Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС: ВОЗМОЖНА ЛИ ГАРМОНИЯ ИНТЕРЕСОВ?'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС: ВОЗМОЖНА ЛИ ГАРМОНИЯ ИНТЕРЕСОВ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торговля / обеспеченность торговыми площадями / товарооборот / торговый капитал / розничные торговые сети / конкуренция / форматы торговли / trade / provision of retail space / turnover / trade capital / retail trade networks / competition / trade formats

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Выбор темы исследования обусловлен тем, что приход ПАО «Магнит» выступает весьма значимым явлением в экономической жизни республики и затрагивает интересы подавляющей части дагестанцев. В статье предпринята попытка проанализировать возможные последствия вхождения федерального ритейла на дагестанский рынок и сформулировать комплекс предложений и рекомендаций по сбалансированному учету экономических интересов производителей, потребителей и участников торгово-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL RETAIL AND REGIONAL BUSINESS: IS HARMONY OF INTERESTS POSSIBLE?

The choice of the research topic is due to the fact that the arrival of PJSC "Magnit" is a very significant phenomenon in the economic life of the republic and affects the interests of the overwhelming majority of Dagestanis. The article attempts to analyze the possible consequences of the entry of federal retail into the Dagestan market and formulate a set of proposals and recommendations for a balanced consideration of the economic interests of producers, consumers and participants in trade and economic relations.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС: ВОЗМОЖНА ЛИ ГАРМОНИЯ ИНТЕРЕСОВ?»

УДК 339.13 ББК 65.42

DOI 10.24412/2412-2025-2021-3-3-12

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры экономической безопасности, налогообложения и бизнес-информатики, Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - PhD in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor, Department of Economic Security, Taxation and Business Informatics, Dagestan State Technical University

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС: ВОЗМОЖНА ЛИ ГАРМОНИЯ ИНТЕРЕСОВ?

FEDERAL RETAIL AND REGIONAL BUSINESS: IS HARMONY OF INTERESTS POSSIBLE?

Выбор темы исследования обусловлен тем, что приход ПАО «Магнит» выступает весьма значимым явлением в экономической жизни республики и затрагивает интересы подавляющей части дагестанцев. В статье предпринята попытка проанализировать возможные последствия вхождения федерального ритейла на дагестанский рынок и сформулировать комплекс предложений и рекомендаций по сбалансированному учету экономических интересов производителей, потребителей и участников торгово-экономических отношений.

Ключевые слова: торговля, обеспеченность торговыми площадями, товарооборот, торговый капитал, розничные торговые сети, конкуренция, форматы торговли.

The choice of the research topic is due to the fact that the arrival of PJSC "Magnit" is a very significant phenomenon in the economic life of the republic and affects the interests of the overwhelming majority of Dagestanis. The article attempts to analyze the possible consequences of the entry of federal retail into the Dagestan market and formulate a set of proposals and recommendations for a balanced consideration of the economic interests of producers, consumers and participants in trade and economic relations.

Keywords: trade, provision of retail space, turnover, trade capital, retail trade networks, competition, trade formats.

Введение. Весной текущего года в экономической жизни республики произошло важное событие, в ходе которого состоялось подписание соответствующего Соглашения между Правительством Дагестана и ПАО «Магнит». Было заявлено, что ожидаемый объем инвестиций в развитие сети в Дагестане составит более 2 млрд. руб., будут созданы более 2 тыс. рабочих мест. Компания намерена запустить около 120 магазинов

«У дома» и еще 60 - в формате «Магнит Косметик». «Магнит» обнадежил дагестанцев тем, что, обещает не только поставлять в Дагестан товары народного потребления, но и гарантирует прием в оборот продукцию местных производителей.

Присутствовавший на подписании Соглашения генеральный директор сети магазинов «Магнит» Ян Дюннинг заявил, что до прихода в регион их компания анализировала доходы населения, в соответствии с этим и будут регулироваться цены.

Цель исследования - просчитать возможные последствия вхождения федерального ритейла (ПАО «Магнит») в регион (Республика Дагестан) и выработка рекомендаций для гармонизации интересов с региональным бизнесом.

Методика исследования.

1. Общая характеристика некоторых экономических показателей республики;

2. Обеспеченность республики и городов Дагестана торговыми площадями в соответствии с нормативами, утвержденными Постановлением Правительства РД от 23 мая 2007 г. №138 «Вопросы организации розничных рынков на территории РД» (с изм. от 27 марта 2020 г.);

3.Характеристика ПАО «Магнит», структуры капитала, финансовых показателей и его планов в республике;

4. Использование методов исследования, формирование промежуточных выводов и общий вывод;

5. Рекомендации для местного бизнеса;

6. Рекомендации для властей;

7. Заключение (дискуссионные вопросы).

Предложенная методика исследования позволит вскрыть и устранить противоречия между имеющимися знаниями о функционировании сферы торговли и знаниями, необходимыми для практического решения востребованной дагестанским обществом задачи прогнозирования последствий вхождения федерального ритейла в республику.

Методы исследования. В ходе исследования нами применялись методы исследования, такие как: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, аксиоматический метод.

Ход исследования. Так как ПАО «Магнит» входит на рынок розничного товарооборота республики, рассмотрим некоторые макроэкономические показатели, характеризующие эту сферу. Итак, по данным Дагстат, в структуре ВРП республики сфера торговли занимает около 23 % (2019 г.). В ней занято 15 283 чел. (2020 г.). Общий объем оборота розничной торговли в 2020 году составил 587 964,2 млн. руб. или 94,4% к 2019 году. То есть, упал на 5,6% вследствие фактора падения доходов населения.

По тем же данным Дагстат экономические показатели РД за период январь - июль 2021 г. имеют тенденцию роста. Так, индекс промышленного производства увеличился на 108,4%, объем производства с/х продукции и объем работ в строительстве увеличились незначительно - в среднем 100,2%.

При этом наблюдается стабильный рост оборотов розничной торговли (110,3%) и платных услуг населению (129,9%).

В структуре оборота розничной торговли наибольший прирост обеспечен за счет непродтоваров - 119,8% с долей в общем обороте -43,2%, а продтовары - 103,8% с долей 56,8%. То есть наибольший прирост товарооборота обеспечен за счет реализации непродовольственных товаров.

За анализируемый период (январь-июль) индекс потребительских цен составил 102,6%, при этом цены изменялись разнонаправленно. Так, наблюдался рост цен на услуги (102,3%) на фоне снижения цен на прод-и непродтовары.

Из представленного экспресс-анализа можно сделать вывод о том, что сфера торговли и услуг в республике динамично развивается, потребление в республике растет. Касательно сферы торговли отметим, что опережающими темпами растет потребление непродтоваров по сравнению с продтоварами на фоне совокупного снижения цен на товары этих групп, что объясняется сезонным характером реализуемого ассортимента товаров.

Ниже представлены (см. табл. 1) сведения об обеспеченности населения Дагестана торговыми площадями, нормативы которых утверждены Постановлением Правительства РД от 23 мая 2007 г. №138 (с изм. от 27 марта 2020 г.).

Таблица 1

Фактическая обеспеченность населения Республики Дагестан

площадью стационарных торговых объектов /на 01.01. 2020 г./

Норматив минимальной обеспеченности населения (кв. м на 1000 чел.) Фактическая обеспеченность населения (кв. м на 1000 чел.) Выполнение норматива (%)

Суммарный норматив Прод. товары Непрод. товары Суммар ный показатель Прод. товары Непрод товары Суммарный показатель Прод. товары Непрод. товары

438,7 154,4 284,3 430,9 168,8 262,1 98,2 109,3 92,2

Источник: Минпромторг РД

Как видно из данных таблицы 1, республика в целом обеспечена площадями торговых объектов как прод-, так и непродтоваров. При этом обеспеченность площадями для продтоваров составила 109,3%, а непродтоваров - 92,2%.

Стационарными торговыми объектами обеспечены все исследованные города, за исключением г. Дербент. При этом во всех городах перевыполнен норматив по продтоварам. Недовыполнение по непродтоварам наблюдается в г. Дербенте, что вызывает сомнения в достоверности учета объектов в этом городе (см. табл. 2).

Так как торговля осуществляется и на розничных рынках, применяется и показатель обеспеченности торговыми местами на розничных рынках. По этому показателю норматив минимальной обеспеченности населения РД площадью торговых мест (торговых мест на розничных рынках на 1000 чел.) составляет 3, при фактическом значении 3,92. То есть превышение норматива по этому показателю составило 130,6%.

Для полноценной характеристики обеспеченности населения торговыми площадями используется и показатель обеспеченности площа-

дями торговых объектов местного значения1. Из 10 городов республики только в г. Буйнакске обеспеченность составила 26,1%, ситуация в которой с высокой долей вероятности схожа с г. Дербентом. А в остальных городах норматив превышен от 109,0% (г. Хасавюрт) до 8,9 раза (г. Дагестанские Огни).

Таблица 2

Городские округа Республики Дагестан, в которых достигнут норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных

торговых объектов (на 01.01. 2020 г.)

Городские округа Республики Дагестан Уровень выполнения норматива (%) Продовольственные товары Непродовольственные товары

г. Махачкала 114,4 112,5 115,5

г. Буйнакск 107,4 120,0 100,5

г. Дагестанские Огни 182,5 285,1 126,8

г. Дербент 86,1 114,5 70,6

г. Каспийск 108,6 113,4 106,0

г. Хасавюрт 116,7 117,4 116,3

г. Южно - Сух-окумск 102,3 104,5 101,2

Источник: Минпромторг РД

После оценки обеспеченности площадями торговых объектов населения республики, перейдем к характеристике ритейла «Магнит», который, как мы уже отмечали выше, в марте 2020 г. заявил о планах войти в республику. Основатель и учредитель «Магнита» С. Галицкий в феврале 2018 года продал ВТБ 29% принадлежащих ему акций за 138 млрд. руб. В настоящее время структура акционерного капитала ПАО «Магнит» представлена следующими акционерами2.

Таблица 3

Структура акционерного капитала ПАО «Магнит» (на 01.11.2021 г.)

Акционеры Доля в ритейле ПАО «Магнит»

ВТБ 17,3%

Marathon Group 16,7%

Гордейчук В.Е. 1,1%

Топ-менеджмент 0,2%

Lavreno Limited 0,2%

Другие акционеры 1,5%

Free float 63,0%

Источник: Смартлаб, Мосбиржа

ПАО «Магнит» - крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ритейлер в России. Компания - один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.

1 Под торговыми объектами местного значения понимаются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента с площадью торгового объекта до 300 кв. м включительно, кроме магазинов и торговых павильонов, размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах).

2 Банк ВТБ объявил о выходе из состава акционеров ПАО «Магнит» 18 ноября 2021 г. Основным покупателем выступила инвестиционная Marathon Group. Источник: https://www.rbc.ru/business/18/11/2021/619676789a7947d5d36071ce.

У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью свыше 1,7 млн. кв.м. и практически 4,4 тысячи грузовиков.

ПАО «Магнит» называет себя единственным продуктовым ри-тейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.

Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками -например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.

Магазины ПАО «Магнит» работают в 8 форматах. Это:

• «У дома» - магазины шаговой доступности с ассортиментом примерно в 6,5 тысячи товарных позиций. Это самый многочисленный формат в сети;

• «Семейный» - супермаркеты значительно большей площади с ассортиментом почти в 14 тысяч товарных позиций;

• «Экстра» - суперсторы, фактически это переделанные гипер-маркеты, в которых ассортимент превышает 25,5 тысячи товарных позиций;

• «Косметик» - дрогери, то есть магазины с непродовольственными товарами, такими как косметика, средства гигиены, товары для дома. Ассортимент - около 10 тысяч товарных позиций;

• «Аптека» - магазины с лекарственными и нелекарственными товарами с примерно 4,8 тысячи товарных позиций.

• «Моя цена» - дискаунтеры с небольшим ассортиментом примерно в 1750 товарных позиций;

• «Сити» - магазины с зоной кафе и ассортиментом из 3 200 товарных позиций, в основном состоящих из еды на вынос. Эти магазины предназначены для крупных городов;

• ОО - старый добрый формат киоска с 300 товарными позициями.

Главная цель, как заявлено в стратегии развития ПАО «Магнит» - укрепление лидерства в сегменте с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. Летом компания заключила одну из крупнейших сделок на рынке ритейла - купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысяч магазинов и 5 Распределительных центров за 97 млрд. рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе не только в стратегически важных столичных регионах, но и в субъектах РФ.

Таким образом, к концу 1 полугодия 2021 года количество магазинов достигло 22 344, а торговая площадь - 7,75 млн. кв. м.

Как мы уже отмечали, ПАО «Магнит» имеет и собственное производство. Через свою сеть реализуется 13% макарон, 22% томатов и столько же огурцов, кексов - 51%, рулетов - 74%, грибов - 85%, сухофруктов - 88%.

Компания показывает стабильную устойчивость: валовая выручка и прибыль растут, причем чистая прибыль растет опережающими

темпами по сравнению с выручкой (см. табл. 4).

Таблица 4

Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам, /млрд. рублей/

Годы Выручка Чистая прибыль Чистый долг

2017 1143 35,5 108,1

2018 1237 33,6 137,8

2019 1369 17,1 175,3

2020 1554 33,0 121,4

Источник: Официальный сайт компании https://www.magnit.com/. Раздел: финансовые результаты компании

Как мы отмечали выше, с поддержки руководства республики ПАО «Магнит» планирует открытие 180 магазинов в течение 5 лет:

- 120 магазинов формата «У дома»;

- 60 магазинов формата «Косметик».

При этом, как заявлено, планируется открытие торговых объектов в 5 городах: Махачкале, Каспийске, Избербаше, Дербенте и Дагестанских Огнях.

Рассмотрим обеспеченность населения указанных городов торговыми площадями (см. табл. 5).

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспеченность городов РД торговыми площадями, в которых запланировано открытие магазинов ПАО «Магнит» формата «У дома»

и «Косметик»

Города, в которых планируется открытие магазинов Обеспеченность торговыми площадями торговых объектов /на 01.01.2020 г./ Фактически открыты ма-

Стационарные, (кв.м на 1000 человек) Торговые объекты местного значения, ед. газины формата (на 01.11.2021 г.)

«У дома» «Кос-

Норм Факт в % Норм Факт в % ме-

тик»

Махачкала 717,5 820,8 114,4 1767 2928 165,7 3 1

Каспийск 563,6 612,1 108,6 365 546 149,6 1 1

Избербаш 520,0 н/д - 161 314 195,0 - -

Дагестанские Огни 347,9 634,9 182,5 87 776 8,9 раза - -

Дербент 513,0 595,9 116,2 341 691 2 раза - -

Источник: Составлена автором на основе данных Минпромторга РД и 2ГИС

Как видно из таблицы 5, во всех городах, где планируется открытие магазинов соответствующего формата, наблюдается переизбыток торговых площадей. Причем фактическая обеспеченность превышает установленный норматив от 1,5 раза (Каспийск) до 9 раз (г. ДагОгни). Это однозначно приведет к обострению конкуренции и устранению слабых игроков с рынка.

Приход ПАО «Магнит» на дагестанский рынок связан как с позитивными, так и негативными факторами.

Позитивные факторы:

• Повышение стандартов социальной жизни;

• Повышение конкуренции, мотивация местного бизнеса к изменениям;

• Укрепление социальной стабильности за счет снижения цен и

скидок;

• Рост занятости, развитие сопутствующих бизнесов;

• Возможность расширения рынков сбыта.

Негативные факторы:

• Закрытие местных магазинов;

• Вытеснение местных товаров продукцией из других регионов;

• Снижение качества продукции;

• Последующий монопольный рост цен;

• Сокращение рабочих мест.

Результаты исследования.

1. Результаты анализа показали, что Республика Дагестан в целом достаточно обеспечена торговыми площадями, как стационарными, так и торговыми местами на розничных рынках и площадями торговых объектов местного значения. Приход федерального ритейла в регион будет способствовать концентрации торгового капитала, повышению качества обслуживания и росту объемов товарооборота. Вместе с тем, это может создать дисбаланс интересов различных участников рынка.

2. Первоначальный эффект низких цен и упущенную выгоду ри-тейл в последующем начнет возвращать путем постепенного повышения цен (что мы и наблюдаем) за счет монопольного положения. Существующие мелкие, разрозненные розничные сети не в состоянии оказывать конкуренцию и ценовой монополизм будет доминирующим. Более того, обвинять ритейл в монополии у властей республики не будет оснований, так как объемы торговли ритейла по сегментам рынка товаров не будет превышать 25% в соответствии с требованиями законодательства России. При этом, помимо заявленных пяти городов, маловероятно развитие сети по остальной территории Дагестана, включая горные, несмотря на предварительное заявление руководства сети ПАО «Магнит».

3. Доминирование в сфере торговли и монопольный диктат цен в последующем перекинется и на местных товаропроизводителей, которых ритейл, в силу монопольного положения, будет вынуждать продавать свою продукцию по максимально низкой цене и вся прибыль будет сконцентрирована в их руках. Такая политика приведет к разорению местных производителей и сети мелкооптовой и розничной торговли с потерей ими рабочих мест. Примеры ценового диктата «Ашан», «Лента», да и того же «Магнита» в Москве и Санкт-Петербурге с поставщиками сезонной сельхозпродукции из других регионов России и стран ближнего зарубежья наглядно это подтверждают.

4. Что касается фискальных эффектов и бюджетных доходов, то Дагестану «достанется» налог на прибыль организаций (в составе КГН, исходя из доли работников и стоимости основных средств) и НДФЛ. Налог на имущество организаций не претерпит изменений, так как он уплачивался и ранее. Транспортный налог, по понятным основаниям, в Дагестане платиться не будет. Транспорт будет приезжать из других регионов, и привозить продукты с Распределительного центра.

Вместе с тем, ограничение доли федеральных сетей или сетей из других регионов, как реальный инструмент поддержки местного бизнеса

не сработает. В этих условиях действия властей должны зависеть от конкретной ситуации. Возможные для применения барьеры неэффективны, потому что могут привести к снижению конкуренции, усилению коррупции, снижению уровня и качества жизни и иных социальных показателей. Дагестанский бизнес, который не сменил тактику и стратегию развития, постепенно потеряет свои позиции.

При грамотной поддержке властей приход федеральной сети может способствовать не упадку, а развитию, как сферы торговли, так и сельского хозяйства в республике. Сумеют ли власти республики обеспечить баланс интересов федерального ритейла, регионального бизнеса и местных производителей, покажет время. Но хотелось бы, чтобы приоритет был отдан обеспечению занятости населения, особенно в сельской местности. Фискальные и бюджетные интересы должны уступить фактору занятости, ведь налоги, как известно, производная от экономической деятельности.

Что необходимо сделать, или какие можно сформулировать рекомендации?

1. Местный ритейл необходимо ориентировать на поиск и развитие новых маркетинговых направлений: предоставление внутри магазинов площадей, на которых производители смогут торговать своей продукцией напрямую, улучшение ассортимента и качества услуг, развитие направления торговли экопродуктами. В качестве возможных ниш будут крафтовые (авторский, индивидуальный подход) форматы, кулинария, большая фокусировка на местных брендах.

2. Повысить привлекательность и конкурентоспособность местного ритейла можно за счет сотрудничества с фермерами, расширения ассортимента и повышения качества услуг. В каждом районе есть сильные производители, которые достаточно быстрыми темпами идут в города и поселки. Качество их продукции вполне удовлетворяет местное население. Единственным каналом федеральные сети не станут.

3. Региональные и местные власти республики могут использовать бюджетные деньги для финансирования собственных сельскохозяйственных производителей в рамках частно-государственного партнерства. Например, создать специальные продовольственные карты, благодаря которым обеспечат минимальную потребительскую корзину за счет закупки сетями товаров местных производителей. Подобный опыт реализуется в США и приносит хорошие результаты. Для дотационного региона построение подобной системы партнерства с сетями может оказаться весьма положительным.

Исходя из сложившейся за короткий период практики деятельности структур ПАО «Магнит», на повестке дня обозначаются вопросы: приведет ли его приход в республику к росту занятости населения, снижению цен и оживлению конкуренции? Активизируется ли местное производство и появится ли возможность продвигать их продукцию на российские рынки? Отразится ли это на доходах бюджета и уровне жизни населения? Вопросы остаются открытыми и ответы не столь однозначны!

Полученные выводы могут использоваться в процессе государственного управления торговлей и региональным развитием, а также в

деятельности торговых сетей при разработке стратегий региональной экспансии.

Заключение. Полагаем, что глобальные тренды в ритейле в ближайшей перспективе будут связаны с ростом доли интернет-торговли, заметным ростом доли сетевых магазинов, а также улучшением качества продукции. В этой связи, все более актуальными станут стратегии, связанные с развитием долгосрочных партнерских связей между региональным бизнесом и федеральными сетями, региональные программы поддержки местных производителей, поиска и освоения нишевых форматов, ставка на качество продукции и обслуживания.

Дискуссионные вопросы. Перспективным направлением дальнейших научных исследований в рамках рассматриваемой темы является количественная оценка влияния сетевой торговли на различные социально-экономические показатели регионов, в том числе на уровень и изменение потребительских цен. Другой актуальной задачей является комплексная оценка привлекательности регионов для сетевой торговли с учетом доходов населения, инфраструктуры и прочих факторов.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 381-Ф3 от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/.

2. Постановление Правительства РД от 23 мая 2007 г. №138 «Вопросы организации розничных рынков на территории РД» (с изм. от 27.03. 2020 г.).

3. Алексина, С.Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в условиях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство. - 2018. - №3. - С. 709-724.

4. Баранов, К.В., Сафронов, С.Г. Развитие территориальной структуры крупносетевой торговли продовольственными товарами в России // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2019. - №4. -С.100-109.

5. Белова, Л.А., Верона, Л.И. Современные тренды российской розничной торговли// Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №1. -С. 42-46. doi: 10.24412/2309-4788-2021-10829

6. Васильчук, Е.С., Рухманова, Н.А., Михеева, А.В. Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №1 (27). - С.32-39.

7. Красильникова, Е.А., Никишин, А.Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы // Российское предпринимательство. - 2018. - №3. - С. 763-774.

8. Мунши, А.Ю., Александрова, Л.Ю., Мунши, А.Ш. Оценка состояния и тренды развития розничной торговли России // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - №2. - С. 78-84.

9. Решетняк, Е.К. Крупнейшие сетевые ритейлеры: вчера, сегодня, завтра// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №. 3. - С. 102-104.

10.Федотов, А.Н. Особенности организации маркетинга сетевого продуктового ритейла в условиях новых торговых форматов / А.Н. Федотов.

- doi: 10.17150/2411- 6262.2021.12(1).10 // Baikal Research Journal. - 2021.

- Т. 12. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.