов Ю.А. рассматривают взаимосвязь форм агрес-

сивного поведения педагогов с феноменом копинг-стра-тегий [1]; Ершова В.Ю., Абаева И.В. трактуют личность педагога как зависимую от внешних обстоятельств, в то же время их преобразующих согласно собственным установкам реагирования, в том числе проявляющимся и в агрессивности [2]; Исследование Кудряшовой К.В. и Верещагиной Л.А. посвящено изучению обусловленности возраста и стажа преподавателя с его профессиональной деформацией, в том числе эмоциональной агрессивностью [3]; а также ряд других работ [4,5,6].

Актуальность исследования агрессивности личности является одной из самых существенных не только в современной психологической науке, но и с точки зрения педагогики. Различные психологические подходы к данной проблеме выявляют необходимость в разграничении таких понятий, как агрессивное поведение и личностная

педагогические науки

Медведева Татьяна Юрьевна, Угренинова Мария Александровна ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ...

агрессивность. Стремление к агрессивному поведению является показателем привычности данной модели поведения, которое, в свою очередь, может быть обусловлено рядом факторов - от ситуативных изменений до группового давления. Личностная же агрессивность есть свойство личности, проявляющееся в деструктивной направленности, преимущественно в сфере межличностных отношений [7].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данной статьи является рассмотрение различных теоретических подходов к изучению агрессивности как со стороны педагогической, так и со стороны психологической науки. Необходимость выявления ряда факторов, способствующих появлению и развитию агрессивности в профессиональной педагогической деятельности, обусловлена важностью сохранности ментального здоровья педагогов. В рамках изучения поставленной проблемы применялись теоретические методы, в частности синтез, классификация и анализ научной и исследовательской литературы по теме исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение феномена агрессивности у педагогов обусловлена тем, что, как отмечает А.О. Прохоров, связь между гневом и ситуациями, возникающими в педагогическом труде, отчетливо выражена. Гнев обуславливается конфликтом с учениками, конфликтом с администрацией, конфликтом с родителями учеников [8]. Здесь мы можем говорить об агрессивном поведении, вызванным рядом факторов, не всегда зависящих от поведения или волеизъявления самого педагога. Профессиональная педагогическая деятельность оказывается сопряжена с высоким уровнем эмоциональной напряженности, которая в результате продолжительного стресса, вызванного конфликтными ситуациями с учениками и коллегами, способствует негативным изменениям в структуре характера. Иерархическая организация образовательных организаций, ожидание авторитарного поведения от коллег и администрации учреждения, неуважительное и пренебрежительное отношение родителей к педагогу, грубость учащихся формируют агрессивность в профессиональной педагогической деятельности.

Исследования Р. Файна (США) и Н.А. Аминова (Россия) показывают, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию [9]. Любые изменения в обществе неотвратимо влияют на структуру и содержание системы образования. За последние тридцать лет наше государство осуществило переход от административных методов тотально централизованного государственного управления к экономическим, что способствовало наделению образовательных учреждений и организаций прав самостоятельно хозяйствующих субъектов. В условиях подобной автономности образовательные организации вынуждены осваивать рыночные механизмы администрирования, при этом перенастраиваясь и саморегулируясь вследствие малого государственного финансирования. К качеству образовательных услуг предъявляется все больше требований, однако финансовое поощрение труда педагога остается достаточно низким. Значимости личностных характеристик учителя уделяется большое внимание, так как это напрямую связано с сохранением и укреплением физического и эмоционального здоровья учащихся, однако социальный статус педагогов разных уровней образования резко снизился, ровно как и их материальное благополучие. Зависимость уровня агрессивности от социального статуса отмечала О.И. Шляхтина в исследовании подростков [10]. Исследованиями Доллорда и его коллег показано, что реакцией на фрустрацию может быть агрессивность в поведении [10,11,12]. Болезненные переживания от негативных ситуаций, приводящие к разочарованию от собственной профессиональной деятельности, зачастую приводит к образованию деформаций личности, одной из которых является агрессия личности педагога. Ее проявления негативно влияют на продук-

тивность профессиональной деятельности. Одной из озвученных проблем при взаимодействии преподавателей и учащихся является грубое и оскорбительное поведение учеников, справится с которым педагог пытается с помощью строгого, а порой и жесткого обращения. Однако формальное наличие профессионально оправданных действий не оправдывает деструктивное поведение, выражающееся в агрессии. Враждебная направленность поведения зачастую выражается в грубости, властности, желании подчинить своим требованиям, стремлении к карательным действиям и мерам дисциплинарного воздействия. Подобное длительное и систематическое притеснение, злоупотребление властью может трактоваться как вид психологического насилия, недопустимый по отношению к учащимся, которые находятся в заведомо подчиненной позиции, уступая преподавателю в знаниях, опыте, физической силе. Следует отметить, что агрессивность педагога может проявляться как активно, так и пассивно. Демонстративное игнорирование, обида, презрительное отношение, отказ повторить учебный материал трактуется как пассивная агрессия, при этом особенно опасно, если она направлена на конкретного ученика. Подобное поведение педагога не является нормой, что, в свою очередь, осознают и другие обучающиеся, и зачастую переворачивают ситуацию в нужное им русло, результатом которой может стать буллинг. Активная же агрессия, включающая в себя как вербальный, так и физический фактор, часто ведет к падению авторитета учителя, отчуждению, враждебности и непониманию.

Однако следует отметить, что в связи со особенностями работы и этическими нормами поведения агрессивные побуждения преподаватели стараются контролировать, осознавая, что подобным поведением невольно провоцируют ответную агрессию, которые учащиеся переносят на общение друг с другом, усваивая агрессивную модель речевого поведения. З. Фрейд утверждал, что в случае сдерживаемых агрессивных побуждений, не находящих разрядки, создается напряжение в личностном функционировании. Боязнь неспособности эго контролировать инстинктивные побуждения, в частности, агрессивные, ведет к невротической тревоге. Она возникает как следствие эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид (оно) станут осознанными. В случае же, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей и действий, не приемлемых с точки зрения морали, а эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, которое проявляется чувством вины, самоуничижения и стыда, то подобный эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Зачастую она не осознается в полной мере и вызывает резистентность личностных реакций. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в фантазиях, снах, работе и игре [13]. В. Штекель отмечал: «Степень вытеснения стоит в прямом отношении к этической высоте личности. Чем более чуток, чем более нежен, чем более благороден отдельный человек, тем большую работу вытеснения он вынес, и тем легче он может сделаться нервным» [14; с. 298-29]. Невротическое поведение, согласно В. Штекелю, возникает от многочисленных и систематических подавлений, принуждений и жесткой дисциплины в профессиональной деятельности. Агрессивные желания, которые лежат в области бессознательного и которые человеку необходимо подавлять, служат причиной самых тяжелых душевных конфликтов, порождающие душевные болезни. Этическая культура построена на вытеснении и задержках, конфликт между человеческими инстинктами и этическими представлениями может быть сглажен здоровой совестью (robustes Gewissen), способствующей излечению нервности.

ВЫВОДЫ_

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

45

Medvedeva Tatiana Yurievna, Ugreninova Maria Aleksandrovna THE PHENOMENON OF AGGRESSIVE BEHAVIOR ...

pedagogical sciences

Таким образом, современная ситуация, свидетельствующая об эмоциональном и профессиональном выгорании педагогов обусловлена рядом факторов: социальных, профессиональных, личностных. Сочленение высокого уровня интеллектуальной и эмоциональной напряженности с конфликтами различной степени способствует перманентному стрессу, что не может позитивно сказываться на качестве обучения. Коммуникативная составляющая данной профессии требует от преподавателя повышенного внимания к своим действиям согласно социальным и этическим нормам поведения. Однако постоянное подавление агрессивности может привести к нестабильному психоэмоциональному состоянию человека, в частности, к неврозам, отсюда следует, что необходимость тщательного контроля над своим ментальным здоровьем является важной составляющей педагогической компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Желдоченко Л.Д., Дьяконов ЮА. Взаимосвязь копинг-страте-гий и форм агрессивности у педагогов //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. №8. С.65-69.

2. Ершова В.Ю., Абаева И.В. Проблема взаимосвязи переживания жизненных ситуаций с агрессивностью и конфликтностью педагогов. В сборнике: EurasiaScience. Сборник статей XVIIIмеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 9-11.

3. Кудряшова К.В., Верещагина Л.А. Психологические факторы профессиональной деформации учителей общеобразовательной школы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017. Т.5. С. 45-51.

4. Анисимова Т.С., Кравченко Н.В. Диагностика ментального здоровья в образовательной организации // Право и практика. 2016. №2. С. 232-241.

5. Банщикова Т.Н. Взаимосвязь индекса агрессии с модусами личностно-профессионального развития педагогов. В сборнике: Личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной среды высшей школы. Материалы IIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С.45-49.

6. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. №4(21). С.209-213.

7. Прокопьева С.А. Особенности соотношения ценностно-мо-тивационных характеристик и агрессивности личности в юношеский и зрелый период: автореф. дис... канд. псих. наук: 19.00.13/ СПбГУ. — СПб., 2008. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-sootnosheniya-tsennostno-motivatsionnykh-kharakteristik-i-agressivnosti-lichnost

8. Конфликтология./Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999

- 448 с.

9. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — Ростов н/Д: Феникс, 1999

— 512 с.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры — М, 1992.

12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.

13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика — М., 1984

14. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под общей ред. А.А. Крылова — Л., 1987.

15. Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Профессиональный сценарий как условие развития специалиста в современной профессиональной среде. В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. 2020. С. 73-75.

16. Чеккуева З.Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «учитель - ученик» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №8. С. 49-52.

17. Варламова У.С., Михалева А.Б. Устойчивость психического состояния педагога //Научный электронный журнал Меридиан. 2017. №4(7). С. 153-155.

18. Маршалкин А.П., Труфанова Г.К., Хлыстова Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального выгорания с проявлениями алексити-мии и агрессии у педагогов системы специального образования // Специальное образование. 2019. №1(53). С.102-112.

Статья поступила в редакцию 02.10.2020

Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.