Научная статья на тему 'ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ'

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
259
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ЗАДАЧИ / КАРТЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Галиуллина А.Ш., Плотицына Д.Н.

В статье описывается метод фасилитации как инструмент группового менеджмента в компании. Рассматриваются наиболее распространенные и эффективные алгоритмы и механизмы фасилитации, их особенности проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 65.012.2

Галиуллина А.Ш.

студентка факультета Инновационных технологий Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Россия, г. Томск)

Плотицына Д.Н.

студентка факультета Инновационных технологий Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Россия, г. Томск)

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

В статье описывается метод фасилитации как инструмент группового менеджмента в компании. Рассматриваются наиболее распространенные и эффективные алгоритмы и механизмы фасилитации, их особенности проведения.

Ключевые слова: фасилитация, задачи, карты, менеджмент, принятие решений, методы.

Одна из основных проблем в проведении совещаний в компании состоит в том, что все концентрируются на целях и задачах, а самому процессу совещаний и обсуждений уделяется слишком мало внимания. Все говорят о задачах - что нужно решить, какие вопросы рассмотреть, но практически никто не предлагает формы процесса совещания - как исследовать проблемы, каким способом создавать, выбирать и принимать решения. Именно эти задачи позволяет решить фасилитация.

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Но чтобы достичь эффективного решения необходимо управлять и координировать действия участников. Такой процесс осуществляет фасилитатор. Фасилитатор - это не тот, кто сам выполняет определенную задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми и владеет специальными техниками, которые позволяют группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки, т.е. это человек, который занимает нейтральную позицию и направляет участников.

Для полного понимания фасилитации, необходимо рассмотреть методы, которые использует фасилитатор в своей практике, рассмотрим основные из них:

• Сбор мнений с помощью модерационных карт: данный метод применяется, когда необходимо рассмотреть проблему с большим количеством сотрудников. Фасилитатор озвучивает проблему, которую необходимо решить и фиксирует эту проблему на флипчарт. Каждый сотрудник, молча и индивидуально описывает решение данной проблемы, если присутствует несколько решений, то каждое из них описывается на отдельном листке. После этого все листки с решениями сдаются фасилитатору. Фасилитатор озвучивает каждое решение, и если оно удовлетворяет большую часть сотрудников, то оно вывешивается на флипчарт, если нет, то убирается в сторону. Если решение непонятно, его автору отводиться 30 секунд на объяснение. Решения общие по смыслу фиксируются в общую группу, и ей дается название. После того как все группы зафиксированы на флипчарте, происходит ранжирование данных групп, которые содержат решение проблемы. Ранжирование может происходить различными путями самый простой - голосование. Группа, которая занимает первое место и является направлением к решению исходной проблемы.

• The World Café - это метод, при котором создается живая дискуссия для решения комплексного вопроса. Этот метод предпочтителен для средних групп, именно при этих размеров достигается наибольшая эффективность для компании. Заранее согласовывается основная тема обсуждения и ее под темы, т.е. вопросы которые будут обсуждаться на столах. Все сотрудники разделяются на группы с равным количеством участников и распределятся по столам. Количество стволов должно совпадать с количеством групп. На каждом столе должен присутствовать «хозяин» стола, желательно чтобы это были люди, занимающие вышестоящие должности компании. «Хозяин»

стола должен озвучить вопрос, который обсуждается за этим столом, и фиксировать решения, которая предлагает та или иная группа. Так каждая группа должна пройти все столы и предложить свои решения, при чем время для каждого стола ограничено. После этого все решение собираются в единый список, после чего происходит их ранжирование.

• "В это же время в следующем году". Целью этого метода является создание возможных вариантов решений обозначенной проблемы. Он используется, когда у группы низкая уверенность в своих силах. Его алгоритм следующий: участников просят представить, что сейчас - то же время, только через год. И все намеченные планы стали реальностью. Нужно взглянуть назад и описать, как это произошло, что позволило планам осуществиться. Важно объяснить участникам, что в речи следует использовать прошедшее время. После того как в группе или в группах пройдет обсуждение, важно презентовать истории остальным участникам, после чего можно приступать к оценке прозвучавших историй и из них составлять план действий.

Список литературы:

1. Imper Group. Современные методы фасилитации групповой работы [Электронный ресурс]. URL: https://www.personalimage.ru/articles / (дата обращения 01.06.2018)

2. НОУ Интуит. Фасилитация рабочих групп [Электронный ресурс]. URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/3658/900/lecture/32436 (дата обращения 01.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.