Научная статья на тему 'Федеральные университеты - новые зоны роста инновационной экономики'

Федеральные университеты - новые зоны роста инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
77
16
Поделиться
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Рожков Г. В., Мутовин С. И.

В настоящее время инновационное развитие является, по сути, единственной возможностью для России занять подобающее место в глобальном мировом экономическом пространстве XXI века и сохранить (или восстановить) статус Великой державы. Новыми и перспективным зонами роста инновационной экономики являются федеральные (национальные) университеты.

Текст научной работы на тему «Федеральные университеты - новые зоны роста инновационной экономики»

«Волнообразный» подход обеспечивает несколько преимуществ. Во-первых, каждая волна показывает то, как идет внедрение системы и как она принимается. Во-вторых, каждая успешная «волна» показывает инвесторам эффективность изменений и, соответственно, убеждает продолжить вложение средств. В-третьих, обеспечивается гибкость: если выходит новая версия какой-либо из подсистем ЕИП, менеджеры программы могут добавить новую «волну».

Другим недавно разработанным методом является ускоренный поэтапный, применяемый в ситуациях, когда некоторые организации (по каким-либо причинам) не хотят проводить внедрение «сразу». Данный метод предполагает, что временные связи с традиционными системами являются действительно временными, а не почти неизменными. Кроме того, при использовании данного метода одновременно могут быть внедрены несколько модулей.

Классическая стратегия построения ЕИП - параллельное функционирование. Организация на какой-то период времени (обычно это месяц или квартал) запускает новую интегральную систему вместе с существующей системой для того, чтобы убедиться, что система ЕИП работает так, как предполагалось. Данный метод может быть использован независимо от числа внедряемых модулей и подсистем ЕИП.

Параллельное функционирование имеет несколько преимуществ. Старая система обеспечивает базис для сравнения, позволяя увидеть, работает ли система так, как предполагалось. Кроме того, старая система обеспечивает поддержку на случай, если новая работать не будет. Таким образом, параллельное функционирование часто рассматривается как решение с низкой степенью риска.

К сожалению, параллельное функционирование имеет некоторые недостатки. Во-первых, оно требует примерно вдвое больших вычислительных ресурсов и персонала - это существенные расходы, возможно, на длительный период. Кроме того, хотя идея параллельного функционирования - это тестирование новой системы, сравнение ее со старой и выяснение, правильно ли она проводит деловые операции, существуют причины полагать, что старая сис-

тема может не оказаться хорошей базой для сравнения. Те, кто управлял старой системой, теряют стимул для поддержания ее работы, так как по окончании тестирования она будет заменена. В результате, в ней могут появиться серьезные ошибки. Более того, если старая система функционирует, то некоторые могут не видеть необходимости продолжать внедрение новой системы. Следовательно, продолжительное существование традиционной системы может угрожать новой системе.

Таким образом, в настоящее время наиболее предпочтительными являются четыре варианта внедрения инфраструктуры ЕИП: автоматизация существующих процессов с минимальной адаптацией под них программно-аппаратных комплексов ЕИП, используемая в случае преобладания типичных бизнес-процессов; радикальное преобразование существующих бизнес-процессов с целью внедрения лучших бизнес-практик, интегрированных в современные программные продукты; разработка с нуля или же радикальная модернизация типовых программно-аппаратных составляющих инфраструктуры ЕИП для их адаптации под существующие нестандартные бизнес-процессы предприятия; полная перепланировка бизнес-процессов и разработка под них новой инфраструктуры ЕИП. Окончательный выбор варианта внедрения остается за руководством предприятия.

Литература:

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Олимп-бизнес, 2006.

2. Radosevich, L. Quantum’s Leap. CIO Magazine, February 15. 1997.

3. Sabine Gabriele Hirt, E. Burton Swanson: Adopting SAP at Siemens Power Corporation. ICIS 1998: 396-398.

4. Westerman, G., Cotteleer, M., Austin, R., and Nolan, R. Tektronix: Implementing ERP. Report no. 9-699-043, Harvard Business School, Cambridge, MA. - 1999.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ - НОВЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Рожков Г. В. кандидат социологических наук, Председатель Правления Экспертно-аналитического Центра РАН,

Мутовин С.И., кандидат экономических наук, проректор Сибирского Федерального университета

В настоящее время инновационное развитие является, по сути, единственной возможностью для России занять подобающее место в глобальном мировом экономическом пространстве XXI века и сохранить (или восстановить) статус Великой державы. Новыми и перспективным зонами роста инновационной экономики являются федеральные (национальные) университеты.

Ключевые слова: федеральный университет, инновационная экономика, особые экономические зоны, инфраструктурные формы.

FEDERAL UNIVERSITIES - NEW ZONES OF GROWTH INN О VATIONAL OF ECONOMY

Rojkov G., The candidate of sociological sciences, the Chairman of Board of the Expert-analytical Center of the Russian Academy of Sciences,

Mutovin S., Cand.Econ.Sci., The pro-rector of Siberian Federal University

Now innovative development is, as a matter offact, unique a possibility for Russia to occupy a fitting place in global world economic space of theXXJ-st century and to keep (or to restore) the status of Great power. New and zones of growth of innovative economy federal (national) universities are perspective.

Key words: Federal university, Innovative economy, The special economic areas, Infrastructural forms.

Эксплуатируемые и экспортируемые природные ресурсы (прежде всего нефть и газ) и продукты их первичной переработки принципиально не могут быть основой для этого. Более того, ставят Россию в зависимость от развитых стран мира. Необходимо перейти от топлив-но-сырьевой ориентации экономики к ее инновационному развитию, стимулируя использование результатов научных исследований, интеллектуальной деятельности в энергетике, в машиностроении и приборостроении, авиационно-космической, других наукоемких отраслях, а также в образовании, медицине, информационных и биотехнологиях, Для этого необходимо активизировать и стимулировать мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который в настоящее время востребован в весьма незначительной степени, прежде всего, в силу беспрецедентного падения производства, произошедше-

го в девяностые годы, особенно в наукоемких секторах промышленности. Оценки российского интеллектуального и научно-техническо-го потенциала как устаревшего, громоздкого, лишнего, имевшие место в некоторых аналитических и высших управленческих кругах России в эти годы, не выдерживают критики. Использование за рубежом «утекающих» разными способами российских разработок в сочетании с «охотой» зарубежных фирм за российскими молодыми учеными, аспирантами и даже студентами говорит как раз о его высоком уровне и актуальности.

В мировой экономике хорошо зарекомендовали себя разнообразные инфраструктурные формы (центры трансфера технологий, биз-нес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т.д.), представляющие собой ростки инновационной экономики. Для их успешного раз-

вития на национальной почве необходима адаптация к реалиям экономической жизни. В суровом российском инвестиционном климате трансформация экономики не может быть мгновенной и повсеместной, а потому начинается с культивирования региональных зон роста. Новыми и перспективным зонами роста инновационной экономики являются национальные (федеральные) университеты. Конкуренция в высшем профессиональном образовании, как и по всему миру, будет развертываться в трех сегментах:

• массовое профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов, квалификация которых отвечает принятым в мире стандартам и способным работать с доминирующими на рынках технологиями;

• профессиональное образование, включенное в процесс исследований и разработок передовых технологий, конкурентных в глобальном рынке;

• подготовка кадров, способных управлять глобальными процессами (входящих в мировые элиты, в том числе фиксируемых как кадровый резерв наиболее значимых в мире корпораций или ведущих территориально-производственных кластеров).

1. В сегменте массового профессионального образования лидируют современные многопрофильные учебные заведения, дающие образование в соответствие с принятыми в мире стандартами и обеспечивающие повсеместное признание квалификации. Фактически начался процесс формирования глобального рынка образовательных услуг в этой области. Рабочим языком этого рынка, как правило, является английский. Во многом это связано еще и с тем, что в большинстве отраслей техническая документация дается на английском языке. Основными инфраструктурами станут: транснациональные образовательные корпорации (такие как British Council, DAAD, EduFrance, NAFSA), университетские консорциумы, «виртуальные кампусы». Так, В США в 2008 году из общего числа студентов только 15% учились на дневной основе по двухгодичным программам и 36% по четырехгодичным программам, тогда как 25% студентов обучалось по двухгодичным программам дистантного обучения и 10% по четырехгодичным дистантным программам. Для проникновения на внешние рынки зарубежные университеты-лидеры активно используют такие механизмы, как франшиза, филиал-кампус, совместные программы. Формируются так называемые «образовательные гипермаркеты», организованные по сетевому принципу и работающие на основании единых стандартов и квалификационных требований, предлагающие стандартный пакет знаний по наиболее низкой цене за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий. «Образовательные гипермаркеты» как значимые игроки на глобальном рынке подготовки кадров стали активно развиваться в 1990-е годы (прежде всего в США и Британии), а с началом 2000-х они развернули интенсивную международную экспансию. До последнего времени основной осваиваемой территорией для них была Центральная и Восточная Азия. Однако в настоящий момент они активно вторгаются в Восточную Европу и страны СНГ.

2. В сегменте высоких технологий глобального рынка профессионального образования исследовательская деятельность в рамках современных вузов напрямую связана с созданием новых технологий как таковых и формированием новых кадровых позиций, необходимых в экономике для масштабного внедрения данных технологических решений. Научные разработки являются фундаментом деятельности новых исследовательских университетов на рынке технологий и образовательных услуг. Основными глобальными тенденциями в пределах данного сегмента являются: (1) формирование глобальной сети университетов-лидеров в отдельных технологических сферах (технологическая специализация, как правило, жестко привязана к экономической специализации соответствующего региона. Более широкую технологическую специализацию, актуальную не только для прилегающих территорий, поддерживают только глобальные лидеры, такие как Массачусетский институт технологий (МИТ); (2) повышение рыночной ориентации научно-технологических модулей университетов. Это выражается в создании крупных университетских технопарков, в создании совместных с корпорациями и государственными ведомствами лабораторий, в реализуемых университетами процедурах технологического форсайта по основным направлениям своей специализации, в развернутых маркетинговых исследований применительно к разрабатываемым технологическим направлениям (с учетом кадрового аспекта), в маркетинговой ориентации вузов не только (и не столько) на абитуриентов и их родителей, сколько на запросы работодателей и инвесторов. Университеты стали активными игроками на рынке технологий в 1970-80-е годы (сначала в США, затем в Западной Европе).

Принципиальными условиями присутствия университета на рынке технологий является глобальное лидерство в отдельных сферах научного знания и фокусировка на определенных направлениях развития прикладных технологий. Основным контрагентом университетов на рынке технологий является бизнес. Соответствующим образом строится и рыночная позиция исследовательского университета. Данные университеты не стремятся к территориальной экспансии. Наоборот, их стратегия - концентрация в своих аудиториях и лабораториях наиболее конкурентоспособных кадров со всего мира, как среди профессоров, так и студентов и аспирантов.

3. Третий сегмент мирового рынка профобразования, на котором складывается глобальная и очень ожесточенная конкуренция - подготовка элит (управленческой, научной, технической и культурной). Поскольку речь идет о кадрах, способных управлять глобальными процессами, специализируются на их подготовке только крупные университеты с мировым именем и богатыми традициями, высоким глобальным рейтингом, расположенные вблизи от основных «центров принятия решений». Например, по мере укрепления доминирования на мировых рынках ТНК, штаб-квартиры которых располагаются в США, обозначилось лидерство американской технологии подготовки управленческой элиты - через бизнес-школы. Университеты, являющиеся ключевыми мировыми центрами формирования элиты, постоянно наращивают свое превосходство за счет пестования традиций, развития и трансляции продвигаемых систем ценностей и за счет постоянного подтверждения высокого социального статуса каждого отдельного выпускника. Эти университеты (и их бизнес-школы) занимают верхние строчки в наиболее авторитетных международных рейтингах вузов.

Пока российские университеты не представлены в этих наиболее перспективных и динамичных сегментах мирового рынка профессионального образования. В нынешнем своем положении они не подготовлены (как в ресурсном, так и в организационном отношении) к борьбе за новые ниши. Выполнить функцию «образовательных гипермаркетов» не в состоянии в силу устаревшего учебного процесса, сильного отставания в образовательных технологиях и несоответствии принятых квалификационных систем - международным стандартам. В последние годы Россия все чаще включается в сферу интересов зарубежных университетов, предлагающих принципиально новые для российского рынка образовательные продукты, такие, как дистантное обучение. Высока вероятность открытия в России нескольких зарубежных «образовательных гипермаркетов», включенных в глобальные сети, удаленных офисов иностранных университетов. Российские университеты в настоящий момент не решают масштабных задач обеспечения глобального технологического лидерства базовых отраслей российской экономики. Вузы не смогли преодолеть последствий решений 20-30-х годов прошлого столетия, когда исследовательские и технологические модули были выведены из их структуры и переданы специализированным академическим и отраслевым институтам, а также заводским конструкторским бюро. Вузы и «старые» НИИ и КБ в современных условиях продемонстрировали низкую конкурентоспособность на рынке технологий. Поэтому сохранение сложившейся ситуации означает, что Россия в долгосрочном периоде будет вынуждена выступать в роли импортера и реципиента технологических решений, что создает риск выпадения страны из следующей инновационной волны и консервации отставания в сфере разработки новых технологий и подготовки кадров с ключевыми современными компетенциями. Большинство российских университетов не в состоянии выполнять роль центров подготовки глобальных лидеров, национальной и, все чаще, даже региональной элиты. Все более популярным становится получение зарубежного профессионального элитного образования.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ. Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необхо-

димости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

В 2006 г. руководством страны были сформулированы стратегические задачи и практические шаги в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Выбор приоритетных областей определялся тем, что именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Сформулированные задачи национальных проектов носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе. В качестве конкретных шагов по реализации национальных проектов были поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства.

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

В сфере высшего образования национальный проект предполагает развитие следующих направлений:

• стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации;

• формирование сети Федеральных (национальных) университетов. Цель создания Федеральных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов;

• формирование сети бизнес-школ. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка современных управленческих кадров мирового уровня.

Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

Задача Федеральных университетов - подготовка кадров для крупных инновационных проектов, а также ученых, способных развивать современные технологии. Программы развития университетов предусматривают включение в их состав научно-исследовательских центров, что позволит учащимся овладевать практическими навыками - в их распоряжении окажется суперсовременная лабораторная база. В случае успеха Федеральные университеты станут в своих регионах центрами качественного обновления и развития науки и экономики за счет притока высококвалифицированных молодых специалистов. В рамках программ развития новых университетов планируется разработка современных образовательных программ, оснащение новым учебным и научным оборудованием, переподготовка преподавателей и внедрение инновационных образовательных технологий.

Распоряжением Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 был создан Сибирский федеральный университет, а Распоряжением Правительства РФ № 1616-р от 23.11.2006 - Южный федеральный университет. Первый набор в новые университеты был осуществлен уже

в 2007 году. Создание двух новых университетов позволит выработать модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы. В университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы станут центрами инновационно-техноло-гического развития и подготовки кадров мирового уровня. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число десяти ведущих вузов России, а к 2020 году - в число ста лучших университетов мира. Вокруг Федеральных университетов со временем должна сформироваться сеть технопарков и венчурных производств, работающих в тесной связи с отраслевыми академическими научными организациями. Статус Федерального университета гарантирует им широкую самостоятельность в финансовой сфере и при выборе образовательных программ. Федеральные университеты смогут обучать студентов по собственным образовательным стандартам, самостоятельно подтверждать присвоение ученых степеней. Они получат право на учреждение дочерние компании для целей развития образования, а также для реализации собственных научных разработок (пока закон не разрешает вузам выступать в качестве учредителей организаций). Предполагается, что до 2020 года в России будет создано 10 Федеральных университетов. В процессе создания находится также Дальневосточный федеральный университет. Предполагается, что он будет расположен на острове Русском и получит в распоряжение всю инфраструктуру, оставшуюся после проведения там саммита АТЭС. На федеральном уровне будут поддержаны и реализованы программы по созданию в России целой сети современных научно-образовательных центров. В перспективе речь может идти об организации 16-20 таких федеральных центров - как на базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов. В их структуру (помимо собственно университетов) должны влиться академические и отраслевые научно-исследовательские институты. А за счет такой интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры.

Федеральный университет фокусируется на передовых технологических разработках и кадрах, способных работать с новыми технологиями. Это требует:

• резкого увеличения объемов ОКР и НИОКР в Федеральном университете по сравнению с существующими в вузах региона;

• повышения практической ориентированности исследований и разработок в новом вузе, формирования их тематики не в отраслевой логике, а в проблемной логике. Структура инновационно-технологи-ческого модуля университета не должна совпадать с учебной. Основой данного модуля должен выступать мощный технопарк;

• установления тесных связей с бизнесом, перед которым в первую очередь встают масштабные технологические и кадровые задачи;

• развития управленческого образования, включая создание международной бизнес-школы;

• использования современных технологий преподавания, развивающих навыки эффективной коммуникации, командного решения производственных задач, внедрения имитационных, проектных и тренинговых методов обучения;

• расширения интеграции с институтами и центрами РАН.

Миссия Федеральных университетов - производство глобально

значимых знаний и технологий, подготовка кадров, способных позитивно влиять на внутрироссийские и мировые процессы. Основные направления инновационной деятельности Федеральных университетов связаны с разработкой технологий, приборов и устройств, решающих проблемы импортозамещения для региональной и российской экономики, а также обеспечивающие выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией.

На территории России созданы условия для образования ряда тех-нико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон. Однако реализация этих проектов потребует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовку кадров топ-менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики. Ядром этого модернизационного процесса могут и должны стать Федеральные университеты, интегрирующие потенциал ведущих вузов и научных центров.

Литература:

1. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.

2. Рожков Г.В. Региональные зоны роста инновационной экономики. М.: МАКС Пресс, 2008.