Научная статья на тему 'Фауна птиц малого острова Канава, море Флорес, Индонезия'

Фауна птиц малого острова Канава, море Флорес, Индонезия Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Болотов Иван Николаевич, Гофаров Михаил Юрьевич, Колосова Юлия Сергеевна, Спицын Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фауна птиц малого острова Канава, море Флорес, Индонезия»

ISSN G869-4362

Русский орнитологический журнал 2G18, Том 27, Экспресс-выпуск 1666: 4459-4467

Фауна птиц малого острова Канава, море Флорес, Индонезия

И. Н. Болотов, М. Ю. Гофаров, Ю. С. Колосова, В. М. Спицын

Иван Николаевич Болотов, Михаил Юрьевич Гофаров, Юлия Сергеевна Колосова, Виталий Михайлович Спицын. Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. акад. Н.П.Лаверова РАН. Набережная Северной Двины, д. 23, Архангельск, 163000, Россия; Северный (Арктический) федеральный университет. Набережная Северной Двины, д. 17, Архангельск, 163002, Россия. E-mail: inepras@yandex.ru

Поступила в редакцию 8 сентября 2018

Малые Зондские острова — протяжённый архипелаг, включающий такие крупные фрагменты суши, как Тимор, Флорес, Сумбава, Сумба и Ломбок. Он располагается к востоку от линии Уоллеса, проходящей между Бали и Ломбоком. Архипелаг вместе с Сулавеси и Молуккскими островами рассматривается как Уоллесия, особая переходная биогеографическая зона между австралийской и азиатской фаунами (Michaux 2010). Южная часть Уоллесии, а именно Малые Зондские острова, в основном занята ландшафтами сухих листопадных лесов, редколесий и саванн (Holloway, Jardine 1968).

Фауна птиц Малого Зондского архипелага исследована довольно полно (Coates, Bishop 2000; Strange 2001). Имеются подробные фауни-стические сводки по некоторым островам, например, Флоресу и его островам-сателлитам (Verhoeye, Holmes 1998; Mees 2006). Однако, сведения об авифаунах многочисленных малых островов архипелага крайне фрагментарны (Mees 2006). Между тем, такие острова часто покрыты сухими саваннами и могут служить моделями для изучения процессов формирования фаун и сообществ в условиях экстремальных местообитаний.

Нами проведено кратковременное исследование видового состава птиц на малом острове Канава (Kanawa, 8.4947° ю.ш., 119.7581° в.д.), который находится в 9 км от юго-западной оконечности острова Флорес (рис. 1). Недалеко от Канавы также располагаются сравнительно крупные острова Ринча (13 км к югу) и Комодо (20 км к западу). Остров Канава имеет овальную форму, размеры 500x730 м, и сформирован в основном вулканическими породами. Большую его часть занимает возвышенная гряда с максимальными высотами около 60 м над уровнем моря (рис. 1). Постоянные пресные водотоки и водоёмы на острове отсутствуют, однако в его западной и северной частях, у подножия вулканической гряды, имеются небольшие болотца, пересыхающие в сухой сезон. Наиболее распространённым типом ландшафта являются

сухие саванны и редколесья (рис. 2). Из древесных пород здесь преобладает зизифус мавританский Ziziphus mauritiana, обычен также тамаринд Tamarindus indica. Травяной ярус в основном формируют злаки, например, гетеропогон скрученный Heteropogon contortus и кенгуровая трава Themeda triandra. Прибрежная полоса в основном открытая, с песчаными пляжами и небольшим фрагментом мангрового леса в западной части острова.

120°Е

Рис. 1. Географическое положение острова Канава (показан красной рамкой; карта построена в пакете ESRI ArcGIS 10 с использованием стандартного набора векторных слоёв ESRI Data and Maps) и общий вид этого острова с юго-восточной стороны (фото Ю.С.Колосовой).

Материалы и методика

Полевые наблюдения на острове Канава проводились в течение 7 дней (15-21 января 2012). Маршруты проходили через основные типы островных биоценозов, в том числе береговые экосистемы и фрагмент мангрового леса, саванны и редколесья

с зизифусом и тамариндом, а также сложенную вулканическими породами возвышенную гряду со злаковыми пустошами, кустарниками, редкостойными деревьями и скальными обнажениями в центральной части острова. Встреченных птиц фотографировали с помощью камеры Canon EOS 60D с телеобъективом Canon EF 70-200 мм f/1:2.8 USM.

Рис. 2. Сухая саванна с доминированием зизифуса мавританского 2.1%рЬш шампйапа и злаков — преобладающий тип ландшафта на острове Канава. Фото Ю.С.Колосовой.

Аннотированный список видов

Зебровая амадина Taeniopygia guttata (Vieillot, 1817). Массовый вид на острове Канава, наиболее многочислен в редколесьях (рис. 3а). Популяция с Канавы относится к номинативному подвиду, распространённому на Малых Зондских островах (Mees 2006). Этот эвритоп-ный вид тяготеет к береговым редколесьям и сухим саваннам (Strange 2001; Mees 2006). Очень обычен на островах Флорес, Комодо и Падар (Verhoeye, Holmes 1998).

Молуккская белоглазка Zosterops chloris Bonaparte, 1850. Как и предыдущий вид, может быть отнесён к массовым видам для острова Канава, преобладает в редколесьях (рис. 3б). Популяция с острова Канава относится к подвиду Z. c. intermedius Wallace, 1864, который обитает на юге Сулавеси, Флоресе, Сумбаве и прилегающих малых островах (Coates, Bishop 2000; Mees 2006). Вид эвритопный, тяготеет к прибрежным районам, манграм, плантациям и особенно к малым островам (Mees 2006). Очень обычен на Комодо, Ринча и Флоресе (Verhoeye, Holmes 1998).

Рис. 3. Виды воробьиных птиц и голубей, зарегистрированные на острове Канава в период с 15 по 21 января 2012. (а) Зебровая амадина Taeniopygiaguttata. (б) Молуккская белоглазка Zosterops Moris intermedius. (в) Чёрный чекан Saxicola capratafruticola. (г) Индонезийский медосос Lichmera limbata. (д) Большеклювая ворона Corvus macrorhynchos. (е) Тиморская горлица Geopelia maugeus.

Фото Ю.С. Колосовой.

Чёрный чекан Saxicola caprata (Linnaeus, 1766). Обычный вид на Канаве, встречается в редколесьях (рис. 3в). Представлен подвидом S. c. fruticola Horsfield, 1821, который заселяет Яву и Малые Зондские острова на восток до Флореса и Алора (Coates, Bishop 2000; Mees 2006). Эвритопный вид, заселяет различные биотопы от побережий до горных лесов на высотах до 2000 м н.у.м. (Coates, Bishop 2000). Очень обычен в саваннах и плантациях на Комодо, Ринча и Флоресе (Ver-hoeye, Holmes 1998).

Индонезийский медосос Lichmera limbata (Müller, 1843). На Канаве встречена одна особь на опушке редколесья (рис. 3г). Этот вид обычен на Бали и Малых Зондских островах вплоть до Тимора (Coates, Bishop 2000). Однако, по неясным причинам, на Флоресе и его островах-сателлитах он известен по единичным находкам (Verhoeye, Holmes 1998; Mees 2006). Обычно индонезийский медосос заселяет малые острова, а на больших островах отмечается в низменностях, в том числе в прибрежных манграх (Mees 2006).

Анализ митохондриальной ДНК показывает, что индонезийский медосос очень близок к коричневому медососу Lichmera indistincta Vigors et Horsfield, 1827 (Marki et al. 2017), и, скорее всего, является подвидом последнего (Mees 2006).

Большеклювая ворона Corvus macrorhynchos Wagler, 1827. Редка на Канаве, встречается в редколесьях (рис. 3д). Номинативный подвид широко распространён на Малых Зондских островах (Coates, Bishop 2000; Mees 2006). Отмечен на Флоресе, Ринча, Комодо и Падаре, везде немногочислен (Verhoeye, Holmes 1998). Эвритопный вид (Coates, Bishop 2000), тяготеет к плантациям (Verhoeye, Holmes 1998).

Тиморская горлица Geopelia maugeus (Temminck, 1809). Обычный вид на Канаве, встречается в редколесьях (рис. 3е). Эта горлица широко распространена на Малых Зондских островах на восток до острова Танимбар и Молуккских островов (Coates, Bishop 2000). Отмечена на Флоресе, Ринча, Комодо и Падаре (Verhoeye, Holmes 1998). Эври-топный вид, заселяет самые разнообразные варианты биотопов от побережий до горных лесов (Coates, Bishop 2000). На Флоресе очень обычен на опушках мангровых лесов, в саваннах и плантациях на небольших высотах, до 400 м н.у.м. (Verhoeye, Holmes 1998).

Мангровый зимородок Todiramphus chloris (Boddaert, 1783). Отмечен в единичном числе в манграх (рис. 4а). Номинативный подвид широко распространён в Уоллесии, встречается на Сулавеси, Малых Зондских, Молуккских и других островах региона (Coates, Bishop 2000; Mees 2006). Отмечен на Флоресе, Ринча, Комодо и Падаре (Verhoeye, Holmes 1998). Эвритопный вид, заселяет широкий спектр биотопов от мангровых зарослей и сельскохозяйственных земель до горных лесов (Verhoeye, Holmes 1998; Coates, Bishop 2000).

Рис. 4. Виды рыбоядных птиц, зарегистрированные на острове Канава с 15 по 21 января 2012, а также общий вид ландшафтов западного побережья Флореса. (а) Мангровый зимородок Todiramphus chloris. (б) Крачка Берга Thalasseus bergii cristata. (в) Восточная рифовая цапля Egretta sacra. (г) Большеклювая цапля Ardea sumatrana. (д) Восточная скопа Pandion cristatus. (е) Западное побережье острова Флорес, вероятный источник видов для формирования фауны птиц острова Канава (вид с верхней точки Канавы). Фото Ю.С.Колосовой.

Крачка Берга Thalasseus bergii (Lichtenstein, 1823). Вид отмечен единично в прибрежье (рис. 4б). Популяции в районе моря Флорес принадлежат к подвиду T. b. cristata (Stephens, 1826) (Mees 2006). Известны находки с Флореса и Комодо (Verhoeye, Holmes 1998). Вид очень широко распространён и обычен в Индонезии (Strange 2001).

Восточная рифовая цапля Egretta sacra (Gmelin, 1789). Вид отмечен единично на берегу (рис. 4в). В Уоллесии, в том числе на островах моря Флорес, обитает номинативный подвид (Coates, Bishop 2000; Mees 2006). Отмечен на Флоресе, Ринча, Комодо и Падаре как обычный вид (Verhoeye, Holmes 1998). Эвритопный вид, заселяет широкий спектр биотопов (Coates, Bishop 2000).

Большеклювая цапля Ardea sumatrana Raffles, 1822. Вид отмечен единично вблизи берега (рис. 4г). Широко распространён от Индии и Индокитая до северной Австралии и Новой Гвинеи (Strange 2001; Mees 2006). Известен с Флореса и Комодо, где очень обычен (Verhoeye, Holmes 1998). Тяготеет к прибрежным биотопам, в том числе мангровым зарослям и открытым пляжам (Coates, Bishop 2000).

Восточная скопа Pandion cristatus (Vieillot, 1816). На вершине вулканической гряды в центральной части острова отмечена пара скоп (рис. 4д). Вид широко распространён в Австралазии от Явы и Сулавеси до Новой Гвинеи (Coates, Bishop 2000; Strange 2001). Регулярно наблюдался на Флоресе и его островах-сателлитах, в том числе на Ринча, Комодо и Падаре (Verhoeye, Holmes 1998; Mees 2006).

Общий обзор и пути формирования авифауны острова

В ходе наблюдений на острове Канава, расположенном вблизи западного побережья Флореса (рис. 1), зарегистрировано 11 видов птиц, в том числе 5 видов Passeriformes (рис. 3-4). К массовым видам на этом малом острове относятся зебровая амадина и молуккская белоглазка. Они заселяют саванны и редколесья - преобладающий на острове тип ландшафта (рис. 2). В этих же биотопах встречаются ещё 4 вида птиц, из них чёрный чекан и тиморская горлица довольно обычны, а индонезийский медосос и большеклювая ворона редки. Восточная скопа редка, отмечена одна пара. Кроме того, на побережье единично отмечаются ещё 4 вида рыбоядных птиц.

В целом можно полагать, что авифауна Канавы сильно обеднена, и лишь два наиболее приспособленных эвритопных вида: зебровая амадина и молуккская белоглазка, — смогли сформировать на этом малом острове достаточно многочисленные популяции. Все зарегистрированные нами виды широко распространены и обычны на Малых Зондских островах (Coates, Bishop 2000; Strange 2001), в том числе на Флоресе и его островах-сателлитах (Verhoeye, Holmes 1998; Mees 2006). Практически все они могут рассматриваться как эвритопные, полизональные

виды (Verhoeye, Holmes 1998; Coates, Bishop 2000; Strange 2001). Единственное исключение — индонезийский медосос, который очень редок на островах моря Флорес и тяготеет к малым островам и береговым ландшафтам (Verhoeye, Holmes 1998; Mees 2006). Наша находка этого вида на Канаве примечательна, поскольку ранее он всего лишь дважды отмечался на Комодо (Verhoeye, Holmes 1998) и единично на небольшом островке вблизи него (Mees 2006). С Флореса известна лишь одна достоверная находка, сделанная в 1862 году (Mees 2006).

Можно предполагать, что западная оконечность Флореса (рис. 4е), крупнейшего острова в этом районе, служит основным источником видов при заселении птицами острова Канава и других малых островов моря Флорес. Определённую роль могут также играть расположенные неподалёку острова Ринча и Комодо (рис. 1). Изоляция Канавы от этих трёх более крупных островов невелика (от 9 до 20 км) и не может служить значимым барьером для расселения птиц. Известно, что число видов птиц и других живых организмов на малых островах связано не только с их площадью, но и с уровнем изоляции от крупных фрагментов суши (Пузаченко и др. 1994).

Полученные нами данные подтверждают положение о том, что преимущество при освоении малых островов имеют широко распространённые, полизональные виды с широкой экологической толерантностью. Эта идея, разработанная Ю.И.Черновым (1982) на примере удалённых островов Океании, вполне применима и к малым островам, расположенным недалеко от крупных фрагментов островной суши.

Работа выполнена при поддержке ФАНО (темы №0409-2015-0143 и №0409-2016-0022).

Литератур а

Пузаченко Ю.Г., Головач С.И., Длусский Г.М., Дьяконов К.Н., Захаров А.А., Кор-ганова Г.А. 1994. Животное население островов Юго-Западной Океании (эколого-географические исследования). М.: 1-253. Чернов Ю.И. 1982. О путях и источниках формирования фауны малых островов Океании // Журн. общ. биол. 43, 1: 35-47. Coates B.J., Bishop K.D. 2000. Panduan Lapangan Burung-Burung di Kawasan Wallacea. Bogor: 1-246.

Holloway J.D., Jardine N. 1968. Two approaches to zoogeography: a study based on the distributions of butterflies, birds and bats in the Indo-Australian area // Proc. Linn. Soc. Lond. 179: 153-188.

Marki P.Z., J0nsson K.A., Irestedt M., Nguyen J.M., Rahbek C., Fjeldsa J. 2017. Supermatrix phylogeny and biogeography of the Australasian Meliphagides radiation (Aves: Passeriformes) // Mol. Phylogenet. Evol. 107: 516-529. Mees G.F. 2006. The avifauna of Flores (Lesser Sunda Islands) // Zool. Med. Leiden 80, 3: 1261.

Michaux B. 2010. Biogeology of Wallacea: geotectonic models, areas of endemism, and natural biogeographical units // Biol. J. Linn. Soc. 101, 1: 193-212. Strange M. 2001. A Photographic Guide to the Birds of Indonesia. Hong Kong: 1-416.

Verhoeye J., Holmes D.A. 1998. The birds of the islands of Flores: A review // Kukila 10: 359.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1666: 4467-4479

Материалы по фенологии весенней миграции птиц в долине реки Копа (Юго-Восточный Казахстан)

А.Ф.Ковшарь, Н.Н.Березовиков

Второе издание, исправленное. Первая публикация в 1998/1999*

Наблюдения проводились с 22 марта по 29 июня 1987 и с 23 марта по 5 июля 1988 в 100 км северо-западнее Алматы на стационаре, располагавшемся в скотоводческой зимовке близ самоизливающейся артезианской скважины среди пустынной равнины в 6 км южнее железнодорожной станции Копа. Координаты этого места 43°29'19" с.ш. и 75° 47'53" в.д. Помимо наблюдений за миграцией красавок Anthropoides virgo с постоянного наблюдательного пункта в течение светлого времени суток, мы регулярно проводили экскурсии и количественные учёты птиц в основных стациях в радиусе до 10 км от стационара. Во время последующих поездок в долину Копы (30 марта — 17 мая 1989, 15 декабря 1994, 24 июня - 7 июля и 18-23 августа 1995) Н.Н.Березовиков собрал дополнительные сведения по птицам между станциями Копа и Саз, также включённые в эту статью.

Пустынная долина реки Копы шириной 6-8 км находится между холмистыми предгорьями Заилийского Алатау и Чу-Илийскими горами и представляет собой глинисто-солончаковую с полынно-эбелековой растительностью, почти лишённую кустарников, за исключением фрагментарных зарослей тамарикса вдоль русла реки Копы и лесополос из лоха и карагачей вдоль линии железной дороги Алматы — Отар. Со стороны Заилийского Алатау примыкает широкая полоса степных холмистых предгорий, распаханных под поля с небольшими фрагментами карагачевых посадок вдоль дорог. Между станцией Копа и селом Тар-гап имеется небольшое водохранилище и несколько прудов с тростниковыми зарослями по берегам.

Весной вдоль долины Копы с запада на восток наблюдается хорошо выраженный пролёт птиц: воробьиных, журавлей-красавок, различ-

* Ковшарь А.Ф., Березовиков Н.Н. 1998/1999. Материалы по фенологии весенней миграции птиц в долине реки Копа (юго-восточный Казахстан) // Selevinia: 170-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.