Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ГЕРМАНИИ: ИТОГИ 2022 г. И КРИЗИС 2023 г.'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ГЕРМАНИИ: ИТОГИ 2022 г. И КРИЗИС 2023 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германия / федеральный бюджет / федеральные расходы / бюджетный кризис / долговой тормоз. / Germany / federal budget / federal expenditures / budget crisis / debt brake.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Владимировна Грачева

В статье рассмотрены различные аспекты бюджетного кризиса в Германии в конце 2023 г. Проанализированы итоги исполнения федерального бюджета по расходам и чистым заимствованиям в 2022 г. в сравнении с показателями 5-летнего финансового плана на 2022–2026 гг., выявлены главные отклонения от плановых наметок. Показано, как результаты бюджета-2022 привели к росту нагрузки на бюджет-2023 с точки зрения реализации поставленной в Коалиционном договоре 2021–2025 гг. цели возобновления действия долгового тормоза. Представлены события кризиса в ноябре – декабре 2023 г., который был обусловлен решением Федерального конституционного суда о неправомочности переноса полномочий на новые государственные заимствования с одного года на другие, проведённого правящей коалицией в феврале 2022 г. Перечислены меры относительно дополнительного бюджета на 2023 г. и нового бюджета на 2024 г., принятые правительством для выполнения судебного вердикта и возврата к политике долгового тормоза. Проанализировано влияние бюджетного кризиса на точность планирования бюджета-2024. Автор приходит к выводу: итоги 2024 г. покажут сбой в едва начавшемся постпандемийном восстановлении надёжности бюджетного планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMAN FEDERAL BUDGET: RESULTS OF 2022 AND BUDGET CRISIS OF 2023

The article examines the budget crisis that occurred in Germany at the end of 2023. The results of the execution of the federal budget in terms of expenditures and net borrowings in 2022 are analyzed in comparison with the indicators of the five-year financial plan for 2022–2026, and the main deviations of the fact from the plan are identified. It is shown how the results of the 2022 budget led to an increase in the load on the 2023 budget from the point of view of the implementation of the purpose of renewing the debt brake set in the 2021–2025 Coalition Agreement. Further the events are presented that occurred during the crisis of 2023, which was caused by the decision of the Federal Constitutional Court on the incompetence of transferring net government borrowings from one year to other years (this transfer has been carried out by the ruling coalition in February 2022). Measures regarding the additional budget for 2023 and the new budget for 2024 are listed, that have been adopted by the government to implement the court verdict and return to the debt brake policy. The impact of the budget crisis on the accuracy of budget planning for 2024 is analyzed. The author comes to the conclusion: the results of 2024 will show an interruption in the barey begun post-pandemic restoration of the budget planning’s reliability

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ГЕРМАНИИ: ИТОГИ 2022 г. И КРИЗИС 2023 г.»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

УДК 336.5.02 EDN: LUUWHV

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220246170

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ГЕРМАНИИ: ИТОГИ 2022 г. И КРИЗИС 2023 г.

Мария Владимировна Грачева

ИМЭМО РАН, Москва, Россия, e-mail: mgracheva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6215-6559

Ссылка для цитирования: Грачева М.В. Федеральный бюджет Германии: итоги 2022 г. и кризис 2023 г. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №2. С. 61-70. DOI: 10.15211/vestnikieran220246170

Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты бюджетного кризиса в Германии в конце 2023 г. Проанализированы итоги исполнения федерального бюджета по расходам и чистым заимствованиям в 2022 г. в сравнении с показателями 5-летнего финансового плана на 2022-2026 гг., выявлены главные отклонения от плановых наметок. Показано, как результаты бюджета-2022 привели к росту нагрузки на бюджет-2023 с точки зрения реализации поставленной в Коалиционном договоре 2021-2025 гг. цели возобновления действия долгового тормоза. Представлены события кризиса в ноябре - декабре 2023 г., который был обусловлен решением Федерального конституционного суда о неправомочности переноса полномочий на новые государственные заимствования с одного года на другие, проведённого правящей коалицией в феврале 2022 г. Перечислены меры относительно дополнительного бюджета на 2023 г. и нового бюджета на 2024 г., принятые правительством для выполнения судебного вердикта и возврата к политике долгового тормоза. Проанализировано влияние бюджетного кризиса на точность планирования бюджета-2024. Автор приходит к выводу: итоги 2024 г. покажут сбой в едва начавшемся постпандемийном восстановлении надёжности бюджетного планирования.

Ключевые слова: Германия, федеральный бюджет, федеральные расходы, бюджетный кризис, долговой тормоз.

Статья поступила в редакцию: 17.03.2024.

GERMAN FEDERAL BUDGET: RESULTS OF 2022 AND BUDGET CRISIS OF 2023

Maria V. Gracheva

IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: mgracheva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6215-6559

To cite this article: Gracheva, M.V. (2024). German federal budget: results of 2022 and budget crisis of 2023. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 38(2): 61-70. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220246170

© Грачева М.В. - к.э.н., в.н.с. Отдела экономической теории НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Abstract. The article examines the budget crisis that occurred in Germany at the end of 2023. The results of the execution of the federal budget in terms of expenditures and net borrowings in 2022 are analyzed in comparison with the indicators of the five-year financial plan for 2022-2026, and the main deviations of the fact from the plan are identified. It is shown how the results of the 2022 budget led to an increase in the load on the 2023 budget from the point of view of the implementation of the purpose of renewing the debt brake set in the 2021-2025 Coalition Agreement. Further the events are presented that occurred during the crisis of 2023, which was caused by the decision of the Federal Constitutional Court on the incompetence of transferring net government borrowings from one year to other years (this transfer has been carried out by the ruling coalition in February 2022). Measures regarding the additional budget for 2023 and the new budget for 2024 are listed, that have been adopted by the government to implement the court verdict and return to the debt brake policy. The impact of the budget crisis on the accuracy of budget planning for 2024 is analyzed. The author comes to the conclusion: the results of2024 will show an interruption in the barely begun post-pandemic restoration of the budget planning's reliability. Key words: Germany, federal budget, federal expenditures, budget crisis, debt brake.

Article received: 17.03.2024.

В ноябре - декабре 2023 г. в Германии возник бюджетный кризис, задержавший на два месяца принятие федерального бюджета - 2024. Он привлёк большое внимание научного сообщества: подробный анализ событий и связанных с ними рисков представлен отечественными специалистами (Белов 2023; Синдеев 2023). Германские эксперты отмечали определённый парадокс - появление бюджетных проблем на фоне улучшения конъюнктурных ожиданий (Glas 2023), говорили о необходимости реформы политики «долгового тормоза»1 в среднесрочной перспективе (Fratzscher 2023), а использованные при оздоровлении бюджета меры оценивали как недостаточные для надлежащего преодоления финансово-политической неопределённости (Büttner 2024). Обосновывалось требование увязать преодоление кризиса с повышением эффективности климатической трансформации в долгосрочной перспективе (Hüther 2024). В данной статье рассматривается процесс развёртывания бюджетного кризиса -2023 после подведения итогов исполнения федерального бюджета - 2022, принятые меры и ситуация с бюджетом 2024 г. в контексте восстановления стабильного планирования федеральных расходов и возвращения к соблюдению требований «долгового тормоза».

Результаты исполнения бюджета-2022

Отчёт об исполнении федерального бюджета - 2022 в рамках 5-летнего финансового плана2 был опубликован в августе 2023 г. Данные о запланированном и фактическом распределении его расходов по перекрёстной (функциональной/экономической, ФК/ЭК) классификации представлены в таблице 1.

По плану на 2022-2026 гг. федеральные расходы должны были достичь в 2022 г. 496 млрд евро, фактически они оказались меньше - 481 млрд евро. Экономия составила 15 млрд евро, или -3,0% запланированного объёма расходов. Этот показатель следует оценить как весьма умеренный на фоне отклонения в +18,2%, имевшего место в предыдущие 5 лет (2017-2021

1 Долговой тормоз - установленное законом максимально допустимое отношение структурных чистых заимствований (с учётом ряда корректировок) к валовому внутреннему продукту на уровне 0,35%.

2 Отчёт об исполнении федерального бюджета в рамках 5-летнего финансового плана публикуется через 7 месяцев после окончания отчётного года, в августе следующего года.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

гг.), но он выше индикаторов 2007-2011 гг. (+1,9%) и 2012-2016 гг. (+0,5%) (Грачева 2023b).

Таблица 1

Расходы федерального бюджета (ФБ) по перекрёстной классификации (ПК), функциональная классификация (ФК) и экономическая классификация (ЭК) в 2022 г. (план 2022-2026, факт, отклонение факта от плана)

Функциональная классификация (ФК)* Экономическая классификация (ЭК), текущие расходы (Т) и капитальные расходы (К)

Млрд евро % Отклонение от плана

план 2022-2026 факт план 2022-2026 факт млрд евро п.п.

Т К Т К Т К Т К Т К Т К

701. Государственные службы общего назначения 29,7 7,8 28,6 9,2 6,3 1,7 6,2 2,0 -1,2 +1,4 -0,1 +0,3

702. Оборона 43,8 0,4 43,9 0,4 9,3 0,1 9,5 0,1 +0,1 0,0 +0,2 0,0

703. Общественный порядок и безопасность 8,5 0,9 8,4 0,6 1,8 0,2 1,8 0,1 -0,1 -0,3 0,0 -0,1

704. Экономические вопросы 65,0 24,6 61,4 22,4 13,8 5,2 13,3 4,9 -3,6 -2,2 -0,5 -0,4

705. Охрана окружающей среды 1,5 1,2 1,5 1,1 0,3 0,3 0,3 0,2 0,0 -0,1 0,0 0,0

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,0 3,4 0,0 2,5 0,0 0,7 0,0 0,5 0,0 -0,9 0,0 -0,2

707. Здравоохранение 46,0 0,0 47,0 0,0 9,8 0,0 10,2 0,0 +1,1 0,0 +0,4 0,0

708. Отдых, культура, религия 3,2 0,5 3,1 0,5 0,7 0,1 0,7 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0

709. Образование и наука 24,8 3,3 20,7 3,3 5,3 0,7 4,5 0,7 -4,1 0,0 -0,8 0,0

710. Социальная защита 206,3 0,0 206,8 0,0 43,8 0,0 44,8 0,0 +0,5 0,0 +1,0 0,0

Т/К расходы ФБ, распределённые по ФК 428,8 42,1 421,5 40,0 91,1 8,9 91,3 8,7 -7,3 -2,1 +0,3 -0,3

Совокупные расходы ФБ, распределённые по ПК 470,9 461,5 100,0 100,0 -9,4 0,0

Нераспределённые по ПК расходы/корректировки -всего 24,9 19,2 -5,7

в т.ч. Т К 15,5 9,4 13,0 6,2 -2,5 -3,2

Всего Т К 444,3 51,5 434,5 46,2 -9,8 -5,3

Совокупные расходы ФБ 495,8 480,7 -15,1

* Разделы функциональной классификации по стандартам Международного валютного фонда.

Источник: Finanzplan des Bundes 2022 bis 2026 ... 2022: 10, 17-19, 48-49, 59-60, 62-63; Finanzplan des Bundes 2023 bis 2027 ... 2023: 11, 19-21,50,61-62,65).

Распределённые по перекрёстной классификации расходы были сэкономлены по сравнению с планом на сумму 9,4 млрд евро (-2,0% ожидавшихся расходов), в т.ч. текущие расходы - на 7,3 млрд евро (-1,7%), капитальные расходы - на 2,1 млрд евро (-5,0%). Относительное отклонение фактических показателей от запланированных по капитальным расходам оказалось гораздо больше, чем по текущим.

Основное недофинансирование текущих расходов пришлось на госгарантии и поддержку инфокоммуникационных технологий (-4,1 млрд евро, -60,5%) и на науку вне высших учебных заведений (-3,6 млрд евро, -20,0%), часть высвобожденных средств была направлена на увеличение поддержки секторов экономики, пострадавших от пандемии и роста цен на газ (+2,2 млрд евро, +6,0%).

В рамках капитальных расходов главными проигравшими оказались поддержка регионов со слабой экономической структурой (-1,4 млрд евро, -63,6%), жилищные/коммунальные услуги (-0,9 млрд евро, -26,5%) и федеральные автомагистрали (-0,6 млрд евро, -7,1%), а бенефициаром - экономическая помощь развивающимся странам (+1,4 млрд евро, +17,9%).

С точки зрения основных направлений расходов (функциональная классификация), главный запланированный на будущее структурный сдвиг - возвращение долей социальной защиты и экономических вопросов к их допандемийным уровням - совершился в 2022 г. с заметным перевыполнением. Оно составило 1,0 п.п. по соцзащите (её доля увеличилась на 4,6 п.п. вместо 3,6 п.п.) и 0,9 п.п. по экономике (её доля снизилась на 1,8 п.п. вместо 0,9 п.п.).

В то же время соотношение между текущими и капитальными расходами (экономическая классификация) в 2022 г. оказалось недовыполненным, оно отклонилось от намеченного

на 0,3 п.п. Планировалось, что в 2022 г. доля капитальных расходов вырастет на 1,5 п.п. к 2021 г., фактически она увеличилась лишь на 1,2 п.п.

Чистые заимствования федерального бюджета составили в 2022 г. 115 млрд евро - на 24 млрд евро меньше, чем было представлено в плане на 2022-2026 гг. Разница была перенесена на 2023 г., причём с запасом (вместо 17 млрд евро, намеченных на 2023 г. в рамках плана на 2022-2026 г., объём чистых заимствований был установлен на уровне 46 млрд евро). Проектировки чистых заимствований на 2024-2026 гг. тоже выросли, но не столь серьёзно, как в отношении 2023 г. - на 9 млрд евро за три года. Отношение чистых заимствований к объёму федеральных расходов на 2023 г. было запланировано на уровне 9,6% вместо ранее ожидавшихся 3,9%. В связи с переносом чистых заимствований на 2023 г., федеральные расходы на 2023 г. были увеличены до 476 млрд евро (в плане на 2022-2026 гг. они составляли 445 млрд евро). На 2024 г. были утверждены расходы на уровне 446 млрд евро (в плане на 2022-2026 гг. они составляли 424 млрд евро).

Таким образом, в результате исполнения федерального бюджета в 2022 г. произошло заметное продвижение к обеспечению надёжного планирования расходов (значительно снизилось отклонение фактического состояния от плана, главные структурные сдвиги по функциональной классификации были осуществлены согласно плану и даже с опережением). Однако для этого пришлось замедлить структурную перестройку расходов по экономической классификации, пожертвовав некоторыми капитальными расходами, прежде всего на развитие регионов. Кроме того, исполнение бюджета - 2022 способствовало увеличению нагрузки на 2023 г. в качестве ключевого года для достижения зафиксированной в Коалиционном договоре 2021-2025 гг. цели возвращения к соблюдению требования политики «долгового тормоза».

Бюджетный кризис - 2023

Проект федерального бюджета на 2024 г. был представлен бундестагу 5 сентября 2023 г., первое чтение продолжалось четыре дня, после чего документ передали в комитеты бундестага для обсуждения, которое проходило под эгидой комитета по бюджету. 28 ноября должно было начаться второе чтение, 1 декабря предполагалось принять закон. Обсуждение в комитетах шло своим чередом, в октябрьском номере журнала Министерства финансов был опубликован аналитический материал о бюджетном планировании на 2024 г. с весьма позитивной оценкой происходящих изменений, суть которых определялась как «возвращение к финансово-политической нормальности» (Entwicklung ... 2023).

Эта процедурная рутина неожиданно закончилась 15 ноября, когда Федеральный конституционный суд огласил решение по иску, поданному в июне 2023 г. фракцией оппозиционной партии Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС). В иске оспаривалась правомочность перевода неиспользованных полномочий на новые заимствования объёмом 60 млрд евро из средств для борьбы с коронавирусной пандемией, утверждённых в федеральном бюджете 2021 г. в чрезвычайной ситуации, в Фонд энергетики и климата (преобразованный в Фонд климата и трансформации, ФКТ) на будущие годы (до 2027г.). Данный перевод был утверждён законом, принятым правящей трёхпартийной коалицией в составе Социал-демократической партии Германии (СДП1 ), «Союза 90 / Зелёных» (зелёные) и Свободной демократической партии (СвДП) в феврале 2022 г. Суд постановил, что такой перенос кредитных полномочий на будущее противоречит конституции.

Для выполнения решения суда правительство приостановило рассмотрение в бундестаге федерального бюджета - 2024 и начало напряжённую работу над изменением бюджета - 2023. Комитет бундестага по бюджету провёл 21 ноября и 5 декабря два заседания с привлечением

15 ведущих германских экспертов (из них десять - от высших учебных заведений, два - от научных институтов, по одному - от Федеральной счётной палаты, Экспертного совета по оценке общеэкономического развития и Германского паритетного благотворительного союза) (Tagesordnung - Öffentliche ... 21.11.2023: 3; Tagesordnung - Öffentliche ... 05.12.2023: 3). Специалисты дали свои рекомендации по формированию бюджетов - 2023/2024 в соответствии с решением Конституционного суда.

Дополнительный бюджет на 2023 г. был представлен 27 ноября. В нём была зафиксирована чрезвычайная ситуация вследствие энергетического кризиса. Соответственно, 2023 г. стал четвёртым подряд годом с чрезвычайной ситуацией (в 2020 г. и 2021 г. она объяснялась коронавирусной пандемией, в 2022 г. и 2023 г. - энергетическим кризисом), хотя согласно 5-летнему финансовому плану на 2022-2026 гг., в 2023 г. действие «долгового тормоза» должно было быть восстановлено.

Чрезвычайная ситуация освободила правительство от обязанности выполнять требования «долгового тормоза» и предоставила полномочия привлечь в 2023 г. новые заимствования для Фонда экономической стабилизации (ФЭС) и Фонда восстановления - 2021 на суммы 43,2 и 1,6 млрд евро соответственно (ранее эти фонды, как и ФКТ, предполагалось финансировать из неиспользованных полномочий на новые заимствования в рамках бюджета 2021 г., перенесённых на следующие годы). Было установлено, что ФЭС прекратит своё существование в конце 2023 г., а его обязательства примет на себя федеральное правительство. Полномочия на новые заимствования для ФКТ были аннулированы. В совокупности с принятием ряда дополнительных мер это привело к сокращению федеральных расходов в 2023 г. на 19 млрд евро (4,0% от бюджета-2023, утверждённого летом 2023 г.), до 457 млрд евро.

Бюджетная ситуация - 2024

13 декабря правительство согласовало скорректированный согласно вердикту Конституционного суда федеральный бюджет на 2024 г. Коалиция не стала объявлять чрезвычайную ситуацию на 2024 г., но заявила о возможности сделать это позже, в случае необходимости увеличения помощи Украине. Соответственно, для бюджета-2024 было восстановлено действие «долгового тормоза». Необходимые для этого 17 млрд евро (3,8% от бюджета-2024, утверждённого летом 2023 г.) были обеспечены с помощью следующих мер (Das sind die Kernpunkte ... 2023):

- по расходам:

1) снижение расходов ФКТ на 12 млрд евро;

2) уменьшение периода выплаты премий за приобретение электромобилей;

3) сокращение господдержки солнечной энергетики и субсидий на переход к новым системам отопления;

4) перенос перечисляемого в бюджет Евросоюза «пластикового сбора» (выплата за введение в экономический оборот вредных для окружающей среды пластмасс) с федерального бюджета на соответствующие предприятия;

- по доходам:

1) увеличение ставки сбора на выбросы углекислого газа в отношении бензина, мазута и газа по сравнению с ранее запланированным уровнем,

2) введение налога на керосин, используемый на внутригерманских авиарейсах,

3) упразднение льгот по налогу на топливо для предприятий сельского и лесного хозяйства,

4) продажа федеральных долей участия в уставных капиталах ряда компаний (железные

дороги, почта, телекоммуникации, энергетика).

Расходы на социальную защиту не подверглись сокращению, в то же время предполагается сэкономить около 1,5 млрд евро путём улучшения системы трудоустройства украинских беженцев. Запланированное снижение подоходного налога и налога на электроэнергию не было отменено.

Дополнительный бюджет - 2023 был утверждён парламентом 15 декабря. Новые параметры федерального бюджета - 2024 были сформированы, но принятие закона в бундестаге перенесли на следующий год (оно состоялось 2 февраля 2024 г.; в бундесрате закон был рассмотрен 22 марта 2024 г.). Итоги событий были подведены в специальном аналитическом материале и в интервью министра финансов Х. Линднера, опубликованных в декабрьском номере журнала министерства финансов (Bundeshaushalt 2024: entlasten ... 2023; Im Interview ... 2023). Продолжавшийся ровно месяц бюджетный кризис закончился.

Результаты произошедших вследствие бюджетного кризиса изменений в сравнении с параметрами 5-летнего финансового плана на 2022-2026 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Федеральный бюджет в 2022-2024 гг.

(план 2022-2026, факт 2022-2023, новый план - 2024, отклонение от плана 2022-2026)

План 2022-2026 (авг. 2022) Факт План-2024 (дек. 2023) Отклонение от плана 2022-2026

202212023|2024 202212023 2024 2022 2023 2024

млрд евро млрд евро % млрд евро % млрд евро %

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) = (4>(1) (8) = (7)/(1)*100 (9) = (5X2) (10) = (9)/(2)*100 (11) = (6X3) (12) = 11)/(3)*10(

Совокупные расходы 495,8 445,2 423,7 480,7 457,1 476,8 -15,1 -3,0 +11,9 +2,7 +53,1 +12,5

Капитальные расходы 51,5 58,4 51,7 46,2 55,0 70,5 -5,3 -10,3 -3,4 -5,8 +18,8 +36,4

Чистые заимствования 138,9 17,2 12,3 115,4 27,2 39,0 -23,5 -16,9 +10,0 +58,1 +26,7 +217,1

% п.п

(4X1) (5X2) (6X3)

Доля капитальных расходов в совокупных расходах 10,4 13,1 12,2 9,6 12,0 14,8 -0,8 -1,1 +2,6

Отношение чистых заимствований к совокупным расходам 28,0 3,9 2,9 24,0 6,0 8,2 -4,0 +2,1 +5,3

Составлено по: Finanzplan des Bundes 2022 bis 2026. Bundesrat. Drucksache 331/22. S. 10. URL: https://dserver.bundestag.de/brd/ 2022/0331-22.pdf (дата обращения 16.03.2024); Finanzplan des Bundes 2023 bis 2027. Bundesrat. Drucksache 321/23. S. 11. URL: https://dserver.bundestag.de/brd/2023/0321-23.pdf (дата обращения 16.03.2024); Monatsbericht des BMF. 2024. №2. S. 22. URL: https://www.bundesfmanzministerium.de/Monatsberichte/Ausgabe/2024/02/Downloads/monatsbericht-2024-02-deutsch.pdf?_blob=publicationFile&v=3 (дата обращения 16.03.2024).

По плану 2022-2026, в 2023-2024 гг. ожидалось: совокупные расходы и чистые заимствования - сократятся, капитальные расходы - сначала вырастут, затем сократятся. Фактически динамика оказалась другой: совокупные расходы и чистые заимствования снизились в 2023 г. и намечены к росту в 2024 г., капитальные расходы увеличились в 2023 г. и должны продолжить подъём в 2024 г. Относительные показатели тоже двигаются иначе, чем планировалось два года назад. Так, отношение чистых заимствований к совокупным расходам должно было кардинально упасть в 2023 г. и продолжить снижение в 2024 г., на деле спад оказался смягчённым и далее ожидается небольшой подъём. Рост доли капитальных расходов намечался довольно скромным, в реальности он, скорее всего, окажется весьма серьёзным.

Изменение бюджетной политики в отношении капитальных расходов - важное новое явление 2024 г. Среднегодовой удельный вес инвестиций в совокупных расходах составлял: в 2002-2006 гг. - 8,8%, в 2007-2011 гг. - 8,4%, в 2012-2016 гг. - 9,7%, в 2017-2021 гг. - 9,3%

(Грачева 2019: 117; Грачева 2023a: 154). С 2020 г. германские эксперты стали настойчиво доказывать необходимость повысить роль инвестиций, ориентированных на будущее, а именно на обеспечение защиты климата, цифровизации, трансформации транспортного сектора экономики (Fünfter Bericht zur ... 2020; Sigl-Glöckner et al. 2021; Krebs et al. 2021; Schnitzer, Truger 2022; Beznoska et al. 2022). Министерство финансов прислушалось к этим рекомендациям, доля капитальных расходов увеличилась в 2022 г. до 9,6%, в 2023 г. - до 12,0%. На 2024 г. запланирован подъём до невиданного с начала 2000-х гг. уровня в 14,8% (см. табл. 2).

Инвестиции-2024 предусмотрены в объёме 70,5 млрд евро. Главные направления этих федеральных расходов (Sollbericht 2024 ...: 25-26) следующие.

1) Программы и проекты Фонда климата и трансформации (около 30 млрд евро), предназначены для:

- компенсации снижения налога на электроэнергию и издержек торговли квотами на выбросы углекислого газа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержки развития микроэлектроники в целях цифровизации экономики;

- повышения энергоэффективности зданий.

2) Транспортная инфраструктура (26 млрд евро), в том числе:

- железные дороги (16 млрд евро);

- магистральные автодороги (9 млрд евро);

- водные пути (1 млрд евро).

3) Поддержка Фонда обязательного пенсионного страхования (12 млрд евро).

4) Проекты развития цифровой инфраструктуры (3 млрд евро), в т.ч. внедрение широкополосного Интернета на всей территории страны и цифровизация школ (эти проекты финансировались ранее через Фонд цифровой инфраструктуры, ликвидированный 31 марта 2024 г.).

В целом отклонение фактических совокупных расходов от запланированных в 20222023 гг. было небольшим (около 3%). Это свидетельствовало о том, что точность макрофи-нансового планирования начала возвращаться к доковидным временам. За этими обнадёживающими агрегатами скрывались, однако, значительные отклонения детальных показателей (по капитальным расходам и чистым заимствованиям разница между фактическим состоянием и планом составляла от 6 до 58%), поэтому такое восстановление ещё нельзя было считать достаточно уверенным. Кроме того, было нарушено обязательство, зафиксированное в восьмом разделе Коалиционного договора 2021-2025 гг., о возвращении в 2023 г. к соблюдению требования «долгового тормоза».

В 2023 г. произошли две корректировки федерального бюджета - 2024: в августе и декабре, причём первая была умеренной (совокупные расходы, капитальные расходы и чистые заимствования были увеличены до 446, 54 и 17 млрд евро, соответственно, отклонение от показателей августа 2022 г. составило 5, 5 и 35%), а вторая - кардинальной (совокупные расходы, капитальные расходы и чистые заимствования были увеличены до 477, 70 и 39 млрд

евро соответственно, отклонение от показателей августа 2023 г. составило 7, 30 и 135%).

* * *

Таким образом, точность планирования бюджета - 2024 явно ухудшится: отклонение от показателей августа 2022 г. по совокупным расходам составит более 12%, а по капитальным расходам и чистым заимствованиям, видимо, будет чрезвычайно высоким (может дойти до более чем двукратного). Эти индикаторы уже больше похожи на ковидные, чем на доковид-ные времена. Низкая надёжность бюджетного планирования - фактор роста неопределённости

рамочных условий экономической среды. В сочетании с давними структурными проблемами экономики такая нестабильность оказывает отрицательное влияние на оценку инвесторами конкурентоспособности германской экономики (Белов 2023). Время финансово-политической нормальности в ФРГ ещё не наступило.

Список литературы / References

Beznoska, M., Hentze, T., Kauder, B., Leiß, J. (2022). Wirtschaftspolitisches Monitoring des Bundeshaushalts. IW-Studie (November): 1-44.

Bundeshaushalt 2024: entlasten, modernisieren, konsolidieren (2023). Monatsbericht des BMF (12): 12-16. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/Brosch

ueren_Bestellservice/monatsbericht-dezember-2023.pdf?_blob=publicationFile&v=11 (accessed

16.03.2024).

Büttner, T. (2024). Gestiegene finanzpolitische Unsicherheit - zur Finanzpolitik des Bundes nach dem Urteil zum zweiten Nachtragshaushalt 2021. Wirtschaftsdienst (1): 9-13. DOI: 10.2478/wd-2024-0007

Das sind die Kernpunkte für den Etat 2024. Tagesschau. 13.12.2023. Available at: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/haushalt-einigung-ampel-kernpunkte-100.html (accessed 16.03.2024).

Entwicklung der öffentlichen Finanzen in Deutschland - «Deutsche Haushaltsplanung 2024» (2023). Monatsbericht des BMF (10): 48-53. Available at: https://www.bundesfinanzministerium. de/Monatsberichte/2023/10/Inhalte/Kapitel-3-Analysen/3-5-deutsche-haushaltsplanung-2024-pdf.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (accessed 16.03.2024).

Finanzplan des Bundes 2022 bis 2026. Bundesrat. Drucksache 331/22. 05.08.2022. Available at: https://dserver.bundestag.de/brd/2022/0331-22.pdf (accessed 16.03.2024).

Finanzplan des Bundes 2023 bis 2027. Bundesrat. Drucksache 321/23. 18.08.2023. Available at: https://dserver.bundestag.de/brd/2023/0321-23.pdf (accessed 16.03.2024).

Fratzscher, M. (2023). Wie sich die Haushaltskrise mit einem großen Kompromiss beenden ließe. DIW Nachrichten. 08.12.2023. Available at: https://www.diw.de/de/diw_0Lc.887813.de/nach richten/wie_sich_die_haushaltskrise_mit_einem_grossen_kompromiss_beenden_liesse.html (accessed 16.03.2024).

Fünfter Bericht zur Tragfähigkeit der öffentlichen Finanzen (Tragfähigkeitsbericht 2020). Berlin: Bundesministerium der Finanzen.

Glas, A. (2023). Lageeinschätzung und Konjunkturerwartungen trotzen der Haushaltskrise. ZEW Finanzmarktreport (12): 1. Available at: https://ftp.zew.de/pub/zew-docs/frep/122023.pdf? v=1703256354&_gl=1*7elh5o*_ga*MTM1Nzc3NjMzNC4xNjY4NjIyMTEy*_ga_KFD4G5CY27 *MTcxMDU4MzAzMi45LjAuMTcxMDU4MzAzMi4wLjAuMA (accessed 16.03.2024).

Hüther, M. (2024). Ein gesamtstaatlicher «Transformations- und Infrastrukturfonds» zur Stabilisierung der Schuldenbremse. Wirtschaftsdienst (1): 14-20. DOI: 10.2478/wd-2024-0008

Im Interview: Bundesfinanzminister Christian Lindner (2023). Monatsbericht des BMF. (12): 1719. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/Broschueren_Be stellservice/monatsbericht-dezember-2023.pdf?_blob=publicationFile&v=11 (accessed 16.03.2024).

Krebs, T., Steitz, J., Graichen, P. (2021). Öffentliche Finanzierung von Klima- und anderen Zukunftsinvestitionen. Agora Energiewende.

Schnitzer, M., Truger, A. (2022). Finanzierung von Zukunftsinvestitionen: Pragmatische Lösungen sind gefragt. Wirtschaftsdienst (1): 11-14. DOI: 10.1007/s10273-022-3086-7

Sigl-Glöckner, P., Krahe, M., Schneemelcher, P., Schuster, F., Hilbert, V., Meyer, H. (2021). Eine neue deutsche Finanzpolitik. DezernatZukunft. Institut für Makrofinanzen. Fachtexte.

Sollbericht 2024: Ausgaben und Einnahmen des Bundeshaushalts (2024). Monatsbericht des BMF. (2): 20-37.

Tagesordnung - Öffentliche Anhörung. Die 67. Sitzung des Haushaltsausschusses am 21. November 2023. Available at: https://www.bundestag.de/resource/blob/978364/73e2a591b2abccb 62bf885ac42f392ff/to_067.pdf (accessed 16.03.2024).

Tagesordnung - Öffentliche Anhörung. Die 69. Sitzung des Haushaltsausschusses am 5. Dezember 2023. Available at: https://www.bundestag.de/resource/blob/980540/a95771678257dc9 d2726120bf1d689bd/to_069.pdf (accessed 16.03.2024).

Белов, В.Б. (2023). Перспективы хозяйственного штандорта в условиях кризиса экономической политики «светофорной» коалиции в ФРГ // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 63-77. [Belov, V.B. (2023). Prospects of economic standort amid the crisis of «traffic light»" coalition policy in Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (6): 63-77. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran620236377

Грачева, М.В. (2019). Эффективность среднесрочного планирования федеральных расходов в Германии: главные структурные сдвиги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 114-119. [Gracheva, M.V. (2019). Efficiency of the medium-term planning of federal expenditures in Germany: main structural changes. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (1): 114-119. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran12019114119

Грачева, М.В. (2023а). Планирование федеральных расходов в Германии: главные структурные сдвиги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 148-157. [Gracheva, M.V. (2023а). Federal spending planning in Germany: main structural changes. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (1): 148-157. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran12023148157

Грачева, М.В. (2023b). Планирование федеральных расходов в Германии: точность проектировок // Современная Европа (2): 100-115. [Gracheva, M.V. (2023b). Federal spending planning in Germany: accuracy of projections. Sovremennaja Evropa (2): 100-115. (in Russian)]. DOI: 10.31857/S0201708323020080

Синдеев, А.А. (2023). Формирование стратегии модернизации Германии: подходы «светофорной» коалиции в 2022-2023 гг. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 78-88. [Sindeev, A.A. (2023). Formation of the German modernization strategy: approaches of the «traffic light» coalition in 2022-2023. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (6): 78-88. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran620237888

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.