ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1712: 6227-6228
Фауна чайковых птиц Владимирской области в начале XXI столетия
К.А.Захаренко, В.В.Романов
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Фауна чайковых птиц Владимирской области в настоящее время представлена 11 видами, из них 8 гнездящиеся. Наиболее многочисленными видами чайковых, заселяющими все ландшафты области, являются озёрная чайка Larus ridibundus, сизая чайка Larus canus и речная крачка Sterna hirundo. Максимальные размеры колониальных поселений чаек во Владимирской области меньше, чем в соседних регионах. Самая крупная колония озёрных чаек расположена в городе Суздале - до 450-500 пар, численность других колоний - около 100 пар или меньше. В агроландшафтах численность озёрных чаек остаётся в целом стабильной, в полесских районах в последние годы наблюдается некоторое снижение их численности, что связано с деградацией нескольких достаточно крупных колониальных поселений.
Сизая чайка заселяет долины рек, пруды, низинные болота, но наиболее заметные её колониальные поселения связаны с торфяными карьерами полесий. В наиболее крупном поселении на торфокарьерах Урсова болота (Нерлинская низменность) суммарно в нескольких субколониях насчитывается более 300 пар (данные М.А.Сергеева). Размеры остальных известных колоний — не более нескольких десятков пар.
Чёрная крачка Chlidonias niger — малочисленный вид, однако в последние годы отмечается на гнездовании регулярно, образуя некрупные колонии, не превышающие 20 пар. Заселяет преимущественно пруды и низинные болота.
Белокрылая крачка Chlidonias leucopterus — редкий гнездящийся вид. Значительны флуктуации численности вида по годам. На гнездовании регулярно отмечается лишь на юге области, в основном на Мещерской низменности. В последние несколько лет отмечается рост числа встреч летующих белокрылых крачек в разных ландшафтах области.
Малая чайка Larus minutus — редкий гнездящийся вид. Встречи вида немногочисленны, большинство из них относится к полесским районам и долине реки Клязьмы. Нерегулярное гнездование в колониях, редко превышающих 10 пар, отмечается на торфяных карьерах на Нерлинской и Мещерской низменностях.
* Захаренко К.А., Романов В.В. 2010. Фауна чайковых птиц Владимирской области в начале XXI столетия II Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 130-131.
Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1712
6227
Малая крачка Sterna albifrons — очень редкий вид. Регулярные регистрации и гнездование отмечаются только в пойме Оки.
Серебристая чайка Larus argentatus — ранее залётный, в последние годы очень редкий гнездящийся вид. До 2007 года встречи были редки. В 2007 году резко возросло количество встреч в разных ландшафтах. Выводки впервые найдены в 2007 году, гнёзда — в 2008 (на Нер-линской низменности и в Мещере; данные М.А.Сергеева и Ю.А.Быкова, соответственно).
Хохотунья Larus cachinnans, халей Larus heuglini, клуша Larus fus-cus — залётные виды, встречены на реках Клязьме и Оке в 2007-2009 годах.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1712: 6228-6229
Явление пересмешничества
А.С.Мальчевский
Второе издание. Первая публикация в 1962*
Способность к звукоподражанию, помимо человека, присуща только птицам. Из птиц эта способность характерна для представителей отрядов попугаев и воробьиных. У одной группы воробьиных, так называемых пересмешников, способность копировать звуки используется для построения видовой песни. В фауне СССР наиболее известными пересмешниками являются представители семейств вороновых, скворцовых, сорокопутовых, славковых и дроздовых. Степень совершенства звукоподражания сильно варьирует индивидуально, тем не менее склонность к постоянному пересмешничеству — отчётливо выраженный видовой или родовой признак. Представители разных родов одного семейства могут очень сильно отличаться по данному признаку.
Звуки, которые пересмешники включают в свою песню, могут быть очень разнообразными, однако чаше всего ими заимствуются тревожные сигналы различных видов птиц и значительно реже — обрывки песен. Таким образом, пересмешничество нельзя рассматривать как территориальный сигнал расширенного значения, даже если и признавать отпугивающее значение весеннего пения птиц. Пересмешники заимствуют из окружающей их звуковой среды в первую очередь, очевидно, такие звуки, которые сильнее всего действуют на их нервную систему. Пересмешничество — это один из существующих у птиц
* Мальчевский А.С. 1962. Явление пересмешничества II Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 2: 81-83. 6228 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1712