Федерация как форма государственного устройства
Саламов Висхан Нашахоевич
студент 4-го курса направления юриспруденция юридического факультета ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
г. Грозный E-mail: [email protected]
Важность и актуальность изучения института государственного устройства в виде федерализма обусловлена его огромной значимостью в определении территориальной организации государства и вертикальном строении аппарата государственной власти и управления любой конкретной страны.
Во-первых, это связано с тем, что, изучая особенности государственного устройства федеративных государств мира, возможно проведение параллелей с особенностями государственного устройства Российской Федерации. Изучение современных моделей государственного устройства с точки зрения того, как они возникли, какие пути эволюции прошли и что представляют собой в настоящий период должно помочь уяснению особенностей эволюции территориальной организации российского государства и определению основных направлений ее дальнейшего развития. Во-вторых, подобное внимание обусловлено и политическими процессами, происходящими в настоящее время в Европе, в частности среди центральных событий можно отметить проведенный референдум о независимости в Шотландии, попытки проведения аналогичного референдума в Каталонии, а также тяжелая политическая ситуация, сложившаяся в политическом пространстве Украины. Так, на Украине продолжается активная дискуссия о дальнейшем направлении государственного устройства страны на фоне противостояния с самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республиками. Нам остается только надеяться, что этот кризис в соседнем государстве благополучно завершится достижением компромисса благодаря активной посреднической миссии России, Германии и Франции. Помимо прочего, можно вспомнить о таких регионах как Косово, Приднестровье, Северная Ирландия и многих иных — одним словом, даже в пределах относительно спокойного и политически стабильного Европейского континента существует большое количество конфликтных вопросов, вызванных спорами об особенностях внутригосударственного размежевания между центром и их территориальными и административными образованиями.
Каждое государство, помимо его сущности и социального назначения, можно охарактеризовать и некоторыми внешними признаками. Так, совокупность подобных внешних характеристик, закрепляющих порядок формирования и реализации государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства. Форма государства характеризует отношения между гражданами и властью в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Перечисленные правоотношения в совокупности образуют публичный правопорядок, который именуется государственным устройством. [1]
Под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется власть его органов. Следовательно, не только собственно территория в виде суши, но и акватория (водные пространства), а также воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом, его центральной властью, и территориальными составными частями в лице их населения и функционирующих на местах органов публичной власти. [2]
Форма государственного устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его
составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. [3]
К настоящему моменту в российской и зарубежной государственно-правовой науке и политической практике сравнительно остро стоит вопрос о поиске оптимальных форм организации государства, в особенности его политико-территориального устройства, с целью предотвращения конфликтов на этнической почве и гарантирования народам права на самоопределение.^] Как известно, в настоящее время в мире существует около двухсот государств, при этом число народов и этносов исчисляется несколькими тысячами. Естественно, в подобной ситуации вопросы внутреннего административно-территориального деления государства имеют существенное значение, особенно в многонациональных государствах.
Список литературы
1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права — СПб.: 2010 г. — с. 142
2. Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран — М.: 2000 г. — с. 303
3. Зимин В.А. Система государственного и муниципального управления — Самара, 2010 г. — с. 274
4. Замышляев Д.В. Реализация права законодательной инициативы в парламентах субъектов как
стадия законодательного процесса -Научные труды Российской академии юридических наук.
— М„ 2003 г. —с. 87