© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 615.371:615.035.2
Фармаконадзор вакцин в России: нормативно-правовое регулирование, особенности развития на современном этапе
И.И. Снегирева, К.Э. Затолочина, Н.А. Озерецковский, Б.К. Романов, А.Н. Миронов
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127051, Москва, Россия
Резюме: Представлено современное состояние организации фармаконадзора за побочным действием вакцин. Авторы отмечают, что в связи с реорганизацией системы государственного надзора за качеством иммунобиологических лекарственных препаратов, включающей и мониторинг их побочного действия, практически не может функционировать система оперативного реагирования при возникновении поствакцинальных осложнений (ПВО): Роспотребнадзор теряет свою ведущую роль в данном направлении, а Росздравнадзор ограничивает свою деятельность сбором информации, которая при современном состоянии расследования случаев ПВО и подтверждения сигналов не во всех случаях является достоверной. В последние годы от участия в расследовании случаев ПВО были фактически отстранены предприятия-производители вакцин. Учитывая высокую значимость постоянного наблюдения за безопасностью вакцин, современную общемировую тенденцию применения многокомпонентных препаратов, прогрессирующее увеличение вакцин, применяемых в рамках Национального календаря профилактических прививок, а также широкое внедрение новых технологий их конструирования, авторами обосновывается необходимость восстановления ранее действовавшей централизованной системы фарма-конадзора за побочным действием вакцин.
Ключевые слова: фармаконадзор; безопасность лекарственных средств; побочное действие; иммунобиологические лекарственные средства; вакцины; поствакцинальные осложнения.
Библиографическое описание: Снегирева ИИ, Затолочина КЭ, Озерецковский НА, Романов БК, Миронов АН. Фармаконадзор вакцин в России, нормативно-правовое регулирование, особенности развития на современном этапе. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения 2014; 4: 27—31.
VACCINE PHARMACOVIGILANCE IN RUSSIA: LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK, CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT I.I. Snegireva, K.E. Zatolochina, N.A. Ozeretskovsky, B.K. Romanov, A.N. Mironov
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127051, Moscow, Russia
Abstract: The article presents the current status of vaccine pharmacovigilance for the purpose of detecting adverse events The authors note that for the reason of reorganizations in the system for state supervision over the quality of immunobiological preparations, including monitoring of adverse effects, it is almost impossible to operate the system of rapid response in case of postvaccinal adverse events (PAE): the Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) loses its leading role in the mentioned sphere, and the Federal Service on Surveillance in Healthcare of the Russian Federation (Roszdravnadzor) limits it's activities to collecting information which is not in all cases reliable at the present stage of investigation of PAE cases and confirmation of signals. In fact in the recent years vaccine manufacturers were suspended from participating in investigation of PAE cases. Taking into account the high importance of continuous vaccine safety monitoring, modern global trend for multicomponent preparations and constant increase of the vaccines used in National Immunization Program Schedule, as well as the widespread introduction of new technologies of their design, the authors have justified the need of restoring the former centralized system for pharmacovigilance of vaccine adverse events.
Key words: pharmacovigilance; drug safety; adverse events; immunobiological preparations; vaccines; postvaccinal adverse events.
Bibliographic description: Snegireva II, Zatolochina KE, Ozeretskovsky NA, Romanov BK, Mironov AN. Vaccine pharmacovigilance in Russia, legal and regulatory framework, current stage of development. Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products Bulletin 2014; 4: 27-31.
Многолетний мировой опыт вакцинопрофилакти-ки инфекционных заболеваний свидетельствует о том, что не существует вакцин, введение которых не приводило бы к развитию реакций и осложнений у отдельных людей [16]. В связи с этим неотъемлемыми компонентами деятельности в области вакцинопрофилак-тики являются выявление, оценка и предотвращение неблагоприятных событий после иммунизации [13].
Мониторинг поствакцинальных реакций и осложнений представляет собой систему постоянного на-
блюдения за безопасностью иммунобиологических лекарственных препаратов в условиях их практического применения.
Целью этого мониторинга является получение материалов, свидетельствующих о безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП) и совершенствование системы мероприятий по предупреждению осложнений после их применения.
К задачам мониторинга относят надзор за безопасностью ИЛП, выявление поствакцинальных ослож-
нений (ПВО), развившихся после применения отечественных и импортируемых ИЛП, определение характера и частоты ПВО для каждого препарата, факторов, способствующих их развитию, в том числе демографических, климатических, географических, социально-экономических и экологических, а также обусловленных индивидуальными особенностями привитого, подготовка рекомендаций о внесении изменений в инструкцию по медицинскому применению, разработка рекомендаций по профилактике ПВО [6].
Особенностью российского фармаконадзора вакцин на современном этапе является существование двух систем мониторинга безопасности вакцин, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор), нормативно-правовая база, регулирующая фармаконадзор вакцин в России, представлена комплексом взаимосвязанных документов.
Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности ЛС при их обращении [1]. Другим ключевым документом, регламентирующим фармаконадзор в Российской Федерации, является Федеральный закон № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 4 которого относит иммунопрофилактику к государственной политике страны [2].
С сентября 2010 г. в России функция мониторинга безопасности и контроля качества лекарственных препаратов (ЛП), в том числе и вакцин, возложена на Росздравнадзор, который осуществляет мониторинг с помощью метода спонтанных сообщений (метод «желтой карты») — основного метода получения информации в работе служб фармаконадзора всех стран мира и ВОЗ [10]. Экономическую доступность, простоту в реализации и возможность контролировать безопасность ЛС в течение всего периода его пребывания на фармацевтическом рынке с целью быстрого выявления новых, непредвиденных, серьезных и редких нежелательных событий после иммунизации относят к существенным преимуществам данного метода.
Система спонтанных сообщений о нежелательных реакциях на вакцины в нашей стране так же, как и во многих других странах (Великобритания, Швеция, Франция, Австралия, Новая Зеландия), объединена с мониторингом неблагоприятных реакций на фармацевтические лекарственные средства [12, 14, 15, 17, 18]. Порядок осуществления мониторинга безопасности ЛП для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций (НР), непредвиденных НР при применении ЛП для медицинского применения регламентирован Приказом Минздравсоцразвития России и Информационным письмом Росздравнадзора [4, 5].
Эти документы предлагают управлениям здравоохранения РФ, Управлениям Росздравнадзора по РФ и руководителям лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений РФ обращать пристальное внимание на работу подведомственных учреждений по выявлению и направлению информации о НР лекарственных препаратов в Росздравнадзор.
Все субъекты обращения ЛС обязаны в течение 15 календарных дней (со дня, когда стала известна соответствующая информация) сообщить в Росздравнад-зор о серьезных нежелательных реакциях (СНР) и непредвиденных нежелательных реакциях (ННР) на ЛП (в том числе вакцины), и об особенностях взаимодействия ЛП с другими ЛП, которые были выявлены при их применении. Предпочтительным форматом направления информации о НР является «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», размещенное на интернет-сайте Росздравнадзора. Данные, собранные по форме специальной карты-извещения, включают информацию о пациенте, лекарственном средстве (ЛС), побочном эффекте и лице, сообщившем о событии [9].
Кроме того, для формирования, усиления и проверки «сигналов» о НР в ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России используется международная база данных ВОЗ У1§1Ва8е, доступ к которой осуществляется через программу VigiLyze, имеющую сервис для проведения статистического анализа.
До 2010 г. система регистрации осложнений вакцинации в России была организована в рамках эпид-надзора. Данная система продолжает функционировать и в настоящее время и ведет только учет ПВО. Ранее эта уникальная система не только учитывала поствакцинальные осложнения и реакции, но и осуществляла расследование случаев ПВО для подтверждения или исключения связи с вакцинацией. На наш взгляд, ранее существовавшая система является наиболее приемлемой для регистрации и расследования побочных проявлений после иммунизации (ПППИ).
Принятый в 1998 году в РФ Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает государственный статистический учет ПВО [2], а порядок осуществления их мониторинга регламентирован методическими указаниями МУ 3.3.1.1123-02 «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика», МУ 3.3.1879-04 «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расследование поствакцинальных осложнений» и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 11, где предусмотрено направление Управлениями Роспотребнадзора в субъектах РФ внеочередных донесений о поствакцинальных осложнениях в Роспотребнадзор [6, 7, 8, 11].
Мониторинг ПВО проводится на всех уровнях регионального медицинского обслуживания населения. При установлении диагноза ПВО, подозрении на ПВО, необычной реакции после вакцинации в
процессе активного наблюдения в вакцинальном периоде или при обращении за медицинской помощью внеочередное донесение передается в территориальные органы Роспотребнадзора и в муниципальный орган управления здравоохранением.
Особенностью системы фармаконадзора вакцин в рамках эпиднадзора является расследование ПВО органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъекте Российской Федерации и направление соответствующей документации в Роспотребнадзор.
Оценка случаев НР на местах возникновения не только специалистами в области эпиднадзора, но и профильными специалистами, в особенности врачами-педиатрами и комиссией специалистов, с использованием всех клинических и диагностических методов, по сути, приближает метод стимулированных сообщений к методу активного мониторинга в стационаре, не ограничивая его при этом такими недостатками, как необходимость отдельных штатных сотрудников для проведения постоянного мониторинга и небольшое число наблюдений, в связи с включением в исследование только одного или нескольких стационаров.
После завершения расследования ПВО на местах составляется акт расследования каждого случая, как потребовавшего, так и не потребовавшего госпитализации (в последнем случае с копией истории болезни), который направляется в Центр экспертизы и контроля медицинских иммунобиологических препаратов ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России (Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Та-расевича до 2010 г.).
Акт расследования ПВО, как и карта-извещение о случае НР на ЛС Росздравнадзора, включает информацию о пациенте, вакцине, побочном эффекте и лице, сообщившем о событии. Акт также содержит дополнительную информацию, которая необходима для подтверждения (или отсутствия) связи нежелательного явления (НЯ) с вакцинацией. Данные о количестве препарата, полученного в регионе, сообщившем о ПВО, количестве привитых, наличии у них реакций и осложнений дают возможность оценить частоту риска развития НР и ее связь с прививкой. В акт расследования ПВО вносятся также сведения об условиях хранения вакцины и проведения вакцинации для исключения так называемых «программных ошибок». Сведения о состоянии здоровья привитого характеризуют индивидуальные особенности пациента на момент проведения вакцинации, подробное описание клинического течения поствакцинального осложнения или реакции позволяют сделать однозначное заключение о связи ПВО с вакцинацией.
Кроме того до 2010 г. при необходимости ГИСК им. Л.А. Тарасевича мог дополнительно запрашивать медицинскую документацию, а в случае летального исхода — протокол вскрытия, гистологические пре-
параты, блоки и формалиновый архив для подтверждения связи осложнения с вакцинацией и подготовки заключений по тяжелым формам ПВО, а также осуществлять повторное независимое испытание рекламированной серии, включая изъятые с места события, а в отдельных случаях — непосредственно участвовать в проведении расследования.
Одной из особенностей Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 № 88 является гарантированное право граждан на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности при возникновении у них поствакцинальных осложнений [2].
Государственной компенсации подлежат следующие поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям: анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции, энцефалит, вакциноассоциированный полиомиелит, поражения центральной нервной системы с генерализованными или фокальными остаточными проявлениями, приведшими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также с клиническими проявлениями судорожного синдрома, генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ, артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи [3].
Иные положения, предусмотренные ст. 69 Федерального закона № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств», возлагают возмещение ущерба (вреда), причиненного здоровью вследствие применения недоброкачественного лекарственного препарата на производителя или иного субъекта обращения лекарственных средств и не предусматривают компенсации ущерба в случае, если побочное действие проявилось при применении по показанию доброкачественного препарата.
Вполне естественно, что при этом органы социального страхования должны руководствоваться конкретным заключением о наличии или отсутствии причинно-следственной связи развития НЯ с вакцинацией и не могут удовлетворяться такими неопределенными заключениями, как «условная», «возможна», «вероятная» и т.д.
Резюмируя современное состояние организации фармаконадзора за побочным действием вакцин, следует с сожалением констатировать, что в связи с реорганизацией системы государственного надзора за качеством ИЛП, включающей и мониторинг побочного действия этих препаратов, при возникновении ПВО система оперативного реагирования функционировать практически не может: Роспотребнадзор теряет свою ведущую роль в данном направлении, а Росз-
дравнадзор ограничивает свою деятельность сбором информации, которая при современном состоянии расследования случаев ПВО и подтверждения сигналов не во всех случаях является достоверной. При этом нельзя не отметить, что в последние годы от участия в расследовании случаев ПВО были фактически отстранены предприятия-производители вакцин.
Учитывая высокую значимость постоянного наблюдения за безопасностью вакцин, современную
общемировую тенденцию применения многокомпонентных препаратов, прогрессирующее увеличение вакцин, применяемых в рамках Национального календаря профилактических прививок, а также широкое внедрение новых технологий их конструирования, необходимо восстановить ранее действовавшую централизованную систему фармаконадзора за побочным действием вакцин.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств». Российская газета 2010; (78): 3.
2. Федеральный закон № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Российская газета 1998; (181): 5.
3. Постановление Правительства РФ № 885 от 02.08.1999 г. «Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий». Российская газета 1999; (158): 4.
4. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 04и-232/12 от 02.04.2012 г. «По предоставлению сведений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты». Available from: http://www.consultant.ru.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 757н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения». Российская газета 2010; (206): 7.
6. Вакцинопрофилактика. Методические указания. МУ 3.3.1.1123-02. Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ; 2002.
7. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Методические указания. МУ 3.3.1879-04. Расследование поствакцинальных осложнений. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ; 2004.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 11 от 24.02.2009 г. «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2009; (19): 6-7.
9. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 04и-232/12 от 2.04.2012 г. «По предоставлению сведений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты». Available from: http://www.consultant.ru.
10. Астахова АВ, Лепахин ВК. Лекарства. Неблагоприятные побочные реакции и контроль безопасности. М.: Эксмо; 2008.
11. Онищенко ГГ, Ежлова ЕБ, Мельникова АА. Актуальные проблемы вакцинопрофилактики в Российской Федерации. Журнал микробиологии эпидемиологии и иммунобиологии 2014; (1): 9-19.
12. Aronson JK. Side Effects of Drugs: The International Encyclopedia of Adverse Drug Reactions and Interactions. 15th ed. Amsterdam: Elsevier; 2006.
13. Council for International Organizations of Medical Sciences. Definition and application of terms of vaccine pharmacovigilance. Report of CIOMS/WHO Working Group on Vaccine Pharmacovigilance. Geneva: CIOMS; 2012. Available from: http://whqlibdoc.who.int/ publications/2012/9789290360834_eng.pdf.
14. Ekins-Daukes S, Irvine D, Wise L, et al. The Yellow Card scheme: evaluation of patient reporting of suspected adverse drug reactions. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2006; (15): 105. Available from: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pds.v15:1%2B/issuetoc.
15. Mann R, Andrews E. Pharmacovigilance. 2nd ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2007.
16. Plotkin SA. Vaccines. 5th ed. Philadelphia: Saunders; 2008.
17. Strom BL. Pharmacoepidemiology. 4th ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2005.
18. Zanoni G, Berra P, Lucchi I, et al. Vaccine adverse event monitoring systems across the European Union countries: time for unifying efforts. Vaccine 2009; (27): 3376-84.
1. Federal Law № 61 -FZ 12.04.2010 «On Circulation of Medicines». Rossiyskaya gazeta 2010; (78): 3 (in Russian).
2. Federal Law № 157-FZ 17.09.1998 «On immunoprophylaxis of infectious diseases». Rossiyskaya gazeta 1998; (181): 5 (in Russian).
3. Government Decree № 885 of 02.08.1999 «On approval of the list of postvaccination complications caused by preventive vaccination included in the national calendar of immunization and preventive vaccination on epidemic indications entitling citizens to obtain government lump-sum benefits». Rossiyskaya gazeta 1999; (158): 4 (in Russian).
4. Letter of the Federal Service on Surveillance in Healthcare and Social Development № 04i-232/12 dated 02.04.2012, «By providing information about adverse reactions to drugs». Available from: http:// www.consultant.ru (in Russian).
5. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation № 757n August 26, 2010 «On approval of the procedure for monitoring the safety of drugs for medical use, registration of side effects, serious adverse reactions, unexpected adverse reactions in the application of drugs for medical use». Rossiyskaya gazeta 2010; (206): 7 (in Russian).
6. Vaccine prophylaxis. Methodical instructions. MU 3.3.1.1123-02. Monitoring of post-vaccination complications and their prevention. M.: Federal Centre for Sanitary Inspection Ministry of Health of the Russian Federation; 2002 (in Russian).
7. Immunoprophylaxis of infectious diseases. Methodical instructions. MU 3.3.1879-04. Investigation of post-vaccination complications. M.: Federal Centre for Sanitary Inspection Ministry of Health of the Russian Federation; 2004 (in Russian).
8. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation № 11, 24.02.2009 «On the representation of early reporting of emergency public health sanitary-epidemiological nature». Bulleten normativnyh aktov federalnyh organov ispolnitelnoy vlasti 2009; (19): 6-7 (in Russian).
9. Letter of the Federal Service on Surveillance in Healthcare and Social Development № 04i-232/12 dated 02.04.2012, «By providing information about adverse reactions to drugs». Available from: http:// www.consultant.ru (in Russian).
10. Astahova AV, Lepahin VK. Medicines. Adverse drug reactions and safety control. M.: Eksmo; 2008 (in Russian).
11. Onischenko GG, Ezhlova EB, Melnikova AA. Actual problems of vaccine prevention in the Russian Federation. Zhurnal mikrobiologii, epidemiologii i immunobiologii 2014; (1): 9-19 (in Russian).
12. Aronson JK. Side Effects of Drugs: The International Encyclopedia of Adverse Drug Reactions and Interactions. 15th ed. Amsterdam: Elsevier; 2006.
13. Council for International Organizations of Medical Sciences. Definition and application of terms of vaccine pharmacovigilance. Report of CIOMS/WHO Working Group on Vaccine Pharmacovigilance. Geneva: CIOMS; 2012. Available from: http://whqlibdoc.who.int/ publications/2012/9789290360834_eng.pdf.
14. Ekins-Daukes S, Irvine D, Wise L, et al. The Yellow Card scheme: evaluation of patient reporting of suspected adverse drug reactions. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2006; (15): 105. Available from: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pds.v15:1%2B/issuetoc.
15. Mann R, Andrews E. Pharmacovigilance. 2nd ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2007.
16. Plotkin SA. Vaccines. 5th ed. Philadelphia: Saunders; 2008.
17. Strom BL. Pharmacoepidemiology. 4th ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2005.
18. Zanoni G, Berra P, Lucchi I, et al. Vaccine adverse event monitoring systems across the European Union countries: time for unifying efforts. Vaccine 2009; (27): 3376-84.
ОБ АВТОРАХ:
AUTHORS:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Российская Федерация, 127051, Москва, Петровский бульвар, 8.
Снегирева Ирина Игоревна. Ведущий научный сотрудник Отдела экспертизы побочного действия МИБП.
Затолочина Карина Эдуардовна. Научный сотрудник Отдела экспертизы побочного действия МИБП.
Озерецковский Николай Аркадьевич. Главный эксперт Управления экспертизы противобактериальных МИБП, канд. мед. наук. Романов Борис Константинович. Директор Центра экспертизы безопасности лекарственных средств, д-р мед. наук. Миронов Александр Николаевич. Генеральный директор, д-р мед. наук.
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 8 Petrovsky Boulevard, Moscow, 127051, Russian Federation. Snegireva II. Leading researcher of the Division of side effects expertise of medical immunobiological preparations.
Zatolochina KE. Researcher of the Division of side effects expertise of medical immunobiological preparations.
Ozeretskovskiy NA. Chief expert of Office of expertise of anti-bacterial medical immunobiological preparations. Candidate of Medical Sciences. RomanovBK. Director of Center of Expertise of Drug Safety. Doctor of Medical Sciences.
MironovAN. Director General. Doctor of Medical Sciences.
АДРЕС ДЛЯ ПЕРЕПИСКИ:
Романов Борис Константинович; Romanov@expmed.ru Статья поступила 15.09.2014 г.
Принята к печати 10.10.2014 г.
ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2015 ГОДА
Оформить подписку на журнал
«ВЕДОМОСТИ НАУЧ МЕДИ
ЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ»
можно в любом почтовом отделении России . Индекс издания в каталоге Агентства «Роспечать» «Газеты . Журналы» на первое полугодие 2015 года - 25122