Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок России: особенности спроса, предложения и регулирования'

Фармацевтический рынок России: особенности спроса, предложения и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорькина Ю.И.

В статье рассматриваются особенности современного фармацевтического рынка России в части формирования на нём спроса и предложения, государственного регулирования и потребительского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок России: особенности спроса, предложения и регулирования»

Аналогично графику движения персонала можно составить график потребности в денежных средствах (финансовый план). В данном случае в вышеприведенной формуле необходимо заменить переменную «число исполнителей» на формулу расчета затрат на выполнение работ за один день. К таким затратам могут быть отнесены: дневной тарифный заработок исполнителей, затраты на сырье и материалы (либо дневная потребность, либо в целом на всю работу), накладные расходы в расчете на 1-н день (либо в отдельности по каждой работе, либо в целом на весь комплекс).

После составления описанных выше таблиц можно осуществить оптимизацию первоначального плана. Изменяя численность персонала, задействованного на каждой работе (рис. 1 - ст. «Число исполнителей») можно увеличивать или уменьшать общую продолжительность всего комплекса работ, его совокупную стоимость, а также потребность в трудовых и финансовых ресурсах на каждый день его реализации.

Список литературы:

1. Замятин А.П. Графы и сети: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 160 с.

2. Новицкий Н.И. Сетевое планирование и управление производством: учеб.-практ. пособие / Н.И. Новицкий. - М.: Новое знание, 2004. - 159 с.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Зорькина Ю.И.*

Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск

В статье рассматриваются особенности современного фармацевтического рынка России в части формирования на нём спроса и предложения, государственного регулирования и потребительского поведения.

Современный мировой фармацевтический рынок представляет собой поле взаимодействия многих разноролевых участников: производителей товаров для здравоохранения, продавцов последних, учёных-исследователей, создающих новые средства для лечения и профилактики заболеваний и состояний, потребителей, приобретающих медицинские и фармацевтические товары, и врачей, эти товары назначающих.

* Старший преподаватель кафедры «Маркетинг и реклама»

Подобно другим товарным рынкам, фармацевтическому рынку присущ ряд особенностей, обусловленных воздействием природной среды страны (региона) и влиянием демографических, социально-культурных, экономических, политико-правовых, научно-технических и технологических факторов. В табл. 1 продемонстрировано своеобразие российского фармацевтического рынка.

Таблица 1

Специфика фармацевтического рынка России

Особенности фармацевтического рынка Характеристика

Формирование спроса Спрос на фармацевтическом рынке формируется населением (на безрецептурные препараты), врачами (назначение рецептурных и рекомендация безрецептурных препаратов) и государством (реализация государственных гарантий и обеспечение лечебно-профилактических учреждений).

В силу влияния географических, демографических и социально-культурных факторов определённый уровень спроса на лекарственные средства существует всегда, поэтому даже в условиях экономического кризиса любого масштаба и степени глубины фармацевтический рынок продолжает развиваться.

Потребитель, самостоятельно осуществляющий выбор лекарственного средства, как правило, не может адекватно сопоставить терапевтический эффект препарата и его стоимость, что в числе прочего обуславливает слабую эластичность спроса на фармацевтические товары.

Стремление излечиться побуждает потребителя лекарственных средств приобретать более эффективные и дорогостоящие препараты, аккумулируя на них средства своего бюджета в первую очередь.

Решение о приобретении лекарственных средств принимается потребителями преимущественно не самостоятельно: препараты назначаются врачом и (или) рекомендуются фармацевтом.

Формирование предложения На фармацевтическом рынке России преобладают зарубежные производители, предлагающие обширный ассортимент оригинальных и дженерических (воспроизведённых непатентованных) препаратов и субстанций.

Отечественное фармацевтическое производство недостаточно развито и предлагает рынку устаревшие, малоэффективные, но дешёвые лекарственные средства. Только в последние годы на российском рынке стали появляться эффективные отечественные препараты, начался выпуск дженериков, отвечающих международным стандартам качества.

Научно- экономическая специфика Высокотехнологичное производство. Требует непрерывных научных изысканий и открытий, разработок новых оригинальных препаратов и производственного оборудования.

Фармацевтический рынок является высокоприбыльным, обеспечивает экономическое развитие страны и регионов, воспроизводство здоровой рабочей силы и высокий уровень доходов населения, задействованного в данной отрасли.

Продолжение таблицы 1

Особенности фармацевтического рынка Характеристика

Государственное регулирование Государство осуществляет контроль качества производства и произведённого товара, проводит лицензирование фармацевтической деятельности, регистрацию и сертификацию препаратов, производит регистрацию цен, занимается введением предельных торговых надбавок, как на оптовом, так и на розничном уровне распределения, обеспечивает формирование единого правового поля для всех субъектов рынка и контролирует их деятельность.

Социальная специфика Реализуется право каждого гражданина Российской Федерации на оказание бесплатной медицинской помощи и медикаментозного лечения в лечебно-профилактических учреждениях.

Фармацевтический рынок призван обеспечить доступность лекарственных средств для населения по ассортименту, качеству и месту, обеспечивая здоровье жителей страны и регионов.

Посредством фармацевтического рынка государство реализует свои гарантии для населения в области льготного и бесплатного лекарственного обеспечения, реализует национальные проекты здравоохранения.

Значительная часть расходов на фармацевтические препараты оплачивается государством в рамках федеральных и региональных программ обеспечения лекарственными средствами незащищённых слоёв населения (инвалидов, малоимущих, ветеранов, пенсионеров и др.).

Поведение отечественных потребителей на российском сегменте мирового фармацевтического рынка отличается чертами, не свойственными покупательскому поведению россиян на других товарных рынках:

- В России исторически сложилась и продолжает развиваться концепция самолечения. В западных странах первое, что делает заболевший, - обращается к врачу и затем неукоснительно следует его предписаниям. В условиях низкой медицинской культуры в России значительная часть заболевающих сначала не придаёт значения симптоматике болезни, затем предпочитает превозмочь недуг своими силами и, в крайнем случае, или в последнюю очередь, обращается к фармацевту, ещё реже - предварительно к врачу и после него к фармацевту. Характерное пренебрежение собственным здоровьем, отсутствие традиций здорового образа жизни, предпочтение «народных» и иных альтернативных способов лечения обусловлено медицинской безграмотностью россиян и прочими факторами как объективного, так и субъективного социально-культурного характера.

- В отличие от многих других товарных категорий лекарственное средство может серьёзно повлиять не только на здоровье, но и на

саму жизнь человека. Поэтому отношение всех участников рынка к потреблению, производству, сбыту и продвижению медикаментов значительно более осторожное, чем к покупке и предложению, например, чайной продукции.

- Человеку свойственно желание дистанцироваться от информации о болезнях. Это ещё один аспект, отличающий потребителей фармпрепаратов от покупателей товаров повседневного спроса (FMCG). Приобретение лекарств связано не с перспективой получения удовольствия, а с неприятным процессом болезни и её лечения, который стремятся скорее избегать, нежели разделять эмоции бренда. Иными словами, к потреблению медикаментов людей побуждают главным образом негативные (информационные) мотивы освобождения («снятие проблемы», «избежание проблемы» и др.), а не позитивные (трансформационные) мотивы вознаграждения («социальное одобрение», «сенсорное удовольствие», «интеллектуальная (профессиональная) стимуляция»). Так, если представить себе мужчин в баре, рассуждающих о преимуществах Toyota перед Nissan, или Carlsberg перед Tuborg, совсем несложно, то сравнительное обсуждение «Витапроста®» и «Уро-проста», или «Гутталакса®» и «Форлакса®», в подобной ситуации личного общения крайне маловероятно, вернее практически невозможно.

- В процессе выбора и приобретения фармацевтического товара помимо продавца и покупателя задействованы врач и (или) фармацевт. В случае рецептурных препаратов покупатель по существу может вообще не принимать участия в решении вопроса о покупке лекарственного средства. При этом безрецептурные препараты (ОТС - over the counter) в нашей стране являются покупкой личного, собственного выбора их потребителя. Важно понимать, что коммуникационные сообщения, направленные на потребителя, даже если предмет рекламы выбирается без консультации с врачом, должны быть, как минимум, приемлемыми для специалистов и не противоречить системе координат медицинской специфики.

- Существует определённая степень несовместимости эффективности фармацевтического препарата и его безопасности. В восприятии людей эти две наиболее желаемые характеристики лекарственного средства находятся в неустранимом противоречии: чем препарат действеннее, тем он менее безопасен. В результате совмещение таких противоречивых сторон фармпродукта в стратегии его позиционирования часто вызывает недоверие не только у

конечных потребителей препарата, но и у специалистов - фармацевтов и врачей.

- Ориентация на качество жизни не обуславливает факторов выбора лекарственных средств. В отличие от жителей западных стран, россияне придают существенно меньшее значение удобству применения препарата (форме выпуска, количеству приёмов в день, вкусовым качествам и т. д.), в большей степени ориентируясь на эффективность медикамента. Именно поэтому, например, в продвижении препарата «Орунгал®» (бренд Sporanox, производитель «Янссен Фармацевтика Н. В.») в Европе подчёркивается удобство его приёма, в России же акцент делается на эффективность средства.

- Консерватизм в России (и Европе) и ориентация на «непубличность» медикаментов значительно выше, чем в США. То есть «видимые» лекарственные формы, например, трансдермальные, -пластыри, вызывают у отечественных потребителей недоумение, отторжение и требуют дополнительных разъясняющих и убеждающих коммуникаций. Тогда как в Соединённых Штатах независимые потребители легко мирятся с «публичностью» пластырей, ценя удобство и эффективность такого способа донесения активных веществ в кровь.

- Подход «цена-качество» в позиционировании фармацевтических продуктов требует учёта отношения российских потребителей к стоимости лекарственных средств. В России в сознании как врачей, так и потребителей между качеством медикаментов и их ценой установлена прямо пропорциональная связь.

- Россия является стремительно стареющей страной, пятая часть населения которой - пенсионеры, социальная категория, во всем мире предъявляющая самый большой спрос на лекарства. Очевидно, что российские пенсионеры гораздо менее платёжеспособны, чем их ровесники из западных стран. Это обстоятельство вынуждает производителей и продавцов фармацевтических товаров выбирать адресатом коммуникационного сообщения не самого потенциального потребителя медикаментов, а его детей, внуков и иных родственников.

Таким образом, отличительные черты, присущие отечественным игрокам фармацевтического рынка - производителям, продавцам, врачам, фармацевтам, государству и, в первую очередь, потребителям, в совокупности придают данному товарному рынку в России настолько выраженную специфику, что вынуждают как отечественные фармацевтические

компании, так и транснациональные корпорации локально модифицировать и (или) адаптировать своё рыночное предложение.

Список литературы:

1. Баева Е. Анализ факторов, влияющих на психологию покупателя лекарственных средств / Е. Баева // Маркетинг в России и за рубежом. -2007. - № 1. - С. 14-17.

2. Дремова Н.Б. Маркетинговый анализ состояния и перспектив развития мирового фармацевтического рынка / Н.Б. Дремова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 1. - С. 16-24.

3. Налчаджи Т.А. Фармацевтический рынок: состояние, участники и развитие / Т.А. Налчаджи, З.Л. Лазарева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 26-30.

РАЗВИТИЕ АПК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

КРИЗИСА

© Коленцев Ю.В.*

Орловский государственный технический университет, г. Орел

В статье изложены основные направления развития АПК муниципального образования в условиях преодоления кризиса, необходимость разработки и реализации Программ развития АПК на муниципальном уровне. Также предложены первоочередные мероприятия, призванные остановить дальнейшее углубление кризиса.

На сегодняшний день в аграрном секторе экономики развиваются сразу два кризиса. Один из них - общесистемный, финансовый, второй - совершенно не зависящий от него отраслевой.

По оценкам специалистов в 2009 году обанкротится не менее 20 % отечественных агрохозяйств - прежде всего мелких производителей, не входящих в агрохолдинги

В начале 2008 года сугубо сельскохозяйственный кризис ударил по производителям мяса - тогда цены на продукцию были неоправданно низки ввиду высокой стоимости кормов. В текущем году непросто придется уже растениеводам. Низкие цены на зерно не позволят им пополнить оборотные средства, а банки не дадут кредитов (по крайней мере, по приемлемым ставкам) из-за проблем с ликвидностью. В результате у аграриев не будет денег, чтобы эффективно провести посевную кампанию.

* Аспирант кафедры «Государственное управление и финансы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.