Научная статья на тему 'Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении'

Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / ОКЛАДЫ / ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА / ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / STATE (MUNICIPAL) MEDICAL INSTITUTIONS / RENUMERATION PAYOUTS / SALARIES / INCENTIVE PAYOUTS / STRUCTURE OF SALARIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

В прошлом номере мы опубликовали материал, связанный с Письмом Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников». Реакция наших читателей была неожиданной: органы управления здравоохранением задаются вопросом о том, насколько обязательными являются изложенные в письме предложения Минздрава России. Очевидно, поэтому они не спешат доводить письмо до сведения подведомственных учреждений, большинство из которых ничего о письме не слышали. Риски, связанные с формальной реализацией предложений Минздрава России без учета специфики регионов и учреждений, рассматриваются в нашей традиционной рубрике. Письмо Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников» предполагает значительное увеличение удельного веса окладов в общей сумме оплаты труда (до 55-60%). Регионы, анализируя письмо и сложившуюся структуру заработной платы, часто приходят к выводу о наличии серьезных сложностей в реализации предложений Минздрава России.Риски, связанные с формальной реализацией этих предложений, рассматриваются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal recommendations on regional and municipal remuneration systems in the health care

Letter of Russian Ministry of Healthcare dated on 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «On improving regional and municipal systems of renumeration of medical employees» suggests a significant increase of salaries shares in total amount of renumeration (up to 55-60%). There goings analyzed current situation with salaries and concluded, that there are difficulties associated with execution of proposals of Russian Ministry of HealthCare. The risks, related to formal implementation of these proposals are described in this article

Текст научной работы на тему «Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении»

От редакции:

В прошлом номере мы опубликовали материал, связанный с Письмом Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников». Реакция наших читателей была неожиданной: органы управления здравоохранением задаются вопросом о том, насколько обязательными являются изложенные в письме предложения Минздрава России. Очевидно, поэтому они не спешат доводить письмо до сведения подведомственных учреждений, большинство из которых ничего о письме не слышали. Риски, связанные с формальной реализацией предложений Минздрава России без учета специфики регионов и учреждений, рассматриваются в нашей традиционной рубрике.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Ф.Н. Кадыров,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

УДК 614.2

Кадыров Ф.Н. Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Письмо Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников» предполагает значительное увеличение удельного веса окладов в общей сумме оплаты труда (до 55-60%). Регионы, анализируя письмо и сложившуюся структуру заработной платы, часто приходят к выводу о наличии серьезных сложностей в реализации предложений Минздрава России.Риски, связанные с формальной реализацией этих предложений, рассматриваются в статье.

Ключевые слова: оплата труда, оклады, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, структура заработной платы, государственные (муниципальные) учреждения, дефицит кадров.

□ дно из ключевых предложений, содержащихся в Письме Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников», заключается в рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести долю окладов до 55-60% от общего размера заработной платы.

Анализируя свои системы оплаты труда, многие регионы приходят к выводу о наличии серьезных сложностей в реализации предложений Минздрава России.Поэтому они задаются закономерным вопросом о том, насколько эти предложения являются обязательными для реализации субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями)?

Ф.Н. Кадыров, 2014 г.

№11 Менеджер

3014 здравоохранения /

По этому поводу можно отметить следующее. Во-первых, по статусу это письмо, которое не является нормативным правовым актом и не может содержать обязательных для кого-либо требований. Во-вторых, в самом письме содержатся «Предложения по совершенствованию действующих систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации». Итак, это предложения, а не требования. В-третьих, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством имеют полное право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда для подведомственных учреждений, в том числе и размеры окладов по профессиональным квалификационным группам.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации «системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

При оценке возможности реализации предложений Минздрава России прежде всего необходимо учитывать специфику региональной системы оплаты труда: размер выплат компенсационного характера и выплат за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, наличие повышающих коэффициентов к окладам и т.д. Вполне возможно, что повышение доли оклада до рекомендуемого Минздравом России уровня путем простого повышения окладов при сложившейся структуре заработной платы (высокий размер вышеуказанных выплат), особенно для северных регионов, будет недостижимо в силу того, что рост окладов автоматически ведет к росту и этих выплат. Так, например, компенсационные выплаты, по данным Минздрава России, сейчас в регионах составляют 20-25%, а должны остаться на уровне 10-15%. В этих случаях потребуется пересмотр (снижение) размера (процента) компенсационных выплат, выплат за стаж и т.д. А это обычно воспринимается работниками негативно.

Кроме того, необходимо учитывать и особенности целого ряда учреждений, работники которых имеют высокий размер компенсационных выплат (учреждения, занимающиеся лечением туберкулеза, СПИДа, психических заболеваний и т.д.). Довести долю окладов в этих учреждениях до 55-60% заведомо невозможно без снижения размера (процента) выплат компенсационного характера со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. При этом многие работники понимают, что из-за снижения выплат компенсационного характера (в процентах к окладу) в будущем при очередных повышениях окладов их заработная плата в абсолютном выражении будет расти менее высокими темпами, чем это могло бы быть при сохранении прежнего уровня (процента) выплат компенсационного характера. Снижение выплат компенсационного характера к тому же уменьшает возможности удержания работников в этих учреждений (обычно

1енеджер №11

здравоохранения 3014

и без того испытывающих острый кадровый голод). В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 №614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» отмечается, что в 90% регионов имеется дефицит врачей по специальностям: «анестезиология-реаниматология», «патологическая анатомия», «скорая медицинская помощь», «клиническая лабораторная диагностика», «рентгенология», «фтизиатрия», «психиатрия». Поэтому для работников этих специальностей снижение выплат компенсационного характера не целесообразно, поскольку способно еще более обострить кадровую проблему.

Проще всего решить задачу доведения доли окладов до 55-60% от общего размера заработной платы применительно к учреждениям, в которых удельный вес выплат компенсационного характера невелик, как и удельный вес стажевых, и где соответственно значительный удельный вес составляют другие выплаты стимулирующего характера. Но это означает ухудшение возможностей стимулирования работников и ставит под угрозу базовые идеи введения эффективного контракта, а именно, повышение стимулирующих качеств систем оплаты труда.

Неслучайно в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее — Программа), не просто ставится задача «определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок», но и с позитивной стороны оценивается именно увеличение доли выплат стимулирующего характера.

Однако неверно полагать, что предложения Минздрава России вступают в прямое противоречие с положениями вышеуказанного правительственного документа. В Программе говорится: «Изменение систем стиму-

лирования будет включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера».

Минздрав России ориентирует регионы именно на это, не призывая провести формальное увеличение окладов или простое сокращение размера выплат компенсационного или стимулирующего характера.

Таким образом, в своем письме Минздрав России поднял серьезные проблемы, существование которых нельзя игнорировать. Безусловно, повышать оклады нужно. Как минимум для тех категорий работников, у которых оклады по профессиональным квалификационным группам оказались ниже уровня МРОТ. Тем самым увеличится и доля окладов в общей сумме заработной платы. Но вопрос о конкретной доле окладов должен решаться с учетом особенностей конкретных регионов и учреждений — недопустим шаблонный формальный подход. На основе анализа структуры заработной платы в соответствующем регионе, муниципальном образовании следует просчитать, на сколько нужно поднять оклады по профессиональным квалификационным группам, чтобы выйти на рекомендуемый Минздравом России уровень в среднем, возможно ли это в принципе с учетом размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера и, в частности, для отдельных видов учреждений; от каких неэффективных выплат отказаться и т.д.

Поэтому со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований недопустимо устанавливать требования о повышении удельного веса окладов до 55-60% для всех без исключения учреждений — нужен учет конкретных обстоятельств.

№11 Менеджер

3014 '

здравоохранения

Еще одно предложение Минздрава России, вызвавшее вопросы, — это предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения. В письме рекомендуется определять этот уровень в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.).

Итак, регионам рекомендуется кратность от 1 до 6, а в отношении руководителей федеральных государственных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции от 26 сентября 2012 г.) предусмотрено с 2013 года установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.

В «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р, также говорится о предельном уровне соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8. При этом отмечается: «Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений».

Таким образом, Правительство Российской Федерации рекомендовало для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.

Какая в итоге должна быть кратность: от 1 до 6 или от 1 до 8?

Обращаем внимание на то, что и письмо Минздрава России, и Программа, утвержденная Правительством, носят для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рекомендательный характер. Каким именно рекомендациям следовать — каждый в праве решить для себя сам.

При этом следует иметь в виду, что руководители учреждений здравоохранения — это особая категория работников, которая никогда не отдыхает спокойно: ни днем, ни ночью, ни в отпуске, ни на больничном и т.д. — в любой момент может раздаться звонок по поводу возникших в учреждении проблем, чрезвычайных ситуаций и т.п. Не только указанные особенности условий труда и отдыха руководителей, но и колоссальная степень ответственности (в рамках нового законодательства — и личная материальная), риски увольнения по многократно возросшим основаниям (за кредиторскую задолженность, за неурегулирование конфликта интересов, за неполную информацию о своих доходах и т.д.), возможная перспектива непродления срочного трудового договора (ранее были бессрочные) и т.д. предполагают достойную заработную плату. Это целесообразно и в целях предотвращения коррупции.

Далее. Следует иметь в виду, что Минздрав России не только выпустил рекомендации для регионов, но и ведет работу по пересмотру систем оплаты труда подведомственных ему федеральных учреждений здравоохранения. Анализ новых приказов Минздрава России, посвященных вопросам оплаты, позволит субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям определяться с окончательным решением в отношении своих подведомственных учреждений.

При этом необходимо отметить, что главным в предложениях Минздрава России представляется все же не формальное увеличение доли окладов до рекомендуемого

~1у1енеджер №11

\ здравоохранения 3014

■ЛТЕ/ ш

уровня, а совершенствование системы оплаты труда. В письме говорится: «Совершенствование системы стимулирующих выплат должно осуществляться на основе пересмотра действующей системы показателей эффективности деятельности работников, имея в виду:

— установление показателей, позволяющих ориентировать работников на достижение конкретных результатов, а также критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;

— отмену неэффективных стимулирующих выплат;

— использование при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе в рамках независимой оценки качества

оказания услуг учреждениями, и введения публичных рейтингов их деятельности».

Реализация этих мер должна позволить в том числе и оптимизировать структуру заработной платы. Конкретный же удельный вес окладов будет определяться всей сложившейся системой выплат компенсационного и стимулирующего характера и не может быть единым для всей страны.

В заключение следует сказать:Минздрав России никогда не призывал к слепому следованию своим рекомендациям без учета особенностей конкретных регионов и учреждений — в любом случае нужен анализ (на чем Минздрав России как раз и настаивает), нужен творческий подход. Не в интересах Минздрава ситуации, когда регионы, под копирку следуя предложениям Минздрава России без учета реалий, принимают противоречащие здравому смыслу решения, возлагая при этом ответственность за свои непродуманные действия на Москву.

1. Валова С.Стимулирующие и премиальные выплаты в бюджетных учреждениях// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2010. — № 9.

2. Иванов A.B., Буланов В.И. Эффективный контракт: логика управленческих решений//3дравоохранение. — 2013. — № 10. — C. 56.

3. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении в рамках введения эффективного контракта//Под ред. академика РАМН В.И. Ста-родубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2014.

4. Кады!ров Ф.Н. Проблемы сочетания требования конкретизации условий оплаты труда при заключении трудового договора с необходимостью учета реальных результатов труда//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №3 — С. 71-76.

5. Кады!ров Ф.Н. Правовые и практические аспекты снижения размера оплаты труда (в том числе выплат стимулирующего характера) в рамках введения эффективного контракта//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №4. — С. 67-73.

6. Кады!ров Ф.Н. О некоторых проблемах совершенствования оплаты труда в здравоохранении//Менеджер здравоохранения. — 2014. — № 10. — С. 59-64.

7. Стародубов В.И, Кадыров Ф.Н. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохране-ние//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №2. — С. 6-15.

№11 Менеджер

3014 '

здравоохранения

71

>-

8. Стародубов В.И, Кадыров Ф.Н. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №3. — С. 6-15.

9. Шишкин С., Темницкий А, ЧириковаА. Стратегия перехода к эффективному контракту и особенности трудовой мотивации медицинских работников/экономическая политика. — 2013. — №4.

UDC 614.2

Kadirov F.N. Federal recommendations on regional and municipal remuneration systems in the health care (Federal Research institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow)

Abstract. Letter of Russian Ministry of Healthcare dated on 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «On improving regional and municipal systems of renumeration of medical employees» suggests a significant increase of salaries shares in total amount of renumeration (up to 55-60%). There goings analyzed current situation with salaries and concluded, that there are difficulties associated with execution of proposals of Russian Ministry of HealthCare. The risks, related to formal implementation of these proposals are described in this article. Keywords: renumeration payouts, salaries, incentive payouts, structure of salaries, state (municipal) medical institutions.

Здравоохранение-SOI 4

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМАТИВНОЙ стоимости медуслуг по омс в регионах НЕ ПРЕВЫШАЮТ 50%

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова заявила, что в 2014 году отклонения от нормативной стоимости медицинских услуг, предоставляемых по программе обязательного медицинского страхования (ОМС), по разным регионам не превышают 50%.

«Если в 2011 году у нас в 34 регионах отмечалось отличие от норматива оплаты более 50% и в 33 регионах — от 20 до 50%, то в этом году не осталось ни одного региона, где бы отклонение превышало 50%, и всего семь регионов, в которых отклонение от 20 до 50%», — отметила министр во время рабочей встречи с Президентом России Владимиром Путиным.

«Это собственно является результатом достаточно напряженной двухгодичной работы», — добавила она. По словам В. Скворцовой, в результате ситуация «фактически выравнялась». «Фактически мы нивелировали различия в оплате медицинской помощи», — сказала она. Говоря о проблемах отрасли, министр отметила необходимость совершенствования вертикали управления.

«За последние три месяца мы в каждом федеральном округе провели встречи с региональными министрами и с вице-губернаторами по социальным вопросам, для того чтобы предпринять вместе шаги к настраиванию этой вертикали управления, — отметила глава Минздрава. — Сейчас в каждое юридическое лицо (медицинскую организацию) внедряем специально подготовленного человека с финансово-экономическим образованием, который проходит по единой программе подготовку, сдает экзамен и защищает диплом по управлению конкретной медицинской организацией, для того чтобы уйти от самостийности на местах».

В.В. Путин заявил, что рассчитывает на успешное прохождение бюджетного процесса в сфере здравоохранения.

Источник: «ТАСС»

1енеджер №11

здравоохранения 3014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.