Научная статья на тему 'Федеральный закон РФ «о ветеранах»: спорные положения'

Федеральный закон РФ «о ветеранах»: спорные положения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1037
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВЕТЕРАН / ПЕНСИОНЕР / СЛУЖБА / ПОЛИТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗАКОН / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОЙНА / CONSTITUTION / GOVERNMENT / VETERAN / RETIRED / SERVICE / POLICY / RESEARCH / LAW / THE VALIDITY OF THE METHOD / THE MORALITY OF WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гогин Александр Александрович

В предлагаемой публикации анализируются отдельные, спорные по авторскому мнению положения ныне действующего Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах», требующие доработки и корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL LAW «ABOUT VETERANS»: THE CONTROVERSIAL PROVISIONS

The proposed publication examines some controversial opinion copyright provisions currently in force of the Federal Law "About Veterans" that require improvements and corrections.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон РФ «о ветеранах»: спорные положения»

УДК: 349.3

ББК: 67.305

Гогин А.А.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ВЕТЕРАНАХ»: СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Goghin A.A.

FEDERAL LAW «ABOUT VETERANS»: THE CONTROVERSIAL PROVISIONS

Ключевые слова: конституция, государство, ветеран, пенсионер, служба, политика, исследование, закон, действительность, метод, нравственность, война.

Keywords: constitution, government, veteran, retired, service, policy, research, law, the validity of the method, the morality of war.

Аннотация: в предлагаемой публикации анализируются отдельные, спорные по авторскому мнению положения ныне действующего Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах», требующие доработки и корректировки.

Abstract: the proposed publication examines some controversial opinion copyright provisions currently in force of the Federal Law "About Veterans" that require improvements and corrections.

Согласно п. 1 ст. 7 Конституции РФ, наша страна есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому одной из важнейших задач институтов власти различного уровня является всесторонняя поддержка ветеранов. За прошедшие годы в Российской Федерации сложилась единая система соответствующего законодательства, находящаяся в постоянном движении и развитии.

Среди многих нормативно-правовых актов особое место занимает ФЗ РФ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» в ред. От 28 июня 2014 г1. Он закрепил весьма существенные положения юридического, экономического и нравственного характера, отражающие широкий спектр реалий, сложившихся в данной сфере общественных отношений. Кроме того, его требования конкретизируются рядом подзаконных актов, регулирующих отдельные направления государственной социальной политики.

Вместе с тем, закон содержит некоторые условия, объективно нуждающиеся в корректировке и уточнении. Их анализ возможен с использованием элементов историческо-правового и сравнительно-правового методов исследования.

Во-первых, это позволит глубже оценить отдельные исторические моменты, характеризующие наше недавнее прошлое и его прямую взаимосвязь с настоящей действительностью. Во-вторых, при сопоставлении содержания законов разных государств выявляются не только их особенности, но и раскрываются характерные свойства, приемлемые, в известной степени, для творческого и практического заимствования.

Так, на основании п/п «е» п. 1. Ст. 2 данного акта, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входящими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года (курсив мой).

Здесь вызывает вопрос наличие заключительного временного ограничения, установленного по непонятному критерию. Весь исторический опыт показывает, что после официального объявления мира и до фактического прекращения огня могут проходить многие месяцы и годы, в течение которых тлеет конфликт, происходят вооруженные столкновения, льется кровь и гибнут представители враждующих сторон.

Содержание ряда документов показывает, что боевые действия советских подразделений против украинских, белорусских, польских и прибалтийских бандформирований не завершились к обозначенному в законе сроку.

Об этом говорит тот факт, что 30 декабря 1952 г. ЦК КПСС принял постановление о нанесении окончательного удара по националистам. Во исполнение означенной партийной директивы 24 января 1953 г. Был издан приказ МГБ СССР № 0062 «О мерах по ликвидации националистического подполья и его вооруженных банд в западных областях Украинской и Белорусской ССР, в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР». В документе формулировались жесткие требования к органам госбезопасности на местах, как о необходимости усиления оперативно-розыскной работы, так и об активном использовании специальных войсковых подразделений для уничтожения врага.

Если обратиться к поведению противоположной стороны, то лишь в 1952 г. Командир повстанцев так называемого Южного округа Литвы А. Раманаускас довел до сведения своих подчиненных приказ о прекращении «партизанской войны». Однако, как указывает литовский историк Л. Труска, борьба продолжалась до середины 50-х годов.

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

Против движения сопротивления в Литве были брошены огромные силы. С партизанскими отрядами сражались две дивизии НКВД и отдельные части регулярной армии. Всего в боях участвовало около 50 тысяч советских солдат, не считая работников госбезопасности, выполнявших специальные задания. Исследователь констатирует, что «очаги сопротивления в отдельных местах оставались до середины 60-х годов. Это были уже не партизаны, а люди, скрывавшиеся от ареста»2.

В фундаментальной работе «Энциклопедия секретных служб России» авторы также подчеркивают, что борьба с бандитизмом в западных областях Украины, Белоруссии и республиках Прибалтики продолжалась до середины 50-х годов. В послевоенный период войска НКВД провели 56323 операции, уничтожив 89678 и захватив 237 815 бандитов. Потери среди советских солдат и офицеров составили: убитыми - 4523 человека, ранеными - 6783 человека.

Кроме того, только в 1956 г., то есть через пять лет после отмеченного в законе срока, органы госбезопасности изъяли 6 пушек, 3 миномета, 37 пулеметов, 172 автомата, 756 винтовок, 1122 пистолета, 346 гранат, свыше 51 тысячи патронов, 56616 снарядов, мин, авиабомб и 180 кг взрывчатки3.

Трудно представить, что такой арсенал изымался сугубо мирным путем, без боевых столкновений, связанных с наличием неизбежных потерь, но согласно букве анализируемого закона военнослужащие, привлекаемые к специальным операциям после 31 декабря 1951 г., не считаются участниками боевых действий.

В свою очередь, в ст. 3 «Ветераны боевых действий» изложена общая характеристика военнослужащих, относящихся к вышеуказанной категории, но в нем отсутствует точное, развернутое толкование понятий «воин-интернационалист» и «воин-вете-ран». Поэтому совершенно неясно, кто считается участником боевых действий:

- военнослужащий, лично участвовавший в боевых операциях и столкновениях;

- тот, кто, формально не участвуя в боях, подвергался постоянной опасности, работая в вооруженных силах воюющего государства;

- тот, кто хотя бы один день провел в стране, где велись боевые действия, будучи командированным по различным основаниям.

Приложением к закону является «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации». Первоначально в разделе III назывались такие субъекты мирового сообщества, как: Алжир, Ангола, Вьетнам, Сирия, Йемен, Египет, Лаос, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан, Камбоджа, Бангладеш, Ливан. За последние годы в вышеприведенный список внесены следующие поправки:

- боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года;

- выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

- выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона: с августа 1999 года;

- выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республик Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.

Анализируя новые дополнения, отметим, что в законе не сформулировано правовое определение понятия «вооруженный конфликт». Оно присутствует лишь в постановлении Государственной Думы № 515-1 ГД от 8 февраля 1995 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях,

2 Труска, Л. Война после войны // Родина. 1991. № 6-7. С. 133.

3 Энциклопедия секретных служб России. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003. С. 260, 388.

связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе».

Однако, по своей юридической силе означенный акт Государственной Думы РФ не может быть сопоставим с законодательными положениями, поэтому в будущем, так или иначе, необходимо легальное закрепление указанной дефиниции.

В п. 2 данного постановления констатируется:

- под вооруженным конфликтом, указанным в п. 1 постановления об объявлении амнистии, следует понимать противоборство между: а) вооруженными формированиями (вооруженными объединениями, дружинами, отрядами самообороны, другими вооруженными группами), созданными и действующими в нарушение законодательства Российской Федерации (незаконными вооруженными формированиями), и органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; б) незаконными вооруженными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей; в) лицами, не входящими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в вооруженном противостоянии в связи с территориальными притязаниями на этнической или религиозной почве».

Вместе с тем, здесь также возникает вопрос: «а как быть с участниками чехословацких событий 1968 г.? Потеряв около 100 человек, они лишены права быть ветеранами. В то же время участники венгерских событий 1956 г., которые (события) по квалификации конфликтов аналогичны чехословацким, достойно, законно и справедливо носят высокое звание воинов-интерна-ционалистов - ветеранов. Неужели критерий потерь (в Венгрии их было в 7 раз больше) стал определяющим для внесения того или иного «события» в Федеральный закон»4?

По нашему мнению, число безвозвратных потерь вообще не должно являться решающим фактором для законодательных установлений. В таком случае следует назвать число погибших советских военнослужащих в некоторых странах из вышеприведенного Перечня. Они представлены в гл. VI «Потери советских военнослужащих, принимавших участие в оказании военной и военно-технической помощи другим странам, а также в ликвидации пограничных военных конфликтов» статистического исследования под редакцией профессора Г.Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах ХХ века»: Алжир - 25 чел.; Ангола - 11 чел.; Вьетнам - 16 чел.; Йемен - 2 чел.; Лаос - 5 чел.; Мозамбик - 8 чел., и т.д.5.

Возвращаясь к прошлому, отметим, что в соответствии с нормами Варшавского договора от 15 мая 1955 г., первоначально решение о вводе войск в Чехословакию обсуждалось на расширенном заседании Политбюро ЦК КПСС, затем получило окончательное одобрение на московском совещании руководителей союзных стран, проходившем 18 августа 1968 г. К тому моменту у их лидеров сложилось ясное представление, что нейтралитет этого государства в будущем обязательно приведет к выходу вооруженных сил НАТО к границам СССР и усилит развитие негативных общественно-политических и экономических процессов в восточноевропейских государствах, находившихся под эгидой Советского Союза.

Следует признать, что на тот период военно-стратегическая операция «Дунай» сыграла существенную позитивную роль и на многие годы избавила нашу страну от той ситуации, которая сложилась в Европе в настоящее время, когда в результате расширения стран НАТО его войска вплотную приблизились к границам Российской Федерации.

Через два десятилетия подход к восприятию минувшего стал совершенно иным. На встрече руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР, проходившей 4 декабря 1989 года в Москве, была дана новая официальная оценка чехословацким событиям: ввод войск пяти государств Организации Варшавского договора в Чехословакию явился

4 Россия (СССР) в локальных войнах и конфлик-тах второй половины ХХ века / Под ред В.А. Золо-торева. - М.: Кучково поле; Полиграф-ресурсы, 2000. С. 235.

5 Россия и СССР в войнах ХХ века. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

вмешательством во внутренние дела суверенного государства и должен быть осужден.

Не вызывает сомнения тот факт, что в условиях начавшегося распада социалистического лагеря означенное решение диктовалось сугубо политическими, конъюнктурными соображениями с оглядкой на западное общественное мнение, в свое время крайне отрицательно воспринявшее подавление так называемой «Пражской весны».

В свою очередь, вне зависимости от авторского личного, критического отношения к нынешней украинской действительности, связанной с государственным переворотом и войной в Донбассе, для сравнения проанализируем п/п 2 п. 2 ст. 6 Закона Украины от 22 октября 1993 г. № 3551 - XII «О статусе ветеранов войн, гарантиях их социальной защиты». В нем говорится, что участниками боевых действий на территории других стран признаются:

- военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных, технических специалистов и советников), работников соответствующих категорий, которые по решению Правительства бывшего Союза ССР проходили службу, работали или находились в командировках в государствах, где в этот период велись боевые действия, и участвовали в боевых действиях либо обеспечении боевой деятельности войск (флотов).

Для указанных лиц вводился статус «Участник боевых действий» и «Ветеран войны» с вручением соответствующих нагрудных знаков и предоставлением определенных льгот, установленных национальным законодательством. Затем, постановлением Кабинета Министров Украины № 302 от 12 мая 1994 г. Был утвержден полный перечень государств, где велись боевые действия, среди которых названа Чехословакия. Соответствующий период определен в границах с 20 августа по 31 декабря 1968 г.

Таким образом, те граждане самостоятельного государства Украины - бывшего субъекта СССР, кто находился в указанное время в составе советских военных формирований на территории Чехословакии, без каких-либо оговорок, заслуженно и справедливо признавались участниками боевых действий. В дальнейшем вышел Указ Президента Украины от 11 февраля 2004 г.

№ 180/2004 «О дне чествования участников боевых действий на территории других государств».

Положительного решения вопроса активно добиваются участники чехословацких событий, проживающие в Волгограде и Ростове-на-Дону, Самаре и Ульяновске, а также в других регионах нашей страны. Они обращались в Государственную думу РФ, в Министерство обороны РФ, но из-за бюрократических проволочек, чинимых представителями российского Генштаба, отказывающихся признать наличие боевых действий на территории Чехословакии, должного результата нет. Между тем, многие сотни военнослужащих Советской Армии, находившихся в тот период в Чехословакии, за проявленные мужество и героизм были награждены орденами и медалями СССР, удостоились благодарности высшего командования.

Для подавляющего числа этих ветеранов решающее значение имеет не материальный фактор, а нравственные начала, чувство несправедливого отношения к ним со стороны государства. Сложившееся статусное неравенство лишь способствует разобщенности ветеранских объединений нашей страны, не консолидирует участников различных военных конфликтов и, в известной мере, противопоставляет их друг другу.

Именно на данные обстоятельства ука-зывает Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 6 февраля 2014 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова».

В вердикте высшей отечественной судебной инстанции подчеркивается, что наличие

статуса «не сводится лишь к возможности пользоваться определенными мерами социальной поддержки - оно отражает признание заслуг конкретного гражданина, соответствующее его вкладу в общее дело защиты Отечества и понесенным ради этого лишениям, и тем самым непосредственно влияет на его личностную самооценку во взаимоотношениях с обществом и государством»6.

Безусловно, необходимо затронуть и другие международные события, не упомянутые в ФЗ РФ «О ветеранах». В частности, из него вычеркнута гражданская война в Никарагуа, хотя в приказах Министерства обороны СССР конкретно говорилось, что находившиеся там советские солдаты и офицеры принимали непосредственное участие в боевых действиях.

Нормативно-правовые условия не распространяются на совершенно забытых воинов, служивших на Кубе во времена Карибского кризиса 1962 г. (более 40 тыс. Человек). Тогда, с одной стороны, неоднозначным поведением руководителя СССР Н.С. Хрущева и его окружения, а с другой стороны, активными попытками США свергнуть революционное правительство Ф. Кастро, был спровоцирован чрезвычайно серьезный глобальный конфликт. Мировое сообщество оказалось на грани ядерной войны, а отсчет времени до ее начала шел на часы и минуты. Безвозвратные советские потери составили 68 человек.

В законодательном перечне также не названы отечественные военные специалисты в течение почти восьми лет находившиеся под огнем в составе иракской армии во время ирано-иракской войны в 80-х годах прошлого века.

Практически сложилась парадоксальная ситуация, когда за прошлые политические и иные решения высшего партийного и государственного руководства СССР определенное бремя ответственности возложено на бывших солдат и офицеров Советской Армии, с честью выполнивших свой служебный долг.

Между тем, в ближайшее время на повестку дня встанет вопрос об определении статуса российских добровольцев, принимавших на стороне ополченцев, участие в боевых действиях на юго-востоке Украины. Многие из них погибли, получили ранения и контузии, стали инвалидами. Российскому государству придется согласиться с тем, что они защищали и защищают интересы не только жителей Донбасса, но и нашу страну от реального распространения геноцида и нацистской угрозы.

Как отмечал А. Нагорный, участник круглого стола «Обязаны выстоять и победить!», организованного газетой «Завтра»: «Планы Киева, которые существовали в головах «свидомых» лидеров в начале войны шли куда дальше, чем просто установить контроль над Донбассом и уничтожить Новороссию. Там всерьез рассматривали перспективу распространения боевых действий на Россию через террористическую и партизанскую деятельность. Киев разрабатывал планы силового возвращения Крыма, дестабилизации приграничных с Украиной регионов России, но все эти планы были уничтожены военными успехами армии Новороссии»7.

Следует подчеркнуть, что позитивный опыт в решении подобных проблем накоплен в США, где активно функционирует Министерство по делам ветеранов, что говорит о высокой значимости, придаваемой в этой стране вопросам социального обеспечения граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством.

США только во второй половине ХХ века более 50 раз использовали свои войска за рубежом и все, кто участвовал в боевых действиях и конфликтах, независимо от политической и иной конъюнктуры, безоговорочно, пожизненно с соответствующими льготами и пенсиями признаны ветеранами войны.

В данном случае нам есть чему учиться и что творчески заимствовать. Поэтому российской ветеранской и научной общественностью также неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания в системе федеральных органов исполнительной власти

6 Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2014.

7 Завтра. Сентябрь, 2014 г. № 36 (1085).

особого государственного органа по делам ветеранов, но каких-либо подвижек в этом направлении все еще нет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон РФ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

2. Труска Л. Война после войны // Родина. - 1991. - № 6-7. - С. 133.

3. Энциклопедия секретных служб России. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003.

4. Россия (СССР) в локальных войнах и конфликтах второй половины XX века / Под ред. В.А. Золотарева. - М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000.

5. Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 3.

6. Россия и СССР в войнах XX века. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. Завтра. - Сентябрь, 2014. - № 36 (1085).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.