Научная статья на тему 'FEATURES OF ENGINEERING SURVEYS IN THE DESIGN OF PROTECTION FROM MUDSLIDES OF HIGHWAYS'

FEATURES OF ENGINEERING SURVEYS IN THE DESIGN OF PROTECTION FROM MUDSLIDES OF HIGHWAYS Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
mudslides / protection from mudslides / highways / engineering surveys. / сели / селезащита / автомобильные дороги / инженерные изыскания.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Salimova Barno Jamalovna

the article emphasizes the relevance of the design of modern protective structures in the areas of mudflow activity. The specifics and the necessary amount of engineering surveys required for the design of anti-mudflow protection of highways in regions with high risks of mudflow activity are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОТИВОСЕЛЕВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

в статье подчеркивается актуальность проектирования современных защитных сооружений в зонах селевой активности. Рассматривается специфика и необходимый объем инженерных изысканий, обязательный к выполнению при проектировании противоселевой защиты автомобильных дорог в регионах с высокими рисками селевой активности.

Текст научной работы на тему «FEATURES OF ENGINEERING SURVEYS IN THE DESIGN OF PROTECTION FROM MUDSLIDES OF HIGHWAYS»

FEATURES OF ENGINEERING SURVEYS IN THE DESIGN OF PROTECTION

FROM MUDSLIDES OF HIGHWAYS Salimova B.D. (Republic of Uzbekistan)

Salimova Barno Jamalovna - Candidate of Technical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF SURVEYS AND DESIGN OF HIGHWAYS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article emphasizes the relevance of the design of modern protective structures in the areas of mudflow activity. The specifics and the necessary amount of engineering surveys required for the design of anti-mudflow protection of highways in regions with high risks of mudflow activity are considered. Keywords: mudslides, protection from mudslides, highways, engineering surveys.

ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОТИВОСЕЛЕВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Салимова Б.Д. (Республика Узбекистан)

Салимова Барно Джамаловна - кандидат технических наук, профессор, кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подчеркивается актуальность проектирования современных защитных сооружений в зонах селевой активности. Рассматривается специфика и необходимый объем инженерных изысканий, обязательный к выполнению при проектировании противоселевой защиты автомобильных дорог в регионах с высокими рисками селевой активности. Ключевые слова: сели, селезащита, автомобильные дороги, инженерные изыскания.

УДК: 504.4

Экзогенные процессы, вызванные изменением климата и ростом метеорологических экстремумов, провоцируют в горных и предгорных районах образование опасных инженерно-геологических процессов: паводков, оползней, селей [1]. Воздействие селей в горной местности несет катастрофическую угрозу всем сферам народного хозяйства, в том числе транспортной отрасли. При строительстве для последующей эффективной эксплуатации автомобильных дорог в регионах с высокими рисками селевой активности остро стоит задача грамотного проектирования и обустройства противоселевой защиты.

Проектирование объектов защиты от селевых угроз должно проводиться с учетом значений результатов прогнозирования возможного экономического, экологического, социального ущерба и характерных сведений об отрезке автомобильной дороги, находящейся в зоне потенциального схода селей [2]. Анализ характеристик рассматриваемого участка дороги необходимо получать при проведении мониторинговых исследований и в процессе геодезических, гидрометеорологических, геологических и экологических инженерных изысканий. Изыскательные работы должны быть нацелены, в том числе, на анализ природы селевой угрозы, характерной для данного участка дороги. Анализ должен включать:

• определение селевых бассейнов;

• расчетные характеристики селевого потока;

• величину риска повторяемости схода, определенную на основе мониторинга селеобразующих факторов (гидрометеорологических, инженерно-геологических, геоморфологических и т.д.).

При проектировании строительства дороги для района с высокими рисками селевой угрозы важно определение наиболее рациональных вариантов ее трассирования по отношению к возможному движению селевого потока. Объем проводимых изыскательных исследований должен обеспечивать необходимую полноту защитных мероприятий и квалифицированное определение инженерно -конструктивных особенностей селезащиты для рассматриваемого участка автомобильной дороги. Территориальные границы, в которых выполняются изыскательные работы, должны включать весь селеопасный участок в целом, с учетом его рельефа, так как исследование характеристик его локальных элементов не может приниматься за основание для принятия проектных решений по всей совокупности противоселевых мер [3].

Инженерные изыскания при проектировании противоселевой защиты автомобильных дорог должны учитывать:

• анализ данных о причинах образования селей (с учетом гипсометрических уровней, геоморфологических и геологических условий), их периодичности, особенностей селеобразующих факторов, присущих местности;

• характеристики селевых потоков (объем, скорость, плотность, особенности рыхлообломочного материала и т.д.) с учетом их следов (наносов, селевых террас, холмов, гряд и др.);

• климато-метеорологические характеристики, сведения о максимальных осадках, температурном режиме и влажности годовом распределении [4];

• гидрометеорологические характеристики и данные о постоянных и временных водотоках;

• информацию о характере разрушений, вызванных воздействием селевых потоков [5]. Инженерные изыскания также должны включать оценку эффективности ранее выполненных

селезащитных сооружений и их эксплуатационные характеристики.

Таким образом, изыскание и проектирование противоселевой защиты автомобильных дорог имеет определенную специфику, связанную с необходимостью качественного и максимально полного учета комплекса характерных данных, которые, в том числе, дают возможность прогнозирования экологических, инженерно-геологических, гидрометеорологических трансформаций местности под воздействием определенных природных и техногенных факторов на расчетный срок эксплуатации дороги. Помимо этого, в процессе проектирования необходимо учитывать антропогенную нагрузку на природную среду и потенциальные социально-экономические последствия для изучаемой местности.

Список литературы/References

1. Дергачёва И.В., Салимова Б.Д. Исследование селевой активности в горных и предгорных районах Республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. - 2022. - №. 9 (178). - С. 48 -52.

2. Баснукаев И.Ш., Абуханов А.З., Алиев С.А. Современные подходы к изысканиям и проектированию автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений //Вестник ГГНТУ. Технические науки. -2020. - Т. 16. - №. 2. - С. 39 - 45.

3. Журавлев П.А., Сборщиков С.Б. Организационные особенности формирования технических решений инженерной защиты территории на этапах жизненного цикла и их реинжиниринг (часть 2) //Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2021. - №. 1. - С. 77 - 91.

4. Салимова Б.Д. Осадки характеристики и вероятностные оценки //Сельское хозяйство Узбекистана. -2005. - №. 2. - С. 25 - 26.

5. Гетто О.Н., Белов В.А. Организационно-технические мероприятия по обеспечению селезащиты //Мелиорация и гидротехника. - 2022. - Т. 12. - №. 3. - С. 264 - 276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.