Научная статья на тему 'Федеральный бюджет на 2010 год — зеркало кризиса'

Федеральный бюджет на 2010 год — зеркало кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2010 ГОД ЗЕРКАЛО КРИЗИСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный бюджет на 2010 год — зеркало кризиса»

Консультант: Ш.Н. Кадыров

ШЕДЕРАЛЬНЫИ БЮДЖЕТ НА 201 О ГОД ЗЕРКАЛО КРИЗИСА

КОНСУЛЬТАНТ: д.э.н. Ш.Н. КАДЫРОВ

Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 года № Э08-ФЗ установил не только финансовые показатели бюджета, но и определил порядок решения целого ряда важнейших вопросов, в частности, регулирующих деятельность бюджетных учреждений здравоохранения федерального подчинения.

Так же, как и в прошлом году, бюджет утверждается на три года (на очередной финансовый 2010 год и на планируемый период 2011 и 2012 годы).

Анализ федерального бюджета представляет интерес, и с точки зрения прогноза основных параметров, свидетельствующих о степени ожидания выхода из финансового кризиса.

Рассмотрим некоторые положения Закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон) более подробно (таблица 1).

Как видим, первоначальный вариант бюджета на 2009 г. практически по всем параметрам был лучше как первоначального, так и уточненного бюджета на 2008 г. (ухудшение имелось только в сравнении с первоначальным уровнем инфляции и чуть уменьшился профицит в сравнении с первоначальным).

Уточненный бюджет на 2009 г. резко провалился по показателю валового внутреннего

продукта и доходов бюджета. Расходы же, напротив, даже выросли, в том числе за счет средств, направленных для преодоления кризиса (в первую очередь, в банковскую систему). Соответственно выросли показатели внутреннего и внешнего долга, прогнозируемый профицит бюджета сменился на крупный дефицит.

Совершенно очевидно, что принятый на 2009 г. федеральный бюджет был явно завышен и не учитывал масштабы надвигающегося кризиса. К сожалению, подобную ошибку допустили и регионы при принятии своих бюджетов. Поэтому почти все бюджеты субъектов РФ потребовали корректировки в сторону уменьшения, что, конечно же, не смогло не повлиять на финансирование социальной сферы, в том числе и бюджетных учреждений здравоохранения.

При расчете бюджета на 2010 г. учли эту ошибку и перестраховались. Тем не менее, по сравнению с уточненным бюджетом 2009 г. планируется некоторый рост валового внутреннего продукта и доходов бюджета. Расходы же федерального бюджета остались практически на уровне 2009 г. Кроме того, если в 2009 году дефицит бюджета практически полностью покрывался за счет средств Резервного фонда, то в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить

/ "Менеджер N°1

\ здравоохранения ЗОЮ *

Консультант: Ф.Н. Кадыров

Основные показатели бюджета

Таблица 1

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. (по сравнению

первона- ^ _ уточненный чальныи ' первона-чальныи уточненныи с уточненным 2009 г.)

Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 35 000,0 42 240,0 51 475,0 40 420,0 43 187,0 2767

Уровень инфляции, % 7,0 10,5 8,5 13,0 10,0 -3

Нормативная величина Резервного фонда, 3 500 000,0 3 500 000,0 млн. руб. 5 147 500,0 5 147 500,0 4 318 700,0 -828 800

Доходы федерального бюджета, млн. руб. 6 644 447,5 8 965 735,6 10 927 137,7 6 713 821,0 6 950 010,5 236 189,5

Расходы федерального бюджета, млн. руб. 6 570 297,7 7 021 926,9 9 024 655,0 9 845 217,6 9 886 920,9 41 703,3

Верхний предел госу-

дарственного внутреннего долга РФ, млн. руб. 1 824 700,8 1 804 189,6 2 119 739,2 2 515 302,3 3 301 795,5 786 493,2

Верхний предел госу-

дарственного внешнего долга РФ, млрд. долларов США 43,3 41 ,9 41,4 42,8 63,3 20,5

Прогнозируемый профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, млн. руб. 74 150,0 1943 808,7 1 902 482,7 -3 131 396,6 -2 936 910,9 194 485,7

объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Поэтому планируется дальнейшее увеличение внутреннего и внешнего долга. Это позволит несколько снизить дефицит бюджета, но обременит бюджеты следующих лет.

Последствия кризисного бюджета 2010 г. очевидны. Для федеральных бюджетных учреждений не планируется увеличение заработной платы работников. В большинстве субъектов РФ пошли по этому же пути: уровень расходов на оплату труда, медикаменты, продукты питания и т.д. предполагается оставить на том же уровне, несмотря на явный значительный рост цен на большинство потребляемых ресурсов (официальный уровень инфляции в 2009 г. ожидается на уровне чуть менее 9%, что ближе к первоначальному — 8,5%, чем к уточненному значению 13%) и ожидаемый уровень инфляции в 2010 г. (пра-

вда, есть надежда, что реально он будет меньше планируемых 10%). Лишь в ряде субъектов РФ планируется повышение заработной платы работников бюджетной сферы (например, в Санкт-Петербурге поэтапно на 11% по сравнению с уровнем 2009 г.).

Особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями отражены в статье 6. Здесь и далее текст приводится в выдержках с сохранением нумерации рассматриваемого документа.

1. Средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с

№1

гаю

Менедже1

Консультант: Ф.Н. Кадыров

генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2. Средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

3. Средства в валюте Российской Федерации, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Установить, что стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на

денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2010 году пересмотру не подлежит.

5. Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2010 года доходов федерального бюджета, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания государственных академий наук, образовательным и архивным учреждениям, подлежат использованию в 2010 году в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

6. Остатки средств на счетах территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами, полученными федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, могут перечисляться Федеральным казначейством в 2010 году с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет с их возвратом до 31 декабря 2010 года на указанные счета с учетом положений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

7. Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют проведение кас-

1енеджер №1

Консультант: Ш.Н. Кадыров

совых выплат за счет средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и средств, поступающих в их временное распоряжение в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления федеральными бюджетными учреждениями оформленных в установленном порядке платежных документов.

Особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений

Статья 8 определила, что Правительство Российской Федерации не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2010 году численности федеральных государственных служащих и работников федеральных бюджетных учреждений.

Статья 9. Особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта

1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований:

1) на закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;

2) на закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологи-ческого скрининга в учреждениях систем здравоохранения;

3) на закупки лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а

также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством Российской Федерации, с учетом данных Федерального регистра больных гемофилией, муковисцидо-зом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лим-фоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, содержащего сведения о гражданах, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и виде заболевания, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, в установленном им порядке;

4) на финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству;

5) на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи, а также федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

№1

гаю

Менеджер

3-

Консультант: Ф.Н. Кадыров

6) на финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

7) на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

8) на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

9) на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;

10) на финансовое обеспечение мероприятий по развитию службы крови;

11) на финансовое обеспечение проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан федеральными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства;

12) на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;

13) на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;

14) на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении;

15) на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактических мероприятий;

16) на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пре-натальной диагностики;

17) на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на дополнительную подготовку врачей.

2. Передача оборудования, расходных материалов, лекарственных средств и другого

имущества, закупаемых в соответствии с мероприятиями, финансовое обеспечение которых предусмотрено пунктами 1, 2, 8, 14, 15 и 16 части 1 настоящей статьи, мероприятиями, предусмотренными федеральными целевыми программами «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», «Дети России» на 2007-2010 годы, «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным органам исполнительной власти, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Передача лекарственных средств, закупаемых в целях, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, и оборудования, закупаемого для реализации мероприятий по развитию службы крови, федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Федеральному медико-биологическому агентству и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Передача в 2010 году оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, закупаемого за счет утвержденных статьей 7 настоящего Федерального закона бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской

1енеджер №1

Консультант: Ш.Н. Кадыров

Федерации, в собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, при оснащении указанным оборудованием быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, государственные (муниципальные) контракты на строительство которых заключены до 1 января 2010 года.

Статья 10. Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения

1. Установить, что размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в 2010 году составляет 343 378,8 рубля.

2. Установить размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 января 2010 года 1,10.

4. Установить размер индексации ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», с 1 января 2010 года 1,10.

Статья 24. Особенности исполнения федерального бюджета в 2010 году

1. Установить в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, что основанием для внесения в 2010 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных в составе утвержденных статьей 7 настоящего Федерального закона:

13) бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу «Физическая культура и спорт» раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, на предоставление суб-

сидий некоммерческим организациям в целях подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в объеме до 67 800,0 тыс. рублей в случае и в пределах поступления целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

2. Установить в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ следующие основания для внесения в 2010 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета:

6) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупки медикаментов и медицинского оборудования Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, на закупки медикаментов и медицинского оборудования федеральными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук;

8) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному медико-биологическому агентству на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 10 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и Министерству здравоохранения и социального развития РФ на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пунктах 8, 9, 12-16 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, между подразделами раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» классификации

№1 Менедже;

ЗОЮ здравоохранения <

Консультант: Ф.Н. Кадыров

расходов бюджетов, а также для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий;

15) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов классификации расходов бюджетов в связи с введением новых систем оплаты труда;

23) принятие Правительством РФ решений о направлении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ по подразделу «Физическая культура и спорт» раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на приобретение оборудования для указанных комплексов, государственные контракты на строительство которых заключены после 1 января 2010 года;

24) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, на увеличение межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования РФ на финансовое обеспечение оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

25) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов, и направление их на субвенции бюджетам субъектов РФ по подразделу «Субвенции бюджетам субъектов РФ» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов в случае заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче им указанных полномочий;

26) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству финансов РФ на исполнение государственных гарантий РФ, между разделами, подразделами классификации расходов бюджетов;

27) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству финансов РФ для перечисления Пенсионному фонду РФ на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов, и направление их Министерству здравоохранения и социального развития РФ для перечисления в бюджеты субъектов РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии по подразделу «Иные межбюджетные трансферты» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов в случае недостаточности бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии.

1енеджер №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.