Научная статья на тему 'Фармацевтическое консультирование на основе товароведческого анализа потребительских свойств лекарственных препаратов'

Фармацевтическое консультирование на основе товароведческого анализа потребительских свойств лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
426
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТОВАРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PHARMACEUTICAL CONSULTING / MERCHANDISING ANALYSIS / CONSUMER PROPERTIES / SOFTWARE / PHARMACEUTICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Олейникова Т.А., Пожидаева Д.Н., Барыбина Е.С.

На сегодняшний день перед руководителями аптечных структур и фармацевтическими сотрудниками стоит ряд задач по формированию лояльности уже сложившегося потребительского сегмента и привлечению новых покупателей. Ситуация рыночной конкуренции требует от современного специалиста высокой профессиональной подготовки, индивидуального подхода к покупателям, развитых коммуникативных навыков. Таким образом, основой конкурентоспособности организаций является предложение услуг высокопрофессионального фармацевтического консультирования в условиях ограниченности времени, отведенного на работу с клиентом. Однако ежегодное увеличение номенклатуры лекарственных препаратов-дженериков, имеющих товароведческие параметры разной степени выраженности, осложняет работу специалиста, замедляет процесс выбора подходящего средства. Это обуславливает потребность в усовершенствовании методических подходов к товароведческому анализу потребительских свойств препаратов, с целью их сравнительной оценки и выявления позиций, обладающих наилучшей комбинацией характеристик. Оптимизировать процесс фармацевтического консультирования потребителей в этих условиях позволяют современные достижения компьютерных технологий. Цель настоящего исследования повысить качество фармацевтической помощи населению путем внедрения в аптечную практику программного средства, основывающегося на экспресс-оценке потребительских свойств лекарственных препаратов. Для достижения поставленной цели был отобран ряд наиболее значимых для покупателей критериев оценки, сформирована концепция работы с населением, разработана компьютерная программа, дающая возможность специалисту проводить объективный анализ имеющегося ассортимента, ускорить и упростить процесс консультирования, и, в целом, повысить качество фармацевтической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Олейникова Т.А., Пожидаева Д.Н., Барыбина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACEUTICAL CONSULTING BASED ON MERCHANDISING ANALYSIS OF MEDICINES CONSUMER PROPERTIES

Today the supervisors of pharmaceutical structures and pharmaceutical professionals face a number of tasks concerning loyalty promotion of the already existing consumers segment and attraction of new customers. ln the conditions of market competition, a modern specialist is required to have high professional training, an individual approach to customers and developed communication skills. Thus, the basis of organizations competitiveness is the offer of highly professional pharmaceutical consulting services in limited time circumstances while working with a client. However, the annual increase in the list of generic drugs with merchandising characteristics of varying intensity, complicates a specialist's work and slows down the process of choosing a suitable product. This necessitates the improvement of methodological approaches to the merchandising analysis of medicines consumer properties with the purpose to compare them and identify the cases uniting the best characteristics. lt becomes possible to optimize the process of pharmaceutical consultation due to modern advances in computer technologies. The aim of this research is to improve the quality of pharmaceutical assistance to the population by introduction of a software based on expressevaluation of medicines consumer properties into pharmaceutical practice. To achieve the aim, a number of evaluation criteria most significant for buyers has been selected, a strategy of dealing with the population has been developed, a software according to which a specialist can carry out the analysis of the assortment available, speed up and simplify the counseling process, and, in general, improve the quality of pharmaceutical assistance has been developed as well.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическое консультирование на основе товароведческого анализа потребительских свойств лекарственных препаратов»



УДК 615.1:338.24

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-3-53-58

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ТОВАРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Олейникова1 Т.А., Пожидаева2 Д.Н., Барыбина3 Е.С.

1ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Российская Федерация

2ИП Мастихина М.В., г. Курск, Российская Федерация 3ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Российская Федерация

PHARMACEUTICAL CONSULTING BASED ON MERCHANDISING ANALYSIS OF MEDICINES CONSUMER PROPERTIES

Olejnikova1 T.A., Pozhidaeva2 D.N., Barybina3 E.S.

1 Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation 2Individual entrepreneurMastihina M.V., Kursk, Russian Federation 3Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation

Аннотация. На сегодняшний день перед руководителями аптечных структур и фармацевтическими сотрудниками стоит ряд задач по формированию лояльности уже сложившегося потребительского сегмента и привлечению новых покупателей. Ситуация рыночной конкуренции требует от современного специалиста высокой профессиональной подготовки, индивидуального подхода к покупателям, развитых коммуникативных навыков. Таким образом, основой конкурентоспособности организаций является предложение услуг высокопрофессионального фармацевтического консультирования в условиях ограниченности времени, отведенного на работу с клиентом. Однако ежегодное увеличение номенклатуры лекарственных препаратов-дженериков, имеющих товароведческие параметры разной степени выраженности, осложняет работу специалиста, замедляет процесс выбора подходящего средства. Это обуславливает потребность в усовершенствовании методических подходов к товароведческому анализу потребительских свойств препаратов, с целью их сравнительной оценки и выявления позиций, обладающих наилучшей комбинацией характеристик. Оптимизировать процесс фармацевтического консультирования потребителей в этих условиях позволяют современные достижения компьютерных технологий. Цель настоящего исследования - повысить качество фармацевтической помощи населению путем внедрения в аптечную практику программного средства, основывающегося на экспресс-оценке потребительских свойств лекарственных препаратов. Для достижения поставленной цели был отобран ряд

Annotation. Today the supervisors of pharmaceutical structures and pharmaceutical professionals face a number of tasks concerning loyalty promotion of the already existing consumers segment and attraction of new customers. In the conditions of market competition, a modern specialist is required to have high professional training, an individual approach to customers and developed communication skills. Thus, the basis of organizations competitiveness is the offer of highly professional pharmaceutical consulting services in limited time circumstances while working with a client. However, the annual increase in the list of generic drugs with merchandising characteristics of varying intensity, complicates a specialist's work and slows down the process of choosing a suitable product. This necessitates the improvement of methodological approaches to the merchandising analysis of medicines consumer properties with the purpose to compare them and identify the cases uniting the best characteristics. It becomes possible to optimize the process of pharmaceutical consultation due to modern advances in computer technologies. The aim of this research is to improve the quality of pharmaceutical assistance to the population by introduction of a software based on expressevaluation of medicines consumer properties into phar-maceuticalpractice. To achieve the aim, a number of evaluation criteria most significant for buyers has been selected, a strategy of dealing with the population has been developed, a software according to which a specialist can carry out the analysis of the assortment available, speed up and simplify the counseling process, and, in general, improve the quality of pharmaceutical assistance has been developed as well.

наиболее значимых для покупателей критериев оценки, сформирована концепция работы с населением, разработана компьютерная программа, дающая возможность специалисту проводить объективный анализ имеющегося ассортимента, ускорить и упростить процесс консультирования, и, в целом, повысить качество фармацевтической помощи.

Ключевые слова; фармацевтическое консультирование, товароведческий анализ, потребительские свойства, программное обеспечение, фармацевтическая помощь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров // М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 412 с.

[2] Кабанок К.В., Ларский М.В. Товароведческий анализ потребительных свойств нестероидных противовоспалительных лекарственных препаратов / / Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сборник научных трудов. Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, 2014. Вып. 69. С. 376-378.

[3] Николаева М.А. Актуальныепроблемынауч-ноготовароведения // Индустрия пита-ния|Food Industry. 2017. №3. С. 46-51.

[4] Чеснокова Н.Н., Кононова С.В. Применение информационных технологий в фармацевтическом консультировании // Ремедиум. 2019. №6. С. 34-37.

[5] Худушина Н.С., Пожидаева Д.Н. Разработка оценочной шкалы потребительских свойств нестероидных противовоспалительных препаратов / / Материалы 84-й Международной научной конференции студентов и молодых учёных «Молодежная наука и современность», посвящённой 84-летию КГМУ и 100-летию со дня рождения профессора Г.М. Тка-ченко (24-25 апреля 2019 г). Часть II. Курск, 2019. С. 663-665.

Введение. В условиях современного фармацевтического рынка потребитель имеет выбор между товарами с наилучшими конкурентными характеристиками различных компаний и брендов. При этом он не всегда может объективно оценить качество предлагаемой на рынке продукции [1]. При покупке лекарственных

Keywords; pharmaceutical consulting, merchandising analysis, consumer properties, software, pharmaceutical assistance.

REFERENCES

[1] Rajkova E.YU. Theoretical foundations of merchandising and expertise: a textbook for Bachelors // M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dash-kov i K°», 2012. 412 s. (in Russ./)

[2] Kabanok K.V., Larskij M.V. Merchandising analysis of the consumer properties of non-steroidal anti-inflammatory drugs // Razrabotka, issledovanie i marketing novoj farmacevticheskoj produkcii: sbornik nauchnyh trudov. Pyatigorsk: Pyatigorskij mediko-farmacevticheskij institut-filial GBOU VPO VolgGMU Minzdrava Rossii, 2014. Vyp. 69. S. 376-378 (in Russ.)/

[3] Nikolaeva M.A. Actual problems of scientific commodity science // Industriya pitaniya|FoodIndus-try. 2017. №3. S. 46-51 (in Russ.).

[4] Chesnokova N.N., Kononova S.V. Using of information technology in pharmaceutical consulting // Remedium. 2019. №6. S. 34-37 (in Russ.).

[5] Hudushina N.S., Pozhidaeva D.N. Development of a rating scale for consumer properties of non-ste-roidal anti-inflammatory drugs // Materialy 84-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchyonyh «Molodezhnaya nauka i sov-remennost'», posvyashchyonnoj 84-letiyu KGMU i 100-letiyu so dnya rozhdeniya professora G.M. Tkachenko (24-25 aprelya 2019 g). CHast' II. Kursk, 2019. S. 663-665 (in Russ.).

препаратов (ЛП) покупатели склонны придавать значимость разным параметрам, которые, по их мнению, являются актуальными и необходимыми [2]. Именно поэтому особое место в рамках маркетинговых исследований занимает товароведческий анализ (ТА) потребительских свойств (ПС) препаратов, позволяющий давать

ИгЧ

"Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | "Медико-фармацевтический журнал "Пульс"

объективные сравнительные характеристики ПС товаров различных производителей, оценивать их конкурентоспособность, формировать улучшенные ПС инновационных товаров, управлять ассортиментом и другое [3].

Осуществление фармацевтического консультирования (ФК) в рамках ТА предстает достаточно сложным и многогранным процессом. Возникает необходимость толкования и разъяснения покупателям отличительных черт препаратов под одним международным непатентованным наименованием (МНН) среди имеющегося многообразия дженериков, рационального обоснования конкурентных преимуществ оригинальных препаратов перед аналогами. В соответствии с этим актуальным становится вопрос совершенствования системы ФК, ускорение процесса обслуживания при сохранении квалифицированного и объективного подхода к каждому посетителю.

Оптимизации ТА потребительских свойств ЛП в рамках ФК способствует активное внедрение в структуру аптечного бизнеса различных прикладных программ, что позволяет организациям поддерживать высокую конкурентоспособность, предоставляя квалифицированную фармацевтическую помощь населению [4].

Цель исследования - повышение качества оказываемых покупателям консультативных услуг с помощью программного обеспечения, позволяющего упростить и ускорить процесс подбора ЛП из аптечного ассортимента с учетом потребительских предпочтений.

Материалами для исследования послужили специально разработанные опросники для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, литература по анализируемой тематике. Были применены такие методы исследования, как контент-анализ, логический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок, группировка.

В соответствии с обозначенной целью, основными задачами стали:

1. формулирование общей концепции работы аптечного сотрудника с клиентом;

2. выбор оптимальных оценочных критериев, адаптированных к подбору препаратов в условиях проведения экспресс-консультирования в аптечных организациях;

3. разработка программного обеспечения для оценки ПС лекарственных средств (ЛС), с целью повышения качества оказываемой фармацевтической помощи.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью стандартизации процесса работы с покупателями, была предложена модель фармацевтического консультирования, состоящая из 5 основных этапов (рис.1).

Согласно сформированному подходу подбор ЛП с лучшей комбинацией характеристик для каждого индивидуального случая основывается на проведении ТА ПС, на этапе которого предлагается внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего максимально оптимизировать работу специалиста по обслуживанию посетителей.

В основу данного программного средства легла балльно-факторная шкала, сформированная методом экспертных оценок, согласно которому специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием оценивали предложенные ПС в рамках их степени важности для конечного потребителя [5]. В ходе дальнейшего исследования из 19 включенных в шкалу критериев, были отобраны 18: 7 общих/фармацевтических, предполагающих оценку показателей фармакокинетики и фар-макодинамики препаратов; 7 товароведческих, характеризующих экономические и эргономические показатели и 4 специфических критерия, включающих в себя параметры, различные для каждой фармакотерапевтической группы. Данные ПС дают полную характеристику препарата по трем направлениям, что позволяет учесть максимальное число потребительских предпочтений.

Рис. 1. Этапы фармацевтического консультирования на основе товароведческого анализа потребительских свойств лекарственных препаратов

Для работы с программой необходимо создание общего логина и пароля для каждой аптечной организации, работающей в электронной системе. При этом имеется возможность распространять входные данные по аптечной сети для просмотра ранее полученных результатов оценки, сохраняемых в базе данных. Схематичное изображение этапов программного средства изображено на рисунке 2.

В начале ТА специалисту предлагается выбрать тип анализа (полный/экспресс-анализ) или просмотр результатов (клавиша «база данных»). Проведение полной оценки препаратов, имеющихся в

ассортименте аптечной организации под соответствующим МНН, указанным в рецептурном бланке, предусматривает анализ по трем категориям ПС. Экспресс-оценка осуществляется только по специфическим параметрам фармакотерапевти-ческой группы (в рамках данного программного обеспечения были отобраны индивидуальные ПС ЛП нестероидной противовоспалительной группы). Товароведческий экспресс-анализ позволяет проводить оперативную консультативную работу, так как наличие специфических побочных эффектов часто играет первостепенную роль для покупателя.

Рис. 2. Схема программного обеспечения по оценке потребительских свойств лекарственных препаратов

После выбора дальнейшего действия эксперту предлагается определить группу ЛП, в рамках которой планируется осуществить рациональный подбор препарата или предложить оптимальную замену в пределах одного МНН:

1. «для внутреннего применения или суппозитории» (таблетки, порошки, капсулы, гранулы для приготовления суспензии, суспензия, раствор, суппозитории);

2. «для инъекционного/инфузион-ного применения» (лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, раствор для внутривенного и внутримышечного введения);

3. «для наружного применения» (мазь, крем, гель, пластырь трансдермальный, аэрозоль, спрей);

4. «для местного применения» (для данного блока предусмотрен дальнейший отбор по категориям: «глазные капли», «ушные капли», «спреи для местного применения»).

Для проведения оценки препарата эксперту необходимо ответить на ряд вопросов согласно информации, указанной в

инструкции к его применению, а также в Государственном реестре лекарственных средств (ссылка в программном обеспечении является активной). Анализ, основанный исключительно на установленных параметрах, исключает фактор субъективности, наблюдающийся при непосредственном консультировании покупателей. Оценка ЛП базируется на выборе подходящего варианта ответа с присвоением баллов:

- от 1 до 3 баллов - в случаях определения степени выраженности того или иного критерия у ЛП;

- от 1 до 2 баллов - в случаях указания наличия/отсутствия характеристики.

По окончании анализа каждый препарат получает определенную сумму баллов, которая согласно алгоритму программы, автоматически сохраняется в «базе данных». Следует отметить, что сформированные «базы» для каждого типа анализа (полный/экспресс-анализ) и выбранной группы ЛП (по способу применения) различны, что позволяет максимально структурировать процесс подбора ЛП.

Работа с сохраненными данными предполагает просмотр опросника по каждому ТН (при нажатии на цифру в столбце «результаты»), отбор выборки препаратов под одним МНН. Также для удобства каждого пользователя компьютерной программы, поле «комментарии пользователя» остается активным, что делает возможным постоянно дополнять анализ ЛП заметками, которые фармацевт/провизор считает важными при оказании консультативных услуг.

Наглядное отображение конкурентных преимуществ ЛП, выраженных через присвоенные им баллы, значительно упрощает работу специалистов с обширным ассортиментом аптечной организации, а также ускоряет процесс принятия решения по поступившему запросу от потребителя. В рамках указанного в рецептурном бланке МНН и лекарственной формы, фармацевтический сотрудник способен помочь покупателю подобрать препарат, обладающий оптимальным набором ключевых для каждого случая характеристик.

Выводы. Диагностика аптечной номенклатуры путем проведения ТА дает возможность не только оценить конкурентоспособность имеющихся товарных позиций и выявить препараты-лидеры, но также определить дальнейшую работу с ассортиментным портфелем организации, подобрав наиболее эффективные и безопасные ЛС, удовлетворяющие требования потребительского сегмента.

Таким образом, в ходе данного исследования был осуществлен выбор оптимальных оценочных критериев, на основе которых разработан программный продукт, позволяющий в рамках работы аптечных организаций проводить экспресс-анализ товароведческих характеристик препаратов. Внедрение в аптечную практику данной компьютерной программы повысит уровень обслуживания населения, а также обеспечит качественную и своевременную фармацевтическую помощь в рамках фармацевтического консультирования на основе ТА потребительских свойств ЛП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.