главная тема
ОАЗИСЫ ДЛЯ ФАРМИНДУСТРИИ
Ab ovo usque ad mala.
«От яиц до яблок», с начала до конца.
Захар ГОЛАНТ, зам. председателя Комитета по здравоохранению Правительства С.-Петербурга, Елена ТРОФИМОВА, д.ф.н., проф. СПХФА
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ -В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ.
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Ключевые слова: фармацевтический кластер, инвестиционная привлекательность, инновации, лекарственное обеспечение, фармацевтическая промышленность, государственное финансирование
Петербургский фармацевтический кластер — в числе заявленных региональных проектов. Правительством города принята концепция его развития, выделена территория для строительства, где проводятся инженерные работы, принимаются заявки инвесторов. В стадии подготовки находятся документы, определяющие условия реализации инвестиционных проектов и функционирования кластера как такового. Научно-технический, производственный и кадровый потенциал города создает серьезные предпосылки для развития инновационного кластера, ориентированного на выполнение работ по внедрению новых разработок.
ф ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Заявления о создании фармацевтических кластеров, которые за последние полгода были сделаны целым рядом субъектов РФ, вызваны изменениями в государственной политике в отношении российской фармацевтической отрасли, наблюдаемыми с конца 2008 г. Определение медицинской и фармацевтической промышленности в качестве одного из приоритетных направлений модернизации российской экономики и утверждение Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г. привели к тому, что отрасль оказалась в сфере действия мер по стимулированию
инновационного развития экономики. Причины пристального внимания к отрасли заключаются не только в том, что она потенциально является одной из наиболее наукоемких, но и в том, что в последние годы значительно расширились государственные программы лекарственного обеспечения, а в перспективе поставлена задача перехода на страховое покрытие амбулаторного отпуска ЛС в рамках ОМС. В связи со значительными государственными инвестициями в лекарственное обеспечение на повестке дня оказался вопрос о необходимости использования этих средств для развития российской фармацевтической отрасли. Однако перенаправить финансовые потоки по госконтрактам в пользу отечественных
Key words: pharmaceutical cluster, investment attractiveness, innovations, drug provi-sion, pharmaceutical industry, state
St Petersburg pharmaceutical cluster is part of the regional project. The city government has prepared the development concept, found the construction site where preparatory en-gineering work is underway and accepts requests from investors. The legal conditions for the realization of investments and the activity of the cluster are being developed. Scientific, technical, industrial and staff potential of the city provide a solid basis for the growth of the innovation cluster and implementation of innovations.
Z.M. GOLANT, Deputy Chairman, Healthcare Committee of the St Petersburg govern-ment, E.O.TROFIMOVA, professor at Saint Petersburg Chemical-Pharmaceutical Academy. Pharmaceutical clusters in support of the national pharmaceutical market development: St Petersburg initiative.
компаний оказалось достаточно сложно по вполне объективным причинам, поскольку отечественная отрасль на сегодняшний день не удовлетворяет потребности современной медицины, ориентированной на высокотехнологичные методы лечения. Это является результатом значительного научно-
6
РЕМЕОШМ 2010 июль
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
технического и технологического отставания отечественной фармацевтической промышленности. В последние годы она осваивала прежде всего те сегменты рынка, которые оплачиваются из кармана потребителей, отличаются высокой эластичностью спроса по отношению к маркетинговым усилиям компаний и обеспечивают быстрый возврат вложенных средств. Для преодоления этого противорече-ния потребовались особые меры поддержки отечественных компаний, которые предусмотрены в принятой Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г. и проекте соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП). Основная задача ФЦП состоит в том, чтобы программно-целевым методом на основе государственно-частного партнерства преодолеть разрыв в инновационном цикле между сфе-
✓
рой НИОКР и промышленным внедрением и запустить механизмы расширенного инновационного воспроизводства потенциала отрасли. Участие государства в этом процессе становится неизбежным в силу масштабности целей, предполагающих согласование интересов бизнеса с общенациональными интересами, и недостаточности для их достижения собственных ресурсов и мотиваций отрасли.
ф КЛАСТЕРЫ КАК ТОЧКИ РОСТА РОССИЙСКОЙ ФАРМОТРАСЛИ
В проекте ФЦП в качестве одного из важнейших механизмов реализации поставленных целей названо образование 10—12 высокотехнологичных отраслевых кластеров, которые представляют собой группу локализованных на одной территории и связанных между
собой разработчиков и производителей продукции, научных и образовательных центров, поставщиков специализированных услуг, оборудования, сырья, представителей инфраструктуры и др. субъектов, дополняющих друг друга. В инновационных кластерах, выпускающих товары с долгосрочными конкурентными преимуществами и создающих перспективные быстрорастущие рынки, значительный вес имеют центры генерации научных знаний, бизнес-идей, подготовки высококвалифицированных специалистов. В состав инновационных кластеров могут быть встроены также финансовые, лизинговые, аут-сорсинговые и консалтинговые организации, способные обеспечить новые структурные возможности и дополнительный синергетический эффект. Цель создания кластеров — повышение конкурентоспособности отдельных субъектов и кластеров как таковых, а
ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ЗАО «БИОКАД» ДМИТРИЕМ МОРОЗОВЫМ
— Почему именно петербургский кластер показался вам
наиболее интересным среди региональных проектов такого рода для размещения нового предприятия? Почему вы не стали развивать бизнес в Московской области, где у компании есть и производственные мощности, и научный центр на базе бывшего НИИ?
— Я не могу себе даже представить, чтобы такие налоговые льготы, которые предлагает инвесторам С.-Петербург, мы могли бы получить в Московской области. Это всегда было камнем преткновения для нашего дальнейшего развития на той территории, где мы сейчас локализованы. Например, налог на землю мы платим по самым высоким ставкам, которые применяются к элитным поселкам. Но дело даже не в налоговых льготах, а в том эффективном диалоге, который налаживается с администрацией города. У правительства С.-Петербурга есть твердое намерение развивать у себя фармацевтический кластер, поэтому ведется конструктивный диалог с потенциальными инвесторами. Кроме того, реальный научный и технологический потенциал сосредоточен именно в С.-Петербурге, и петербургский кластер в этом плане невозможно сравнивать ни с каким другим. Если бы речь шла просто об организации производства, то подошел бы любой региональный кластер. Но если мы хотим заниматься наукоемким бизнесом и внедрять инновации, то особых альтернатив С.-Петербургу нет. За многие годы работы нам так и не удалось установить эффективное взаимодействие с основными научными базами в Москве, кроме Московского физико-технического института, с кото-
рым мы активно сотрудничаем. Работа московских вузов и научных организаций зачастую носит конъюнктурный характер и не ориентирована на стратегическую перспективу. Если вы планируете что-то надолго, то вам нужны другие партнеры.
— С какими научно-исследовательскими центрами
в С.-Петербурге вы сотрудничаете?
— С петербургскими научными центрами и инновационными компаниями у нас давние связи, например с Гос. НИИ ОЧБ, с компанией «Биотех», которая производит рекомбинантные белки. Ученые, которые работают в нашем научном центре, имеют тесные связи с отраслевыми НИИ в силу того, что все они входили в систему РАО «Биопрепарат». Реальных совместных проектов с научными центрами С.-Петербурга мы сейчас не имеем, однако входим в среду их профессионального общения. Мой жизненный опыт подсказывает, что на базе установившихся добрых отношений и научных связей могут возникнуть и совместные проекты. Если нет уважения и взаимопонимания между партнерами, то ничего не и получится.
— Каковы основные параметры планируемого вами проекта? Какую продукцию вы собираетесь выпускать? Где
будет располагаться головной офис компании?
— Наш проект — один из двух в сфере фармацевтики, который был одобрен комиссией по модернизации и технологическому развитию российской экономики при президенте России. В начале апреля вступило в силу постановление правительства РФ, которое определило, что ЗАО «Биокад» является ответственным за организацию опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств на основе мо-ноклональных антител. Это обеспечивает нам не только предоставление субсидии из федерального бюджета в размере по-
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
также фармацевтической и медицинской промышленности в целом. Повышение восстребованности инноваций отечественным производством, обеспечение опережающего развития фунда-
ментальной науки и важнейших прикладных разработок отвечают глобальной долгосрочной цели — переводу отечественной отрасли на инновационную модель развития. Согласно иде-
ям, заложенным в ФЦП, кластеры должны выступать в качестве точек роста внутреннего рынка в региональном и федеральном масштабе (имея в виду все фазы разработки и обращения ме-
дицинской и фармацевтической продукции), а также основы для внешнеэкономической экспансии. Реализация ФЦП планируется с привлечением государственного и частного
2010 июль ршшиим
финансирования. Предполагается, что создание кластеров должно базироваться преимущественно на бюджетных ресурсах, в то время как создание инфраструктуры и реализация отдельных проектов в кластерах должны осуществляться как на основе смешанного финансирования, так и в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов.
ф СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТОВ КЛАСТЕРОВ
Основы проводимой в РФ кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р). В методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ, подготовленных Минэкономразвития РФ (письмо от
рядка 300 млн. руб., но и контроль со стороны администрации Президента и Минпромторга РФ за реализацией проекта, что способствует оперативному решению целого ряда вопросов, в т.ч. технического характера. Для нас этот проект — не только новые возможности, но и высокая ответственность. И осознавая это, для его реализации мы выбрали именно С.-Петербург. Мы стали второй российской компанией, которая вошла в федеральную программу «7 нозологий» с бета-интерфероном. Это наш большой успех и с точки зрения преодоления конкуренции со стороны иностранных компаний, и с точки зрения признания нашего препарата врачебным сообществом, которое убедилось в его эффективности в ходе проведенных клинических испытаний.
Наш новый проект ориентирован и на программу «7 нозологий», и на стратегический перечень из 57 МНН. Сейчас мы проходим этап предварительного проектирования. В С.-Петербурге мы планируем в первую очередь выпускать субстанцию для рекомбинантных белков, в т.ч. и моноклональных антител. Это связано с необходимостью наличия высококвалифицированного персонала, конечно, немалую роль играют и те налоговые льготы, которые предлагает С.-Петербург. Поскольку известно, что основная часть добавленной стоимости биотехнологического производства формируется не на этапе розлива и фасовки, а на этапе производства субстанции, что и составляет суть лекарственных средств, то основную часть прибыли мы собираемся оставлять в С.-Петербурге. Это выгодно и нам, и городу.
Этим летом планируется перерегистрация ЗАО «Биокад» в С.-Петербурге. Конечно, в течение достаточно длительного времени мы все еще будем привязаны к нашей технологической пло-
щадке, которая находится под Москвой. Не бросим мы и наш исследовательский центр в Чехове, но всю наукоемкую продукцию собираемся сосредоточить в С.-Петербурге.
— Какие связи у вас с С.-Петербургской химико-фармацевтической академией?
— С академией мы планируем организовать такой же проект, как и с Московским физико-техническим институтом, имеющим так называемые базовые предприятия, которые студенты посещают начиная с третьего курса. Мы хотим стать для СПХФА не только местом знакомства с производством, но и базой для реализации значительной части программы обучения. Организационно этот вопрос может быть решен в результате создания на «Биокаде» филиалов кафедр или даже факультета. Наша заинтересованность в такого рода сотрудничестве — это в первую очередь подготовка кадров, причем не только для себя, но и для отрасли в целом, а также возможность привлечения талантливых молодых людей. Диалог уже налажен. Прежде всего мы очень высоко оцениваем уровень подготовки выпускников, некоторые из них у нас уже работают. Важно и то, что в академии, несмотря на сложное для вузов время, сохранился сильный преподавательский состав. У нас много наработок и огромное поле для совместной работы с академией и в научно-исследовательской сфере.
— Приходится ли лично Вам и вашим ключевым сотрудникам чем-то жертвовать в связи с тем, что деятельность
компании планируется сосредоточить в С.-Петербурге?
— Я родился и вырос в Москве, мой отец — коренной москвич, мать — из Подмосковья. Очевидно, что теперь мне придется большую часть времени проводить именно в С.-Петербурге. Но ничего страшного в этом нет. Когда у
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
РШШииМ 2010 июль
ПЕРЕЧЕНЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ С.-ПЕТЕРБУРГА «О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ» ОТ 14 ИЮЛЯ 1995 Г. №81-11 (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 8 МАЯ 2007 Г.)
Ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет С.-Петербурга, при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. руб. уменьшается с 18 до 13,5%, от 150 до 300 млн. руб. — до 15,5%. При инвестировании в основные средства более 150 млн. руб. ставка налога на имущество организаций уменьшается с 2,2 до 1,1%. Льготы предоставляются на 3 года. Крупным инвесторам предоставляются дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. руб. в основные средства инвестор, реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога на имущество, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет С.-Петербурга, уменьшается для него до 13,5%. Льготы предоставляются сроком на 5 лет.
Для резидентов особой экономической зоны ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет С.-Петербурга, составляет 13,5% (общая ставка налога — 15,5%), а страховых взносов во внебюджетные фонды — 14%. На 5 лет резиденты освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога.
В соответствии с планируемыми имениями в городском Законе «О налоговых льготах» налоговые льготы будут едиными для всех инвесторов, осуществивших вложения на общую сумму от 800 млн. руб. Для всех инвесторов ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет С.-Петербурга, будет понижена до 13,5%, и они будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств. Срок, на который будут предоставляться льготы, составит 5 лет.
26.12.2008 №20615-АК/Д19), говорится о том, что региональная политика должна быть направлена на повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и научными центрами, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, снижение административных барьеров. В качестве одной из основных задач региональной кластерной политики значится содействие институциональному развитию кластеров, что предполагает создание специализированной организации по развитию кластера, а также поддержку деятельности по стратегическому планированию и установлению эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества между участниками кластера.
Преимущества работы в кластерах для его субъектов заключаются в их локализации на одной территории. Следствием этого является возможность распределения целого ряда затрат между компаниями, снижение транзакционных издержек, сокращения сроков и повышения эффективности взаимодействия между участниками кластера. Развитие инновационного кластера с высокой степенью участия научных и образовательных центров расширяет доступ компаний к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам. Важным аспектом преимущества географической концентрации является также создание среды профессионального общения, передачи трудно формализуемых знаний, быстрого распространения информации о нововведениях, новых технологиях, изменениях в запросах рынка, конкурентных достижениях и пр.
✓
►
нас в компании прошел слух, что мы переедем в С.-Петербург, то у большинства людей это вызвало воодушевление. В Москве становится все сложнее и жить (пробки, высокий уровень цен), и работать (бюрократические барьеры при получении любых разрешительных документов, необоснованно высокие требования к заработной плате). С.-Петербург в этом смысле выглядит более привлекательно, а москвичу с семьей с точки зрения организации своей повседневной жизни сюда значительно легче перебраться, чем в какой-то другой город России.
ИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ
ООО «ТНФФ «ПОЛИСАН» АЛЕКСАНДРОМ БОРИСОВЫМ
— Как Вы оцениваете изменение политики государства в отношении отечественной фармацевтической промышленности, которое реально обозначилось начиная с 2009 г. ?
— Я приветствую большинство инициатив, прежде всего законодательное закрепление перехода на стандарты GMP. Настало время решить этот вопрос, поскольку стереотип недоверия к российскому производителю настолько устойчив, что мы зачастую сталкиваемся с серьезной проблемой, доказывая, что наша продукция качественная и произведена на европейском уровне.
Но и с введением GMP есть проблемы, поскольку от всех компаний это потребует увеличения затрат. Стратегией «Фарма 2020» поставлены цели по достижению отечественными производителями 50%-ной доли рынка, однако это будет абсолютно нереальным, если государство не будет лоббировать их интересы на уровне спроса. Многие врачи, ссылаясь на то, что стандарты рекомендованы ВОЗ, преследуют свои цели и продвигают более дорогие импортные препараты. И отечественному производителю нет места на отечественном рынке. Мы вынуждены проводить титаническую работу по продвижению, чтобы наши препараты попали в медицинскую практику.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
2010 июль
РЕМЕОииМ
РИСУНОК 1
ф ВЫГОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
Теория кластеров в контексте исследования конкурентоспособности национальных и местных экономик была выдвинута Майклом Портером в начале 90-х годов прошлого века. Она получила широкое признание и обусловила инициативы со стороны правительств ряда развивающихся стран (например, в Центральной Америке) по созданию кластеров с целью стимулирования экономического развития стран и отдельных регионов. Теория кластеров вступила в определенное противоречие с представлениями об изменении характера конкуренции на фоне глобализации экономики, сопровождающейся снижением географических барьеров доступа к ресурсам и капиталам. Однако тот факт, что на практике кластеры являются ярко выраженной особеннос-
— Как Вы оцениваете изменение в регулировании цен с позиции отечественных производителей?
— Регулировать цены на лекарства надо, причем на всех этапах товародвижения, но это должен быть вдумчивый подход. Да, действительно, в первую очередь необходимо было обратить внимание на тех посредников, которые взвинчивали цены за счет переброски товара от одной фирмы к другой. В то же время мы (как компания-производитель) уже в первый месяц действия новой системы ценового регулирования столкнулись с негативными явлениями. Оказалось, что наш «большегрузный» препарат — инфу-зионный раствор Реамберин в стеклянных флаконах, пользующийся высоким спросом во всех регионах страны и относящийся к Перечню ЖНВЛС, оказался невыгодным для реализации и для дистрибьюторских компаний (при наценке 8— 14%), и для аптечных сетей (18—23%). Усредненный подход, базирующийся исключительно на цене и не учитывающий специфику товара, привел к вымыванию инфузионных растворов из товаропроводящей сети. Знаю, что с такой проблемой столкнулась не только наша, но и другие компании. Производитель при наличии платежеспособного спроса не может доставить свой товар в медицинские учреждения.
— Как оперативно можно справиться с этой проблемой?
— Согласно принятому порядку, следующий пересмотр цен состоится только в октябре. Новые цены начнут
тью практически всех развитых экономик, позволяет определить им особое место в конкурентной борьбе в условиях современной, основанной на инновациях экономики.
Майклом Портером была предложена модель взаимосвязанных источников конкурентных преимуществ, обусловленных географическим положением (рис. 1). Согласно модели, конкурентные преимущества вытекают из эффективности, качества, стоимости, специа-
лизации и доступности факторов производства. Важное значение имеет наличие конкурентоспособных местных поставщиков, родственных и смежных отраслей. Стимулом для повышения конкурентоспособности компаний выступает высокий уровень конкуренции на местном уровне, который стимулирует рост инвестиций и инноваций, подкрепляемый проводимой правительственной политикой. На конкурентоспособность компаний значитель-
Источники локальных конкурентных преимуществ (по Майклу Портеру)
действовать с начала следующего года. В то же время если оперативно решить вопрос с корректировкой наценок, то ситуация может нормализоваться уже через 2 месяца. Когда аптечные полки будут пустыми, региональные власти неизбежно будут вынуждены на это реагировать.
— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы формирования госзаказа для отечественных компаний, о котором говорят как о механизме предоставления преференций отечественным компаниям?
— Производителям инновационных препаратов нужна перспектива и уверенность в завтрашнем дне. Вкладывая деньги в производство, мы надеемся, что будем востребованы. Если государство будет только закупать зарубежные препараты, то стимула для отечественных компаний развиваться не будет. Получается так, что политическое решение об импортозамещении принято, а на практике поддержки в сфере закупок мы не видим.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
РШШииМ 2010 июль
ное влияние оказывает также качество локального спроса, толкающего их к эффективному развитию и дифференциации, в т.ч. и на глобальном уровне. Кластеры, имеющие определенное географическое положение, согласно Майклу Портеру, влияют на конкурентную борьбу тремя способами: посредством повышения производительности входящих в их состав компаний и отраслей, в результате стимулирования инноваций и, соответственно, качественных изменений производительности, а также посредством активизации создания новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих кластер.
ф КООПЕРАЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ
Кластеры обеспечивают более эффективную компоновку факторов произ-
— Известно, что Вы лично принимали активное участие в разработке идеологии петербургского фармацевтического кластера. В то же время строительство второй линии своего завода ведете вне выделенной промзоны «Пушкинская». Почему Вы поддерживаете кластер, ведь выгоды от участия в нем для «Полисана» не столь очевидны? — У нас есть своя территория, но, испытывая дефицит производственных мощностей, мы приступили к строительству второй линии. И если бы в рамках кластера уже были такие производственные мощности, на которых мы могли бы разместить контрактное производство, то мы бы пошли по этому пути. А так, мы вынуждены ограничивать финансирование научных разработок и выделять средства на строительство. При обсуждении концепции кластера я изначально выдвигал идею инвестирования в производство не только под конкретные препараты, но для контрактного производства. В этом случае инновационные компании типа «Полисана» смогут перенаправить свои финансовые потоки в сторону научных исследований, а также продвижения своей продукции за рубежом. Ведь стратегические цели «Фармы 2020» состоят не только во внедрении высокотехнологичной продукции, но и в выходе с нею на внешний рынок.
Есть и еще одна цель поддержки идеи кластера для нас. Фирма «Полисан» на протяжении всего своего существования проводит большую научно-исследовательскую работу, сотруд-
водства, выступая в качестве альтернативы вертикальной интеграции компаний, имеющей свои отрицательные стороны. Они создают также преимущества при получении факторов производства из удаленных источников, поскольку проникновение на концентрированный рынок сбыта для поставщиков может представлять особую привлекательность. Они способствуют развитию взаимодополняемости между видами деятельности участников кластера и их специализации. На территориях расположения кластеров возможности по привлечению квалифицированного персонала и других качественных ресурсов значительно более широкие, чем в других
местах. Близкая географическая локализация, деловые связи, а также тесные личные контакты способствуют более эффективному движению информационных потоков, включая актуальные сведения о рынках, маркетингу и сбыту продукции, а также распространению информации о конкурентах, стимулирующую компании к дифференциации, а не ценовой конкуренции (поскольку базовые условия их деятельности, в силу локализации на одной территории, примерно одинаковые). Помимо выгод в текущей производительности, кластеры предоставляют еще более широкие возможности в инновационном, качественном росте. Они также притягивают к себе новые
ничая с научными и медицинскими учреждениями С.-Петербурга, Москвы и других городов. Когда в С.-Петербурге сложится ядро компаний-производителей, то научный потенциал города будет загружен значительно больше. Мне (как патриоту С.-Петербурга) больно смотреть, что сейчас многие подготовленные специалисты-технологи (СПХФА, Технологического института) не могут найти профильные для себя места работы. Вузы уменьшают коэффициент своего полезного действия, поскольку промышленный сектор сократился. За последние 3 года у нас не открывались, а закрывались фармацевтические предприятия. На предприятии «Октябрь» было уволено больше 2000 человек, на «Фармаконе» — более 1500 человек. Это кадровый потенциал, который хорошо обучен и мог бы работать в кластере и передавать свой опыт молодому поколению.
— Вы войдете в координационный совет кластера?
И каковы следующие действия в его становлении? — Да, я планирую войти в состав координационного совета. Как только будут подготовлены документы по кластеру и вне-
11
2010 июль РШШ1ШМ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
компании, поскольку обеспечивают менее выраженные барьеры входа и выхода из бизнеса по сравнению с другими местами.
По мнению Майкла Портера, государство должно способствовать разрастанию существующих и возникающих кластеров вне зависимости от их специализации, а не пытаться создавать их на пустом месте. На ранних стадиях усилия правительства целесообразно направлять на улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий для конкуренции, на более поздних — на устранение препятствий к инновациям. Усилия по развитию кластеров должны быть направлены на достижение конкурентных преимуществ, а не копирование того, что уже реализовано в других регионах. В развивающихся экономиках важным фактором стимулирования кластеров яв-
ляется привлечение иностранных инвестиций.
Таким образом, кластеры зиждутся на двух основных столпах — кооперации и конкуренции. Однако реализуются они в разных плоскостях и между разными компаниями, причем объединение в одних сферах позволяет участникам кластера более эффективно конкурировать в других. В конечном же итоге локализация в эффективном кластере повышает конкурентоспособность компаний на внешних по отношению к кластеру рынках.
+ ЭВОЛЮЦИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО КЛАСТЕРА
Согласно Майклу Портеру, кластеры в ходе своего развития проходят стадии зарождения, эволюции и упадка. В С.Петербурге в свое время действовал
✓
крупный фармацевтический кластер, имеющий мощную научную и промышленную базу. В период 90-х годов, в силу действия негативных общеконъюнктурных и отраслевых факторов, он вошел в завершающую фазу цикла жизни, знаковым событием которой в 2000-е годы стала ликвидация производства на «Фармаконе» и «Октябре» — в прошлом крупнейших фармацевтических предприятиях региона. Несмотря на это, в те же 90-е годы в С.-Петербурге начались процессы зарождения нового фармацевтического кластера, точками роста которого явились небольшие компании, созданные коллективами научных работников с привлечением бизнеса, внедрявшие на рынок собственные коммерчески перспективные разработки. На первых порах эти компании использовали контрактное производство, а в даль-
)
сены изменения в городское законодательство, тогда можно ожидать притока инвесторов. Сейчас налоговые льготы до 5 лет предусмотрены для крупных инвесторов, которые вкладывают в экономику города не менее 3 млрд. руб. Такого уровня сумм в кластере не будет, поэтому порог необходимо понизить. Но инвестиции все равно будут весьма значительные, поэтому компаниям необходимо предоставлять льготы — это выгодно для города. Правительство С.-Петербурга готово принять эти решения.
— «Полисан», не относясь территориально к выделенной промзоне, но входя в кластер, собирается получить
эти преференции?
— Да. Как только будет решение правительства, я выйду с предложением, чтобы компания «Полисан», как инновационная компания, могла пользоваться всеми теми льготами, которые будут предоставлены компаниям, входящим в кластер.
ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ИГОРЕМ НАРКЕВИЧЕМ
— Насколько идея стимулирования фармацевтического кластера в С.-Петербурге представляется Вам жизнеспособной?
— Концепция создания фармацевтического кластера в С.-Петербурге имеет одно важное отличие от большинства аналогичных проектов. Если обратиться к документу, одобренному правительством города в апреле этого года, можно увидеть, что основные мероприятия концепции начинаются с исполь-
зования научного потенциала Северной столицы. Именно участие ведущих вузов и научно-исследовательских учреждений города в фармацевтическом кластере является основой жизнеспособности данной концепции и делает ее привлекательной для других участников. Опираясь на развитую научную и клиническую инфраструктуру, город может предложить инвесторам не только выгодные экономические и административные условия, но и существующую систему подготовки квалифицированных кадров, развитую систему доклинических и клинических исследований, контроля качества и сертификации лекарственных препаратов и многое другое.
— Какие условия должны быть созданы для качественного роста сферы НИОКР на уровне региона?
— Качественный рост может быть обеспечен на основе формирования портфеля заказов на научные исследования от резидентов кластера (и не только резидентов) и объединения усилий научных организаций при реализации этих проектов. Несомненно, что средства, полученные от реализации этих проектов, должны направляться на развитие материально-технической базы и подготовку кадров. В дальнейшем это послужит основой формирования вузовских центров превосходства на основе государственно-частного партнерства.
— СПХФА фигурирует в планах развития кластера как
один из его базовых научных центров. Как Вы оцениваете нынешние позиции академии в региональном кластере и какая роль ей должна быть определена в будущем?
— Академия обладает научно-исследовательским потенциалом, который может обеспечить почти все этапы разработки новых лекарственных препаратов, за исключением клинических испытаний, — начиная от химического и микробиологи-
»
12
ршшиим 2010 июль
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
нейшем создали собственные производственные мощности, соответствующие требованиям GMP. Спонтанное развитие нового фармацевтического кластера охватывало целый ряд направлений, включая научные исследования, доклинические и клинические испытания, промышленное производство и пр. Однако его эффективность до последнего времени была достаточно низкой в силу, с одной стороны, очевидного отставания сферы исследований и разработок, с другой — неразвитостью инфраструктуры и слабостью связей между его отдельными участниками. Инициатива федерального центра по стимулированию отечественной фармацевтической промышленности создала потенциальные возможности для качественного развития фармацевтического кластера и была поддержана прави-
тельством С.-Петербурга, постановлением которого от 22 апреля 2010 г. была утверждена концепция его развития.
В соответствии с концепцией в городе целесообразно формирование инновационного кластера, охватывающего уже существующие организации, что не предполагает какой-либо жесткой территориальной привязки, помимо границ самого города. Для создания инновационного кластера есть все основания, поскольку в городе представлены принципиально необходимые для его развития сегменты — научные базы для разработки новых и воспроизведенных субстанций и лекарственных препаратов, база доклинических исследований с наработанными зарубежными связями, развитая клиническая база во всех областях современной медицины, система подготовки квали-
фицированных кадров, включая технологию фармацевтического производства, фармацевтические компании, ориентированные на внедрение собственных разработок, и пр.
ф РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ
Концепция предполагает концентрацию усилий на двух основных направлениях: создании центров на базе научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также реализации инвестиционных проектов в сфере фармацевтического производства. Идея создания центров на базе уже имеющихся учреждений предполагает, что обладателями прав на результаты интеллектуальной собственности будут являться сами эти центры, и попытки увода разработок в коммерческие структуры, как это часто происходит в
>
ческого синтеза лекарственных субстанций или выделения их из растительного и животного сырья до внедрения в производство. Кроме того, СПХФА с двумя факультетами — фармацевтическим и технологическим — это крупнейший в стране центр по подготовке кадров для фармацевтической отрасли. Мне представляется также, что СПХФА в кластере должна взять на себя функции установления эффективного взаимодействия между научно-исследовательской сферой и производственным сектором. В связи с этим, помимо научно-исследовательских и образовательных функций, СПХФА должна выполнять также экспертные функции — в сфере защиты интеллектуальной собственности, анализа инновационного потенциала разработок, экспертной поддержки номенклатурного портфеля фармацевтического кластера, оценки результатов доклинических испытаний, регистрационных досье, качества промышленного производства. В перспективе мы видим создание на базе СПХФА экспертного центра, который на альтернативной основе мог быть включен в процесс регистрации лекарственных препаратов и ускорить внедрение фармацевтической продукции, производимой в кластере, в медицинскую практику.
— Какие конкретные действия по поддержке СПХФА Вы ожидаете в связи с принятием ФЦП по развитию фармацевтической и медицинской промышленности и регионального законодательства по кластеру? — Прежде всего мы ожидаем рост востребованности нашего научно-исследовательского и образовательного потенциала, его более значительную вовлеченность в процессы формирования инновационного облика отечественной фармацевтической промышленности. Мы ожидаем также приток финансо-
вых средств, которые позволят нам осуществить модернизацию материально-технической базы с целью создания на базе академии центра превосходства по разработке инновационных лекарственных средств и фармацевтических технологий. Мы планируем создание современной лаборатории синтеза биологически активных веществ, лаборатории технологии лекарств с опытным производством, модернизацию центра контроля качества и стандартизации, развитие инфраструктуры доклинических исследований, создание бизнес-инкубатора, реконструкцию и переоснащение учебных корпусов.
— Как должна измениться деятельность академии в сфере подготовки кадров в связи с развитием кластера? — В настоящее время СПХФА — лидер по подготовке инженеров-технологов для фармацевтической промышленности. Наши выпускники работают на всех предприятиях страны, и мы намерены еще больше укрепить свои лидерские позиции в этой сфере. СПХФА осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженеров по специальности «Биотехнология» с более узкой специализацией в сфере биотехнологии лекарственных веществ микробного и животного происхождения, тонкого органического синтеза, производства готовых лекарственных средств. Вскоре мы планируем перейти на двухуровневое образование по двум специальностям — «Химическая технология» и «Биотехнология» с дальнейшим расширением магистерских программ по таким востребованным специализациям, как «Промышленная технология лекарственных препаратов», «Технология фитопрепаратов», «Управление фармацевтическим производством» и др. Реализация стратегии развития отечественной фармацевтичес-
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
2010 июль ршшиим
настоящее время, будет невозможно. Следующим логичным шагом будет размещение на базе центров заказов на исследования и разработки, финансируемые из федерального бюджета и институтов развития.
Наряду с этим важной задачей является стимулирование фундаментальных и прикладных направлений исследований за счет реализации проектов по заказу отечественных и иностранных фармацевтических компаний. Касто-мизированным исследовательским проектам отводится ведущая роль и в инвестициях в материально-техническую базу центров (вопреки нынешней тенденции, когда основная часть финансирования проектов по доклиническим и клиническим исследованиям
направляется на оплату труда привлекаемых специалистов). Стратегической задачей является также размещение в кластере исследовательских центров иностранных фармацевтических компаний, желающих получить статус отечественных производителей, что будет компенсировать недостаток бюджетных инвестиций, а также способствовать трансферту технологий и специалистов.
Развитие научно-исследовательского направления является приоритетным для петербургского кластера, поскольку город является одним из крупнейших научных и медицинских центров страны, а НИОКР, доклинические и клинические исследования лекарственных средств представляют собой потенци-
кой промышленности, развитие петербургского кластера будут способствовать установлению более тесных партнерских отношений с производственными компаниями, а значит приблизят деятельность академии к реальным потребностям отрасли в подготовке и переподготовке кадров, расширят возможности по обучению и организации производственной практики, позволят осуществлять совместные проекты. Мы рассчитываем и на рост спроса на нашу деятельность, и на выпускаемые нами кадры, что в свою очередь позволит повысить базовый уровень абитуриентов, поступающих в академию. Мы отдаем себе отчет в необходимости диверсификации образовательных услуг, предоставляемых в рамках дополнительного образования. Нужны новые программы переподготовки и повышения квалификации с учетом запросов практических специалистов и работодателей. Например, по таким направле-
ально емкий рынок, создающий значительный мультипликационный эффект, стимулируя развитие инфраструктуры научной и медицинской сферы, способствуя привлечению высококвалифицированных специалистов, создавая спрос на образовательные услуги, а также стимулируя потребление различного рода ресурсов, в т.ч. высоких технологий. Помимо привлекательности этого рынка и значительных конкурентных преимуществ С.-Петербурга, расширение научно-исследовательского направления будет являться также важным фактором привлечения в кластер производственных компаний, стремящихся использовать возможности локализации для оптимизации сроков, качества и стоимости НИОКР. Приоритет научно-исследовательского направления является необходимым условием для развития высокотехноло-
ниям, как надлежащая производственная практика (GMP), валидация фармацевтических производств, управление качеством на фармацевтическом предприятии, валидация аналитических методов, внутрипроизводственная документация и др.
На фармацевтическом факультете академии проводится подготовка провизоров. Причем находят они себе работу не только в аптечном и дистрибьюторском секторе фармацевтического рынка, но и в производственных компаниях. На мой взгляд, фармацевтическое образование является отличной базой для подготовки инновационных менеджеров и индустриальных научных специалистов, о которых говорится в стратегии. В целом наличие двух факультетов и двух направлений образования значительно повышает потенциал СПХФА как центра подготовки кадров для петербургского кластера и отечественной фармацевтической отрасли в целом.
ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТОРГОВЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ТИМОФЕЕМ НИЖЕГОРОДЦЕВЫМ
— Не будет ли организация кластеров и преференций, которые планируется предоставлять их участникам, противоречить антимонопольному законодательству?
14
ршшиим 2010 июль
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ
гичного кластера и внедрения инноваций хотя бы на уровне отечественной отрасли. Это особенно перспективно, поскольку пул организаций, специализирующихся на новых разработках и технологиях, а также промышленном внедрении высокотехнологичных субстанций и оригинальных лекарственных препаратов в С.-Петербурге, весьма широк (Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов, ООО «НТФФ «Полисан», ООО «Герофарм», ООО «Протеиновый контур», ЗАО «Вам», ЗАО «Фармсинтез», ЗАО «Активный компонент» и пр.).
ф ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
Второе направление развития кластера связано с созданием современных
производственных мощностей, что предполагает осуществление инженерной подготовки выделенных территорий для размещения производственных объектов и региональных бюджетных инвестиций в обеспечение транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоот-ведения. Концентрация производственных объектов позволит минимизировать ряд стартовых расходов, а также обеспечит оптимальное использование земельных ресурсов с точки зрения соблюдения санитарно-защит-ных зон.
Первая выделенная правительством С.Петербурга фармацевтическая промышленная зона, на которой в настоящее время ведутся изыскательские работы, располагается в 25 км от города в Пушкинском районе и занимает территорию в 12 га. В дальнейшем предполага-
ется предоставление для целей развития кластера и других площадок, прежде всего в ОЭЗ «Ново-Орловское», где будут действовать налоговые льготы и свободный таможенный режим. Заявки на размещение производства в промзоне «Пушкинская» поданы петербургской компанией ООО «Герофарм» и московской ЗАО «Биокад». Первая планирует инвестировать 25 млн. евро (50% собственных средств) в производственный комплекс по выпуску жидких и лиофильных лекарственных форм мощностью до 110 млн. флаконов в год, вторая — 20 млн. долл. в производство субстанций и готовых препаратов на основе моноклональ-ных антител. Намерение инвестировать 30 млн. долл. в завод по выпуску оральных форм (1 млрд. единиц в год) высказала также компания ООО «Неон», планирующая предоставление
— Организация кластера никак не противоречит антимонопольному законодательству. Более того, это очень удачная форма организации производства, поскольку предполагается, что все будет находиться рядом, под рукой. Другой вопрос — преференции. Для его решения необходимо выяснить, какая продукция обращается на рынке, какая потребность существует, нужны ли специальные меры стимулирования для удовлетворения этой потребности за счет предоставления преференций.
В антимонопольном законодательстве есть целый раздел, посвященный государственным и муниципальным преференциям, описана процедура, по которой должны действовать органы власти. Они должны точно указать цели, которые преследуются при предоставлении льгот, и время их действия. Это необходимо, поскольку создаются неравные условия для хозяйствующих субъектов. Надо действовать взвешенно, чтобы не исказить действия рыночных механизмов и чтобы компании, получившие льготы, после истечения срока их действий продолжили эффективно работать.
Это могут быть налоговые и таможенные льготные режимы, льготы по арендной плате, предоставление субсидий и пр. Преференциальная система очень разнообразна. — Преимущества при госзакупках входят в эту систему?
— С преференциальной системой госзакупки связаны постольку, поскольку в них могут принимать участие товары, произведенные с учетом преференций, и производители этих товаров имеют возможность осуществлять
поставки по более низким ценам и выигрывать в аукционах.
— Какое значение при организации кластеров отводится действиям региональных властей? — Может быть, я выскажу спорное мнение, но, на мой взгляд, кластеры — это в первую очередь совместные усилия федеральных властей и промышленников, предпринимателей. Основные вопросы, определяющие это направление развития, принимаются за пределами субъектов Федерации. Кластеры будут находиться или в местах сосредоточения научных школ, которые занимаются созданием новых медицинских препаратов, или в местах, где уже созданы значительные производственные мощности. Конечно, нет таких региональных властей, которые не были бы заинтересованы в инвесторах, особенно в том случае, если они создают новые рабочие места. Однако многое от них не зависит, и диапазон принятия решений по формированию пакета предложений для инвесторов у них ограничен по сравнению с тем, какими полномочиями наделены субъекты федерации в западных странах, имеющих соответствующее государственное устройство. Важно, чтобы кластеры состоялись и заработали, а для этого три силы должны действовать согласованно. Ведь у нас было много инициатив — бизнес-инкубаторы и пр. И где они? Но сейчас ситуация меняется, и Министерство промышленности и торговли большое внимание уделяет этому вопросу. Пройдет 3—4 года — и будет ясна перспектива реализации программы «Фарма—2020».
Ф
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМОТРАСЛИ 15
2010 июль РЕМЕОииМ
мощностей для контрактного производства. Целый ряд компаний, в т.ч. иностранных, находятся на стадии обсуждения возможности локализации в петербургском кластере (как в первую, так и последующие очереди реализации инвестиционных проектов). Не исключается также возможность инвестиций в начальные стадии строительства с последующей реализацией проектов стратегическим инвесторам, прежде всего иностранным компаниям, стремящимся минимизировать свои риски.
ф ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦЕЛЕЙ
Развитие инновационного кластера потребует решения проблемы внедрения выпускаемой продукции в медицинскую практику. Однако действующее в настоящее время федеральное законодательство противоречит идее поддержки отечественных производителей и внедрения инноваций. Отсутствуют прямые указания на то, что развитие отечественной фармацевтической промышленности должно увязываться с изменениями в размещении государственного заказа. Закон №94-ФЗ о госзакупках препятствует созданию необходимых механизмов, которые бы обеспечивали установление партнерских отношений с конкретными производителями на основе доказательной медицины и фармакоэконо-мических исследований. От идеи поддержки конкретных производителей и наименований антимонопольные органы бегут как от заведомо коррупционной схемы. В то время как в действительности именно отсутствие четких критериев выбора и преемственности этого выбора представляют собой реальную угрозу коррупции и снижения качества лекарственного обеспечения.
Ставя задачу внедрения в российское производство инновационной продукции, необходимо обеспечить действие механизмов ее включения в стандарты медицинской помощи. Кластерное развитие отрасли должно предусматривать преимущества для его участников в системе государственного заказа, компенсирующие давление товаро-
проводящей сети, создающие предпосылки для получения более высокой добавленной стоимости и расширенного воспроизводства инновационного процесса. Однако на сегодняшний день регуляторные новации, связанные с жестким ограничением цен на препараты списка ЖНВЛС, не компенсируемым реальными выгодами от включения в этот список, снижают конкурентоспособность компаний, которые выпускают приоритетную для здравоохранения продукцию. Не очевидны в настоящее время с точки зрения приобретения конкурентных преимуществ и другие цивилизованные действия компаний, в частности переход на GMP или выбор между производством биодобавок и лекарств в пользу последних.
Конечно, все это основа для формирования стратегических конкурентных преимуществ, однако для того, чтобы эти стратегические планы стали в конечном итоге нашей реальностью, необходимо формировать экономические предпосылки. В связи с этим нельзя не заметить, что между двумя поставленными правительством целями — переходом на инновационный путь развития отечественной фармацевтической отрасли и снижением цен на лекарства — существует определенное противоречие, которое требует своего разрешения, в т.ч. и в рамках проводимой на уровне регионов кластерной политики.
ф ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Планы по созданию кластера разделили отраслевую общественность города на два лагеря: тех, кто воспринял ее с воодушевлением, и тех, кто скептически отнесся к очередной государственной инициативе. Однако принятие концепции, подготовка городом территории для реализации инвестиционных проектов, перспективы включения в федеральные целевые программы — все это свидетельствует о новых возможностях, которые открываются для представителей отрасли в С.-Петербурге.
Развитие научных центров, инфраструктуры, производственных мощностей будет способствовать развитию
✓
фармацевтической сферы и связанных с ней отраслей региона вне зависимости от наличия какого-либо официального статуса у их представителей. Рост и эффективность функционирования неформального кластера усилятся, произойдет его расширение за счет локализации новых для региона компаний и увеличения масштабов деятельности действующих игроков. Повысится интенсивность и увеличится скорость внедрения новых разработок. На фоне возрастающей конкуренции повысятся стандарты работы отдельных сегментов кластера, усилится его конкурентоспособность на внешнем по отношению к кластеру рынке. Солидаризация с идеей развития кластера для региональных лидеров отрасли — это еще и возможность поддержать позитивную для них тенденцию в государственных инициативах и переломить ситуацию, характерную для прошлых лет, когда развитие компаний происходило во многом вопреки проводимой политике. Поддержка кластера для них — это еще возможность реального влияния на ситуацию, в частности через участие в координационном совете (органе управления кластером), в состав которого, при минимальном числе чиновников, должны войти представители всех его основных участников.
В целом представляется, что обсуждаемые инициативы будут способствовать инвестиционной привлекательности С.-Петербурга, важным фактором которой являются возможности по привлечению высококвалифицированного персонала (в т.ч. зарубежного), поскольку С.-Петербург (как культурный центр страны и местожительства) имеет в этом плане особые преимущества. Представляется также, что создание формального кластера будет способствовать структуризации фармацевтической и смежных сфер, их диверсификации и специализации, а также разумной координации деятельности, способствующей снижению конкурентного давления внутри кластера, консолидации представителей отрасли и поиску компромиссных решений с органами государственной власти.
Ф