Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США'

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США / АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ СУДЫ / ОКРУЖНЫЕ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / ОКРУЖНЫЕ СУДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ (UNITED STATES BANKRUPTCY COURTS / UNITED STATES TAX COURT / UNITED STATES COURT OF PRIVATE LAND CLAIMS / UNITED STATES COURT OF INTERNATIONAL TRADE / UNITED STATES COURT OF FEDERAL CLAIMS / UNITED STATES FOREIGN INTELLIGENCE SURVEILLANCE COURT)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яровая Марина Вячеславовна

Статья раскрывает особенности и основные черты современной судебной системы США на федеральном уровне. Автор вводит в научный оборот новую уточненную информацию на основе авторского перевода оригинальных правовых документов и американских интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Judicial System of the USA

The article is devoted to the peculiarities of modern judicial system of the United States at the federal level, introduces new updated information into scientific circulation on the basis of the author's translation of legal documents and American Internet resources.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США»

М.В. Яровая

Федеральная судебная система США

Статья раскрывает особенности и основные черты современной судебной системы США на федеральном уровне. Автор вводит в научный оборот новую уточненную информацию на основе авторского перевода оригинальных правовых документов и американских интернет-ресурсов.

Ключевые слова: федеральная судебная система США; апелляционные суды; окружные суды общей юрисдикции; окружные суды специальной юрисдикции (United States bankruptcy courts; United States Tax Court; United States Court of Private Land Claims; United States Court of International Trade; United States Court of Federal Claims; United States Foreign Intelligence Surveillance Court).

В условиях продолжающегося совершенствования судебной системы России представляется актуальным обращение к зарубежному опыту построения и функционирования судебных систем. Одной из наиболее развитых является судебная система Соединенных Штатов Америки, которая решает свои задачи достаточно эффективно.

Специфика судебной системы США определяется федеративным устройством американского государства. Субъектами Соединенных Штатов Америки являются пятьдесят штатов и один федеральный округ — Коламбия (г. Вашингтон — столица США)1. Штаты передают ряд управленческих функций федеральному правительству, при этом сохраняют свою самостоятельность в вопросах борьбы с преступностью, транспорта, здравоохранения, просвещения и других. В состав Соединенный Штатов Америки Конгрессом могут приниматься новые штаты. Так, например, в 1959 году был принят пятидесятый штат — Гавайи. Сегодня одним из наиболее вероятных кандидатов на положение пятьдесят первого штата является Пуэрто-Рико2.

1 Федеральный округ Коламбия, District of Columbia (англ.) — федеральный округ, находящийся под юрисдикцией Конгресса, специально выделенный под столицу США — город Вашингтон. Поэтому обычно Федеральный округ Коламбия называется Округ Вашингтон (Washington, The District (англ.) или просто Округ Коламбия (сокращенно D.C. «Ди Си»). На территории Федерального округа Коламбии расположены государственные органы США (президент, Конгресс, Верховный суд), а также штаб-квартиры международных организаций (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Организация американских государств, Межамериканский Банк развития и др.).

2 Пуэрто-Рико — одна из 14-ти зависимых от Соединенных Штатов территорий, две из них имеют статус «содружеств» (Пуэрто-Рико и Северные Марианские острова), а 12 — статус «владений» (Гуам, Американские Вирджинские острова и пр.). Жители всех этих территорий (за исключением Американского Самоа) — граждане США. На островных территориях действуют отдельные судебные системы.

Из пятидесяти штатов сорок шесть называются словом «штат» (например, Штат Колорадо), остальные четыре штата — «содружествами» (например, Содружество Кентукки). Однако конституционных и правовых различий (в применении федерального права) между штатами и содружествами нет.

Таким образом, на континентальной территории США действует 52 судебные системы (а всего, с островными территориями — 55): федеральная судебная система, 50 различных судебных систем в штатах и судебная система федерального округа Коламбии (г. Вашингтон), а также окружные суды на трех территориях — на Виргинских островах, Гуам и Северных Марианских островах3. Федеральная судебная система (Federal courts) создана на основе федеральной Конституции 1787 года Конгрессом США. Суды штатов сформированы на основе конституций штатов органами легислатуры. Для судебной системы США характерен дуализм (наличие наряду с федеральными судами судов в каждом штате) и трехуровневость федеральной системы (Верховный федеральный суд; 12 Апелляционных судов по округам; окружные суды по первой инстанции — общей и специализированной юрисдикций)4.

Федеральные суды рассмотрим с уровня высшей судебной инстанции — Верховного федерального суда.

Верховный суд США (The Supreme Court of the United States) осуществляет апелляционное производство как по отношению к решениям федеральных Апелляционных судов, так и в отношении решений судов штатов по вопросам федерального значения. Его юрисдикция является дискреционная, т. е. предоставлена на усмотрение самого суда. Верховный суд (далее — ВС) — единственный суд, который упомянут в Конституции (ст. 3), поэтому он имеет особый статус и полномочия. Он может выступить и как первая инстанция (по вопросам о границе штатов, например). В состав суда в настоящее время входят девять судей — восемь членов суда и Председатель суда. Суд всегда заседает полным составом.

Апелляционные суды (Courts of appeals). В США имеется 12 федеральных Апелляционных судов5. Юрисдикция судов ограничена территорией судебного округа (judicial circuits). Один из них действует в столичном округе Коламбия; другие 11, каждому из которых присвоен номер, действуют

3 URL: http://openjurist.org/us-court (дата обращения: 16.08.2014).

4 Сайт United States Courts, The Federal Court System in the United States: An Introduction fo Judges and Judicial Administrators in Other Countries. Thurgood Marshall Federal Judiciary Building Washington, D.C. 20544. Федеральный уровень судебной системы в Соединенных Штатах Америки: Введение для судей и судебных администраторов зарубежных стран (пер. А.В. Орлова.) изд. второе. Washington, D.C. 20544: Административное Управление судов США, 2001. 77 с. URL: http://www.uscourts.gov/Viewer.aspx?doc=/uscourts/ FederalCourts/Pub-lications/ russian.pdf (дата обращения: 15.08.2014).

5 URL: http://openjurist.org/us-court (дата обращения: 16.08.2014).

на остальной территории страны6. Например, в юрисдикцию Апелляционного суда Второго округа входят штаты Коннектикут (Connecticut), Нью-Йорк, Вермонт (Vermont). Эти апелляционные суды занимаются рассмотрением жалоб на решения, вынесенные федеральными окружными судами данного округа. Кроме того, Апелляционный суд по федеральному округу правомочен рассматривать апелляции по специализированным делам, в том числе связанным с патентным правом, а также решения Суда по делам внешней торговли и Федеральным претензионным судом.

Апелляционный суд для Федерального округа (The Court of Appeals for Federal Circuit) осуществляет юрисдикцию в отношении определенных категорий дел независимо от географического признака на всей территории США. Здесь пересматриваются решения, вынесенные в Федеральном Претензионном суде и в Федеральном суде по вопросам международной торговли. Судьи апелляционных судов (из числа окружных судьей) — circuit judges — назначаются на пожизненный срок Президентом по рекомендации и с согласия Сената в количестве, установленном положениями раздела 28 Свода законов США. Так, например, Второй округ состоит из 13 окружных судей. Дела, как правило, рассматриваются в составе трех судей.

Суды первой инстанции делятся на: (1) суды общей юрисдикции (ими являются районные суды — federal district courts/General trial courts, и (2) суды специальной юрисдикции.

Федеральные районные суды общей юрисдикции (federal district courts). Территория США разделена на 94 судебных округа, в каждом — по одному окружному суду7. Округа различны по охватываемой территории. В густонаселенных штатах их может быть три-четыре, в малонаселенных — один. Так, штат Нью-Йорк (New York) в соответствии с этой системой разделен на четыре (именуемых по сторонам света) округа — (Northern, Southern, Eastern, Western).

Все районные суды имеют не менее двух судей, например, в штате Нью-Йорк в Северный федеральный судебный округ назначено четыре судьи, в Южный — 28, Восточный — 15, Западный — четыре судьи. Судебные заседания для удобства участвующих в них лиц могут проводиться в различных местах штата. Иски, отнесенные к компетенции федеральных органов юстиции, как правило, предъявляются в федеральные районные суды в соответствии с территориальной подсудностью дела и рассматриваются судьей единолично.

6 Сайт United States Courts, The Federal Court System in the United States: An Introduction fo Judges and Judicial Administrators in Other Countries. Thurgood Marshall Federal Judiciary Building Washington, D.C. 20544. Федеральный уровень судебной системы в Соединенных Штатах Америки: Введение для судей и судебных администраторов зарубежных стран (пер. А.В. Орлова.) изд. второе. Washington, D.C. 20544: Административное управление судов США, 2001. 77 с. URL: http://www.uscourts.gov/Viewer.aspx?doc=/uscourts/FederalCourts/ Publications/ russian.pdf (дата обращения: 15.08.2014).

7 Более подробно см. URL: http://www.uscourts.gov/FederalCourts/Understandingthe Feder-alCourts/DistrictCourts.aspx (дата обращения: 20.10.2014).

На островных территориях окружные суды имеют статус территориальных судов и отличаются тем, что созданы в соответствии со ст. IV Конституции США, и судьи назначаются на 10-летний срок, а не пожизненно.

Федеральные суды специальной юрисдикции.

Суд по делам о несостоятельности (Bankruptcy Court). Суды по делам о несостоятельности действуют при окружных судах. Например, для Северного судебного округа штата Нью-Йорк назначено двое судей (bankruptcy judges), для Южного — девять, для Восточного — шесть, для Западного — трое. Юрисдикция Суда осуществляется судьей единолично.

Федеральный претензионный суд (The United States Court Of Federal Claims) состоит из 16 судей, назначаемых президентом по рекомендации и с согласия Сената. Суд расположен в Вашингтоне, но в правилах судопроизводства он сам может определять как время, так и место своего заседания. В его компетенцию входит рассмотрение исков, предъявляемых к США. Производство осуществляется судьей единолично.

Федеральный суд по вопросам международной торговли (The Court of International Trade). В его состав входят девять судей, суд располагается в Нью-Йорке. Рассматривает иски, относящиеся к тарифам и торговым соглашениям, предъявляемым к США, их агентствам и федеральным служащим. Производство осуществляется судьей единолично, по сложным делам — коллегиально в составе трех судей.

Налоговый суд (The United States Tax Court) США является судом федерального правительства, рассматривающим: дела, связанные с взиманием налоговой недоимки; требования о возвращении переплаченных налоговых сумм; споры о праве налогоплательщика ознакомиться с документами и иными материалами, хранящимися в налоговом ведомстве (The Internal Revenue Service — IRS). Принимаемые им решения, как правило, могут быть обжалованы в федеральном Апелляционном суде или в Верховном суде США.

В состав суда входит 19 основных судей, назначаемых на пятнадцатилетний срок, и 17 дополнительных судей, назначаемых главным судьей. Резиденция суда в Вашингтоне (Washington, D.C.), периферийное отделение — в Лос-Анджелесе (Los Angeles), заседания могут проводиться в любой точке США.

Каждый судья федеральных судов (т.н. судьи «Третьей статьи») рассматривает и гражданские, и уголовные дела, а также (при необходимости) вопросы нарушения Конституции. В США нет отдельно выделенной конституционной юстиции. Также судьи рассматривают апелляции на решения административных агентств (административные суды в США).

В США есть судебные учреждения вне судебной ветви власти, возникшие по Актам Конгресса в рамках исполнительной власти, такие как:

- Федеральные административные агентства и комитеты (рассматривают трудовые споры, споры по социальному обеспечению, нарушения лицензирования радио, телевещания и др);

- суды по делам военнослужащих (как первые инстанции и есть апелляционные);

- суд по апелляциям ветеранов (с 1988 г.).

В США вопрос о подсудности8 дела нередко оказывается более сложным, чем разрешение спора по существу. Подсудность в США имеет три разновидности: 1) subject matter jurisdiction — родовая подсудность; 2) personal jurisdiction — «личная» подсудность; 3) venue — территориальная подсудность.

1. Subject matter jurisdiction — в рамках этого института компетенция суда определяется через обозначение категорий дел (subject matter), которые он может рассматривать. По существу, речь идет о родовой подсудности. В США она служит для разграничения власти (а) внутри каждого штата:

- между судами общей и специальной юрисдикции (например, наследственные дела часто изымаются из ведения судов общей компетенции и относятся к компетенции специализированных судов);

- между различными звеньями внутри определенной судебной системы штата (типичным, например, является наличие судов малых исков, судов ограниченной юрисдикции, компетенция которых лимитирована определенной ценой иска);

(б) между федеральными судами и судами штата.

Родовая подсудность в правовой системе США позволяет решить три вопроса: 1. Подлежит ли спор разрешению в судах штата или Федерации? 2. К ведению какой ветви судебной власти штата относится этот спор? 3. Какое звено судебной системы штата должно им заниматься?

Но она не касается другой, не менее важной проблемы: в судах какого из пятидесяти штатов может быть начато производство.

2. Personal jurisdiction — институт «личной» подсудности обусловлен федеративным устройством страны, служит для установления границы судебной власти штата. Суды определенного штата вправе осуществить разбирательство в отношении лица, имеющего резиденцию за его пределами, только тогда, когда оно имеет определенного рода связь с этим штатом, например, занимается на его территории коммерческой деятельностью, оказывает там услуги, поставляет туда товар, совершает деликт. Отсутствие подобной связи означает отсутствие юрисдикции в отношении соответствующего лица.

Какие конкретно контакты дают положительный ответ на вопрос о компетенции суда, или, другими словами, в какой мере судебная власть штата распространяется на отношения с участием лиц, не имеющих домицилия в этом штате (в том числе иностранцев), в каждом штате определяется по-разному. Чаще всего соответствующие предписания содержатся в правилах судопроизводства и именуются «законами длинной руки» (long arm statutes).

8 Англо-американская система определяет подсудность по признаку «присутствия» ответчика в стране суда, которое толкуется очень широко. Даже если иностранец находится в США временно, но ему лично вручена повестка—это является достаточным основанием для признания подсудности в отношении физических лиц. В отношении юридических лиц требуется, чтобы они были учреждены в США или осуществляли свои операции на территории страны.

Общее представление об этих нормах дает сборник прецедентного права Restatement of law Third» (The Foreign Relations Law of the U.S. 1987). Согласно п. 421 указанного сборника осуществление правосудия органами штата в отношении лица или вещи обосновано, если установлено, что:

- лицо или вещь находятся на территории штата, за исключением случаев транзита;

- физическое лицо имеет в этом штате домицилий, резиденцию или является его гражданином;

- корпорация или иное юридическое лицо учреждено в соответствии с правом штата;

- судно, воздушное судно или иное транспортное средство, по поводу которого возбуждается производство, зарегистрировано по праву штата;

- лицо (физическое или юридическое) согласно на юрисдикцию штата;

- лицо (физическое или юридическое) имеет постоянное занятие в этом штате;

- лицо совершило действие на территории этого штата, но только в отношении этого акта;

- лицо совершило действие за пределами штата, но существенные, прямые и предвидимые результаты этого акта имели место на территории штата, но только в отношении этого акта;

- вещь, являющаяся предметом разбирательства, находится в собственности, во владении или используется на территории штата, но только в отношении исков, достаточно связанных с этой вещью.

3. Институт venue (букв. — «место рассмотрения дела», place of trial) направлен на разграничение юрисдикции между судами, которые обладают компетенцией в силу родовой и «личной» подсудности. По существу, речь идет о территориальной подсудности, основанной на тех же принципах, что и в других странах (романский и германский варианты).

Разграничение юрисдикции между федеральными судами и судами штатов. Суды штатов являются судами с ограниченной юрисдикцией. Это означает, что органам правосудия штатов подсудны все дела, за исключением тех, которые отнесены к компетенции федеральной юстиции. Согласно Конституции (sec. 2 art. III) к ведению последней относятся:

- дела, возникшие из отношений, регулируемых Конституцией США, федеральным правом, договорами, заключенными США (в этой части федеральная компетенция обусловлена особым характером применяемого права), а также

- споры, касающиеся послов, консулов, дела с участием США в качестве стороны, споры между штатами, между лицами, имеющими домицилий в различных штатах. В данном случае федеральная юрисдикция обусловлена особым составом участников спорного правоотношения.

Положения Конституции дополняются предписаниями раздела 28 Свода законов. Здесь установлено, что федеральные окружные суды компетентны

рассматривать споры между гражданами различных штатов или с участием иностранных граждан или организаций, но только если цена иска превышает $75 000 (sec. l332). Претензии на меньшие суммы могут подаваться только в суд штата.

Таким образом, существуют два основных потока дел, поступающих в федеральные суды: юрисдикция по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции, и юрисдикция при несовпадении правовых норм. В общем случае федеральные суды могут решать дела, связанные с «федеральными вопросами» — с правительством США, Конституцией США или федеральными законами, — спорами между штатами или между США и иностранными правительствами. Примерами таких дел могут служить: претензия гражданина на право получать деньги по программе федерального правительства (по программе социального обеспечения); исковое заявление правительства о том, что некто нарушил федеральное законодательство; или возражение на действия, предпринятые федеральным учреждением. В принципе, при этом любое дело по юрисдикции, обусловленной несовпадением правовых норм, независимо от денежной суммы, может быть подано не в федеральный суд, а в суд штата.

Дело может также быть подано в федеральный суд по принципу «несовпадающего гражданства» сторон — например, между гражданами разных штатов или между гражданами США и другой страны. Чтобы обеспечить стороне из другого штата или государства беспристрастность, Конституция предусматривает, что такие дела могут слушаться в федеральном суде.

Федеральные судьи должны соблюдать Кодекс поведения судей США — набор этических принципов и правовых норм, принятый Судебной конференцией США. Многие федеральные судьи работают на государственной службе и занимаются преподавательской деятельностью. Это разрешается Кодексом поведения, который призывает судей заниматься деятельностью по совершенствованию законодательства, правовой системы и отправления правосудия9.

Федеральные судьи назначаются президентом на 15 лет, и это решение должен утвердить Сенат. В 65 лет судьи могут выйти на пенсию с сохранением полной заработной платы. Служба Маршалов (United States Marshals Service) — подразделение Министерства юстиции — обеспечивает безопасность зданий федеральных судов и самих судей.

Военные суды, административные агентства и некоторые специализированные суды осуществляют свою деятельность в рамках исполнительной

9 Зарплаты нью-йоркских судей были заморожены в 1999 г. В результате уже в тот же год судебную систему покинули 1,3 тысячи человек. За последнее время в отставку ушли еще 110 судей. Было решено повысить в 2012 г. годовую зарплату судьям Верховного суда штата со 137 тыс. до 160 тыс. долл. В 2013 г. годовая зарплата судей выросла до 167 тыс. в год, а в 2014 г. — до 174 тыс.долл. При этом глава ассоциации юристов штата Винсент Дойл заявил, что считает такое повышение зарплат недостаточным и выразил сомнение в том, что оно поможет решить проблемы местной судебной системы. Он отметил, что за последние 12 лет прожиточный минимум вырос на 40 %, а зарплаты судей к 2014 г. вырастут всего на 27 %.

власти (вопросы налогообложения, трудового права, социального обеспечения, патентного права, авторского права, лицензирования теле- и радиовещания). Это органы, не входящие в судебную систему по ст. 3 Конституции США, тем не менее разрешать эти споры будут судьи «третьей статьи»10.

Общее право создается и интерпретируется судьями, основной источник права — судебный прецедент. Особенностью федерального права является наличие кодексоподобных неофициальных сборников (Примерный УК, Свод американского права в 50 разделах, Единый торговый кодекс), а также принятых Конгрессом детализированных статутов, например — Кодекс о банкротстве, Налоговый кодекс, Закон о социальном обеспечении, Закон о ценных бумагах и биржах11. При этом толкование законов и кодексов будет происходить по правилу судебного прецедента, т. е. с учетом и анализом имеющихся прецедентов вышестоящих судов, а также проверкой на конституционность применяемого источника права.

Обязанность по разработке процессуальных правил и норм лежит на самих судах, так указано в Акте о руководящих судебных правилах 1934 года. Судебная система сама разработала эти правила для оптимизации своей работы с целью упростить процедуру и сократить время рассмотрения дела. Правила вырабатываются в специальных комиссиях, в состав которых входят адвокаты, правоведы, назначенные Председателем ВС; затем публикуются Административным центром для изучения общественного мнения; затем утверждаются Судебной ассоциацией; после чего утверждаются ВС. Эти правила становятся источником права (законом в нашем понимании), если только Конгресс не проведет голосование по их изменению.

На федеральном уровне предлагается ограничить предельный размер штрафных убытков, взыскиваемых в рамках одного дела с представителей крупного бизнеса, двукратным размером собственно убытков или твердой суммой в 250 тыс. долл. (в зависимости от того, какая сумма окажется больше), а с представителей более мелкого бизнеса — двукратным размером собственно убытков или твердой суммой в 250 долл. (в зависимости от того, какая сумма окажется меньше). В настоящее время это не отрегулировано. Например, решением ВС США по делу TXO Production Corp. v. Alliance Resources (1993 г.) ответчику были присуждены 19 тыс. долл. компенсационных и 10 млн долл. штрафных убытков с истца, заведомо безосновательно предъявившего иск с целью опорочить право ответчика на освоение недр

10 Сайт United States Courts, The Federal Court System in the United States: An Introduction fo Judges and Judicial Administrators in Other Countries. Thurgood Marshall Federal Judiciary Building Washington, D.C. 20544. Федеральный уровень судебной системы в Соединенных Штатах Америки: Введение для судей и судебных администраторов зарубежных стран (пер. А.В. Орлова.) изд. второе. Washington, D.C. 20544: Административное Управление судов США, 2001. 77 с. URL: http://www.uscourts.gov/Viewer.aspx?doc=/uscourts/ FederalCourts/ Publications/russian.pdf (дата обращения: 15.08.2014).

11 Там же.

(slander of title). Решением ВС США по делу Phillip Morris USA v. Williams (2007 г.) компания, обманным путем склонившая мужа истицы к курению продаваемых компанией сигарет, была присуждена к уплате штрафных убытков в сумме 79,5 млн долл., что в 97 раз превышало компенсационные убытки, которые компания была обязана возместить истице за «преждевременную смерть» ее супруга12.

Федеральные органы юстиции в силу особенностей судебно-правовой системы США выполняют лишь около 10 % объема всей судебной работы. Основная нагрузка приходится на суды в штатах. В настоящее время действует 16 456 судов первой инстанции в 50 штатах, а на федеральном уровне, как было указано выше, — 94. В 2009 году в федеральных судах было возбуждено 269 542 дела, в то время как в судах штатов — 100 554 221 гражданских и уголовных дел13. В целом, по количественным характеристикам федеральная судебная система сравнима с системой крупного штата.

Таким образом, современная федеральная судебная система США не является «застывшей», она достаточно динамично развивается и совершенствуется. Этот опыт может представлять научный и практический интерес для развития судебной реформы в России.

M.V. Yarovaya

Federal Judicial System of the USA

The article is devoted to the peculiarities of modern judicial system of the United States at the federal level, introduces new updated information into scientific circulation on the basis of the author's translation of legal documents and American Internet resources.

Keywords: the Federal court system of the USA; courts of appeal; the district courts of general jurisdiction; the district courts of special jurisdiction (United States bankruptcy courts, United States Tax Court, United States Court of Private Land Claims, the United States Court of International Trade, the United States Court of Federal Claims, the United States Foreign Intelligence Surveillance Court).

12 Сайт Университета штата Атланты, юридическая библиотека (на англ. яз.). URL: http:// library.law.emory.edu/index.html (дата обращения: 18.08.2014).

13 URL: http://www.law.cornell.edu (дата обращения: 17.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.