_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
сотрудничеству, формируют все виды учебных действий. Список использованной литературы:
1. Программы общеобразовательных учреждений (5-11 классы) / под ред. Т. Ф. Курдюмовой // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. - М. : Дрофа, 2008. - С. 75-87.
2. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 класс / Составитель Т. Ю. Угроватова ; под ред. В. Г. Маранцмана. - М. : Просвещение, 2007. - 319 с.
3. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / под общ. ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2014. - 79 с.
4. Чошанов, М. А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения / М. А. Чошанов // Директор школы. - 1999. - № 5. - С. 75-78.
© Сметнева А. Ю., 2017
УДК 371
С.В. Тетина
ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
ФАСИЛИТАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
Аннотация
В процессе подготовки к предметной олимпиаде школьников особое место занимает фасилитаторская деятельность учителя. Учитель-фасилитатор обеспечивает поддержку потенциальным участникам предметных олимпиад, формирует и развивает у них мотивацию и рефлексию. Особые качества учителя-фасилитатора, такие как аттрактивность, толерантность и ассертивность, позволяют создать необходимые условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации учащихся в олимпиадном движении.
Ключевые слова
Фасилитаторская деятельность, учитель-фасилитатор, мотивация, рефлексия, предметная олимпиада.
В российском образовании происходят значительные перемены, меняется роль учителя. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентирует процесс учения на самообучение, т.е. умение личности обучаться самостоятельно на протяжении всей жизни. Соответственно, современный учитель уже не имеет право выступать только транслятором готовых знаний, а должен активизировать в себе компетенцию, позволяющую направлять ученика в процессе познания наук. Время требует перемен, и учитель новой школы выполняет функцию фасилитатора (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Следует отметить, что основоположником понятия «фасилитация» был К.Роджерс, представитель гуманистической педагогики.
Ведущей целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить задачи, проектировать способы их решения, контролировать полученный результат и давать оценку своим достижениям. Проявление всех вышеперечисленных шагов, ведущих к одной из важных компетенций современного образования как «умение учиться», нашло яркое подтверждение в системе подготовки школьников к предметным олимпиадам. Особую значимость в процессе подготовки к предметной олимпиаде школьников занимает фасилитаторская деятельность учителя. Под фасилитаторской деятельностью учителя следует понимать позитивное влияние учителя на ученика. Учитель-фасилитатор стимулирует и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
поддерживает школьников в потребности к самостоятельному познанию. В рамках данной статьи рассмотрим лишь два «действующих вещества» применяемые учителем-фасилитатором, позволяющим развивать потенциального участника предметной олимпиады школьников. Первое «вещество» - мотивация. Учитель-фасилитатор ставит задачу сформировать у ученика мотивацию к участию в предметных олимпиадах как особой позитивно-насыщенной конкурентной среде, позволяющей формировать познавательный, априори высокий уровень знаний. Рассмотрим понятие «мотивация» с философской точки зрения. Философский словарь даёт следующее определение «осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения каких-либо потребностей человека» [1, с.407]. В психологии под мотивацией понимаются «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность» [2, с.293]. Предполагаем, что предметная олимпиада школьников способствует формированию мотивации к познанию и расширению знаний и усиливает эффект «самостоятельности» участников. На основе мотивации запускается процесс саморазвития потенциальных участников олимпиады. Активизируется познавательная деятельность школьников. Деятельность как форма психической активности личности, направлена на познание и преобразование мира и самого человека. Если у человека есть сильные мотивы, то любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты [3]. В теории развивающего обучения Л.С. Выготского найдём подтверждение нашего предположения, что умственное развитие идёт нераздельно с развитием мотивационным [4]. Цель учителя - фасилитатора обеспечить поддержку в выявлении потенциальных способностей и в создании условий для саморазвития, самосовершенствования, и очень важно, самореализации в олимпиадном движении. Другими словами, замотивировать потенциального участника предметной олимпиады на успех. Выявление личностной мотивации школьника и его продвижение к успеху, повышение уверенности в своих силах, стимулирование и поддержание потребности в самостоятельной продуктивной деятельности, в конечном счёте, и есть задача учителя-фасилитатора. Какими личностными качествами должен обладать учитель-фасилитатор, способный осуществлять фасилификаторскую деятельность. Одним из этих качеств является аттрактивность, т.е. естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию, другими словами привлекать внимание, например, профессионализмом. Другое качество - это толерантность, терпимое отношение к другому мнению и наконец, ассертивность, т.е. уверенная защита своих интересов и своей точки зрения с учётом мнений других людей.
Перейдём к рассмотрению второго «действующего вещества» как рефлексия.
Понятие «рефлексия» (лат. reflexio - отражение) в философии, означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [5]. В психологии рефлексия понимается как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями [6]. В педагогике понятие «рефлексия» рассматривается как «способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность» [7, с. 440]. Рефлексия не возникает случайно, для её формирования, развития и совершенствования необходимо использовать комплекс внешних психолого-педагогических условий. Рефлексия в процессе подготовки к предметной олимпиаде школьников предполагает выявление возможных ошибок в ходе деятельности, а также намечаются пути их исправления и корректировки. Рефлексия в ходе подготовки к предметным олимпиадам предполагает диагностирование собственных сил и качеств, столь необходимых для самосовершенствования потенциальных участников олимпиады. Наряду с этим, рефлексия способствует прогнозированию конкретных направлений и способов усовершенствования процесса подготовки к предметным олимпиадам. Одним словом, процесс рефлексии или процесс «рассмотрения своей деятельности» способствует дальнейшему развитию и совершенствованию потенциальных участников предметных олимпиад.
Фасилитаторская деятельность учителя наиболее ярко проявляется в процессе подготовки к предметным олимпиадам. Поддержка потенциального участника учителем - фасилитатором позволяет выстроить процесс подготовки к предметным олимпиадам осмысленным. Набор «действующих веществ» способствует личностному развитию потенциального участника предметной олимпиады. Подобная организация фасилитаторской деятельности была апробирована в Челябинской области в процессе
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х
подготовки школьников к предметным олимпиадам и нашла своё применение в рамках очно-заочной школы подготовки «олимпиадников» и учебно-тренировочных сборов для потенциальных участников предметных олимпиад.
Список использованной литературы:
1. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д, 2006.
2. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д., 2006.
3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004.
4. Выготский, Л.С. Психология - [Текст] / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1006с.
5. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д, 2006.
6. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д., 2006.
7. Спутник исследователя по педагогике / авт. - сост.А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова; под. общей ред. А.М. Баскакова. Челябинск, 2008.
© Тетина С.В., 2017
УДК 378
Тимчишена Елена Александровна
Ст. преподаватель РЭУ им. Г.В.Плеханова
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
Целью статьи является анализ вопроса формирования межнациональной культуры и межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. В статье приведен краткий анализ и сравнение некоторых лингвосоциокультурных аспектов Китая и России. На основании этого анализа можно сделать вывод о необходимости формирования культуры межнациональных отношений с целью ликвидации культурного барьера и воспитания у студентов толерантности и терпимости к культуре страны изучаемого языка.
Ключевые слова
Толерантность, межкультурная коммуникативная компетенция, ключевая образовательная компетенция, лингвокультура.
Современные тенденции развития нашей страны, ее интеграция в мировое сообщество приводят к расширению международных отношений и усилению межкультурных контактов представителей разных национальностей в экономическом, социальном, общественно-политическом аспектах на международном, межрегиональном и межличностных уровнях.
Иностранный язык становится инструментом, способным передавать не только знания и умения а и формировать в профессиональной коммуникации поведенческие качества, поликультурный кругозор, обеспечивать адекватное языковое поведение.
Адекватное языковое поведение в любом профессиональном формате требует от студентов вузов овладения не только системно-языковыми знаниями, а и знаниями законов, обычаев, национального менталитета представителей других культур, так как их несоответствие в процессе взаимодействия