Научная статья на тему 'Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Правоведение»: перспективы внедрения в медицинских вузах'

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Правоведение»: перспективы внедрения в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL STANDARDS / LAW / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еругина Марина Василидовна, Власова Марина Васильевна, Сазанова Галина Юрьевна, Долгова Елена Михайловна, Абызова Наталия Владимировна

В статье обсуждается положительное и негативное влияние нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на качество освоения студентами дисциплины «Правоведение» в медицинских вузах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еругина Марина Василидовна, Власова Марина Васильевна, Сазанова Галина Юрьевна, Долгова Елена Михайловна, Абызова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the positive and negative impact of the new Federal state educational standards of higher professional education on the quality of studying the discipline «Law» in medical schools

Текст научной работы на тему «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Правоведение»: перспективы внедрения в медицинских вузах»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 614.2:34: [61:378.661] «313» (083.74) (045) Авторское мнение

федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «правоведение»: перспективы внедрения в медицинских вузах

М. В. Еругина — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующая кафедрой организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, доктор медицинских наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов; М. В. Власова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, кандидат социологических наук; Г. Ю. Сазанова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, кандидат медицинских наук; Е. М. Долгова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, кандидат медицинских наук; Н. В. Абызова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, старший преподаватель кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.

FEDERAL STATE EDuCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDuCATION. DISCIPLINE «LAW»: PERSPECTIVES OF INTRODuCTION IN MEDICAL INSTITuTES

M. V. Erugina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service, Public Health and Medical Law, Assistant Professor, Doctor of Medical Science; M. V. Vlasova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service, Public Health and Medical Law, Assistant Professor, Candidate of Sociology; G. Yu. Sazanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service, Public Health and Medical Law, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; E. M. Dolgova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service, Public Health and Medical Law, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; N. V. Abyzova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service, Public Health and Medical Law, Assistant Professor.

Дата поступления — 30.01.2012.г. Дата принятия в печать — 28.02.2012 г

Еругина М.В., Власова М.В., Сазанова Г.Ю., Долгова Е.М., Абызова Н.В. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Правоведение»: перспективы внедрения в медицинских вузах // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8, № 1. С. 160-161.

В статье обсуждается положительное и негативное влияние нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на качество освоения студентами дисциплины «Правоведение» в медицинских вузах.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональные компетенции, правоведение.

Erugina M. V., Vlasova M. V., Sazanova G. U., Dolgova E.M., Abyzova N. V. Federal state educational standards of higher professional education. Discipline «Law»: perspectives of introduction in medical institutes // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2012. Vol. 8, № 1. P. 160-161.

The article discusses the positive and negative impact of the new Federal state educational standards of higher professional education on the quality of studying the discipline «Law» in medical schools.

Key words: educational standard, professional competence, law.

В условиях современного развития России и становления гражданского общества без углубленного изучения правовой системы государства студенты медицинских вузов не смогут сформировать верную гражданскую позицию. Отсутствие правовой грамотности медработников приведет к оказанию медицинской помощи, не отвечающей оптимальным критериям качества и, как следствие, росту количества исков к лечебным организациям, что не способствует оптимизации лечебного процесса.

Освоить систему правового регулирования сферы здравоохранения возможно только изучив правовую систему Российской Федерации.

В связи с постоянным увеличением числа нормативных актов, регулирующих вопросы оказания медицинской помощи населению, реализации прав медицинских работников, функционирования медицинских организаций, а также в связи с возрастающим числом обращений граждан по поводу неОтветственный автор — Власова Марина Васильевна Адрес: 410600, г. Саратов, ул. Пугачевская, 110, кв. 8.

Тел.: 52-57-41.

Е-mail: vmv-22@yandex.ru

удовлетворительного качества медицинских услуг и, как следствие, увеличением судебных прецедентов, уточняющих положения правовых актов, в 2010 г были введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для медицинских вузов, а также возросло количество часов, отведенных на дисциплину «Правоведение».

Целью предпринятого анализа было выявление положительного и негативного влияния нового ФГОС ВПО (2010 г.) на качество освоения студентами дисциплины «Правоведение» в медицинских вузах. Проводился контент-анализ ФГОС ВПО 1995 г. и ФГОС ВПО 2010 г. по дисциплине «Правоведение».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования для медицинских вузов 2010 г., изучив дисциплину «Правоведение», студент должен знать:

— основные понятия и концептуальные положения медицинского права; основы взаимодействия медицинского права с другими отраслями челове-

Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8, № 1

ческой жизнедеятельности и науки; законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере;

— права и обязанности пациента, медицинского работника и учреждения здравоохранения; меру ответственности субъектов медицинского права за правонарушения в сфере здравоохранения, в первую очередь ответственности медицинских работников за правонарушения, совершенные при осуществлении ими своей профессиональной деятельности;

— алгоритмы действий медицинского работника, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов пациента в учреждении здравоохранения, а также на профилактику и защиту прав и законных интересов медицинских работников и учреждений здравоохранения от возможных нарушений со стороны других субъектов медицинского права;

— основные правовые проблемы предоставления медицинской помощи и взгляды на пути их решения.

После освоения дисциплины «Правоведения» студент должен уметь:

— анализировать законы и иные нормативноправовые акты России, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере;

— давать оценку локальным нормативным актам и документам правового характера, с помощью юриста составлять проекты таких актов и документов;

— применять нормы действующего законодательства РФ при осуществлении своей профессиональной деятельности; решать правовые ситуации на практике.

В новых образовательных стандартах по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» дисциплина «Правоведение» представлена двадцатью лекционными и пятьюдесятью двумя семинарскими занятиями, что намного превышает часы, отводимые в предыдущих стандартах (20 и 18 соответственно). Это дает возможность студентам изучить более подробно структуру правовой системы Российской Федерации, основные понятия тех правовых отраслей, с которыми у медицинского права прослеживается наиболее тесная связь. Увеличение количества часов позволяет студентам больше внимания уделить практической работе непосредственно с нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения.

Однако новый стандарт переместил дисциплину «Правоведение» со старших курсов на 1 и 2 курсы.

Среди теоретических дисциплин «Правоведение» имеет наиболее тесную связь с такой дисциплиной, как «Общественное здоровье и здравоохранение», изучаемой на 4 и 5 курсах. Так, при изучении системы правового регулирования в медицинской сфере студент должен:

— знать систему, обеспечивающую сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

— знать факторы, определяющие общественное здоровье;

— уметь использовать и анализировать информацию о здоровье населения и деятельности медицинских учреждений для повышения качества и эффективности медицинской помощи;

— иметь информацию об управленческих процессах, как в лечебном учреждении, так и в системе здравоохранения в целом.

На начальных курсах студенты такой информацией не обладают, что, возможно, затруднит освоение дисциплины «Правоведение». Представляется целесообразным разделить дисциплину на три составляющие на всех факультетах, как это сделано для факультета «Медико-профилактическое дело»: «Правоведение» (2 курс), «Правовые основы деятельности врача» (3 курс) и «Защита прав потребителей» (6 курс). Данное распределение тематики предполагает постепенное и взаимосвязанное освоение правовых, экономических, организационных, внутриотраслевых и межсекторальных отношений.

Заключение. Положительным моментом внедрения ФГОС ВПО третьего поколения является получение правовых знаний на начальных курсах. Обладая данной информацией, студенты смогут на дальнейших этапах обучения более четко структурировать систему первичной медико-социальной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, специализированной медицинской помощи взрослым и детям; освоить организацию лечебно-диагностического процесса; понять процесс стандартизации в медицине; уяснить особенности организации экспертизы трудоспособности; изучить правовое регулирование оказания медицинских услуг надлежащего качества.

Основной сложностью освоения дисциплины «Правоведение» студентами, обучающимися по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», является ограничение изучения данной дисциплины одним годом обучения. Целесообразно разделение дисциплины «Правоведение» на два блока — общий («Правоведение») и специальный («Правовые основы деятельности врача»). Специальный блок дисциплины студенты должны осваивать на выпускных курсах, что повысит практическую реализацию правовых знаний при оказании медицинской помощи.

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2012. Vol. 8, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.