УДК 615.014
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ НА ПУТИ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
Шахова Анастасия Викторовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент экономического факультета, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены различные подходы к понятию импортозамещения, выделены основные признаки, которые в совокупности отражают наиболее важные отличительные характеристики данного процесса. Рассмотрен ряд факторов государственной и правовой сферы, влияющих на развитие фармацевтической отрасли, в связи с чем оценено влияние обязательств России после вступления в ВТО на импорт фармацевтической продукции, а также проанализированы объемы внутреннего производства фармтоваров. Акцентировано внимание на вопросах конкурентоспособности отрасли, ее финансирования, сырьевом рынке и географической концентрации фармацевтического производства
Ключевые слова: импортозамещение; фармацевтическая промышленность; лекарственные средства; лекарственные субстанции; фармацевтический кластер
RUSSIAN PHARMACEUTICAL SECTOR TOWARDS IMPORT SUBSTITUTION
Shakhova Anastasiia V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Economics, e-mail: [email protected]
The article deals with the different approaches to the concept of import substitution. It highlights key signs which together represent the most important distinctive characteristics of the process. A number of state and legal factors affecting the development of the pharmaceutical industry have been considered, and therefore the estimated impact of Russia's obligations after accession to the WTO on import of pharmaceutical products and analysis of the domestic manufacture of pharmaceutical products have been taken into account. Focus on the competitiveness of the sector and its financing, commodity markets and the geographic concentration of pharmaceutical production have been emphasized
Keywords: import substitution; pharmaceuticals; medicines; medicinal substance; pharmaceutical cluster
Для цитирования: Шахова А.В. Фармацевтическая отрасль России на пути к импортозамещению // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016.
№ 1 (57). С. 134-143.
Формирование благоприятных условий для развития промышленности на территории страны и защита национального рынка от воздействия чрезмерной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей играют определяющую роль в достижении экономического роста. При наличии внешних и внутренних предпосылок на отдельных этапах исторического развития эта стратегия государственного регулирования становится оправданной и экономически целесообразной.
Сложившиеся неблагоприятные тенденции в экономике наряду с введением и действием взаимных санкций, ограничений в отдельных сферах экономической деятельности определили для российской экономики задачу по переходу к инновационному пути развития и реализации концепции импортозамещения в наукоемких отраслях промышленности [1, с. 33]. Ежегодно Россия наращивает объем ВВП
(2011-2015 годы). Вместе с тем растет объем импорта, что усиливает зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры. Альтернативой активного роста импорта является политика импортозамещения, выбранная с 2014 года в качестве приоритетной для российской экономики. Анализируя и оценивая показатели такого понятия, как импортозаме-щение, рассмотрим сущность данного явления.
Термин «импортозамещение» появился в середине XX века для обозначения экономической политики развивающихся стран, направленной на стимулирование индустриализации страны с помощью протекционистских мер в защиту от чрезмерной конкуренции со стороны импортеров [2, с. 145]. С течением времени ключевая идея, находящаяся в основе определения данного понятия, претерпела изменения. Перенимая результаты и опыт предшественников, ученые рассматривают импортозаме-щение как значимый механизм осуществления
актуальных преобразований в структуре национальной экономики. Существующие на современном этапе подходы к определению термина импортозамещение систематизированы автором в табл. 1.
С учетом различных точек зрения можно выделить два основных подхода к пониманию экономической категории «импортозамещение»:
1. Импортозамещение как рост производства внутри страны (В.К. Фальцман, Б.А. Райз-берг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева);
2. Импортозамещение как ограничение импорта (О.Б. Березинская, А.Л. Ведев, Е.В. Волко-давова, Э.Ф. Баранов, Л.Н. Азоев).
Рассмотрим подробнее одно из многочисленных определений анализируемого понятия, то есть импортозамещение как разновидность экономической политики, требующей активного вмешательства органов государственной власти. В литературе под импортозамещением понимается также и естественный процесс, вызванный формированием потребности в ее реализации на фоне определенных сложившихся рыночных условий. Можно выделить основные признаки, которые в совокупности отражают наиболее важные отличительные характеристики данного процесса [2, с. 148]:
1) наличие условий для осуществления структурных изменений экономики. Реализация импортозамещения возможна лишь при наличии предпосылок внешнеэкономического и внутреннего характера и нередко требует формирования системы государственной поддержки;
Подходы к определению
2) эффективность качественных преобразований в экономическом развитии. Успешность мер, направленных на создание и расширение импортозамещающих производств, определяется повышением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, оптимизацией и рационализацией структуры экономики;
3) изменение соотношения импорта и внутреннего производства. Опыт применения импортозамещающей стратегии Германией, Японией, США показывает, что стимулирование роста производства внутри того или иного государства на практике одновременно с заменой ввозимой в страну продукции на отечественные аналоги может привести к росту импорта отдельных товаров. Эта ситуация складывается в ходе развития промышленности страны и, соответственно, увеличения ее потребности в сырье и комплектующих для производства продукции более высокой степени передела;
4) содействие инновационному пути развития страны. В рамках усиления роли высокотехнологичных отраслей для достижения прогрессивного роста импортозамещение должно формировать базу не только для индустриализации, но и, прежде всего, для создания на национальном рынке новых производств с максимально большей добавленной стоимостью, а также для налаживания трансфера технологий в целях использования передовых научных разработок в реальном секторе экономики, преодоления накопленного научно-технического отставания;
5) улучшение положения страны на международном рынке. Следствием роста выпуска
Таблица 1
[тия «импортозамещение»
Автор Определение импортозамещения
В.К. Фальцман [3, с. 25] естественный процесс развития и экономического роста, модернизации, преодоления накопленного научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности отечественной продукции
О.Б. Березинская, А.Л. Ведев [4, с. 106] процесс последовательного вытеснения импортных сырья, материалов, покупных изделий на более низкие производственные уровни
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева [5, с. 154] прекращение ввоза в страну данного товара в связи с организацией его производства на месте
Л.Н. Азоев [6] уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства в стране того же или аналогичных товаров
Е.В. Волкодавова [7, с. 282] модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства
Э.Ф. Баранов [8, с. 8] процесс сокращения или прекращения импорта отдельных товаров и замещение их на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными
отечественных товаров является снижение относительных цен на импортную продукцию, что «приводит к улучшению условий торговли данной страны и ухудшению в странах - торговых партнерах» [2, с. 149].
Для оценки состояния отрасли фармацевтической промышленности рассмотрим факторы правовой и государственной сферы, способные на нее повлиять. Деятельность организаций в отрасли фармацевтической промышленности регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Основополагающим документом является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (в ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об обращении лекарственных средств» регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, исследованиями, экспертизой, регистрацией, стандартизацией, контролем качества, производством, изготовлением, хранением лекарственных средств, устанавливая приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств.
Характеризуя следующий фактор правового регулирования, следует отметить, что на значительную часть лекарственных средств, в первую очередь, жизненно необходимых и важнейших, а также оригинальных (патентованных) препаратов, спрос является неэластичным по цене. С одной стороны, это связано с жизненной необходимостью лекарства для больного и невозможностью отсрочить его прием в связи с ростом цен. С другой - снижение цены на жизненно важные лекарства не ведет к увеличению спроса на них [9, с. 323]. Правительством Российской Федерации приняты меры льготного налогообложения, в частности, утвержден перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 10 % [10], а также в соответствии со ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации от НДС освобождено оборудование для фармпроизводства.
2013-й был первым годом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» и других, разработанных в соответствии с указами Президента Российской Федерации стратегиями. По итогам 2013 года Россия заняла
седьмое место среди фармацевтических рынков мира (объем фармрынка составил 1 045 млрд руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 14 % больше, чем в 2012 году) [11]. Вместе с тем российский рынок оставался импортоо-риентированным - 75 % лекарств (в денежном выражении), потребляемых населением, произведены за рубежом, причем объем импорта вырос на 4 % по сравнению с 2012 годом.
Указанные экономические и политические причины, связанные с применением санкций против России в 2014 году, способствовали тому, что Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 305. С принятием этого документа началась реализация политики импортозамещения в отрасли фармацевтической промышленности. Однако реализации названной государственной программы препятствуют барьеры, а именно:
- длительность сроков рассмотрения документов при регистрации лекарственных средств;
- многоэтапность процедуры регистрации лекарственных средств;
- отсутствие работы Министерства здравоохранения Российской Федерации с заявителями и недостаточный уровень компетентности экспертов [12].
Анализируя факторы нормативно-правового регулирования, следует обратить внимание на документ, имеющий международный статус и существенно повлиявший на таможенно-тарифное регулирование Российской Федерации. Присоединившись к Всемирной торговой организации (ВТО), Россия взяла на себя ряд обязательств в сфере таможенно-тарифного регулирования, в частности, по снижению ставок таможенных пошлин (табл. 2).
Для анализа влияния данной меры в соответствии с Приказом Минпромторга России от 31.03.2015 № 656 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации» автором выбраны товары и ставки ввозной таможенной пошлины, а также проведена работа по трансформации кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности
Таблица 2
Ежегодное снижение ставок РФ по товарной позиции 3004 [13]
Код ТНВЭД на момент присоединения 2013 2014 2015 2016
3004 10 100 1 15 11,3 7,7 4
3004 10 100 2 5 4 3
3004 10 100 9 10 8 6 4
3004 10 900 1 15 12,2 9,3 6,5
3004 10 900 9 10 8,8 7,7 6,5
3004 20 100 1 15 12,3 9,5 6,8 4
3004 20 100 9 10 7,7 5,3 3
3004 20 900 1 15 12,5 10 7,5 5
3004 20 900 9 6,5 6,5 6,5 5
3004 32 100 1 15 12,3 9,5 6,8 4
3004 32 100 9 10 8 6 4 3
3004 32 900 0 10 8 6 4 3
3004 39 100 0 10 8 6 4 3
3004 39 900 0 10 8,3 6,7 5
3004 40 100 1 15 12,5 10 7,5 5
3004 40 100 9 10 8,3 6,7 5
3004 40 900 0 10 8,3 6,7 5
3004 50 100 1 15 12,3 9,5 6,8 4
3004 50 100 9 10 8 6 4
3004 50 900 1 10 8,3 6,7 5 4
3004 50 900 2 10 8,3 6,7 5
3004 50 900 9 10 8,3 6,7 5
3004 90 110 0 10 8,3 6,7 5
3004 90 190 1 10 7,7 5,3 3
3004 90 190 9 10 7,7 5,3 3
3004 90 910 0 10 8,8 7,5 6,3 5
3004 90 990 1 10 7,7 5,3 3
3004 90 990 9 10 7,7 5,3 3
(ОКПД) в коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (табл. 3)1.
Товарная позиция 3004 ТН ВЭД представлена в основном импортированными товарами. При этом с 2011 по 2016 год Российская Федерация обязана снизить ставки ввозных таможенных пошлин, что может привести к притоку иностранных лекарственных средств на рынок. Рассмотрим объемы импорта и внутреннего производства фармацевтической продукции
1 Составлено автором на основании Приказа Минпромторга России от 31.03.2015 № 656 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации», ТН ВЭД ЕАЭС, ОКПД РФ.
для выявления тенденции. Для сравнения производственных объемов внутри страны и объемов импорта сопоставим коды ТН ВЭД и ОКПД (табл. 4)2.
В ходе анализа объемов импорта в РФ товаров товарной позиции 3004 за указанный период выявлено, что по товарным субпозициям 3004 31-3004 90 наблюдается снижение объемов, которое для товарных субпозиций 3004 31-3004 39 составило 40,19 %, а для товарных субпозиций 3004 40-3004 90 - 61,69 %. Это значительное падение импорта. Но наблюдается нестабильная тенденция по субпозициям 3004 10 и 3004 20 - в 2014 году снижение, а в 2015 году - опережающий прирост, который составил
2 Составлено автором на основе ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД РФ.
Таблица 3
Выборочный план мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности
ОКПД Продукт, технология Срок реализации проекта Фактический показатель доли импорта до реализации проекта Максимальные плановые показатели доли импорта до 2020 г. Код ТН ВЭД Ставки ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)
24.42.11 ампициллин 2015-2020 55 % 10 % 3004 10 3; 4; 5; 6,5
24.42.11 доксорубицин 2015-2020 77 % 10 % 3004 20 3; 5; 6,8; 7,5
24.42.12 цетрореликс 2015-2018 100 % 10 % 3004 39 4; 5
24.42.13 кофеин 2015-2020 39 % 10 % 3004 40 5; 7,5
24.42.13 тиамин 2015-2020 74 % 10 % 3004 50 4; 5; 6,8
24.42.13 пропофол 2015-2018 100 % 10 % 3004 90 3; 5; 6,3
Таблица 4
Соответствие кода ТН ВЭД и ОКПД
ОКПД ТН ВЭД
24.42.11 3004 10; 3004 20
24.42.12 3004 31; 3004 32; 3004 39
24.42.13 3004 40; 3004 50; 3004 90
Таблица 5
Динамика объемов импорта в РФ товаров товарной позиции 3004 за 2013-2015 годы, тыс. $ США
2013 2014 2015
3004 10; 3004 20
19 644,6 14 523,2 24 271,4
3004 31; 3004 32; 3004 39
1 067 709,6 920 253,1 638 579,9
3004 40; 3004 50; 3004 90
937 067 863 896 359 022,9
относительно 2013 года 23,55 %. Однако рассматривая структуру товарной позиции 3004, можно заметить, что товарные субпозиции 3004 10 и 3004 20 занимают небольшую долю: в 2013 году 1 %, в 2014 - 0,8 %, в 2015 - 2,4 %. Таким образом, в целом по товарной позиции 3004 с 2013 по 2015 год наблюдается снижение импорта, хотя за эти годы в соответствии с обязательствами Россия снижала ставки ввозных таможенных пошлин, что должно было стимулировать импорт, но этого не произошло.
Интерес представляют показатели динамики внутреннего производства лекарственных средств в России за 2012-2014 годы.
Приведенные в табл. 6 данные свидетельствуют о том, что объемы внутреннего производства по кодам ОКПД 24.42.1 имеют устойчивую тенденцию роста за весь период. Это может быть обусловлено влиянием Стратегии
«ФАРМА 2020», разработанной по заказу Минпромторга РФ ЗАО «Исследовательский институт химического разнообразия Центра высоких технологий «ХимРар» и утвержденной приказом Минпромторга России от 23.10.2009 № 965, в которую входит Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы». Итак, можно сделать вывод о том, что факт присоединения РФ к ВТО (обязательства России по снижению ввозных ставок таможенных пошлин) не оказал существенного влияния на фармацевтическую отрасль.
Произведенные в России лекарственные средства в большинстве своем не обладают экспортной конкурентоспособностью, что является показателем соответствующего уровня конкурентоспособности отрасли фармацевтической промышленности в целом. Низкая
Таблица 6
Динамика объемов внутреннего производства в РФ товаров ОКПД 24.42.1 за 2012-2014 годы [14]
2012 2013 2014
24.42.11
тыс. упаковок 109 242,1 112 360,6 117 384,7
тыс. ампул 13 007,6 14 530 13 732,2
тыс. флаконов 372 206 377 255,4 386 209,4
24.42.12
тыс. упаковок 12 390 13 528,5 14 992,6
тыс. ампул 6 522,2 8 406,1 10 590
тыс. флаконов 4 591 3 513,8 13 607,2
24.42.13
тыс. упаковок 1 507 358 1 523 153,5 1 600 278,5
тыс. ампул 423 201,7 475 154,9 488 324,5
тыс. флаконов - - -
конкурентоспособность отечественных фармацевтических компаний вызвана небольшими объемами производства отрасли. Российская фармацевтическая отрасль на внутреннем рынке характеризуется незначительным преимуществом по объему продаваемых упаковок лекарственных средств. Причем доля отечественной продукции на рынке в натуральном выражении сокращается. В 2007 году для рынка в целом она составляла 68 % [15]; для коммерческого сегмента рынка, то есть его основной части, в декабре 2012 года - 56 % [16], в ноябре 2014 года - 55 % [17]. Доля инновационных препаратов отечественного производства на российском рынке составляет около 1 % в денежном выражении и практически не изменяется в последние годы [15]. Объем экспорта российской фармацевтической промышленности очень мал: в 2012 году - 215 млн долл. США, или 0,041 % от всего объема годового экспорта нашей страны. В 2010 году на экспорт направлено лишь 7,4 % от объема произведенной отраслью продукции [18, с. 24]. Фармацевтическая продукция в основном экспортируется в страны СНГ. Эта статистика подтверждает выводы о том, что уровень конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли крайне низок.
Финансирование проектов фармацевтической отрасли осуществляется, как правило, за счет субсидирования со стороны государства. В числе основных причин сложившейся ситуации следующие:
а) опережающие темпы роста цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы (их доля достигает 65 % в себестоимости);
б) отсутствие или низкое качество отечественной сырьевой базы для производства ряда компонентов;
в) сильная конкуренция со стороны зарубежных производителей субстанций лекарственных средств.
Следствием этих причин выступают высокие издержки производства, с которыми на начальном этапе производства предприятиям не справиться. На помощь им приходят в данной ситуации «длинные деньги» (долгосрочные субсидии), предоставляемые государством.
Выявить основные проблемы отрасли, на которые следует обратить внимание при реализации политики импортозамещения, непросто без определения ключевых параметров отрасли фармацевтической промышленности.
Министерством промышленности и торговли России утвержден Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли (табл. 7).
Однако при рассмотрении рейтинга десяти крупнейших корпораций-производителей лекарственных препаратов в коммерческом секторе России можно увидеть, что ни одно из перечисленных выше предприятий не вошло в этот список (табл. 8).
Анализ данных, указанных в табл. 8, показывает, что единственной российской компанией, занимающей место в представленном рейтинге, является ОАО «Фармстандарт» - лидирующая российская фармацевтическая компания. Для нее в соответствии с государственной программой предусмотрено финансирование в размере 2,5 млрд руб. [20].
Таблица 7
Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасль фармацевтической
промышленности [19]
№ п/п Наименование организации Субъект Российской Федерации
1. ЗАО «ГЕНЕРИУМ» Владимирская область
2. ООО «ГЕРОФАРМ» г. Санкт-Петербург
3. ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» г. Москва
4. ОАО «Ирбитский химфармзавод» Свердловская область
5. ОАО «ФАРМАСИНТЕЗ» Иркутская область
6. ЗАО «Р-Фарм» г. Москва
7. ООО «НТФФ «ПОЛИСАН» г. Санкт-Петербург
8. ОАО «Дальхимфарм» Хабаровский край
9. ОАО «Татхимфармпрепараты» Республика Татарстан
10. ЗАО «БИОКАД» г. Санкт-Петербург
11. ФГУП «Московский эндокринный завод» г. Москва
12. ОАО «МОСХИМФАРМПРЕПАРАТЫ» им. Н.А. Семашко г. Москва
13. ЗАО «ОРТАТ» Костромская область
14. АО «Биннофарм» г. Москва
15. ОАО «АВВА РУС» г. Москва
16. ОАО НПК «ЭСКОМ» Ставропольский край
17. ООО «Озон» Самарская область
18. ОАО «Биохимик» Республика Мордовия
19. ФГУП СПБНИИВС ФМБА России г. Санкт-Петербург
20. ЗАО «Канонфарма продакшн» Московская область
21. ЗАО «Алтайвитамины» Алтайский край
22. ООО «Форт» Рязанская область
23. АО «Нижфарм» Нижегородская область
24. ФГУП «Государственный завод медицинских препаратов» (ФГУП «ГосЗМП») г. Москва
Таблица 8
Доли стоимостного объема продаж 10 крупнейших корпораций-производителей лекарственных препаратов в коммерческом секторе России за 2013-2015 годы [11; 26; 27]
Рейтинг 2015 Корпорация-производитель Доля от стоимостного объема продаж, % Абсолютный прирост доли за 2013-2015 годы, %
2013 2014 2015
1. SANOFI-AVENTIS 5,4 5,51 4,8 -0,6
2. BAYER 3,9 4,18 4,62 0,72
3. NOVARTIS 6,4 6,51 4,38 -2,02
4. ОАО ФАРМСТАНДАРТ 4,4 3,23 3,27 -1,13
5. GLAXOSMITHKLINE 1,5 1,83 3,15 1,65
6. SERVIER 2,5 2,66 3,12 0,62
7. TEVA 3,1 3,01 3,09 -0,01
8. TAKEDA 3,3 2,96 3,07 -0,23
9. BERLIN-CHEMIE 3,1 2,8 2,83 -0,27
10. STADA 2 2,15 2,49 0,49
Остальные производители 64,4 65,16 65,18 0,78
Крупнейшие зарубежные игроки фармацевтического рынка реализуют широкий спектр конкурентоспособных (иногда и дорогих) препаратов. Например, компания Novartis продает такие известные препараты, как ТераФлю, От-ривин, Линекс; Sanofi - препараты Эссенциале и Но-шпа (ежегодно попадают в двадцатку импортных брендов, реализуемых на российском рынке). Российская компания «Фармстандарт», наоборот, реализует часть морально устаревших брендов, например, Пенталгин и Афобазол [21, с. 84].
Однако в данном рейтинге представлены компании только коммерческого сектора, а сектор госзакупок от общего объема фармацевтического рынка в стоимостном объеме составляет 26 %, из которых отечественных лекарственных средств - 23 % [20]. Следовательно, фактическая доля отечественных препаратов, входящих в состав госзакупок, составляет чуть меньше 6 %.
Актуален и вопрос о сырьевом рынке рассматриваемой нами отрасли. Основные источники сырья предприятий - производители лекарственных субстанций, химические предприятия, фирмы-посредники по продаже лекарственных субстанций и химического сырья, спиртзаводы [22].
Отечественная фармацевтическая отрасль зависит от импорта субстанций: внутреннее производство обеспечивает не более 22 % потребности российской фармацевтической промышленности в субстанциях. В денежном
выражении доля высокотехнологичных фармацевтических субстанций, производимых в России, составляет всего 5 %, а биотехнологических - 2 %. Неспособность отечественной фармацевтической промышленности обеспечить систему здравоохранения эффективными лекарственными препаратами по основным фармакотерапевтическим группам упирается в устаревшую ассортиментную политику значительной части российских компаний [23, с. 28].
На рисунке представлена географическая концентрация фармацевтического производства.
Наибольшая концентрация производства фармацевтической промышленности, как показано на рисунке, сосредоточена в центральных регионах России, а также в южной части Уральского и Сибирского федеральных округов. Данная концентрация производства в определенных районах может быть связана с образованием фармацевтических кластеров. В соответствии с Приказом Минпромторга России фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования и специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [15]. Отличительной чертой кластера является выпуск инновационной продукции.
Рисунок. Карта предприятий фармацевтической промышленности на 2015 год [24]
Преимущество кластерного развития определяется синергетическим эффектом совместной деятельности. Наиболее выраженный результат достигается в коллективном использовании инженерной, научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры кластеров.
Фармацевтические кластеры - стратегически важное направление региональных экономик, способствующее решению таких социально значимых проблем [25], как:
- создание новых рабочих мест;
- повышение уровня научно-технической базы;
- обеспечение импортозамещения лекарственных препаратов;
- развитие фармацевтики, создание инновационных препаратов;
- развитие инфраструктуры региона, в котором работает кластер.
В России активно осуществляется процесс кластеризации фармацевтической отрасли. Общее число кластерных проектов приближается к 15, многие из них находятся на стадии
реализации. Наиболее развитыми являются пять кластеров, имеющих полную технологическую цепочку производства: от фундаментальных исследований и производства субстанций до массового выпуска нового продукта. Рассмотрим основные характеристики и особенности функционирования данных кластеров (табл. 9).
Таким образом, с учетом характеристики двух подходов к политике импортозамещения («импортозамещение как рост производства внутри страны» и «импортозамещение как ограничение импорта») можно сделать вывод о том, что для фармацевтической отрасли характерен первый подход. Хотя на российском рынке преобладают иностранные компании-производители, для которых существуют благоприятные условия таможенно-тарифного регулирования, разработанные и применяемые государством меры поддержки и правового регулирования отрасли дают свои результаты - рост внутреннего производства товаров фармацевтической отрасли за период 2012-2014 годов. Имеющиеся барьеры в развитии отечественной фар-мпродукции, в том числе высокие издержки
Таблица 9
Основные характеристики ведущих фармацевтических кластеров на территории России [25]
Название кластера Ядро кластера Основные направления Общий объем инвестиций в 20082015 годах, млрд руб.
Северо-Западный (Санкт- Петербург, Ленинградская область) ЗАО «Северная звезда», ООО «Астразенека», «Новартис Фарма», ООО «Герофарм», ООО «Научно-Производственная фирма «КЕМ» Доклинические исследования, разработка средств профилактики иммуномодуляторы 82,6
Калужский (Обнинск) группа компаний STADA CIS, «Хемофарм», «НовоНордиск», «Берлин-Фарма», «АстраЗ енекаИндастриз», «Мир-Фарм», «БИОН», «Сфера-Фарм» Разработка, синтез и внедрение в производство инновационных фармацевтических субстанций 122
Ярославский (Ярославль, Переславль-Залесский) «Такеда», «Тева», «Р-Фарм», «Фармославль», «НТфарма» Производство нановакцин и терапевтических биопрепаратов, кожные антисептики 5-го поколения 62,1
Уральский (Новоуральск) завод «Медсинтез», Bayer, «Завод Дизэт», «Уральский стекольный завод» Производство инсулина 139
Алтайский (Бийск) ЗАО «Эвалар», ЗАО «Алтайвитамины», ООО НПФ «Алтайский букет», Федеральное казенное предприятие «Бийскийолеумный завод» Тонкий органический синтез, биотехнологический синтез, создание новых биологически активных добавок 46,8
производства, преодолеваются за счет государственного финансирования отрасли долгосрочными субсидиями и формирования наукоемких фармацевтических кластеров в различных регионах страны.
Библиографический список
1. Костин К.Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 32-43.
2. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импор-тозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.
3. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.
4. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. C. 103-115.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
6. Маркетинг: Словарь. М.: Экономика, 2000: Визуальный словарь. URL: http://www.jur.vslovar.org.ru/5539. html (дата обращения: 05.03.2016).
7. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортоза-мещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономические науки. 2009. № 12. С. 281-286.
8. Баранов Э.Ф. Импортозамещение в динамике внешней торговли товарами в Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 7 (104). С. 7-11.
9. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 322-325.
10. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (ред. от 30.06.2015) «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182215;fld=134;dst=1 000000001,0;rnd=0.31226072792175064 (дата обращения: 05.03.2016).
11. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2013 года» ЗАО «Группа ДСМ». URL: http:// www.dsm.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
12. Садчиков П.Е. Восприятие российскими разработчиками лекарственных препаратов барьеров и проблем при регистрации лекарственных средств // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Здоровье населения и развитие», проведенной в Национальном исследовательском университете Высшая Школа Экономики (г. Москва) 24 апреля 2015 года. URL: https://www. hse.ru/data/2015/09/11/1089439787/Конференция-доклады.pdf (дата обращения: 05.03.2016).
13. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению
об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». URL: http://www.base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132721 (дата обращения: 05.03.2016).
14. Многофункциональный статистический портал «Мультистат». URL: http://www.multistat.ru/?menu_ id=93100060 (дата обращения: 05.03.2016).
15. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94066;fld =134;dst=1000000001,0;rnd=0.6601532748633516 (дата обращения: 05.03.2016).
16. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Декабрь 2012 года»: ЗАО «Группа ДСМ». URL: http://www.dsm.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
17. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Ноябрь 2014 года»: ЗАО «Группа ДСМ». URL: http://www.dsm.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
18. Бекарев А.А., Бекарева С.В. Что определяет современное состояние и конкурентоспособность российской фармацевтической отрасли // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15. Вып. 1. С. 23-31.
19. Приказ Минпромторга России от 13.04.2015 № 798 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении Перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли». URL: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EX P;n=646953;fld=134;from=621812-8;rnd=203280.979167 9227431398;;ts=020328037459622934280024 (дата обращения: 05.03.2016).
20. Отчет Минпромторга России «О подготовке отраслевого плана импортозамещения в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности. Часть 1»: Минпромторг России. URL: http://www. minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 05.03.2016).
21. Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка: дис. ... к.э.н. М: ГУУ, 2015. 185 с.
22. Годовой отчет ОАО «Ирбитский химфармзавод», 2014. URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company. aspx?id=4436 (дата обращения: 05.03.2016).
23. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 160 с.
24. Карта предприятий фармацевтической промышленности: «ФАРМА 2020». URL: http://www.pharma-2020. ru (дата обращения: 05.03.2016).
25. Григорьева А.В. Развитие фармацевтических кластеров России и инструменты государственной поддержки отрасли // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2016». URL: http:// www.scienceforum.ru/2016/1512/21144 (дата обращения: 05.03.2016).
26. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2014 года». ЗАО «Группа ДСМ». URL: http://www.dsm.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
27. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 года». ЗАО «Группа ДСМ». URL: http://www.dsm.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).