Научная статья на тему 'Федеральное казначейство и Счетная палата РФ: проблемы и пути модернизации'

Федеральное казначейство и Счетная палата РФ: проблемы и пути модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральное казначейство / Счетная палата РФ / государство / проблемы / модернизация / внешний финансовый контроль / внутренний финансовый контроль / система государственного финансового контроля / Federal Treasury / Accounts Chamber of the Russian Federation / state / problems / modernization / external financial control / internal financial control / system of state financial control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никита Игоревич Зотов

В современной действительности такому государству, как Российская Федерация, необходима четко выстроенная и отлаженная система внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Статья посвящена анализу проблем и перспектив модернизации Федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации. В статье определены ключевые проблемы обоих органов государственного финансового контроля и пути модернизации деятельности самих этих органов. В эпоху беспрецедентных санкций со стороны Запада и политико-экономической нестабильности важно уделять большое внимание системе государственного финансового контроля для недопущения неправомерных, нецелевых и неэффективных расходов на всех уровнях власти. Только прозрачная, упреждающая и эффективная система государственного финансового контроля позволит государству и его экономике не только выстоять, но и расти из года в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Federal Treasury and the Accounts Chamber of the Russian Federation: problems and ways of modernization

In modern reality, a state like the Russian Federation needs a well-structured and well-functioning system of external and internal state financial control. The article analyzes the problems and prospects of modernization of the Federal Treasury and the Accounting Chamber of the Russian Federation. The article will identify the key problems of both bodies of state financial control and ways to modernize the activities of these bodies themselves. In an era of unprecedented sanctions from the West and political and economic instability, it is important to pay great attention to the system of state financial control to prevent illegal, inappropriate, and inefficient spending at all levels of government. Only a transparent, proactive, and effective system of state financial control will allow the state and its economy not only to survive, but also to grow from year to year.

Текст научной работы на тему «Федеральное казначейство и Счетная палата РФ: проблемы и пути модернизации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 175—179. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):175—179.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-175-179 NIION: 2007-0062-2/24-090

EDN: https://elibrary.ru/ANFYEQ MOSURED: 77/27-004-2024-02-290

Федеральное казначейство и Счетная палата РФ: проблемы и пути модернизации

Никита Игоревич Зотов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, utkavasya68@gmail.com

Аннотация. В современной действительности такому государству, как Российская Федерация, необходима четко выстроенная и отлаженная система внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Статья посвящена анализу проблем и перспектив модернизации Федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации. В статье определены ключевые проблемы обоих органов государственного финансового контроля и пути модернизации деятельности самих этих органов. В эпоху беспрецедентных санкций со стороны Запада и политико-экономической нестабильности важно уделять большое внимание системе государственного финансового контроля для недопущения неправомерных, нецелевых и неэффективных расходов на всех уровнях власти. Только прозрачная, упреждающая и эффективная система государственного финансового контроля позволит государству и его экономике не только выстоять, но и расти из года в год.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, государство, проблемы, модернизация, внешний финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, система государственного финансового контроля Для цитирования: Зотов Н.И. Федеральное казначейство и Счетная палата РФ: проблемы и пути модернизации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 175—179. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-175-179. EDN: https://elibrary.ru/ANFYEQ.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

The Federal Treasury and the Accounts Chamber of the Russian Federation: problems and ways of modernization

Nikita I. Zotov

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, utkavasya68@gmail.com

Abstract. In modern reality, a state like the Russian Federation needs a well-structured and well-functioning system of external and internal state financial control. The article analyzes the problems and prospects of modernization of the Federal Treasury and the Accounting Chamber of the Russian Federation. The article will identify the key problems of both bodies of state financial control and ways to modernize the activities of these bodies themselves. In an era of unprecedented sanctions from the West and political and economic instability, it is important to pay great attention to the system of state financial control to prevent illegal, inappropriate, and inefficient spending at all levels of government. Only a transparent, proactive, and effective system of state financial control will allow the state and its economy not only to survive, but also to grow from year to year.

Keywords: Federal Treasury, Accounts Chamber of the Russian Federation, state, problems, modernization, external financial control, internal financial control, system of state financial control

For citation: Zotov N.I. The Federal Treasury and the Accounts Chamber of the Russian Federation: problems and ways of modernization // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2): 1 75— 1 79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-175-179. EDN: https://elibrary.ru/ANFYEQ.

© Зотов Н.И., 2024

Ситуация на сегодняшний момент предполагает обеспечение эффективного функционирования государства и муниципальных образований, что становится все более актуальной задачей органов государственной власти. Важнейшим элементом обеспечения эффективной деятельности финансового сегмента государства на данный момент выступает государственный и муниципальный финансовый контроль. Деятельность данного вида контроля нацелена на достижение максимальной эффективности от расходования государственных средств на целевые программы, проекты и мероприятия.

Выявление проблем и путей модернизации будет начато с Федерального казначейства. Сначала необходимо предоставить данные о некоторых результатах деятельности этого органа финансового контроля.

Федеральное казначейство является важным элементом в обеспечении финансовой устойчивости государства и управлении его финансовыми ресурсами. Его работа направлена на обеспечение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств, а также на управление государственным долгом и обеспечение финансовой стабильности. Результаты работы Федерального казначейства напрямую влияют на благосостояние граждан России и на развитие экономики страны.

Представляя результаты деятельности Федерального казначейства, считаем необходимым посмотреть графически на одно из важнейших направлений деятельности этого органа, а именно контроль за исполнением федерального бюджета (рис. 1—3). Интересно пронаблюдать результаты на базе отчетов 2021—2022 гг., предшествующих и ознаменовавших наложение беспрецедентных санкций на Российскую Федерацию.

Исполнение доходов ФБ, всего 25 286,4 млрд руб.,

из них

9 056,5 Р

16 229,9 Р

■ Ненефтегазовые доходы □ Нефтегазовые доходы

Рис. 1. Исполнение доходов федерального бюджета, млрд руб.

Утверждено законом о бюджете Рис. 2. Расходы федерального бюджета, млрд руб.

1 302,9 Р

524,3 Р

П

Профицит ЯФДР Внутреннее Внешнее И: финансирование финансирование оста1 п ь СДС1 в

- 524,3 Р " 39,4 р

_

1 787,8 Р

Рис. 3. Результат исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Ввиду санкционных ограничений результаты могли быть несколько снижены в 2022 г. Но в целом останутся на том же уровне или несколько возрастут из-за повышенного внимания государства по причине уже упомянутых санкций. Говоря подробнее о 2022 г., можно выделить следующие результаты деятельности Федерального казначейства: выполнено взыскание неиспользованных остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на сумму 27 млн руб., совершен отзыв на лицевые счета ГРБС лишних лимитов бюджетных обязательств в связи с отсутствием заключенных соглашений между ГРБС, осуществляющим предоставление субсидий, и высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на сумму 8952,5 млн руб., совершен отзыв на лицевые счета ГРБС лишних лимитов бюджетных обязательств по неисполненным бюджетным обязательствам 2022 г. в сумме в 15 745 млн руб.

В целом эволюция внутреннего контроля тесно переплетена с окружающими ее проблемами. В качестве первой отметим не в полной мере разъясняющую законодательную базу внутреннего контроля. Считаем, что требуется пересмотр нормативно-правовой базы с целью установления более четких и соответствующих нынешней военно-политико-экономической обстановке требований к осуществлению внутреннего финансового контроля. Было бы правильно четко определить количество ресурсов (в том числе человеческих), необходимых для проведения внутреннего контроля, возможно даже снижая их количество в пользу качества.

Следующая проблема состоит в том, что еще не вся деятельность Федерального казначейства

оцифрована, необходимо перевести как можно больше элементов контрольной деятельности в онлайн. Сюда можно отнести такую рекомендацию, как введение частично дистанционных способов ведения контрольной деятельности. Необходимо добиться полной автономности и автоматизации деятельности Федерального казначейства в соответствии с современными требованиями.

Счетная палата РФ является вторым важнейшим органом контроля, а именно внешнего государственного контроля за государственными финансами, основная задача которого — контроль и анализ эффективности и правильности использования целевых бюджетных средств согласно нормам, требованиями и стандартам законодательства. Работа Счетной палаты основывается на Конституции РФ, Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 10 июля 2023 г.) и других нормативных актах. Деятельность Счетной палаты не зависит от других государственных органов и организаций.

В качестве важного инструмента в обеспечении прозрачности и эффективности использования государственных средств, а также борьбы с коррупцией в России выступают проверки Счетной палаты РФ, в результате которых выявляются нарушения, которые требуется устранить.

Прежде чем перейти к проблемам и путям модернизации деятельности Счетной палаты РФ, рассмотрим динамику выявления нарушений в период времени, предшествующий введению санкций в отношении Российской Федерации (рис. 4, 5).

4443 4253

3698

2019 2020 2021

Год

Рис. 4. Динамика выявленных Счетной палатой РФ нарушений за 2019—2021 гг.

1541,4

ю

К-р.

1

2

кГ 2

оо<+,о

355,5

П

2019

2020 Год

2021

Рис. 5. Динамика сумм выявленных Счетной палатой РФ нарушений

за 2019—2021 гг.

Важно отметить количество проверок Счетной палаты РФ в уже санкционном 2022 г. На фоне обнаружения ряда проблем в экономике и государственном управлении было увеличено количество проверок, что привело к более позитивным результатам по предупреждению и устранению нарушений. Суммарное количество мероприятий, которые были проведены в определенной области, составило в отчетном году 338. Это разного вида проверки, анализ и оценки, которые были выполнены для достижения определенных целей. Наибольшее количество прове-

рок было проведено Счетной палатой РФ в области аудита формирования и исполнения бюджета, в два раза меньше проведено тематических мероприятий. Кроме того, производился аудит реализации документов стратегического планирования (девять мероприятий) и международных организаций (шесть мероприятий).

Тем не менее, в процессе работы Счетной палаты РФ наблюдается ряд проблем:

1) перевес в одну сторону при выборе формы осуществления контрольной деятельности (контрольное мероприятие или экспертно-аналити-

ческое) из-за законодательного позволения делать такой выбор;

2) недостаточность мер принуждения при нарушениях;

3) переоцененная для определения результативности деятельности важность количества проводимых проверок, а не их качества;

4) необходимость уведомлять правоохранительные органы о нарушениях, выявленных в ходе проверки, что тормозит процесс наказания объекта контроля; вместо того чтобы сразу взыскать сумму или штраф, пени, дело тормозится на рассмотрении в правоохранительных органах.

Предлагаются следующие меры по модернизации деятельности Счетной палаты РФ:

■ наделение Счетной палаты РФ более широким спектром полномочий, конкретизирующих ее методологическую деятельность;

■ снятие обязанности передачи информации о нарушениях в правоохранительные органы (она может передаваться параллельно с вынесением решения судом, если у правоохранительных органов возникнут какие-либо вопросы, то они будут заниматься ими дополнительно без участия Счетной палаты РФ);

■ пересмотр сроков проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

■ установление в качестве главного фактора определения результативности Счетной палаты РФ качества проверок, а не их количества.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №№ 145-ФЗ.

2. Симко H.H. Внутренний государственный финансовый контроль России в условиях внешнего санкционного давления / / Развитие современной науки и технологий в условиях транс-

формационных процессов: сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 6 июня 2022 г. М., 2022. С. 180—186.

3. Рожкова Э., Абрамовских Л. Государственный финансовый контроль. М.: Litres, 2022.

4. Пароватов С.Н. Научные взгляды на феномен понятия «государственный финансовый контроль»: систематизация и подходы // Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике: материалы I Междунар. научн.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 30 января 2023 г. Ростов н/Д: Манускрипт, 2023. С. 303—304.

5. Жердов В А., Зарубин М.Ю. Финансовый контроль за расходованием государственного и муниципального бюджета / / Образование и право. 2021. № 2.

References

1. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ dated July 31, 1998.

2. Simko N.N. Internal state financial control of Russia in the context of external sanctions pressure // The development of modern science and technology in the context of transformational processes: collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 6, 2022, Moscow, 2022. pp. 180—186.

3. Rozhkova E., Abramovskikh L. State Financial Control. M.: Liters, 2022.

4. Parovatov S.N. Scientific views on the phenomenon of the concept of "state financial control": systematization and approaches / / World trends and prospects for the development of science in the era of change: from theory to practice: materials of the I International scientific-practical conference, Rostov-on-Don, January 30, 2023. Rostov-on-Don: Manuscript, 2023. pp. 303—304.

5. Zherdov VA., Zarubin M.Yu. Financial control over the expenditure of the state and municipal budget // Education and Law. 2021. № 2.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 10.06.2024.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 13.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.