Научная статья на тему 'ФЕМИНИЗАЦИЯ АРХЕТИПА "ГЕРОЯ" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

ФЕМИНИЗАЦИЯ АРХЕТИПА "ГЕРОЯ" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
692
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ARCHETYPE / АРХЕТИП "ГЕРОЯ" / ПУТЬ ГЕРОЯ / HERO ARCHETYPE / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM / ФЕМИНИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTUROLOGY / МОНОМИФ / HERO''S WAY / FEMINIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Габбасова Д.А., Чудинова Н.А.

Развитие феминизма способствовало укреплению экономических и политических прав и свобод женщины. В последствии эти изменения привели к возникновению нового типа женщины - женщины свободной и независимой, способной быть не только «вспомогательным героем повествования», но и активным героем-деятелем. В данной статье мы рассматриваем феминизацию архетипа героя, как закономерную тенденцию развития общества. Особое внимание уделено работе Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», а также представленной в ней теории мономифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINIZATION OF THE HEROES ARCHETYPE IN MODERN CULTURE

The development of feminism contributed to the strengthening of women's economic and political rights and freedoms. Later, these changes led to the emergence of a new type of woman - a woman free and independent, capable of being not only an «auxiliary hero of the narrative», but also an active hero-figure. In this article, we consider the feminization of the hero's archetype, as a natural tendency of the development of society. Particular attention is paid to the work of Joseph Campbell «The Hero with a Thousand Faces», as well as the monomyth theory presented in it.

Текст научной работы на тему «ФЕМИНИЗАЦИЯ АРХЕТИПА "ГЕРОЯ" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 008:316.722.2

ФЕМИНИЗАЦИЯ АРХЕТИПА «ГЕРОЯ» В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Д.А. Габбасова, Н.А. Чудинова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Развитие феминизма способствовало укреплению экономических и политических прав и свобод женщины. В последствии эти изменения привели к возникновению нового типа женщины - женщины свободной и независимой, способной быть не только «вспомогательным героем повествования», но и активным героем-деятелем. В данной статье мы рассматриваем феминизацию архетипа героя, как закономерную тенденцию развития общества. Особое внимание уделено работе Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», а также представленной в ней теории мономифа.

Ключевые слова: архетип, архетип «героя», путь героя, феминизм, феминизация, массовая культура, культурология, мономиф.

К началу XXI в. проблема равноправия полов не перестает быть актуальной: в странах с низким уровнем экономического развития остается политическое и экономическое неравенство полов. И даже в развитых странах, где за прошедшие сто лет женщина обрела политическое и экономическое равноправие, массовому сознанию требуется гораздо больше времени, чтобы принять изменение женских и мужских ролей. Культура в свою очередь отражает происходящие в обществе изменения и транслирует образ новой женщины - самодостаточной, способной на реализацию наравне с мужчинами. Говоря о становлении женских прав нельзя не сказать о феминистском движении, во многом благодаря ему женщина обрела свои права. В данной статье мы бы хотели рассмотреть изменение образа женщины в связи с феминизацией общества на примере архетипа «героя».

Впервые понятием «архетип» оперировал Густав Юнг, швейцарский психиатр. Под архетипом он понимал «общечеловече-

© Габбасова Д.А., Чудинова Н.А., 2017 181

ские, изначальные образы, которые находятся на глубинном уровне бессознательного» [5]. На индивидуальном уровне «архетипы проявляются в образах и мотивах сновидений», а на коллективном - «в мифах, сказках, сюжетах художественных произведений» [4].

В данной статье мы рассматриваем подробнее архетип «Героя», т.к. в этом архетипе проявляются традиционно мужские качества: целеустремленность, смелость, упорство и сила. Героем, с точки зрения мифологии, являются мужчина или женщина, которым удалось преодолеть собственными и исторические ограничениями, и в конце повествования стать человеком вечности - совершенным, универсальным. Поэтому задача героя заключаются в том, чтобы вернуться к нам преображенным, пройдя свой путь.

Структурным анализом текста занимались многие ученые XX в. Один из них - Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии, провел анализ мифов народов мира и пришел к выводу, что большинство сказаний имеют общую структуру, которую он назвал мономифом. События протекают по определенному сюжету, который может обладать незначительными ответвлениями, но в целом одинаков, и приводят к развитию персонажа, формированию его как личности. Путь начинается с чудесного рождения героя, продолжается подвигами, женитьбой на красавице, мудрым правлением и таинственной гибелью. Пример героев из разных мифологий привести просто: это Геракл, Одиссей, король Артур, русский богатырь и многие другие. Герой изменяет мир к лучшему, преодолевая боязнь поражения.

Архетип «Герой» олицетворяет собой сосредоточенность, решительность, целеустремленность. Герои защищают тех, кого считают невинными, ранимыми и неспособными помочь себе самостоятельно.

Несмотря на то, что героем мифа чаще всего является мужчина, женщина также присутствует в повествовании. Определимся с тем, какое положение занимает рядом с героем женщина. «Она - образец всех образцов красоты, ответ на все желания, сулящая блаженство цель земных и внеземных поисков каждого героя. Она мать, сестра, возлюбленная, невеста» - пишет Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» [2]. Типичными ка-

чествами женщин издавна считались доброта, забота, покладистость, поддержка, поэтому наиболее важная роль женщины в мифе - это роль помощницы. Женщина помогает и поддерживает героя на его пути.

В XVIII в., в связи с индустриализацией и демократизацией общества, женщина начинает заявлять о своих правах, и именно в это время начинается зарождаться феминизм. В современном мире под феминизмом подразумевается спектр идеологий и движений, направленных на достижение равенства прав мужчин и женщин в обществе и преодоление сексизма. В дальнейшем, благодаря развитию феминистического движения, в некоторых странах происходит уравнивание в правах мужчин и женщин.

В ответ на преобразования в политике происходят экономические изменения - женщина получает экономическую независимость. Благодаря этому меняется образ жизни женщины, а затем трансформируются и представления о ней в культуре и в общественном сознании.

Женщина перестает быть только послушной хозяйкой, нуждающейся в спасении принцессой, помогающей мудрой жрицей или опасной охотницей. Она сама становится Героиней. Этот процесс можно отследить на примере женских литературных образов разного времени. К примеру, идеал русской женщины с XVI в. - жена или дочь, живущая по «Домострою». Так, жене предписывалось быть «доброй, трудолюбивой, молчаливой» и во всем держать отчет перед мужем [3]. Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин» является идеальным образом женщины XIX в. Она благородна, умна, красива, главная ценность ее жизни - поддержание семейного счастья.

К концу XIX в. происходит переход от женщины-хранительницы очага к женщине, способной самостоятельно выбирать направление своей судьбы. В сравнении с Татьяной Лариной, обещанной мужчине не по своей воле, героиня книги Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» сама творит свою судьбу: развивается посредством науки и искусства, находит работу, сама выбирает супруга. Еще большей самодостаточностью обладают литературные героини авторов XX в. К примеру, героини Вирджинии Вулф «На маяк» занимаются искусством и не просто следят за домашним хозяйством, а являются центром семьи.

В современной массовой культуре женщина приобретает качества воина. Нередко теперь она представлена в популярной литературе и кино как главный герой, борец за справедливость, свободу и равенство. И доказательством того, что женщина становится героем с собственными целями и исключительной судьбой, является запрос общества на литературу, где женщина представлена главным героем-воином: трилогия «Темные начала» Филиппа Пулмана (3-е место в списке 200 лучших книг по версии ВВС1), «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссо-на (роман был награжден премиями GlassKeyAward в 2006 г., ВоекеРЙЕе в 2008 г., GalaxyBritishBookAwards в 2009 г. и AnthonyAward), трилогия «Голодные игры» Сьюзен Коллинз (назван лучшим романом 2008 г. по версии Американской библиотечной ассоциации и SchoolLibraryJournal; как лучший роман в жанре фэнтези и научной фантастики получил приз «2008 CybilWinner») и многие другие.

Для подтверждения феминизации архетипа «героя» в современной культуре мы рассмотрим путь Китнисс Эвердин, героини трилогии «Голодные игры», с точки зрения теории мономифа Джозефа Кэмпбелла. Выбор книги обосновывается тем, что экранизация трилогии заняла 18 место в списке самых кассовых фильмов по версии BoxOfficeMojo2 [1], а КитниссЭвердин стала культовым образом современности. В оригинале Кэмпбелл предлагает 17 этапов, однако некоторые могут быть в мифе упущены, что мы и наблюдаем. В процессе составления структуры трилогии «Голодные игры» нами были выделены 14 этапов:

1. Зов к приключениям - Китнисс находится дома, в 12 дистрикте, в привычном для героя мире. Затем она вынуждена отправиться добровольцем на Голодные игры, чтобы защитить свою сестру.

2. Волшебная помощь приходит сразу от сестры, которая возвращает Китнисс талисман на удачу - сойку-пересмешницу. В критических ситуациях волшебная помощь приходит от ее наставника, который присылает ей во время игр артефакты, которые спасают ей жизнь.

1 Список составлен в 2003 г. по результатам опроса 1 млн. респондентов.

2

BoxOfflceMojo - веб-сайт, постоянно отслеживающий кассовые сборы от кинопроката.

3. Переход в другой мир начинается с ее путешествия в Капитолий, где затем происходит ее подготовка для военных действий. Там она впервые доказывает, что способна на решительные и неординарные поступки.

4. Чрево кита - появление на арене Голодных игр, где начинается война за выживание.

5. Дорога испытаний - это все препятствия, которые она преодолевает на арене, включая огненные шары, смертельно опасных пчел, отсутствие продовольствия и воды.

6. Встреча с богиней представляет собой этап возникновения любви в разных ее проявлениях. В случае с Китнисс это была сестринская и дружеская любовь к Руте и Питу.

7. Апофеозов является битва у Рога изобилия, где Китнисс, защищая Пита, сражается с последним противником и убивает его, перебарывая себя.

8. Сокровище - это достижение главной цели, в случае Кит-нисс - выживание и возвращение домой.

9. Отказ от возвращения в книге «Голодные игры» происходит, когда ради сохранения жизней Пит и Китнисс идут на хитрость - разыгрывают решимость убить себя ядовитыми ягодами.

10. Спасение из ниоткуда - в книге это голос из динамика на арене Голодных игр, который разрешает двоим победителям.

11. Возвращение в обычный мир в конце первой книги трилогии происходит, когда Китнисс и Пит отправляются обратно в 12 дистрикт. Однако это не полное возвращение, ведь с этого момента их жизнь контролирует Капитолий.

12. Повелитель двух миров. После Голодных игр Китнисс -повелитель двух миров. Она изменилась, обрела больше мудрости и по-другому увидела мир. Интересно, что после этого этапа первая книга заканчивается. Структура второй и третьей книги снова повторяет этапы мономифа, а подлинное завершение истории происходит только в третьей книге, когда Китнисс освобождает Панем, государство, в котором происходит действие.

13. Свобода выбора обретается героиней в конце третьей книги. Китнисс освобождается от давления государства, учится жить по-иному, а в конце мы видим ее обновленной - оправившейся от физических и душевных ран, с семьей и пониманием ценности мирного неба.

Феминизм способствовал укреплению экономических и политических прав женщины. Вследствие этих изменений в культуре возник новый образ женщины - женщины свободной и независимой, способной быть героем. В современной культуре образ женщины приобретает героические черты. Женщина представлена как многогранная личность, способной быть не только слабой принцессой, матерью и хозяйкой, но и полноценным персонажем героического эпоса, обладающим своей целью и добивающимся ее.

Библиографический список

1. Интернет-журнал статистики кассовых сборов. URL: http://www.boxofficemojo.com/ (дата обращения: 21.09.2017).

2. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / пер. с англ. под общей ред. Е. Егеревой. СПб.: Питер, 2016. 352 с.

3. Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси. М.: Мысль, 1989. 286 с.

4. Электронный словарь. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 22.09.2017).

5. Юнг К.Г. Психология бессознательного / пер. с англ. под общ. ред. В.В. Зеленского. 2-е изд. М.: КогитоЦентр, 2010. 352 с.

FEMINIZATION OF THE HEROES ARCHETYPE IN MODERN CULTURE

D.A. Gabbasova, N.A. Chudinova

Perm State University

The development of feminism contributed to the strengthening of women's economic and political rights and freedoms. Later, these changes led to the emergence of a new type of woman - a woman free and independent, capable of being not only an «auxiliary hero of the narrative», but also an active hero-figure. In this article, we consider the feminization of the hero's archetype, as a natural tendency of the development of society. Particular attention is paid to the work of Joseph Campbell «The Hero with a Thousand Faces», as well as the monomyth theory presented in it.

Keywords: archetype, hero archetype, hero's way, feminism, feminization, mass culture, culturology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.