Научная статья на тему 'Фазово-градиентный метод измерения магнитного поля в электромобиле'

Фазово-градиентный метод измерения магнитного поля в электромобиле Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
332
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / ELECTRIC CAR / МАГНИТНОЕ ПОЛЕ / MAGNETIC FIELD / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ELECTROMAGNETIC SAFETY / ИЗМЕРЕНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ / MAGNETIC FIELD MEASUREMENT / ФАЗОВО-ГРАДИЕНТНЫЙ МЕТОД / PHASE GRADIENT METHOD

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Птицына Наталья Григорьевна, Исмагилов Валерий Сарварович, Копытенко Юрий Анатольевич, Коробейников Анатолий Григорьевич

При эксплуатации электромобилей и гибридных автомобилей необходим контроль магнитного поля в реальном масштабе времени, например, для пожарной и электромагнитной безопасности. В работе предложен метод измерения магнитных полей на борту электрического автомобиля с учетом специфики этих полей. Метод опирается на дифференциальные методы измерения и минимизирует количество магнитометрических датчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Птицына Наталья Григорьевна, Исмагилов Валерий Сарварович, Копытенко Юрий Анатольевич, Коробейников Анатолий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phase gradient method of magnetic field measurements in electric vehicles

Operation of electric and hybrid vehicles demands real time magnetic field control, for instance, for fire and electromagnetic safety. The article deals with a method of magnetic field measurements onboard electric cars taking into account peculiar features of these fields. The method is based on differential methods of measurements, and minimizes the quantity of magnetic sensors.

Текст научной работы на тему «Фазово-градиентный метод измерения магнитного поля в электромобиле»

Литература

1. Шалыто А.А. Парадигма автоматного программирования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2008. - № 8 (53). - С. 3-24.

2. Поликарпова Н.И., Шалыто А.А. Автоматное программирование. - СПб: Питер, 2010. - 176 с.

3. Шалыто А.А. SWITCH-технология. Алгоритмизация и программирование задач логического управления. - СПб: Наука, 1998. - 628 с.

4. Шалыто А.А. Алгоритмизация и программирование для систем логического управления и «реактивных» систем // Автоматика и телемеханика. - 2001. - № 1. - С. 3-29.

5. Царев Ф.Н. Метод построения управляющих конечных автоматов на основе тестовых примеров с помощью генетического программирования // Информационно-управляющие системы. - 2010. - № 5. -С. 31-36.

6. Федотов П.В., Степанов О.Г. Внесение изменений в автоматные программы // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - № 1 (71). - С. 77-83.

7. Шестаков А.В. Разработка методов модификации автоматных программ при изменении их сценариев работы. Бакалаврская работа. СПбГУ ИТМО, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://is.ifmo.ru/papers/2011-bachelor-shestakov/, свободный. Яз. англ. (дата обращения 07.03.2012).

8. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ. - М.: Вильямс, 2007. - 677 с.

Шестаков Алексей Викторович - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, студент, [email protected]

УДК 621.317.42

ФАЗОВО-ГРАДИЕНТНЫЙ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ2 Н.Г. Птицына, В.С. Исмагилов, Ю.А. Копытенко, А.Г. Коробейников

При эксплуатации электромобилей и гибридных автомобилей необходим контроль магнитного поля в реальном масштабе времени, например, для пожарной и электромагнитной безопасности. В работе предложен метод измерения магнитных полей на борту электрического автомобиля с учетом специфики этих полей. Метод опирается на дифференциальные методы измерения и минимизирует количество магнитометрических датчиков. Ключевые слова: электромобиль, магнитное поле, электромагнитная безопасность, измерение магнитного поля, фазово-градиентный метод.

Введение

Электрификация дорожного транспорта является в настоящее время приоритетным направлением развития науки, технологий и техники. Это связано с такими факторами и рисками, как изменение климата, здоровье населения, зависимость от энергии, а также стоимость исходных материалов. Дорожный транспорт является основным источником загрязнения среды в месте нахождения автомобиля. В городах концентрация вредных выхлопов особенно велика. Растет число доказательств, связывающих автомобильное загрязнение городов с серьезными рисками для здоровья, как, например, с респираторными и кардио-респираторными заболеваниями, а также с раком легких. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, вредные выхлопы автомобилей приводят к большему количеству смертей, чем автомобильные аварии. Исходя из этого, Европейское Сообщество в последнее время инвестирует в разработки экологичного автомобиля «green car» суммы порядка миллиарда евро. Замена обычных автомобилей, использующих двигатели внутреннего сгорания, на электрический автотранспорт - электромобили и их гибриды - представляется логичным решением и панацеей от экологических бед.

Преимуществом электромобилей по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, является отсутствие вредных выхлопов в месте нахождения автомобиля и экологич-ность, ввиду отсутствия нефтяного топлива, антифризов, трансмиссионных и моторных масел, а также фильтров для этих жидкостей. Дополнительным существенным преимуществом является низкая стоимость эксплуатации электромобиля, особенно в Российской Федерации, где стоимость электроэнергии сравнительно невелика, в первую очередь, в ночное время, когда, скорее всего, и будут заряжаться автомобили.

2

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, государственный контракт № 11.519.11.1011.

Необходимость анализа магнитных полей в электромобиле

С другой стороны, мировые производители электрических автомобилей столкнулись с серьезной проблемой обеспечения электромагнитной безопасности пользователей электрического автомобильного транспорта. Существует озабоченность населения и средств массовой информации по поводу возможных рисков для здоровья и безопасности движения из-за воздействия электромагнитных полей (ЭМП), которые будут генерироваться в электрическом автотранспорте сильными токами, текущими в электропроводах и кабелях. Эта озабоченность подкрепляется многочисленными работами, свидетельствующими о том, что ЭМП промышленной частоты (50-60 Гц) могут представлять угрозу здоровью, в частности, могут провоцировать канцерогенные заболевания, опухоли мозга, различные неврологические нарушения, депрессии [1-4]. Кроме того, магнитные поля (МП) сверхнизкой частоты замедляют реакцию человека, что может представлять серьезную угрозу безопасности движения, если такие явления наблюдаются у водителей [3]. При этом следует учесть два «отягчающих обстоятельства»: во-первых, водители и пассажиры электромобиля будут находиться в непосредственной близости к источникам МП, и, во-вторых, они будут подвергаться экспозиции полей в течение длительного времени. Мы пользуемся феном, электробритвой или микроволновой печью в течение нескольких минут или десятков минут, а в автомобиле люди часто проводят многие часы. Оба вышеперечисленных фактора увеличивают риск негативного воздействия МП.

В то время как во всех типах автомобилей присутствуют внешние ЭМП, включая МП Земли, а также ЭМП от различных бортовых электронных устройств, электрический и гибридный автомобили благодаря своим конструктивным особенностям генерируют существенные внутренние ЭМП в широком диапазоне частот. Электрооборудование в электромобилях является источником переменного ЭМП, имеющего сильную временную и пространственную неоднородность в диапазоне частот от долей герца до сотен мегагерц [5-7]. С экологической точки зрения наиболее важной является магнитная составляющая ЭМП, так как доказано, что именно она может приводить к негативным последствиям для здоровья. МП также могут представлять риск для электромагнитной совместимости различных электротехнических средств и электронных устройств электромобиля.

Таким образом, измерение и оценка МП, а также определение их топологии в электрическом автомобиле является актуальной задачей. До сих пор работ о детальных магнитных измерениях в гибридных автомобилях очень мало, а опубликованные статьи по тестированию МП в полностью электрических автомобилях практически отсутствуют [5, 8]. Однако суммирование известных к настоящему времени сведений и сравнение с данными, полученными для других видов электрического транспорта [913] позволило выявить характерные, общие для таких полей, черты. В отличие от синусоидальных полей от линий передач (на частоте 50 или 60 Гц), ЭМП в электрическом автомобиле являются мультичастот-ными полями, т. е. они являются суперпозицией полей, генерируемых множеством источников на борту автомобиля. Кроме того, выявлено, что МП в электромобиле являются иррегулярными, быстро меняющимися во времени и крайне неоднородными в пространстве салона.

Перечисленные характерные черты МП в электромобиле осложняют подробные и точные измерения этих полей в салоне движущегося автомобиля. Для корректных измерений полей и их градиентов в салоне и в непосредственной близости от электромобиля необходимо учитывать большую пространственную неоднородность поля в салоне автомобиля, аддитивную индустриальную помеху, а также естественное постоянное и переменное геомагнитное поле в том же диапазоне частот [3, 14].

Для мониторинга внутри салона автомобиля пространственно сильно неоднородных МП и построения 3Б-топологии необходимо использование многочисленных равномерно распределенных датчиков МП. В настоящей работе для решения этой задачи, предлагается метод тестирования МП в электромобиле, базирующийся на дифференциальных методах измерения.

Фазово-градиентный метод

Одним из дифференциальных методов является фазово-градиентный метод, впервые предложенный в [15-20] для исследования усилителей ультранизких частот (^=0,001-100 Гц) геомагнитных вариаций. Этот метод позволяет по трем трехкомпонентным магнитным датчикам, расположенным треугольником на небольшом расстоянии друг от друга (магнитный градиентометр), построить вектора градиентов и фазовых скоростей магнитных вариаций для любой из трех компонент МП. Вектора градиентов геомагнитных волн, как правило, направлены к локальному источнику пульсаций, а вектора фазовых скоростей - от источника.

Градиенты и фазовые скорости магнитных вариаций можно определять по фазовым задержкам и разностям величин амплитуд вариаций между двумя любыми парами магнитного градиентометра, состоящего из трех разнесенных датчиков. Поскольку координаты магнитных датчиков и расстояние между ними известно, то можно определить градиенты и фазовые скорости для двух пар датчиков, выбранных из трех датчиков магнитного градиентометра, и затем построить вектор фазовой скорости и градиента вариаций следующим образом:

для вектора фазовой скорости:

К, cosía,) - К3 cos(a2)

a = arctg ^-^—-

V12 sin(a,) + V13 sin(a2) ; (1)

V = V,2 cos (a + a,)

для вектора градиента:

G13 cos(a,) - G12 cos(a2)

a = arctg—-^-12-

G12 sin(a,) + G13 sin(a2) . (2)

G = G12 /sin(a + a,)

В выражениях (1)-(2) V,2, V13, G12, G13 - величины фазовых скоростей и градиентов в направлении между парами трехкомпонентных магнитных датчиков 1 и 2, 1 и 3; a - направление соответствующего вектора относительно заданной оси (V и G - величины фазовой скорости и градиента). Углы aj и a2 определяются через координаты магнитных датчиков 2 и 3 (базовый датчик 1 расположен в начале сис-

темы координат): a1 = arctg

— , a2 = arctg —

У2 J I Уз

Градиенты и фазовые скорости могут быть выражены и через другие тригонометрические функции [16-18]. Использование выражений (1)-(2) в этом методе предполагает достаточно хорошую синхронизацию работы всех трех магнитных датчиков (если данные не записываются в один многоканальный аналого-цифровой преобразователь) и высокую дискретность регистрируемых данных.

В рамках модели плоской электромагнитной волны величина фазовой скорости между двумя точками определяется через амплитуды соответствующих компонент вариаций МП с учетом фазовой задержки следующим образом [15, 19]:

К =_2^2__(3)

12 Т 1п[В, (Г)/В2 (Г + т)]'

В выражении (3) для магнитных вариаций с периодом Т величины В\ и В2 определяются в момент времени t на первой станции и в момент времени t + т на второй станции (т - фазовая задержка при прохождении магнитной волны расстояния ё\2 между двумя станциями). Определив по (3) фазовые скорости У\2 и У1Ъ можно затем воспользоваться выражениями (1) для определения направления и величины вектора фазовой скорости электромагнитных волн. При применении этого метода в качестве величин В1 и В2 могут быть использованы среднеквадратичные значения амплитуд.

Применение фазово-градиентного метода для измерения магнитных полей в электромобиле

Обозначим величину и градиент магнитного поля, создаваемого электрооборудованием электромобиля в какой-то точке внутри салона, как В1 и ДВЬ а величину поля и градиент внешних источников (индустриальная помеха и естественное постоянное и переменное геомагнитное поле) как В2 и ДВ2. Пусть В2 > В1 , а ДВ\ много больше ДВ2. Тогда разность полей в двух точках внутри салона, поскольку ДВ1 много больше ДВ2, с большой точностью будет выглядеть следующим образом:

ДВ = В + ДВг + В2 + ДВ2) - В + В2) = ДВг + ДВ2 ~ ДВь т.е. разность ДВ магнитных полей в двух точках внутри салона является градиентом внутренних источников электромобиля, а внешние поля исключаются.

Источники переменного ЭМП в электромобилях имеют небольшие размеры, и их можно рассматривать как излучающие точечные диполи, поля от которых затухают с расстоянием по кубическому закону, поэтому градиенты ЭМП внутри электромобиля на расстояниях до нескольких метров должны быть весьма велики. Действительно, как было показано прямыми измерениями в гибридном автомобиле «Крайслер» [21], пространственные градиенты доходили до 1 Гс/м (100 мкТл/м). В то же время градиенты внешних источников малы в связи с их удаленностью и большими размерами.

Для того чтобы выявить топологию МП в электромобиле с учетом его крайней пространственной неоднородности, датчики в салоне должны располагаться достаточно плотно, т.е. количество датчиков должно быть не менее 10-20 (равномерно на расстоянии десятка сантиметров на уровне пола, на уровне головы водителей и пассажиров и т.д.).

Для уменьшения количества датчиков предлагается использовать фазово-градиентный метод. Так как мы предполагаем, что МП от внутренних источников меняются с расстоянием как поле диполя, то мы можем использовать этот метод для построения трехмерного распределения МП внутри салона. В этом случае минимальное количество трехкомпонентных магнитных датчиков - четыре. Три из них образуют треугольник (например, два датчика на спинках сидений и один вблизи двигателя/батареи), необходимый для измерения полей и градиентов в плоскости треугольника, четвертый поднят вверх или опущен вниз для построения градиентов, направленных вертикально. В пирамиде можно выделить четыре тройки датчиков.

Используя эти тройки, можно построить четыре вектора градиентов МП. Величина и направление этих векторов позволяет интерполировать МП на весь салон электромобиля.

На рисунке представлена примерная схема расположения минимального количества датчиков (4 сенсора) в плоскости пола автомобиля (рисунок, а) и в продольном сечении, перпендикулярном полу (рисунок, б).

Практическую точность метода следует определить в эксперименте.

/рг=з--

—>

>

I, ' ;........-> Л

а

Рисунок. Схема расположения минимального количества датчиков для измерения магнитного поля и его пространственных градиентов в электрическом автомобиле: вид сверху (а); вид сбоку (б).

Стрелки обозначают позицию датчиков

Заключение

Предложенный метод позволит разделить внешние и внутренние поля и определить источники увеличенных магнитных полей. В результате можно будет определить 3Б-топологию магнитных полей в электрическом/гибридном автомобиле и выявить критические точки для электромагнитной совместимости, а также особенности поля и их источники, потенциально опасные для здоровья водителей и пассажиров.

Литература

1. Григорьев Ю.Г., Григорьев О.А., Степанов В.С., Пальцев Ю.П. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения Россию. - М., 1997. - 91 с.

2. Portier C.J., Wolfe M.S. eds. Assessment of Health Effects from Exposure to Power-Line Frequency Electric and Magnetic Fields. - NIEHS Working Group Report NIH Publication. - 1998. - № 98-3981. - 508 p.

3. Птицына Н.Г., Виллорези Дж., Дорман Л.И., Юччи Н., Тясто М.И. Естественные и техногенные низкочастотные магнитные поля как факторы, потенциально опасные для здоровья // Успехи физических наук. - 1998. - Т. 168. - № 7. - С. 767-791.

4. Григорьев Ю.Г., Степанов В.С., Григорьев О.А., Меркулов А.В. Электромагнитная безопасность человека. Справочно-информационное пособие. - М.: Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, 1999. - 146 с.

5. Muc A.M. Electromagnetic Fields Associated with Transportation Systems, Radiation Health and Safety Consulting. - Contract Report 4500016448, Air Health Effects Division, Healthy Environments and Consumer Safety Branch Health, Canada, 2002. - 52 p.

6. Schick M. and Jakobus U. Advanced EMC modeling features in FEKO for Automotive Problems // Proceedings of the 22th International Conference on Electromagnetic Compatiability «EMC Europe 2012». - Rome, Italy, 2012. - 17-21 September. - 22 p.

7. Ptitsyna N., Ponzetto A. Magnetic Fields Encountered in Electric Transport: Rail Systems, Trolleybus and Cars // Proceedings of the 22th International Conference on Electromagnetic Compatiability «EMC Europe 2012». - Rome, Italy, 2012. - 17-21 September. - P. 1-6.

8. Swiss Federal Office of Public Health, Cars, hybrid cars. - Technical Report, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bag.admin.ch/themen/strahlung/00053/00673/02377/index.html7lang =en, свободный. Яз. англ. (дата обращения - 05.11.2012).

9. Vedholm K., Hamnerius Y.K. Personal Exposure Resulting from Low Level Low Frequency Electromagnetic Fields in Automobiles // Second World Congress for Electricity and Magnetism in Medicine and Biology. - Bologna, Italy, 1997. - June 8-13. - Abstract F-9. - 445 p.

10. Farag A.S., Hussain H., Said I., Abdel Kader M., Abdul Rahman N. Electromagnetic Fields Associated with Transportation Systems in Malaysia // Proceedings of the International Conference on Non-Ionizing Radiation at UNITEN (ICNIR 2003). - Universiti Tenaga NasionalSelangor, Malaysia, 2003. - 15 p.

11. Ptitsyna N.G., Villoresi G. and Kopytenko Yu.A. Magnetic fields from railway: environmental aspects // Railway Transportation: Policies, Technology and Perspectives. - NY, Nova publishers, 2009. - P. 87-140.

12. Птицына Н.Г., Виллорези Дж., Копытенко Ю.А. Тясто М.И. Магнитные поля на электротранспорте и экология человека. - СПб: Нестор-История, 2010. - 120 с.

13. Halgamuge M.N., Abeyrathne C.D., Mendis P. Measurement and Analysis of Electromagnetic Fields from Trams, Trains and Hybrid Cars // Radiation Protection Dosimetry. - 2010. - V. 141. - № 3. - P. 255-268.

14. Ptitsyna N.G., Kopytenko Y.A., Villoresi G., Pfluger D.H., Ismaguilov V., Iucci N., Kopytenko E.A., Zaitzev D.B., Voronov P.M., Tyasto M.I. Waveform Magnetic Field Survey in Russian DC- and Swiss AC-powered Trains: a Basis for Biologically Relevant Exposure Assessment // Bioelectromagnetics. - 2003. - V. 24. -P. 546-556.

15. Копытенко Ю.А., Исмагилов В.С., Копытенко Е.А., Воронов П.М., Зайцев Д.Б. Магнитная локация источников геомагнитных возмущений // ДАН. Сер. Геофизика. - 2000. - Т. 371. - № 5. - С. 685-687.

16. Ismaguilov V.S., Kopytenko Yu.A., Hattori K., Voronov P.M., Molchanov O.A. and Hayakawa M. ULF Magnetic Emissions Connected with Under Sea Bottom Earthquakes // Natural Hazards and Earth Sys. Sci. -2001. - V. 1. - P. 1-9.

17. Ismaguilov V.S., Kopytenko Yu.A., Hattori K., Hayakawa M. Variations of phase velocity and gradient values of ULF geomagnetic disturbances connected with the Izu strong earthquakes // Natural Hazards and Earth Sys. Sci. - 2002. - V. 20. - P. 1-5.

18. Kopytenko Yu.A., Ismagilov V.S., Hattori K., Hayakawa M. Investigation of the ULF electromagnetic phenomena related to earthquakes: contemporary achievements and the perspectives // Annali di Geofisika. -2001. - V. 44. - № 2. - P. 325-334.

19. Исмагилов В.С., Копытенко Ю.А., Хаттори К., Хаякава М. Использование градиентов и фазовых скоростей УНЧ геомагнитных возмущений для определения местоположения очага будущего сильного землетрясения // Геомагнетизм и аэрономия. - 2006. - Т. 46. - № 3. - С. 423-430.

20. Коробейников А.Г., Копытенко Ю.А., Исмагилов В.С. Интеллектуальные информационные системы магнитных измерений // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - № 1 (71). - С. 39-44.

21. Snyder M. Magnetic Shielding for Electric Vechicles. Program Review. Contract DAAE07-93-C-R107. Army TACOM, Chrysler Corp. 1995. - 56 p.

Птицына Наталья Григорьевна - Санкт-Петербургский филиал Института земного магнетизма, ионо-

сферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН, кандидат физ.-мат. наук, ст. научный сотрудник, [email protected]

Исмагилов Валерий Сарварович - Санкт-Петербургский филиал Института земного магнетизма, ионо-

сферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН, кандидат физ.-мат. наук, ст. научный сотрудник, ученый секретарь, [email protected]

Копытенко Юрий Анатольевич - Санкт-Петербургский филиал Института земного магнетизма, ионо-

сферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор, директор, [email protected]

Коробейников Анатолий Григорьевич - Санкт-Петербургский филиал Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН, доктор технических наук, профессор, зам. директора, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.