Научная статья на тему 'ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ '

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
325
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ »

Фармация

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНФОРМИРОВАНИЯ ИХ О ПРОИЗВОДСТВЕ И КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ВАКЦИН ОТ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Аринина P.A.

Медицинский университета «Реавиз», Самара, Россия Научные руководители: Нефедов И.Ю. (д-р биол. наук), Нефедова И.Ю. (канд. биол. наук)

Информационно-просветительская работа провизора является одной из трудовых функций его профессионального стандарта.

Цель: выяснить мнение населения о том, как производят и контролируют качество вакцин от новой коронавирусной инфекции, чтобы повысить доверие населения к качеству вакцин.

Материалы и методы. Всего было опрошено 29 человек в возрасте от 18 до 65 лет и старше, из них 38 % мужчины и 62 % женщины, 55 % были вакцинированы и 45 % - нет, 32 % были с высшим, 4 % - студенты, 48 % со средне - техническим и 16 % со средним образованием.

Результаты и обсуждение. 65 % из опрашиваемых сказали, что для них важно быть информированными о качестве вакцин, для 3 % респондентов это не важно и 32 % - не знают важно для них это или нет. То есть большинство людей хотели бы знать о том, как производятся вакцины и как контролируют их качество. При этом, из тех, кто хочет быть информирован о качестве вакцин, 40 % уже доверяют вакцинам, 30 % - сомневаются и 30 % не доверяют.

Из всех опрошенных только 28 % респондентов доверяют качеству вакцин и 72 % не доверяют. При этом из тех, кто доверяет вакцинам большинство доверяют «Спутнику V».

Заключение. Информирование населения о технологии производства и контроле качества вакцин будет способствовать повышению доверия людей к иммунопрофилактике коронавирусной инфекции. Если бы государство и заводы-изготовители показали людям официальную статистику о действии вакцины, и о технологии ее производства, то проблемы низкой приверженности вакцинации были бы решены.

Введение. Термин «анестезия» первоначально использовался древнегреческим хирургом Диоскоридом и был воскрешен доктором Оливером Уэнделлом Холмсом для описания бесчувственного состояния, возникающего при вдыхании эфира. Цели общей анестезии (анестезиологического пособия) включает: анальгезию во время и после операции, подавление сознания больного, нейровегетативную защиту, адекватное кровообращение, достаточный газообмен, снижение кровопотери (управляемая гипотония, гемодилюция) и ее своевременная коррекция, миорелакса-ция, предупреждение и ликвидация исходных возникающих в процессе хирургической агрессии метаболических расстройств, адекватное послеоперационное обезболивание. По определению, общие анестетики обратимо оказывают все из этих терапевтических эффектов. Препараты для

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ

Научный руководитель: Михеева М.А. (канд. с. наук, доцент)

общей анестезии включают вдыхаемые газы, а также внутривенные средства. Другие классы лекарств могут использоваться анестезиологами для достижения конкретных клинических целей во время операции. Например, анестезиологи часто используют препараты, которые избирательно подавляют нервно-мышечную передачу, чтобы уменьшить движение пациента и облегчить операцию (миорелаксанты). Для миорелаксации используются деполяризующие релаксанты - листено-нон и недеполяризующие релаксанты средней продолжительности действия -тракриум, длительного действия - ардуан, а также дозазависимые релаксанты - эсмерон, нимбекс. Бензодиазепины могут использоваться для обеспечения анксиолиза и антероградной амнезии, а опиоиды обеспечивают обезболивание (действие, которое производится только несколькими общими анестетиками). Однако среди многих лекарств, используемых анестезиологами, общие анестетики однозначно используются для достижения бессознательного состояния.

Цель исследования: изучить современные данные о средствах для общей анестезии (наркоза), аналептиках.

Материалы и методы исследования: сравнительный анализ научной литературы на основе различных источников информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Общая анестезия чаще всего достигается путем введения внутривенных седативных и анальгетиков с последующим поддержанием летучими анестетиками. Пациенты лучше переносят внутривенную индукцию, но ингаляционная индукция часто используется у детей или там, где доступ к внутривенному введению проблематичен. Все внутривенные анестетики могут привести к быстрой потере сознания в зависимости от дозы и скорости введения. Перераспределение от мозга к мышцам и жировой ткани наряду с обменом веществ приводит к пробуждению [1].

Пропофол является фенольным агентом с быстрым началом и короткой продолжительностью действия и может быть использован для индукции и поддержания анестезии. Глубокое угнетение дыхания может быть вызвано индукционной дозой. Пропофол обеспечивает преимущество легкого пробуждения с минимальной остаточной седацией даже при длительной инфузии. Кроме того, он обладает противорвотными свойствами, что делает его популярным для амбулаторных процедур.

При кратковременных операциях и манипуляциях используют тотальную внутривенную анестезию (ТВВА) со спонтанным дыханием с сочетанием препаратов: кетамин - реланиум, пропофол - кетамин.

Этомидат является внутривенным анестетиком, связанным с противогрибковым препаратом кетоконазолом. Применение этомидата обычно ограничивается индукцией, и повторные дозы или инфузии применять не следует. Риск тошноты или рвоты делает этомидат менее идеальным препаратом для применения в амбулаторных условиях. Для уменьшения риска тошноты и рвоты применяют церукал (внутривенно), метоклопрамид, ондансетрон.

Кетамин является диссоциативным анестетиком, что означает, что он искажает восприятие зрения и звуков, а также вызывает чувство отрешенности от окружающей среды и самого себя. Уникальный среди внутривенных анестетиков, кетамин производит интенсивную анальгезию и не угнетает дыхание [2].

Важные побочные эффекты кетамина включают повышенную секрецию, риск ларингоспазма и галлюцинаций. Дексмедетомидин является селективным агонистом альфа-2 рецепторов, обладающим седативными, симпатолитическими и обезболивающими свойствами. Преимущества деке -медетомидина включают лучшую переносимость пациентами, гемодинамическую стабильность и сохранение дыхательных путей. Эти качества делают его предпочтительным средством для сознательной волоконно-оптической интубации [3].

Современные ингаляционные анестетики - галогенсодержащие препараты для проведения ингаляционной анестезии: севофлуран (севоран, эеуоАигапе), десфлуран (супран, (ЗеэПигапе) и изо-флуран (форан, ¡эоНигапе). Эти жидкости превращаются путем испарения в газ для быстрого всасывания и выведения легочным кровообращением. Эти лекарства всасываются в альвеолах, и концентрация анестетика в головном мозге напрямую связана с концентрацией в альвеолах. Ингаляционные средства обычно используются для поддержания анестезии. Ключевым показателем этих препаратов является минимальная концентрация в альвеолах (МКА), которая предотвращает движение у 50 % пациентов в ответ на болезненный стимул, такой как хирургический разрез [4].

Важно отметить, что МКА закиси азота очень высок (104 %), что означает, что он вряд ли будет производить общую анестезию в качестве одного агента. Закись азота (N0) - это негалоге-нированный агент без запаха, который можно комбинировать с галогенированным анестетиком для ускорения индукции и появления. N0 может поддерживать горение, особенно при высокой концентрации кислорода, поэтому его следует избегать при лазерной эндоскопии. Галотан был исторически широко используемым агентом, но был заменен другими галогенированными агентами, такими как севофлуран, который обеспечивает более плавную индукцию маски, более быстрое появление и меньшую депрессию миокарда и аритмогенный потенциал, чем галотан. Галотан также несет в себе риск аллергического гепатита [5].

Севофлуран и десфлуран являются негорючими летучими галогенированными агентами, которые являются полностью фторированными аналогами изофлурана. Фторированные агенты вызывают быстрое пробуждение по сравнению с изофлураном, особенно у пациентов с ожирением после длительной операции. Изофлуран, содержащий фторид, не полностью фторирован. Десфлуран, в частности, может вызвать кашель или ларингоспазм. Небольшие концентрации ингаляционных агентов могут сильно подавлять вентиляционную реакцию при острой гипоксии, поэтому пациенты должны находиться под пристальным наблюдением во время транспортировки в отделение послеанестезии. Галогенированные летучие анестетики являются мощными триггерами злокачественной гипертермии (ЗГ), их следует избегать у пациентов с личным или семейным анамнезом ЗГ из-за высокого риска заболеваемости и смертности, связанных с ЗГ. Злокачественная гипертермия является наследственным генетическим заболеванием, возникающим в результате аномального рецептора рианодина в мышечной ткани. ЗГ вызывается летучими анестетиками и сукцинил-холином и приводит к ригидности мышц, рабдомиолизу, высоким температурам, ацидозу, недостаточности органов и, возможно, смерти. ЗГ лечат дантроленом [6].

Общие анестетики разделили на три группы в зависимости от их относительной эффективности для различных клинических конечных точек и их влияния на ЭЭГ. Было показано, что эта клиническая классификация общих анестетиков замечательно хорошо коррелирует с исследованиями, определяющими молекулярные мишени этих препаратов, особенно те, которые связаны с потерей сознания (или его коррелятом у животных).

Группа 1 состоит из этомидата, пропофола и барбитуратов. Эти препараты смещают кортикальную ЭЭГ в сторону более низких частот, обеспечивая воспроизводимую корреляцию с глубиной анестезии. Группа 2 включает газообразные анестетики закись азота (ЫгО), ксенон (Хе) и циклопропан, а также кетамин, внутривенное средство. Клинически эти препараты вызывают значительную анальгезию, в то время как их эффективность в качестве снотворных и иммобилизаторов относительно слаба. Сердечно-сосудистая стабильность и высокая частота сообщений о переживаниях, похожих на сновидения, также являются особенностями, связанными со 2-й группой. Группа 3 состоит из летучих галогенированных анестетиков: галотана, энфлурана, изофлурана, се-вофлурана и десфлурана. Летучие анестетики снижают частоту спектральных границ кортикальной ЭЭГ, а мониторы глубины анестезии обеспечивают надежную корреляцию с уровнем сознания [7].

Аналептики (от греч. analepsis - восстановление) - это вещества, восстанавливающие функцию жизненно важных центров продолговатого мозга (дыхательного и сосудодвигательного). В связи с этим аналептики называют также оживляющими средствами. Аналептики оказывают также возбуждающее действие на кору головного мозга, подкорковые центры и спинной мозг. Возбуждающее действие аналептиков лучше проявляется на фоне угнетения ЦНС. В больших дозах аналептики вызывают судороги, поэтому их еще называют судорожными ядами. Возбуждение сосудодвигательного центра сопровождается углублением и учащением дыхательных движений, улучшением легочного газообмена, повышением содержания кислорода и уменьшением уровня СОг в крови [4].

По механизму аналептического действия препараты можно разделить на:

1) прямого возбуждающего действия на центры продолговатого мозга: бемегрид, этимизол,

2) рефлекторного действия: алкалоид цитизин. Этот препарат вызывает рефлекторное возбуждение дыхательного центра посредством усиления импульсации из каротидных клубочков (содержат Н-холинорецепторы);

3) аналептики смешанного типа действия: кордиамин, камфора. Наряду с прямым действием на дыхательный и сосудистый центры оказывают рефлекторное влияние через хеморецепторы сосудов.

Аналептики рефлекторного типа действия на сегодняшний день утратили свое значение, так как уступают по эффективности другим препаратам.

Показания к применению: состояния, сопровождающиеся угнетением дыхательного центра -гипоксические состояния, повышенное утомление; отравление или передозировка снотворных (барбитуратов), наркозных средств; для прекращения наркоза или ускорения пробуждения при наркозе; асфиксия новорожденных; шоковые состояния [7].

Выводы. Общие анестетики традиционно считаются неспецифическими препаратами, оказывающими широкое воздействие на ЦНС. Существует большое количество веществ, способных вызвать общую анестезию: инертные газы (ксенон), простые неорганические соединения (закись азота), галогенированные углеводороды (галотан), сложные органические соединения (барбитураты). Анестетики реализуют свое действие посредством различных механизмов. Каждое из наркотических веществ обладает отличительной особенностью воздействия на организм. Различные компоненты анестезии опосредуются влиянием анестетиков на различные уровни центральной нервной системы. Например, утрата сознания и амнезия обусловлена действием препаратов на кору больших полушарий, в то время как подавление целенаправленной реакции на боль - влиянием на ствол головного мозга и спинной мозг. Внутренние механизмы общей анестезии (обратимая потеря сознания и болевой чувствительности) до конца не выяснены.

1. Wang С., Li L., Xu H., et al. Effect of desflurane-remifentanil or sevo-flurane-remifentanil on early recovery in elderly patients: a me-ta-analysis of randomized controlled trials. Pharmazie. 2019 Apr 1 ; 74(4):

2. Bartholomew K., etal. Guidelines for day-case surgery 2019. Guidelines from the Association of Anaesthetists and the British Association of Day Surgery. Anaesthesia. 2019; 74: 778-792.

3. Pritchard M.W., et al. Intravenous versus inha-lational maintenance of anaesthesia for postoperative cognitive outcomes in elderly people undergoing non-cardiac surgery. Cochrane Database Syst Rev. 2018 Aug 21; 8(8): CD012317.

4. БеггЭ. Клиническая фармакология. M.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. 104 с.

5. Косарев, В.В. Общая и клиническая фармакология / В.В. Косарев, С.А. Бабанов. М.: Феникс, 2018. 480 с.

6. Bayani M. The effect of nasal midazolam premedication on parents-child separation and recovery time in dental procedures under general anaesthesia. Eur J Paediatr Dent. 2015 Jun; 16(2): 135-8.

7. Steurer M., et al. Measuring the accuracy of propofol target-controlled infusion (TCI) before and after surgery with major blood loss. J Clin Monit Comput. 2020 Feb; 34(1): 97-103.

Актуальность проблемы детального рассмотрения и описания процедуры маркировки в аптеке, являющейся одним из участников маркировки.

Цель: комплексное рассмотрение целесообразности внедрения мероприятий по маркировке лекарственных препаратов в структуре товарооборота аптек.

Материалы: обзор литературы за 2021 и 2022 года.

Задачи. В соответствии с представленной целью работы нами были выдвинуты следующие задачи:

1) описание представленного в научной и периодической литературе отечественного опыта внедрения системы маркирования лекарственных препаратов в аптеках;

2) характеристика законодательной базы процесса маркировки;

3) представление логики комплексного исследования проблемы реализации маркировки лекарственных препаратов в аптеках;

4) анализ положительных и отрицательных черт механизма маркировки лекарственных препаратов в аптеках.

Для решения сформулированного каскада задач были актуализированы следующие методы исследования: эмпирические методы - теоретический анализ нормативно-правовой и периодической литературы по проблеме маркирования лекарственных средств посредством системы «Честный знак»; анализ Интернет-ресурсов.

Результаты и обсуждение. Отмеченные в литературном обзоре исследования о механизме маркировки лекарственных средств в товарообороте в российских аптеках позволяют сделать следующие выводы:

1. Маркировка признается одним из эффективных средств мониторинга всех физических действий, осуществляемых с лекарственными препаратами субъектами обращения лекарственных средств на всех этапах товаропроводящей цепи.

2. Согласно актуальной новой инструкции Росздравнадзора по маркировке лекарств, медицинские организации должны были вступить в мониторинг движения лекарств до 1 января 2020 года. Закупка и применение препаратов, информацию о которых не внесли в систему «Маркировка», запрещены.

3. В соответствии с нормативно-правовым предписанием участникам системы маркировки также может грозить штраф. Последний день, когда аптеки могут зарегистрироваться в системе мониторинга - 31 декабря 2019 года. С 1 января 2020 года контролеры начнут штрафовать, если аптека не работает в рамках системы. За нарушение порядка мониторинга аптеку оштрафуют на 100 тыс. руб., должностное лицо, ответственное за систему мониторинга движения лекарственных препаратов - на 10 тыс. руб. (6.34 КоАП).

4. Для того, чтобы не сорвать сроки регистрации, предлагается воспользоваться алгоритмом «Как подготовить аптеку к работе в системе мониторинга движения лекарственных препаратов»

МАРКИРОВКА В АПТЕКЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Научный руководитель: Бельчикова Г. В. (канд. экон. наук, доцент)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.