Научная статья на тему 'Фармацевтическая компетентность как неотъемлемый компонент санитарной грамотности'

Фармацевтическая компетентность как неотъемлемый компонент санитарной грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
391
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ И ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HEALTH LITERACY / ASSESSMENT METHODS / PHARMACEUTICAL AND PHARMACOTHERAPEUTIC RISKS / PHARMACEUTICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирщина И.А., Шестакова Т.В., Курылева М.А., Солонинина А.В., Михайлова В.Н.

Санитарная грамотность индивидуальная способность человека получать, понимать, оценивать и применять медицинскую информацию во благо собственного и общественного здоровья. Весомая роль в достижении и/или поддержании здоровья принадлежит фармакотерапии при условии обоснованного и грамотного использования лекарственных препаратов (ЛП). В связи с этим развитие фармацевтической компетентности личности следует рассматривать как необходимый компонент формирования навыков самопомощи и заботы о собственном здоровье. Цель исследования научное обоснование конструктивных технологий повышения фармацевтической компетентности населения на основе адаптации валидных методов оценки санитарной грамотности. Материалы и методы. В исследовании использовались методы структурного, логического, сравнительного анализа, а также метод обобщения, группировки, типологизации и моделирования, применение которых базировалось на модели санитарной грамотности D. Nutbeam (Nutbeam's HealthLiteracy Model), включающей три уровня санитарной грамотности (функциональная, коммуникативная, критическая). Разработка метода оценки фармацевтической грамотности осуществлялась с использованием структурно-логического анализа предложенного ранее опросника для оценки санитарной грамотности населения и его последующей модификации в соответствии с целью исследования. Результаты и обсуждение. Концептуализировано наполнение опросника для оценки фармацевтической грамотности граждан и сформированы элементы его шкалы, которые дифференцированы по сложности оцениваемых умений. Предложены понятия «фармацевтические» и «фармакотерапевтические» риски. Обоснованы предикторы возникновения фармацевтических и фармакотерапевтических рисков, ассоциируемых с недостаточным уровнем фармацевтической компетентности населения, и определены факторы их возникновения на различных этапах обращения ЛП в домашних условиях. Предложены дефиниции «фармацевтическая компетенция» и «индивидуальная фармацевтическая компетентность личности». На основе систематизации факторов риска обращения ЛП в домашних условиях сформирован динамический «портфель» индивидуальных фармацевтических компетенций личности, структурированный на блоки, релевантные соответствующему уровню фармацевтической грамотности (функциональная, коммуникативная, критическая). Обоснована методология формирования индивидуальной фармацевтической компетентности личности и актуализирован динамический характер ее развития. Заключение. Формирование фармацевтической компетентности наряду с развитием прочих знаний и навыков, связанных со здоровьем, ассоциируется как неотъемлемый динамичный компонент санитарной грамотности личности, позволяющий адаптивно, осмысленно, целенаправленно и ответственно использовать фармацевтические знания на благо собственного и общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирщина И.А., Шестакова Т.В., Курылева М.А., Солонинина А.В., Михайлова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACEUTICAL COMPETENCE AS AN INTEGRAL COMPONENT OF HEALTH LITERACY OF THE GENERAL PUBLIC

Health literacy is a person’s individual ability to receive, understand, evaluate and apply medical information for the benefit of his own and public health. A significant role in achieving and / or maintaining health belongs to pharmacotherapy, but the use of drugs (UD) should be reasonable and competent. In this regard, the development of pharmaceutical competence of an individual should be considered as a necessary component in the formation of self-care help skills. Aim of study is the scientific justification of constructive technologies to increase the pharmaceutical competence of the population based on the adaptation of valid methods for assessing health literacy. Materials and methods. We used the methods of structural, logical, comparative analysis, as well as the method of generalization, grouping, typologization, and modeling, their application was based on the D. Nutbeam health literacy model (Nutbeam's Health Literacy Model). It includes three levels of health literacy (functional, communicative, critical). The development of a method for assessing pharmaceutical literacy was carried out using a structural-logical analysis of the previously proposed questionnaire to assess the sanitary literacy of the population and its subsequent modification in accordance with the purpose of the study. Results and discussion. The conceptualization of the questionnaire content for assessing the pharmaceutical literacy of general public was performed and the elements of its scale are formed, and they were differentiated by the complexity of the skills assessed. The concepts of “pharmaceutical” and “pharmacotherapeutic” risks are proposed. The predictors of the occurrence of pharmaceutical and pharmacotherapeutic risks associated with an insufficient level of pharmaceutical competence of the population are substantiated, and the factors of their occurrence at various stages of treatment at the place of living are determined. The definitions of “pharmaceutical competence” and “individual pharmaceutical competence of a person” are proposed. The dynamic “portfolio” of individual pharmaceutical competences of the individual has been formed being based on the systematization of drug treatment risk factors at the place of living, they were structured into blocks relevant to the corresponding level of pharmaceutical literacy (functional, communicative, critical). The methodology of the formation of individual pharmaceutical competence of the individual is substantiated and the dynamic nature of its development is updated. Conclusion The formation of pharmaceutical competence along with the development of other knowledge and skills related to health, is associated as an integral dynamic component of the individual's health literacy allowing such adaptive, meaningful, purposeful and responsible use of pharmaceutical knowledge for the benefit of our own and public health.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая компетентность как неотъемлемый компонент санитарной грамотности»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ САНИТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УДК: 615.1:614.255.1

14.04.03 — организация фармацевтического дела Поступила 22.02.2020 г.

И.А. Кирщина*, Т. В. Шестакова, М.А. Курылева, А. В. Солонинина, В. Н. Михайлова

ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, Пермь

Санитарная грамотность — индивидуальная способность человека получать, понимать, оценивать и применять медицинскую информацию во благо собственного и общественного здоровья.

Весомая роль в достижении и/или поддержании здоровья принадлежит фармакотерапии при условии обоснованного и грамотного использования лекарственных препаратов (ЛП). В связи с этим развитие фармацевтической компетентности личности следует рассматривать как необходимый компонент формирования навыков самопомощи и заботы о собственном здоровье.

Цель исследования — научное обоснование конструктивных технологий повышения фармацевтической компетентности населения на основе адаптации валидных методов оценки санитарной грамотности.

Материалы и методы. В исследовании использовались методы структурного, логического, сравнительного анализа, а также метод обобщения, группировки, типологизации и моделирования, применение которых базировалось на модели санитарной грамотности D. Nutbeam (Nutbeam's HeaLthLiteracy ModeL), включающей три уровня санитарной грамотности (функциональная, коммуникативная, критическая). Разработка метода оценки фармацевтической грамотности осуществлялась с использованием структурно-логического анализа предложенного ранее опросника для оценки санитарной грамотности населения и его последующей модификации в соответствии с целью исследования.

Результаты и обсуждение. Концептуализировано наполнение опросника для оценки фармацевтической грамотности граждан и сформированы элементы его шкалы, которые дифференцированы по сложности оцениваемых умений. Предложены понятия «фармацевтические» и «фармакотерапевтические» риски. Обоснованы предикторы возникновения фармацевтических и фармакотерапевтических рисков, ассоциируемых с недостаточным уровнем фармацевтической компетентности населения, и определены факторы их возникновения на различных этапах обращения ЛП в домашних условиях. Предложены дефиниции «фармацевтическая компетенция» и «индивидуальная фармацевтическая компетентность личности». На основе систематизации факторов риска обращения ЛП в домашних условиях сформирован динамический «портфель» индивидуальных фармацевтических компетенций личности, структурированный на блоки, релевантные соответствующему уровню фармацевтической грамотности (функциональная, коммуникативная, критическая). Обоснована методология формирования индивидуальной фармацевтической компетентности личности и актуализирован динамический характер ее развития.

Заключение. Формирование фармацевтической компетентности наряду с развитием прочих знаний и навыков, связанных со здоровьем, ассоциируется как неотъемлемый динамичный компонент санитарной грамотности личности, позволяющий адаптивно, осмысленно, целенаправленно и ответственно использовать фармацевтические знания на благо собственного и общественного здоровья.

Ключевые слова: санитарная грамотность; фармацевтические и фармакотерапевтические риски; фармацевтические компетенции; фармацевтическая компетентность.

PHARMACEUTICAL COMPETENCE AS AN INTEGRAL COMPONENT OF HEALTH LITERACY OF THE GENERAL PUBLIC

I.A. Kirshchina*, T.V. Shestakova, M.A. Kuryleva, A.V. Soloninina, V.N. Mikhailova

Perm State Pharmaceutical Academy, Perm

Health Literacy is a person's individual ability to receive, understand, evaluate and apply medical information for the benefit of his own and public health. A significant roLe in achieving and / or maintaining health belongs to pharmacotherapy, but the use of drugs (UD) should be reasonable and competent. In this regard, the development of pharmaceutical competence of an individual should be considered as a necessary component in the formation of seLf-care help skiLLs.

Aim of study is the scientific justification of constructive technoLogies to increase the pharmaceuticaL competence of the popuLation based on the adaptation of vaLid methods for assessing heaLth Literacy.

Materials and methods. We used the methods of structuraL, LogicaL, comparative anaLysis, as weLL as the method of generaLization, grouping, typoLogization, and modeLing, their appLication was based on the D. Nutbeam heaLth Literacy modeL (Nutbeam's HeaLth Literacy ModeL). It incLudes three LeveLs of heaLth Literacy (functionaL, communicative, criticaL). The deveLopment of a method for assessing pharmaceuticaL Literacy was carried out using a structuraL-LogicaL anaLysis of the previousLy proposed questionnaire to assess the sanitary Literacy of the popuLation and its subsequent modification in accordance with the purpose of the study.

Results and discussion. The conceptualization of the questionnaire content for assessing the pharmaceutical Literacy of general public was performed and the elements of its scale are formed, and they were differentiated by the complexity of the skills assessed. The concepts of "pharmaceutical" and "pharmacotherapeutic" risks are proposed. The predictors of the occurrence of pharmaceutical and pharmacotherapeutic risks associated with an insufficient level of pharmaceutical competence of the population are substantiated, and the factors of their occurrence at various stages of treatment at the place of living are determined. The definitions of "pharmaceutical competence" and "individual pharmaceutical competence of a person" are proposed. The dynamic "portfolio" of individual pharmaceutical competences of the individual has been formed being based on the systematization of drug treatment risk factors at the place of living, they were structured into blocks relevant to the corresponding level of pharmaceutical literacy (functional, communicative, critical). The methodology of the formation of individual pharmaceutical competence of the individual is substantiated and the dynamic nature of its development is updated.

Conclusion The formation of pharmaceutical competence along with the development of other knowledge and skills related to health, is associated as an integral dynamic component of the individual's health literacy allowing such adaptive, meaningful, purposeful and responsible use of pharmaceutical knowledge for the benefit of our own and public health.

Key words: health literacy, assessment methods, pharmaceutical and pharmacotherapeutic risks, pharmaceutical competence.

ВВЕДЕНИЕ

Грамотность в вопросах здоровья (далее — санитарная грамотность) — ключевой аспект реализации здоровьесберегающего потенциала современного общества. Согласно документам ВОЗ, санитарная грамотность определена как «индивидуальная способность человека получать, понимать, оценивать и применять медицинскую информацию во благо собственного и общественного здоровья». Это специфический навык, приобретаемый в процессе обучения, который напрямую влияет на самочувствие и имеет ключевое значение для здоровьесбе-режения личности. Уровень санитарной грамотности имеет большее значение для здоровья, чем доходы, социальный статус и другие параметры [1].

Международные эксперты отмечают, что санитарная грамотность «предусматривает сознательно формулируемые запросы для приобретения знаний, включая ту или иную форму взаимодействия, направленную на улучшение информированности по вопросам здоровья и его охраны, включая улучшение знаний и разработку жизненных умений и навыков, способствующих обеспечению здоровья как отдельных людей, так и общества в целом» [2], подчеркивая при этом, что грамотность в вопросах здоровья — это специфический навык человека, который не является врожденным, но приобретается в процессе обучения. Это совокупный результат познавательных способностей, жизненного опыта, знаний и возможностей личности [3].

Очевидно, что дефиниция «санитарная грамотность» включает разные аспекты медицинского просвещения, консолидированные с понятием «самопомощь» (Бе^саге), под которым понимают самостоятельную деятельность человека для поддержки своего здоровья и предотвращения болезней [4]. Экспертное сообщество [5, 6] считает, что Бе^саге базируется на семи доменах:

• медицинская грамотность (способность отдельных лиц получать, обрабатывать и понимать базовую медицинскую информацию и оценивать услуги, необходимые для принятия надлежащих решений в области здравоохранения);

• самоконтроль физического и психического со-

стояния (знание индекса массы тела, уровня холестерина, артериального давления; участие в скрининге здоровья);

• физическая активность (регулярная умеренная физическая активность);

• здоровое питание (сбалансированное питание, рациональное потребление калорий);

• здоровый образ жизни (отказ от табака, ограничение употребления алкоголя, безопасный секс, использование солнцезащитных средств);

• хорошая гигиена (регулярное мытье рук, чистка зубов, мытье овощей и фруктов);

• рациональное и ответственное использование ЛП (осознание рисков, разумное использование исключительно при необходимости).

Вместе с тем эксперты ВОЗ отмечают [7], что весомая роль в достижении и/или поддержании здоровья принадлежит фармакотерапии при условии обоснованного и грамотного использования ЛП в правильной дозировке и количестве, достаточном для адекватного курса лечения, что подтверждает значимость фармацевтической грамотности. Таким образом, фармацевтическую грамотность следует рассматривать как необходимый компонент формирования знаний,связанных с применением фармацевтических товаров (включая ЛП) и направленных на развитие у индивида навыков самопомощи и заботы о собственном здоровье.

Известно, что значительная доля ЛП имеет статус безрецептурных и может быть использована в рамках ответственного, т.е. разумного, самолечения. Очевидно, что ответственное самолечение требует от потребителя наличия специальных знаний по вопросам самостоятельного, но безопасного использования ЛП, в том числе: как принимать ЛП; как контролировать действие ЛП; какие побочные и/или нежелательные реакции от применения ЛП могут возникнуть и как быть в этом случае; продолжительность использования ЛП; сроки обращения к врачу за профессиональной консультацией и др.

Между тем в настоящее время наблюдается организационно-информационный диссонанс в познавательно-прикладном фармацевтическом простран-

стве, препятствующий формированию у населения знаний и навыков, необходимых для реализации разумного подхода при использовании ЛП на основе оценки потенциальной пользы и вреда от самолечения, что обусловлено зачастую агрессивной рекламой ЛП в СМИ на фоне недостаточной фармацевтической грамотности. Очевидно, что одним из ключевых направлений формирования фармацевтической грамотности выступает фармацевтическое просвещение населения с привлечением независимых специалистов сферы здравоохранения.

Важно подчеркнуть, что фармацевтическое просвещение актуально не только в отношении безрецептурных ЛП с целью обеспечения ответственного самолечения, но и при использовании ЛП рецептурного отпуска для предупреждения фармацевтических рисков, включая минимизацию межлекарственных взаимодействий при совместном применении ЛП и поддержание пациентского комплаенса в процессе получения назначенной фармакотерапии.

Важным принципом формирования фармацевтической грамотности является обеспечение фармацевтической безопасности, под которой понимают «состояние защищенности населения и фармацевтических организаций от угроз, возникающих в сфере производства, распределения и потребления фармацевтических товаров и услуг» [8]. Основные причины возникновения фармацевтических опасностей обоснованы в ранее опубликованных работах российских коллег [9]. К элементам фармацевтических опасностей авторы относят продажу ЛП через интернет, нарушение правил приемки и хранения товаров, допуск к фармацевтической деятельности специалистов без фармацевтического образования и др.

Таким образом, достаточный уровень фармацевтической грамотности выступает одним из основных факторов, обеспечивающих доступ к безопасной фармацевтической помощи, и позволяет грамотно применять ЛП в рамках ответственного самолечения и/или управлять течением хронических заболеваний на основе рационального подхода к соблюдению врачебных назначений, что, в свою очередь, способствует повышению качества и продолжительности здоровой жизни граждан.

Цель исследования — научное обоснование конструктивных технологий повышения фармацевтической компетентности населения на основе адаптации валидных методов оценки санитарной грамотности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе исследования использовались методы структурного, логического, сравнительного анализа, а также метод обобщения, группировки, типологиза-ции и моделирования, применение которых базировалось на существующей модели санитарной грамотности D. Nutbeam (Nutbeam's HealthLiteracy Model) [10], которая хорошо известной в международном медицинском сообществе и применямой для оценки знаний и навыков, требуемых для поиска решений в различных ситуациях, связанных со здоровьем (рис. 1). По мнению автора, общий потенциал санитарной грамотности целесообразно рассматривать как многоуровневую систему, включающую: функциональную, коммуникативную и критическую грамотность.

Функциональный уровень санитарной грамотности предполагает наличие базовых навыков в чтении несложных медицинских инструкций, рекомендаций и другой необходимой информации медицинского характера, позволяющей эффективно существовать в повседневной жизни. Это самый низкий уровень медицинской грамотности, недостаточность которой затрудняет простейшие коммуникации человека, связанные со здоровьем. Для адекватного восприятия врачебных рекомендаций пациентам этого уровня требуется дополнительная интерпретация медицинской информации в доступной форме.

Коммуникативный уровень санитарной грамотности предусматривает наличие развитых когнитивных функций и достаточных медицинских знаний, которые совместно с адекватными социальными навыками могут использоваться для активной коммуникации с медицинскими специалистами при обсуждении медицинских проблем. Коммуникативный уровень грамотности позволяет пациентам оценивать сообщения о здоровье и экологично (для себя и окружающих) взаимодействовать с другими членами общества.

Критический уровень санитарной грамотности — самый высокий, включающий продвинутые когнитивные навыки, сформированные на основе функциональной и коммуникативной грамотности. Люди с таким уровнем способны критически анализировать информацию и использовать ее для контроля над ситуациями, связанными со здоровьем. Они имеют знания и навыки, позволяющие осуществлять осознанный выбор и обсуждать решения в отношении здоровья. На этом уровне грамотности люди, как правило, самостоятельно предпринимают про-

I уровень функциональная грамотность > II уровень коммуникативная грамотность | III уровень критическая грамотность

Рис. 1. Модель санитарной грамотности (по D. Nutbeam [10] с изменениями)

филактические меры по предупреждению рисков для здоровья, делают осознанный выбор в пользу здорового образа жизни и демонстрируют активную гражданскую позицию, направленную на формирование здоровьесберегающей среды в обществе.

Модель санитарной грамотности Э. ЫиШеат была адаптирована нами под задачи настоящего исследования. Она использовалась при формировании методологии фармацевтической грамотности (компетентности) граждан. Разработка метода оценки фармацевтической грамотности осуществлялась с использованием и дальнейшей модификацией под задачи исследования структурно-логического анализа валидизированного опросника, предложенного ранее для оценки санитарной грамотности [11-13].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Модифицированный нами опросник позволяет определить уровень фармацевтических навыков респондента в разрезе трех уровней. В табл. 1 представлены опорные суждения (элементы), определенные нами для оценки фармацевтической грамотности граждан в соответствии с характеристикой каждого уровня грамотности.

Представленный опросник может служить информативным инструментом для быстрой оценки уровня фармацевтической грамотности с целью определения дальнейшей тактики коммуникативного взаимодействия в системе «врач-пациент-фармацевт» с позиций предупреждения рисков, связанных с применением ЛП в домашних условиях под самостоятельным контролем пациента.

Для целей исследования мы предлагаем использовать термин «фармацевтическая компетенция», под которой понимаются знания и навыки человека в сфере обращения ЛП и других товаров аптечного ассортимента.

Очевидно, что для каждого уровня фармацевтической грамотности пациенту необходим определенный набор индивидуальных фармацевтических компетенций, позволяющих адекватно воспринимать и ответственно использовать фармацевтические знания.

Формулировка новой дефиниции способствовала появлению еще одного понятия — «индивидуальная фармацевтическая компетентность личности», которая представляет собой набор фармацевтических компетенций, позволяющих человеку получать, по-

Таблица1

Содержание опросника для оценки фармацевтической грамотности населения (по К Ishikawa и соавт. [12] с изменениями)

Уровни фармацевтической грамотности Интервал исследования (факторная нагрузка ответов)

Никогда Редко Иногда Часто

Функциональная

При чтении инструкции по медицинскому применению ЛП оказалось, что: шрифт в инструкции слишком мелкий 1 2 3 4

обнаружены непонятные слова и обозначения 1 2 3 4

текст написан очень сложно 1 2 3 4

необходимо много времени на прочтение и понимание 1 2 3 4

необходима помощь посторонних для понимания инструкции 1 2 3 4

Коммуникативная

При назначении Вам лекарственного препарата Вы: 1 2 3 4

собираете из различных источников информацию о назначенном ЛП 1 2 3 4

извлекаете необходимую вам информацию о ЛП 1 2 3 4

понимаете полученную информацию о ЛП 1 2 3 4

обсуждаете полученную информацию о ЛП с близкими (врачом, фармацевтом) 1 2 3 4

применяете ЛП с учетом полученной информации 1 2 3 4

Критическая

При получении информации о ЛП вы: 1 2 3 4

оцениваете, применима ли информация об этом ЛП к решению Ваших проблем, связанных со здоровьем 1 2 3 4

задумываетесь о достоверности информации о ЛП 1 2 3 4

проверяете достоверность информации о ЛП 1 2 3 4

собираете информацию относительно безопасности приема ЛП и в процессе приема отслеживаете нежелательные реакции ЛП 1 2 3 4

нимать, оценивать и применять фармацевтическую информацию на благо собственного и общественного здоровья. Таким образом, для достижения единообразия в трактовке терминов и целостности в изложении мы предлагаем вместо термина «фармацевтическая грамотность» использовать понятие «фармацевтическая компетентность».

Очевидно, что прогностическим фактором возникновения фармацевтических опасностей выступает недостаточный уровень фармацевтической компетентности граждан, так как основной превентивной мерой предупреждения рисков, связанных с применением ЛП, является разумный осознанный подход при обращении и использовании фармацевтических товаров, формируемый посредством повышения фармацевтической грамотности. Важно подчеркнуть, что достаточный уровень фармацевтической компетентности способствует минимизации большинства рисков, связанных с нарушением пациентского комплаенса, применением ЛП в рамках самолечения, и предупреждению потенциальных фармацевтических рисков на других этапах повседневного обращения ЛП. Таким образом, все основные причины фармацевтических опасностей можно рассматривать с позиций этапа обращения ЛП в домашних условиях. В связи с этим все предикторы фармацевтических рисков можно разделить на собственно фармацевтические и фармакотерапевтические составляющие.

Так, при изучении фармацевтических рисков мы не учитываем потенциальных опасностей обращения ЛП, связанных непосредственно с их применением, но понимаем риски, возникающие на этапах приобретения, мониторинга пригодности, хранения и утилизации ЛП в домашних условиях. Вместе с тем под фармакотерапевтическими рисками мы предлагаем понимать вероятные опасности, связанные с применением ЛП и его воздействием на организм с учетом фармакотерапевтических характеристик и других факторов, влияющих на безопасность ЛП для конкретного человека (противопоказания, по-

бочные эффекты, особые указания, взаимодействия и др.).

Нами предложены основные предикторы фармацевтических и фармакотерапевтических рисков (табл. 2). Следует подчеркнуть, что все отмеченные причины сопоставимы с уровнем фармацевтической компетентности человека.

На основе систематизации факторов риска обращения ЛП в домашних условиях нами сформирован «портфель» фармацевтических компетенций личности, структурированный на блоки, релевантные уровню фармацевтической грамотности (функциональная, коммуникативная, критическая), которому они соответствуют (табл. 3).

Представленные в табл. 3 блоки функциональных, коммуникативных и критических компетенций составляют динамический «портфель» фармацевтических компетенций личности, которые необходимы для развития адекватного уровня фармацевтической компетентности, достаточного для решения повседневных вопросов, связанных с использованием ЛП с учетом индивидуальных потребностей, запросов, интеллектуальных, социальных и возрастных возможностей человека.

Методология формирования фармацевтической компетентности базируется на концепции медицинского просвещения, представленной в докладе ВОЗ, посвященном вопросам санитарной грамотности мирового сообщества; в основных положениях Руководства об этическом продвижении ЛП; в международных принципах организации надлежащей аптечной практики; в правилах определения категорий лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту; в концепциях рационального использования ЛП и приверженности к длительной терапии (пациентский комплаенс); в правилах надлежащей практики фармаконадзора и других международных и национальных исследованиях, посвященных охране здоровья населения с позиций предупреждения фармацевтических рисков [14-20].

Формирование «портфеля» имеет динамический

Таблица 2

Предикторы фармацевтических и фармакотерапевтических рисков, ассоциируемых в том числе с уровнем фармацевтической грамотности

Фармацевтические Фармакотерапевтические

Нарушение правил хранения (температурный режим, свет, влажность) Бесконтрольное неосознанное избыточное самолечение

Отсутствие ограничений свободного доступа детей к ЛП в домашних условиях Незнание состояния и особенностей собственного здоровья

Небрежное отношение к сохранению инструкций по медицинскому применению и вторичных упаковок ЛП до окончания использования ЛП Недостаточность когнитивных и физиологических функций и нарушение правил применения ЛП

Хаотичное размещение ЛП (нарушение фармацевтического порядка) в домашней аптечке Низкий уровень приверженности к назначенной фармакотерапии

Отсутствие контроля сроков годности и органолептических свойств ЛП Игнорирование (недопонимание значимости) информации в инструкции по медицинскому применению ЛП

Неэкологичная утилизация непригодных к медицинскому применению ЛП Сомнение в профессионализме медицинских и фармацевтических работников

Таблица 3

Динамический «портфель» индивидуальных фармацевтических компетенций

Фармацевтические компетенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание компетенций

Функциональные

Коммуникативные

Критические

Способность и готовность человека:

самостоятельно прочитать инструкцию по медицинскому применению ЛП в полном объеме

понять большую часть текста инструкции, включая отдельные медицинские термины и формулировки

соблюдать большинство медицинских рекомендаций, включая правила и схемы приема ЛП

своевременно получать рецепты на ЛП, принимаемые на постоянной основе

следить за состоянием, содержанием и порядком в домашней аптечке, сроками годности ЛП

соблюдать правила хранения и утилизации ЛП в домашних условиях

Способность и готовность человека:

проявлять активный интерес к фармацевтической информации, в том числе к применяемым ЛП

извлекать, понимать и запоминать фармацевтическую информацию

обсуждать полученную информацию с медицинскими и фармацевтическими работниками

проявлять адекватную приверженность назначенной фармакотерапии и другим рекомендациям медицинских и фармацевтических работников

адаптивно формулировать вопросы к медицинским и фармацевтическим специалистам, связанные с использованием ЛП

применять ЛП с учетом полученной (самостоятельно и/или через специалистов здравоохранения) информации об особенностях его использования и с учетом назначений и личных потребностей пациента

регулярно проходить диспансеризацию и осуществлять мониторинг основных показателей здоровья с целью контроля эффективности фармакотерапии и предупреждения фармакотерапевтических рисков (в том числе совместно с врачом и/или фармацевтом)

принимать осознанные решения относительно приобретения и применения ЛП в рамках ответственного самолечения Способность и готовность человека:

полностью понять и уметь изложить информацию, представленную в инструкции по медицинскому применению ЛП критически осмыслить фармацевтическую информацию, составить собственное мнение по вопросам, касающимся ЛП и использовать ее для улучшения качества жизни, связанного со здоровьем контролировать и управлять событиями, связанными с применением ЛП

осуществлять (по возможности) самоконтроль показателей здоровья, в том числе связанных с приемом ЛП определять детерминанты здоровья, ассоциируемые с фармакотерапией, и своевременно сообщать медицинским и фармацевтическим специалистам о своих наблюдениях

сообщать врачу и/или фармацевту о нежелательных реакциях, связанных с использованием ЛП

участвовать в социальных проектах и других массовых мероприятиях, направленных на развитие здоровьесберагаю-

щей среды в обществе

популяризировать ответственное самолечение, не допуская необоснованного потребления ЛП проявлять активный интерес к методам профилактики заболеваемости, пропагандировать и использовать (по показаниям) вакцинопрофилактику

характер, т.е. зависит от условий и индивидуальных особенностей участников образовательного процесса, поэтому содержание перечисленных фармацевтических компетенций не исчерпывается представленным перечнем знаний и навыков, поскольку имеет особенность изменяться и дополняться относительно динамики индивидуальных потребностей личности. Формирование личного портфеля фармацевтических компетенций происходит на протяжении всей жизни человека и варьируется в зависимости от возраста, приобретаемых и/или утрачиваемых социальных ролей, уровня и профиля образования, состояния личного здоровья и других факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование фармацевтической компетентности наряду с развитием прочих знаний и навыков, связанных со здоровьем, ассоциируется как неотъемлемый динамичный компонент санитарной грамотности личности, позволяющий адаптивно, осмысленно, целенаправленно и ответственно использовать

фармацевтические знания на благо собственного и общественного здоровья.

Финансирование исследования. Работа не финансировалась никакими источниками. Конфликта интересов не отмечено.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. World Health Organization. Health literacy. The solid facts. 2013. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/190655/ e96854.pdf?ua=1.

2. World Health Organization. Health promotion glossary. 1998. URL: https://www.who.int/healthpromotion/about/HPR%20Glos-sary%201998.pdf?ua=1.

3. Bitzer E. M., S0rensen K. Gesundheitskompetenz — Health Literacy. Gesundheitswesen 2018; 80(08/09): 754-766, https://doi. org/10.1055/a-0664-0395.

4. Kickbusch I. Self-care in health promotion. Soc Sci Med 1989; 29(2): 125-130, https://doi.org/10.1016/0277-9536(89)90160-3.

5. Global Self-Care Federation. What is self-care? URL: https://www. selfcarefederation.org/what-is-self-care.

6. Webber D., Guo Z., Mann S. Self-care in health: we can define it, but should we also measure it? SelfCare 2013; 4(5): 101-106.

7. Всемирная организация здравоохранения. Как распознавать продвижение лекарств и как к нему относиться. Практическое руководство. 2011. URL: https://haiweb.org/wp-content/ uploads/2015/05/Pharma-Promo-Guide-Russian.pdf. World Health Organization. Kak raspoznavat' prodvizhenie lekarstv i kak k nemu otnosit'sya. Prakticheskoe rukovodstvo [How to recognize drug promotion and how to relate to it. Practical guidelines]. 2011. URL: https://haiweb.org/wp-content/uploads/2015/05/Pharma-Promo-Guide-Russian.pdf.

8. Коржавых Э.А., Мошкова Л. В. Методика упорядочения фармацевтической терминологии. Экономический вестник фармации 2002; 8: 55-64. Korzhavykh E.A., Moshkova L. V. Methodology for streamlining pharmaceutical terminology. Ekonomicheskiy vestnik farmatsii 2002; 8: 55-64.

9. Кононова С. В., Дадус Н. Н., Пономарева А.А. Фармацевтическая безопасность. Ремедиум Приволжье 2018; 2(162): 4-5. Kononova S. V., Dadus N. N., Ponomareva A. A. Farmatsevticheskaya bezopasnost'. Remedium Privolzh'e 2018; 2(162): 4-5.

10. Nutbeam D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century. Health Promot Int 2000; 15(3): 259-267, https://doi.org/10.1093/heapro/15.3.259.

11. Амлаев К. Р., Дахкильгова Х.Т. Грамотность в вопросах здоровья: понятие, классификация, методы оценки. Врач 2018; 29(6): 83-86. Amlaev K. R., Dakhkilgova Kh.T. Health literacy matters: concept, classification, methods of assessment. Vrach 2018; 29(6): 83-86.

12. Ishikawa H., Takeuchi T., Yano E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients. Diabetes Care 2008; 31(5): 874-879, https://doi.org/10.2337/dc07-1932.

13. Ishikawa H., Sato M., Nomura K., Yano E. Developing a measure of communicative and critical health literacy: a pilot study of Japanese office workers. Health Promot Int 2008; 23(3): 269-274, https://doi. org/10.1093/heapro/dan017.

14. Толпыгина С.Н., Марцевич С.Ю., Концевая А. В., Драпкина О.М. Ответственное самолечение — основополагающие принципы и место в современной системе здравоохранения. Рациональная фармакотерапия в кардиологии 2018; 14(1): 101-110. Tolpygina S.N., Martsevich S. Yu., Kontsevaya A. V., Drapkina O. M. Responsible self-medication — the fundamental principles and place in the modern health system. Ratsional'naya farmakoterapiya v kardiologii 2018; 14(1): 101-110.

15. World Health Organization. Adherence to long-term therapies: evidence for action. 2003. URL: https://www.who.int/chp/ knowledge/publications/adherence_report/en/.

16. Всемирная организация здравоохранения. Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств. 1997. URL: https://apps.who.int/medicinedocs/documents/s21726ru/s21726ru. pdf. World Health Organization. Rukovodstvo po nadlezhashchemu naznacheniyu lekarstvennykh sredstv [Guidelines for the good prescription of drugs]. 1997. URL: https://apps.who.int/medicinedocs/ documents/s21726ru/s21726ru.pdf.

17. World Health Organization. Developing pharmacy practice. A focus on patient care. 2003. URL: https://apps.who.int/medicined-ocs/documents/s14094e/s14094e.pdf.

18. World Health Organization. Joint FIP/WHO guidelines on good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services. 2011. URL: http://apps.who.int/medicinedocs/en/rn/abstract/Js18676en/.

19. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 87 «Об утверждении Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411948/cncd_21112016_87. Reshenie Soveta Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 03.11.2016 No.87 "Ob utverzhdenii Pravil nadlezhashchey praktikifarmakonad-zora Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza" [Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated November 3, 2016 No.87 'On approval of the Rules of good pharmacovigilance practice of the Eurasian Economic Union"]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01411948/cncd_21112016_87.

20. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 178 «О Правилах определения категорий лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0149340/ clcd_31122015_178_att. Reshenie Kollegii Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 29.12.2015 No.178 "O Pravilakh opredeleniya kategoriy lekarstvennykh preparatov, otpuskaemykh bez retsepta

i po retseptu" [Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 29, 2015 No.178 "On the Rules for determining the categories of drugs dispensed without a prescription and prescription"]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0149340/ clcd_31122015_178_att.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: И.А. Кирщина, к.ф. н., доцент кафедры управления и экономики фармации, ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России;

Т.В. Шестакова, аспирант кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России;

М.А. Курылева, соискатель кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России;

A.В. Солонинина, д.ф. н., профессор, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России;

B.Н. Михайлова, к.ф.н, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России

Для контактов:

Кирщина Ирина Анатольевна, e-mail: irina.kirshina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.