ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: КЛАСТЕРНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
C.B. Соколова,
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук s.sokolova@spbu.ru
H.H. Карева,
профессор кафедры управления и экономики фармации Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук ecoup@yandex.ru
A.C. Иванов,
аспирант кафедры экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
anton.ivanov@pharminnotech.com
В статье раскрыта роль фармацевтических кластеров в переходе российской фармацевтической промышленности на инновационный путь развития, проанализированы его конкурентные преимущества, охарактеризована деятельность инновационных фармацевтических кластеров. На примере Санкт-Петербургского фармацевтического кластера дана оценка эффективности кластерного развития. Сделан вывод о том, что резиденты кластера развиваются более динамично, чем в целом фармацевтическая промышленность России.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, фармацевтические кластеры, кластерная политика, конкурентные преимущества фармацевтических кластеров.
УДК 615.1/.4 ББК 52.8
Данная статья является продолжением ряда публикаций по социально-экономическим вопросам развития фармацевтического рынка. Целью настоящей статьи является раскрытие роли фармацевтических кластеров в переходе отечественной фармацевтической промышленности на инновационный путь развития, выявление конкурентных преимуществ фармацевтических кластеров, определение эффективности кластерного формата производства лекарств.
Для фармацевтической промышленности России кластеры относительно новое явление, в то время как в европейских странах этот формат активно используется с последнего десятилетия XX века не только на национальном уровне, но и на международном, что позволяет успешно решать многие проблемы модернизации предпринимательства на микроэкономическом уровне [11-13].
В странах с развитой рыночной экономикой уже в 1980-е гг. стали формироваться отраслевые кластеры, в том числе в сфере фармацевтики и биотехнологий. В США действует около 10 фармацевтических и биотехнологических кластеров, в Великобритании созданы 3 крупных фармкластера и 4 находятся в стадии формирования, в Германии функционируют 4 фармкластера, во Франции создано 10 центров биотехнологий (кластеров), а также 8 центров генетических исследований. Следует заметить, что создание этих кластеров происходило и происходит при государственной поддержке в различных форматах [1].
Национальные кластерные программы имеют большинство развитых и часть развивающихся стран. При этом все страны вырабатывают удобную для каждой страны политику формирования кластеров, а кластерные объединения, имеют свою
специфику создания и функционирования. Такой подход к развитию кластеров принят во многих странах на государственном уровне.
В 2000-х годах в Европейском союзе были созданы организации, реализующие образовательную, консультационную и информационную поддержку кластеров. Цель данных структур заключается в содействии развития межкластерных взаимодействий. К ним относятся [2-5]:
• European Cluster Policy Group, Европейская группа по кластерной политике, созданная Европейской комиссией и наделенная правами разрабатывать рекомендации для стран-членов ЕС в вопросах развития кластеров в Европе;
• European Cluster Observatory, Европейская кластерная обсерватория, реализовавшая масштабный проект картографирования кластеров в Европе;
• Cluster Innovation Platform, Кластерная платформа, цель которой заключается в содействии сотрудничеству между кластерами;
• European Cluster Alliance, Европейский кластерный альянс, служащий для обмена практиками между субъектами, которые занимаются реализацией кластерной политики.
В процессе реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» важную роль должны сыграть фармкластеры. При этом фармкластер определяется как: «группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм-разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры — научно-исследовательских институтов, ву-
© ПСЭ, 2017
1 7 3
зов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [6].
В открытых источниках имеется информация о следующих фармкластерах: Московский (Волоколамск), Санкт-Петербургский, Калужский, Ярославский, Рязанский, Уральский, Новосибирский, Томский, Подмосковный (Дубна), Иркутский, Нижегородский, Пермский. Четыре из них расположены в особых экономических зонах (ОЭЗ) — Московский, Подмосковный (Дубна), Санкт-Петербургский, Томский. Формирующиеся кластеры различаются по степени зрелости и инновационной направленности. Одни находятся в стадии проектирования и начального строительства, другие уже выпускают фармацевтическую продукцию. С нашей точки зрения, наиболее зрелыми и перспективными могут быть признаны Санкт-Петербургский, Калужский, Ярославский и Уральский фармкластеры.
В первую очередь преимущества кластерного развития связаны с синергетическим эффектом их деятельности. Наиболее явный эффект в фармацевтических кластерах достигается при совместном использовании инфраструктуры фармкласте-ров, и не только инженерной, но и научно-исследовательской и образовательной. Так, например, становится возможным коллективное использование созданных исследовательских центров, лабораторий, способных проводить доклинические исследования прототипов лекарственных препаратов, коллекции штаммов, центров контроля качества лекарств, других фирм, оказывающих аутсорсинговые услуги [7].
В 2012 г. Минэкономразвития России провело конкурсный отбор пилотных инновационных территориальных кластеров. В результате конкурса были отобраны 25 кластеров, из которых 7 являются инновационными фармацевтическими кластерами, ИФК (табл. 1).
Таблица 1
Количественные показатели инновационного фармацевтического кластера в России
Наименование кластера Объем инвестиций, млрд руб. Расходы на R&D, млрд руб. Объем выручки, млрд руб Предприятия - резиденты кластера Научные и образовательные организации — резиденты кластера
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга 17,0 3,3 11,3 19 13
Алтайский биофармацевтический кластер 5,3 5,8 13,4 27 6
Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки) 29,3 108,2 168,3 12 5
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск) 4,1 3,0 5,6 8 7
Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино» 0,3 3,4 7,9 12 11
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области 17,2 13,8 25,1 17 9
Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области 2,4 26,9 20,5 21 15
Алтайском ИФК осваиваются методы тонкого органического синтеза, клеточные биомедицинские технологии. В Калужском ИФК (г. Обнинск) разрабатываются, синтезируются и внедряются в производство инновационные фармацевтические субстанции, создаются формы фармацевтических субстанций с заданными параметрами. В Подмосковном ИФК «Пущино» производятся фармацевтические субстанции высокой чистоты. В ИФК Новосибирской области создаются уникальные вакцины и другие инновационные лекарственные средства. В Томском ИФК производятся медицинские материалы с использованием нанотехнологий. В Северном ИФК (Кластер «Физтех XXI») разрабатываются нейротехнологии [9].
Формирующиеся кластеры различаются по степени зрелости и инновационной направленности. Одни находятся в стадии проектирования и начального строительства, другие уже выпускают фармацевтическую продукцию. По сравнению с другими вышеперечисленными, проект создания Санкт-Петербургского фармкластера в настоящее время реализован в наибольшей степени. Это во многом связано не только с тем, что Санкт-Петербург обладает высоким кадровым и научным потенциалом, но и с тем, что он предоставляет российским и зарубежным инвесторам привлекательные условия для ведения бизнеса и реализации крупных проектов в этой отрасли. В рамках Санкт-Петербургского фармкластера планируется запустить 15 производств с объемом инвестиций более 30 млрд руб., которые были бы тесно связаны с научно-исследовательскими, образовательными и медицинскими центрами. Резиденты Санкт-Петербургского фармкластера — известные российские и зарубежные компании, которым государство оказывает поддержку для реализации амбициозных замыслов локализации в России производства инновационных лекарственных средств. Важной особенностью Санкт-Петербургского фармкластера является то, что он функционирует в ОЭЗ, которая создает уникальные условия для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на российский и международный рынки. Для резидентов ОЭЗ предусмотрены налоговые льготы и преференции. Так, например, ставка страховых взносов будет составлять 14% против 34% на территории РФ, ставка налога на прибыль — 13,5 % против 20%, ставка НДС — 0% против 18%, ставка налога на имущество — 0% против 2,2%, налога на землю — 0% против 1,5%. Кроме того, государство обеспечивает полную инженерную подготовку территорий, освобождение от платы за технологическое подключение к электросетям, свободную таможенную зону, возможность выкупа земельных участков после окончания строительства, льготные арендные ставки. По некоторым расчетам, это позволяет сократить издержки инвесторов на 30% [10].
Учитывая степень зрелости Санкт-Петербургского фармацевтического кластера, попробуем проанализировать эффективность кластерного развития на его примере. На рис. 1 показана динамика роста объемов реализации фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг.
Составлено авторами по [8]
Каковы направления деятельности фармацевтических кластеров, которые позволяют считать их инновационными? В Санкт-Петербургском ИФК разрабатываются радиофармацевтические препараты и изотопные источники, оборудование для производства радиофармацевтических препаратов. В
Рис. 1. Динамика объемов реализации фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг. (млн руб.)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
Как следует из данных, приведенных на рис. 1, за период с 2010 по 2016 гг. имел место неуклонный рост объема реализации фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера. При этом наибольшие темпы роста были достигнуты в 2015 и 2016 гг. В целом объём продаж увеличился с 5187,5 млн руб. до 30184,4 млн руб., т.е. в 5,8 раз. Что касается реализации фармацевтической продукции отечественными производителями, то за соответствующий период она выросла с 111045,8 млн руб. до 287441,1 млн руб., т.е. в 2,6 раза (рис. 2).
350000,0
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Рис. 3. Прирост объемов реализации фармацевтической продукции в России и Санкт-Петербургском фармацевтическом кластере к 2011 г. за период с 2012 по 2016 гг. (%)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
Рис. 2. Объем реализации фармацевтической продукции в России в 2010-2016 гг. (млн руб.)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г 2015 г 2016 г.
Рис. 4. Динамика структуры продаж фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг. по секторам рынка (млн руб.)
Источник: рассчитано по базе данных !М8НеаКИ.
Таблица 2
Динамика структуры продаж фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг. по секторам рынка
(млн руб.)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения объёмов продаж Санкт-Петербургский фармацевтический кластер рос более динамично, чем фармацевтическая промышленность России. Это наглядно показано на рис. 3.
Далее проанализируем динамику структуры продаж фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг. по секторам рынка. Сведения о ней приведены в табл. 1 и рис. 4.
Данные, приведённые в табл.2 и на рис.4, свидетельствуют о том, что в целом по резидентам Санкт-Петербургского фармацевтического кластера за период за 2010 по 2016 гг. в наибольшей степени увеличивались объёмы продаж в секторе государственных закупок. Так, в этот период объёмы продаж в секторе государственных закупок выросли с 1140,6 млн руб. в 2010 г. до 15664,9 млн руб. в 2016 г., т.е. в 13,7 раза, в то время как продажи в коммерческом розничном секторе за соответствующий период выросли с 4046,9 млн руб. в 2010 году до 14519,4 млн руб. в 2016 г., т.е. в 3,6 раза. В этой связи изменилась структура продаж резидентов Санкт-Петербургского фармацев-
№ Компания Рынок 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 ЗАО «Биокад» Коммерческий розничный 500,4 189,2 790,0 918,3 886,6 892,3 1104,4
Государственные закупки 355,2 735,5 1613,6 1489,6 1849,8 7730,0 11929,2
2 ЗАО «Вертекс» Коммерческий розничный 754,4 767,3 1102,9 1152,4 1396,8 2248,7 3802,9
Государственные закупки 128,2 200,5 163,7 179,5 190,5 287,1 178,4
3 ООО «Геро-фарм» Коммерческий розничный 818,0 1016,5 1182,4 1399,7 1556,6 1817,1 1890,2
Государственные закупки 109,9 155,4 245,8 266,0 330,2 298,0 359,5
4 8о!орИагт (ООО «Гротекс») Коммерческий розничный - - - - - 310,4 1083,7
Государственные закупки - - - - - 150,4 697,5
5 ЗАО «МБНПК «Цитомед» Коммерческий розничный 353,2 510,7 697,6 958,0 946,4 1025,1 1247,2
Государственные закупки 0,9 1,6 3,9 1,9 3,7 3,9 7,2
6 ООО «НПФ «Полисан» Коммерческий розничный 868,6 1048,5 1132,4 1423,7 1696,4 2088,9 2632,3
Государственные закупки 236,3 417,8 620,3 691,3 959,0 894,1 907,8
7 ЗАО «Северная звезда» Коммерческий розничный 204,0 265,5 290,1 273,3 349,7 902,5 1568,0
Государственные закупки 45,9 172,4 214,2 140,0 230,5 298,6 223,8
8 ООО «Самсон-Мед» Коммерческий розничный 112,3 109,4 113,8 124,9 133,8 157,8 167,4
Государственные закупки 38,2 47,2 67,7 64,4 67,2 51,4 17,9
9 ЗАО «Фарма ВАМ» Коммерческий розничный 24,0 24,3 31,5 36,6 41,9 39,0 31,0
Государственные закупки 20,9 53,5 112,8 99,8 105,2 84,9 95,8
10 АО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» (ГаленоФарм) Коммерческий розничный 185,0 133,2 161,3 161,8 198,9 207,9 154,1
Государственные закупки 16,7 17,9 11,8 19,5 14,8 17,6 98,7
11 АО «Фирма Медполимер» Коммерческий розничный 16,2 18,8 7,9 11,8 15,9 5,9 5,5
Государственные закупки 64,2 593,0 816,8 1115,0 1738,5 1887,5 905,4
12 АО «Фармсинтез» Коммерческий розничный 65,4 63,9 67,9 74,5 88,3 103,2 95,9
Государственные закупки 35,9 40,4 58,2 51,1 74,2 98,5 109,3
13 АО «Фармпроект» Коммерческий розничный 99,3 146,1 175,8 222,4 339,2 412,1 542,5
Государственные закупки 88,0 77,2 60,4 69,6 87,9 118,9 132,1
14 ООО «Фармамед» Коммерческий розничный 46,0 64,3 66,6 74,2 106,6 162,4 194,3
Государственные закупки 0,2 1,3 1,9 1,0 0,9 2,7 2,3
Итого Коммерческий розничный 4046,9 4357,5 5820,3 6831,4 7757,3 10373,0 14519,4
Государственные закупки 1140,6 2513,7 3991,0 4188,8 5652,4 11923,7 15664,9
тического кластера. Об этом свидетельствуют данные табл.2 и рис.4. Доля продаж в коммерческом розничном секторе с 2010 по 2016 гг. уменьшилась с 78,0 до 48,1%, и соответственно доля продаж в секторе государственных закупок возросла с 22,0 до 51,9%. В наибольшей степени такой структурный сдвиг произошёл в продажах ЗАО «Биокад» (доля продаж в секторе государственных закупок выросла с 41,5 до 91,5%), соответственно у ООО «Герофарм» (с 11,8 до 16,0%), ЗАО «Фарма ВАМ» (с 46,6 до 75,5%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходит переориентация продаж на сектор государственных закупок. Это можно оценить как положительную тенденцию, поскольку именно этот сектор обеспечивает лекарствами наиболее нуждающихся в них стационарных больных и льготные категории граждан. Сравним динамику структуры продаж фармацевтической продукции в России в 2010-2016 гг. по секторам рынка (рис. 6, 7) с соответствующей динамикой Санкт-Петербургского фармацевтического кластера. Если доля продаж резидентов Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в секторе государственных закупок выросла на 29,9%, то соответствующая доля в объёмах продаж отечественных лекарственных препаратов всего лишь на 6,8%.
Одним из показателей инновационной деятельности фармацевтических компаний является число вновь зарегистрированных препаратов. Сведения о количестве вновь зарегистрированных препаратов приведены в табл. 4.
100,0
Таблица 3
Динамика структуры продаж фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010—2016 гг. по секторам рынка (%)
№ Компания Рынок 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 ЗАО «Биокад» Коммерческий розничный 58,5 20,5 32,9 38,1 32,4 10,3 8,5
Государственные закупки 41,5 79,5 67,1 61,9 67,6 89,7 91,5
2 ЗАО «Вертекс» Коммерческий розничный 85,5 79,3 87,1 86,5 88,0 88,7 95,5
Государственные закупки 14,5 20,7 12,9 13,5 12,0 11,3 4,5
3 ООО «Герофарм» Коммерческий розничный 88,2 86,7 82,8 84,0 82,5 85,9 84,0
Государственные закупки 11,8 13,3 17,2 16,0 17,5 14,1 16,0
4 8о!орИагт (ООО «Гротекс») Коммерческий розничный - - - - - 67,4 60,8
Государственные закупки - - - - - 32,6 39,2
5 ЗАО«МБНПК «Цитомед» Коммерческий розничный 99,8 99,7 99,4 99,8 99,6 99,6 99,4
Государственные закупки 0,2 0,3 0,6 0,2 0,4 0,4 0,6
6 ООО «НПФ «Полисан» Коммерческий розничный 78,6 71,5 64,6 67,3 63,9 70,0 74,4
Государственные закупки 21,4 28,5 35,4 32,7 36,1 30,0 25,6
7 ЗАО «Северная звезда» Коммерческий розничный 81,6 60,6 57,5 66,1 60,3 75,1 87,5
Государственные закупки 18,4 39,4 42,5 33,9 39,7 24,9 12,5
8 ООО «Самсон-Мед» Коммерческий розничный 74,6 69,9 62,7 66,0 66,6 75,4 90,3
Государственные закупки 25,4 30,1 37,3 34,0 33,4 24,6 9,7
9 ЗАО «Фарма ВАМ» Коммерческий розничный 53,4 31,2 21,9 26,8 28,5 31,5 24,5
Государственные закупки 46,6 68,8 78,1 73,2 71,5 68,5 75,5
10 АО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» (ГаленоФарм) Коммерческий розничный 91,7 88,2 93,2 89,2 93,1 92,2 61,0
Государственные закупки 8,3 11,8 6,8 10,8 6,9 7,8 39,0
11 АО «Фирма Медполимер» Коммерческий розничный 20,2 3,1 1,0 1,0 0,9 0,3 0,6
Государственные закупки 79,8 96,9 99,0 99,0 99,1 99,7 99,4
12 АО «Фармсинтез» Коммерческий розничный 64,5 61,3 53,9 59,3 54,3 51,2 46,7
Государственные закупки 35,5 38,7 46,1 40,7 45,7 48,8 53,3
13 АО «Фармпроект» Коммерческий розничный 53,0 65,4 74,4 76,2 79,4 77,6 80,4
Государственные закупки 47,0 34,6 25,6 23,8 20,6 22,4 19,6
14 ООО «Фармамед» Коммерческий розничный 99,5 98,1 97,2 98,7 99,2 98,3 98,8
Государственные закупки 0,5 1,9 2,8 1,3 0,8 1,7 1,2
Итого Коммерческий розничный 78,0 63,4 59,3 62,0 57,8 46,5 48,1
Государственные закупки 22,0 36,6 40,7 38,0 42,2 53,5 51,9
2010г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
О Коммерческий розничный
I Государственные закупки
Рис. 5. Динамика структуры продаж фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера в 2010-2016 гг. по секторам рынка (%)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
Рис. 6. Динамика структуры продаж фармацевтической продукции в России в 2010-2016 гг. по секторам рынка (млн руб.)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
Рис. 7. Динамика структуры продаж фармацевтической продукции в России в 2010-2016 гг. по секторам рынка (%)
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
100,0 90,0 S0,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
□ Коммерческий розничный ■ Государственные закупки
Рис. 8. Темпы роста количества зарегистрированных препаратов в России целом и предприятиями Санкт-Петербургского фармацевтического кластера с 2013 по 2016 гг.
Источник: рассчитано по базе данных IMS Health.
Таблица 4
Количество вновь зарегистрированных препаратов в России в целом и предприятиями Санкт-Петербургского фармацевтического кластера за период с 2012 по 2016 гг.
Как следует из данных табл.4, в целом по России имело место снижение количества вновь регистрируемых препаратов. Вместе с тем, количество вновь зарегистрированных препаратов предприятиями Санкт-Петербургского фармацевтического кластера имело противоположную тенденцию. Оно росло.
Сведения о темпах прироста регистрационной активности по России в целом и по предприятиям Санкт-Петербургского фармацевтического кластера приведены на рис. 8, который наглядно демонстрирует более высокую регистрационную активность предприятиями Санкт-Петербургского фармацевтического кластера по сравнению с Россией в целом.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что формат кластера является наиболее эффективным для развития отечественной фармацевтической промышленности. Это обусловлено синергетическим эффектом, дающим конкурентные преимущества резидентам кластера. Пример Санкт-Петербургского фармацевтического кластера наглядно демонстрирует, что темпы роста объёмов производства лекарственных средств компаниями, входящими в его состав в 2,6 раза превышает соответствующие показатели фармацевтической промышленности в целом, и активность в регистрации новых лекарств также превышает общероссийский показатель.
Локация 2012 2013 2014 2015 2016
Россия 1117 450 549 705 615
Санкт-Петербургский фармацевтический кластер 14 21 36 32 34
Литература
1. Болл С.В., Иванов С.В. Особенности формирования фармацевтических кластеров в России. — URL: http://www.armbiotex. ru/files/expert_opinion (дата обращения 01.06.2017)
2. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Oxford Research AS. 2008. — URL: http:// www.clusterobservatory.eu/system/modules/com.gridnine.opencms.modules.eco/providers/getpdf.jsp?uid=100146. (дата обращения 01.06.2017)
3. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. Stockholm: Bromma Tryck AB.
4. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. (2006) Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies. Stockholm: Center for Strategy and Competitiveness.
5. Viachka A. (2012) GCIS Survey Summary Report. Stockholm: European Cluster Observatory. — URL: http://www.clusterobservatory. eu/common/galleries/downloads/GCIS_2012_SummaryReport.pdf. (дата обращения 01.06.2017)
6. Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 N 91 (ред. от 09.06.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111638/ (дата обращения 01.06.2017)
7. Лин А.А., Иванов А.С. Конкурентные преимущества инновационных фармацевтических кластеров (на примере Санкт-Петербургского фармацевтического кластера) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2017. — № 5 (254). — Вып. 37. — С. 149-158.
8. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. — М.: НИУ ВШЭ, 2013. — 108 с.
9. Слепнев Д.М., Иванов А.С., Ивичев Е.А. Инновационные фармацевтические кластеры в России // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы IX международной научно-практической конференции (9 октября 2015 года) / Отв. ред. Н.В. Уварина. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS sr. o., 2015. — С. 251-253.
10. Слепнев Д., Иванов А. Кластерное развитие отечественной фармацевтической промышленности // Экономика и управление: научно практический журнал. — 2015. — № 4. — С. 39-43.
11. Соколов Б.И., Соколова С. В. Экономика. Учебник для гуманитариев. — СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2002. — 480 с.
12. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — №3. — С. 93-95.
13. Соколов Б.И., Воронова Н.С. Современные источники и инструменты финансово-инвестиционных ресурсов // Реформы и право. — 2012. — №1. — С. 29-36.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
С.А. Гаврильева,
аспирант кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г.Якутск)
sa.gavrNieva@s-vfu.ru
В статье проанализировано современное состояние образовательного туризма, на примере российских ВУЗов. Приведены положительные и негативные моменты получения образования за рубежом, отражены проблемы, возникающие у студентов в связи с зарубежными стажировками.
Ключевые слова: образовательный туризм, университеты-партнеры, стажировка, обменная программа, иностранные университеты
УДК338.48 ББК 65.433
Значительно повлиял на развитие туризма в России, каким мы привыкли его понимать в настоящее время, Петр I. Он, первый из царей, который покинул границы своего государства, с целями нахождения союзников в европейских странах, по противодействию Османской империи, увидеть уровень развития науки и технологии в Европе, чтобы впоследствии перенять и внедрить в России новшества. Кроме того, ему были интересны культура и нравы Запада. Первая поездка вдохновила его на последующие путешествия, помогла ему шире взглянуть на мир и принять меры по модернизации Российской империи. Именно Петру I принадлежит идея поездок за границу с целью обучения [7, 234].
В настоящее время образовательный туризм намного шире и многограннее, чем во времена Российской империи и возможность получить образование за рубежом есть не только у благосостоятельных людей. Существует множество различных программ, для любого возраста и для любых целей. Соответственно определений понятия «образовательный туризм» тоже немало. Вот некоторые из них:
- «Образовательными следует считать туры, организуемые в рамках познавательного туризма, целью которого является выполнение задач определенных учебными программами образовательных учреждений. Образовательными должны быть признаны и поездки, предпринимаемые людьми с целью самообразования (т.е. цели их не связаны с реализацией образовательных программ учебных заведений)» — Погодина В.Л. [6, 62].
- «Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» — Зорин И.В., Квартальнов В.А. [4,320] .
- «Образовательный туризм — это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение
нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» — Щербинина А. [10]
- «Поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» — Лунин Э.А. [5, 13]
- «Образовательный туризм — поездки с целью получения образования за рубежом. Обычно здесь реализуются поездки в развитые страны с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин» — Воскресенский В.Ю. [3, 8]
- «Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» — Сангинов Д.Ш. [9]
- «Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» -Чеботарь Ю.М. [8]
Основной составляющей образовательного туризма, безусловно, является получение каких-либо знаний за рубежом. Позволим себе не согласиться с некоторыми авторами. Образовательными можно назвать туры или поездки с любой продолжительностью, в рамках образовательной программы, вне зависимости от области получаемых знаний, при условии, что турист не переезжает на место обучения на постоянное проживание.
Разумеется, образовательная составляющая может быть не единственной компонентой данного вида туризма. Однако необходимо отметить, что именно получение знаний должно быть основной целью таких поездок.
Из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что образовательный туризм — это поездки, основной целью которых является получение знаний в любой области, с любой продол-