Научная статья на тему 'Федеральный закон о гражданской защите'

Федеральный закон о гражданской защите Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1235
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров В. А., Долгин Н. Н., Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон о гражданской защите»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О гражданской защите

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области |ражданской защиты и организационно-правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее предприятия, учреждения и организации - организации), а также силы и средства гражданской защиты.

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Гражданская защита - комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей страны (далее -населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее - от чрезвычайных ситуаций)

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, военных действий и вследствие этих действий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные магериальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийноспасательные и другие неотложные работы (тушение пожаров, оказание экстренной медицинской помощи, первоочередное жизнеобеспе-

122

чение пострадавшего населения), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Служба гражданской зашиты - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской защите, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской защиты в ходе проведения аварийноспасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации (формирования) гражданской защиты - невоенизированные формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения, территорий и организаций от чрезвычайных ситуаций.

Территории, отнесенная к группе по гражданской защите, -

территория, на которой расположены город или иной населенный пункт, имеющие важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в них организациями, отнесенными к категориям по гражданской защите особой важности, первой и второй или представляющими опасность для населения и территорий в связи с возможностью радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения или катастрофического затопления.

Организация, отнесенная к категории по гражданской защите, - действующая, реконструируемая, технически перевооружаемая, строящаяся или проектируемая организация, имеющая мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющая высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

Статья 2. Задачи в области гражданской зашиты

Основными задачами в области гражданской защиты являются:

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях,

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской защиты;

оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и действиях в складывающейся обстановке;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения,

защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

разработка и осуществление мер по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения при чрезвычайных ситуациях, в том числе проведением мероприятий по различным видам маскировки в военное время;

ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийноспасательных и других неотложных работ;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб, нарушенного при возникновении чрезвычайных ситуаций;

срочное захоронение групов в военное время;

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской защиты

1. Правовое регулирование в области [ражданской защиты осуществляется в соответствии с Косгитуцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоянцьм Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы организации и ведения гражданской защиты

1. Организация и ведение гражданской защиты являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская защита организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

2. Гражданская защита является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

3. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из признания сохранения риска возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, необходимости противодействия всем видам чрезвычайных ситуаций, комплексности проведения мероприятий по их предупреждению и ликвидации.

4 Защите от чрезвычайных ситуаций подлежат все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации (далее - население), все земельное, водное и воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда.

5. Мероприятия гражданской защиты, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

6. Объем и содержание мероприятий гражданской защиты определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Статья 5. Российская система гражданской защиты

1. Для реализации мероприятий по подготовке и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сосредоточения усилий на решении задач гражданской защиты в стране создастся и функционирует Российская система гражданской защиты, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субьектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Задачи, принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Российской системы гражданской защиты определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Перевод Российской системы гражданской защиты или ее отдельных подсистем на функционирование в условиях военного времени осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Статья 6. Кате горн рован не территорий и организаций по гражданской зашнте

В целях комплексного и дифференцированного проведения мероприятий гражданской защиты, их заблаговременной разработки и реализации в объеме, необходимом и достаточном для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от них, осуществляется отнесение территорий к группам по гражданской защите, а организаций - к категориям по гражданской защите. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской защите с учетом их политической и экономической важности, а организаций - к категориям по гражданской защите исходя из необходимости их сохранения и потенциальной опасности определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Гражданская защита в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках

Задачи гражданской защиты в организациях и военных городках Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями о местной защите, разрабатываемыми на основе настоящего Федерального закона и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской защиты.

Статья 8, Гласность и информация в области гражданской зашиты

Информацию в области гражданской защиты составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их масштабах, а также сведения о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной и экологической обстановке на соответствующих территориях.

Информация в области гражданской защиты, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области в мирное время является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и но иным каналам о состоянии зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о 1гриемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области гражданской защиты влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области гражданской защиты устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация в области гражданской защиты в военное время представляется на основании соответствующего законодательства Российской Федерации.

Г ЛАВА II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской защиты Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области гражданской защиты;

вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

утверждает план гражданской защиты Российской Федерации, вводит в действие план гражданской защиты Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской защиты и штатную численность военнослужащих войск гражданской зашиты, утверждает Положение о войсках гражданской защиты;

вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституциошгым законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

принимает решение о проведении эвакуации населения при угрозе жизни и здоровью людей в ходе военных действий:

принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

осуществляет иные полномочия в области гражданской защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации: принимает законодательные акты в области гражданской защиты;

обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области гражданской защиты;

утверждаег бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в области гражданской защиты;

проводит парламентские слушания по вопросам гражданской защиты.

Статьи 11. Полномочии Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации;

организует проведение государственной политики в области |ражданской защиты, издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в этой области и обеспечивает их исполнение;

определяет основные направления развития и совершенствования гражданской защиты Российской Федерации, порядок ее финансирования и материально-технического обеспечения, задачи, силы, средства и порядок функционирования Российской системы 1раждан-ской защиты;

организует проведение научных исследований в области гражданской защиты;

организует разработку и обеспечивает выпош1ение федеральных целевых программ в области гражданской защиты;

определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской защиты,

утверждает штатную численность аварийно-спасательной службы федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской защиты (далее - федеральный орган управления гражданской защиты);

обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также огг *теляет порядок использования указанных резервов;

устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

определяет порядок сбора информации в области гражданской защиты, порядок обмена указанной информацией между органами исполнительной власти и органами управления гражданской зашиты, осуществляет иные полномочия в области гражданской защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации,

Статья 12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти: организуют работу в области гражданской защиты в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обеспечивают функционирование ведомственных подсистем и соответствующих федеральных служб гражданской защиты Российской системы гражданской защиты;

принимают нормативные акты в области гражданской зашиты, доводят их требования до сведения подведомственных организаций, осуществляют контроль за их выполнением;

осуществляют разработку и реализацию планов гражданской защиты, согласованных с федеральным органом управления гражданской защиты, проведение мероприятий по гражданской защите, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, защиту персонала подведомственных организаций при их возникновении;

разрабатывают и реализуют меры, направленные на маскировку и сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

осуществляют разработку и проведение мероприятий по эвакуации при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций персонала подведомственных организаций, а при необходимости, и членов их семей в безопасные районы;

руководят созданием в подведомственных организациях служб гражданской защиты, гражданских организаций гражданской зашиты, осуществляют контроль за их подготовкой, а также контроль за обучением по гражданской защите рабочих и служащих, не вошедших в формирования гражданской защиты;

осуществляют разработку и проведение мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих выполнение аварийно-

го

спасательных и других неотложных работ в подведомственных организациях;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской зашиты;

создают и содержат в целях гражданской защиты запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организуют и проводят научно-исследовательские, опытноконструкторские. испытательные и проектные работы по проблемам гражданской заши ты

Статья 13. Полномочия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

принимаю! законодательные и нормативные правовые акты в области гражданской защиты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утверждают бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в области гражданской защиты; проводят слушания по вопросам гражданской защиты.

Статья 14. Полномочия органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

планируют и организуют выполнение общегосударственных мероприятий в области [ражданской защиты, разрабатывают и реализуют планы гражданской защиты, согласованные с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области 1ражданской защиты (далее - органы управления гражданской защиты);

разрабатывают, осуществляют или участвуют в выполнении региональных целевых программ в области 1ражданской защиты;

создают и поддерживают в готовности аварийно-спасательные службы (субъекты Российской Федерации), гражданские организации гражданской защиты, технические системы управления, оповещения, связи и объекты гражданской защиты, осуществляют подготовку и содержание в готовности органов управления;

организуют обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, его размещению, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий;

осуществляют подготовку и поддержание в готовности формирований тражданской защиты;

осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области гражданской защиты, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, ту шение пожаров, оказание экстренной медицинской помощи, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего от чрезвычайных ситуаций населения, поддерживают общественный порядок в ходе проведете работ; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к вышестоящим органам исполнительной власти за помощью;

планттруют и организуют маскировку и осуществление мероприятий по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

осуществляют финансирование мероприятий в области гражданской защиты, создают резервы финансовых и материальных ресурсов дня ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совместно с федеральным органом убавления гражданской защиты создают в составе или при органах исполнительной власти субт>ектов Российской Федерации, при органах местного управления на территориях, отнесенных к группам по гражданской защите, постоянно действующие органы управления гражданской защиты.

Статья 15. Полномочия организаций

Организации:

планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения, водоисточников, продовольствия, нишевого сырья, фуража сельскохозяйственных животных и растений от чрезвычайных ситуаций в соответствии нормативами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, разрабатываю! и реазизуют планы гражданской защиты организаций, согласованные с вышестоящими органами управления тражданской защиты;

планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности персонала организаций в чрезвычайных ситуациях;

создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения, обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств гражданской защиты, в том числе формирований гражданской защиты, обучение персонала организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах, по вопросам гражданской защиты;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организовывают накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества гражданской защиты;

обеспечиваю! организацию и проведение аварийноспасательных и других неотложных работ, тушение пожаров, оказание экстренной медицинской помощи, первоочередное жизнеобеспечение персонала организаций и населения, проживающего в ведомст венных домах, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; финансируют мероприятия гражданской защиты; предосгавляют в установленном порядке информацию в области гражданской защиты, а также оповещают персонал организаций об у1розе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

создают гражданские организации гражданской защиты и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

ГЛАВА III. Права н обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской защиты Статья 16. Права граждан Российской Федерации

1, Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами гражданской защиты использовать средства коллекгивиой и индивидуальной защиты и друтое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправлеття индивидуальные и коллективные обращения по вопросам гражданской защиты;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях гражданской защиты;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и рабогу в зонах чрезвычайных ситуаций:

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по гражданской защите, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца; погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по гражданской защите, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного ири выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Статья 17. Обязанности граждан Российской Федерации

Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области гражданской защиты;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасносги, которые могут привест и к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской по-

134

мощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГЛАВА IV. Подготовка населения в области гражданской защиты Статья 1$. Подготовка населения

Порядок подготовки населения в области гражданской защиты определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения по вопросам гражданской защиты осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту' жительства.

Подготовка руководи гелей и специалистов организаций, а также сил Российской системы гражданской защиты по вопросам 1раж-данской защигы осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно но месту работы.

Статья 19. Пропаганда знаний в области гражданской зашиты

Пропаганда знаний в области гражданской защиты обеспечивается органами управления, специа!ьно уполномоченными на решение задач в области гражданской зашиты, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области зашиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями

Для пропаганды знаний а области гражданской защиты используются средства массовой информации.

ГЛАВА V. Руководство гражданской заишгой Статья 20. Руководство гражданской защитой

1. Руководство гражданской защитой в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации по должности является начальником гражданской защиты Российской Федерации.

2. Руководство гражданской защитой в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками фажданской защиты указанных органов и организаций.

3. Руководство фажданской защитой на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы ор! анов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками фажданской защиты.

4. Начальники гражданской защиты несут персональную ответственность за функционирование подсистем и звеньев Российской системы фажданской защиты, организацию и проведение мероприятий по фажданской защите в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

5. Начальники фажданской защиты в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

вводить в действие соответствующие планы фажданской зашиты;

принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

издавать приказы но вопросам фажданской защиты.

Статья 21. Подготовка и аттестация начальников гражданской защиты, руководителей органов управления гражданской защиты

1. Подготовка начальников гражданской защиты и руководителей органов управления фажданской защиты проводится в целях обеспечения их готовности к выполнению возложенных на них обязанностей и предполагает приобретение ими знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, овладение навыками управления гражданской защитой и совершенствование этих навыков.

2. Начальники гражданской защиты, руководители органов управления фажланской защиты проходят подготовку':

при назначении впервые на должности руководителей органов управления фажданской защиты;

в соответствии с планами переподготовки и повышения квалификации.

3. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации начальников фажданской защиты и руководителей органов управления фажданской защиты осуществляется федеральным органом управления фажданской защиты.

4. Аттестация начальников фажданской защиты и руководителей органов управления фажданской защиты проводится с целью контроля готовности указанных лиц к исполнению своих обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предполагает проверку знания ими своих полномочий, задач, возлагаемых на руководимые ими органы, порядка их выполнения, а также готовности к принятию наиболее эффективных решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и умение орг анизовать выполнение этих решений.

5. Аттестация начальников фажданской защиты проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок аттестации руководителей органов управления фажданской защиты определяется федеральным органом управления фажданской защиты.

Статья 22, Органы, осуществляющие управление гражданской защитой

1. Органами, осуществляющими управление фажданской зашитой, являются:

федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в обласги фажданской защиты - федеральный орган управления фажданской зашиты;

региональные органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области фажданской защиты - региональные ор-1аны управления фажданской защиты, подведомственные федеральному органу управления фажданской защиты;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области фажданской зашиты - ведомственные органы управления гражданской защиты;

структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты - органы управления гражданской зашиты организаций.

2. По согласованию между федеральным органом управления гражданской защиты и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются территориальные органы управления гражданской защиты.

Статья 23. Федеральный орган управления гражданской защиты

В целях осуществления государственной политики в области гражданской защиты Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в обласги фажданской зашиты - федеральный орган управления фажданской защиты, и возлагают на пег о осуществление соответствующего нормативного регулирования, специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области фажданской защиты, а также непосредственное руководство функционированием Российской системы фажданской зашиты

Полномочия федерального органа управления фажданской защиты определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Региональные органы управления гражданской защиты

Региональные органы управления фажданской защиты являются территориальными органами федерального органа управления фажданской защиты и создаются для координации деятельности и организации взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в регион, в области гражданской защиты и контроля за ее состоянием в них. Количество регионов и состав субъектов Российской Федератхии, входящих в них, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Территориальные органы управления гражданской защиты

Территориальные органы управления фажданской защиты создаются в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления

Органы управления гражданской защиты субъектов Российской Федерации и территорий, отнесенных к группам по гражданской защите, комплектуются военнослужащими войск гражданской защиты, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководители указанных органов управления назначаются руководителем федерального органа управления гражданской защиты из числа военнослужащих войск гражданской защиты по согласованию с начальниками гражданской защиты субъектов Российской Федерации и территорий, отнесенных к группам по гражданской защите, в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Органы управления фажданской защиты муниципальных образований, не отнесенных к группам по фажданской защите, комплектуются гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из местных бюджетов.

Статья 26. Службы гражданской защиты

1. Д;1Я выполнения мероприятий по гражданской защите создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской защиты, а также службы гражданской защиты организаций

Порядок создания и деятельности служб гражданской защигы определяегся Правительством Российской Федерации

2. Решения о создании служб гражданской защиты принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской защиты.

ГЛАВА VI. Силы и средства гражданской защиты Статья 27. Силы гражданской защиты

1. Воинские формирования, специапьно предназначенные для решения задач в области гражданской защиты, организационно объединенные в войска фажданской защиты, аварийно-спасательные службы федерального органа управления гражданской защиты и

139

субъектов Российской Федерации, гражданские организации фажданской зашиты.

2 Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, выполняющие задачи в области фажданской защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ведомственные аварийно-спасательные службы и аварийноспасательные формирования, привлекаемые для решения задач в области фажданской защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Общественные объединения.

Статья 28. Срелства гражданской защиты

Средствами фажданской защиты являются техника, имущество и материалы, находящиеся на снабжении сил фажданской защиты или используемые ими при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, запасы средств индивидуальной защиты и другого имущества фажданской защиты, защитные сооружения.

Статья 29. Войска гражданской защиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Деятельность войск фажданской защиты осуществляется как в мирное так и военное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения, сохранность материальных и культурных ценностей и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В мирное время войска фажданской защиты осуществляют свою деятельность в сокращенном составе, обеспечивающем их развертывание при переходе на военное положение.

Задачи, структура и состав войск фажданской защиты, порядок их использования определяются Положением о войсках гражданской защиты, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

2. Деятельность войск фажданской защиты, комплектование их военнослужащими войск фажданской защиты и фажданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск фажданской защиты и членов их семей, а также финансирование деятельности войск фажданской защиты осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Военнослужащие войск гражданской защиты могут проходить службу в органах управления гражданской защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Военнослужащим войск гражданской защиты выдаются удостоверения личности установленного образца подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской защиты.

5. На вооружении войск фажданской защиты находятся специальная техника а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие

Статья 30. Аварийно-спасательные службы федерального органа управления гражданской защиты и субъектов Российской Федерации

1. Аварийно-спасательные службы федерального органа управления гражданской защиты и субъектов Российской Федерации создаются и осуществляют свою деятельность в мирное время. Они предназначены для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Численность, порядок создания и использования аварийноспасательной службы федерального органа управления гражданской защиты 01гределяются Правительством Российской Федерации. Финансирование этой службы осуществляется из федера!ьного бюджета.

3. Численность, порядок создания и использования аварийноспасательных служб субъектов Российской Федерации определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Их финансирование осуществляется за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

Статьи 31. Гражданские организации гражданской защиты

1. Гражданские организации гражданской защиты создаются в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской защиты определяются Правительством Российской Федерации.

2. Комплектование гражданских организаций гражданской защиты ^шчным составом, оснащение техникой и материальнотехническими средствами осуществляются соответствующими начальниками фажданской защиты и начальниками служб фажданской

защиты за счег организаций, на базе которых создаются эти формирования.

3. В гражданские организации гражданской защиты могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

В военное время в |ражданских организациях гражданской защиты осуществляется замена военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

4 Обеспечение гражданских организаций гражданской защиты в военное время автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой осуществляется за счег ресурсов организаций, на базе которых создаются эти формирования, не подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам и воинским формированиям по мобилизационным планам.

Статья 32. Привлечение Вооруженных Сил Российской

Федерации, других войск н воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мщуг привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

Статья 33. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средсгва органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Статья 34. Ведомственные аварийно-спасательные формирования

Ведомственные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на потенциально опасных объектах, осуществляют мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций на этих объектах, а также могут привлекаться по решению соответствующих территориальных начальников «ра-жданской защиты, по согласованию с ведомствами, к ликвидации чрезвычайных ситуаций на этих территориях.

Статья 35. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления гражданской защиты При этом на органы управления гражданской защиты возлаг ается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

ГЛАВА VII. Порядок финансовою н материального обеспечения мероприятий по гражданской защите Статья 36. Финансирование мероприятий по гражданской защите

Финансирование мероприятий по гражданской защите ежегодно планируется и осущест вляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Финансирование мероприятий по гражданской защите, включая подготовку и оснащение гражданских организаций фажданской защиты и обучение населения, а также использование каналов дальней связи для нужд гражданской защит ы, осуществляется соответственно

в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им бюджетных организациях - за счет средств федерального бюджета;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - за счет средств местных бюджетов;

в небюджетных организациях - за счет средств этих организаций.

Расходы, связанные с вводом к действие планов фажданской защиты, предусматриваю гея в сметах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Статья 37. Материальное обеспечение мероприятий по гражданской защите

Обеспечение потребностей гражданской защиты в специальном имуществе, оборонной технике, материалах и запасных частях для их ремонта осуществляется через федеральный орг ан управления гражданской защиты с оплатой получателем стоимости выделяемых ему7 материальных средств. Перечень специального имущества и оборонной техники, заказываемой и поставляемой через федеральный орган управления фажданской защиты, определяется Правительством Российской Федерации.

Остальные технические средства, необходимые для обеспечения защиты населения и территорий и оснащения фажданских организаций гражданской защиты, приобретаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями самостоятельно за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.

Статья 38. Создание и использование мобилизационного резерва специального имущества гражданской зашиты

Для обеспечения населения и сил фажданской защиты специ-алыгым имуществом создается мобилизационный резерв. Номенклатура, объемы и сроки накопления специального имущества фаждан-

ской защиты в мобилизационном резерве определяются начальниками гражданской защиты федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по согласованию с вышестоящими органами управления гражданской защиты.

Конгроль за накоплением и хранением в мобилизационном резерве специального имущества гражданской защиты осуществляется органами управления фажданской защиты

11раво на разбронирование и использование специального имущества из мобилизационного резерва имеют начальники фажданской защиты, распоряжениями которых созданы эти резервы,

ГЛАВА VIII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области гражданской защиты

Статья 39. Государственная экспертиза в области гражданской защиты

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений но объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законедательсгвом Российской Федерации.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Надзор и контроль в области гражданской защиты

Государственный надзор и контроль в обласги гражданской защиты проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Российскую систему фажданской защиты, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц. сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной обласги осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 41. Ответственность за нарушение

законодательства Российской Федерации в области гражданской зашиты

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области гражданской защиты, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситу аций, непринятии мер по защиге населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и других противоправных действиях должностные лица и фаждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, фажданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и фажданско-правовую ответственность а соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

ГЛАВА IX. Международные договоры Российской Федерации в области гражданской защиты

Статья 42. Международные договоры Российской Федерации

Сели международны ми договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области гражданской защиты, то применяются правила международных договоров Российской Федерации.

ГЛАВА X. Заключительные положения

Статья 43. Вступлепие настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Федеральные законы “О защиге населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера’ и “О фажданской обороне” прекращают свои действия со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акгы органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

3. Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Г осударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

строительства новых линий метрополитена): обеспечение сбора, обработки и передачи информации о фоновом состоянии окружающей среды и стихийных гидрометеорологических явлениях; отсутствие средств индивидуальной защиты ГО, персонала скорой помощи, не говоря уже о всём населении! Дефицит медицинских средств защиты и экстренной профилактики: сокращение нормативных параметров, а то и полное прекращение подачи энергоресурсов на предприятия, особенно ВПК и военно-стратегических сил. Многие из них, такие как «ТЭК», «Водоканал», «Ленэнерго» paбoтaют на износ - срок иx эксплуатации давно истек; проблема подачи тепла в условиях низких температур; обработка химически опасных грузов на железнодорожной станции Московская-Сортировочная; нарушение режима и социального обеспечения на радиационно опасных объектах; и, конечно же, состояние системы оповещения и связи, от которой, как показывает опыт ВОВ, очень многое зависит. Кстати, пока нет серьезных сдвигов и в строительстве локальных систем оповещения персонала и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов.

Перечень подобных проблем можно продолжить, и воспринимать их надо как реальную необходимость. Однако суть решения должна выходить на уровень государственной политики во всех основных направлениях. В чем их смысл ?

О современных проблемах ГО убедительно говорил Министр Шойгу С.К. в докладе на заседании Совета Безопасности РФ (октябрь 1999 г.). Он изложил новые подходы в организации и ведении гражданской обороны России в современных условиях:

широкое использование сил и средств ГО не только в военное, но и мирное время при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, разрушительные действия которых соизмеримы с применением современного оружия;

разделение ответственности за организацию и ведение ГО, за готовность населения, системы защиты и ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации;

изменившийся характер войн требует иного построения сил ГО с учётом прикрытия, прежде всего территорий, систем жизнеобеспечения, защиты населения, а не только объектов экономики, как это было ранее.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Н. Беляев. Местная ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., Воениздат, 1985.

2. А.Н. Беляев. Местная ПВО Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Изд. Лен. Университета, Л., 1975.

3. В.И. Демидов (состав). Блокада рассекреченная. Изд. «Бояныч», СПб, 1995.

4. О.М. Смирнова (состав). По сигналу воздушной тревоги., Лениздат., 1974.

5. Б.И. Кончаев, М.Е. Скрябин. В борьбе с огнем. Стройиздат (Лен. отделение). Л., 1984.

6. В.П. Шампур (составит.). Мы вышли из блокадных дней... Изд. ГосНИОРХ, СПб, 1993.

7. М.И. Медведев. По законам мужества. Лениздат, 1987.

8. А.Н. Ханукаев и С.П. Гладский (состав.) Ветераны Горного вспоминают. Санкт-Петербургский гос. Институт, 1995.

9. В.К. Бородин (состав.) Выстояли и победили. СПб, «Петрополис», 1993.

10. Н.Г. Кислицын. Ленинград не сдается. М., Прогресс. 1991.

11. Д.В. Павлов. Ленинград в блокаде. Лениздат, 1985.

12. Очерки истории Ленинграда. Т 5. Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. л., 1967.

13. Г.К. Колтуков, К.С. Оглоблин, А.И. Стилевский. От МПВО - к гражданской обороне. М., 1968.

14. С.П. Князев, М.П. Стрешинский, И.М. Франтишев, П.Р. Шевердалкин, Ю.Н. Яблочкин. На защите Невской твердыни. Л., 1965.

15. 900 героических дней. Сб. докум. и матер. о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. М - Л., 1966.

16. А.В. Карасев. Ленинградцы в годы блокады. 1941-1943. М., 1958 (1969 - изд.

3-е).

17. Т.А. Жданова. Крепость на Неве. Оборона Ленинграда в Великой Отечественной войне. М., 1959.

18. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. М., 1968.

19. Ю.П. Челышев. Щит безопасности Ленинграда - Петербурга., СПб, 1997.

20. В.А. Котляревский и др. Авария и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. М. Изд. АСВ, 1995.

21. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк). Под общей редакцией С.К. Шойгу - М., «УРСС», 1998.

22. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев, В.А. Владимиров. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.

23. А.В. Буров. Блокада. День за днем. Лениздат, 1979.

24. А. А. Крупица. Прорыв блокады Ленинграда (январь 1943 г.) СПб, «Инко»,

1994.

25. В.Г. Даев. С дистанции полувека. Фрагменты очерков блокадного периода. (Гос. Музей истории Санкт-Петербурга), СПб, 1992.

26. ЦГА. СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.