Научная статья на тему 'Федеральный центр переподготовки преподавателей социологии'

Федеральный центр переподготовки преподавателей социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

10 ноября 2003 года на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН (декан Н.С. Кирабаев) состоялось открытие Федерального центра переподготовки преподавателей социологии, созданного в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах «по совместному «Инновационному проекту развития образования «Национального фонда подготовки кадров, Министерства образования РФ, Института социологии РАН и Российского университета дружбы народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный центр переподготовки преподавателей социологии»

с

ч.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный центр переподготовки преподавателей социологии

10 ноября 2003 года на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН (декан - Н.С. Кирабаев) состоялось открытие Федерального центра переподготовки преподавателей социологии, созданного в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах » по совместному «Инновационному проекту развития образования» Национального фонда подготовки кадров, Министерства образования РФ, Института социологии РАН и Российского университета дружбы народов.

Работа центра началась сессией«Социо-логия образования» (10 ноября - 5 декабря); в течение 2003/2004 учебного года планируется провести еще три сессии по следующим направлениям:

• Этносоциология. Социология конфликтов (с 5 января по 2 февраля 2004 года);

• Методология и методы социологических исследований (с 4 по 30 апреля 2004 года);

• Теоретическая социология (с 3 по 30 июня 2004 года).

Программа каждой сессии рассчитана на один месяц и включает в себя следующие формы занятий:

• установочные лекции российских и зарубежных специалистов;

• семинары, на которых предполагается обсуждение методики преподавания новых курсов;

• мастер-классы ведущих социологов;

• индивидуальные консультации и индивидуальная работа слушателей;

• заключительный семинар-конференция с презентацией и защитой слушателями учебно-методических материалов, подготовленных во время сессии.

Во время обучения слушатели ознакомят-сясобразовательными стандартами в области социологии ведущих университетов мира. Занятия будут проводить сотрудники Института социологии РАН, Московской высшей школы социальных и гуманитарных наук, РУДН, других российских и зарубеж-

ных научных и учебных заведений, имеющие успешный и значительный опыт создания учебных программ, учебников, монографий и словарей по социологии. Для чтения лекций приглашены зарубежные специалисты ведущих образовательных центров из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады, Финляндии.

Сессия «Социология образования» прошла под руководством зам. директора Института социологии РАН, доктора социологических наук, профессора Д.Л. Кон-стантиновского. Давид Львович любезно согласился ответить на вопросы корреспондента.

- Институт повышения квалификации возрождается в новом качестве?

- Без ИПК не сделать нашу систему образования такой, какой мы хотим ее видеть - соответствующей требованиям времени, сохранившей лучшее из прошлых достижений и воспринявшей лучшее из мирового опыта. Действительно, необходимо не возрождение, а создание системы повышения квалификации нового типа. Наш коллектив проводил, в рамках программы Министерства образования, исследование, в котором мы брали интервью у руководителей ИПК, как бы они теперь ни назывались. Пришлось убедиться, что отдельные звенья функционируют, и весьма успешно, но системы как таковой нет. Надеюсь, что серьезный шаг сделан созданием Федерального центра пе-

реподготовки преподавателей социологии. Благодаря инициативе Национального фонда подготовки кадров, усилиям сотрудников Российского университета дружбы народов и нашего Института социологии он начал работать. И то, что первая сессия посвящена именно социологии образования, может быть хорошим символом перемен, которых мы заждались.

- Речь, по-видимому, должна идти о необходимости включения академических ресурсов в образовательные?

- Мы привыкли думать о переменах как о следствии реформ, каких-то решений, которые принимаются наверху. На самом деле многое в обществе совершается как бы само собой, то есть под влиянием объективных обстоятельств. Наука и образование -социальные институты с большой инерционностью, но и они подвержены переменам. При этом у них есть способность к самоорганизации, саморегулированию. О том, что следует соединить ресурсы науки и образования, что для этого надо предпринять организационные меры, говорится много и давно. А ведь и так «процесс пошел». Многие мои коллеги теперь преподают в вузах и, соответственно, трудятся одновременно и в Академии наук, и в образовательных учреждениях Министерства образования. В этом смысле граница между ведомствами рухнула еще в трудные 90-е годы. И образование, и наука подверглись тогда финансовым испытаниям (и не только они). Преподавание было и теперь остается большим подспорьем. Так мы, и я в том числе, втянулись в вузовскую работу. Остается надеяться, что студенты от этого только выиграли.

- Как работать практическому социологу в условиях мультипарадигмальнос-ти социологии образования?

- На мой взгляд, мультипарадигмаль-ность создает большие возможности для исследователя и не создает трудностей для практического социолога, занятого изучением реальных явлений и процессов. Главное ведь не в декларациях о приверженности к каким-то подходам, демонст-

рации их превосходства и критике иных. Может быть, я излишне «толерантен», но мне представляется, что для интерпретации есть пространство и для классических подходов (структурный функционализм по-прежнему многое дает социологии образования - с этим не поспоришь) - и для модерна, и для постмодерна. Разные подходы плодотворны и совмещаются, если мы идем от действительности, от социального факта, а не от искусственных схем. К анализу данных можно привлекать множество теоретических концепций, был бы толк. Этому посвящена замечательная статья В.А. Ядова «Стратегии эмпирического исследования в полипарадигмальном теоретическом пространстве», которая появится в №3 «Социологического журнала».

- Какова, на ваш взгляд, роль научной журналистики в нынешнем образовательном пространстве?

- Убежден в нужности того, что можно называть социологическим ликбезом. Необходимо распространение знаний о том, как функционирует общество, как оно действительно устроено и работает. Особенно актуально это для сферы образования, поскольку она затрагивает существование всех и каждого (но, конечно, не только она). Недавно мы закончили исследование (в рамках программ НФПК), какая информация о сфере образования нужна самым разным людям - от родителей школьников до работников Министерства и депутатов Думы. А кто и как донесет эту информацию до тех, кому она необходима, кто даст обществу верную, разностороннюю интерпретацию данных? Зачастую публикуемая «информация» - так называемое «освещение» - света на самом деле не добавляет, напротив, противоречивые трактовки озвучивателями позиций различных партий, групп, тиражирование мнений средствами массовой информации, также выражающими чьи-то интересы, - способны запутать любого, самого здравомыслящего человека. Личный мой опыт серии интервью газете «Известия» о

ситуации в образовании показал, что задача эта очень трудная. Но решаемая. Так что социологам надо выходить за рамки и ака-

демии, и вузов - этого требует специфика нашей профессии - на страницы научной периодической печати.

Г

' V

15 ноября, РУДН: «Не все вопросы заслуживают быть заданными, иначе говоря, нужно уметь формулировать вопросы» - с такого методологически грамотного введения начал свою встречу с представителями социологического сообщества -слушателями курсов ФЦППС министр образования ФилипповВ.М. Действительно, вопросы интервьюера не невинны. Кпримеру, если Вы хотите выявить мнение респондентов о профессиональном обучении в старших классах школы и ЕГЭ, не спрашивайте о «профильной школе» и «тестах» - не вводите в соблазн конструирования виртуальной реальности. В своем выступлении, длившемся более часа, министр неоднократно возвращался к этой мысли, на конкретных примерах показывая мифологичность и стереотипность многих бытующих в общественном сознании представлений о сути инноваций в образовательной сфере - как стихийно сложившихся, так и формируемых некоторыми СМИ. Владимир Михайлович призвал «специалистов по социальным категориям» к точности: «Исключительно важно понимание самими социологами задач модернизации в плане постановки исследовательских вопросов», - подчеркнул министр.

В программу курса«Социология обра- • Система образования как соци-

зования и развитие общества» включены альный институт и социальная организация

лекции по следующим темам: (Константиновский Д.Л., ИС РАН);

• Функциональный анализ института • Образование какфактор социальной образования (Константиновский Д.Л., ИС мобильности, дифференциации и интеграции

РАН); общества (Константиновский Д.Л., ИС РАН);

• Классические социологические теории и современная социология образования (Ари Антикайнен, Университет Джонсуу, Финляндия);

• Социология непрерывного образования (Ари Антикайнен, Университет Джон-суу, Финляндия);

• Образование, социальная дифференциация и социальное неравенство (Ари Антикайнен, Университет Джонсуу, Финляндия);

Профессор А. Антикайнен ответил на наши вопросы:

- Вы приехали читать лекции для преподавателей российских вузов. Есть ли подобная система переподготовки преподавателей в Вашей стране?

- Нет, в Финляндии нет подобной системы. У нас существуют различные формы соответствующей текущей подготовки по индивидуальному выбору, чаще всего оплачиваемые работодателем или университетскими кафедрами. Для участия в конференциях национального уровня или разного рода семинарах часто приглашаются зарубежные докладчики.

- Россия подписала соглашение о вступлении в Болонский клуб. Как Вы относитесь к этому процессу? Что происходит в Финляндии, насколько проблемы интеграции Вашей страны сходны с российскими?

- Меня лично несколько смущает подписание Болонского соглашения. В соответствии с принципами Европейского союза предполагается, что образование является вопросомгосударственным, сферой национальных интересов. Однако в настоящее время университеты по всей Европе реформируют свои дипломы и степени в соответствии с Болонским соглашением. Этот процесс идет и в Финляндии, и новая система степеней вступит в действие в 2005 году. Я думаю, позитивной стороной реформы можно считать улучшение возможностей обмена студентами и преподавателями.

- Существует ли, на Ваш взгляд, про-

тиворечие личностного непрерывного образования (lifelong learning) и институциональных форм?

- Тот факт, что образовательная политика все в большей степени базируется на принципе непрерывного обучения, означает, по-видимому, что обучение в течение всей жизни приобретает нормативную силу и влияние на отдельную личность. Обучение должно быть также и многосторонним: кроме формального (институционального) образования должны быть доступны раз-личногорода неформальные или свободные формы обучения. Как заметил Питер Ал-хейт, «процессы обучения могут принимать самые разнообразные формы между образовательной структурой и субъективно-личностными методами обучения, но понять, как они взаимодействуют, можно только учитывая значимость обоих полюсов -структурно-институциональных рамок, обусловливающих наше социальное бытие, и спонтанных выборов, которые мы принимаем в отношении самих себя». В непрерывном образовании можно выделить две траектории - работа(профессиональная деятельность) и семья.

На практике ключевые позиции в этом процессе занимает обучение на рабочих местах и особенно обучение руководящих работников. В настоящее время наблюдается существенное различие между работающими и неработающими, а также между людьми, имеющими высокий социально-экономический статус, и людьми с низким социально-экономическим статусом.

Из лекции: «значение образования и обучения в последнее время существенно изменилось. В индивидуализированном обществе общественные отношения и связи являются важнейшими условиями обучения. «Обучающееся общество» заслуживает изучения и обсуждения, но нужно также помнить о том, что оно является лишь частью той социальной реальности, которую в широком смысле можно охарактеризовать как глобальный капитализм».

- Как работать практическому социологу в условиях мультипарадигмальнос-ти социологии образования?

- Материалы по преподаванию и обучению также должны быть многоаспектными. Я, однако, склоняюсь к мнению, что мультипарадигмальность современной социологии, возможно, несколько преувеличивается. Во всяком случае, есть многообещающие попытки ее теоретического синтеза, например теория структурирования Энтони Гидденса или теория полей Пьера Бур-дье. Попытки синтеза такого рода нужно принимать во внимание и приветствовать.

- Какова роль научной журналистики в современном образовательном пространстве?

- Я думаю, основные задачи и функции научных журналов не претерпели существенных изменений. Основная их задача - публиковать новые оригинальные научные статьи и материалы, предоставлять полосы для открытых научных дискуссий, обзоров и рецензий. Что изменилось - так это новые технические возможности для создания журналов и успешной издательской деятельности. Поэтому сегодня выпускается значительно больше журналов, чем в предыдущие десятилетия, а вместо небольших, но мощных издательских центров действуют разного рода редакционные группы.

Профессор Томас Попкевиц, Университет Висконсин-Мэдисон, США, прочитал лекции на темы:

• «Социологическая теория: интерпретация культуры и знания как социологического факта»;

• «Политика реформ в образовании: сравнительное исследование;

• «Методология в науках об образовании».

Из лекции: «Власть над социальными символами является частью борьбы за со-

здание мира. Образовательное научное исследование и исследователи являются частью политиче-ской практики. Те, кто обладают правом говорить, и то, что имеет авторитет как текст, являются важными элементами в организации и реорганизации общества».

Прочитаны также лекции «Школа и подросток в социологических исследованиях (Собкин В.С., Российская академия образования), «Сравнительный анализ систем образования» (Т. Шанин, Манчестерский университет, Великобритания) и др.

Мастер-классы: «Исследования сферы образования» (А.Г. Левинсон, Всероссийский центр изучения общественного мнения); «Становление негосударственного сектора образования в России» (А.А. Овсянников, Международный университет), «Модернизация и образование» (А.Ю. Согомонов, ИС РАН), «Статистика и мониторинг в образовании» (М.Л. Агранович, «Информика» МО РФ), «Парадигмальный анализ в социологии образования» (Я.В. Нечаев, МГУ).

В течение каждой сессии планируется провести переподготовку не менее 50 преподавателей. Слушатели обеспечиваются пакетом учебно-методических материалов - как на электронных носителях, так и в форме печатных изданий, которые можно использовать в практической работе. По окончании обучения выдается сертификат государственного образца.

Преподаватели, участвующие в сессии, проходят конкурсный отбор.

Условия поступления, сроки обучения и формы заявок размещены на сайте Центра: www.fcpps.narod.ru.

Заполненные формы можно высылать по электронной почте: [email protected] или по факсу: (095) 433-20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.