Научная статья на тему 'ФАСАДНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ПАЛЕОЛОГОВСКИХ ХРАМОВ САЛОНИК: СПЕЦИФИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО МЕТОДА'

ФАСАДНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ПАЛЕОЛОГОВСКИХ ХРАМОВ САЛОНИК: СПЕЦИФИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ПАЛЕОЛОГОВСКАЯ ЭПОХА / САЛОНИКИ / ДЕКОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заворина Мария Леонидовна

Статья посвящена особенностям палелоговского стиля архитектуры Салоник в одном из его аспектов. На основе анализа подходов к организации фасадов, иконографических и композиционных особенностей фасадного декора, предпринимается попытка уточнения локальной специфики салоникского зодчества и установления закономерностей его развития. Среди основных особенностей, формирующих архитектурную идентичность Салоник, названы: сочетание столичной и провинциальной традиций, переосмысление и комбинирование ретроспективных элементов в русле актуальных стилистических тенденций, укорененность в традициях византийского зодчества и неприятие западноевропейских стилистических элементов. В своем развитии салоникская архитектура прошла два этапа, каждый из которых отмечен обращением к традициям предшествующих периодов. Первый этап (конец ΧΙΙΙ - первая треть XIV в.) характеризуется интенсивной разработкой местного варианта палеологовского стиля из сочетания традиций Константинополя, Эпира, Никеи, Северной и Южной Греции. Эти поиски осуществляются на основе одного типологического варианта и демонстрируют три разных подхода к организации фасадов в сочетании столичной и провинциальной стилистических парадигм - вертикальной и горизонтальной систем артикуляции, архитектурного декора и ретроспективного арсенала керамопластических декоративных элементов. Памятники второго этапа (1350-е - 1378 гг.) отмечены большим типологическим разнообразием и обнаруживают тенденцию к воспроизведению и интерпретации местных архитектурных моделей первой трети XIV в. Динамика развития салоникской архитектуры не позволяет охарактеризовать этот центр как консервативный, и ретроспективизм палеологовского зодчества Салоник представляется в большей степени творческим методом местных мастеров, чем качественной характеристикой их произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAçADE DECORATION OF PALAIOLOGAN CHURCHES IN THESSALONIKI: SPECIFICITY AND EVOLUTION OF THE LOCAL APPROACH

The article is devoted to the peculiarities of the Palaeologan architecture of Thessaloniki. Based on the analysis of approaches to the facades organization, iconographic and compositional features of the facade decor, an attempt is made to clarify the local specifics of the Thessalonikan architecture and establish the patterns of its development. Among the main features that form the architectural identity of Thessaloniki are: a combination of metropolitan and provincial traditions, rethinking and combining retrospective elements in line with current stylistic trends, rooted in the traditions of Byzantine architecture and rejection of Western European stylistic elements. In its development, Thessalonikan architecture went through two stages, each of which is marked by an appeal to the traditions of previous periods. The first stage (late 13th - first third of the 14th century) is characterized by intensive development of the local variant of the Palaeologan style based on combination of the traditions of Constantinople, Epirus, Nicea, Northern and Southern Greece. These searches are carried out on the basis of the same architectural type and show three different approaches to the organization of facades in a combination of metropolitan and provincial stylistic paradigms (vertical and horizontal systems of articulation, architectural decor and retrospective vocabulary of ceramoplastic decorative elements). The monuments of the second stage (1350s - 1378) are marked by typological variety and show a tendency to reproduce and interpret local architectural models from the first third of the 14th century. The dynamics of the development of Thessalonican architecture does not allow to characterize this center as conservative, and the retrospectiveness of the Palaeologan architecture of Thessaloniki seems to be a creative method of local masters rather than a qualitative characteristic of their works.

Текст научной работы на тему «ФАСАДНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ПАЛЕОЛОГОВСКИХ ХРАМОВ САЛОНИК: СПЕЦИФИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО МЕТОДА»

УДК 7.033.2...7; ББК 85.113(3); DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.205

М. Л. Заворина

ФАСАДНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ПАЛЕОЛОГОВСКИХ ХРАМОВ САЛОНИК: СПЕЦИФИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО МЕТОДА

В поздневизантийский период распределение акцентов в архитектурной жизни Империи изменилось: с утратой Константинополем консолидирующей роли развитие зодчества перешло на периферию, где образовался ряд региональных центров, формировавших собственную архитектурную идентичность в русле общих стилистических тенденций. Наиболее яркой чертой палеологовского направления стало обилие и разнообразие фасадного декора, что не только выражает новую эстетическую ориентацию, но и предоставляет инструмент для выявления более частных процессов развития архитектуры в рамках ключевой для поздневизантийского материала проблемы регионализма.

Изучение фасадной декорации стало одним из аспектов исследования региональной специфики отдельных центров, среди которых важную роль играют Салоники. В конце XIII в., на фоне резкого сокращения строительства в столице и векового периода стагнации в местной практике, здесь наблюдается расцвет архитектуры: появляются храмы, обнаруживающие связь с памятниками Константинополя. Это обстоятельство способствовало тому, что на протяжении многих лет палеологовские храмы Салоник рассматривались в контексте столичной архитектуры1, и только в 1980-е гг. исследователи обратили внимание на существование целого ряда различий между памятниками этих двух городов: более пристальный анализ декоративных и морфологических элементов

1 Millet G. L'École grecque dans l'architecture byzantine. Paris, 1916; Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909; Брунов Н. И. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 3: Архитектура Восточной Европы. Средние века. Л.; М., 1966. С. 16-161; Mango C. Byzantine Architecture. New York, 1976; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine architecture. 4th ed. (revised by R. Krautheimer and S. Curcic). New Haven; London, 1986.

© М. Л. Заворина, 2020

позволил связать палеологовское зодчество Салоник не только с Константинополем, но также с традициями Эпира, Никеи и других регионов2.

Проблема генезиса палеологовского зодчества Салоник, как и вопрос о масштабе и сущности его влияния на архитектуру македонских областей и соседних с Северной Грецией регионов Балкан, стали предметом активной научной дискуссии3, тогда как сами процессы его развития — механизмы сочетания традиций разных регионов, формирование локального варианта палеологовского стиля и его эволюция — требуют более пристального внимания4. В данной статье мы предполагаем обратиться именно к этому аспекту и, проанализировав метод работы с фасадной декорацией, попытаемся проследить траекторию развития салоникской архитектуры конца XIII—XIV в., приблизиться к пониманию ее специфики.

Наибольшее влияние на становление палеологовского зодчества Салоник оказали традиции Константинополя и Эпира5. Эти центры развивали принципиально разные концепции в организации фасадов: в столичной практике правилом стала вертикальная система артикуляции, архитектурная декорация, следование принципам архитектоники,

2 Curcic S. Articulation of Church Facades During the First Half of the Fourteenth Century // Vizantijska umetnost pocetkom XIV veka / Ed. S. Petkovic. Belgrade, 1978. P. 17-27; Velenis G. 1) Oi Ayioi An6cxoloi ©eccaXovÎKnç Kai n cxolrç xnç Kœvcxavxivoûnolnç // Akten des XVI Internationalen Byzantinisten Kongresses. Jahrbruch der Osterreichishen Byzantinistik. 1981. Vol. 32/4. E. 457-467; 2) Building Techniques and External Decoration During the 14th Century in Macedonia // L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XIVe siècle / Ed. R. Samardzic. Belgrade, 1987. Р. 95-105; 3) Ep^nveia xou e^œxepiKoû 5шк6сдои cxnv PuÇavxivrç apxixeKxoviKrç. ©eccaloviKrç, 1984; Vocotopoulos P. Church Architecture in Thessaloniki in the 14th century. Remarks on the Typology // L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XIVe siècle / Ed. R. Samardzic. Belgrade, 1987. Р. 107-117; Taovpiç К. O Kepa^onlacxiK6ç SiâKoc^oç xœv ucxepoPuÇavxivœv ^vn^eiwv xnç BopeioSuxiKqç EllâSoç. Kapâla, 1988; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism of Late Byzantine Church Façades, 1204-1453. Pi-m^ton, 2004.

3 Милюков П. Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1899. IV. Вып. 1. С. 21-151; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine architecture. Р. 298-305; Vocotopoulos P. Church Architecture in Thessaloniki... Р. 84-89; CurcicS. The Role of Late Byzantine Thessaloniki in Church Architecture in the Balkans // Dumbarton Oaks Papers. 2003. Vol. 57. P. 65-84; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 141-146; Bogdanovic J. Regional Developments in Late Byzantine Architecture and the Question of 'Building Schools': An Overlooked Case of the Fourteenth-Century Churches from the Region of Skopje // Byzantinoslavica. 2011. Vol. 69. Iss. 1-2. P. 219-266; Каппас М. Архитектурный «идиолект» Фессалоники в средне- и поздневизантийский периоды: сходства и различия с Константинополем // Византий и Византия: провинциализм столицы и столичность провинции. СПб., 2020. С. 127-153.

4 Эти вопросы рассматривались в работах: Curcic S. The Role of Late Byzantine Tessaloniki... P. 65-84; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 141-147; Каппас М. Архитектурный «идиолект» Фессалоники. С. 127-153.

5 См.: Millet G. L'École grecque .; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine architecture. Р. 300-304; Mango С. Byzantine Architecture. Р. 286-295; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 141-146; Корак В., Шупут М. Архитектура византщског света. Београд, 2005; Curcic S. 1) The Role of Late Byzantine Thessaloniki. Р. 68-83; 2) Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. New Haven; London, 2010; Ousterhout R. Eastern Medieval Architecture. The Building Traditions of Byzantium and Neighboring Lands. London, 2019.

тогда как зодчество Эпира следовало традициям Элладской школы и демонстрировало обширный вокабуляр керамопластического декора в горизонтальной логике организации фасада6.

В Салониках ни одна из этих систем не встречается в чистом виде. В сочетании строительных практик разных регионов, салоникская архитектура конца XIII - первой трети XIV в. идет по пути поиска собственного стилистического варианта. Этот период был особенно продуктивным и насыщенным: происходит соединение двух направлений — провинциального греческого и столичного, разрабатывается локальная стилистическая парадигма7, складывается характерная иконографическая схема пятиглавого ступенчатого храма с галереями, однако все процессы развития происходят на основе одного типологического варианта. Группа церквей конца XIII - первой трети XIV в. — церкви Св. Пантелеймона, Свв. Апостолов и Св. Екатерины — обладают типологической и иконографической общностью, но с точки зрения организации фасада дают три разных варианта сочетания константинопольской и провинциальной систем, поиск оптимального баланса которых, вероятно, сопровождался поиском компромисса между артелями мастеров, принадлежавших двум разным архитектурным традициям и совместно работавшим на одном объекте8.

В самом раннем палеологовском памятнике Салоник — церкви Св. Пантелеймона (1295)9 — при отсутствии обильного декора элементы организации фасада не согласованы между собой, и не вполне соответствуют конструктивной логике постройки. Верхние части фасадов сохранившихся фрагментов галерей декорированы горизонтально ориентированными

Рис. 1. Церковь Св. Пантелеймона (1295). Вид с юго-востока. Фото автора, 2018 г.

6 См.: Curcic S. Articulation of Church Facades... P. 17-27; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism... Р. 14-27; Bslsvig Г. Epp,rvsia тои s^wxspiKou бгакоа^ои axrv PuZavxwn ap%ixsKxoviK^. ©saaa^oviK^, 1984; TaovpigК. О Kspa^on^aaxiKO^ 5шкоа^о<;...

7 Curcic S. Architecture in the Balkans. Р. 600-601.

8 Curcic S. Architecture in the Balkans. Р. 550; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 144-145; Hadjitryphonos E. Saint Catherine's Church in Thessaloniki, Its Place in Late Byzantine Architecture // Hpw<; Kx(axr<;. Mv^r Xapa^a^nou Mnoupa. T. 1. AO^va, 2018. L. 265-282.

9 Об этом памятнике см.: Oso/apiSng Г. О MaxOalog BMaxapig Kai r povn xou Kup IaaaK sv ©saaabviKri // Byzantion. 1970. T. XL. L. 454-459.

неглубокими нишами (Рис. 1), что отсылает к традициям Эпира, западный фасад — в классической манере, пилястрами, ограниченными карнизами, которые, однако, проходят не у основания несущих арок сводов несохранившейся галереи, а значительно ниже (Рис. 2). Артикуляция алтарной апсиды нишами только иконографически ориентируется на столичную традицию, поскольку их соотношение с архитектурной

формой и с трехсветным окном алтаря (которое также является маркером столичной традиции) заметно отличается от поздневизантийских константинопольских образцов (например, церковь Иоанна Крестителя монастыря Липса, конец XIII в.).

Западный фасад церкви Св. Екатерины (1315-1320)10 использует вертикальную систему организации и открывается ажурными арками, однако внешне симметричные аркады не соответствуют структуре сводов нартекса (Рис. 3). Другие три фасада церкви обнаруживают соединение горизонтально ориентированного декора, свойственного Эпиру, с несколькими вертикальными акцентами. Мраморный карниз разграничивает плоскость фасадов на два яруса: в верхнем, в довольно сбивчивом ритме, располагаются плоские, меньшие по высоте ниши, заполненные кирпичным декором; нижний ярус образован свободными от декора углубленными нишами и кирпичными полуколонками, создающими светотеневые акценты и придающими фасаду пластическую выраженность (Рис. 4). Ярусное построение фасадов с разделяющим карнизом, декорацией арками и нишами обнаруживает сходство с палеологовскими памятниками Константинополя, такими как экзонартекс Килисе Джами (конец XIII - XIV в.), парек-клесий монастыря Паммакаристос (до 1310 г.). Но в отличие от столичных образцов, в салоникской церкви более очевидным становится отсутствие конструктивной ясности в чередовании ниш и проемов на фасадах, более отчетливым — расхождение в ритмическом рисунке первого и второго ярусов.

В церкви Святых Апостолов (1310-1314)11 применяется единая вертикальная система организации фасадов, визуально объединяющая все здание. На примере

10 Об этом храме см.: HadjitryphonosE. Saint Catherine's Church in Thessaloniki... E. 265-282.

11 Основная литература о памятнике: Rautman M. L. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Dissertation: Ph. D. Bloomington, 1984; Nikonanos N. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Thessaloniki, 1986; BsAévqç Г. Ol Aytot AtcôgtoXoi ©SGGaXovÎKnç Kai П gxoX^ rnç KrovGiavTivounoXnç // Akten des XVI Internationalen Byzantinisten Kongresses. Jahrbruch der Österreichishen Byzantinistik. 1981. Vol. 32/4. E. 457-467.

Рис. 2. Церковь Св. Пантелеймона (1295). Вид с северо-запада. Фото автора, 2018 г.

Рис. 3. Церковь Св. Екатерины (1315-1320). Западный фасад. Фото автора, 2018 г

этого храма С. Чурчич выявил стилистическую парадигму Салоник, основанную на традициях средневизантий-ского Константинополя и предполагающую артикуляцию фасада простыми слепыми арками в соответствии с принципами архитектоники12. Однако классические основы столичной архитектуры интерпретированы здесь в соответствии с актуальными тенденциями палеологовского периода к усилению вертикального импульса, элегантности пропорций, тонкости и легкости форм и их умножению, а также синтезированы с провинциальной практикой, что проявляется не только в обильном заполнении архитектурного декора керамопластикой, но и в композиции высокой центральной апсиды, где слепая аркада, поднимающаяся на высоту галерей — до середины апсиды, сочетается с фризами кирпичных орнаментов, организующих ее верхнюю часть (Рис. 5).

Церковь Святых Апостолов дает классический пример палеологовского стиля Салоник: пятиглавый крестово-купольный храм на четырех колонках, с вимой, с большой широкой галереей и экзонартексом формально воспроизводит лучшие константинопольские образцы. Характерные особенности салоникского храма, отличные от столичной практики, — новые пропорции, ритм, силуэт, соединенные с новой, богатой фактурой фасадов. Ковровое заполнение кирпичным декором в данном случае можно рассматривать

Рис. 4. Церковь Св. Екатерины (1315-1320). Северный фасад. Фото автора, 2018 г

12 Сигом S. АгЛИесШге т Ше Ва1капБ... Р. 600-601.

и как следствие вертикализма форм: кирпичные орнаменты заполняют вытянутые тимпаны окон апсид и барабанов, верхнюю часть устремленной ввысь апсиды, и решают эстетическую задачу преодоления пустого пространства и статичности стены.

Керамопластическая декорация в локальной практике стала новшеством палеоло-говского периода, как и техника кладки клуазоне, в которой построены все палео-логовские храмы Салоник, кроме церквей Преображения (сер. XIV в.)13 и Пророка Илии (1360-е - 1370-е гг.). Появление этих особенностей обусловлено влиянием Эпира. Однако в отличие от широкого видового и иконографического ряда эпирских орнаментов (пояски вырезного кирпича (дисепсилон, S-образные мотивы), фиалосто-мия, широкие полосы opus reticulatum, включение рельефов и керамических икон)14, декоративный арсенал Салоник ограничивается кирпичными орнаментами (не считая нескольких керамических вставок в церкви Св. Екатерины), он довольно простой

Рис. 5. Церковь Свв. Апостолов (1310-1314). Вид с северо-востока. Фото автора, 2018 г.

13 О церкви Преображения см.: SvyyonovlogA. Tsaaaps^ piKpoi vaoi xr^ ©saaaXoviK^ sk xrov Xpovrov xrov naXaioXoyrov. ©saaaXoviKr, 1952. L. 67-75.

14 О декоративных особенностях памятников Эпира см.: Velenis G. Thirteenth-Century Architecture in the Despotate of Epirus: The Origins of the School // Studenica et l'art byzantine au tour de l'annee 1200. Beograd, 1988. P. 279-284; Vocotopoulos P. Church Architecture in the Despotate of Epirus. The Problem of Influences // Zograf. 1998-1999. No. 27. P. 79-92; nanaSonovhov B. H Pu^avxiv^ Apia Kai xa pvrpsia xr^. AOrva, 2002; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 138-141; noXuyXroaao siKovoypa9rpsvo Xs^iko oprov BuZavxiv^ apxixsKxoviK^ Kai уХитсик^ / Ano L. KaXoniar-Bspxr Kai M. navayiroxiSr-KsaiaoyXou. HpaKXsio, 2010; Curcic S. Epirote Input in Architecture of Byzantine Macedonia and Serbia around 1300 // A9ispropa axov aKaS^paiKo navayiroxr Л. BokoxotcouXo / Ano B. Kaxaapo^, A. Toupxa. AOnva, 2015. P. 129-140.

и даже ретроспективный. За исключением эндемичного мотива «Древа Жизни» на алтарной апсиде церкви Святых Апостолов15 (Рис. 6), салоникские паттерны были

хорошо известны провинциальной линии византийского зодчества со средневизантий-ского периода: ступенчатый орнамент, ненаправленный меандр, колосовидные фризы, мотивы сетки, алмазы, плетенки. К провинциальной традиции (Эпир, Южная Греция) относятся и глазурованные керамические чаши — единственный, не считая лаконичной композиции с изображением креста и монограммы Христа на центральной апсиде, декоративный элемент кафоликона монастыря Влатадон (1351-1371)16. Аскетичный внешний облик постройки, вероятно, связан с тем, что ктиторами были монахи-исиха-сты, и богатая декорация фасадов не была в данном случае необходимостью. Однако в декоративном словаре Салоник есть и элементы, генетически связанные с архитектурой Константинополя, — это, прежде всего, фризы из перевернутых треугольников, проходящие у завершения апсид церквей Святых Апостолов и пророка Илии. Стоит отметить, что в Салониках, в отличие от других центров палеологовского зодчества, отсутствуют западноевропейские стилистические элементы, которые были главным открытием эпохи. Такая избирательность в выборе декоративных средств может трактоваться как культивирование византийских традиций для выражения преемственности Константинополю.

Сочетая архитектурную декорацию с ковровым заполнением керамопластическим декором, Салоники разработали три композиционных варианта заполнения декоративной архитектурной формы: сплошное заполнение всего поля арки или ниши любым орнаментом; заполнение различными видами орнаментов, расположенных регистрами; заполнение тимпана арки или ниши и пролета двумя разными орнаментами. Отметим, что эти три типа — лишь разновидности, которые не отражают эволюцию стиля и могут встречаться вместе в одном и том же памятнике (церкви Св. Екатерины, Пророка Илии). Характерной особенностью Салоник является совмещение подчеркнуто вертикальной формы — поля вытянутых удлиненных слепых арок — с декоративными элементами, предполагающими горизонтальную направленность свободного развития

Рис. 6. Церковь Свв. Апостолов (1310-1314). Центральная апсида. Мотив «Древа жизни» и широкий меандр. Фото автора, 2018 г

15 Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 189-190.

16 Об этом памятнике см.: SvyyonovlogA. Tsaaaps^ piKpoi vaoi... L. 49-62; Zroywykov Г. H sv ©saaaXoviKr naxpiapxiK^ Movq xrov BXaxaSrov. ©saaaXoviKr, 1971.

на плоскости — колосовидными орнаментами и широкими поясами меандра (Рис. 6). При этом последние никогда не встречаются в виде развернутых по фасаду фризов, как это было свойственно эпирской, а затем македонской, практикам17.

В 1330-е - 1350-е гг. в связи с изменением политического климата в Салониках наступает период стагнации, развитие архитектуры продолжается уже на территории Скопье — столицы невероятно усилившейся в это время империи Душана Сильного и нового центра притяжения мастеров18. В сравнении с византинизирующим направлением сербской архитектуры эпохи Милутина (1282-1321), когда салоникские архитектурные модели первой трети века развиваются и переосмысляются, в 1330-е гг. роль Салоник в архитектуре Скопье ограничивается присутствием отдельных особенностей (форма купола, техника кладки, слепые арки), которые ассимилируются с местной строительной практикой19. Складывается новая стилистическая парадигма, в основе которой — подчеркнутый вертикализм пропорций, умеренное использование керамопластической декорации, мотив «триумфальной арки»20 (церковь Св. Николая Шишевского (около 1334), монастырь Матеич (середина XIV в.), церковь Успения в Матке (вторая половина XIV в.), церковь Св. Димитрия Маркова монастыря (1346-1371) и другие).

После смерти Душана в 1355 г. Скопье как региональный художественный центр угасает, архитектурное производство в Салониках постепенно возрождается21. Второй период развития палеологовского зодчества продолжается здесь со второй половины 1350-х гг. до 1387 г., когда город был захвачен турками. В сравнении с архитектурой первого периода, он отличается типологическим разнообразием. При этом в салоник-ских храмах второй половины столетия обнаруживается ориентация не на скопские, а на более ранние местные модели. В качестве основного вектора развития следует выделить обращение к некоторым архитектурным разработкам первой трети века в стремлении к поддержанию и развитию сложившегося локального варианта палеологовского стиля.

Проявление «локального ретроспективизма» можно видеть на восточном фасаде церкви Таксиархов (1350-е - 1370-е гг.)22 (Рис. 7). Это небольшая двухуровневая базилика с криптой и обходной галереей, завершающейся пастофориями, перекрытыми купольными сводами — тип, который был разработан салоникскими мастерами на основе сочетания провинциального базиликального типа с архитектурными стандартами Салоник первой трети века. В решении восточного фасада просматриваются реминисценции центрального памятника того времени, церкви Святых Апостолов: граненая апсида со слепой аркадой, сплошь заполненной разнообразными кирпичными

17 Об особенностях декорации фасадов памятников этих регионов см.: Velenis G. Thirteenth-Century Architecture in the Despotate of Epirus. Р. 87-91; Vocotopoulos P. Church Architecture in the Despotate of Epirus. Р. 87-91; Trkulja J. Aesthetics and Symbolism. Р. 135-140, 167-210; Curcic S. Epirote Input in Architecture of Byzantine Macedonia. Р. 127-135

18 Curcic S. The Role of Late Byzantine Thessaloniki. Р. 130-131; Bogdanovic J. Regional Developments. Р. 258-259.

19 Curcic S. The Role of Late Byzantine Thessaloniki. Р. 82.

20 Curcic S. Architecture in the Balkans. Р. 601.

21 Curcic S. The Role of Late Byzantine Thessaloniki. Р. 83-84; Bogdanovic J. Regional Developments. Р. 259.

22 Об этом храме см.: SvyyônovXoç А. 1) Téccapeç ^iKpoi vaoi. E. 5-24; 2) Neœxepa euprç^axa eiç xov va6v xœv Ta^iapxœv ©eccalovÎKnç // MaKeSoviKâ. 1956. T. 3. E. 281-289.

Рис. 7. Церковь Свв. Таксиархов (1350-е - 1370-е гг). Восточный фасад. Фото автора, 2018 г.

орнаментами, трехгранная апсида жертвенника, артикуляция восточного торца южной галереи слепой аркой — сокращенная и упрощенная конфигурация форм узнаваемого прототипа (Рис. 8). Однако при сохранении внешнего подобия, в церкви Таксиархов

нарушены главные принципы, воплощенные в апостольской церкви — архитектоника, легкость пропорций и тонкость линий, логика согласования архитектурной формы с декорацией. Оформление граненой апсиды слепой аркадой, заполненной декором, в церкви Таксиархов не следует общей логике построения формы и законам тектоники, что само по себе нередко встречается в палеологовском зодчестве. Однако, учитывая предположение об ориентации храма на церковь Святых Апостолов, эти свойства приобретают, скорее, маньеристический окрас. Обильная декорация, главная выразительная возможность которой заключается в визуальной «дематериализации» стены как несущей составляющей, в преодолении ее статичности, в данном случае заполняет не тимпаны арок, а их основания, тогда как трехсветное окно с массивными разделительными колонками перенесено в верхнюю часть аркады. Это создает ощущение неустойчивости и меняет характер композиции.

Другой вариант продолжения местной традиции, где салоникские стандарты первой трети века находят более последовательное развитие, представлен в кафоли-коне монастыря Влатадон (1351-1371). В объемно-пространственной структуре сохраняется ступенчатая пирамидальная композиция, достигаемая за счет обнесения основного крестово-купольного объема галереей, в то время как малые

Рис. 8. Церковь Свв. Апостолов (1310-1314). Восточный фасад. Фото автора, 2018 г.

главы редуцируются до купольных сводов в приделах. В то же время асимметрия в организации фасадов галерей сменяется трехчастной композицией с акцентированным центром, в чем прослеживается отзвук мотива «триумфальной арки», развитого в архитектуре Скопье23 (Рис. 9).

Вопрос о влиянии Скопье на регион, и, в частности, на архитектуру Салоник второй половины XIV в., требует более детального изучения и выходит за рамки данной статьи. В литературе было высказано мнение, что влияние скопского круга памятников усматривается в композиционных особенностях церкви Пророка Илии (1360-е - 1370-е гг.): гармоничное компактное объединение четырех купольных компартиментов вокруг повышенного крестово-купольного ядра обнаруживает близость с церковью монастыря Матеич (сер. XIV в.), а ярусная организация апсид плоскими нишами — с церковью Св. Димитрия

^24 Эти сход-

Рис. 9. Монастырь Влатадон. Церковь Преображения (кафоликон) (1351-1371). МаРк°ва м°настыря (1346-1371)

Реконструкция А. Ксингопулоса (Источник: SvyyonovlogA. Tsaaaps^ ptKpoi vaoi rn^ ©saaaXovkn^ sk rrov Xpovrov xrov naXatoXoyrov. ©saaaXoviKn, 1952. Eik. 25).

ства довольно условны, и влияние Скопье как одного из источников нуждается в поиске более веских обоснований. Напротив, очевидны в данном случае проявления местных традиций первой трети века, Афона, Константинополя25.

Церковь Пророка Илии — памятник, завершающий развитие палеологовского зодчества Салоник26. Монументальный триконх афонского типа интерпретирован на салоникский манер и сохраняет ставшие правилом в местной практике галереи и пятиглавие, но в довольно оригинальной композиции, сочетающей основной триконхиальный объем с четырьмя малыми центрическими — типи-кариями с востока и парекклесиями с запада (Рис. 10). Характерная форма центрального купола, с высокими тимпанами аркады барабана, заполненными кирпичным декором,

23 Curcic S. 1) Articulation of Church Facades. Р. 17-27; 2) Architecture in the Balkans. Р. 601-602; Bogdanovic J. Regional Developments. Р. 226.

24 Bogdanovic J. Regional Developments. Р. 250.

25 Каппас М. Архитектурный «идиолект» Фессалоники. С. 145-148; Мальцева С. В. 1) Храмовое зодчество Моравской Сербии и основные направления архитектуры палеологовского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник науч. статей. Вып. 7. СПб., 2017. С. 301-320, 757-759; 2) Особенности храма Пророка Илии в Салониках и проблема региональных направлений в поздневизантийской архитектуре // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2020. С. 233-247.

26 Об этом памятнике см.: Papazotos Th. The Identification of the Church of 'Profitis Elias' in Thessaloniki // Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 45. P. 120-127; nanaZmroq 0. H povq AKanviou — О vao^ rou npo9^xn HXia // ©saaaXoviKsrov noXi^. 1997. T. 2. L. 34-73; Тоутощ A. O npo9nrn^ HXia^, n Avva r^ LaPo'i'a^ Kai n AuX^ rou Lupyn // BuZavrqva. 2013-2014. T. 33. L. 241-257; Мальцева С. В. Особенности храма Пророка Илии в Салониках. С. 233-247

воспроизводит купол церкви Святых Апостолов. Гранение апсид, пояс орнамента в их венчающих частях, чередование углубленных и плоских ниш, расположенных ярусами, находится в соответствии с тенденциями палеологовской архитектуры и напоминает столичные памятники — южную церковь монастыря Липса (конец XIII в.), пареккле-сий монастыря Паммакаристос (до 1310 г.). К столичным особенностям относится и техника кладки из чередования кирпича и камня. Орнаментальные мотивы, профилировка и способы заполнения ниш следуют салоникским образцам. Единственное, что выглядит чужеродным в церкви Пророка Илии и не встраивается в концепцию развития палеологовского зодчества — монументальность и лапидарность объемов. Однако эти особенности объясняются скорее спецификой заказа: храм, ктитором которого выступала императрица Анна Савойская, мать Иоанна V Палеолога, был прежде всего репре-

Рис. 10. Церковь Пророка Илии (1360-е - 1370-е гг.). Вид с северо-востока.

Фото автора, 2018 г

зентацией власти, политических амбиций и приверженности афонскому монашеству27. В эволюции палеологовского зодчества Салоник памятник представляется в большей степени как некая аберрация, чем как анахронизм или маркер регрессивных импульсов.

Изменения в подходе к организации фасадов позволяют выявить определенные закономерности развития палеологовского стиля в Салониках, характерными свойствами которого являются сочетание столичной и провинциальной традиций, разработка новых решений на основе переосмысления и комбинирования известных ранее элементов в русле актуальных стилистических тенденций поздневизантйиского зодчества, умеренность и «традиционализм». В то же время динамика развития способов

27 Таутоцд А. О Профпт^ НАла<;, п Аууа тп<; ЕаРоСш;... Е. 249, 254; Мальцева С. В. Особенности храма Пророка Илии в Салониках... С. 245.

работы с фасадом не позволяет охарактеризовать Салоники как консервативный центр. Ретроспективизм, проявившийся в апелляции к предшествующим практикам отдельных регионов, а затем и к локальному варианту палеологовского направления первой трети XIV в., представляется живым, подвижным творческим методом салоникских мастеров.

Информация о статье

Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 20-18-00294 «Художественные традиции и церковно-политическая идеология в средневековой архитектуре и искусстве Балкан. Македонский вопрос». Автор: Заворина, Мария Леонидовна — научный сотрудник, Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), Москва, Россия; OrcID 0000-0003-1652-1006, ResearcherlD AAE-3360-2020, SPIN-код 8372-5464, AuthorID 983807; e-mail: marika_1096@mail.ru

Заголовок: Фасадная декорация палеологовских храмов Салоник: специфика и эволюция локального метода

Резюме: Статья посвящена особенностям палелоговского стиля архитектуры Салоник в одном из его аспектов. На основе анализа подходов к организации фасадов, иконографических и композиционных особенностей фасадного декора, предпринимается попытка уточнения локальной специфики сало-никского зодчества и установления закономерностей его развития. Среди основных особенностей, формирующих архитектурную идентичность Салоник, названы: сочетание столичной и провинциальной традиций, переосмысление и комбинирование ретроспективных элементов в русле актуальных стилистических тенденций, укорененность в традициях византийского зодчества и неприятие западноевропейских стилистических элементов. В своем развитии салоникская архитектура прошла два этапа, каждый из которых отмечен обращением к традициям предшествующих периодов. Первый этап (конец XIII - первая треть XIV в.) характеризуется интенсивной разработкой местного варианта палеологовского стиля из сочетания традиций Константинополя, Эпира, Никеи, Северной и Южной Греции. Эти поиски осуществляются на основе одного типологического варианта и демонстрируют три разных подхода к организации фасадов в сочетании столичной и провинциальной стилистических парадигм — вертикальной и горизонтальной систем артикуляции, архитектурного декора и ретроспективного арсенала керамопластических декоративных элементов. Памятники второго этапа (1350-е - 1378 гг.) отмечены большим типологическим разнообразием и обнаруживают тенденцию к воспроизведению и интерпретации местных архитектурных моделей первой трети XIV в. Динамика развития салоникской архитектуры не позволяет охарактеризовать этот центр как консервативный, и ретроспективизм палеологовского зодчества Салоник представляется в большей степени творческим методом местных мастеров, чем качественной характеристикой их произведений. Ключевые слова: византийская архитектура, палеологовская эпоха, Салоники, декор

Литература, использованная в статье: Брунов, Николай Иванович. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 3: Архитектура Восточной Европы. Средние века. Ленинград; Москва: Издательство литературы по строительству, 1966. С. 16-161.

Каппас, Михалис. Архитектурный «идиолект» Фессалоники в средне- и поздневизантийский периоды: сходства и различия с Константинополем // Византий и Византия: провинциализм столицы и столич-ность провинции. Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. С. 127-153.

Кондаков, Никодим Павлович. Македония. Археологическое путешествие. Санкт-Петербург: Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1909. 348 с.

Корак, Во/ислав; Шупут, Марица. Архитектура византи|ског света. Београд: Завод за уцбенике и наставна средства, 2005. 425 с.

Мальцева, Светлана Владиславовна. Особенности храма Пророка Илии в Салониках и проблема региональных направлений в поздневизантийской архитектуре // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сборник статей в честь О. С. Поповой / Ред.-сост. Захарова, Анна Владимировна; Овчарова, Ольга Владимировна; Орецкая, Ирина Анатольевна. Москва: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 233-247.

Мальцева, Светлана Владиславовна. Храмовое зодчество Моравской Сербии и основные направления архитектуры палеологовского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства:

Сб. науч. статей. Вып. 7 / Ред. Мальцева, Светлана Владиславовна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна; Захарова, Анна Владимировна. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 301-320, 757-759. Милюков, Павел Николаевич. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1899. IV. Вып. 1. С. 21-151.

Bogdanovic, Jelena. Regional Developments in Late Byzantine Architecture and the Question of 'Building Schools': An Overlooked Case of the Fourteenth-Century Churches from the Region of Skopje // Byzantinoslavica. 2011. Vol. 69. Iss. 1-2. P. 219-266.

Curcic, Slobodan. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. New Haven; London: Yale University Press, 2010. 913 р.

Curcic, Slobodan. Articulation of Church Facades During the First Half of the Fourteenth Century // Vizantijska umetnost pocetkom XIV veka / Ed. Sreten Petkovic. Belgrade, 1978. P. 17-27. Curcic, Slobodan. Epirote Input in Architecture of Byzantine Macedonia and Serbia around 1300 // Афтёрю^а axov araS-q^aiKO navayirorq Л. ВокотопоиЛо / Anô В. Kaxaapoç, A. Тоирта. A0r|va: Ekôôosiç Kanôv, 2015. P. 129-140.

Curcic, Slobodan. The Role of Late Byzantine Thessaloniki in Church Architecture in the Balkans // Dumbarton Oaks Papers. 2003. Vol. 57. P. 65-84.

Hadjitryphonos, Evangelia. Saint Catherine's Church in Thessaloniki, Its Place in Late Byzantine

Architecture // 'Hproç Ktîot^ç. Mvf^r ХараХа^пои Мпойра. T. 1. A0fva, 2018. S. 265-282.

Krautheimer, Richard. Early Christian and Byzantine architecture. 4th ed. (revised by R. Krauthheimer and

S. Curcic). New Haven; London: Yale University Press, 1986. 390 р.

Mango, Cyril. Byzantine Architecture. New York: Electa Editrice, 1976. 215 p.

Millet, Gabriel. L'École grecque dans l'architecture byzantine. Paris: E. Leroux, 1916. 372 р.

Nikonanos, Nikos. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Thessaloniki: Institute for Balkan

Studies, 1986. 72 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ousterhout, Robert. Eastern Medieval Architecture. The Building Traditions of Byzantium and Neighboring Lands. London: Oxford University Press, 2019. 810 р.

Papazotos, Thanasis. The Identification of the Church of 'Profitis Elias' in Thessaloniki // Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 45. P. 120-127.

Rautman, Marcus L. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Dissertation: Ph. D. Bloomington: University of Indiana, 1984. 254 р.

Trkulja, Jelena. Aesthetics and Symbolism of Late Byzantine Church Façades, 1204-1453. Princеton: Princeton University, 2004. 378 р.

Velenis, Giorgos. Building Techniques and External Decoration During the 14th Century in Macedonia // L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XIVe siècle / Ed. R. Samardzic. Belgrade, 1987. Р. 95-105.

Velenis, Giorgos. Thirteenth-Century Architecture in the Despotate of Epirus: The Origins of the School // Studenica et l'art byzantine au tour de l'annee 1200. Beograd, 1988. P. 279-284.

Vocotopoulos, Panayotis. Church Architecture in Thessaloniki in the 14th century. Remarks on the Typology // L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XIVe siècle / Ed. R. Samardzic. Belgrade, 1987. Р. 107-117.

Vocotopoulos, Panayotis. Church Architecture in the Despotate of Epirus. The Problem of Influences // Zograf. 1998-1999. No. 27. P. 79-92.

BeXévqç, rewpyioç. Oi Аую1 АпоатоХог ©8аааХо\1кг|5 Kai r| a^aXf tiç Кт'атаута'о'бпоХп? // Akten des XVI Internationalen Byzantinisten Kongresses. Jahrbruch der Osterreichishen Byzantinistik. 1981. Vol. 32/4. S. 457-467.

BeÀéviç, rewpyioç. Ep^qvsia тои е^ютершзй дшкоа^ои atrv PuÇavTivf ар%1т8кто\1к|. ©еаааХо\1к|, 1984. 355 a.

&eoxapi&nç, rewpyioç. O MaT0atoç BXotarapiç Kai r| ¡^vf тои к)р 1ааак 8V ©8аааХо\4кп // Byzantion. 1970. T. XL. S. 454-459.

SvyyonovÀoç, Avôpéaç. Téaaap8ç ¡^k^î vaоí t|ç ©8aaaXоvíк'rç 8K tibv xpôvrov tibv naXawXOyrov. ©8aaaXоvíкn: Eraip8Îa Maк8Sоvlкюv 1952. 109 a.

SvyyonovÀoç, Avôpéaç. N8roT8pa 8upf^ara 8iç tov vaôv ttov Ta^iap%rov ©8aaaXоvíкnç // MaKeSaviKGi. 1956. T8UX. 3. S. 281-289.

nanaSonovXov, Bapfiâpa. H PuÇavTivf Арта Kai Ta ¡¡vr|^8Îa tiç. A0r|va: Yпорy8Íо тАта^о!), 2002. 168 a.

nanaÇonoç, Qavâor]ç. H ^ovq AKanviou — O vaôç tou TCpoqrqtn HXia // ©saaaXoviKsrov rcôXiç. 1997. Tsu%. 2. S. 34-73.

noMyXroaao siKovoypaqyn^svo Xs^ikô ôprov BuÇavtivqç ap%iTSKToviK^ç Kai yXuTCraq / Ano S. KaXoman-Bsprr| Kai M. navayiroTiSn-KsaiaoyXou. HpaK^sio: notvsmatn^iaKsç EkSôosiç Kpqtnç, 2010. 667 a. ZroyioyÀov, rewpyioç. H sv ©saaaXovicri naTpiapxiKq Movq Trov BXaTaSrov. ©saaaXovicn: naTpiap%iKô iSpu^a naTspiKrôv ^sXst6v, 1971. 406 a.

Tâvtffqç, Avaaiàoioç. O npo^rT^ç HXiaç, r Avva T|ç SaPo'i'aç Kai n AuXq tou Supyq // BuÇavtqva. 20132014. Tsux. 33. S. 241-257.

Taovpiç, KavfftavTÎvoç. O Kspa^onXaatiKôç SiaKoa^oç Trov uaTspoPuÇavtivrôv ¡ivr||isi(»v t|ç BopsioSutucqç EUaSoç. KapâXa, 1988. 467 a.

Information about the article The research was support by Russian Science Foundation, project No. 20-18-00294 (Artistic Traditions, Church and State Ideology in Medieval Art and Architecture of the Balkans: The Macedonian Issue). Author: Zavorina, Maria Leonidovna—Researcher, The Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Moscow, Russia, OrcID 0000-0003-1652-1006, ResearcherID AAE-3360-2020, SPIN-Kog 8372-5464, AuthorID 983807; e-mail: marika_1096@mail.ru

Title: Façade decoration of Palaiologan churches in Thessaloniki: Specificity and evolution of the local approach

Summary: The article is devoted to the peculiarities of the Palaeologan architecture of Thessaloniki. Based on the analysis of approaches to the facades organization, iconographic and compositional features of the facade decor, an attempt is made to clarify the local specifics of the Thessalonikan architecture and establish the patterns of its development. Among the main features that form the architectural identity of Thessaloniki are: a combination of metropolitan and provincial traditions, rethinking and combining retrospective elements in line with current stylistic trends, rooted in the traditions of Byzantine architecture and rejection of Western European stylistic elements. In its development, Thessalonikan architecture went through two stages, each of which is marked by an appeal to the traditions of previous periods. The first stage (late 13th - first third of the 14th century) is characterized by intensive development of the local variant of the Palaeologan style based on combination of the traditions of Constantinople, Epirus, Nicea, Northern and Southern Greece. These searches are carried out on the basis of the same architectural type and show three different approaches to the organization of facades in a combination of metropolitan and provincial stylistic paradigms (vertical and horizontal systems of articulation, architectural decor and retrospective vocabulary of ceramoplastic decorative elements). The monuments of the second stage (1350s - 1378) are marked by typological variety and show a tendency to reproduce and interpret local architectural models from the first third of the 14th century. The dynamics of the development of Thessalonican architecture does not allow to characterize this center as conservative, and the retrospectiveness of the Palaeologan architecture of Thessaloniki seems to be a creative method of local masters rather than a qualitative characteristic of their works.

Keywords: Byzantine architecture, Palaeologan Age, Thessaloniki, façade decoration

References:

Bogdanovic, Jelena. Regional Developments in Late Byzantine Architecture and the Question of 'Building Schools': An Overlooked Case of the Fourteenth-Century Churches from the Region of Skopje, in Byzantinoslavica. 2011. Vol. 69/1-2. Pp. 219-266.

Brunov, Nikolay Ivanovich. Arkhitektura Vizantii [Byzantine Architecture], in Vseobshchaya istoriya arkhi-tektury [Universal History of Architecture] : In 12 vols. Vol. 3: Arkhitektura Vostochnoy Evropy. Srednie veka. Leningrad; Moscow: Literature on Construction Publ., 1966. Pp. 16-161. (in Russian). Curcic, Slobodan. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. New Haven; London: Yale University Press, 2010. 913 p.

Curcic, Slobodan. Articulation of Church Facades During the First Half of the Fourteenth Century, in Petkovic, Sreten (ed.). Vizantijska umetnost pocetkom XIV veka [Byzantine Art at the beginning of the 14th century]. Belgrade, 1978. Pp. 17-27.

Curcic, Slobodan. Epirote Input in Architecture of Byzantine Macedonia and Serbia around 1300, in Katsaros, Basilis; Tourta, Anastasia (eds). Afieroma ston akadimaiko Panagioti L. Bokotopoulo [Collection of Articles in Honor of Academician Panayotis L. Vocotopoulos]. Athens: Ekdoseis Kapon Publ., 2015. Pp. 129-140.

M. K. 3cBopuHc. @cccdHcx dempayua пmeоnоговских xpaMOB CcmoHUK..

Curcic, Slobodan. The Role of Late Byzantine Thessaloniki in Church Architecture in the Balkans, in Dumbarton Oaks Papers. 2003. Vol. 57. Pp. 65-84.

Hadjitryphonos, Evangelia. Saint Catherine's Church in Thessaloniki, Its Place in Late Byzantine Architecture, in Iros Ktistis. Mnimi Charalamboy Boura [HeroMason. Memory of Charalambos Boyras]. Vol. 1. Athens, 2018. Pp. 265-282.

Kalopissi-Verti, Sophia; Panayotidi-Kesisoglou, Maria (eds). Polyglosso lexico oron Byzantinis arhitektonikis kai glyptikis [Multilingual Illustrated Dictionary of Byzantine Terms of Architecture and Sculpture]. Heraklion: Crete University Press, 2010. 667 p.

Kappas, Mikhalis. Arkhitekturniy «idiolekt» Fessaloniki v sredne- i pozdnevizantiyskiy periody: skhodstva i razlichiya s Konstantinopolem [The Architectural Idiom of Thessaloniki during the Middle and Late Byzantine Periods: Similarities and Differences from Constantinople], in Vizantiy i Vizantiya: provintsializm stolitsy i stolichnost provintsii [Byzantion and Byzantium: The provincialism of the center and the centrality of the provinces]. St. Petersburg: Aletheia Publ., 2020. Pp. 127-153. (in Russian).

Kondakov, Nikodim Pavlovich. Makedoniya. Arkheologicheskoe puteshestvie [Macedonia: Archeological Jorney]. St. Petersburg: Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences Publ., 1909. 348 p. (in Russian).

Korac, Vojislav; Suput, Marica. Arhitektura vizantijskog sveta [Architecture of Byzantine World]. Belgrade: Zavod za udzbenike i nastavna sredstva Publ., 2005. 425 p. (in Serbian).

Krautheimer, Richard. Early Christian and Byzantine architecture. 4th ed. (revised by R. Krauthheimer and S. Curcic). New Haven; London: Yale University Press, 1986. 390 p.

Maltseva, Svetlana Vladislavovna. Khramovoe zodchestvo Moravskoy Serbii i osnovnye napravleniya arkhi-tektury paleologovskogo perioda [Churches of Moravian Serbia and the Main Directions of the Palaeologan Architecture], in Maltseva, Svetlana Vladislavovna; Stanyukovich-Denisova, Ekaterina Yuryevna; Zakharova, Anna Vladimirovna (eds). Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: Sb. nauch. statey [Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles]. Issue 7. St. Petersburg: St. Petersburg State University Press, 2017. Pp. 301-320, 757-759. (in Russian).

Maltseva, Svetlana Vladislavovna. Osobennosti khrama Proroka Ilii v Salonikakh i problema regionalnykh napravleniy v pozdnevizantiyskoy arkhitekture [The Special Features of the Church of Prophet Elijah in Thessaloniki: The Problem of Regional Traits in the Late Byzantine Architecture], in Zakharova, Anna Vladimirovna; Ovcharova, Olga Vladimirovna; Oretskaya, Irina Anatolyevna (eds). Iskusstvo vizantiysk-ogo mira. Individual'nost'v khudozhestvennom tvorchestve. Sbornik statey v chest'O. S. Popovoy [Art of the Byzantine World. Individuality ofArtistic Creativity. In honor of Olga Popova. Collection of articles]. Moscow: The State Institute for Art Studies Press, 2020. Pp. 233-247. (in Russian). Mango, Cyril. Byzantine Architecture. New York: Electa Editrice Publ., 1976. 215 p. Millet, Gabriel. L'École grecque dans l'architecture byzantine [The Greek School in Byzantine Architecture]. Paris: E. Leroux Publ., 1916. 372 p. (in French).

Milyukov, Pavel Nikolaevich. Khristianskie drevnosti Zapadnoy Makedonii [Christian Values of Western Masedonia], in Izvestiya Russkogo arkheologicheskogo instituta v Konstantinopole [News of the Russian Archeological Institute in Constantinople]. 1899. IV. Issue 1. Pp. 21-151. (in Russian). Nikonanos, Nikos. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies Press, 1986. 72 p.

Ousterhout, Robert. Eastern Medieval Architecture. The Building Traditions of Byzantium and Neighboring Lands. London: Oxford University Press, 2019. 810 p.

Papadopoulou, Varvara. I vyzantini Arta kai ta mnimeia tis [Byzantine Arta and Its Monuments]. Athens: Ministry of Culture Publ., 2002. 168 p. (in Greek).

Papazotos, Thanasis. I moni Akapniou — O naos toy profiti Ilia [The Akapniou Monastery — The Church of Prophet Elias], in Thessalonikeon polis. 1997. Vol. 2. Pp. 34-73. (in Greek).

Papazotos, Thanasis. The Identification of the Church of 'Profitis Elias' in Thessaloniki, in Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 45. Pp. 120-127.

Rautman, Marcus L. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Dissertation: Ph. D. Bloomington: University of Indiana Press, 1984. 254 p.

Stoyoglou, Georgios. I en Thessaloniki Patriarhiki Moni ton Blatadon [The Patriarchal Monastery of the Vlatades]. Thessaloniki: Patriarchal Institute of Patriarchal Studies Press, 1971. 406 p. (in Greek). Tantsis, Anastasios. O Profitis Hlias, i Anna tis Savoias kai i Auli toy Syrgi [The Prophet Elias, Anna of Savoy and the Court of Syrgi], in Byzantina. 2013-2014. Vol. 33. Pp. 241-257. (in Greek).

Theoharidis, Giorgos. O Mathaios Vlastaris kai i moni tou Kyr Isaak en Thessaloniki [Matthew Vlastaris and the Monastery of Kyr Isaak in Thessaloniki], in Byzantion. 1970. Vol. XL. Pp. 454-459. (in Greek). Trkulja, Jelena. Aesthetics and Symbolism of Late Byzantine Church Façades, 1204-1453. Princeton: Princeton University Press, 2004. 378 p.

Tsouris, Konstantinos. O keramoplastikos diakosmos ton isterobyzantinon mnimeion tis Voreiodytikis Ellados [The Ceramic Decoration of the Late Byzantine Monuments of Northwestern Greece]. Kavala, 1988. 467 p. (in Greek).

Velenis, Giorgos. Oi Agioi Apostoloi Thessalonikis kai i skholi tis Konstantinoypolis [Holy Apostles in Thessaloniki and Constantinopolitan School], in Akten desXVIInternationalen Byzantinisten Kongresses. Jahrbruch der Österreichishen Byzantinistik. 1981. Vol. 32/4. Pp. 457-467. (in Greek). Velenis, Giorgos. Ermineia toy exoterikoy diakosmoy stin byzantini arhitektoniki [Interpretation of Exterior Decoration in Byzantine Architecture]. Thessaloniki, 1984. 355 p. (in Greek).

Velenis, Giorgos. Building Techniques and External Decoration During the 14th Century in Macedonia, in Samardzic, R. (ed.). L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XlVe siècle. Belgrade, 1987. Pp. 95-105.

Velenis, Giorgos. Thirteenth-Century Architecture in the Despotate of Epirus: The Origins of the School, in Studenica et l'art byzantine au tour de l'annee 1200. Belgrade, 1988. Pp. 279-284. Vocotopoulos, Panayotis. Church Architecture in Thessaloniki in the 14th century. Remarks on the Typology, in Samardzic, R. (ed.). L'Art de Thessalonique et des pays balquaniques et les courants spirituals au XlVe siècle. Belgrade, 1987. Pp. 107-117.

Vocotopoulos, Panayotis. Church Architecture in the Despotate of Epirus. The Problem of Influences, in Zograf. 1998-1999. No. 27. Pp. 79-92.

Xyngopoulos, Andreas. Neotera eurimata eis ton naon ton Taxiarkhon Thessalonikis [Newer finds in the Church of the Taxiarches in Thessaloniki], in Makedonika. 1956. Vol. 3. Pp. 281-289. (in Greek). Xyngopoulos, Andreas. Tessares mikroi naoi tis Thessalonikis ek ton khronon ton Palaiologon [Four Small Churches of Thessaloniki of the Palaeologan Period]. Thessaloniki: Society for Macedonian Studies Publ., 1952. 109 p. (in Greek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.