Научная статья на тему 'Фармфорум стран СНГ: ключевые факторы эффективного взаимодействия'

Фармфорум стран СНГ: ключевые факторы эффективного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GMP / СНГ / ЛС / ТРЕЙД-ИНФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

На форуме был поднят широкий круг вопросов, связанных с сегодняшним состоянием и тенденциями развития фармрынков России и государств СНГ. Особый интерес участников вызвала сессия, посвященная роли государства в осуществлении политики привлечения зарубежных компаний в фармсектор стран Содружества.а форуме был поднят широкий круг вопросов, связанных с сегодняшним состоянием и тенденциями развития фармрынков России и государств СНГ. Особый интерес участников вызвала сессия, посвященная роли государства в осуществлении политики привлечения зарубежных компаний в фармсектор стран Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармфорум стран СНГ: ключевые факторы эффективного взаимодействия»

ТРЕЙД-ИНФО

PEMEOUUM I ■ 81

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Фармфорум стран СНГ:

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ

ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

Более 400 специалистов из стран СНГ — представителей регуляторных органов, бизнес-структур и профессиональных организаций приняли участие в работе V Международного фармацевтического форума СНГ, организованного Институтом Адама Смита 11—13 февраля в Москве.

На форуме был поднят широкий круг вопросов, связанных с сегодняшним состоянием и тенденциями развития фармрынков России и государств СНГ. Особый интерес участников вызвала сессия, посвященная роли государства в осуществлении политики привлечения зарубежных компаний в фармсектор стран Содружества.

Встречу открыл Алексей Соловьев,

председатель госслужбы Украины по лекарственным средствам, который сообщил о последних законодательных изменениях, затронувших украинскую фармотрасль. В частности, он отметил, что в 2013 г. требования GMP стали обязательными для зарубежных производителей, поставляющих лекарственную продукцию в Украину (законодательный переход отечественных производителей на стандарты GMP состоялся в 2010 г.). Кроме того, в прошлом году в стране начал реали-зовываться проект Совета Европы по формированию автоматизированной системы отслеживания ЛС на всех этапах оборота (Директива 211/62/ о введении специальной маркировки ЛС). Сейчас в Украине продолжается курс на имплементацию национального законодательства в сфере оборота ЛС к европейскому. В 2014 г. для украинских дистрибьюторов должны стать обязательными требования GDP. Кроме того, запланировано постепенное внедрение Правил надлежащей аптечной практики (GPP). «Украинские пациенты сегодня имеют такое же гарантированное качество ЛС, как и европейцы», — подчерк-

нул он, напомнив, что в стране работают 111 современных заводов, производство которых соответствует GMP EC. Продукция украинских фармпредприятий экспортируется в 30 стран мира.

Шаги по гармонизации законодательства, потенциал потребления ЛС, близость к рынкам стран СНГ и Евросоюза и высокая концентрация научных кадров в ряде районов страны стимулируют приток инвестиций в украинскую фармотрасль. И если до 2010 г. в фармсекторе Украины было реализовано два инвестпроекта на сумму около 30 млн долл., то в период с 2010 по

2012 г. поступление инвестиций составило уже порядка 83 млн долл., а в

2013 г. — более 120 млн долл.

Тема интернационализации фармсек-тора была затронута в выступлении Виктора Пушкарева, регионального директора по России, Украине и СНГ компании «Орион Корпорейшн» (Финляндия), президента Ассоциации международных фармпроизводите-лей Украины. Он отметил, что этот процесс сегодня может осуществляться в виде лицензионного и контрактного производства, интеграции в производственный процесс, а также создания собственного производства. Стимулами к интернационализации являются предсказуемая и ответственная локальная регуляторная политика, устойчивые гарантии потребления продукции, снижение налоговой нагрузки на импорт оборудования для модернизации производства, льготное кредитование процессов модернизации локальной индустрии, стра-

хование возврата валютной выручки и экспортных рисков и ряд других факторов.

Сегодня в странах СНГ создаются условия, способствующие интернационализации фармбизнеса. Так, например, Россия содействует приходу международной индустрии через локализацию фармпроизводства и активное финансирование потребления ЛС в рамках реализации программы «Фарма-2020». Кроме того, в стране активизированы усилия по переходу фармпредприятий на стандарты GMP, что приведет к повышению конкурентоспособности локально произведенной продукции.

В Беларуси делаются шаги по гармонизации стандартов в рамках PIC/S, идет формирование реальной конкурентной среды через поэтапное введение стандартов GMP и конкурентный характер закупок, а также работа по снижению рисков внешней торговли (создана доступная система страхования экспортных рисков). В Молдове регистрация цен на ЛС сопряжена с введением системы страхования и реимбурсации и т. д. Вячеслав Локшин, президент Ассоциации международных фармацевтических производителей (АМФП), подробно остановился на ситуации в Казахстане, отметив что эта страна за последние 5—6 лет сделала большой шаг по развитию фармотрасли. В Казахстане существуют большие инвестиционные преференции: льготы по земельному законодательству и налогу на имущество, экспортные гранты на возмещение затрат экспортеров, освобождение от обложения таможенными пошлинами и т. д. Разработаны и действуют программа «Производи-тельность-2020», программа развития и продвижения экспорта «Экспорт-2020»,

ТРЕЙД-ИНФО

82 IММА РТ I PfMtDUUM

функционирует Национальное агентство по экспорту и инвестициям АО «Kaznex Invest», разработана дорожная карта бизнеса. Как результат, международные инвесторы проявили интерес к Казахстану. В ходе форума также состоялась дискуссия на тему «Взаимодействие «производитель -дистрибьютор — розница» (региональные особенности)», в которой приняли участие многие специалисты отрасли.

Александр Крайцер, глава по управлению каналами продвижения Novar-tis Pharma AG в Украине, выделил несколько глобальных трендов в сфере оптовых поставок и розничных продаж ЛС в странах Западной Европы и США, включая консолидацию дистрибьюторов, которая, по его словам, происходит практически во всех странах, а также выстраивание вертикально интегрированных холдингов — альянсы между аптечными сетями и производителями, дистрибьюторами и производителями, аптеками и дистрибьюторами. Среди современных тенденций фармрынка г-н Край-цер также назвал появление на рынке новой услуги — homecare (доставка препаратов на дом медицинскими сотрудниками). Сегодня этот тренд отмечен не только в Западной, но и Восточной Европе — Румынии и Польше, а также в некоторых странах СНГ, что свидетельствует о его глобальном характере.

Дмитрий Петрович, директор белорусской «Управляющей компании холдинга «Аптека-Групп», остановился на взаимодействии производителя с розницей. Он объяснил появление в Беларуси вертикально-интегрированных холдингов, подобных «Аптека-Групп», очень сложным положением частных одиночных аптек, вызванным существующими ограничениями розничной и оптовой надбавки и доминированием в стране государственных аптек (более 53%). В интегрированном холдинге, по его словам, аптеки получают поддержку дистрибьюторов, позволяющую им удержаться на рынке.

По словам докладчика, аптечный рынок Беларуси ждет дальнейшая концентрация розничного бизнеса. В бли-

жайшей перспективе он видит на рынке 5-6 компаний, имеющих в своей структуре 150—200 аптек. Кроме того, в стране будет появляться все больше аптек формата низких цен. Сегодня это наиболее перспективная модель бизнеса — только за последний год число таких аптек в Беларуси увеличилось в несколько раз. В ходе встречи представители бизнес-структур из Казахстана, Молдовы, Азербайджана и России поделились мнениями по поводу наиболее оптимальной структуры взаимодействия «производитель — дистрибьютор — аптека» и возможности применения имеющихся наработок в разных странах. Они сошлись на том, что пересадить на чужую почву готовую модель не получится. Ее придется менять в зависимости от национальных и региональных особенностей. Вопросы эффективного функционирования товаропроводящей цепочки прокомментировали эксперты международной консалтинговой компании A.T. Kearney. Они отдельно остановились на деятельности российских фармдистрибьюторов, отметив их недостаточную активность в формировании современной стратегии коммерческих продаж, позволяющей заметно увеличить прибыль. По словам Пера Хонга, управляющего партнера A.T. Kearney в России, притом что российские оптовые компании внедряют отдельные инициативы по повышению эффективности логистической системы, улучшению обмена информацией, увеличению доступности продукции и совершенствованию уровня сервиса, этот процесс развивается довольно медленно. Одна из основных причин состоит в том, что на протяжении двух последних десятилетий российские дистрибьюторы получали довольно высокую прибыль и не имели достаточных стимулов для совершенствования бизнес-процессов, поиска путей получения дополнительной прибыли. «Сегодня, когда их доходы по разным причинам значительно снизились, лучшим выходом из положения может стать использование передового опыта европейских коллег, — считает Пер Хонг. — Оказавшись в трудной

ситуации, связанной с усилением госрегулирования, потерей патентной защиты на часть продуктового портфеля, увеличением роли аптечных сетей, а также низким уровнем маржи, европейские фармдистрибьюторы разработали и начали поступательно ре-ализовывать новую стратегию коммерческих продаж, которая включает:

♦ разработку и запуск совместных кампаний по увеличению осведомленности населения о заболеваниях, ранней диагностике болезней, повышению приверженности к лечению у больных;

♦ оказание аптекам консультационных услуг для повышения их прибыльности и товарооборота, проведение категорийного менеджмента, разработку и запуск информационных кампаний с участием нескольких сторон;

♦ заключение коммерческих договоров с аптеками с привязкой премий к показателям продаж и предоставляемым услугам».

Следуя новой стратегии, европейцы смогли выстроить систему многостороннего сотрудничества в рамках цепочки «производитель - дистрибьютор — аптечная сеть» и усовершенствовать систему управления поставками.

Участникам российского фармрынка, находящимся только в начале этого пути, Пер Хонг советует создать интегрированную ИТ-инфраструктуру, предоставляющую в реальном времени информацию о товарных запасах и продажах, а также использовать различные программы обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в Европе (например, методы управления запасами в точках продаж; модели прямых поставок в аптеки; программы лояльности для привлечения и удержания клиентов). Кроме того, рекомендуется проводить информационные кампании для пациентов, направленные на решение наиболее актуальных проблем рынка. Один из таких примеров — инициатива по борьбе с поддельными лекарствами «RealDanger. Get Real, Get a Prescription», реализованная в Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.