Научная статья на тему 'Федеральный бюджет: финансовые механизмы реализации государственных программ'

Федеральный бюджет: финансовые механизмы реализации государственных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильдзихов Заурбек Таймуразович

В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании, согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal budget: financial mechanismsrealization of state programs

The amendments providing creation of legislative base for formation and performance of budgets of all levels on the basis of the state and municipal programs are made to the Budgetary code of the Russian Federation. The author considers a number of the problems arising during the forming, coordination of projects of state programs in federal executive authorities

Текст научной работы на тему «Федеральный бюджет: финансовые механизмы реализации государственных программ»

Мильдзихов З. Т.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

17.8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Мильдзихов Заурбек Таймуразович, аспирант Место учебы: РАНХиГС при Президенте РФ

akademranh@gmail.ru

Аннотация: в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании, согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти.

Ключевые слова: бюджет, государственная программа, проект, реализация, эффективность

FEDERAL BUDGET: FINANCIAL MECHANISMSREALIZATION OF STATE PROGRAMS

Mildzikhov Zaurbek T., postgraduate

Study place: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

akademranh@gmail.ru

Annotation: the amendments providing creation of legislative base for formation and performance of budgets of all levels on the basis of the state and municipal programs are made to the Budgetary code of the Russian Federation. The author considers a number of the problems arising during the forming, coordination of projects of state programs in federal executive authorities

Keywords: budget, state program, project, realization, efficiency

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти является переход на программно-целевой принцип организации их деятельности.

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.

На федеральном уровне впервые утверждены практически все государственные программы Российской Федерации. В соответствии с этим возникают проблемы при формировании, а также при согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти, в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588.

В качестве примера, при формировании проекта государственной программы Российской Федерации

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Программа, ГП) Мин-промторгом, как главным куратором, были допущены следующие нарушения.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете.

Суммарные объемы финансирования проекта Программы соответствуют объемам, предусмотренным Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Закон), на реализацию Программы.

При этом в таблице 4 к проекту Программы распределение ресурсного обеспечения государственной программы за счет средств федерального бюджета не соответствует ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы, утвержденной Законом, в связи с тем, что в проекте Программы представлены новые подпрограммы, разработанные в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации.

Указанные подпрограммы предусматривают перераспределение финансирования с мероприятий, учтенных в Законе в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы».

Данное перераспределение может быть поддержано при условии, что в рамках формирования проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от Минпромторга России будут представлены соответствующие предложения об изменении кодов бюджетной классификации.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 13.03.2014 № ДМ-П13-1681 федеральным органам исполнительной власти при доработке государственных программ необходимо руководствоваться предельными объемами расходов федерального бюджета на их реализацию на период до 2020 года.

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию проекта программы на 2017-2020 годы соответствуют предельным объемам.

При этом, необходимо отметить, что проектом Программы помимо перераспределения средств на новые подпрограммы предусмотрено иное несоответствие ресурсного обеспечения Программы в части действующих подпрограмм распределению, предусмотренному Законом.

В частности, в 2014 году предусмотрено перераспределение средств на реализацию нового мероприятия «Создание информационно-аналитического центра Мин-промторга России в целях поддержки национальных производителей в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, иных международных организациях, расширения направлений Евразийской интеграции, оперативного реагирования на риски, возникающие у отечественных организаций различных отраслей промышленности при осуществлении внешнеторговой деятельности» (далее - Центр).

Также в проекте Программы предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом на предоставление субсидий российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинстру-

261

Бизнес в законе

5’2014

ментальной промышленности и предприятий спецметаллургии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития экономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2011 годах на техническое перевооружение в 2016 году в объеме 2 669,7 млн. рублей на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.

Данное перераспределение также не связано с включением в проект Программы новых подпрограмм, а предусмотрено в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы».

Учитывая, что такое перераспределение не соответствует Закону, то в случае необходимости Минпромтором России могут быть представлены предложения об изменении объемов финансирования вышеуказанных мер поддержки в рамках формирования проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с соответствующими обоснованиями бюджетных ассигнований.

Также Подпрограммой 7 «Станкоинструментальная промышленность» проекта Программы предусмотрено завершение в 2013 году подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» и начало реализации новых мероприятий в рамках указанной подпрограммы, в том числе субсидирование затрат на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции и предоставление субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростехнологии» на цели реализации головной организацией холдинговой компании Корпорации в области станкостроения и инструментального производства проектов по созданию серийных производств.

С учетом сохранения объемов финансирования подпрограммы в 2014-2016 годах такое перераспределение может быть поддержано только при представлении согласования Минэкономразвития России по завершению осуществления расходов инвестиционного характера.

Что касается показателей (индикаторов) Программы, существует необходимость утверждения методик сбора, обработки и интерпретации данных форм сбора и указания по их заполнению в разрезе базовых показателей, предусмотренные пунктом 25.7 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2013 № 690 (далее - Методические указания), в связи с чем, существует риск недостоверного отражения сведений о реализации государственной программы.

Необходимо также отразить в Программе обоснования и расчеты финансового результата предлагаемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации в случае их использования.

Также указанная информация относится к следующим мерам государственной поддержки:

- инструментам, поименованным в утвержденных Правительством Российской Федерации «дорожных картах» в сфере промышленности;

- Плану мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава (далее - План), утвержденному поручением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № АД-П9-2655;

- вопросу заключения долгосрочных договоров с пригородными перевозчиками на транспортное обслуживание населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Московского транспортного узла, формируемого в настоящее время Правительством Москвы совместно с Правительством Московской области и ОАО «РЖД».

Для решения части проблем, возникающих при реализации Программы, считается целесообразным рассмотреть возможность увеличения значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы, а также объемов средств, привлекаемых из внебюджетных источников, за счет мероприятий по повышению эффективности реализации государственной программы, в том числе оценки результатов реализации мероприятий непрямой государственной поддержки, утверждения методик расчета значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы и иных мероприятий, при сохранении утвержденного объема ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Список литературы:

1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы. - М., 2009.

2. Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика. - Красноярск, 2012.

3. Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы // Бюджетная политика. - 2012. - № 6.

Reference list:

1. Afanasyev M.P. Bases of the budgetary system. - M, 2009.

2. Makarova S. N. Target budgetary programs: theory and practice.

- Krasnoyarsk, 2012.

3. Udovenko A.N. Transition to the program budget: results, problems, prospects//Budgetary policy. - 2012. - No. 6.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мильдзихова З. Т. «Федеральный бюджет: финансовые механизмы реализации государственных программ» Государственные программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Поэтому статья, в которой рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании и согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти, написана на актуальную тему.

Засуживает положительной оценки выявленные соискателем нарушения, которые были допущены приформировании проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Минпромторгом.

Автором предлагается ряд мер, направленных на решение части проблем, возникающих при реализации данной Программы.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Кандидат экономических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

С.В. Блохин

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.